Главные вкладки
Участие в профессионнальных конкурсах
Представлены материалы победителя и призера территориальных и муниципальных конкурсов.
1. Победитель (3 место) всероссийского творческого конкурса "Альманах логопеда" в номинации "Методические разработки учителей - логопедов" 2023 г.
2. Победитель (3 место) всероссийского творческого конкурса "Альманах логопеда" в номинации " Проекты совместной деятельности учителей-логопедов и педагогов образоавтельных организаций"
3. Победитель (3 место) всероссийского творческого конкурса "Альманах логопеда" в номинации "Методические разработки учителей-логопедов"
4. Победитель (2 место) всероссийского творческого конкурса "Альманах логопеда" в номинации "Проекты совместной деятельности учителей-логопедов и педагогов образовательной организации "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
int_zan_sred_gr_priklyucheniya_yolochki.docx | 31.03 КБ |
konspekt_23_fevralya_1_2.docx | 39.52 КБ |
int_zan_st_gr_papa_mozhet_2024-25_2.docx | 294.32 КБ |
rechevoy_tsentr-obedineny.pdf | 797.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия
воспитателя и учителя-логопеда в средней группе
«Новогоднее приключение елки»
(с презентацией)
Воспитатель Мелехова Е.И.
Учитель- логопед Цивилёва В.В.
Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное»,
«Художественно-эстетическое», «Физическое», «Познавательное»
Цель: создание праздничного настроения в ожидании нового года.
Задачи:
Образовательные:
- расширить первоначальные представления о новогоднем празднике, о социальной значимости новогодней ёлки;
- актуализировать знания детей о новогодних традициях через связь времён;
- обобщить знания детей о ёлке как об объекте природы;
- учить детей чувствовать праздничное настроение через восприятие музыки и движения, через создание атмосферы праздника;
- учить детей изготавливать новогодние игрушки из природного материала;
- учить детей пользоваться изобразительными материалами.
Развивающие:
- развивать память, воображение, мышление, зрительное и слуховое внимание и восприятие, мелкую и общую моторику;
- учить внимательно слушать и слышать задания и правильно их выполнять;
- расширять активный словарь;
- развивать и совершенствовать умения и навыки словоизменения, словообразования,
согласования слов;
- развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы грамматически правильными предложениями;
- развивать музыкальные способности и чувство ритма.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, творческую активность;
- развивать навыки сотрудничества и доброжелательного отношения к товарищам.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, новогодние украшения на ёлку, еловая ветка, еловые шишки, ёлочка для украшения, гуашь, блёстки для украшения, салфетки.
Предварительная работа: беседы о новогоднем празднике, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание новогодних песен, стихов и танцев.
Ход занятия:
Дети под музыку входят в группу и встают в круг
- Организационный момент
- Приветствие. Загадка о зиме
Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
«Здравствуйте» я вам скажу и загадку расскажу!
Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал реветь медведь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Зимой)
(На экране появляется картинка зимы)
- Правильно, зимой.
- Ребята, а кто в загадке стал белым?
- А кто впал в спячку?
- А что значит выражение «впал в спячку»?
- Молодцы, внимательно слушали загадку.
2) Игра-приветствие «Жили-были мальчики, жили-были девочки»
- Давайте поиграем в игру-приветствие.
На экране на зимнем фоне по ходу игры появляются лесные животные
Жили-были мальчики, жили-были девочки,
Превратились в зайчиков, превратились в белочек
- Встретились зайчики на лесной полянке, обрадовались друг другу и поздоровались друг с другом ладошками. (Дети хлопают друг с другом в ладоши.)
- Прибежали белочки, распушили хвостики и стали хвостиками здороваться (Дети встают друг к другу спинками и «трутся хвостиками»).
- А медвежата спят в берлоге, ничего не слышат, только прижимаются друг к другу толстыми боками. (Дети трутся боками).
- Жили-были зайчики, жили-были белочки,
Стали они мальчики, стали они девочки.
На экране появляются дети
- А как же мальчики и девочки радуются встрече и здороваются друг с другом? Они обнимаются. (Дети обнимаются друг с другом.)
Дети садятся на стулья
- Основная часть.
- Введение в тему
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие: нас ждёт самое настоящее новогоднее приключение, и мы с вами окажемся в новогодней мастерской.
- Ребята, когда я сегодня шла на работу, то нашла веточку и шишки. Кто мог потерять их? Как вы думаете с какого они дерева упали?
Дети: Веточка и шишки упали с ёлки.
- Появление гостя
Воспитатель: Ой, ребята, тише-тише. Кто-то к нам идёт, я слышу.
- Интересно, кто же там?
Появляется грустная ненаряженная ёлочка
- Посмотрите, да, это же ёлочка! Здравствуй, ёлочка!
Логопед в костюме Ёлки: Здравствуйте, ребята, я так торопилась, что обронила свою веточку. Вы не видели мою еловую веточку?
Дети: видели, да вот же она.
Отдают веточку ёлке
Ёлка: А мои еловые шишки?
Дети: Вот они.
Отдают шишки ёлке
- Дидактические игры
- Дыхательное упражнение «Приятный запах»
Ёлка: Вы знаете, как вкусно пахнет еловая веточка? Она пахнет зеленью, лесом, свежестью. Давайте понюхаем ее. Встаньте около стульчиков, опустите руки. Я буду подносить веточку к носу каждого из вас. Когда я скажу: «Вдох», вы сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом выдохнете и на выдохе скажете: «Ах, какой приятный запах!»
Логопед выполняет упражнение с каждым из детей
Ёлка: - Ребята, а кто из вас запомнил, как называется моя веточка? (еловая)
- Ребята, я знаю одну весёлую игру, в неё все лесные зверюшки любят играть. Вы хотите поиграть? (Да)
- Игра «Шалунишки»
Дети встают вокруг ёлки. Звучит весёлая музыка, игроки водят хоровод. Как только музыка стихнет, ёлка объявляет: «Пыхтелки!» (дети пыхтят). Затем снова звучит весёлая музыка, дети водят хоровод. По окончанию музыки ёлка объявляет: «Пищалки!» (дети пищат). Таким образом, игра продолжается дальше с разными шалостями: «Кричалки!» (дети кричат); «Визжалки!» (дети визжат); «Смешинки!» (дети смеются) и опять сначала. Порядок объявления шалостей периодически меняется. (Можно проговаривать ГРОМКО-ТИХО)
После игры дети садятся на стулья
- Беседа о новогоднем празднике, о прошлых и современных традициях
украшения ёлки.
Воспитатель: А какой праздник у нас не обходится без нашей красавицы ёлочки?
Дети: Новый год!
Воспитатель: А вы знаете, почему наряжают (украшают) ёлки на новый год?
Ответы детей
Демонстрация презентации
Воспитатель: Обычай украшать ёлки появился очень, очень давно у наших пра-пра-пра- бабушек и дедушек В те далёкие времена все люди верили в сказки и в чудеса. Они считали, что в ветвях деревьев живут могущественные духи - добрые, и злые. И чтобы поладить с ними и добиться их помощи в разных делах люди приносили разные дары, которые развешивали на веточках ёлки. Сначала ёлки украшались очень просто: орехами, конфетами, яблоками и даже картошкой. Теперь на колючих зелёных ветвях самые разнообразные игрушки. А на макушке-звезда.
- Украшение ёлки игрушками
Воспитатель: Ребята, может быть нам подарить ёлочке новогодний наряд? Как нам украсить ёлочку?
Дети. Повесить ёлочные игрушки.
Воспитатель. Тогда давайте украсим её. Я сейчас попрошу мне помочь …
(приглашаю несколько детей по количеству игрушек)
Ёлку украшаем разными игрушками из фетра, бусами, звезда на ободке
Воспитатель. Вот какая у нас нарядная и красивая ёлочка получилась. Может быть мы про нарядную ёлочку стихотворение расскажем?
1 ребёнок читает стихотворение
Ну и ёлка, просто диво,
Как нарядна, как красива!
Ёлочка - красавица,
Всем нам очень нравится!
- Игра «Озорные игрушки».
Ёлка: Спасибо, детишки. Как мне нравится. Какая я нарядная стала, и мне сразу захотелось с вами поиграть
Игра проводится по типу «Чего не стало?», «Что изменилось?».
Детям предлагается закрыть глаза. В это время убирается одна из игрушек или игрушки меняются местами. Дети открывают глаза и угадывают, какая игрушка спряталась или какие игрушки поменялись местами.
Ёлка: Ребята, мне с вами так весело.
Воспитатель:
Хорошо, что ёлочка
В гости к нам пришла.
Поиграть мы с ёлочкой
Рады до утра.
- Физкультминутка (музыкальный хоровод или игра на ускорение)
- Прощание с ёлкой
Ёлка: Ох, ребята, заигралась я с вами, мне уже пора в лес к своим зверятам. Они меня ждут. Я думаю, им понравится мой новогодний наряд. Но, чтобы вам не было грустно без меня, я оставлю вам на новогодние праздники свою младшую сестрёнку. Вы, ребята, украсите её, и она будет вас радовать. А вот эти мои простые еловые шишки вы превратите в яркие новогодние игрушки.
Ёлка прощается с детьми и уходит
- Продуктивная деятельность. Изготовление новогодней игрушки из еловой шишки.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в новогоднюю мастерскую, где мы сейчас будем настоящими мастерами новогодних игрушек.
Итак, нам потребуются:
- шишки (их необходимо вымыть и просушить);
- краски (акриловые, но можно использовать и гуашь);
- блестки в тарелочке
- кисточки, или губки, можно на палочке;
- стаканчик (для кисти).
- влажные салфетки
1) Правила техники безопасности
2) Изготовление игрушки. Показ воспитателя
- Приступаем к творчеству. Берем шишечки и начинаем раскрашивать их в разные цвета. Нужно тщательно покрасить каждую чешуйку.
- Добавим еще один штрих. Насыпаем довольно много блесток в тарелочку и наносим на кончики чешуек блестки, чтобы они были блестящими. Готово! Вот такие шишки-игрушки у меня получились.
- Когда шишки подсохнут, нам их надо повесить на ёлку, для этого мы прикрепим ленточку.
- Самостоятельная работа
- Ребята, вы молодцы! Сколько красивых игрушек получилось!
- Рефлексия
- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? (Ёлка)
- В какие игры мы играли с ёлкой?
- Как украшали ёлки наши пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-прадедушки?
- Что делали мы с вами в новогодней мастерской? Для кого?
- К какому празднику мы с вами готовимся?
- Спасибо вам за ваше внимание и старание.
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия в средней группе, посвященного Дню защитника Отечества, «Будем в армии служить»
(с презентацией)
Воспитатель Мелехова Е.И.
Учитель- логопед Цивилёва В.В.
Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное»,
«Художественно-эстетическое», «Физическое», «Познавательное»
Цель: расширять представления детей о празднике День Защитника Отечества.
Задачи
образовательные:
- расширять знания детей об армии, их представления о родах войск;
- познакомить с понятиями «Отечество», «Родина» «защитник», «армия», «войска», «служить»;
- познакомить детей с военной техникой;
коррекционно-развивающие:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать силу голоса;
- развивать фонематическое восприятие;
- расширять активный словарь;
- развивать и совершенствовать умения и навыки словоизменения, словообразования,
согласования слов;
- развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы грамматически правильными предложениями;
- развивать мелкую и общую моторику, быстроту и точность реакции. умение координировать речь с движением;
- закреплять умение детей отгадывать загадки;
- развивать умение регулировать мышечный тонус;
- развивать образное мышление, память, слуховое, зрительное внимание и восприятие, воображение, пространственные представления;
воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к Родине;
- воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, желание служить в армии;
- воспитывать любовь к четвероногим друзьям-защитникам Отечества;
- воспитывать личностные качества, чувство коллективизм.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, обручи, мешочки с песком, пилотки, банданы, наглядно-демонстр. материал по теме (солдаты, военная техника и т.д.), мягкая игрушка собака Дружок, магнитные мольберты, магнитные разрезные картинки «Танки», один цельный на магните, танкисты на магните бинты -5 ш, военные шевроны на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети под военный марш входят в группу и встают в ряд
Воспитатель и логопед в белых блузках и черных юбках, в солдатских пилотках и косынках защитного цвета на шее
Ссылка на презентацию https://disk.yandex.com.am/i/n8jEKMtkz3A4lA
- Организационный момент
- Приветствие
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, почему мы с вами так необычно оделись? О каком празднике мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)
- Правильно. Мы сегодня будем говорить о празднике День защитника Отечества. Такие пилотки и банданы защитного цвета наши защитники, солдаты. А сейчас послушаем стихотворение, посвященное Дню защитника Отечества.
- Чтение стихотворения ребёнком 1.
Нашей Армии любимой
День рожденья в феврале.
Слава ей, непобедимой!
Слава миру на земле!
- Основная часть.
1. Появление гостя
Слышен лай. Появляется щенок Дружок.
Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл необычный гость. Это щенок.
Щенок лает (запись)
- Кто-нибудь может сказать, что же он хочет нам сказать?
Воспитатель: Кажется, я его понимаю. Он говорит: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дружок. Мне мама сказала, что когда я вырасту, то стану защитником Отечества, но я не знаю, кто такой защитник Отечества и что он делает. Может быть вы мне расскажете.»
Логопед: А ты, Дружок, оставайся с нами и все узнаешь.
- Введение в тему. Предварительная беседа
Воспитатель: Ребята, совсем скоро, 23 февраля, в нашей стране будет отмечаться праздник День защитника Отечества.
- Вы знаете, что значит слово Отечество?
- Правильно, Отечество-это наша Родина. И есть такая профессия –защитник Отечества, защитник Родины.
- А что делает защитник Отечества? (любит и защищает Родину)
- Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм о наших защитниках, о нашей Российской армии.
3. Просмотр видеосюжета о Российской армии
- Беседа после просмотра
Воспитатель:
- Для чего нужна Армия?
- Какие солдаты защищают нашу страну?
3. Какая военная техника помогает нашим солдатам защищать Отечество, нас с вами?
Логопед: - Ребята, чтобы вот так прыгать, бегать, стрелять, каким должен быть солдат? (смелым, ловким, быстрым, сильным, отважным, здоровым и т.д.)
- А вы хотите стать солдатами, защитниками Отечества и служить в нашей армии? (Да, хотим)
- А ты, Дружок, понял теперь, кто такие защитники Отечества? Тоже хочешь служить в армии?
Дружок лает (запись)
Воспитатель: Дружок очень хочет служить, но не знает, в каких же войсках он хотел бы служить. Давайте мы начнем готовиться к службе в разных войсках нашей Армии. Проведем армейские учения. Будем проходить разные испытания. И вы с Дружком решите в каких войсках вы хотели бы служить.
- Дружок, мы на тебя тоже наденем бандану, как у наших ребят.
Надеть на Дружка бандану
- Игра -кричалка.
Логопед: Ну что готовы?
- Тогда начинаем с разминки. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «Да» или «Нет». Будьте внимательны!
Наша армия сильна? (да)
Защищает мир она? (да)
Мальчишки в армию пойдут? (да)
Девочек с собой возьмут? (нет)
Стоит летчик на границе? (нет)
Он летает выше птицы? (да)
Сегодня праздник отмечаем? (да)
Мам и девчонок поздравляем? (нет)
Мир важней всего на свете? (да)
Знают это даже дети? (да)
- Молодцы, готовы к испытаниям!
- Тематическая игра «Будем в армии служить».
Дружок перемещается вместе с детьми.
Воспитатель: А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Дети встают в колонну по одному
Дети (все): Аты- баты, Аты- баты!
Мы шагаем как солдаты,
Воспитатель:
Отряд, слушай мою команду-
За мной шагом марш.
Переходят к 1 испытанию
Отряд, на месте стой раз-два!
- Игровая ситуация «Переправа»
Воспитатель: Впереди нас ждет первое испытание «Переправа». Вы сказали, что солдаты должны быть ловкими. Юные защитники, вам нужно переправиться на другой берег, перепрыгивая двумя ногами из обруча в обруч.
По окончании испытания дети садятся на стульчики.
- Молодцы, с первым испытанием справились, переправились без потерь.
- Игровая ситуация «Моряки»
На слайде появляется загадка
Логопед: Послушайте загадку и скажите, про кого она?
Загадка 1 Бескозырка и тельняшка,
Вьются ленты за спиной.
По полгода ходит в море,
Вы узнали кто такой?
Дети: Это моряк.
- Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. На корабле всегда есть капитан. Он управляет всем на военном судне. Ему помогают помощник капитана и матросы.
- Игра на развитие дыхания «Моряки»
На стол кладутся 2 бумажных кораблика. Каждый участник должен дуть на свой кораблик, чтобы переместить его от одного края стола до другого.
- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать моряками. Перед вами бумажные кораблики. Вы будете перемещать их с одного края стола на другой не руками, а воздушной струёй. Ваша задача дуть точно на кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола.
- Игровая ситуация «Лётчики»
Появляется следующая загадка на слайде
Логопед: Послушайте следующую загадку, про кого она?
Загадка 2 В самолете он летает,
Страну нашу охраняет.
Выполняет он приказ:
Защищает с неба нас.
Дети: Это летчик.
Воспитатель: В нашей армии есть и авиация – боевые самолеты и вертолеты. Этими боевыми машинами управляют летчики.
- Как можно назвать лётчиков по-другому?
- Ребята, я предлагаю вам стать летчиками и сыграть в музыкальную игру «Летчики на аэродром».
- Музыкальная подвижная игра «Летчики на аэродром»
Дети слушают текст и выполняют движения под музыку.
- Игровая ситуация «Танкисты»
Появляется следующая загадка на слайде
Логопед: Послушайте следующую загадку. Про кого она?
Загадка 3 Гусеницы, башня, пушка.
Люк открытый на верхушке.
Та машина в поле чистом
Управляется …
Дети: Танкистом.
Воспитатель: Танк - это боевая бронированная машина на гусеничном ходу. Гусеницы позволяют им проходить по любой местности, по оврагам и бездорожью.
- Ребята, чтобы стать танкистами, вам нужны танки. Перед вами лежат детали танка. Ваша задача собрать танки из нескольких частей. Будьте внимательны.
- Игра «Собери танк»
Дети разделены на команды из 4 человек. Каждая команда собирает из магнитных деталей свой танк на магнитной доске.
- Игра «Посчитай танки и танкистов»
Воспитатель: Танки собраны, посчитаны, пушки заряжены, поиграем в игру «Меткий стрелок». Ваша задача мешочком с песком попасть в цель (в обруч).
- Игра «Меткий стрелок»
Дети разделены на 2 команды. Необходимо мешочком с песком попасть в цель (в обруч).
- Игровая ситуация «Санитары»
Появляется следующая загадка на слайде
Логопед: Послушайте следующую загадку, про кого она?
Загадка 4 Если ранили солдата,
Он внезапно тут как тут.
Забинтует и подлечит.
Как его друзья зовут?
Дети: Военный врач, медсестра.
Воспитатель: Ребята, в Армии нельзя обойтись без медицинской помощи. Всем известно, что во время боя солдаты могут получить ранения. Им оказывают помощь военные врачи, мед. сестры и санитары. Настало время проверить, как быстро вы сможете оказать помощь другу в беде.
- Игра «Раненые бойцы»
В игре принимают участие девочки. Играют по двое. Напротив девочек сидят мальчики – «раненые бойцы». По сигналу девочки должны добежать до мальчиков, перебинтовать ему руку.
- Игровая ситуация «Пограничники»
Появляется следующая загадка на слайде
Логопед: Послушайте следующую загадку, про кого она?
Загадка 5 Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережёт,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?
Дети: Это пограничники.
Воспитатель: В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Они охраняют нашу границу и помогают им верные друзья - собаки. Ваша задача, вместе со служебной собакой, преодолеть препятствия. Вот тут и наш Дружок поможет вам.
- Игра- эстафета «Пограничники»
Дети делятся на две команды. Необходимо как можно быстрее пройти полосу препятствий с игрушечной собакой в руках.
Воспитатель: Ну, что, ребята, вот и закончились все наши испытания
Логопед: Вы честно боролись за правое дело,
Стремились к победе отважно и смело,
Вы наши защитники, все – молодцы!
Гордимся мы вами – наши бойцы!
- Ребята, вы запомнили какие солдаты бывают в армии и защищают нашу Родину? (ответы детей)
- Давайте ещё раз назовём, кто служит в нашей армии.
- Игра "Образуй новое слово"
- Этот солдат управляет танком, значит он (кто?)…танкист.
- Этот солдат охранят границу, значит он (кто?)… пограничник.
- Этот солдат летает на самолёте, значит он (кто?)…летчик.
- Этот солдат служит на корабле и плавает в море, значит он (кто?)… моряк.
- Этот солдат оказывает помощь и лечит других солдат, значит он (кто?)… военный врач.
- Этот солдат ходит в разведку, значит он (кто?)…разведчик.
- Как всех этих людей назвать одним словом? (Дети: Военнослужащие (солдаты, воины, защитники). А вместе они целая армия.
Воспитатель: Скажите, кем бы вы хотели служить? (ответы детей)
Логопед: А ты, Дружок, выбрал войска, в которых ты хотел бы служить?
Дружок лает (запись)
Воспитатель: Дружок говорит: «Да, я увидел, что собаки служат на границе вместе с солдатами – пограничниками. Я буду там служить.»
- Сюрпризный момент «Военные шевроны»
Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы, как настоящие солдаты, достойно прошли все испытания, выбрали войска, в которых хотели бы служить. Получайте в награду шевроны, специальные солдатские знаки отличия.
- Дружок, поздравляем, ты теперь настоящая пограничная собака.
Дети приклеивают на одежду шевроны (знаки) по выбранным родам войск. Собаке Дружку приклеивается пограничный шеврон.
Ребенок 2 рассказывает стих.
Мы не просто так – ребята:
Подрастем – пойдем в солдаты,
Будем мы тренироваться,
Будем силы набираться,
Будем на посту стоять,
И Отчизну защищать!
III. Итог занятия
Воспитатель: Вот вы и побывали солдатами, закончились наши армейские учения. Вы показали себя ловкими и сильными, настоящими защитниками Отечества! А это значит, что, когда вы вырастите, обязательно пойдёте в армию и будете защищать нашу Родину.
Логопед: Юные защитники, какие испытания вам запомнились или понравились больше всего?
- Вы все молодцы. Показали свою ловкость, меткость, смелость. Вы все - настоящая юная армия России. Поздравляю вас с праздником День защитника Отечества. Крикнем дружно, как солдаты: «Ура! Ура! Ура!»
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие
воспитателя и учителя-логопеда в старшей группе
«Папа может!»
Воспитатель Мелехова Е.И.
Учитель- логопед Цивилёва В.В.
Цель: формирование осознанного понимания значимости пап в жизни детей.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей представление о государственном празднике нашей страны – Дне отца;
- расширять представления о качествах, характерных для пап, о действиях, совершаемых папами;
- формировать у детей гендерную идентичность.
Коррекционно-развивающие:
- развивать, обогащать и активизировать предметный, глагольный и качественный словарь детей по теме занятия;
- закреплять и упорядочить знания детей о мужских профессиях;
- закреплять представление детей о строительных инструментах;
- развивать и совершенствовать умения и навыки словоизменения, словообразования, согласования слов;
- совершенствовать умение подбирать ласкательные слова (папочка, папулечка и др.)
- закреплять умение подбирать антонимы к именам прилагательным и существительным;
- развивать умение использовать слова, обозначающие существенные признаки;
- развивать фонематические функции;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;
- развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, логическое мышление, воображение;
- развивать выразительность речи;
- развивать диалогическую и монологическую речь, умение рассказывать по картинному плану;
- развивать творческие способности детей через рисование портрета;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
Воспитательные:
- укреплять авторитет отца в семье, поддерживать семейные ценности и традиции;
- воспитывать любовь, ласковое, уважительное отношение к папе, чувство гордости за своего отца, желание быть помощниками папам;
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация, скакалка, обручи по количеству мальчиков, машинка-конструктор, набор игрушечных строительных инструментов, картинный план «расскажи о папе», шаблоны-силуэты для рисования портретов, цветные карандаши
Предварительная работа: беседы о папах, о празднике День отца, знакомство с пословицами и поговорками об отце, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Ход занятия:
- Орг. момент.
Дети стоят в кругу.
Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня мы проведём занятие снова вместе с Еленой Ивановной.
- Предлагаю начать с игры.
- Дидактическое упражнение «Сейчас - потом»
- Ребята, скажите и покажите
- Сейчас вы маленькие, а потом станете… (большими).
- Сейчас вы дети, а потом станете… (взрослыми).
- Сейчас вы низкие, а потом станете… (высокими).
- Сейчас вы слабые, а потом станете… (сильными).
- Как хорошо мы с вами поиграли. Вижу и настроение у вас хорошее! Отлично!
2. Основная часть.
- Введение в тему. Беседа.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на фотографию.
Педагог обращает внимание детей на слайд с семейной фотографией
и читает стихотворение
На фотографию смотрю,
И с гордостью вам говорю:
Знакомьтесь, вот моя семья.
Здесь папа, мама, брат и я.
Без них прожить никак нельзя,
Моя семья — мои друзья!
- Кто из вас узнал на фотографии свою семью?
- Захар, назови членов своей семьи.
- Как ты думаешь, кто в твоей семье самый главный?
- Ребята, вы можете сказать, кто в ваших семьях самый главный? (ответы детей)
- Кто-то из вас назвал главной в семье маму, кто-то папу. Чаще всего, ребята, в семье нет главных. Все в семье помогают друг другу, приходят на выручку, когда это необходимо, берегут и любят друг друга, и вместе отмечают праздники.
- Ребята, ответьте, какие праздники вы отмечаете вместе со своей семьёй? (ответы детей)
На слайде картинки с изображением основных праздников (Новый год, день рождения,…, День Матери)
Воспитатель: Молодцы. А вы слышали о таком празднике День отца?
- Совсем недавно появился такой праздник – День отца, который отмечается у нас в России в октябре.
- Ребята, а кто такой ОТЕЦ?
- Вы уже догадались, кому мы сегодня посвятим наше занятие? (ответы детей).
- Правильно, конечно же, папам! Папа — самый близкий и родной вам человек, как и мама! Когда папа дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться.
- Вы любите своих пап?
- А как вы называете их ласково? (папочка, папуля и т.д.)
- Дидактическая игра-звукоподражание с артикуляционной гимнастикой «Что умеют наши папы» (с имитацией движений)
Логопед: Дочки и сыночки, а что же умеют делать ваши папы, и чему же можно у них научиться? Давайте вспомним вместе со мной, покажем и скажем.
Пилить: вжик-вжик-вжик.
Накачать спущенное колесо: ш-ш-ш-ш-ш.
Работать дрелью: ж-ж-ж-ж-ж.
Пылесосить: у-у-у-у-у.
Покатать ребенка на плечах, как на «лошадке»: цоканье языком.
Забивать гвозди: тук-тук-тук.
Строгать: чик-чик-чик.
Поцеловать своего ребенка: вытянуть сомкнутые губы трубочкой и со звуком разжать их («чмокнуть»).
- Какие вы молодцы! Как много умеют делать ваши папы.
- Закрепление знаний о мужских профессиях. Отгадывание загадок о профессиях пап.
Воспитатель: Ваши папы каждый день ходят на работу, у каждого из них есть своя профессия. Назовите профессии ваших пап. (Ответы детей)
- Давайте вспомним, какие ещё профессии могут быть у пап. Слушайте внимательно загадку и назовите профессию. Кто знает ответ, поднимает руку.
- Загадки о профессиях.
Умело кто ведёт автобус,
Ведь за рулём не первый год?
Слегка шуршат тугие шины,
Кто нас по городу везёт?
(Водитель)
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит...
(Пожарный)
Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (Пилот)
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит...
(Строитель)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней? (Врач)
Кто, скажите мне, такой
Охраняет наш покой?
За порядком он следит,
Хулиганить не велит.
(Полицейский)
- Молодцы. Все загадки отгадали и профессии вспомнили.
- Речевая игра «Какой папа?»
Логопед: Ребята, скажите, а какие ваши папы? (ответы детей)
- Давайте ещё подберём слова и скажем, какие ваши папы.
- Если папа трудится, значит он какой? (трудолюбивый)
- Папа заботится о своей семье. Папа, какой? (заботливый)
- Папа ничего не боится. Папа, какой? (смелый)
- Папа выполняет тяжёлую работу. Папа, какой? (сильный)
- Знакомство с папами детей. Игровая деятельность
Воспитатель: Ребята, ваших пап нет с нами, но некоторые из них отправили фотографии со своими сыночками и дочками. Посмотрите на первое фото. Кто из вас узнал своего папу?
Появляется 1 фото на слайде (Матвей с папой Сашей на рыбалке)
- Чем занимаются Матвей с папой?
- Как зовут Матвей твоего папу? Расскажи нам о своём папе.
Ребёнок рассказывает о папе по картинному плану
Воспитатель: Как здорово побывать с папой на рыбалке! Мы с вами тоже отправимся сейчас на рыбалку.
- Подвижная игра «Рыбак и рыбки»
Рыбак (воспитатель) берёт скакалку за один край, и начинает кружиться на одном месте, так чтобы второй край скакалки касался пола. А рыбки стараются не попасться на "удочку" рыбака, для этого им нужно прыгать каждый раз, как приближается скакалка.
Тот, кого поймали (скакалка задела ноги участника) отходит в сторону, рыбалка продолжается.
Появляется 2 фото на слайде (Милена помогает папе
ремонтировать машину)
Воспитатель: Посмотрите на 2 фото. Чей папа?
- Что вы, Милена, делаете с папой? (ремонтируем машину)
- Папа может всё отремонтировать, наладить, построить и научить этому своего ребёнка. Милена покажи, как ты научилась ремонтировать машину.
Машинка из конструктора без колес, нужно отремонтировать
- Молодец, Милена. Хорошая помощница.
- Милена, расскажи нам о своём папе.
Ребёнок рассказывает о папе по картинному плану
Воспитатель: Ребята, вы так хорошо рассказали о своих папах. Вижу, что вы очень любите своих пап.
- Дидактическое упражнение «Папины помощники»
Логопед: Я думаю, что вы все папины помощники. Как вы знаете, папы пользуются разными инструментами. Видели такие инструменты у своих пап?
Показывает инструменты
- Мальчики, когда вы вырастите, вы тоже станете папами. Покажите и скажите, что нужно делать этими инструментами.
Мальчики берут инструмент, называют его, называют, что делают инструментом и показывают действие.
Пила – пилят; молоток – заколачивают, вбивают; отвертка – завинчивают, отвинчивают; топор – рубят; дрель – сверлят; плоскогубцы – зажимают.
Логопед: Какие молодцы. Всё знаете и всё умеете. Хорошие папы вырастут из вас.
Воспитатель: Ребята, скажите, кто управляет машиной? (водитель).
- Верно!
Появляется 3 фото на слайде (Костя помогает папе вести машину).
Воспитатель: Многие папы - отличные водители. У Кости папа тоже водитель, а Костя помогает своему папе управлять машиной. Костя, как зовут твоего папу?
- Куда возит тебя твой папа?
- Ребята, куда вас возят ваши папы на машине? (на природу, в магазин, на речку…)
- А сейчас я предлагаю мальчикам побывать в роли пап-водителей и отвезти свою семью на природу.
- Подвижная командная игра «Отвези семью на природу»
(рули, обручи, ориентир - стул «Дерево»)
По команде мальчики - водители в обручах «перевозят семью» (участников команды) до «Дерева», обегают стул, и возвращаются обратно. Под музыку.
На слайде появляется несколько фото (Витя с папой на море, Ксюша с папой читают книжку , ….и т.д.)
- Ребята, кто узнал себя и папу на фото? Расскажите, что вы делаете здесь с папой.
Дети поочерёдно рассказывают
Воспитатель: Чем ещё можно заниматься с папой? (ответы детей)
На слайде картинки, что можно делать с папой:
кататься на велосипеде, спорт, лес, убирать дрова ……
- Папа отвезет на отдых, почитает вам книжку… Какие у вас замечательные папы! Я предлагаю приготовить для пап приятный сюрприз. Я приглашаю вас в творческую мастерскую.
- Продуктивная деятельность «Рисование портрета папы»
На слайде готовый портрет папы и поэтапная схема рисования портрета
Воспитатель: Ребята, я вас просила внимательно рассмотреть своих пап: какие у папы волосы, глаза, нос, улыбка… Сейчас вы по памяти нарисуете портрет своего папы.
Дети под муз. сопровождение рисуют портреты пап в готовых шаблонах-силуэтах
Воспитатель: Замечательные портреты получились! Мы в группе устроим выставку портретов, но подписывать не будем. Пусть сами папы найдут свой портрет. Интересно, угадают ли?
- Давайте вместе с портретами подарим папам красивое стихотворение.
Дети рассказывают стихотворение о папе
Папа самый лучший друг!
Лучше друга нет вокруг.
Если рядом он со мной,
Мне не страшен час ночной.
Только папа защитит
От врагов и от обид.
Рядом с папиным плечом
Все обиды нипочем.
3. Рефлексия
Воспитатель:
- Кому мы посвятили наше занятие?
- Как называется праздник, посвященный папам?
- Какие игры были самые интересные?
- Какие слова вы скажете папе, когда будете поздравлять их с праздником?
- Давайте сфотографируемся с портретами пап и представим, что ваши папы рядом с вами.
Звучит «Песенка про папу» (муз. В. Шаинского).
- Спасибо, ребята, за ваше внимание и старание. Нам было очень интересно с вами. Приглашаю оформить выставку портретов.
ПРИЛОЖЕНИЕ