Участие в профессионнальных конкурсах

Елена Ивановна  Мелехова

Представлены материалы победителя и призера территориальных и муниципальных конкурсов.

1. Победитель (3 место) всероссийского творческого конкурса "Альманах логопеда" в номинации "Методические разработки учителей - логопедов" 2023 г.

2. Победитель (3 место) всероссийского творческого конкурса "Альманах логопеда" в номинации " Проекты совместной деятельности учителей-логопедов и педагогов образоавтельных организаций"

3. Победитель (3 место) всероссийского творческого конкурса "Альманах логопеда" в номинации "Методические разработки учителей-логопедов"

4. Победитель (2 место) всероссийского творческого конкурса "Альманах логопеда" в номинации "Проекты совместной деятельности учителей-логопедов и педагогов образовательной организации "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

воспитателя и учителя-логопеда в средней группе

«Новогоднее приключение елки»

(с презентацией)

Воспитатель Мелехова Е.И.

Учитель- логопед Цивилёва В.В.

   Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное»,        

     «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Познавательное» 

Цель: создание праздничного настроения в ожидании нового года.

Задачи:

Образовательные: 

- расширить первоначальные представления о новогоднем празднике, о социальной значимости новогодней ёлки;

- актуализировать знания детей о новогодних традициях через связь времён;

- обобщить знания детей о ёлке как об объекте природы;

- учить детей чувствовать праздничное настроение через восприятие музыки и движения, через создание атмосферы праздника;

- учить детей изготавливать новогодние игрушки из природного материала;

- учить  детей пользоваться изобразительными материалами.

Развивающие:

- развивать память, воображение, мышление, зрительное и  слуховое внимание и восприятие, мелкую и общую моторику;

- учить внимательно слушать и слышать задания и правильно их выполнять;

- расширять активный словарь;

      - развивать и совершенствовать умения и навыки словоизменения, словообразования,    

     согласования слов;

- развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы грамматически правильными предложениями;

- развивать музыкальные способности и чувство ритма.

Воспитательные: 

- воспитывать самостоятельность, творческую активность;

- развивать навыки сотрудничества и доброжелательного отношения к товарищам.

Оборудование:  ноутбук, экран, проектор, новогодние украшения на ёлку, еловая ветка, еловые шишки,  ёлочка для украшения, гуашь, блёстки для украшения, салфетки.

Предварительная работа: беседы о новогоднем празднике, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание новогодних песен, стихов и танцев.

Ход занятия:

Дети под музыку входят в группу и встают в круг

  1. Организационный момент 
  1. Приветствие. Загадка о зиме

Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!

«Здравствуйте» я вам скажу и загадку расскажу!

Наступили холода,

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал реветь медведь,

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает.

Когда это бывает? (Зимой)

(На экране появляется картинка зимы)

- Правильно, зимой.

- Ребята, а кто в загадке стал белым?

- А кто впал в спячку?

- А что значит выражение «впал в спячку»?

- Молодцы, внимательно слушали загадку.

2) Игра-приветствие «Жили-были мальчики, жили-были девочки»

- Давайте поиграем в игру-приветствие.

На экране на зимнем фоне по ходу игры появляются лесные животные

Жили-были мальчики, жили-были девочки,

Превратились в зайчиков, превратились в белочек

- Встретились зайчики на лесной полянке, обрадовались друг другу и поздоровались друг с другом ладошками. (Дети хлопают друг с другом в ладоши.)

- Прибежали белочки, распушили хвостики и стали хвостиками здороваться (Дети встают друг  к другу спинками и «трутся хвостиками»).

- А медвежата спят в берлоге, ничего не слышат, только прижимаются друг к другу толстыми боками. (Дети трутся боками).

- Жили-были зайчики, жили-были белочки,

Стали они мальчики, стали они девочки.

На экране появляются дети

- А как же мальчики и девочки радуются встрече и здороваются друг с другом? Они обнимаются. (Дети обнимаются друг с другом.)

Дети садятся на стулья

  1. Основная часть.
  1. Введение в тему

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие: нас ждёт самое настоящее новогоднее приключение, и мы с вами окажемся в новогодней мастерской.

- Ребята, когда я сегодня шла на работу, то нашла веточку и шишки. Кто мог потерять их?  Как вы думаете с какого они дерева упали?

Дети: Веточка и шишки упали с ёлки.

  1. Появление гостя

Воспитатель: Ой, ребята, тише-тише. Кто-то к нам идёт, я слышу.

- Интересно, кто же там?

Появляется грустная ненаряженная ёлочка

- Посмотрите, да, это же ёлочка! Здравствуй, ёлочка!

Логопед в костюме Ёлки: Здравствуйте, ребята, я так торопилась, что обронила свою веточку. Вы не видели мою еловую веточку?

Дети: видели, да вот же она.    

Отдают веточку ёлке

Ёлка: А мои еловые шишки?

Дети: Вот они.    

Отдают шишки ёлке

  1. Дидактические игры

  • Дыхательное упражнение «Приятный запах»

Ёлка: Вы знаете, как вкусно пахнет еловая веточка? Она пахнет зеленью, лесом, свежестью. Давайте понюхаем ее. Встаньте около стульчиков, опустите руки. Я буду подносить веточку к носу каждого из вас. Когда я скажу: «Вдох», вы сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом выдохнете и на выдохе скажете: «Ах, какой приятный запах!»

Логопед выполняет упражнение с каждым из детей

Ёлка: - Ребята, а кто из вас запомнил, как называется моя веточка? (еловая)

- Ребята, я знаю одну весёлую игру, в неё все лесные зверюшки любят играть. Вы хотите поиграть? (Да)

  • Игра «Шалунишки»

Дети встают вокруг ёлки. Звучит весёлая музыка, игроки водят хоровод. Как только музыка стихнет, ёлка объявляет«Пыхтелки!» (дети пыхтят). Затем снова звучит весёлая музыка, дети водят хоровод. По окончанию музыки ёлка объявляет«Пищалки!» (дети пищат). Таким образом, игра продолжается дальше с разными шалостями«Кричалки!» (дети кричат)«Визжалки!» (дети визжат)«Смешинки!» (дети смеются) и опять сначала. Порядок объявления шалостей периодически меняется. (Можно проговаривать ГРОМКО-ТИХО)

После игры дети садятся на стулья

  1. Беседа о новогоднем празднике, о прошлых и современных традициях

украшения ёлки.

Воспитатель: А какой праздник у нас не обходится без нашей красавицы ёлочки?

Дети: Новый год!

Воспитатель: А вы знаете, почему наряжают (украшают) ёлки на новый год?

Ответы детей

Демонстрация презентации

Воспитатель: Обычай украшать ёлки появился очень, очень давно у наших пра-пра-пра- бабушек и дедушек В те далёкие времена все люди верили в сказки и в чудеса. Они считали, что в ветвях деревьев живут могущественные духи - добрые, и злые. И чтобы поладить с ними и добиться их помощи в разных делах люди приносили разные дары, которые развешивали на веточках ёлки. Сначала ёлки украшались очень просто: орехами, конфетами, яблоками и даже картошкой. Теперь на колючих зелёных ветвях самые разнообразные игрушки. А на макушке-звезда.

  1. Украшение ёлки игрушками

Воспитатель: Ребята, может быть нам подарить ёлочке новогодний наряд? Как нам украсить ёлочку?

Дети. Повесить ёлочные игрушки.

Воспитатель. Тогда давайте украсим её. Я сейчас попрошу мне помочь …

(приглашаю несколько детей по количеству игрушек)

Ёлку украшаем разными игрушками из фетра, бусами, звезда на ободке


Воспитатель. Вот какая у нас нарядная и красивая ёлочка получилась. Может быть мы про нарядную ёлочку стихотворение расскажем?

1 ребёнок читает стихотворение

Ну и ёлка, просто диво, 

Как нарядна, как красива!

Ёлочка - красавица,

Всем нам очень нравится!

  1. Игра «Озорные игрушки».


Ёлка: Спасибо, детишки. Как мне нравится. Какая я нарядная стала, и мне сразу захотелось с вами поиграть

Игра проводится по типу «Чего не стало?», «Что изменилось?». 

Детям предлагается закрыть глаза. В это время убирается одна из игрушек или игрушки меняются местами. Дети открывают глаза и угадывают, какая игрушка спряталась или какие игрушки поменялись местами.

Ёлка: Ребята, мне с вами так весело.

Воспитатель:

Хорошо, что ёлочка

В гости к нам пришла.

Поиграть мы с ёлочкой

Рады до утра.

  1. Физкультминутка (музыкальный хоровод или игра на ускорение)

  1. Прощание с ёлкой

Ёлка: Ох, ребята, заигралась я с вами, мне уже пора в лес к своим зверятам. Они меня ждут. Я думаю, им понравится мой новогодний наряд. Но, чтобы вам не было грустно без меня, я оставлю вам на новогодние праздники свою младшую сестрёнку. Вы, ребята, украсите её, и она будет вас радовать. А вот эти мои простые еловые шишки вы превратите в яркие новогодние игрушки.

Ёлка прощается с детьми и уходит

  1. Продуктивная деятельность. Изготовление новогодней игрушки из еловой шишки.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в новогоднюю мастерскую, где мы сейчас будем настоящими мастерами новогодних игрушек.

Итак, нам потребуются:

  • шишки (их необходимо вымыть и просушить);
  • краски (акриловые, но можно использовать и гуашь);
  • блестки в тарелочке
  • кисточки, или губки, можно на палочке;
  • стаканчик (для кисти).
  • влажные салфетки

1) Правила техники безопасности

2) Изготовление игрушки. Показ воспитателя

  • Приступаем к творчеству. Берем шишечки и начинаем раскрашивать их в разные цвета. Нужно тщательно покрасить каждую чешуйку.
  • Добавим еще один штрих. Насыпаем довольно много блесток в тарелочку и наносим на кончики чешуек блестки, чтобы они были блестящими. Готово! Вот такие шишки-игрушки у меня получились.
  • Когда шишки подсохнут, нам их надо повесить на ёлку, для этого мы прикрепим ленточку.
  1. Самостоятельная работа

- Ребята, вы молодцы! Сколько красивых игрушек получилось!

  1. Рефлексия

- Ребята, кто сегодня приходил к нам в гости? (Ёлка)

- В какие игры мы играли с ёлкой?

- Как украшали ёлки наши пра-пра-пра-бабушки и пра-пра-прадедушки?

- Что делали мы с вами в новогодней мастерской? Для кого?

- К какому празднику мы с вами готовимся?

- Спасибо вам за ваше внимание и старание.



Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в средней группе, посвященного Дню защитника Отечества, «Будем в армии служить»

(с презентацией)

Воспитатель Мелехова Е.И.

Учитель- логопед Цивилёва В.В.

   Интеграция образовательных областей: «Речевое», «Социально-коммуникативное»,        

     «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Познавательное» 

Цель: расширять представления детей о празднике День Защитника Отечества.

Задачи

образовательные:

- расширять знания детей об армии, их представления о родах войск;

- познакомить с понятиями «Отечество», «Родина» «защитник», «армия», «войска», «служить»;

- познакомить детей с военной техникой;

коррекционно-развивающие:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат; 

- развивать силу голоса;

- развивать фонематическое восприятие;

- расширять активный словарь;

     - развивать и совершенствовать умения и навыки словоизменения, словообразования,    

     согласования слов;

- развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы грамматически правильными предложениями;

- развивать мелкую и общую моторику, быстроту и точность реакции. умение координировать речь с движением;

- закреплять умение детей отгадывать загадки;

- развивать умение регулировать мышечный тонус;

- развивать образное мышление, память, слуховое, зрительное внимание и восприятие, воображение, пространственные представления;

воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к Родине;

- воспитывать уважительное отношение к защитникам Отечества, желание служить в армии;

- воспитывать любовь к четвероногим друзьям-защитникам Отечества;

- воспитывать личностные качества, чувство коллективизм.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, обручи, мешочки с песком, пилотки, банданы,  наглядно-демонстр. материал по теме (солдаты, военная техника и т.д.), мягкая игрушка собака Дружок, магнитные мольберты, магнитные разрезные картинки «Танки», один цельный на магните, танкисты на магните бинты -5 ш, военные шевроны на каждого ребенка.

Ход занятия:

Дети под военный марш входят в группу и встают в ряд

 Воспитатель и логопед в белых блузках и черных юбках, в солдатских пилотках и косынках защитного цвета на шее

Ссылка на презентацию   https://disk.yandex.com.am/i/n8jEKMtkz3A4lA

  1. Организационный момент
  1. Приветствие

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, почему мы с вами так необычно оделись? О каком празднике мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

- Правильно. Мы сегодня будем говорить о празднике День защитника Отечества. Такие пилотки и банданы защитного цвета наши защитники, солдаты. А сейчас послушаем стихотворение, посвященное Дню защитника Отечества.

  1. Чтение стихотворения ребёнком  1.

Нашей Армии любимой

День рожденья в феврале.

Слава ей, непобедимой!

Слава миру на земле!

  1. Основная часть.

1. Появление гостя

Слышен лай. Появляется щенок Дружок.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришёл необычный гость. Это щенок.

Щенок лает (запись)

- Кто-нибудь может сказать, что же он хочет нам сказать?

Воспитатель: Кажется, я его понимаю. Он говорит: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дружок. Мне мама сказала, что когда я вырасту, то стану защитником Отечества, но я не знаю, кто такой защитник Отечества и что он делает. Может быть вы мне расскажете.»

Логопед: А ты, Дружок, оставайся с нами и все узнаешь.

  1. Введение в тему. Предварительная беседа

Воспитатель: Ребята, совсем скоро, 23 февраля, в нашей стране будет отмечаться праздник День защитника Отечества.

- Вы знаете, что значит слово Отечество?

- Правильно, Отечество-это наша Родина.  И есть такая профессия –защитник Отечества, защитник Родины.

- А что делает защитник Отечества? (любит и защищает Родину)

- Сейчас я предлагаю посмотреть небольшой фильм о наших защитниках, о нашей Российской армии.

3. Просмотр видеосюжета о Российской армии

https://youtu.be/e7XmFfB_r6M

  1. Беседа после просмотра

Воспитатель:

  1. Для чего нужна Армия?
  2. Какие солдаты защищают нашу страну?

3.   Какая военная техника помогает нашим солдатам защищать Отечество, нас с вами?

Логопед: - Ребята, чтобы вот так прыгать, бегать, стрелять, каким должен быть солдат? (смелым, ловким, быстрым, сильным, отважным, здоровым и т.д.)

- А вы хотите стать солдатами, защитниками Отечества и служить в нашей армии? (Да, хотим)

- А ты, Дружок, понял теперь, кто такие защитники Отечества? Тоже хочешь служить в армии?

Дружок  лает (запись)

Воспитатель: Дружок очень хочет служить, но не знает, в каких же войсках он хотел бы служить. Давайте мы начнем готовиться к службе в разных войсках нашей Армии. Проведем армейские учения. Будем проходить разные испытания. И вы с Дружком решите в каких войсках вы хотели бы служить.  

- Дружок, мы на тебя тоже наденем бандану, как у наших ребят.

Надеть на Дружка бандану

  1.  Игра -кричалка.

Логопед: Ну что готовы?

- Тогда начинаем с разминки. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «Да» или «Нет». Будьте внимательны!

Наша армия сильна? (да)

Защищает мир она? (да)

Мальчишки в армию пойдут? (да)

Девочек с собой возьмут? (нет)

Стоит летчик на границе? (нет)

Он летает выше птицы? (да)

Сегодня праздник отмечаем? (да)

Мам и девчонок поздравляем? (нет)

Мир важней всего на свете? (да)

Знают это даже дети? (да)

- Молодцы, готовы к испытаниям!

  1.  Тематическая игра «Будем в армии служить».

Дружок перемещается вместе с детьми.

Воспитатель:   А ну-ка, дети, встаньте в ряд!

                           Я – командир, вы – мой отряд!

Дети встают в колонну по одному

Дети (все): Аты- баты, Аты- баты!

                   Мы шагаем как солдаты,

Воспитатель: 

Отряд, слушай мою команду-

За мной шагом марш.

Переходят к 1 испытанию

Отряд, на месте стой раз-два!

  1. Игровая ситуация «Переправа»

Воспитатель: Впереди нас ждет первое испытание «Переправа». Вы сказали, что солдаты должны быть ловкими. Юные защитники, вам нужно переправиться на другой берег, перепрыгивая двумя ногами из обруча в обруч.

По окончании испытания дети садятся на стульчики.

- Молодцы, с первым испытанием справились, переправились без потерь.

  1. Игровая ситуация «Моряки»

На слайде появляется загадка

Логопед: Послушайте загадку и скажите, про кого она?

Загадка 1   Бескозырка и тельняшка,

                   Вьются ленты за спиной.

                   По полгода ходит в море,

                   Вы узнали кто такой?  

Дети:  Это моряк.

- Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. На корабле всегда есть капитан. Он управляет всем на военном судне. Ему помогают помощник капитана и матросы.

  • Игра на развитие дыхания «Моряки»

На стол кладутся 2 бумажных кораблика. Каждый участник должен дуть на свой кораблик, чтобы переместить его от одного края стола до другого.

- Ребята, сейчас я предлагаю вам стать моряками. Перед вами бумажные кораблики. Вы будете перемещать их с одного края стола на другой не руками, а воздушной струёй. Ваша задача дуть точно на кораблик, чтобы он «доплыл» до другого края стола.

  1.  Игровая ситуация «Лётчики»

Появляется следующая загадка на слайде

Логопед: Послушайте следующую загадку, про кого она?

Загадка  2     В самолете он летает,

                      Страну нашу охраняет.

                      Выполняет он приказ:

                      Защищает с неба нас.  

Дети:  Это летчик.

Воспитатель: В нашей армии есть и авиация – боевые самолеты и вертолеты. Этими боевыми машинами управляют летчики.

- Как можно назвать лётчиков по-другому?

- Ребята, я предлагаю вам стать летчиками и сыграть в музыкальную игру «Летчики на аэродром».

  • Музыкальная подвижная игра «Летчики на аэродром»

Дети слушают текст и выполняют движения под музыку.

  1. Игровая ситуация «Танкисты»

Появляется следующая загадка на слайде

Логопед: Послушайте следующую загадку. Про кого она?

Загадка 3      Гусеницы, башня, пушка.

                      Люк открытый на верхушке.

                      Та машина в поле чистом

                      Управляется … 

Дети:  Танкистом.

Воспитатель: Танк - это боевая бронированная машина на гусеничном ходу. Гусеницы позволяют им проходить по любой местности, по оврагам и бездорожью. 

- Ребята, чтобы стать танкистами, вам нужны танки. Перед вами лежат детали танка. Ваша задача собрать танки из нескольких частей. Будьте внимательны.

 

  • Игра «Собери танк»

Дети разделены на команды из 4 человек. Каждая команда собирает из магнитных деталей свой танк на магнитной доске.

  • Игра «Посчитай танки и танкистов»

Воспитатель: Танки собраны, посчитаны, пушки заряжены, поиграем в игру «Меткий стрелок». Ваша задача мешочком с песком попасть в цель (в обруч).

  • Игра «Меткий стрелок»

Дети разделены на 2 команды. Необходимо мешочком с песком попасть в цель (в обруч).

  1. Игровая ситуация «Санитары»

Появляется следующая загадка на слайде

Логопед: Послушайте следующую загадку, про кого она?

Загадка 4     Если ранили солдата,

                     Он внезапно тут как тут.

                     Забинтует и подлечит. 

                     Как его друзья зовут?   

Дети: Военный врач, медсестра.

Воспитатель: Ребята, в Армии нельзя обойтись без медицинской помощи. Всем известно, что во время боя солдаты могут получить ранения. Им оказывают помощь военные врачи, мед. сестры и санитары. Настало время проверить, как быстро вы сможете оказать помощь другу в беде.

  • Игра «Раненые бойцы»

В игре принимают участие девочки. Играют по двое. Напротив девочек сидят мальчики – «раненые бойцы». По сигналу девочки должны добежать до мальчиков, перебинтовать ему руку.

  1. Игровая ситуация «Пограничники»

Появляется следующая загадка на слайде

Логопед: Послушайте следующую загадку, про кого она?

Загадка  5     Кто, ребята, на границе
                       Нашу землю стережёт,
                      Чтоб работать и учиться
                       Мог спокойно наш народ? 

Дети: Это пограничники.

Воспитатель: В каждом государстве есть и пограничные войска. Они стоят на страже границ Родины. Они охраняют нашу границу и помогают им верные друзья - собаки. Ваша задача, вместе со служебной собакой, преодолеть препятствия. Вот тут и наш Дружок  поможет вам. 

  • Игра- эстафета  «Пограничники»

Дети делятся на две команды. Необходимо как можно быстрее пройти полосу препятствий с игрушечной собакой в руках. 

Воспитатель: Ну, что, ребята, вот и закончились все наши испытания

Логопед:  Вы честно боролись за правое дело,
                  Стремились к победе отважно и смело,
                  Вы наши защитники, все – молодцы!
                  Гордимся мы вами – наши бойцы!

- Ребята, вы запомнили какие солдаты бывают в армии и защищают нашу Родину? (ответы детей)

- Давайте ещё раз назовём, кто служит в нашей армии.

  • Игра "Образуй новое слово"
  • Этот солдат управляет танком, значит он (кто?)…танкист.
  • Этот солдат охранят границу, значит он (кто?)… пограничник.
  • Этот солдат летает на самолёте, значит он (кто?)…летчик.
  • Этот солдат служит на корабле и плавает в море, значит он (кто?)… моряк.
  • Этот солдат оказывает помощь и лечит других солдат, значит он (кто?)… военный врач.
  • Этот солдат ходит в разведку, значит он (кто?)…разведчик.

- Как всех этих людей назвать одним словом? (Дети: Военнослужащие (солдаты, воины, защитники). А вместе они целая армия.

Воспитатель: Скажите, кем бы вы хотели служить? (ответы детей)

Логопед: А ты, Дружок, выбрал войска, в которых ты хотел бы служить?

Дружок лает (запись)

Воспитатель: Дружок говорит: «Да, я увидел, что собаки служат на границе вместе с солдатами – пограничниками. Я буду там служить.»

  1. Сюрпризный момент «Военные шевроны»

Воспитатель: Ну что ж, ребята, вы, как настоящие солдаты, достойно прошли все испытания, выбрали войска, в которых хотели бы служить. Получайте в награду шевроны, специальные солдатские знаки отличия.

- Дружок, поздравляем, ты теперь настоящая пограничная собака.

Дети приклеивают на одежду шевроны (знаки) по выбранным родам войск. Собаке Дружку  приклеивается пограничный шеврон.

Ребенок 2  рассказывает стих.                      

Мы не просто так – ребята:

Подрастем – пойдем в солдаты,

Будем мы тренироваться,

Будем силы набираться,

Будем на посту стоять,

И Отчизну защищать!

III.  Итог занятия

Воспитатель: Вот вы и побывали солдатами, закончились наши армейские учения. Вы показали себя ловкими и сильными, настоящими защитниками Отечества! А это значит, что, когда вы вырастите, обязательно пойдёте в армию и будете защищать нашу Родину. 

Логопед: Юные защитники, какие испытания вам запомнились или понравились больше всего?

- Вы все молодцы. Показали свою ловкость, меткость, смелость. Вы  все - настоящая юная армия России. Поздравляю вас с праздником День защитника Отечества. Крикнем дружно, как солдаты: «Ура! Ура! Ура!»

 



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие

воспитателя и учителя-логопеда в старшей группе

«Папа может!»

Воспитатель Мелехова Е.И.

Учитель- логопед Цивилёва В.В.

Цель:  формирование осознанного понимания значимости пап в жизни детей.

 

Задачи:

  Образовательные: 

- формировать у детей представление о государственном празднике нашей страны – Дне отца;

- расширять представления о качествах, характерных для пап, о действиях, совершаемых папами; 

- формировать у детей гендерную идентичность.

Коррекционно-развивающие:

- развивать, обогащать и активизировать предметный, глагольный и качественный словарь детей по теме занятия;

- закреплять  и упорядочить знания детей о мужских профессиях;

- закреплять представление детей о строительных инструментах;

- развивать и совершенствовать умения и навыки словоизменения, словообразования, согласования слов;

- совершенствовать умение подбирать ласкательные слова (папочка, папулечка и др.)

- закреплять умение подбирать антонимы к именам прилагательным и существительным;

- развивать умение использовать слова, обозначающие существенные признаки;

- развивать фонематические функции;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движениями;

- развивать слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, логическое мышление, воображение;

- развивать выразительность речи;

- развивать диалогическую и монологическую речь, умение рассказывать по картинному плану;

- развивать творческие способности детей через рисование портрета;

- развивать эмоциональную отзывчивость;

Воспитательные:

- укреплять авторитет отца в семье, поддерживать семейные ценности и традиции;

- воспитывать любовь, ласковое, уважительное отношение к папе, чувство гордости за своего отца, желание быть помощниками папам;

- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.

Оборудование:  ноутбук, экран, проектор, презентация, скакалка, обручи по количеству мальчиков, машинка-конструктор, набор игрушечных строительных инструментов, картинный план «расскажи о папе», шаблоны-силуэты для рисования портретов, цветные карандаши

Предварительная работа: беседы о папах, о празднике День отца, знакомство с пословицами и поговорками об отце, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.  

Дети стоят в кругу.

Логопед: Доброе утро, ребята. Сегодня мы проведём занятие снова вместе с Еленой Ивановной.

- Предлагаю начать с игры.

  • Дидактическое упражнение «Сейчас - потом»

- Ребята, скажите и покажите

  • Сейчас вы маленькие, а потом станете… (большими).
  • Сейчас вы дети, а потом станете… (взрослыми).
  • Сейчас вы низкие, а потом станете… (высокими).
  • Сейчас вы слабые, а потом станете… (сильными).

- Как хорошо мы с вами поиграли. Вижу и настроение у вас хорошее! Отлично!

2. Основная часть.

  1. Введение в тему. Беседа.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на фотографию.

Педагог обращает внимание детей на слайд с семейной  фотографией

и читает стихотворение

На фотографию смотрю,

И с гордостью вам говорю:

Знакомьтесь, вот моя семья.

Здесь папа, мама, брат и я.

Без них прожить никак нельзя,

Моя семья — мои друзья!

- Кто из вас узнал на фотографии свою семью?

- Захар, назови членов своей семьи.

- Как ты думаешь, кто в твоей семье самый главный?

- Ребята, вы можете сказать, кто в ваших семьях самый главный? (ответы детей)

- Кто-то из вас назвал главной в семье маму, кто-то папу. Чаще всего, ребята, в семье нет главных. Все в семье помогают друг другу, приходят на выручку, когда это необходимо, берегут и любят друг друга, и вместе отмечают праздники.

- Ребята, ответьте, какие праздники вы отмечаете вместе со своей семьёй? (ответы детей)

На слайде картинки с изображением основных праздников (Новый год, день рождения,…, День Матери)

Воспитатель: Молодцы. А вы слышали о таком празднике День отца?

- Совсем недавно появился такой праздник – День отца, который отмечается у нас в России в октябре.

- Ребята, а кто такой ОТЕЦ?

- Вы уже догадались, кому мы сегодня посвятим наше занятие? (ответы детей). 

- Правильно, конечно же, папам! Папа — самый близкий и родной вам человек, как и мама! Когда папа дома, для детей настоящий праздник! С папой можно интересно провести время и многому научиться.

- Вы любите своих пап?

- А как вы называете их ласково? (папочка, папуля и т.д.)

  1. Дидактическая игра-звукоподражание с артикуляционной гимнастикой  «Что умеют наши папы» (с имитацией движений)

Логопед: Дочки и сыночки, а что же умеют делать ваши папы, и чему же можно у них научиться? Давайте вспомним вместе со мной, покажем и скажем.

Пилить: вжик-вжик-вжик.

Накачать спущенное колесо: ш-ш-ш-ш-ш.

Работать дрелью: ж-ж-ж-ж-ж.

Пылесосить: у-у-у-у-у.

Покатать ребенка на плечах, как на «лошадке»: цоканье языком.

Забивать гвозди: тук-тук-тук.

Строгать: чик-чик-чик.

Поцеловать своего ребенка: вытянуть сомкнутые губы трубочкой и со звуком разжать их («чмокнуть»).

- Какие вы молодцы! Как много умеют делать ваши папы.

  1. Закрепление знаний о мужских профессиях. Отгадывание загадок о профессиях пап.

Воспитатель: Ваши папы каждый день ходят на работу, у каждого из них есть своя профессия. Назовите профессии ваших пап. (Ответы детей) 

-  Давайте вспомним, какие ещё профессии могут быть у пап. Слушайте внимательно загадку и назовите профессию. Кто знает ответ, поднимает руку.

  • Загадки о профессиях.  

  Умело кто ведёт автобус,

Ведь за рулём не первый год?

Слегка шуршат тугие шины,

Кто нас по городу везёт? 

                              (Водитель)

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... 

                          (Пожарный)

Наяву, а не во сне

Он летает в вышине.

Водит в небе самолет.

Кто же он, скажи? (Пилот)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... 

                     (Строитель)

Кто в дни болезней

Всех полезней

И лечит нас от всех

Болезней? (Врач)

Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой?

За порядком он следит,

Хулиганить не велит.

                 (Полицейский)

- Молодцы. Все загадки отгадали и профессии вспомнили.

  1. Речевая игра «Какой папа?»

Логопед: Ребята, скажите, а какие ваши папы? (ответы детей)

- Давайте ещё подберём слова и скажем, какие ваши папы.

  • Если папа трудится, значит он какой? (трудолюбивый)
  • Папа заботится о своей семье. Папа, какой? (заботливый)
  • Папа ничего не боится. Папа, какой? (смелый)
  • Папа выполняет тяжёлую работу. Папа, какой? (сильный)

  1. Знакомство с папами детей. Игровая деятельность                                                                                        

Воспитатель: Ребята, ваших пап нет с нами, но некоторые из них отправили фотографии со своими сыночками и дочками. Посмотрите на первое фото. Кто из вас узнал своего папу?

Появляется 1 фото на слайде (Матвей с папой Сашей на рыбалке)

- Чем занимаются Матвей с папой?

- Как зовут Матвей твоего папу? Расскажи нам о своём папе.

Ребёнок рассказывает о папе по картинному плану

Воспитатель: Как здорово побывать с папой на рыбалке! Мы с вами тоже отправимся сейчас на рыбалку.

  • Подвижная игра «Рыбак и рыбки»

Рыбак (воспитатель) берёт скакалку за один край, и начинает кружиться на одном месте, так чтобы второй край скакалки касался пола. А рыбки стараются не попасться на "удочку" рыбака, для этого им нужно прыгать каждый раз, как приближается скакалка.

Тот, кого поймали (скакалка задела ноги участника) отходит в сторону, рыбалка продолжается.

Появляется 2 фото на слайде (Милена помогает папе

ремонтировать машину)

Воспитатель: Посмотрите на 2 фото. Чей папа? 

- Что вы, Милена, делаете с папой? (ремонтируем машину)

- Папа может всё отремонтировать, наладить, построить и  научить этому своего ребёнка. Милена покажи, как ты научилась ремонтировать машину.

Машинка из конструктора без колес, нужно отремонтировать

- Молодец, Милена. Хорошая помощница.

- Милена, расскажи нам о своём папе.

Ребёнок рассказывает о папе по картинному плану

Воспитатель: Ребята, вы так хорошо рассказали о своих папах. Вижу, что вы очень любите своих пап.

  • Дидактическое упражнение «Папины помощники»

Логопед: Я думаю, что вы все папины помощники.  Как вы знаете, папы пользуются разными инструментами. Видели такие инструменты у своих пап?

Показывает инструменты

- Мальчики, когда вы вырастите, вы тоже станете папами. Покажите и скажите, что нужно делать этими инструментами.  

Мальчики берут инструмент, называют его, называют, что делают инструментом и показывают действие.

Пила пилят; молоток – заколачивают, вбивают; отвертка – завинчивают, отвинчивают; топор – рубят; дрель – сверлят; плоскогубцы зажимают.

Логопед: Какие молодцы. Всё знаете и всё умеете. Хорошие папы вырастут из вас.

Воспитатель: Ребята, скажите, кто управляет машиной? (водитель). 

- Верно!

Появляется 3 фото на слайде (Костя помогает папе вести машину).

Воспитатель: Многие папы - отличные водители. У Кости папа тоже водитель, а Костя помогает своему папе управлять машиной.  Костя, как зовут твоего папу?

- Куда  возит тебя твой папа?

- Ребята, куда вас возят ваши папы на машине? (на природу, в магазин, на речку…)

- А сейчас я предлагаю мальчикам побывать в роли пап-водителей и отвезти свою семью на природу.

  • Подвижная командная игра «Отвези семью на природу»

(рули,  обручи, ориентир - стул «Дерево»)

По команде мальчики - водители в обручах «перевозят семью» (участников команды) до «Дерева», обегают стул, и возвращаются обратно. Под музыку.

На слайде появляется несколько  фото (Витя с папой на море, Ксюша с папой читают книжку ,  ….и т.д.) 

- Ребята, кто узнал себя и папу на фото? Расскажите, что вы делаете здесь с папой.

Дети поочерёдно рассказывают

Воспитатель: Чем ещё можно заниматься с папой? (ответы детей)

На слайде  картинки, что можно делать с папой:

кататься на велосипеде, спорт, лес, убирать дрова ……

- Папа отвезет на отдых, почитает вам книжку… Какие у вас замечательные папы! Я предлагаю приготовить для пап приятный сюрприз. Я приглашаю вас в творческую мастерскую.

  1. Продуктивная деятельность «Рисование портрета папы»  

На слайде готовый портрет папы и поэтапная схема рисования портрета

Воспитатель: Ребята, я вас просила внимательно рассмотреть своих пап: какие у папы волосы, глаза, нос, улыбка… Сейчас вы по памяти нарисуете портрет своего папы.

Дети под муз. сопровождение рисуют портреты пап в готовых шаблонах-силуэтах

Воспитатель: Замечательные портреты получились! Мы в группе устроим выставку портретов, но подписывать не будем. Пусть сами папы найдут свой портрет. Интересно, угадают ли?

- Давайте вместе с портретами подарим папам красивое стихотворение.

Дети рассказывают стихотворение о папе

Папа самый лучший друг!

Лучше друга нет вокруг.

Если рядом он со мной,

Мне не страшен час ночной.

Только папа защитит

От врагов и от обид.

Рядом с папиным плечом

Все обиды нипочем.

3. Рефлексия

Воспитатель:

- Кому мы посвятили наше занятие?

- Как называется праздник, посвященный папам?

- Какие игры были самые интересные?

- Какие слова вы скажете папе, когда будете поздравлять их с праздником?

- Давайте сфотографируемся с портретами пап и представим, что ваши папы рядом с вами.

Звучит «Песенка про папу» (муз. В. Шаинского).

- Спасибо, ребята, за ваше внимание и старание. Нам было очень интересно с вами. Приглашаю оформить выставку портретов.

ПРИЛОЖЕНИЕ


Предварительный просмотр: