Мои творческие проекты в детском саду
Представлена проектная деятельность учителя-логопеда МКДОУ Балаганский детский сад №4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnaya_pugovitsa.docx | 22.19 КБ |
proekt_makarony_-makaroshki.docx | 1.63 МБ |
proekt_eta_udivitelnaya_sol.docx | 32.79 КБ |
volshebnaya_bumaga_proekt.docx | 490.16 КБ |
Проект "Озорные нитки" | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Волшебная пуговица»
Старшая и подготовительная к школе группы
Разработала и провела
Учитель-логопед
Федорчук Елена Владимировна
Актуальность
В любом возрасте дети любознательны и задают взрослым множество вопросов, особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными. Задача взрослого – удовлетворить эту потребность. Но необходимо обращать их внимание и на предметы, которыми пользуемся изо дня в день, ведь они таят в себе много интересного. Так появилась идея моего проекта «Волшебная пуговица». Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития мелкой моторики а, следовательно, и вспомогательным материалом для развития речи. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом. Их можно использовать для создания развивающих игр, ковриков, шнуровок. С ними можно отправиться в страну «Занимательная математика», в которой ребенок легко и просто может освоить с помощью пуговиц счет, научиться сортировать их по форме (круглая, квадратная, треугольная), по цвету, по материалу. Конечно не надо забывать о правилах безопасности, работая с пуговицами.
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого.
Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.
Э. М. Ремарк
Коллекционирование – не просто сбор предметов, объединенных определенной тематики. Это систематическая работа, включающая рассматривание и анализ предметов (экспериментально-поисковая деятельность, проведение дидактических и сюжетных игр, использование материалов коллекций на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, развитию элементарных математических представлений, чтение познавательной и художественной литературы.
Участники проекта: дети старшей и подготовительной к школе групп с различными речеввыми нарушениями, родители воспитанников, учитель-логопед
Предмет исследования: пуговицы.
Продолжительность: краткосрочный (12.11.2017 – 3.12.2017)
По количеству участников: групповой
Цель проекта: формирование у детей естественнонаучных представлений о предметах окружающего мира, расширение кругозора посредством познавательно-исследовательской деятельности, активизация и развитие речи.
Задачи:
• расширить знания детей об окружающем мире.
• развивать мышление, активизировать речь.
• развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
• повышение познавательной активности детей;
• проявление интереса к предметам окружающего мира;
• умение устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Продукт проекта: выставка совместных с родителями поделок из пуговиц.
1 этап. Подготовительный
• Составление рекламы для родителей
• Сбор информации о разных пуговицах «Пуговичный мир»
• Узнать о свойствах пуговиц, их качествах
• Узнать какие они бывают
• Подобрать стихи, загадки о пуговицах
• Выставка детских работ
История возникновения пуговицы.
В XIV веке пуговицы начали использовать как украшение. Их пришивали на рукав от локтя до манжета, на грудь – от шеи до пояса. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости. Они говорили о статусе и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб наносился на пуговицу и из какого материала она сделана)
2 этап. Основной
• довести до участников проекта важность данной проблемы;
• подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме;
• подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
• составить перспективный план работы
• Игровая деятельность: Дидактические игры, Сюжетные игры.
• Изобразительная деятельность: Рисование, Лепка, Аппликация
• Конструирование:
-Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина.
-Выкладывание из пуговиц мозаичных изображений.
• Экспериментально-поисковая деятельность:
-Рассматривание пуговиц под лупой.
-Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых
сделаны пуговицы.
• Речевая деятельность:
-Составление описательных рассказов о пуговицах.
-Речевые упражнения «Какая пуговица?» «Подбери и расскажи», «Скажи наоборот»
Формы и методы работы с детьми
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
«История пуговицы», «История возникновения пуговиц», ««Клоун Кузя», «Ваза с цветами», «Чудо-пуговка», «Изготовим и украсим рамку для фотографии», «Браслет для мамы», «Пуговица-(чудесница) путешественница»
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Дидактические игры:
«На что похожа пуговица», «Пуговичная мозаика», «Подбери колеса», «Сосчитай-ка», «Чудо-пуговица», «Посмотри-укрась», «Пуговицы», «Составные картинки», «Наводим порядок», «Метание пуговиц», «Собери фрукты», «Геометрические фигуры», «Посади клумбу», «Счетная панель», «Подбери к одежде» и др.
ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рисование:
«Нарисуем пуговицу», «Печатаем узор», «Дождик», «Гроздья винограда», «Мухомор»,
(пуговица-штамп, «Божья коровка», «Машинка», «Клоун Кузя», «Дед Мороз», «Пуговицы для сказочных персонажей», «Аквариум», «Солнышко» и др.
Лепка
Составление из пуговиц узоров и изображений на пластилине и тесте:
«Солнышко», «Пирамидка», «Куколка из пуговиц», «Глобус». «Сороконожка», «Поросенок», «Яркая рамочка для фотографии», «Мухомор». «Ягодная полянка», «Яблоня», «Витамины в банке», «Красивая тарелка», «Цветы», «Бабочка», «Гусеница», «Наряжаем елочку», «Волшебный цветок», «Поросенок», «Божья коровка» и др.
Конструирование
Создание объемных конструкций из пуговиц с использованием проволоки, пластилина, палочек для коктейля и др.
Выкладывание из пуговиц различных узоров (мозаичных и др.) .
«Гусеница», «Выкладывание узоров», «Бабочка», «Браслет для мамы», «Сова», «Дерево из ниток и пуговиц». «Домик», «Пирамидка», «Печенье» (из теста, Панно «Горы», «Осенний вальс», «Паучок», «Веселые человечки», «Горшочек с цветком» и др.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
рассматривание пуговиц под лупой;
знакомство со свойствами и качествами материалов, из которых сделаны пуговицы (цвет, форма, величина, прозрачность, прочность, вес, фактура и др.)
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
* составление описательных рассказов о пуговицах;
* речевые упражнения: «Подбери и расскажи», «Пуговичка заблудилась», «Какая пуговичка?», «Опиши пуговицу»;
3 этап. Заключительный
-Оформление папки - передвижки «Волшебная пуговица».
-Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц (коврик для профилактики плоскостопия, украшения для кухни, панно, и др.)
Планируемые результаты.
Совершенствование грамматических навыков детей. Расширение предикативного словаря. Обогащение кругозора, развитие цветового восприятия, познание формы. Обучение детей проявлять фантазию. Способствовать проведению совместного досуга детей и их родителей.
Проект должен быть интересным для всех его участников. Он направлен на умение использовать обычные вещи для необычных вещей. История и использование пуговицы должна заинтересовать детей и их родителей.
Список литературы:
1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация.
Игра» /Учебно-методическое пособие/ науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
2.Бурлакова, И.А. Интегративные качества ребенка-дошкольника / И.А. Бурлакова, Н.И. Гуткина, Е.К. Ягловская. – М.: МГППУ, 2012.
3.«Большая энциклопедия» в 62 томах т. 52 М. Терра 2006.
4.Вербенец А. М. Образовательная область «Художественное творчество» Учебно-методическое пособие/ науч. Ред.: А. Г. Гогоберидзе.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
5.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М., 2006.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе
МКДОУ Балаганский детский сад №4
Подготовила и провела
Учитель-логопед
Федорчук Е.В.
Балаганск 2019
Аннотация проекта
Влияние окружающего мира на развитие речи ребёнка огромно. Явления и объекты
природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт и словарный запас, на котором и основывается его дальнейшее творчество и учебная деятельность. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы найти ответы на данные вопросы, удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления и речи. Для этого создаются условия к поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей познавательной активности, творчества, воображения и речи. Для этого широко используются в работе с детьми метод проектов, в данном случае проект «Волшебные свойства соли».
Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление детей наблюдать и экспериментировать с успехом проявляется в поисковой деятельности. Считаю одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – это эксперимент.
Реализация эксперимента показывает, что дети старшего дошкольного возраста усваивают экологические и естественнонаучные понятия, далеко выходящие по сложности за пределы образовательной программы. Постепенное усложнение заданий позволяет выявить практически безграничные познавательные возможности дошкольников в области экологии. С предложенными заданиями дети справляются легко, с огромным интересом, любопытством и что особенно важно – при минимальной помощи со стороны взрослого. Внедрение естественнонаучного наблюдения и исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения является одним из эффективных способов личностного и речевого развития детей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Цель: формирование у детей представлений о соли не только как о продукте
Задачи:
Образовательные:
-вызвать интерес к исследованию полезного ископаемого – соли, ее свойств и качеств, способам использования человеком;
-стимулировать познавательную и речевую активность детей, создавая условия для исследовательской деятельности и формирования речевых навыков;
Развивающие:
- развивать мыслительные операции, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
-развивать лексико – грамматическую сторону речи воспитанников;
Воспитательные:
-воспитывать аккуратность в работе, испытывать радость от экспериментирования,открывая новое в знакомом;
-воспитывать интерес к устному народному творчеству посредством сказок, пословиц,поговорок.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, практико-ориентированный,
творческий, краткосрочный (2 недели).
Участники проекта: дети подготовительной группы, учитель - логопед, родители.
Ожидаемый результат:
1. Дети узнают разные виды соли, где можно использовать соль (кроме пищи) и будут делиться своими знаниями с другими.
2. У ребят будет совершенствоваться умение проводить опыты, отбирать необходимые материалы, определять последовательность действий, радоваться процессу и результату.
3. Появится интерес к использованию соли в продуктивной деятельности.
4. Обогатиться словарный запас, продолжат формироваться коммуникативные навыки, закрепятся в речи грамматические категории слов.
План проекта:
1. Постановка проблемы.
2.Определение цели и задач проекта.
3Создание условий для организации работы.
4. Подбор художественной литературы: сказка, загадки, пословицы и поговорки.
5. Подбор познавательной, научной литературы.
6. Проведение опытов с детьми, формулировка выводов по результатам опытов.
7. Выставка детских работ (изготовленных с помощью родителей)
ХОД ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный.
1. Постановка проблемы. Просмотр видеоролика о соляной пещере.
Обсуждение проблемы:
- Что такое соляная пещера?
Вопросы для беседы с детьми:
1. Что такое соль?
2. Какая бывает соль?
3. Как добывают соль?
4. Где используют соль?
2 этап. Организация исследований в рамках проекта.
1.Сбор, анализ и систематизация информации: *Беседы: «Что такое соль?», «Полезные советы», «Откуда пришла к нам соль?».
Экспериментальная деятельность (опыты):
1. «Соль растворяется в воде».
Вывод: соль растворяется в воде, оставляя ее прозрачной и бесцветной.
2. «Эффект моря». Опускали одно яйцо в обычную воду, оно оказывалось на дне, другое - в соленую воду – яйцо оставалось на поверхности воды. Вывод: соленая вода удерживает предметы на поверхности.
3. «Соль растапливает лед». Посыпали солью кусочки льда. Лед постепенно превращался в воду. Вывод: при соприкосновении льда с солью, лед превращается в воду, поэтому солью посыпают дорожки во время гололеда.
4. «Соль – чистящее средство». Почистили солью бокалы из-под чая. Вывод: можно использовать соль в качестве чистящего средства.
Разучивание пословиц и поговорок о соли, отгадывание загадок.
2. Творческая деятельность:
- Рисование «Деревья в инее».
- Лепка из соленого теста.
3 этап. Заключительный.
- Выставка детских рисунков, поделок из соли и соленого теста.
- Консультация для родителей о пользе соляной пещере.
Результат проекта:
В результате проделанной работы дети узнали, что без соли ни человек, ни животное обходиться не могут; узнали о применении соли на кухне, в быту и домашнем хозяйстве, в личной гигиене.
Дети знают разные виды соли: пищевая, каменная, морская, черная гималайская соль, розовая гималайская соль, розовая гавайская соль, шведские соляные хлопья,кошерная соль.
У воспитанников обогатился предикативный словарь, они стали более активно использовать новые слова и термины.
Ребята освоили технику рисования и аппликации с помощью соли.
Литература:
- Энциклопедия « Я узнаю мир», М.: АСТ « Астрем», 2009.
- Энциклопедия « Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.
- Энциклопедия « Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.
Интернет – источники:
-https://formulazdorovya.com/1122318652124694838/sol---polza-vred-i-sovety-po-lecheniyu/Соль: вред или польза для организма?
- http://www.infoniac.ru/news/Interesnye-sposoby-primeneniya-soli.html Интересные способы применения соли.
- http://www.o-soli.ru/ Соль: истории и факты.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка про соль.
Есть старинная словацкая народная сказка - Соль и золото.
Было у короля три дочери. Состарившись, король решил сделать королевой ту из дочерей, которая его больше любит. Созвал король дочерей и спрашивает:
- Как вы, доченьки, любите меня?
- Как золото, - ответила старшая дочь.
- Как венок свой зеленый, - сказала средняя.
- Как соль, - сказала младшая, Марушка.
Разгневался тут король на младшую дочь и прогнал ее прочь из королевского дворца. А добрая волшебница, узнав о печальной судьбе Марушки, решила проучить короля. И по ее волшебному велению в стране, где правил старик-король, в один прекрасный день исчезла вся соль. Все, что готовили самые искусные повара, было пресным и невкусным.
И пришлось королю у иностранных купцов покупать соль по баснословным ценам.
Тогда король понял, какая необходимейшая вещь - щепотка соли.
Пословицы о соли
Громадное значение соли выражено во множестве старинных, сохранившихся до наших дней, пословицах, поговорках и загадках:
- Соли нет, так и слова нет.
- Без соли и стол кривой.
- Без соли и хлеб не естся.
- Без хлеба не сытно, без соли не сладко.
- Хоть бы песок, лишь бы солил.
- Соли не жалей, так и есть веселей.
- Несолоно хлебавши.
- Хлеб да соль. (Россия, Украина - поговорка)
- Сердись, дерись, а за хлебом-солью мирись!
- От хлеба–соли не отказываются.
- Хлеб-соль и разбойника смиряет.
- Хлеб-соль не бранится.
- Хлеб-соль есть, да не про вашу честь.
- Хлеб да соль, ем да свой.
- Надо хлеб-соль помнить.
- Ешь солоней, жить будешь веселей.
- На хлебе, на соли, да на добром слове (благодарим).
- Без соли, без хлеба, худая беседа.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
- Соли нету, так и слова нету, а как хлеб дошел, так переговор пошел.
- Хлеб за солью (за хлебом) не ходит.
- За хлебом-солью всякая шутка хороша.
- Соль просыпать нечаянно - к ссоре (а чтобы ссоры не было, посыпают просыпанной солью голову).
- Подавая соль - смейся, не то поссоришься.
- Хлеб-соль водить, знаться, дружиться с кем.
- Я помню твою хлеб-соль.
- Хлеб-соль взаимное дело.
- От хлеба-соли не отказываются.
- Хлеб да соль, и обед пошел!
- Хлеб- соль кушай, а добрых людей слушай.
- Не за хлебом-солью сказано (дурное слово).
- После хлеба-соли добрые люди семь часов отдыхают.
- Хлеб-соль платежом красна.
- Чтоб потом положить по щепотке
- В миски, платки, горшки, сковородки.
- Рис и рыба, фасоль и салат
- Сразу стали вкусней во сто крат!
- Без денег торговать, как без соли хлебать.
- Насыпать соль на хвост.
- Соль варим, а сами в нужде сидим.
- Хлеб-соль вместе, а рыбка в дель.
- Хлеб-соль и во сне хорошо.
- Хлеб соль кушал, а не послушал.
- Пей горячее, ешь солонее: умрешь – сердцем будешь здоров.
- Присоля хлебнешь. Посоля все съешь.
- Щи капустою пригожи, а солью укусно.
- Грех куском макать в соль.
Загадки о соли
- Меня не едят — и без меня мало едят.
- В воде родится, а воды боится.
- Не красива и не вкусна, а без неё не проживёшь.
- Из воды родится, на огне вырастает, с матерью (с водой) свидится – опять умирает. (загадка).
- Водой и солнцем родилась, в огне крестилась, людей услаждает, в воде умирает.
- Лежит гася-простеглася. Як устане-то небо достане. (украинская загадка-соляной обоз).
- В воде родится, а воды боится.
- В земле родился, в огне крестился, на воду пал - весь пропал (соль).
- Меня одну не едят, а без меня мало едят (соль).
- Что в избе за белая Марья? (соль).
- Белый камень из горы,
Всегда стоит на столе.
Кто его не ест,
Тот вкуса не знает. (соль).
ОПЫТЫ
№ п.п. | Название опыта | Содержание опыта | Материал |
1. | Как из соленой воды добыть питьевую воду? | Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце, через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода. Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу. Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду. | Таз, вода, соль, пластмассовый стакан, галька, плёнка, камень, нить |
2. | Сортировка | Как вы думаете, возможно ли разделить перемешанные перец и соль? Если освоите этот эксперимент, то точно справитесь с этой трудной задачей! Результат: Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. | бумажное полотенце, |
3. | Растворимость | Возьмите 3 стакана с водой, сахар, соль, гречку и масло. Наполните стаканы водой и в каждый стакан насыпьте по ложке одного из веществ. Помешайте в каждой емкости ложкой и понаблюдайте с малышом за реакциями. В результате сахар и соль растворятся, крупинки гречки опустятся на дно, а масло будет плавать на поверхности. | |
4. | Эффект «Мертвого моря» | Выдайте малышу пол-литровую банку с водой и сырое куриное яйцо. Пусть положит его в воду и посмотрит, что получится. Яйцо опустится на дно банки. Теперь нужно его вытащить, а в воду добавить 2 столовые ложки соли и хорошенько размешать. Повторно опускаем яйцо в воду и наблюдаем интересную картинку: теперь яйцо не тонет, а плавает на поверхности. Мы-то с вами знаем, что дело в плотности воды. Чем она выше (в данном случае за счет соли), тем сложнее в ней утонуть. Предложите малышу высказать свою версию, объясняющую этот феномен. Напомните ему о том, что в море плавать гораздо легче, чем в реке. Соленая вода помогает держаться на поверхности. А в Мертвом море и вовсе утонуть невозможно из-за того, что вода там необыкновенно соленая. А теперь возьмите литровую банку, наполните ее пресной водой на треть, опустите в банку яйцо. В отдельную емкость наберите теплую воду, и пусть малыш растворяет там соль, чтобы получился концентрированный солевой раствор. Теперь дайте ребенку такое задание: нужно добиться, чтобы яйцо не тонуло и не всплывало, а «висело» в толще воды, как подводная лодка. Для этого нужно подливать в банку солевой раствор маленькими порциями до тех пор, пока не получится нужный эффект. Если малыш нальет слишком много раствора и яйцо вынырнет на поверхность, предложите ему подумать, как можно исправить положение (подлить в банку необходимое количество пресной воды, тем самым уменьшив ее плотность). | Банка, Яйцо, вода, соль, ложка |
5 | Кристаллы соли | Подготовьте соль мелкого помола, 2 стакана, хлопчато-бумажную нить, блюдце. В оба стакана налейте горячую воду, и, постоянно помешивая, в каждый стакан всыпайте соль до тех пор, пока она не перестанет растворяться. Поставьте стаканы на некотором расстоянии друг от друга, соедините их нитью так, чтобы ее большая часть провисала между ними, а концы касались дна в каждом стакане. Подставьте блюдце под провисающую нитку. Оставьте в таком положении на несколько дней, и вы увидите, как на нитке и блюдце наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты! В столовую ложку наберите немного жидкости из того стакана, куда малыш перед этим насыпал соли. Подержите ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарится. Покажите малышу оставшийся в ложке белый порошок и поинтересуйтесь, что это такое. Остудите ложку и предложите ребенку попробовать порошок на вкус. Он легко определит, что это соль. | Хлопчато-бумажная нить, блюдце, соль, два стакана, вода |
6. | Влияние соли на рост растений | Возьмём два стакана, две луковицы. В первый стакан нальём пресной воды, в другой солёной и поместим в них луковицы. В процессе наблюдения увидим, как соль влияет на рост растений. В течении двух недель будем наблюдать за ростом лука. Выясним, что в пресной воде лук растёт хорошо, в солёной рост замедлен. Соль отрицательно влияет на рост растений. | Два стакана, соль, вода, две луковицы |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Балаганский детский сад№4
Проект в подготовительной к школе группе
Подготовила и провела
учитель-логопед
Федорчук Е.В.
Балаганск 2021
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Актуальность
Оригами – искусство складывания из бумаги фигурок – родилось в Японии около пятнадцати веков назад. Мир оригами необычайно широк и разнообразен. Сейчас им увлекаются во всем мире и взрослые, и дети. Секрет огромной популярности оригами очень прост – несложные приемы работы с бумагой и фантазия позволяют создать увлекательный, ни на что не похожий мир.
Оригами имеет большое значение в развитии ребенка. Оно позволяет развивать конструктивные умения, самостоятельность, художественный вкус, аккуратность, умение планировать свою деятельность, получать положительный результат. В процессе оригами решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги.
Актуальность выбранной темы проекта заключается в том, что оригами как вид конструирования из бумаги развивает у детей творческие способности, мышление, память, мелкую моторику рук и пальцев, глазомер, пространственное воображение, способствует обогащению словаря и речи у дошкольников.
Овладение конструктивными навыками и культурой труда имеет большое значение для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе.
Новизна
Заключается в том, что ребѐнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в творчестве. Эпизодический курс геометрии, «встроенный» в проект, позволяет дошкольнику приобрести начальные сведения по математике.
Проблема
Недостаточная степень развития конструктивных умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для овладения детьми техническими навыками складывания и сгибания бумаги. Это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.
Цель: развитие творческих и конструктивных способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги в технике оригами.
Задачи:
-познакомить детей с техникой оригами, базовыми формами;
-учить навыкам самостоятельного складывания наиболее простых в изготовлении моделей оригами для использования в театральной деятельности;
-развивать все компоненты связной речи: грамматический строй, диалогическую речь, навыки общения через использование поделок оригами;
-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев; совершенствовать мелкую моторику рук; развивать глазомер, пространственную ориентировку;
-учить использовать поделки оригами в самостоятельных играх детей;
-развивать художественный вкус, творческие способности;
-совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место;
воспитывать интерес к искусству оригами.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы
- учитель-логопед
- родители
Тип проекта: исследовательско - творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный (ноябрь 2021 г)
Поэтапный план реализации проекта:
I этап – организационный:
- разработка нормативно-правовой базы;
- создание проблемы, постановка цели и задач;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической, познавательной и художественной литературы;
- изучение методической литературы, интернет - ресурсов по данному вопросу;
- подбор наглядного иллюстрированного материала;
- подбор материала для продуктивной деятельности детей;
- составление комплексно-тематического плана;
- подготовка рекомендаций для родителей в виде памятки-буклета;
II этап – внедренческий:
- планирование деятельности в рамках проекта;
- выстраивание сотрудничества с педагогами и родителями;
- обновление предметно-развивающей среды;
- пропаганда педагогических знаний среди родителей;
- рассматривание с детьми пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами;
- знакомство с техникой изготовления оригами;
- непосредственно-образовательная деятельность по конструированию из бумаги (оригами).
III этап – результативный:
- анализ результатов реализации проекта, подведение итогов;
- создание альбома «Пооперационные карты для занятий по оригами для дошкольников»;
- выставка совместного детского творчества с родителями;
- презентация по результатам проекта.
- дарение матерям оригами-цветка ко Дню матери
Ожидаемые результаты
Предполагается, что в результате реализации данного проекта дети:
- познакомятся с искусством оригами;
- научатся различным приемам работы с бумагой;
- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, творческие способности; мелкую моторику рук и глазомер;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Комплексно-тематическое планирование
Дата | Образовательная область | Интеграция ОО | Виды детской деятельности | |||
2-я неделя ноября | Познавательное развитие | Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие | Беседа «Что такое оригами?» | |||
Речевое развитие | Познавательное развитие, физическое развитие | Рассказывание легенды о 1000 журавликах (адаптированный вариант) Беседа. | ||||
Познавательное развитие | Речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие | Просмотр видеоролика «Откуда взялась бумага», беседа. | ||||
Физическое развитие | Речевое развитие | Пальчиковые игры: «Кошечка», «Сидит белка на тележке», «Собачка» | ||||
Познавательное развитие | Физическое развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие | Дидактические игры: «Составь узор», «Найди такой же», «Назови и покажи» | ||||
3-я неделя ноября | Познавательное развитие | Речевое развитие | Ситуативный разговор «Что будет, если закончится лес? | |||
Художественно-эстетическое развитие | Познавательное развитие, речевое развитие | Рассматривание поделок (в технике оригами). Обсуждение. | ||||
Художественно эстетическое развитие | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие | Знакомство с базовой формой «треугольник». Конструктивная деятельность «Щенок» | ||||
Речевое развитие | Познавательное развитие, физическое развитие | Чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун» | ||||
Художественно- эстетическое развитие | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие | Конструктивная деятельность «Зайчик» | ||||
4-я неделя ноября | Художественно- эстетическое развитие | Познавательное развитие, физическое развитие | Знакомство с базовой формой «двойной треугольник» | |||
Художественно -эстетическое развитие | Познавательное развитие, физическое развитие | Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Изготовление поделки «Ворона» | ||||
Художественно эстетическое развитие | Познавательное развитие, социально-коммуникативное | Конструктивная деятельность «Сумочка» | ||||
Художественно-эстетическое развитие | Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие | НОД «Маме сделаю цветок» (итоговая деятельность, посвящённая Дню матери) |
Работа с родителями:
- буклет для консультации: «Что такое оригами?», «Значение оригами для развития ребенка», «Чем занять ребенка дома»;
-оформление родительского уголка в папке передвижке на тему: «Оригами – через игру к творческому развитию»;
-создание альбома со схемами;
-конкурс поделок (оригами).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Беседа «Что такое оригами»
Цель: заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них; познакомить с историей искусства оригами.
Ход занятия
-Ребята, посмотрите я приготовила вам выставку игрушек. Как вы думаете из чего сделаны эти игрушки?
-Из бумаги
-Правильно. А выиграли в такие игрушки? Вам нравится с ними играть? Умеете их делать?
А хотели бы научится их складывать? Как называется такая техника изготовления игрушек, знаете?
-Верно.Такая техника изготовления игрушек из бумаги называется оригами.
-Давайте мы с вами познакомимся с историей оригами. (Показ презентации)
Что такое оригами?
Рассказать давно уже пора.
Это мир фантазии бумажной,
Это сказка, фокус, и игра.
Орига́ми— древнее искусство складывания фигурок из бумаги. ОРИ-бумага и КАМИ- складывание.
История возникновения ОРИГАМИ неразрывно связана с изобретение бумаги. Две тысячи лет назад китайцы изобрели бумагу.
Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.
Позже искусством складывания из бумаги стали заниматься, в основном, женщины и дети. Оно стало частью традиций и обычаев, украшением японского быта, карнавальных шествий, народных праздников
6 августа 1945 года на город Хиросима в Японии сбросили атомную бомбу. Многие погибли, а многие заболели смертельной болезнью. Среди погибших было много детей. А среди детей, обреченных на гибель, возникла легенда о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся и останутся живы.
Оригами стало популярным не только в Японии, но и во многих странах мира.
Знаменитый японский мастер оригами Акира Йошизава придумал «азбуку оригами». (иллюстрации)
Это условные знаки и базовые формы.
Проговариваем формы и обозначения, рассматриваем.
-Ребята, в следующий раз мы с вами будем экспериментировать с бумагой.
А сейчас скажите, что такое оригами?
В какой стране оно появилось?
Какая основная базовая форма оригами?
Какие знаки вы запомнили?
Легенда о 1000 журавликах.
В Японии бумажные журавлики считаются символом удачи и долголетия.
Есть традиция, в основе которой лежит красивая легенда : «Если с любовью и тщательностью свернуть тысячу бумажных журавликов , подарить их окружающим, и получить в ответ тысячу улыбок – исполнятся все Желания»
Японская девочка Садако Сасаки (7 января 1943 — 25 октября 1955), облученная при атомной бомбардировке Хиросимы 6 августа 1945 года. Ее дом находился в миле от взрыва, тем не менее внешне она и дальше росла здоровым ребенком. Признаки болезни появились в ноябре 1954, 18 февраля 1955 поставили диагноз - лейкемия, 21 февраля положили в больницу. По прогнозам врачей, жить ей оставалось не более года. 3 августа 1955 ее лучший друг Чизуко Хамамото принес ей листок золотистой бумаги и свернул из нее журавля, напомнив японское поверье о том, что желание человека, сложившего тысячу бумажных журавликов , исполнится.
Легенда повлияла на Садако, и она стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги. По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Ее друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.
В память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки, был построен монумент. Молодые люди со всей Японии собирали средства на этот проект, и в 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик. Это наша молитва. Мир во всем мире». Маленькая мужественная девочка стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны.
В 1990 году памятник Садако установлен в Парке Мира в Сиэтле (США), в 1995 - Детская статуя Мира в Санта-Фе (США, штат Нью-Мексико - в этом штате была сделана бомба, сброшенная на Хиросиму; статуя в Санта-Фе - "сестра" Детского мемориала в Хиросиме), в том же году открыт Сад Мира имени Садако в Санта-Барбаре с камнем, на котором выгравирован журавль. В 2000 году возле школы Садако в Хиросиме установлен памятник золотому бумажному журавлю.
Всюду в Японии известна легенда о раненом журавле, который обернулся красивой девушкой, вышедшей замуж за спасшего ее юношу. Девушка оказалась прекрасной ткачихой. В образе журавля она ткала удивительные ткани их своих перьев, закрывшись от всех в комнате. Когда муж подсмотрел за ней, она снова стала птицей и улетела.
Считается, что если журавли превращаются в людей, то часто они принимают облик странствующих монахов и путешествуют в поисках нуждающихся в их помощи.
Пальчиковая гимнастика
«Сидит белка на тележке»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Кошечка»
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
«Собачка»
Вышли пальчики гулять,
(пальчики бегут по столу)
Стали весело плясать.
Вот так, вот так
(выставляют из кулака большие пальцы)
Стали весело плясать.
Пальчики играли,
(пальцы собираются в щепоть, которая то открывается, то закрывается)
Собачку увидали.
(пальцы левой руки соединяются и выпрямляются. Пальцы правой руки собираются в щепоть, указательный загибается («собачка»))
Она громко лает,
Пальчики пугает.
(фигура «собачка». Большой палец прыгает)
Пальчики сбежались,
В кулачок все сжались.
(левая рука сжимается в кулак)
А собака ходит,
Пальцы не находит.
(левая рука сжата в кулак, правая — «собачка» двигается вокруг левой)
Кулачки стучали.
(одним кулачком стучат о другой)
Собачку испугали.
(пальцы бегут по столу)
Ну а пальчики опять
Стали дружно танцевать.
Поплясали, поплясали,
Ох, как быстро мы устали!
(опускают кисти рук вниз)
Мы немножко отдохнем
(ладошки складывают под голову — «спят»)
И опять плясать начнём.
Дидактическая игра «Составь узор»
Цель: Учить различать геометрические фигуры: их цвет, размер. Опираясь на зрительное восприятие составлять изображение предмета, соотнося его положение в пространстве. Развивать мелкую моторику, внимание, мыслительные операции.
Для изготовления игры нам понадобится: бумага цветная, картон белый и цветной, клей, ножницы.
Базовые формы оригами
Конструктивная деятельность
«Щенок» «Зайчик»
«Ворона» «Сумочка»
«Тюльпан» (итоговое НОД «Маме сделаю цветок»)
Конспект НОД «Маме сделаю цветок»
Цель: закрепить приобретённые навыки оригами
Задачи:
Учить детей изготовлению цветов в технике оригами.
Развивать глазомер, мелкую моторику рук, речь детей.
Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца; любовь и бережное отношение к цветам.
Материал: Картинки цветов тюльпанов, бумажные квадраты 6х6 см красного и желтого цвета, один квадрат зеленого цвета 10х10, клей, кисточки, салфетки, «волшебная «палочка, большой круг из бумаги - «клумба».
Ход занятия:
Чтение стихотворения:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будут красоты.
Л. Ребята, как вы думаете, можно ли рвать цветы охапками?
Д. Нет!
Л. А почему?
Д. Им больно - нельзя, им больно, - нельзя, потому что они завянут — а мы все равно их выбросим...
Л. Дети, какие цветы вы знаете?
Д. ромашка, роза, бархатцы, тюльпаны...
Л. Ребята, сегодня мы с вами будем делать цветы, ведь скоро у наших любимых мам праздник. И чтобы не губить живые цветы, мы сделаем цветы из бумаги. Мастера оригами придумали множество способов складывания цветов из бумаги. Вы у меня теперь многое умеете. Давайте сегодня мы сделаем … (показ картинки тюльпанов)… Какие цветы, как думаете?
Д. тюльпаны!
Л. Как вы думаете, какого цвета бывают тюльпаны?
Д. Красные, желтые …
Педагог показывает, как сделать тюльпан. А стебелек делается из базовой формы «Воздушный змей» (вместе с детьми разобрать последовательность изготовления стебелька).
Л. (берет «волшебную» палочку) А сейчас я вас превращу в настоящих оригами-мастеров! Нужно встать и повторить заклинание вместе со мной:
Топ-хлоп, хлоп-топ
Раз- потянулись,
Два-повернулись,
Три-остановитесь
И в мастеров превратитесь!
Л. Предлагаю попробовать сделать тюльпан самостоятельно, я знаю, у вас обязательно получится. Какого цвета будут тюльпаны? (дети выбирают квадрат бумаги для тюльпана, того цвета, который им нравится)
Д (ответы детей)
Работа детей.
Логопед по ходу еще раз объясняет, как сделать тюльпан.
Возьмите по квадрату нужного вам цвета. Сложите его пополам. Затем глазами найдите серединку длинной стороны получившегося прямоугольника и от нее загните уголки вверх и немножко в сторону, наложив один на другой. Получился тюльпан.
А сейчас мы сделаем стебелек.
Л. Молодцы! Какие разные и красивые получились у нас цветы! Вы настоящие мастера оригами!Я думаю, вашим мамам цветы очень понравятся!
Анализ детских работ.
Посадили мы цветы небывалой красоты,
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие — все цветы красивые
Как прекрасен каждый цвет -
Лучше наших цветов нет!
Список использованной литературы:
1. Афонькин С. Ю. Уроки оригами в школе и дома / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. – М.: Аким, 1996. – 207 с.
2. Бехтерев В.М. Умом и сердцем / В.М. Бехтерев. – М.: Издательство политической литературы, 1982. – 284с 3.
3.Интернет-ресурсы:
-http://o-koree.blogspot.com/2012/06/1000.html
-https://deti123.ru/skazka/zuravlinye-pera