Мои авторские разработки
Авторские методические разработки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paltsy_uchat_govorit.docx | 38.29 КБ |
chtoby_vnyatno_govorit.docx | 25.76 КБ |
kovrik_diagnostiki.docx | 36.58 КБ |
Сценка визитки учителя-логопеда. Авторская!!! | 13.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Балаганский детский сад №4
Пальцы учат говорить
методические рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
Разработала: Федорчук Елена Владимировна
Учитель-логопед МКДОУ Балаганский детский сад №4
Балаганск 2018
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Содержание методических рекомендаций………………………………………6
Рекомендуемая литература……………………………………………………….9
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……………………………………………………10
Аннотация
Данные методические рекомендации посвящены методике организации домашних занятий по развитию мелкой моторики детей 5-7 лет с нарушениями речи с использованием нетрадиционных средств – шнурков, скрепок, пуговиц, прищепок, бусин, палочек от мороженого. В основу методических рекомендаций положен опыт автора, основанный на двух аспектах. Во-первых, дети с удовольствием играют с предметами, которые, на первый взгляд, совсем не являются игрушками. Во-вторых, дети гораздо успешнее и с большим интересом выполняют задание, если к нему предлагается не простая словесная инструкция, а небольшой рифмованный зачин. Инструкция в форме небольшого весёлого стишка детям более понятна и интересна. Данные рекомендации могут быть использованы родителями дома для развития мелкой моторики рук у детей, при подготовке детей к школе, для проведения домашнего досуга.
Представленные в данных рекомендациях рифмованные инструкции-зачины к играм придуманы учителем-логопедом первой квалификационной категории МКДОУ Балаганский детский сад №4 Федорчук Еленой Владимировной и уже несколько лет успешно применяются в практической работе с детьми, имеющих различные нарушения речи.
Пояснительная записка
Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, а особенно с детьми с нарушениями речи, давно не секрет, что степень развития мелкой моторики рук прямо влияет на уровень речевого развития детей. В настоящее время существует много методических рекомендаций по развитию мелкой моторики рук детей. Также для решения этого вопроса придумано множество различных дидактических игр, как традиционных – мозаики, шнуровки, различные конструкторы, так и нетрадиционных - игры с прищепками, пуговицами, спичками и др. Все они особенно полезны для детей с различной речевой патологией. Такие воспитанники почти всегда нуждаются в индивидуальной работе и дополнительных занятиях. В дошкольном образовательном учреждении не всегда есть возможность проводить их. Часто помощь, оказываемая в детском саду, является недостаточной. Поэтому большая работа по развитию пальцевой моторики ложится на плечи родителей.
Цель данных методических рекомендаций – оказать методическую помощь родителям детей, имеющих речевые нарушения, в организации домашних занятий по развитию мелкой моторики рук.
Для родителей предлагаются простые, но содержательные инструкции к разным игровым заданиям, которые помогут организовать занятия по развитию мелкой моторики рук с помощью нетрадиционных, но легкодоступных средств - шнурка, пуговиц, прищепок, бусин, палочек от мороженного, канцелярских скрепок. Такие предметы найдутся в каждом доме, их не нужно изготовлять или приобретать специально. Также методические рекомендации помогут родителям правильно разъяснять суть игры, не путаться в составлении правильной инструкции к заданию, сэкономят время при выборе конкретных игр.
Ожидается, что с применением данных методических рекомендаций занятия дома по развитию мелкой моторики рук будут содержательнее, интереснее, разнообразнее. Дети с наибольшим успехом будут выполнять предложенные задания. Систематические домашние занятия с учётом данных методических рекомендаций будут полезны, в первую очередь, для развития координации действий нервной и мышечной систем, разовьют ловкость пальцев, силу захвата предметов, точность движений кистей рук и пальцев. Также они будут способствовать развитию у детей образного и логического мышления, чувства ритма, речевой памяти, обогащению словаря, развитию связной речи, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания. Немаловажным будет и общение родителей с детьми, проведение совместного досуга, что положительно скажется на психологическом здоровье детей.
В рекомендациях по развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста чаще всего приводится описание игр с перечислением необходимых материалов, иногда сопровождаемое примерной словесной инструкцией.
В данной работе по-новому представлены варианты игр с использованием нетрадиционных средств для развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Новизна заключается в том, что к каждому конкретному заданию помимо списка необходимых предметов в роли инструкции предлагается небольшой рифмованный зачин, в котором кратко раскрывается задача, описание игры, её конечный результат. Эти зачины не содержат строгого пошагового задания. Это будет способствовать тому, что каждый следующий раз при проведении игрового занятия родителям и детям можно будет немного по-новому его выполнить, применяя при этом отличные от прошлого раза движения пальцев рук, но итог игры останется прежним. Также для лучшего понимания сути задания в рекомендациях представлены примечания, которые поясняют моменты каждой конкретной игры.
Содержание методических рекомендаций
Работа с данными методическими рекомендациями предполагает использование словесных, наглядных и практических методов обучения. Форма работы - индивидуальная, либо с небольшой подгруппой детей (2-3 человека). При разработке методических рекомендаций был соблюдены принципы систематичности, наглядности, индивидуализации развития детей в процессе обучения, а также принцип развивающего обучения.
Дети, даже в старшем дошкольном возрасте, в силу своих психологических особенностей не всегда воспринимают словесную инструкцию к каким-либо заданиям и играм должным образом, особенно если она требует поэтапного выполнения. С гораздо большим успехом восприятие инструкции проходит, если она представлена в виде небольших стихов и при этом сопровождается наглядной демонстрацией действий. Поэтому на занятиях, направленных на развитие мелкой моторики рук детей, в частности с использованием нетрадиционных средств, рекомендуется давать небольшую, но содержательную инструкцию в рифмованной форме. Также на первоначальном этапе рекомендуется использовать показ или совместно с ребёнком выполнять задание. Работа с методическими рекомендациями подразумевает поэтапный характер. Поэтому родителям рекомендуется соблюдать следующие этапы работы:
1. Ознакомиться с игровым заданием, прочесть инструкцию, подобрать необходимые материалы;
2. Прочитать ребёнку стишок-инструкцию, сопровождая слова действием
( показом);
3. Выполнить задание совместно, используя объяснение, показ, помощь при необходимости;
4. Повторить игру некоторое время спустя, предоставляя ребёнку большую свободу и самостоятельность, но придерживаясь задания;
Данные методические рекомендации предлагают большой выбор игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией с использованием нетрадиционных средств. Родителям не предлагается строгий план работы. Методические рекомендации основываются, прежде всего, на принципе индивидуальности каждого ребёнка. Это подразумевает свободный выбор игр, который будет зависеть от возможностей каждого конкретного ребёнка, от его эмоционального настроя, имеющихся у него умений и навыков. Данные методические рекомендации не предполагают практически никаких финансовых затрат для родителей. Все средства и материалы для работы найдутся почти в каждом доме. Лишь для нескольких игр необходимо изготовить простые картонные шаблоны.
Исходя из имеющегося опыта, можно выделить некоторые наиболее трудные моменты, связанные с организацией и проведением домашних занятий, а именно: организация игрового пространства, выбор конкретных игр, подбор необходимого игрового материала; непосредственное выполнение (проведение) игрового задания.
В связи с этим хотелось бы предостеречь родителей от ошибок и дать им советы:
1. Проводить игры необходимо в спокойной обстановке, когда ребёнок сытый, здоровый и отдохнувший;
2. Организовать место для занятий - выключить телевизор, освободить игровое пространство от мешающих и отвлекающих предметов;
3. Заранее выбрать игры и приготовить (приобрести) все необходимые для них предметы;
4. Желательно накануне перед игрой познакомится с инструкцией-зачином;
5. Учитывать возрастные и психологические особенности своего ребёнка. Возможно, какие-то игры окажутся на первоначальном этапе трудными, будет необходим неоднократный показ, совместное выполнение, дополнительное разъяснение, помощь в выполнении;
6. Не стоит превращать домашние занятия в обязательный ежедневный ритуал. Стоит наметить дни, в которые можно будет действительно результативно позаниматься с ребёнком;
7. Все игры должны обязательно проходить под присмотром взрослых, так как в заданиях часто используются мелкие предметы;
8. Будьте внимательны и терпеливы к своему ребёнку, не принуждайте и не заставляйте его играть без желания, отложите занятие до лучшего момента;
Список рекомендуемой литературы:
1)Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет,2005. -204 с.
2)Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить.-М., изд. «Гном и Д», 2007.- 40 с.
3)Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.
4)Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.
Картотека игр для развития мелкой моторки рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием нетрадиционных средств
Игры со шнурком
1.
Материалы: несколько толстых шнурков
Вот упрямые шнурки,
Крепко спутались они.
Узелки мы все развяжем,
Ловкость пальчиков покажем.
Примечание: предъявляются уже связанные между собой шнурки.
2.
Материалы: толстый шнурок
Вот шнурок совсем простой,
Так шнурок совсем прямой,
Мы навяжем узелков,
Быстро, весело, легко!
Примечание: предъявляется обычный шнурок, затем завязываются узелки, ребёнку предлагается завязать узелки самостоятельно.
3.
Материалы: шнурок
Со шнурком мы поиграем,
Его на палец намотаем,
А потом освободим,
Пальцу отдохнуть дадим.
Примечание: шнурок медленно наматывать на любой палец одной руки не слишком туго, затем в обратную сторону размотать.
4.
Материалы: толстый шнурок
Вот красивый наш шнурок,
Завяжи-ка узелок!
А теперь ещё разок-
Вот и снова узелок!
Примечание: завязать как можно больше узелков на одном шнурке
5.
Материалы: шнурок, канцелярские скрепки.
Повстречал шнурочек скрепки,
Подружились они крепко,
Мы их дружбу сохраняем,
Шнурок сквозь скрепки продеваем.
Примечание: нанизывать любое количество скрепок на шнурок по одной штуке.
6.
Материалы: шнурок
Прямо пальчики стоят,
Пять весёленьких ребят.
Между ними ты сумей-ка
Провести шнурок, как змейку.
Примечание: между пальцами любой руки, по типу «плетёнка» провести шнурок справа налево, слева направо.
7.
Материалы: шнурок
Вот шнурок прямой,
А вот –идёт волной,
А вот - уже кружок,
Повторяй, дружок!
Примечание: на поверхности стола сначала показывается прямой шнурок, затем делается «волна», затем круг.
Игры со скрепками
1.
Материалы: скрепки канцелярские (разноцветные)
В руки скрепки мы возьмём,
И цепочку соберём.
Эта цепочка простая,
Но красивая такая!
Примечание: прицеплять скрепки последовательно одну за другой, создавая цепочку любой длины.
2.
Материалы: скрепки канцелярские, лист картона или плотной бумаги.
Не сидится нам без дела,
Скрепки мы достанем смело,
На листок их прикрепляем,
И внимательно считаем.
Примечание: последовательно надевать скрепки на край листа картона, при желании посчитать.
3.
Материалы: скрепки канцелярские
Мы со скрепками играли,
Вместе их соединяли,
А теперь игра опять-
Будем их разъединять!
Примечание: предлагается уже готовая цепочка из скрепок.
4.
Материалы: канцелярские скрепки, шнурок.
Повстречал шнурочек скрепки,
Подружились они крепко,
Мы их дружбу сохраняем,
Шнурок сквозь скрепки продеваем.
Примечание: нанизывать любое количество скрепок на шнурок по одной.
Игры с хозяйственными прищепками
1.
Материалы: прищепки, толстая верёвка
Прищепки разноцветные,
Яркие, заметные,
Ты любую выбирай
И к верёвке прицепляй!
Примечание: прицеплять любое количество прищепок к верёвке.
2.
Материалы: картонный шаблон ёлки (равнобедренный треугольник), прищепки
Мы добавим ёлке
Колкие иголки,
Прицепляем крепко
К веточкам прищепки.
Примечание: стараться прицепить прищепки равномерно по периметру «ёлочки».
3.
Материалы: картонный круг, прищепки
Вот кружок у нас простой,
Солнце сделаем с тобой.
Будем мы прищепки брать,
Словно лучики, цеплять.
Примечание: стараться равномерно прицепить прищепки по окружности.
4.
Материалы: прищепки, верёвка, небольшие картинки или карточки от детского лото.
Будем мы с тобой играть
И картинки прицеплять,
Вот прищепки и верёвка-
Прицепи картинки ловко.
Примечание: прицепить картинки равномерно по длине всей верёвки.
Игры с палочками от мороженого
1.
Материалы: палочки от мороженого
Будем палочки считать
И фигуру собирать:
Треугольник- посмотри,
Сколько палок надо?.. (три)
Примечание: взрослый первый складывает треугольник, ребёнок повторяет.
2.
Материалы: палочки от мороженого
Вот простой для всех ребят
Из палок четырёх?…(квадрат)
Примечание: взрослый первый складывает квадрат, ребёнок повторяет.
3.
Материалы: палочки от мороженого
Сколько палочек, смотри!
По одной их собери!
Крепче свой кулак сжимай,
Палочки не отпускай!
Примечание: со стола брать по одной палочке большим и указательным пальцами одной руки и собрать таким образом в кулак как можно больше палочек.
4.
Материалы: палочки от мороженого
Мы мороженое съели,
Палочки оставили.
Мы немного посидели-
Дом из них составили.
Примечание: составить плоский дом на поверхности стола. Строение можно усложнять в зависимости от желания.
Игры с пуговицами
1.
Материалы: пуговицы
Очень пуговки нужны,
Очень пуговки важны,
Их возьмём с тобой опять,
Чтоб дорожку составлять.
Примечание: произвольно ставить пуговицы на столе в виде дорожки.
2.
Материалы: пуговицы различной формы и цвета
Будем мы с тобой играть,
Пуговки перебирать,
Ты внимательно смотри,
И узор мой повтори!
Примечание: ребёнок повторяет простой узор за взрослым, соблюдая заданную взрослым закономерность.
3.
Материалы: крупные пуговицы
Ловко пуговку возьмём,
Между пальцами зажмём,
А потом –между другими,
Много у нас силы!
Примечание: стараться удерживать пуговицу между любыми двумя пальцами, менять пальцы. Повторить для каждой руки.
4.
Материалы: пуговицы мелкие и крупные
Сколько пуговиц у нас!
Мы начнём играть сейчас.
Ты большие выбирай,
Их в рядочек составляй.
Примечание: среди множества пуговиц найти только крупные и составить на столе «дорожку»
5.
Материалы: пуговицы мелкие и крупные
Сколько пуговиц у нас!
Мы начнём играть сейчас.
Маленькие выбирай,
Их в рядочек составляй.
Примечание: среди множества пуговиц найти только маленькие и составить на столе «дорожку»
Игры с бусинами
1.
Материалы: крупные бусины, нитка
Раскатились по дорожке
Бусины-горошки.
Их скорее собирай,
И на нитку надевай!
Примечание: нанизывать на нитку бусины в любом порядке.
2.
Материалы: бусины, коробочки или баночки
Пустые баночки остались,
Бусины перемешались.
Будем их с тобой опять
По баночкам сортировать.
Примечание: смешать бусины в одной ёмкости, предложить рассортировать по цвету, размеру, форме.
Предварительный просмотр:
МКДОУ Балаганский детский сад №4
Чтобы чисто говорить
методические рекомендации по развитию правильной дикции детей среднего дошкольного возраста
Разработала: Федорчук Елена Владимировна
Учитель-логопед МКДОУ Балаганский детский сад №4
Балаганск 2019
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………………...4
Содержание методических рекомендаций………………………………………6
Рекомендуемая литература……………………………………………………….9
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи……………………………………………………10
Аннотация
Данные методические рекомендации освещают методику развития дикции, а именно правильность артикуляции, её отчётливость и манеру произношения у детей среднего дошкольного возраста, не имеющих тяжёлых нарушений речи и не посещающих логопедические занятия. В основу методических рекомендаций положен личный профессиональный опыт автора, опирающийся на следующие моменты. Во-первых, дети среднего дошкольного возраста, а это дети четвёртого и пятого года жизни, не имеющие ярко выраженных нарушений речи, в том числе звукопроизношения, редко в таком возрасте попадают на логопедические занятия. Их артикуляционный аппарат ещё несовершенен в силу возраста, и заметить нарушения звукопроизношения бывает очень трудно. Во-вторых, опытные педагоги детского дошкольного учреждения, в том числе и учитель- логопед, уже на данном возрастном этапе могут заметить некоторые небольшие нарушения дикции у детей данной категории. Не организовывая специальных логопедических занятий с данными детьми, можно подготовить их речевой аппарат для дальнейшего формирования произносительной системы родного языка посредством проговаривания простых и понятных чистоговорок. Данные рекомендации могут быть использованы в ДОУ педагогами, в первую очередь. воспитателями, работающими с детьми среднего дошкольного возраста.
Представленные в данных рекомендациях чистоговорки придуманы учителем-логопедом первой квалификационной категории МКДОУ Балаганский детский сад №4 Федорчук Еленой Владимировной и уже несколько лет успешно применяются в практической работе с детьми, имеющих различные нарушения речи, а также для профилакики речевых нарушений у детей среднего дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Все педагоги ДОУ, работающие с детьми дошкольного возраста, постоянно сталкиваются с необходимостью развития внятности и чёткости речи детей. На занятиях, требующих устных ответов детей, при разучивании песен и стихов на праздничные мероприятия, воспитателям приходится тратить время на развитие дикции у детей. Особенно остро этот вопрос возникает при работе с детьми четвёртого и пятого года жизни. Дети этого возраста часто ещё не произносят целые группы сложных звуков, а именно сонорных, шипящих, иногда и свистящих. Самый распространенный способ развития правильной и чёткой артикуляции, а также подготовки речевого аппарата к произношению трудных звуков – это проговаривание чистоговорок.
В настоящее время в арсенале педагогов ДОУ для развития чёткости и внятности речи дошкольников имеется множество различных пособий. Все они, безусловно, полезны. Но почти все такие книги содержат материал, по сложности подходящий лишь для детей старшего дошкольного возраста. Их произносительная система более совершенна, и многие дети не нуждаются в развитии дикции и профилактике нарушений звукопроизношения. Скороговорок и чистоговорок с отсутствием труднопроизносимых звуков, которые подошли бы для работы с детьми среднего дошкольного возраста, крайне мало. У воспитателей не всегда есть возможность найти множество речевого материала. Поэтому часто работа по профилактике нарушений звукопроизношения и развитии дикции у детей среднего дошкольного возраста, оказываемая в детском саду, является недостаточной.
Цель данных методических рекомендаций – оказать методическую помощь педагогам по профилактике нарушений звуковой стороны речи и развитии дикции у детей среднего дошкольного возраста.
Для педагогов, в первую очередь, воспитателей предлагаются простые и небольшие по содержанию чистоговорки. Они рассчитаны на произносительные возможности детей четвёртого и пятого года жизни. Данные чистоговорки помогут воспитателю организовать занятия по улучшению чёткости и внятности речи дошкольников среднего возраста. Простые по содержанию и звуковой наполняемости, они будут понятны воспитанникам. Их воспроизведение не вызовет больших трудностей, так как в чистоговорках нет тех звуков, которые дети в силу возраста ещё не умеют произносить. Также методические рекомендации помогут воспитателям разработать занятия по развитию речи детей, сэкономят время при подборе речевого материала.
Ожидается, что с применением данных методических рекомендаций работа в детском саду по развитию чёткости и внятности речи будет содержательнее, интереснее, разнообразнее. Дети с наибольшим успехом будут проговаривать предложенные чистоговорки. Систематические занятия с учётом данных методических рекомендаций будут полезны, в первую очередь, для развития правильной артикуляции, выработке правильного речевого дыхания. Также они будут способствовать развитию у детей образного и логического мышления, чувства ритма, речевой памяти, обогащению словаря, развитию связной речи, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания. Немаловажным будет и работа по предупреждению нарушений звукопроизношения у детей данной возрастной категории. В рекомендациях по развитию правильной и чёткой артикуляции детей дошкольного возраста чаще всего приводится большое разнообразие скороговорок. Большинство из них содержит сложное для произношения сочетания фонем. Поэтому рассчитаны они всё-таки на тех детей, звукопроизношение которых нормально или близко к таковому. Но дети среднего дошкольного возраста в силу физиологических особенностей ещё не в силах произности такие короткие фразы с усложнённой артикуляцией.
В данной работе по-новому представлены методика развития артикуляционного аппарата детей среднего дошкольного возраста с использованием не скороговорок, а чистоговорок, в качестве которых выступают поэтические шутки. В них автором умышленно подобраны слова, трудных для артикуляции только в одном случае: при быстром и многократном повторении. Новизна заключается в том, что в каждой такой чистоговорке длинных, непонятных, труднопроизносимых слов, недоступных для воспроизведения ребёнку четырёх-пятилетнего возраста. Каждое слово в такой фразе понятно воспитаннику и может быть произнесено без особого труда. В связи с этим ребёнок будет находиться в ситуации успеха, он будет без боязни пробовать повторить чистоговорку, а затем и произнести её в более быстром темпе, не боясь провала. Это конечно же самым положительным образом скажется на развитии артикуляционного аппарата, подготовке к усвоению более сложных звуков в дальнейшем, а, следовательно, будет способствовать предупреждению нарушений звукопроизношения в процессе усвоения фонетической стороны речи. Также для лучшего выполнения данных задач многие чистоговорки содержат аллитерации (повторение одинаковых или однородных согласных) и рифмы.
Содержание методических рекомендаций
Работа с данными методическими рекомендациями предполагает использование словесного метода обучения. Форма работы - индивидуальная, либо с небольшой подгруппой детей (2-3 человека). При разработке методических рекомендаций был соблюдены принципы систематичности, последовательности и постепенности, принципы доступности , активности и сознательности, индивидуализации развития детей в процессе обучения, а также принцип развивающего обучения.
Дети, даже в среднем дошкольном возрасте, уже способны оценивать свои возможности, в том числе и речевые. Получая задание повторить сложную фразу, например, скороговорку, некоторые отказываются, проявляя речевой негативизм. Другие же, не смотря на все старания, не могут повторить точно и правильно. Этот факт рождает в детях неуверенность в своих силах, нежелание заниматься. Если же фраза для повторения будет проста и понятна ребёнку, он с лёгкостью воспроизведёт её, пусть и не с первого раза. Убедившись, что все звуки свободно произносятся, воспитанник не откажется повторить её снова и снова, с каждым разом давая всё лучший и лучший результат. Поэтому на занятиях, где проводится работа по улучшению дикции у детей среднего дошкольного возраста, рекомендуется использовать те чистоговорки, в которых простая звуковая наполняемость. Также на первом этапе рекомендуется использовать метод многократного проговаривания педагогом речевого материала. Работа с методическими рекомендациями подразумевает поэтапный характер. Поэтому воспитателям и другим педагогам рекомендуется соблюдать следующие этапы работы:
1. Ознакомиться с содержанием чистоговорок;
2. Заранее подумать, какие слова, если таковые есть, могут быть непонятны малышу и подумать, как их легче и понятнее разъяснить.
3. Прочитать ребёнку чистоговорку;
4. Поговорить по содержанию, объяснить непонятные слова, если таковые встретятся;
5. Повторить фразу вместе с малышом;
6. Попросить ребёнка самостоятельно произнести чистоговорку в медленном темпе, поправляя ошибки, если это необходимо;
7. обязательно похвалить ребёнка за старания;
8. повторять фразу спустя некоторое время;
Данные методические рекомендации предлагают достаточно большой выбор новых авторских чистоговорок. Педагогам детского сада не предлагается строгий план работы. Методические рекомендации основываются, прежде всего, на принципе индивидуальности каждого ребёнка. Это подразумевает свободный выбор чистоговорки, который будет зависеть от речевых возможностей каждого конкретного ребёнка, о чём, разумеется, должен знать взрослый.
Исходя из имеющегося у автора опыта, можно выделить некоторые наиболее трудные моменты в проведении работы, направленной на развитие дикции у дошкольников среднего возраста. Во-первых, выбор конкретной чистоговорки для каждого ребёнка, исходя из его речевых возможностей. Во – вторых, определение времени для организации развивающих занятий связанные с организацией и проведением домашних занятий. В – третьих, определение места для проведения занятия. В связи с этим хотелось бы предостеречь воспитателей и других педагогов от ошибок и дать им следующие советы:
1. Проводить занятия необходимо в спокойной, нешумной обстановке,
2. на первых этапах работать лучше индивидуально или с 2-3 детьми.
3. Как можно лучше устранить различные отвлекающие факторы;
4. Заранее выбрать подходящие каждому ребёнку чистоговорки, учитывая его речевые возможности;
5. Учитывать возрастные и психологические особенности своих воспитанников. Возможно, какие-то фразы окажутся на первоначальном этапе трудными, будет необходим неоднократное повторение, разъяснение смысла чистоговорки;
6. Не стоит каждый день просить ребёнка произносить уже знакомые ему фразы.
Речевую нагрузку стоит наращивать постепенно, разучивать новую чистоговорку нужно после полного усвоения предыдущей.
7. Необходимо быть внимательным и терпеливым педагогом. Только в этом случае воспитанники добьются успеха.
Список рекомендуемой литературы:
1)Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет,2005. -204 с.
2)Галкина Г.Г, Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить.-М., изд. «Гном и Д», 2007.- 40 с.
3)Крaсильникoвa Н.A. Игры для рaзвития мeлкoй мoтoрики у дeтeй с тяжeлыми нaрушeниями рeчи. - М.: Владос, 2011. - 237 с.
4)Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкую мoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. - М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.
Приложение.
Авторские чистоговорки.
Тима и Тома топают по дому.
Не пьёт кот ни какао, ни компот.
Весь день Ваня моется в ванне.
От дуба тень темна весь день.
У моей мамы дома две панамы.
У Вовы и Витеньки гвоздики и винтики.
Давным –давно в окне темно, темным-темно в окне давно.
У дуба –кони, те кони-пони.
Два кота-котейки пекут капкейки.
Видно у дома окно, видно в окне панно.
Тонки канатики как нитки.
Много витаминов в тыквах и дынях.
Медок в бидоне, ягоды на поддоне.
Не поёт енот, у него нет нот.
Не отходит утка от утят ни на минутку.
Хватит Пахому гонять мух по дому.
Бегемот не бегает, бегемот обедает.
Ты, Матвей, не гони к воде коней,
Ты, Матвей, веди коней к ней.
У Фомы под фуфайкой никогда нет майки.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Балаганский детский сад №4
Балаганск 2016
Автор: Федорчук Елена Владимировна
Коврик дифференциальной психодиагностики нарушений речи и интеллектуальных нарушений детей дошкольного возраста
Диагностический материал
Содержание
№ | Оглавление | стр |
1 | Введение | 3 |
1.1 | Актуальность темы | 3 |
1.2 | Принципы | 3 |
1.3 | Планируемые результаты | 5 |
2 | Основная часть | 6 |
2.1. | 6 | |
2.2 | Этапы работы | 7 |
2.3 | Использованные методики | 10 |
4 | Заключение | 14 |
5 | Литература | 16 |
6 | Приложение | 17 |
Введение
На сегодняшний день многими специалистами отмечается тенденция к усложнению дизонтогенеза детей с речевыми нарушениями. Собственно речевая недостаточность приобрела сегодня у большинства детей более недифференцированный, мозаичный вид, а речевой дефект сопряжён с обилием сопутствующих нарушений в двигательной, когнитивной, вербальной и других сферах психической деятельности ребенка. Это затрудняет дифференциальную диагностику речевой патологии и сходных состояний у дошкольников. В процессе проведения логопедического обследования всё чаще возникает потребность исследовать и интеллектуальные возможности детей, что удлиняет время диагностики, создаёт необходимость подбора дополнительного материала. Также не всегда есть возможность организовать обследование по всем требованиям в силу разных обстоятельств.
С целью дифференциальной диагностики нарушений речи и сходных состояний, в частности, интеллектуальных нарушений, у детей дошкольного возраста, был изготовлен данный диагностический материал.
При подборе методик для данного диагностического материала была опора на следующие принципы:
- Деятельностный принцип (учёт ведущей деятельности);
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип дифференцированного подхода к каждому ребёнку;
- Принцип динамичности обследования;
- Принцип выявления сохранных сторон психики;
- Принцип минимизации затрат;
Одно из важнейших условий создания современных методов психодиагностики – это четкая ориентация на возраст испытуемых. Для дошкольников ведущая деятельность - игровая. Динамичность, сенсомоторное развитие, становление различных психических характеристик, и прежде всего речи, определяют этот возраст. Дети с нарушениями речи также любят играть с предметами, как и их сверстники. Поэтому всё обследование необходимо проводить в форме игры, включать игровые моменты. В противном случае дети часто не понимают смысла заданий, быстро утомляются, проявляют негативизм, в том числе и речевой, не могут показать себя с лучшей стороны, что отрицательно скажется на результатах обследования.
При подборе диагностического материала важно соблюдать принцип индивидуального подхода. Он предполагает учет всех личностных особенностей ребенка, помогает раскрыть характер динамики нарушения, своеобразие формирования психологических особенностей, определить зону его ближайшего развития. Индивидуальное обследование также помогает установить с испытуемым более тесный контакт, осуществлять более тщательное наблюдение за его поведением во время исследования. Кроме того, такая форма позволяет своевременно заметить, что испытуемый не понял инструкцию или выполняет задания неправильно, или же что он переутомился и нуждается в отдыхе.
Важно дифференцированно подходить к обследованию детей. Многие вербальные методики плохо подходят для психодиагностики детей с речевыми нарушениями, а в отдельных случаях могут и вовсе свести этот процесс к нулю. В невербальных же психодиагностических методах весь стимульный материал представлен в наглядной форме (в виде каких-то предметов, деталей, изображений и т.п.). Инструкция в большинстве таких методик хотя и носит вербальный характер, но всё же выполнение заданий опирается на манипулирование с диагностическим материалом. Невербальные методики очень удобны при обследовании детей, с которыми затруднён речевой контакт. Известно, что не у всех детей, в том числе и с нарушениями речи, в одном возрасте наблюдается одинаковое психическое развитие.
Также при организации психодиагностики нельзя не учитывать принцип динамичности. Он предполагает возможность вмешиваться в процесс работы ребенка, оказывать ему помощь, которая должна быть продумана. При этом следует обратить внимание, насколько улучшается работа ребенка при оказании ему помощи. Соблюдение этого принципа особенно необходимо при обследовании детей с системными нарушениями речи, так как это способствует дифференциальной диагностике, например, общего недоразвития речи от недоразвития речи при интеллектуальной недостаточности и задержке психического развития.
При психодиагностике как части логопедического обследования важно уметь предоставить каждому ребёнку возможность показать себя, не ограничивать его в умениях, не ставить в какие-то рамки, а постараться узнать всё, на что он способен. Поэтому при подборе методик обязательно должна быть продумана вариативность заданий - от простого к сложному, возможность усложнить задание.
Также при изготовлении представленного диагностического материала учитывался принцип минимизации затрат, то есть обследование ребёнка должно быть минимально по времени и по затратам сил как ребёнка, так и специалиста.
При работе с данным диагностическим материалом предполагается достичь следующих результатов:
- Организовать процесс психодиагностики как игру - ведущую деятельность дошкольного возраста - для более успешного и объективного обследования;
- Определить умственные способности каждого конкретного ребёнка с нарушениями речи;
- Разграничить нарушения речи со сходными состояниями у детей дошкольного возраста;
- Разделить первичный и вторичный характер нарушений психики;
- Наметить пути дальнейшего коррекционного обучения;
Основная часть
Для создания коврика были отобраны известные методики, позволяющие самостоятельно учителю – логопеду в рамках логопедического обследования провести психодиагностику дошкольников и на основе этого дифференцировать речевые нарушения и сходные состояния. Также проведение данных методик поможет учителю – логопеду определить уровень развития умственных способностей каждого из обследуемых детей, от чего будет зависеть дальнейшая работа по коррекции речи и необходимость включения в неё приёмов и методов развития тех или иных психических процессов.
При проведении психодиагностики необходимо помнить, что обследование детей дошкольного возраста следует проводить в форме игры, задания же должны быть конкретными, привлекающими внимание, небольшими по объему, так как дети еще не способны к длительному напряжению. Следует постоянно сохранять контакт с ребенком и поддерживать его желание заниматься до конца обследования.
Одним из ведущих методов при изучении дошкольников является наблюдение за их игрой. Реакция ребенка на игрушки, стойкость интереса, возможность самостоятельно организовать игру - важные показатели умственного развития. В игре проявляется и осознанность действий, их целенаправленность, рациональность, координированность движений. На игровом материале можно исследовать восприятие ребенком величины, формы, цвета, представления о количестве, способность к обобщению. В игре также выявляются волевые и эмоциональные качества.
Все методики данного диагностического материала являются классическими и адаптированы только для использования в новой форме – фигур и картинок, сшитыми из фетра на швейной машине, с использованием швейной фурнитуры –пуговиц, замков-молний для застёгивания карманов, липучки для крепления деталей.
Весь диагностический коврик сшит из фетра, основная часть коврика - фигура улитки, в раковине которой имеется четыре кармана - по количеству методик.
Такая форма создания диагностического материала была выбрана неслучайно.
Во-первых, дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому для выявления действительного уровня психологического развития ребенка и его возможностей (зоны ближайшего развития) необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание, было достаточно интересно для него. Необычность, но в то же время понятность предметов будет служить дополнительным стимулом для включения дошкольника в игру - обследование. Некоторые дети, особенно младшего и среднего дошкольного возраста, отказываются покидать привычную обстановку группы и идти на обследование. В таком случае очень проблематично предъявить 3-4 методики для обследования психических процессов. Здесь и можно «поиграть», предложив в качестве игры набор данных диагностических методик, не акцентируя внимание ребёнка на том, что это обследование. В этом заключается игровой момент – обследуемому ребёнку предлагается поиграть с улиткой и посмотреть, какие игры она принесла.
Во-вторых, такой диагностический материал из фетра достаточно практичен. Все детали диагностического материала выполнены из плотного фетра и при желании могут крепиться на коврик на липучки (если коврик при обследовании будет висеть вертикально).
Он мобилен, лёгок, удобен в использовании, применить его можно не только в стандартном помещении для обследования. Он без труда переносится, не требует много места для хранения. Коврик может быть использован в горизонтальном положении на любой поверхности (за столом, на полу), а также в вертикальном положении, что очень удобно для некоторых категорий детей. Весь стимульный материал возможно использовать из без самого коврика. Все детали легко заменяются, если будут утеряны или придут в негодность.
В данный диагностический материал были отобраны и включены четыре методики, позволяющие учителю – логопеду в условиях общеобразовательного детского сада провести психодиагностику детей с нарушениями речи с целью дифференциальной диагностики со сходными состояниями и наметить пути дальнейшей коррекционной работы. Обследование по данному диагностическому материалу как дополнительному к логопедическому обследованию возможно проводить у детей 3-6 лет. Только сложность заданий будет варьироваться в зависимости от возраста обследуемого. Сами методики ориентированы на ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – конструирование.
В процессе диагностики учителю – логопеду целесообразно будет проследить ещё некоторые моменты, важные при обследовании детей:
- эмоциональную реакцию ребенка на сам факт обследования.
Волнение - естественная реакция на новую обстановку, на незнакомых людей, на новую игру. При этом должна настораживать чрезмерная веселость, неадекватность поведения, либо наоборот - вялость ребёнка, отсутствие всякого интереса к происходящему.
- понимание инструкции и цели задания.
Здесь обращается внимание на то, выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять её, прежде чем приступить к работе. Фиксируется и то, какая инструкция больше понятна детям: устная или устная с наглядным показом.
- характер деятельности.
В данном аспекте обязательно обращается внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы. Учитывается общая работоспособность ребенка. Очень важным качеством ребенка является наличие самоконтроля, саморегуляции. Одним из главных показателей является возможность понимать и принимать помощь. Чем выраженнее эта способность, тем выше обучаемость ребенка. Важно учитывать меру и характер учитываемой помощи. Показателем обучаемости является и способность ребенка делать задание по аналогии;
- реакция на результат работы.
Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.
Важно отметить уровень ориентировочно-познавательных действий:
- хаотические действия;
- перебор вариантов;
- целенаправленные пробы;
- практическое примеривание;
- зрительная ориентировка.
Кроме того, в процессе всего обследования ведется наблюдение – это один из признанных и ведущих методов изучения детей дошкольного возратса. Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования.
Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он боится обследования.
Предоставив ребенку возможность заниматься с деталями диагностического материала, можно зафиксировать новые сведения о нем, характер эмоциональных реакций (радость, безразличие), способность самостоятельно выбирать занятие, разумность проводимых с предметами действий, стойкость интереса к игровой деятельности. В ходе производимых ребенком манипуляций важно понаблюдать за координацией движений, состоянием моторики. При создании диагностического материала учитывалось и то, чтобы задания - методики были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, направленными на формирование новых умственных действий, выявляющими «зону ближайшего развития детей».
Возможно, после такого обследования потребуется дальнейшая разработка и обоснование критериев, которые должны лечь в основу дифференциальной диагностики речевых нарушений и сходных состояний, использование других диагностических методов, что не противоречит принципу стереоскопичности оценки выполнения методик.
В коврике психодиагностики детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями задействованы следующие методики:
- Методика «Пирамида»
Эта методика применяется для выявления состояния наглядно-действенного мышления. Ребенку предъявляется собранная пирамидка (количество деталей, имитирующих кольца, зависит от возраста) и предлагают ее разобрать, сопровождая инструкцию соответствующим жестом. Если ребенок не приступает к работе, учитель- -логопед, выступающий в качестве экспериментатора, сам разбирает пирамидку, раскладывает детали в досягаемости ребёнка и просит его собрать пирамиду. Если ребенок, начав действовать, собирает пирамидку в беспорядке, его не останавливают до конца работы, затем говорят "Неправильно" и работа начинается заново.
С помощью этой методики можно наблюдать и моторику ребенка (может ли он прямо поставить деталь, нет ли нарушения координации и т.д.); сформированность и дифференцированность понятия величины («возьми самую большую часть, затем которая меньше..., самую маленькую»); различение ребенком цвета предметов («Дай жёлтую, зелёную часть» и т.д.); умение пересчитывать уровни пирамиды («Покажи первую, третью деталь… »), сформированность понятия о количестве предметов («Дай две детали пирамидки», «Дай пять деталей» и т.д.). Здесь также стоит обратить внимание на наличие или отсутствие у ребёнка таких явлений, как тремор, гиперкинезы.
По данным наблюдений специалистов, при нормальном интеллекте дети к 5 годам должны уметь складывать пирамиду с учетом величины деталей (колец) при зрительном соотнесении. Дети с интеллектуальной недостаточностью даже в 6 лет не всегда правильно выполняют это задание. Порой они лишь хаотично раскладывают части, не учитывая величину. Дети с глубокими интеллектуальными нарушениями не понимают задачи, совершают неадекватные действия, просто манипулируют с материалом. Если в поле зрения попадают какие-либо новые предметы, они отвлекаются и бросают начатую работу. Такая картина наблюдается при выполнении всех приведенных ниже заданий.
Стоит отметить вариативность предъявления методики. Детям младшего дошкольного возраста следует давать 4 части, детям с 4 лет-6 деталей, 5-6 лет-7-8 деталей.
- Методика «Парные ассоциации»
С помощью этой методики проверяется умение устанавливать связи между предметами путём обобщения либо выделения у предметов существенных признаков и объединение их по найденному признаку.
Перед ребёнком выкладываются предметные картинки в столбик (4 штуки) и даются ещё четыре картинки. Затем предлагается жестом или в вербальной форме соединить картинки в пары на основе обобщения. Например, к шапке из всех четырёх имеющихся парных картинок подойдет только варежка, а к кружке - только кувшин.
Возможен вариант - экспериментатор показывает ребёнку картинку и просит показать подходящую к ней. В данной методике также возможна обучающая помощь.
Как правило, дети с интеллектуальными нарушениями даже в 5-6 лет не справляются с заданием, не понимают инструкции, не могут обобщить предметы, найти у них общий признак.
- Методика «Разрезные картинки».
Данная методика направлена на выявление степени овладения зрительным синтезом – объединением элементов в целостный образ. Эта методика не требует участия речи ребенка, поэтому как нельзя лучше подходит для обследования так называемых «безречевых» детей.
В качестве материала используются картинки, состоящие из нескольких частей (от двух до четырёх): яблоко – из двух частей, рыбка - из трёх частей, домик с окошком – из четырёх частей. Все три картинки на прямоугольном фоне, что облегчает составление рисунка, намечая его границы.
Части картинки раскладываются перед ребенком так, чтобы ему нужно было не просто сдвинуть их вместе, а придать им нужное пространственное положение. Все изображения должны быть хорошо знакомы детям.
Экспериментатор спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?» Ребенок должен назвать, что изображено на разрезной картинке. Если ребенок не называет, что получится в результате сложения частей, взрослый предлагает: «Сложи части, и посмотрим, что нарисовано на картинке».
Картинки предъявляются по очереди - от двухсоставной к четырехсоставной. Собранная картинка убирается, предъявляется следующая.
Данная методика также используются для характеристики восприятия детей. Составлять разрезные картинки дошкольникам с интеллектуальными нарушениями трудно, у них плохо сформировано пространственное восприятие. Они не представляют конечной цели - целого изображения, поэтому их работа сводится к приставлению одной части картинки к другой без учета их местоположения (крыша внизу, хвост впереди головы и т.д.). В качестве помощи можно расположить части картинки так, чтобы ребенку нужно было лишь соединить части (например, хвост за головой).
При определении уровня выполнения задания необходимо учитывать способ складывания и называние ребенком того, что будет изображено на картинке после сложения частей.
1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы 1–2 практические пробы в случае с четырёхсоставной картинкой.
2. Среднему уровню соответствует правильное сложение картинок, достигнутое путем проб, прикладываний (3-х, 4-х – составной)
3. При низком уровне картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются.
Если ребенок упорно не воспринимает помощи экспериментатора и даже после неоднократного наглядного показа не может правильно сложить картинку - это не может не вызвать сомнений в его интеллектуальном развитии.
- Методика «Геометрические фигуры разной формы» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
В этом задании устанавливается способность объединять предметы по общему признаку (простейшие обобщения), степень сформированность наглядно-действенного мышления.
В данной методике есть несколько вариантов заданий.
Детям младшего дошкольного возраста предлагается соотнести геометрическую фигуру с её контуром , показать какую-либо заданную фигуру.
Детям среднего и старшего дошкольного возраста кроме этого возможно не только предъявить фигуры, меньшие по размеру, и попросить соотнести их с такими же, но большими, а также назвать фигуры или исправить ошибки, намеренно сделанные экспериментатором.
В данной методике также учитывалась возможность применения обучающей помощи, задания также требуют минимальной вербализации при выполнении.
Фигуры могут быть использованы и для проверки счета, построения по образцу, знания основных цветов и названий фигур и т.д. Дети с лёгкими интеллектуальными нарушениями не всегда понимают цель, но после показа в старшем дошкольном возрасте выполняют задание.
При создании данного диагностического коврика учитывался тот факт, что обследование дошкольников по времени не должно превышать 10-15 минут у младших дошкольников, 20 – 25 минут у детей старшего дошкольного возраста, а количество методик, используемых за это время, не должно превышать трёх-четырёх.
Заключение
Психодиагностика в детском саду позволяет обнаружить сильные и слабые стороны психики ребенка и, что является самым главным для родителей и педагогов, помочь построить правильные отношения с ребенком, благоприятные, доброжелательные, не травмирующие личность. Для учителя – логопеда данные психодиагностики являются важными и ценными в плане выбора коррекционной программы и определение методов и приёмов логопедического воздействия.
В плане развития ребенка психодиагностика необходима для:
- обеспечения контроля за динамикой его развития;
- предупреждения возможных отклонений;
- определения программы коррекционной работы с ребенком с целью оптимизации условий развития;
- оценки эффективности проведенных психолого-педагогических мероприятий.
Исследование психических процессов с использованием данного диагностического материала не является самоцелью работы учителя - логопеда. Оно призвано лишь помочь педагогу в условиях общеобразовательного детского сада получить данные об уровне психического развития ребёнка дошкольного возраста с нарушением речи, а также суметь понять, первично или вторично это нарушение.
Психодиагностика и логопедическая коррекция тесно связаны между собой. Обнаруженные в процессе диагностики у детей проблемы или отклонения психических процессов всегда накладывают отпечаток на речевой статус ребёнка, являясь первичным или вторичным нарушением. От этого будет зависеть вся дальнейшая логопедическая работа.
Именно поэтому в целях выбора правильного, адекватного логопедического маршрута обследование речи должно идти бок о бок с методами психодиагностики детей, имеющих какие – либо нарушения речи.
Данный диагностический материал может быть использован другими педагогическими работниками в образовательной деятельности детского сада. Он хорошо подходит для повышения познавательной активности воспитанников, для решения различных развивающих, образовательных, воспитательных задач.
Литература:
1.Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2009. — 237 с.
2.Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. - 100 с.
3.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. Пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. – 640 с.
4.Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 320 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.studfiles.ru/preview/2229160/page:8/
https://refdb.ru/look/1096315-p2.html
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=604148#1
Предварительный просмотр:
На цене сидят царь и царица. Царь играет на планшете, царица вяжет.
АВТОР
Мы интересную вам сказку
Хотим сегодня рассказать.
В ней есть интрига и развязка,
Итак, позвольте нам начать.
В некотором царстве,
В недалёком государстве,
Жила –была обычная
Царская семья…
Слышатся плач, крики. Выбегает царевна с бумагой.
Царица (вскакивает,подбегает к царевне)
- Что случилось, дорогая?
Прям мы с батюшкой не знаем! (разводит руками)
Ну, довольно, не тужи!
В чём проблема, расскажи?
Царевна (вытирает слёзы, показывает бумагу, говорит с ошибками)
-Вот! Отказ опять плисол!
Мой вокал не подосол!
Звуки, говолят, учи,
А не мямли, не мычи!
Как же песню я спою
Коли плохо говолю? (опять плачет)
Царь (убирает планшет, подходит к царице)
- Что же, матушка, поделать?
Вот - истерика опять!
Дочка наша захотела
Этой… поп-певицей стать!
Царица
-Ох, не знаю, царь родной!
Что же делать нам с тобой? (оглядывает и гладит царевну)
Так – то ладная девчонка,
Только речь, как у ребёнка… (разводит руками)
Как исправить? Как помочь?
Как счастливой сделать дочь?
Царь
Да, проблема не простая…
Может, тайна здесь какая?
Нужно в Гугле мне пошарить… (набирает , медленно проговаривая)
Как…ребёнку…речь…исправить…
Царица с царевной уходят. Царь садится и долго будто «читает» на планшете.
АВТОР
Царь всю ноченьку не спал,
Интернет весь обыскал.
Наконец, открыл секрет:
Нужен дочке логопед!
Долго царь гадать не стал,
И письмо он написал
В детский сад номер четыре,
Самый лучший в целом мире!
И царю пришёл ответ:
Едет, едет логопед.
Заходит логопед с папками, пакетами.
Царица (подводит за руку царевну)
Вот, царевна наша это.
Но сказать вам по секрету,
Хоть певицей хочет быть-
Плоховато говорит. (Царь и царевна вздыхает, логопед понимающе кивает)
И со звуками беда!
Вы поможете нам?
Логопед:
Да!
Да, проблема мне знакома.
Для меня она не нова!
Я не понаслышке знаю,
Как плохая речь мешает!
Но грустить совсем не надо!
Я помочь вам только рада!
У меня методик много! (показывает на папки)
У меня программы есть!
А наглядных материалов!...
Их вообще никак не счесть! (показывает сумки, пакеты)
Технологию я знаю ,
Речь в два счёта исправляю,
Успех детей- моя награда,
А больше ничего не надо!
(Берёт за руку царевну)
За царевну не волнуйтесь,
Всё поправим, закрепим.
Чтобы всё понятно было,
Приготовила вам фильм.
(логопед уходит с царевной, царь с царицей остаются на сцене смотреть видео ролик о работе логопеда)
Ролик заканчивается, выходят логопед с царевной. Царевна довольно улыбается.
Царица
Ах, как доченька сияет,
Всех улыбкой затмевает!
Царевна (говорит правильно)
Сколько б было в мире бед,
Как срывались б встречи,
Если б только логопед,
Не помог нам в речи!
-