Кейс современных образовательных технологий

Потанина Елена Геннадьевна

Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса. Как же это сделать? 10 лет назад, окунувшись в атмосферу школьной жизни в школе № 49 города Новосибирска, которая являлась на тот момент экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС, я узнала, что в основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход. Чтобы разобраться в этом, темой своего самообразования я выбрала  системно - деятельностный подход в обучении иностранным языкам. Изучение данного подхода привело меня к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. 

Что такое технология?

Педагог Б.Т. Лихачёв  педагогическим технологиям дал такое определение: это «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.»

Цель каждого урока иностранного языка - формировать четыре основных коммуникативных навыка - аудирование, чтение, письмо и, прежде всего, говорение. Какие же современные технологии в процессе  обучения стали интересны мне и  помогают сделать мои уроки современными?

  • Технология сотрудничества      

 Эта технология предполагает распределение всех связанных с этим функций – организация класса, объяснение и инструктирование, контроль, оценивание, помощь отстающим между учителем и учениками. «Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле». Учитель и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

  Сотрудничество не является самоцелью, а налаживается для того, чтобы ученик приобретал знания и способы деятельности, опыт общения и социальной активности. Оно необходимо для того, чтобы он умел трудиться в большом коллективе, в малой группе и, если необходимо, индивидуально. Данная технология позволяет создавать условия для активной совместной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Ребята объединяются в группы по 3 - 4 человека, получают одно задание, но у каждого обучающегося своя определенная роль. Каждый участник группы отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые стараются выяснить у сильных то , что им непонятно, а сильные стремятся, чтобы слабые досконально разобрались в задании. И от этого выигрывает весь класс, потому что совместно ликвидируются пробелы. Технология сотрудничества позволяет формировать такие личностные качества как лидерство, сопереживание, ответственность, доверие, доброжелательность, взаимопомощь, способствует раскрытию творческого потенциала обучающихся.

  • Технология проектного обучения     

Проекты могут быть разных видов: монопроекты, коллективные, групповые, индивидуальные. Работа над проектом охватывает чтение, аудирование, письмо, грамматику, говорение. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления обучающихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Технология проектного обучения тесно пересекается с технологией сотрудничества и способствует воспитывать такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности, активизирует обучаемых и мотивирует к изучению языка. В процессе проектной деятельности обучение и воспитание неразделимы.

Метод проектов помогает формированию у обучающихся  коммуникативных навыков, культуры общения, умению кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Могу утверждать, что проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих обучающимся применять накопленные знания по предмету, расширять свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. на своих уроках метод проектов использую в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами способствует формированию таких личностныех качеств как воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и др..

  • Технология "Дебаты"  

Дебаты – это целенаправленный и упорядоченный (структурированный) обмен идеями, суждениями, мнениями . Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусству аргументации.

Для формирования основных навыков ведения живой дискуссии на иностранном языке и развития коммуникативной компетенции школьников считаю целесообразным использование на своих уроках  технологии «Дебаты». Дебаты развивают у обучающихся все четыре основных языковых коммуникативных навыка – аудирование, чтение, письмо, а самое главное - говорение. Помимо развития непосредственно языковых умений, дебаты формируют умения публичного выступления и ведения дискуссии. На моих уроках во время защиты проектов ребята задают проблемные вопросы друг другу, пытаются обосновать свои ответы, включая технику спора. Технология "Дебаты" активно применяется мной в 10 - 11 классах.

  • Информационно - компьютерные технологии   

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики; отработку произношения; обучение диалогической и монологической речи; обучение письму; отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителю информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. д.

На уроках английского языка с помощью Интернета удается решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас обучающихся; формировать у школьников мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет-технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д.

Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в определенный момент в рамках проекта.

  • Здоровье сберегающая технология     

Основная цель современного образования – воспитание и образование ребёнка с сохранением его здоровья,  развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.  Без здоровьесберегающей технологии невозможно представить урок. С целью сохранения здоровья школьников на своих уроках я организую работу так, чтобы ребята во время урока двигались и испытывали положительные эмоции. Урок мы начинаем с рукопожатий, похвалы друг друга,  слов благодарности. Часто провожу уроки на улице, в спортивном зале. На уроках включаю зарядки - релаксации. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации являются физкультминутки, игровые паузы, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным.

  • Игровая технология   

Игра – это особым образом организованное занятие, предполагающее работу и напряжение эмоциональных и умственных сил.

Важно, что игра предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Именно желание решить эти вопросы заставляет активизировать мыслительную деятельность играющих. На своих уроках с целью активизацции и закрепления лексического и грамматического материала провожу различные игры. Игры "Шустрые молоточки", "Волшебная доска", "Магическое зеркало", "Заблудившиеся буквы" очень полюбились моим ученикам. При помощи этих игр мы вместе определяем тему урока, ставим цель урока, отрабатываем материал.