1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Шактар-оол Кара-кыс Сергеевна

1. 1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог.

Коррекционно-развивающая работа в ГБОУ СОШ № 10 для детей с ОВЗ проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий.

Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает педагог-психолог можно определить по итогам работы по данному направлению деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе профилактических образовательных программ.

В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2015-2016, 2017-2018, 2018-2019 уч.гг.

В таблица 1 представлено количество обучающихся группы-риска, посещавших занятия по индивидуальной программе развития (ИПР). Индивидуальная работа с детьми «группы риска». Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях.

Таблица 1. Количество обучающихся по ИПР

  Годы

На начало учебного года

На конец учебного

года

Выпущено

2015-2016

9

2

7

2016-2017

7

1

6

2017-2018

9

0

9

2018-2019

8

2

6

Таким образом, можно сделать вывод, что имеется положительная динамика в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу педагога-психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы положительная динамика у 33 сопровождаемых детей (за отчетный период), получивших психологическую помощь.

Также ведется системно групповая коррекционно-развивающая (ГКР) работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога.

За охваченные учебные годы  групповая коррекционно-развивающая работа представляет собой из следующих программ. В таблицах 2,3,4,5 представлены реализованные программы сопровождения.

 

 

 

Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2015-2016 уч.г.

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева)

2 класс

2

Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева)

4

3

«Гармония» программа развития и формирования эмоционально – личностной сферы

8-9

4

«Я и будущее» профориентационная программа

8-11

5

«Линия жизни» комплексная программа

по здоровьесбережению школьников

8-9

6

Сопровождение выпускных классов «Мы выпускники»

9 и 11 классы

 

Таблица 3. Темы и охват ГКР за 2016-2017 уч.г.

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева)

2 класс

2

Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов

4 класс

3

«Гармония» программа развития и формирования эмоционально – личностной сферы

8-9

4

«Я и будущее» профориентационная программа

8-11

5

«Линия жизни» комплексная программа

по здоровьесбережению школьников

8-9

6

Сопровождение выпускных классов «Мы выпускники»

9 и 11 классы

 

Таблица 4. Темы и охват ГКР за 2017-2018 уч.г.

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11

2

Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11

3

Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11

4

Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

5-11

5

Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы  несовершеннолетних и детей с нарушением

интеллекта

8-11

6

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

3

7

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

2

8

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

1

9

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

4

10

АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов»

1

11

АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов»

2

 

АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов»

3

 

Таблица 5. Темы и охват ГКР за 2018-2019 уч.г.

№ п/п

Название программы

Контингент

1

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11

2

Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11

3

Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

5-11

4

Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

5-11

5

Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы  несовершеннолетних и детей с нарушением

интеллекта

8-11

6

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

3

7

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

2

8

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

1

9

АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия»

5

10

АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов»

1

11

АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов»

2

 

АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов»

3

 

Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей, проводились в индивидуальной и групповой формах. Причем групповая работа носила в большей степени профилактическая и развивающий характер, а индивидуальная  - направлена на коррекцию.

Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:

- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во взаимоотношениях;

- развитие адекватной самооценки;

- повышение позитивной напряженности в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, с другими людьми.

Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий

Виды

Уровни

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

нач.года

конец года

нач.года

конец года

нач.года

конец года

нач.года

конец года

память

высокий

6%

21%

11%

21%

12%

19%

20%

26%

средний

42%

28%

43%

43%

42%

46%

42%

46%

низкий

52%

51%

46%

36%

46%

35%

38%

28%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мышление

высокий

25%

9%

6%

18%

18%

20%

15%

28%

средний

60%

41%

47%

50%

34%

56%

44%

51%

низкий

15%

50%

47%

32%

48%

24%

41%

21%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

внимание

высокий

10%

28%

13%

25%

11%

20%

22%

30%

средний

54%

54%

51%

60%

46%

52%

46%

40%

низкий

36%

18%

36%

15%

43%

28%

32%

30%

 

В таблице представлены результаты работы за 2015-2019 учебные годы, где можно отметить улучшение показателей развития высших психических функций а также познавательной активности, повышения уровня развития внимания, памяти, мышления.

По окончанию цикла коррекционно-развивающих занятий у детей с нарушением интеллекта происходит положительные изменения: снижается уровень тревожности (исчезает страх); появляется адкватная самооценка; идут на контакт легко как с учителями, так и со сверстниками;  проявляют инициативу.

1.2.  Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера детям и педагогам, обратившимся к психологу за психологической помощью

 

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

учащиеся

36

42

41

49

педагоги

14

18

21

23

1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия по психологической разгрузке)

Ежегодно в октябре и марте учебного года проводится Месячник психологического здоровья несовершеннолетних и детей.

Уч.год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

 

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

1 этап

2 этап

Количество классов по скриннинговой диагностике

11

11

12

12

21

21

22

22

  

1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)

Количество суицидов\попыток суицида

Учебный год

количество

класс

Пол

Возраст

2015-2016

-

-

-

-

2016-2017

-

-

-

-

2017-2018

-

-

-

-

2018-2019

-

-

-

-

Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению

Количество выявленных детей группы суицидального риска/учебный год

Класс

Проведенная работа по сопровождению

0              

2015-2016

0

Составление программы индивидуального маршрута сопровождения

0

2016-2017

0

Ежедневное наблюдение специалистов, учителей

2

2017-2018

8, 10

Программа по формированию  жизнестойкости «Свет надежды»

 

2

2018-2019

10, 11

Консультации для родителей, семинары для педагогов

Для профилактики и коррекции ведется «Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта», также для выявленных детей группы суицидального риска разработана и программа  по формированию жизнестойкости индивидуального сопровождения «Свет надежды»

Психолого-педагогическое сопровождение педагога психолога по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и детей осуществляется в системе (администрация школы, социальные педагоги, педагоги-психологи и классные руководители). На начало проводится социально-психологическое тестирование (адаптированное для детей с нарушением интеллекта) на предмет раннего выявления незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. За отчетный  период обучающихся с высоким риском склонности к употребления не выявлено. Поэтому профилактическая работа ведется на первичном уровне. Проводятся профилактические тренинговые занятия по программе ПАВ «Линия жизни» классные часы о здоровом образе жизни.

1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации) (2015-2019)

 

Название программы

Количество

часов

 
 

1

Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

35

 

2

Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта

35

 

3

Программа социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оказавшимися

в трудной жизненной ситуации «Преодоление»

 

15

 

1.6. Система работы по профилактике правонарушений. 

Также систематически ведется профилактическая работа по сопровождению девиантного поведения, по профилактике правонарушений разработана программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»

Сопровождение детей группы риска девиантного поведения

Количество выявленных детей группы  риска с девиантным поведением /учебный год

 

Класс

Проведенная работа по сопровождению

4

2015-2016

8, 9, 10

Составление программы индивидуального маршрута сопровождения «Индивидуальная программа психологического сопровождения несовершеннолетних и детей группы риска (девиантное поведение)»

3

2016-2017

9, 9, 11

Ежедневное наблюдение специалистов, учителей

4

2017-2018

8, 10, 11

Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей

 

2

2018-2019

8, 9

Консультации для родителей, семинары для педагогов

Количество обучающихся группы-риска с девиантным поведением

Учебный год

На начало учебного года

На конец учебного года

2015-2016

4

2

2016-2017

3

1

2017-2018

4

1

2018-2019

2

0

В таблице представлены результаты работы за 2015-2019 учебные годы, где можно отметить улучшение показателей, по окончанию цикла занятий по программе сопровождения у детей с нарушением интеллекта происходит положительные изменения такие как повышение мотивации обучения, успеваемость, самодисциплина, положительное изменение образа «Я» сглаживание отклонений в поведении, здоровая социальная адаптация как результат социальной личности, снижение риска правонарушений, снятие с учета ОПДН и ВШК.

1.7. Система работы педагога-психолога с родителями обучающихся

Учебный год 

Консультационная работа

Профилактическая и просветительская работа

 

Уровень

 

Индивидуальные консультации

Групповые консультации

Выступления на родительских собраниях

2015-2016

18

5

5

Школьный

4

Общешкольный

2016-2017

16

6

6

Школьный

4

Общешкольный

-

Общегородской

2017-2018

28

21

21

 Школьный

4

Общешкольный

-

Общегородской

2018-2019

32

22

22

Школьный

4

Общешкольный