1. Продуктивность психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
1. 1. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог.
Коррекционно-развивающая работа в ГБОУ СОШ № 10 для детей с ОВЗ проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий.
Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития обучающихся, с которыми работает педагог-психолог можно определить по итогам работы по данному направлению деятельности. Системно ведется коррекционно-развивающая работа на основе профилактических образовательных программ.
В справке представлены результаты психокоррекционной работы за 2015-2016, 2017-2018, 2018-2019 уч.гг.
В таблица 1 представлено количество обучающихся группы-риска, посещавших занятия по индивидуальной программе развития (ИПР). Индивидуальная работа с детьми «группы риска». Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности, развитие стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях.
Таблица 1. Количество обучающихся по ИПР
Годы | На начало учебного года | На конец учебного года | Выпущено |
2015-2016 | 9 | 2 | 7 |
2016-2017 | 7 | 1 | 6 |
2017-2018 | 9 | 0 | 9 |
2018-2019 | 8 | 2 | 6 |
Таким образом, можно сделать вывод, что имеется положительная динамика в сторону повышения процента выпущенных обучающихся, прошедших индивидуальную коррекционную работу педагога-психолога. Результативность индивидуальной коррекционно-развивающей работы положительная динамика у 33 сопровождаемых детей (за отчетный период), получивших психологическую помощь.
Также ведется системно групповая коррекционно-развивающая (ГКР) работа проводится в соответствии с планом работы педагога-психолога.
За охваченные учебные годы групповая коррекционно-развивающая работа представляет собой из следующих программ. В таблицах 2,3,4,5 представлены реализованные программы сопровождения.
Таблица 2. Темы и охват ГКР за 2015-2016 уч.г.
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева) | 2 класс |
2 | Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева) | 4 |
3 | «Гармония» программа развития и формирования эмоционально – личностной сферы | 8-9 |
4 | «Я и будущее» профориентационная программа | 8-11 |
5 | «Линия жизни» комплексная программа по здоровьесбережению школьников | 8-9 |
6 | Сопровождение выпускных классов «Мы выпускники» | 9 и 11 классы |
Таблица 3. Темы и охват ГКР за 2016-2017 уч.г.
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Тропинка к своему «Я» (О.В. Хухлаева) | 2 класс |
2 | Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов | 4 класс |
3 | «Гармония» программа развития и формирования эмоционально – личностной сферы | 8-9 |
4 | «Я и будущее» профориентационная программа | 8-11 |
5 | «Линия жизни» комплексная программа по здоровьесбережению школьников | 8-9 |
6 | Сопровождение выпускных классов «Мы выпускники» | 9 и 11 классы |
Таблица 4. Темы и охват ГКР за 2017-2018 уч.г.
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 |
2 | Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 |
3 | Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 |
4 | Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта» | 5-11 |
5 | Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 8-11 |
6 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 3 |
7 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 2 |
8 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 1 |
9 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 4 |
10 | АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов» | 1 |
11 | АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов» | 2 |
| АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов» | 3 |
Таблица 5. Темы и охват ГКР за 2018-2019 уч.г.
№ п/п | Название программы | Контингент |
1 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 |
2 | Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 |
3 | Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 5-11 |
4 | Программа «Половое воспитание несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта» | 5-11 |
5 | Программа психокоррекции агрессивного поведения и эмоционально-волевой сферы несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 8-11 |
6 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 3 |
7 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 2 |
8 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 1 |
9 | АООП коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» | 5 |
10 | АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов» | 1 |
11 | АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов» | 2 |
| АООП коррекционного курса «Развитие сенсорных и психомоторных процессов» | 3 |
Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей, проводились в индивидуальной и групповой формах. Причем групповая работа носила в большей степени профилактическая и развивающий характер, а индивидуальная - направлена на коррекцию.
Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые тренинговые занятия интересны и актуальны для детей. После проведенных мероприятий наблюдались:
- снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности во взаимоотношениях;
- развитие адекватной самооценки;
- повышение позитивной напряженности в системе взаимоотношений ребенка с самим собой, с другими людьми.
Динамика устойчивости коррекционно-развивающих занятий
Виды | Уровни | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | ||||
нач.года | конец года | нач.года | конец года | нач.года | конец года | нач.года | конец года | ||
память | высокий | 6% | 21% | 11% | 21% | 12% | 19% | 20% | 26% |
средний | 42% | 28% | 43% | 43% | 42% | 46% | 42% | 46% | |
низкий | 52% | 51% | 46% | 36% | 46% | 35% | 38% | 28% | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мышление | высокий | 25% | 9% | 6% | 18% | 18% | 20% | 15% | 28% |
средний | 60% | 41% | 47% | 50% | 34% | 56% | 44% | 51% | |
низкий | 15% | 50% | 47% | 32% | 48% | 24% | 41% | 21% | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
внимание | высокий | 10% | 28% | 13% | 25% | 11% | 20% | 22% | 30% |
средний | 54% | 54% | 51% | 60% | 46% | 52% | 46% | 40% | |
низкий | 36% | 18% | 36% | 15% | 43% | 28% | 32% | 30% |
В таблице представлены результаты работы за 2015-2019 учебные годы, где можно отметить улучшение показателей развития высших психических функций а также познавательной активности, повышения уровня развития внимания, памяти, мышления.
По окончанию цикла коррекционно-развивающих занятий у детей с нарушением интеллекта происходит положительные изменения: снижается уровень тревожности (исчезает страх); появляется адкватная самооценка; идут на контакт легко как с учителями, так и со сверстниками; проявляют инициативу.
1.2. Проведение индивидуальных консультаций обучающего (рекомендательного) характера детям и педагогам, обратившимся к психологу за психологической помощью
| 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
учащиеся | 36 | 42 | 41 | 49 |
педагоги | 14 | 18 | 21 | 23 |
1.3. Деятельность в области здоровьесбережения (мониторинг психологического здоровья учащихся 1 и 2 этапы, пропаганда культуры и ценности здорового и безопасного образа жизни, занятия по психологической разгрузке)
Ежегодно в октябре и марте учебного года проводится Месячник психологического здоровья несовершеннолетних и детей.
Уч.год | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 | ||||
| 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап | 1 этап | 2 этап |
Количество классов по скриннинговой диагностике | 11 | 11 | 12 | 12 | 21 | 21 | 22 | 22 |
1.4. Профилактика девиантного поведения учащихся (правонарушений, употребления ПАВ, суицидов)
Количество суицидов\попыток суицида
Учебный год | количество | класс | Пол | Возраст |
2015-2016 | - | - | - | - |
2016-2017 | - | - | - | - |
2017-2018 | - | - | - | - |
2018-2019 | - | - | - | - |
Сопровождение детей группы риска по суицидальному поведению
Количество выявленных детей группы суицидального риска/учебный год | Класс | Проведенная работа по сопровождению | |
0 | 2015-2016 | 0 | Составление программы индивидуального маршрута сопровождения |
0 | 2016-2017 | 0 | Ежедневное наблюдение специалистов, учителей |
2 | 2017-2018 | 8, 10 | Программа по формированию жизнестойкости «Свет надежды»
|
2 | 2018-2019 | 10, 11 | Консультации для родителей, семинары для педагогов |
Для профилактики и коррекции ведется «Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта», также для выявленных детей группы суицидального риска разработана и программа по формированию жизнестойкости индивидуального сопровождения «Свет надежды»
Психолого-педагогическое сопровождение педагога психолога по профилактике употребления ПАВ среди несовершеннолетних и детей осуществляется в системе (администрация школы, социальные педагоги, педагоги-психологи и классные руководители). На начало проводится социально-психологическое тестирование (адаптированное для детей с нарушением интеллекта) на предмет раннего выявления незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ. За отчетный период обучающихся с высоким риском склонности к употребления не выявлено. Поэтому профилактическая работа ведется на первичном уровне. Проводятся профилактические тренинговые занятия по программе ПАВ «Линия жизни» классные часы о здоровом образе жизни.
1.5. Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях (наличие и реализация программы по психолого-педагогической реабилитации) (2015-2019)
| Название программы | Количество часов | |
1 | Программа психологической коррекции и профилактики аутодеструктивного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 35 |
|
2 | Программа по противодействию ЖО с детьми, защите их прав, профилактике суицида несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта | 35 |
|
3 | Программа социально-педагогической и коррекционно-реабилитационной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Преодоление»
| 15 |
|
1.6. Система работы по профилактике правонарушений.
Также систематически ведется профилактическая работа по сопровождению девиантного поведения, по профилактике правонарушений разработана программа «Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних и детей с нарушением интеллекта»
Сопровождение детей группы риска девиантного поведения
Количество выявленных детей группы риска с девиантным поведением /учебный год
| Класс | Проведенная работа по сопровождению | |
4 | 2015-2016 | 8, 9, 10 | Составление программы индивидуального маршрута сопровождения «Индивидуальная программа психологического сопровождения несовершеннолетних и детей группы риска (девиантное поведение)» |
3 | 2016-2017 | 9, 9, 11 | Ежедневное наблюдение специалистов, учителей |
4 | 2017-2018 | 8, 10, 11 | Программа по профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних и детей
|
2 | 2018-2019 | 8, 9 | Консультации для родителей, семинары для педагогов |
Количество обучающихся группы-риска с девиантным поведением
Учебный год | На начало учебного года | На конец учебного года |
2015-2016 | 4 | 2 |
2016-2017 | 3 | 1 |
2017-2018 | 4 | 1 |
2018-2019 | 2 | 0 |
В таблице представлены результаты работы за 2015-2019 учебные годы, где можно отметить улучшение показателей, по окончанию цикла занятий по программе сопровождения у детей с нарушением интеллекта происходит положительные изменения такие как повышение мотивации обучения, успеваемость, самодисциплина, положительное изменение образа «Я» сглаживание отклонений в поведении, здоровая социальная адаптация как результат социальной личности, снижение риска правонарушений, снятие с учета ОПДН и ВШК.
1.7. Система работы педагога-психолога с родителями обучающихся
Учебный год | Консультационная работа | Профилактическая и просветительская работа |
Уровень | |
| Индивидуальные консультации | Групповые консультации | Выступления на родительских собраниях | |
2015-2016 | 18 | 5 | 5 | Школьный |
4 | Общешкольный | |||
2016-2017 | 16 | 6 | 6 | Школьный |
4 | Общешкольный | |||
- | Общегородской | |||
2017-2018 | 28 | 21 | 21 | Школьный |
4 | Общешкольный | |||
- | Общегородской | |||
2018-2019 | 32 | 22 | 22 | Школьный |
4 | Общешкольный |