Инновации
Предварительный просмотр:
Схема анализа действий педагога и учащегося на учебном занятии,
включающем работу, направленную на организацию понимания школьников.
Требования | Что делает педагог | Что делают учащиеся | |
1 | При подготовке к учебным занятиям | ||
1.1 | Задачи ставятся в соответствии с целями обучения предмету и результатами диагностики | На самоанализе занятия учитель приводит аргументы показывающие данное соответствие | |
1.2 | Определяется роль и место каждого учебного занятия для обеспечения освоения темы (раздела) | В КТП видна связь задач на учебные занятия. Использует вертикальные контрольные работы | Знает смысл «вертикальной» контрольной работы |
1.3 | Подбираются методы, позволяющие решать поставленные задачи | Может аргументировано обосновать выбор методов | У учащихся получается решать поставленную задачу |
1.4 | Планируется деятельность каждого учащегося на учебном занятии в соответствии с его «траекторией» движения | Использует табло учета, которое заполняется в конце каждого учебного занятия | В начале работы практически каждый учащийся знает, что будет делать и начинает работу без команды |
2 | На учебном занятии по изучению нового | ||
2.1 | Организована деятельность учащихся по постановке индивидуальных задач | Организует деятельность учащихся по постановке индивидуальных задач, в частности пользуясь результатами диагностики | Каждый ставит задачи по поводу собственных знаний и умений, которые могут быть решены в рамках занятия |
2.2 | При «изучении нового материала»: А) если излагает сам учитель: в предметном материале выделяются только особо важные фрагменты и обеспечивается их понимание | Излагает особо важные фрагменты тезисно, организует деятельность по пониманию каждого тезиса, схематизирует, приводит примеры, организует ситуацию проявления непонимания (учащиеся задают вопросы). В итоге составляет «список» непонятого. | Осуществляют работу по пониманию текста: схематизируют, приводят примеры, задают вопросы |
2.3 | При «изучении нового материала»: Б) если организуется через изучение текстов, подбираются методики для изучения, соответствующие величине и уровню трудности текста | Отслеживает правильность действий учащихся в рамках методики, демонстрирует варианты действий в конкретной ситуации (ситуации, сложившейся в группе или паре). Не объясняет учащемуся материал, который ни как не удается объяснить напарнику, а учит объясняющего, как надо действовать. | Действует согласно инструкции |
2.4 | При «изучении нового материала»: в) если организуется взаимообучение, проверяется правильность понимания того, чему учащиеся должны друг друга учить | Выявляет правильность понимания важных фрагментов учебного материала | Предъявляют учителю собственное понимание учебного материала, которому будут учить других, учат других в парах, учатся (т.е. организуют собственное понимание темы) у других |
2.5 | Никогда не требует (не тратит на это время урока) записывать в тетрадь теоретический материал, имеющийся в учебниках, задачниках, рабочих тетрадях | ||
3 | Организация понимания учебного материала | ||
3.1 | При использовании работы в группах – она особым образом организуется | Организует: - «взятие задания»; - выбор способа выполнения задания; - распределение ролей в группе; - итоговая «сборка» результата; - оценка результата; - рефлексия (по способу работы) | Обсуждают: - задание в группе, уточняют у учителя; - способ работы в группе, начинают работать после того, как договорились о способе; - распределяют работу (при обсуждении – распределяют позиции); - каждый предъявляет результаты своей работы и осуществляется договоренность о конечном результате группы; - результат предъявляется на общее обсуждение или непосредственно учителю; - обсуждается способ работы в группе (благодаря чему получился такой результат). |
3.2 | При использовании методики Ривина | Корректирует работу в парах (учит учащегося действиям). Организует рефлексию | - задает вопросы напарнику по его варианту названия абзаца; - аргументировано критикует мнение напарника |
3.3 | При использовании методики взаимопередачи тем | Корректирует работу в парах (учит учащегося действиям). Организует рефлексию, в результате которой каждый фиксирует что у него не получается | Объясняющий при возникновении ситуации затруднения в понимании: - схематизирует содержание учебного материала; - приводит примеры; - переформулирует содержание; - задает вопросы на выявление непонимания напарника |