Взаимодействие с родителями
План взаимодействия с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План воспитательной работы 4 В класса | 95.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №18 г. Нижневартовска»
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
3 «В» КЛАСС
2020 г.
- Анализ воспитательной работы с классом за предыдущий 2020-2021учебный год
Основной целью работы было моделирование и построение воспитательной работы в классе, направленной на развитие и раскрытие индивидуальности ребёнка умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Исходя, из основной цели были поставлены следующие задачи: способствовать организации положительной атмосферы; формировать классный коллектив, через активизацию деятельности каждого ребёнка; воспитывать стремление вести здоровый образ жизни и формировать культуру здоровья; развитие творческих способностей учащихся, через различные виды деятельности; осуществлять диалог семьи и школы в воспитательной работе с учащимися.
В прошедшем учебном году воспитательная работа в классе велась по семи направлениям. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, экскурсии, викторины, конкурсы, соревнования, беседы. В классных делах принимали участие все учащиеся.
Заметными событиями в жизни класса стали: осенний праздник,«Конкурс песни и строя» , «Синичкин дом» при подготовке которых огромную помощь оказали родители , посещение городской библиотеки. Также проводились различные благотворительные акции: «Благотворительная ярмарка», в которой участвовали не только ребята и их родители, но и активно участвовали бабушки, акции «Посылка солдату» и «День пожилого человека», содействовало воспитанию у учащихся, милосердного отношения к другим людям и к животным. Экологическая акция «Бумажный Бум» по сбору макулатуры содействовала воспитанию любви и бережного отношения к природе.
Одним из важнейших направлений воспитательной работы в классе являлось патриотическое воспитание. Организация и проведение мероприятий, имеющих патриотическую направленность, способствовало формированию гражданской позиции, воспитывало чувство любви и уважения к своей стране, её истории и традициям. По данному направлению в 2020-2021 учебном году проводились следующие мероприятия: классные часы «День Победы», «Блокадный хлеб», «Битва под Москвой», участие в акции, посвященной 75-летию победы в Великой Отечественной войне, конкурсы рисунков о войне.
В течение всего года создавалась в классе доброжелательная атмосфера и доверительные отношения друг к другу. Одновременно подводились дети к пониманию необходимости их общему участию в делах, через коллективную и групповую деятельность. В решении данной задачи проводились моделирующие игры, классные часы: «Какого человека можно назвать культурным?»,«Что значит быть хорошим сыном и дочерью?», «Как лучше поступить?»; внеклассные мероприятия: конкурсы рисунков и поделок на тему «Золотая осень», «Новогодняя игрушка», праздник «Как празднуют Новый год в разных странах»,праздничные концерты. В течение года с детьми проводилось множество конкурсов и бесед, способствующих воспитанию любви к чтению: «Хорошая книга - твой друг на всю жизнь», «Рождественские чтения». Проводились также классные часы по «Живой этике» и тематические классные часы и проекты : «Моя семья»,«Что такое дружба?», «Тренинги общения»и др., что способствовало умению общаться в коллективе, в семье.
Все эти мероприятия и классные часы способствовали формированию у учащихся уважительного отношения к членам своей семьи, воспитанию дружеского отношения к окружающим, расширению кругозора и повышения общей культуры учащихся.
Показателем воспитанности являются конкретные действия каждого ученика в различных ситуациях, его поступки, его ориентиры, отношения к одноклассникам, к старшим, а также к самому себе были проведены классные часы «Устав – закон школьной жизни», «Правила этикета: правила обращения с окружающими, волшебные слова», викторина «Как быть самостоятельным, прилежным и старательным», «Откуда берутся лентяи?».
В прошедшем году шел поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе. Дело это было нелегкое, т.к. необходимо было учитывать как возрастные психологические особенности младших школьников, так и специфику данного класса.
Учащиеся класса энергичны, пытливы, с удовольствием берутся за любое дело, проявляют творческий подход, но часто не доводят дело до конца. Наряду с этим дети нетерпимы, стремятся к лидерству, не имея для этого необходимых качеств.
Дети выполняли разовые поручения, учились дежурить по классу, участвовали в классных и внеклассных мероприятиях. Был выбран актив класса и распределены поручения в классе. Доля самостоятельности в данном возрасте мала, проходилось их направлять и контролировать.
Считаю, что прогнозируемый результат по начальному формированию классного коллектива достигнут, но не в полном объёме. Ещё предстоит работать над развитием самодеятельных и самоуправленческих начал в коллективе класса, способствующих становлению самостоятельной творческой личности младшего школьника. Необходимо организовывать деятельность классного коллектива, способствующую развитию творческого потенциала каждого ребенка, через систему сменных поручений в классе, атакже продолжать способствовать формированию ответственности за порученное дело и развивать чувство коллективизма.
Ещё одна немало важная задача - это воспитание здорового образа жизни через систему оздоровительных мероприятий.
Планируя спортивно-оздоровительную работу, прогнозировала следующий результат: сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни; укрепление здоровья детей и возможность сохранения его, как следствие этого, снижение риска заболеваний. Сохранение и укрепление здоровья учащихся осуществлялось по трем направлениям.
В течение года проводились утренние зарядки, физкультминутки во время учебного процесса для активации работы головного мозга и снятием физической усталости. Проводили гимнастику для органов зрения, с целью профилактики нарушения зрения.
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; рациональное распределение учебного материала и расписание уроков.
С ребятами проводились тематические классные часы: «Разговор о правильном питании», «Твой режим дня», «Чистота – залог здоровья!», «Как уберечься от гриппа?», спортивный праздник «Веселые старты» между учащимися 2 –ых классов, традиционный городской спортивный праздник «Лыжня России», а также ребята сдавали нормы ГТО,помогли ребятам в составлении своего распорядка дня, воспитанию соблюдений правил личной гигиены.
На родительских собраниях, рассказывала о пользе горячего питания в школьной столовой. Делая вывод, хотелось бы отменить: 70% учащихся класса охвачены горячим питанием, большая часть класса начали соблюдать режим дня, вследствие, чего повысилась работоспособность ребят на уроках.
Сделано немало, но данную задачу считать решенной нельзя. Следует продолжить работу по обеспечению школьника возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Следующей задачей работы с детьми была задача: развитие творческих способностей учащихся, через различные виды деятельности.
Предполагалось, активизировать всех детей, вовлекая их в различные дела и мероприятия класса и школы. На классном часе и родительском собрании познакомила детей и родителей, с работающими кружками в школе и в дополнительных образовательных учреждениях. В результате более половины детей посещают различные кружки и секции.
В классе в течение года велась работа по вовлечению детей в интеллектуальную деятельность. Проводились различные викторины и познавательные игры по плану воспитательной работы в классе и школе. Особенно отличились Антипов Кирилл, Лузина София, Плотникова София, Карацупа Михаил,Тихонов Роман, Ващенко Тимур, Фролова Дарья которые приняли активное участие в различных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое Руно» и олимпиадах и интеллектуальных играх и марафонах на платформе «Учи.ру». В муниципальном конкурсе «Береги здоровье» участвовалВащенко Тимур (3 место), в конкурсе «Новогодняяигрушка» Саетгалиева Азалия. Приняли активное участие в различных школьных конкурсах на лучшую стенгазету, лучшую поделку, лучший рисунок, лучшую фотографию и др., почти во всех номинациях есть призовые места.
Важной задачей было установление контакта с родителями обучающихся детей. Ведь добиться реальных успехов в деле воспитания детей, мы можем только, если родители будут нашими активными помощниками. В начале года мы вместе с родителями обсудили перспективы на учебный год, запланировали проведение совместных мероприятий.
С моей стороны были организованы: личные индивидуальные беседы с родителями, психолого - педагогическое просвещение с целью повышения уровня воспитанности учащихся, памятки для родителей по тем или иным вопросам воспитания, дистанционные уроки в период пандемии. В 2019 – 2020 учебном году проведено 3 родительских собрания, 3 заседания родительского комитета, организованы индивидуальные консультации для пап и мам по вопросам обучения и воспитания детей.
В состав родительского комитета входили: Фролова А.С., Литвинова О.Б., Лузина Р.А. оказывалибольшую помощь в течение года и другие родители. Родители помогали в организации учебного процесса, в подготовке стенгазет к праздникам, организации сладких подарков, с удовольствием посещали мероприятия, подготовленные ребятами. . Родительским комитетом был организован новогодний праздник.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. В некоторых семьях есть место излишней строгости и завышенных требований к ребенку. В некоторых наоборот не хватает контроля со стороны родителей. Также с данными учащимися проводились профилактические беседы инспекторами по делам несовершеннолетних. Проводилось обследование жилищно-бытовых условий семей. Считаю, что работа с родителями даёт свои результаты. Об этом свидетельствует удовлетворительная явка родителей на собрания, заинтересованность делами класса, активное участие в жизнедеятельности класса. Почти со всеми родителями установлены доверительные отношения. Родители легко идут на контакт, часто делятся возникшими проблемами по учёбе и воспитанию, и мы стараемся совместно решить ту или иную проблему.
Исходя, из выше сказанного, я поставила перед собой цель: раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника через создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.
В следующем учебном году необходимо решать следующие задачи:
- Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, через участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
- Продолжить работу по сплочению коллектива, через активизацию деятельности каждого ребёнка.
- Привлечение детей к классному самоуправлению.
- Развитие индивидуальности учащихся класса, способствующие свободному и полному раскрытию всех способностей и их формирование.
- Духовно- нравственное воспитание личности школьника. Укрепление сознательной дисциплины и культурного поведения.
- Осуществлять мониторинг роста и развития каждого ученика.
- Осуществление более тесного взаимодействия семьи и школы.
В целом воспитательная работа во 2 «В» классе была многоплановой и разносторонней. Считаю, что участие ребят в классных и общешкольных мероприятиях способствовало дальнейшему формированию коллектива. В целом можно признать совместную работу учителя, родителей, детского коллектива удовлетворительной.
- Общая характеристика обучающихся 4 «В» класса
В 4в классе обучается 26 ученик: мальчиков – 15 ч, девочек – 11 ч. 2011 года рождения – 19 человек; 2010 года рождения – 1 человек (СунгатуллинАхмет, декабрь), 2012 г.р. – 2человека (Саетгалиева Азалия, январь, ФайзуллинДмитрий ,февраль).
По составу детский коллектив многонациональный. У всех детей семья полная, в 2 семьях дети воспитываются неродным отцом: Абдухоликов И., Герасимов М. Семей, где воспитанием занимается одна мать- пять, семьи (Сунгатуллин А, СаетгалиеваА,Лобко С., ФайзуллинД.,Тихонов Р.). Шесть детей из многодетных семей – Абдухоликов И., Антипов К., Агаев Н..,Сунгатуллин А.; Ибрагимова С, Шуайибова Г., пятеро из малоимущей семьи – Ващенко Т., Лузина С., Симонян А. ,Саетгалиева А, Файзуллин Д; опекаемых детей нет.
Родители учащихся, которые имеют высшее образование – 15 человек, остальные – среднее или средне-специальное образование.
Почти все ученики проживают в 6 микрорайоне. Пятеро учеников добираются в школу на автобусе или их привозят родители на собственной машине:
- Абдухоликов И. (СОТ «Буровик-Савкино»,).
- Бейдин Н. (Индустриальная 72, кВ. 14-ф)
- Герасимов М. (Х-Мансийская 26, кВ. 288)
- Джанчарова А. (Дзержинского д.15кв152)
- Симонян А. (Авиаторов С-1,)
По состоянию здоровья 2 ученика имеет первую группу здоровья; один – третью группу здоровья (Ващенко Т); остальные – вторую группу здоровья.
Интересы у детей разнообразные. Они занимаются в различных кружках не только в школе, но и в дополнительных образовательных учреждениях: 2 ученика посещают хореографию во Дворце искусств, четверо детей посещают городские спортивные секции и кружки. К тому же дети посещают городскую и школьную библиотеки, а также принимают активное участие в жизни класса и школы.
У учеников класса средний уровень подготовки, но несколько учеников требуют большего внимания и контроля в урочной и внеурочной деятельности (АгаевНихат, Бейдин Никита, ДжанчароваАяна, СунгатуллинАхмет, Симонян Араме – затрудняются писать на русском языке, имеют языковой барьер, это обусловлено тем, что их родной язык – не русский.)
По поведению и дисциплине дети разные. Требуют постоянного и пристального внимания следующие учащиеся: СунгатуллинАхмет, Лобко Семён, Тихонов Роман, АгаевНихат. Эти ребята часто конфликтуют со своими сверстниками, капризны, упрямы, не всегда выполняют требования школы, не соблюдают правила внутреннего распорядка, находятся всегда под пристальным вниманием классного руководителя.
Лобко Семён, Тихонов Роман – часто конфликтуют между собой, привлекая к себе внимание.
Со всеми вышеперечисленными детьми будет проводиться работа со стороны классного руководителя и учителей предметников, а также беседы с родителями таких учащихся.
С детьми, которые требуют большего внимания, будет проводиться следующая работа:
- вовлечение детей во внеурочную деятельность;
- чтение книг с обсуждением поступков героев, проводится анализ поступков, которые ведут за собой цепь необратимых событий;
- индивидуальные беседы с учениками по воспитанию и привитию им норм и ценностей культурного поведения в школе и общественных местах;
- привлечение родителей к процессу воспитания и обучения, разъяснение роли культурного поведения в обществе, социуме;
- беседы с психологом школы о необходимости соблюдений правил и норм культурного поведения;
- беседы с социальным педагогом школы.
ДжанчароваАяна, СунгатуллинАхмет, Бейдин Никита испытывают затруднения в учебной деятельности.
Фролова Дарья – часто болеющий ребенок.
В целом, ребята открытые, некоторые ребята дружат с детского сада. С первого класса ребята нашли себе друзей.
Класс сборный, дети очень подвижные, любят бегать, шуметь. В связи с этим приходится много работать над формированием у таких детей усидчивости, терпения, спокойствия, доброжелательности друг к другу, взаимного уважения, умению дружить, прощать, организованностью на уроках, переменах и на прогулках.
На уроках отвлекаются – Лобко Семён, СунгатуллинАхмет, АгаевНихат, Тихонов Роман, поэтому внимание у учащихся рассеивается, у этих детей необходимо развивать произвольное внимание.
ДжанчароваАяна, Бейдин Никита, СунгатуллинАхмет нуждаются в дополнительной помощи при усвоении учебного материала.
Большая часть родителей уделяют достаточное внимание обучению и воспитанию своих детей не только в домашних условиях, но и при организации внеклассных и внеурочных мероприятий. Родители Джанчаровой А. – недостаточно уделяют внимания обучению и воспитанию своих детей (заняты на работе.) С этой семьёй ведётся индивидуальная работа, с привлечением социального педагога и психолога.
Стоит большая задача по сплочению детского коллектива. Для этого запланировано проведение совместных походов и мероприятий. Дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться.
В 3 классе продолжится работа по воспитанию сознательного поведения в школе и во внеурочное время, позитивного отношения к учёбе, по воспитанию культуры речи и культуры поведения учащихся в социуме.
3.Основные цели и задачи воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Главная цель воспитательной работы: формирование положительной Я - концепции обучающегося школы I ступени на основе ФГОС; развитие нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению.
Цели воспитательной работы:
1. Воспитывать любовь к Родине, к родному краю, к природе.
2. Воспитывать и укреплять навыки сознательной дисциплины у учащихся.
3. Воспитывать ответственное отношение к учебе, к общественным поручениям, к труду.
Задачи воспитательной работы:
1.Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России;
2.Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков и формирование методов бесконфликтного общения;
3.Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности;
4.Создание и развитие детского коллектива как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося;
5.Совершенствование системы воспитательной работы в классном коллективе;
6.Совершенствование системы семейного воспитания, повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.
Качества личности, формируемые в процессе воспитательной работы с классным коллективом
- Интерес к самому себе
- Управление собой
- Уважение чужого мнения
- Любознательность и вовлеченность в деятельность
- Эмоциональная устойчивость
- Желание действовать и совершать поступки
- Ответственность за свои поступки
5. План воспитательной работы на 2021-2022 учебный год
План мероприятий на I четверть
СЕНТЯБРЬ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный |
Гражданско-патриотическое | 1)День Знаний. Классный час 2)Классный час «День солидарности в борьбе с терроризмом». 3)Беседа по ПДД «Безопасный маршрут из дома в школу». 4) Классный час по ПДД «Правила безопасности для пешеходов и пассажиров». 5) Всероссийское образовательное мероприятие «Урок Цифры». | 1 сентября 3 сентября 21 сентября 23 сентября 26 сентября | Директор, завучпо ВР Классный руководитель Классный руководитель Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое | 1)Беседа «Правила поведения в школе». 2) Конкурс рисунков«Краски Осени». | 4 сентября 29 сентября | Классный руководитель |
Экологическое | Беседа «Что такое экология?» | Четвертая неделя | Классный руководитель |
Физкультурно-оздоровительное | 1) Беседа по ОЗОЖ «Как не заболеть гриппом, коронавирусом». 2)«Мы против наркотиков!» | 24 сентября Третья неделя. | Классный руководитель |
Трудовое | «Озеленение класса» | Первая неделя | Классный руководитель |
Экскурсионно-туристическое | Экскурсия «Гербарий из осенних листьев». | 25 сентября | Классный руководитель |
Духовно-нравственное | «Россия – наша Родина». | Вторая неделя | Классный руководитель |
ОКТЯБРЬ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный |
Гражданско-патриотическое | 1)День правого воспитания «Мои права и обязанности» 2)Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 3)«Наши достижения. Итоги 1 четверти» | первая неделя Вторая неделя Четвертая неделя | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое |
| 2 октября | завуч по ВР, кл.руководитель |
Экологическое | 1) Областная акция «Школа утилизации: электроника» 2) Акция «Сортируй и выигрывай!» 3) Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» | вторая неделя Последняя неделя | Классный руководитель |
Физкультурно-оздоровительное | Беседа «Правила безопасного поведения в быту, на улицах и дорогах в дни школьных каникул». | Четвертая неделя | Классный руководитель |
Трудовое | Генеральная уборка класса. | Четвертая неделя | Классный руководитель |
Духовно-нравственное | Акция «Школа добрых дел». Изготовление открыток для бабушек и дедушек к празднику Дню пожилого человека | Первая неделя | Классный руководитель |
План мероприятий на II четверть
НОЯБРЬ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный |
Гражданско-патриотическое |
| Первая неделя Вторая неделя | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое | 1) Открытка для мамы ко Дню Матери. 2) Общешкольный конкурс поделок «Новогодняя фантазия» 3) «Правила этикета» | Третья неделя Четвертая неделя | Классный руководитель Завуч по ВР, |
Экологическое | Беседа «Береги природу!» | В течение месяца | Классный руководитель. |
Физкультурно-оздоровительное | Подвижные игры на свежем воздухе | Первая неделя | Классный руководитель |
Трудовое | «Трудовой десант». Уборка класса. | В конце месяца | Классный руководитель |
экскурсионно-туристическое | Посещение библиотеки | В течение месяца | Классный руководитель |
Духовно-нравственное | Беседа «Толерантность - путь к миру».Конкурс чтецов «Рождественские чтения» «Путь к храму» (посещение храма) | Четвертая неделя | Классный руководитель |
ДЕКАБРЬ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный |
Гражданско-патриотическое |
3)Классный час «Наши достижения. Итоги 2 четверти» | Вторая неделя Четвертая неделя | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое |
| Первая неделя Третья неделя | Классный руководитель |
Экологическое | Экологическая акция «Помоги птицам зимой!» | В течение месяца | Классный руководитель |
Физкультурно-оздоровительное | 1)«Веселая лыжня». 2)Беседы «Осторожно сосульки», «Осторожно гололёд!» «О безопасномобращении с пиротехническими средствами и поведении на дорогах и водоёмах во время новогодних каникул» | Четвёртая неделя | Классный руководитель, учитель физкультуры. |
Трудовое | 1)Украшение класса к празднику. «Мастерская Деда Мороза» 2)Генеральная уборка класса. | Третья неделя | Классный руководитель |
Экскурсионно-туристическое | Посещение кинотеатра «Волга- Волга» | Третья неделя | Классный руководитель |
Духовно-нравственное | Беседа «Традиции празднования Нового года и Рождества Христова в разных странах». | Последняя неделя | Классный руководитель |
План мероприятий на III четверть
ЯНВАРЬ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный | ||||
Гражданско-патриотическое |
| Первая неделя | Классный руководитель | ||||
Нравственно-эстетическое | 1) Конкурс рисунков «Зимушка-зима!» 2) Беседа «Поговорим о том, как мы выглядим» | Четвертая неделя | Классный руководитель | ||||
Экологическое | Акция «Покорми птиц!» | В течение месяца | Классный руководитель | ||||
Трудовое | Изготовление кормушек для птиц. | В течении месяца | Классный руководитель | ||||
Физкультурно-оздоровительное | Дни здоровья во время зимних каникул Беседа по ПДД, ТБ во время образовательного процесса. | Первая неделя | Классный руководитель | ||||
Экскурсионно-туристическое | Неделя театра и экскурсий в зимние каникулы. | В зимние каникулы | Классный руководитель, родительский комитет. | ||||
Духовно-нравственное | Классный час «Крещение Руси» | Первая неделя | Классный руководитель | ||||
ФЕВРАЛЬ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный |
Гражданско-патриотическое | 1)«День защитников Отечества. О героях былых времен» 2)«Конкурс песни и строя» 3)«Мой папа – пример для меня» 4)Беседа по ПДД «Мой двор. Моя улица» | Третья неделя В течение месяца | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое | 1.«День Святого Валентина». Откуда пришёл к нам этот праздник. 2. «Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?» | Вторая неделя Третья неделя | Классный руководитель |
Экологическое | «Палитра моего края». | В течение месяца | Классный руководитель |
Трудовое | Изготовление открыток папам, мальчикам. | Третья неделя | Классный руководитель |
Физкультурно-оздоровительное | Спортивный праздник «Веселые старты». Игры на свежем воздухе. | В течении месяца | Классный руководитель, учитель физкультуры |
Экскурсионно-туристическое | Экскурсия в природу «Зима». | Четвертая неделя | Классный руководитель |
Духовно-нравственное | Час общения «Мир моих увлечений». | Первая неделя | Классный руководитель |
МАРТ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный |
Гражданско-патриотическое |
| Вторая неделя Третья неделя | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое | 1) Конкурс рисунков и фотографий «Мамина улыбка» 2) Праздник «8 Марта». | Первая неделя Первая неделя | Классный руководитель |
Трудовое | «Чистота и уют рядом живут» Генеральная уборка класса | В течение месяца | Классный руководитель |
Физкультурно-оздоровительное | ПДД, ТБ во время весенних каникул | Вторая неделя | Классный руководитель |
Экскурсионно-туристическое | Посещение кинотеатра | Третья неделя | Классный руководитель |
Духовно-нравственное | Традиции празднования «Масленицы» | Третья неделя | Классный руководитель |
План мероприятий на IV четверть
АПРЕЛЬ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный |
Гражданско-патриотическое | 1) Урок-соревнование «Учиться – всегда пригодится!» 2) «Что такое характер?» 3) «1 апреля – День смеха!» 4) Гагаринский урок «Космос и Я». | В течение месяца Третья неделя Первая неделя Вторая неделя | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое | 1) Конкурс рисунков «Мы и космос» 2) Конкурс смешных рисунков , фотографий, историй, сценок к 1 апреля | Первая неделя Вторая неделя Первая неделя | Классный руководитель |
Экологическое | Праздник «День птиц» | В течение месяца | Классный руководитель |
Физкультурно-оздоровительное | «Мы за здоровый образ жизни!» «Общаемся с животными» (школа безопасности) | Четвёртая неделя | Классный руководитель |
Трудовое | Изготовление пасхальных сувениров | Третья неделя | Классный руководитель |
Экскурсионно-туристическое | Экскурсия в природу «Весна» | Четвертая неделя | Классный руководитель |
Духовно-нравственное | «Благовещение» «Пасха» | Первая неделя | Классный руководитель |
МАЙ
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Ответственный |
Гражданско-патриотическое | 1) «Поклонимся великим тем годам!» ко Дню Победы. 2) Акция «Подарок воину» 3) Митинг, посвященный Дню Победы. 4) Кл.час «Итоги учебного года» | Первая неделя Первая неделя 9 мая Последняя неделя | Классный руководитель |
Нравственно-эстетическое | 1) Конкурс рисунков, посвященных Дню Победы. «Да, здравствует, Победа!» 3) «Последний звонок» 4) Праздник «Прощание с 3 классом» | Вторая неделя До 8 мая 25 мая Последняя неделя | Классный руководитель |
Экологическое | Операция «Школьный двор» Уборка территории школы. | В течении месяца | Классный руководитель |
Физкультурно-оздоровительное | ПДД «Здравствуй, лето!» ТБ во время летних каникул | Четвертая неделя месяца | Классный руководитель |
Экскурсионно-туристическое | День пожарной охраны. Экскурсия в пожарную часть. | Четвертая неделя | Классный руководитель |
Духовно-нравственное | Час общения «Моя семья и семейные традиции» к Международному Дню семьи. Классный час, посвященный Дню славянской письменности «Кирилл и Мефодий». | Вторая неделя | Классный руководитель |
- План работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма.
|
|
|
|
| Проведение уроков изучения правил дорожного движения согласно программе | Ежемесячно | Классный руководитель |
| Проведение на родительском собрании беседы «Наши дети – пешеходы», «Как избежать ДТП» | 1 раз в полугодие | Классный руководитель |
| Проведение утренника «Правила движения достойны уважения» | В течение года | Классный руководитель |
| Организация конкурсов на лучший рисунок, рассказ, исполнение стихотворения по безопасности движения | В течение года | Классный руководитель |
| Проведение бесед – «минуток» по профилактике несчастных случаев с детьми на дороге (в начальных классах ежедневно на последнем уроке) | В течение года | Классный руководитель |
| Участие в проведении «Недели безопасности» (по плану школы) | Сентябрь, октябрь, январь, март, май | Классный руководитель |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ПЕШЕХОДА
«Правила Дорожного Движения»
БЕСЕДА 1. Экскурсия по городу
БЕСЕДА2. Виды транспортных средств.Тормозной путь транспортных средств
БЕСЕДА 3. Правила Дорожного Движения
БЕСЕДА 4. Правила Дорожного Движения: Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров
БЕСЕДА 5. Правила Дорожного Движения: Организация движения,технические средства регулирования движения
БЕСЕДА 6. Правила Дорожного Движения: Светофорноерегулирование. Проезд специальных транспортных средств
БЕСЕДА 7.Правила Дорожного Движения: Дорожные знаки
БЕСЕДА 8. Правила Дорожного Движения: Железная дорога
БЕСЕДА 9. Правила Дорожного Движения: Обязанности пешеходов
БЕСЕДА10. Итоговое практическое занятие и игры по правиламбезопасного поведения
- План работы по профилактике здорового образа жизни, суицидального поведения, беспризорности, безнадзорности и употребления психотропных веществ.
7.1. План работы по профилактике здорового образа жизни
№ | мероприятия | сроки | Ответственный |
1 | Викторина «Азбука здоровья» | сентябрь | Классный руководитель |
2 | Беседа «Как защитить себя от инфекции?» | сентябрь | Классный руководитель |
3 | День здоровья «Путешествие в мир природы». | сентябрь | Классный руководитель |
4 | Беседа «Как уберечься от гриппа?» | октябрь | Классный руководитель |
5 | Беседы с родителями о необходимости вакцинации против гриппа, мерах личной и общественной профилактики, необходимости своевременного обращения за медицинской помощью и вреде самолечения их детей. | сентябрь -октябрь | Классный руководитель |
6 | «Мы за здоровый образ жизни». «Нет наркотикам!» | ноябрь | Классный руководитель |
7 | Всероссийская акция «Мы выбираем спорт как альтернативу пагубным привычкам» | ноябрь | Классный руководитель |
8 | Уроки здоровья и безопасности. «Если Вам угрожает опасность!». | ноябрь | Классный руководитель |
9 | Проведение рейдов «Школьная форма должна быть в «форме» | в течение года | Классный руководитель |
10 | Уроки здоровья и безопасности. Классные часы «Пиротехника - от забавы до беды!». | декабрь | Классный руководитель |
11 | Спортивный праздник «Весёлые старты» | февраль | Классный руководитель |
12 | Всемирный день здоровья. КТД «Школа – территория здоровья» | апрель | Классный руководитель |
13 | Уроки права, здоровья и безопасности «Здоровым быть - Родине служить!». | апрель | Классный руководитель |
14 | Родительское собрание «Роль родителей в профилактике правонарушений и формировании здорового образа жизни у детей». | апрель | Классный руководитель |
15 | Походы и экскурсии «Лето на пять с плюсом». | май | Классный руководитель |
- План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
№ п/п | Название мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
1 | Посещение семей с целью обследования жилищно-бытовых условий и выявления неблагополучных семей. | Сентябрь | Кл. руководитель, соц. Педагог |
2 | Беседа «Что делать, если потерялся?» | Сентябрь | Классный руководитель |
3 | Анкетирование детей «Мои занятия после школы» | Сентябрь-октябрь | Классный руководитель |
4 | Анкетирование родителей «Занятость детей во внеурочное время» | Сентябрь-октябрь | Классный руководитель |
5 | Беседа «Я и мои друзья» | Октябрь | Классный руководитель |
6 | Классный час «Права и обязанности» | Октябрь | Кл. руководитель, социальный педагог |
7 | Беседа о правилах поведения в школе, на дороге, общественных местах» | Ноябрь | Классный руководитель |
8 | Беседа о правилах поведения и способах обеспечения личной безопасности во время осенних каникул | Ноябрь | Классный руководитель |
9 | Классный час «За здоровый образ жизни!» | Ноябрь | Кл. руководитель |
10 | Совместная деятельность родителей и детей «Папа, мама, я – здоровая семья!» (Поход в рощу) | Декабрь-январь | Кл. руководитель, родители |
11 | Родительское собрание «Родительская любовь и ее роль в воспитании детей» | Декабрь | Классный руководитель |
12 | Классный час «Прежде чем сделать – подумай!» | Январь | Классный руководитель |
13 | Конкурс рисунков «Останови зло» | Февраль | Классный руководитель |
14 | Занятие «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность» | Февраль | Кл. руководитель, инспектор ПДН |
15 | Книжная выставка «Дети и преступность» | Март | Кл. руководитель, библиотекарь |
16 | Классный час «Страна Непослушания» | Март | Классный руководитель |
17 | Беседа «Дети и насилие. Как предотвратить беду» | Апрель | Классный руководитель |
18 | Психологические консультации | По мере обращения | Психолог |
19 | Беседа «Вредные привычки» | Апрель | Школьный врач |
20 | Организация летнего отдыха детей | Май | Кл. руководитель, родители |
- Профилактика употребления психотропных веществ (наркотических, токсических, курительных смесей, алкогольной и спиртосодержащей продукции)
№ | мероприятия | сроки | Ответственный |
1 | Классный час «День борьбы со СПИДом» | декабрь | Классный руководитель |
2 | Организация дней Здоровья | Сентябрь,Декабрь,Март,Май
| Классный руководитель |
3 | Просмотр видеофильма о вреде алкоголя | ноябрь | Классный руководитель |
4 | Просмотр и обсуждение фильма о вреде табакокурения | январь | Классный руководитель |
5 |
9.План работы с родителями (родительский комитет, тематика родительских собраний, лекторий, консультаций, взаимодействие с педагогом – психологом, учителем – логопедом).
Месяц | Содержание работы с родителями |
Сентябрь | 1.Встреча родителей с классным руководителем, выбор родительского комитета 2.Уточнение социального паспорта класса. 3. Изучение вопроса организации питания. 4. Родительское собрание «Переходим в 3 класс…». 5.Режим работы школы. |
Октябрь | 1. Проведение беседы о соблюдении правил дорожного движения учащимися и их родителями. Беседа о необходимости обеспечить детей светоотражающими элементами на одежде 2. Обсуждение мер по профилактике заболеваний во время эпидемии гриппа. Прививки. 3.Родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание и образование детей» |
Ноябрь | 1.Родительское собрание «Помощь родителей при выполнении домашнего задания» 2 Организация и проведение праздника «День матери» |
Декабрь | 1. Подготовка и проведение новогоднего праздника. 2. Оформление подарков и сюрпризов для учащихся. 3. О зимнем отдыхе детей. Безопасность учащихся. |
Январь | 1.Подведение итогов работы родительского комитета за 1 полугодие. 2. .Совместное планирование работы на 2 полугодие. |
Февраль | 1. Родительская конференция «Чтение - вот лучшее учение» 2. Подготовка праздника – День Защитника Отечества. Поздравление |
Март | 1. Подготовка и проведение праздника «Мамин день». 2. Проверка состояния школьных учебников. 3.Родительское собрание «Итоги 3 четверти». |
Апрель | 1. Индивидуальные консультации родителей с психологом, соц.педагогом. 2.Обсуждение вопроса об организации походов и экскурсий в весеннее время. 3. Озеленение класса. 4. Участие в субботнике |
Май | 1. Экскурсия на природу. 2. Участие родителей в работе кабинета, в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году. 3. Годовой отчёт о работе родительского комитета. 4. Родительское собрание «Итоги года. Занятость учащихся летом. Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ во время летних каникул» |
Цель: создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала.
Задачи:
1. Просветительская - научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми. Соблюдение требований устава школы.
2. Консультативная - совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
3. Коммуникативная - обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Методы и приёмы:
- использование индивидуальных форм работы с родителями;
- приглашение родителей в школу;
- проведение «родительского дня»;
- индивидуальные беседы, посещение семей (по мере возникновения проблем).
- совместная деятельность учащихся и родителей
Месяц | Содержание |
Сентябрь | 1.Встреча родителей с классным руководителем, выбор родительского комитета 2.Уточнение социального паспорта класса. 3. Изучение вопроса организации питания. 4. Родительское собрание «Переходим в 3 класс…». 5.Режим работы школы. |
Октябрь | 1. Проведение беседы о соблюдении правил дорожного движения учащимися и их родителями. Беседа о необходимости обеспечить детей светоотражающими элементами на одежде 2. Обсуждение мер по профилактике заболеваний во время эпидемии гриппа. Прививки. 3.Родительское собрание «Ответственность родителей за воспитание и образование детей» |
Ноябрь | 1.Родительское собрание«Помощь родителей при выполнении домашнего задания» 2 Организация и проведение праздника «День матери» |
Декабрь | 1. Подготовка и проведение новогоднего праздника. 2. Оформление подарков и сюрпризов для учащихся. 3. О зимнем отдыхе детей. Безопасность учащихся. |
Январь | 1.Подведение итогов работы родительского комитета за 1 полугодие. 2. Проведение совместной с родителями экскурсии в городскую библиотеку. 2.Совместное планирование работы на 2 полугодие. |
Февраль | 1. Родительская конференция «Чтение- вот лучшее учение» 2. Подготовка праздника – День Защитника Отечества. Поздравление |
Март | 1. Подготовка и проведение праздника «Мамин день». 2. Проверка состояния школьных учебников. 3.Родительское собрание «Итоги 3 четверти. |
Апрель | 1. Индивидуальные консультации родителей с психологом 2.Обсуждение вопроса об организации походов и экскурсий в весеннее время. 3. Озеленение класса. 4. Участие в субботнике |
Май | 1. Экскурсия на природу. 2. Участие родителей в работе кабинета, в подготовке необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году. 3. Годовой отчёт о работе родительского комитета. 4. Родительское собрание «Итоги года. Занятость учащихся летом. Соблюдение учащимися ТБ, ПДД, ППБ во время летних каникул» |
Цель: обеспечение социальной поддержки детей и подростков «группы риска», направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности.
Задачи:
- организация профилактической работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, правонарушений, антиобщественных действий обучающихся;
- повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей обучающихся;
- осуществление мероприятий по оказанию комплексной социально- психолого- педагогической поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- формирование потребности ведения здорового образа жизни.
Основные направления:
- работа с детьми, находящимися в социально-опасном положении;
- работа с учащимися «группы риска»;
- работа с неблагополучными семьями;
- правовое просвещение;
- пропаганда ЗОЖ;
- профилактика вредных привычек;
- профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;
- профилактика суицидального поведения;
- План работы с учащимися группы риска (опекаемые, инвалиды, учащиеся, состоящие на различных видах учета: ОДН ОМВД, КДН и ЗП, внутришкольный учет)
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | |
1. | Разработка плана индивидуальной профилактической работы с обучающимися «группы риска». | Сентябрь | Классный руководитель | |
2 | Мониторинг социального состава обучающихся группы и их семей. | Сентябрь | Классный руководитель | |
3. | Формирование банка данных обучающихся, состоящих на всех видах учета, проблемных и неблагополучных семей. | Сентябрь | Классный руководитель | |
4. | Выявление семей, находящихся в социально опасном положении | В течение учебного года | Классный руководитель. Социальный педагог. | |
5 | Осуществление контроля за успеваемостью обучающихся «группы риска» | В течение учебного года | Классный руководитель | |
6 | Осуществление контроля за посещением занятий обучающимися «группы риска». | В течение учебного года | Классный руководитель | |
7 | Вовлечение детей «группы риска» в кружковую работу, внеурочную деятельность | В течение учебного года | Классный руководитель | |
8 | Проведение педагогических рейдов в семьи обучающихся, состоящих на различных видах учета. | В течение учебного года | Классный руководитель. Социальный педагог. | |
Работа с обучающимися «группы риска» | ||||
1. | Беседа | «Выполнение правил поведения для обучающихся» | Октябрь | Заместитель директора по ВР, классный руководитель |
2. | Оказание помощи в учебной работе | «Организация успеха в обучении» | Ноябрь | Классный руководитель |
3. | Беседа | Культура поведения, правильное питание, здоровый образ жизни; | Декабрь | Заместитель директора по ВР, кл. руководитель |
4. | Анкетирование | «Вредные привычки» | Декабрь | Заместитель директора по ВР |
5. | Беседа | О вреде табакокурения, употребления алкоголя, наркотиков. | Январь | Классный руководитель |
6. | Оказание помощи | Изготовление поделок, открыток к праздникам | Февраль | Классный руководитель |
7. | Беседа | «Жить в мире с собой и другими» | Март | Классный руководитель |
8. | Оказание помощи | Учебная деятельность (контрольные работы) | Апрель | Классный руководитель |
9 | Беседа | «Организация летнего отдыха» | Май | Классный руководитель |
Привлечение специалистов | |||
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1. | Индивидуальные консультации для обучающихся | В течение года | Педагог-психолог, соц.педагог |
2. | Посещение на дому | В течение года | Классный руководитель Соц.педагог (с привлечением специалистов) |
3. | Индивидуальные и групповые беседы | В течение года | Заместитель директора по ВР, соц.педагог, классный руководитель |
4 | Групповые занятия «Снижение личностной тревоги» | Сентябрь - октябрь | Педагог-психолог |
Организовать и провести учебные занятия - тренинги «Маленькое приведение» (обучение выплескивания своего гнева в приемлемой для этого форме) выплёскивать свой гнев в приемлемой форме | Систематически | ||
Организовать и систематически проводить игровые занятия на тему «Мой мир: он для меня, он мне, он ради меня. Умей его понять» (познаем себя, учимся контролировать свои эмоции) | Систематически | ||
Организовать и проводить систематические тренинги для родителей и детей «группы риска» «Будем учиться понимать друг друга» | Апрель | ||
Классный руководитель. Психолог. | |||
5. | Отслеживание итоговых результатов (диагностика) | Май | Заместитель директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, кл.руководитель |
8. | Встречи с инспектором ПДН | В течение года | Инспектор ПДН |
Работа с родителями Родительский комитет класса: 1. Фролова Аксана Сергеевна 2. Лузина Регина Алексеевна 3. Литвинова Оксана Борисовна 4. Сидоренко Виктория Александровна | |||
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственный |
1. | Консультации по вопросам воспитания и обучения для родителей | В течение года | Заместитель директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог |
2. | Родительские собрания: | ||
-Роль семьи и школы в формировании интереса к учению. -Требования к УУД обучающихся 4 класса. -Знакомство с нормативными документами школы. Обязанности родителей и их права. | Сентябрь | Директор школы, кл. руководитель | |
-Развитие творческих способностей детей | Ноябрь | Зам.директора по ВР, педагог-психолог, кл. руководитель | |
- Поведенческая культура ученика. -Поговорим о дружбе. -Итоги первого полугодия. | Декабрь | Кл. руководитель | |
-Твои права (анализ анкет). -Нужно ли в ребёнке воспитывать патриотизм? | Февраль | Соц.педагог, кл. руководитель | |
Общешкольная родительская конференция «Азбука семьи» | Март | Директор школы, зам.директора по ВР, педагог-психолог | |
Организация летнего отдыха. | Апрель | Зам. директора по ВР, кл. руководитель | |
3. | Заседания родительского комитета | В течение года | Кл.руководитель |
4 | Индивидуально- профилактические беседы с родителями «Взаимоотношения в семье» «Индивидуальная работа дома, выполнение домашних заданий» «Осторожно пиротехника» « Созидательная сила любви» « Личность и семья» « Речевое общение дома | Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Март Май | Кл.руководитель |
5 | Учет посещаемости ребенком ДОУ | В течении всего года | Заместитель директора по ВР, соц.педагог, педагог-психолог, кл.руководитель |
6 | Участие родителей в жизни школы и класса: | В течение года | Кл.руководитель, Пред. РК |
Циклограмма повышения педагогической культуры родителей | ||||
Родительское собрание | Консультация | Всеобуч | Посещение семей на дому | |
1 четверть | « Режим дня третьеклассника» Анкетирование. | Кружки и секции в школе | Родительский всеобуч | Знакомство с семьями вновь прибывших детей. Исследование условий жизни и быта в семье |
2 четверть | «Книга, компьютер и телевизор в доме». | Как помочь учиться | Родительский всеобуч | |
3 четверть | «Здоровье – самое дорогое, что есть у человека» Встреча за круглым столом | Развитие мотивации к здоровому образу жизни | Родительский всеобуч | |
4 четверть | «Итоги учебного года. Рекомендации по организации летнего отдыха детей» » | «Маленькие жалобщики и ябеды». | Родительский всеобуч |
Предупреждение травматизма 4 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем занятий |
1 | Условия безопасного поведения учащихся. Введение. |
2 | Что такое чрезвычайная ситуация? |
3 | Системы обеспечения безопасности. Сигналы оповещения |
4 | Ситуации аварийного характера в жилище |
5 | Системы оповещения при пожаре Средства пожаротушения |
6 | План эвакуации при пожаре. |
7 | Средства бытовой химии Химические ожоги |
8 | Отравление медикаментами. Опасные химические вещества (ртуть) |
9 | К чему приводят шалости детей. |
10 | Чрезвычайные ситуации на транспорте. Автобус, троллейбус, трамвай и автомобиль |
11 | Чрезвычайные ситуации криминогенного характера в жилище. Как защитить свой дом? |
12 | Если дверь твоей квартиры пытаются открыть… |
13 | Если тебя пытаются куда-то заманить… |
14 | Загрязнение воздуха в доме и на улице. |
15 | Загрязнение водоемов. Питьевая вода. |
16 | Продукты питания. |
17 | Шумы и их вред для здоровья человека. |
18 | Правила работы за компьютером. |
19 | Осторожно тонкий лед! |
20 | Основные виды и причины травм. |
21 | Первая медицинская помощь при травмах. |
22 | Оказание первой помощи при ссадинах, переломах, ожогах, укусах насекомых |
23 | Влияние окружающей среды на здоровье человека. |
24 | Рациональное питание, физическая культура, закаливание. |
25 | Личная и общественная гигиена. |
26 | Инфекционные заболевания и их профилактика. |
27 | Простудные заболевания и их профилактика. |
28 | Начальные сведения о вредных привычках и их влияние на здоровье человека. |
Тематика классных часов 4 классы |
1. Москва – столица России |
2. День скорби и памяти погибших в Беслане |
3. Я – ученик. Моё отношение к школе |
4. Мои бабушка и дедушка (ко Дню пожилых людей) |
5. Наши меньшие друзья (ко Дню защиты животных) |
6. Уроки Мойдодыра (о правилах личной гигиены) |
7. Мои права, мои обязанности |
8. Все люди братья (к Международному Дню толерантности) |
9. Поговорим о том, как мы выглядим |
10. Открытие мастерской Деда Мороза (украшение класса) |
11. Защита организма и укрепление здоровья в зимний период |
12. Золотые правила этики |
13. Защита Родины – долг перед Отечеством (к 23 февраля) |
14. «Волшебный» день (о правилах вежливости) |
15. Сегодня мамин праздник (к 8 Марта) |
16. Защита организма и укрепление здоровья в весенний период |
17. Человек в космосе (ко Дню космонавтики) |
18. Трудом людей славится земля |
19. Их имена не забыты (ко Дню Победы) |
20. Моя семья (к Международному дню семьи 15 мая) |
21. Здравствуй, лето! |