5. Обмен опытом работы
-
Скачать:
Предварительный просмотр:
Городское методическое объединение педагогов дошкольных учреждений по реализации образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
Консультация для педагогов на тему:
«Использование бросового материала для развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Подготовил воспитатель
МКДОУ «Детский сад №10»
Скирта А.И.
2023г
г. Зима
Современное общество испытывает потребность в творческих, разносторонне развитых, свободно мыслящих, способных находить выход из сложной ситуации, людях, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способных, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества в целом.
Несомненно, в основе развития творческих способностей лежат знания, умения, навыки, которые являются фундаментом всех форм обучения и образования.
В. А. Сухомлинский отмечал, что «...в душе каждого ребёнка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат. Творчество ребенка - не спонтанное явление. Ему можно и нужно учить»
В своей работе мы педагоги используем широкий спектр форм и методов развития, творческих способностей дошкольников, среди которых изготовление поделок из бросового материала.
Л.В. Куцаковой отмечена большая роль использования бросового материала для развития творческих способностей. Ей отмечено, что в такой работе повышается познавательная активность детей, требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, моделировать, находить связи и закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается важность занятий с детьми по изготовлению поделок из бросового материала для умственного, эстетического и творческого развития дошкольников.
В работах В.В.Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддъякова установлено, что дошкольники способны в процессе данной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения ㅤ творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Творческие способности детей можно развивать разными способами, в том числе и через конструирование из бросового материала.
Конструирование из бросового материала — это вид продуктивной деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющий дать вторую жизнь миру вещей, которые обычно выбрасываются.
Данный вид конструирования может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок, либо взрослый перед ним.
Основные цели конструирования из бросового материала — это развитие познавательной и исследовательской деятельности, детских творческих, интеллектуальных и художественных способностей.
В выполнении этой работы, как ни в какой другой деятельности сочетаются умственные и волевые усилия. Выполняя различные манипуляции с бросовым материалом, дети познают различные свойства материалов.
Поскольку материал для творчества относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования, а именно, бросовый материал должен быть:
-безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.);
- не вызывать чувство брезгливости у детей.
Организовывая работу с детьми необходимо:
− учитывать возрастные особенности детей;
− продумывать тематику занятий с учетом имеющихся умений и навыков детей;
− чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки, зрительная гимнастика);
− если изготавливаемая поделка требует сложных манипуляций в подготовительной стадии (например, проколоть отверстия шилом), необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил педагог;
− необходимо располагать детей на рабочем месте с учетом техники безопасности, т.е. так, чтобы они не мешали друг другу и не подвергались риску в процессе работы с проволокой, ножницами;
− работу по изготовлению игрушек, поделок из бросового материала следует начинать с легких конструкций и по мере овладения детьми навыками ручного труда переходить к более сложным поделкам.
В процессе изготовления поделок из бросового материала у детей:
• развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
• формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
• формируются ценные качества личности такие как (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т. д.);
• у родителей формируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка.
Для успешного осуществления данного вида детской деятельности важно создать необходимые условия.
Первое условие — это создание «Центра удивительных вещей», где хранится разнообразный бросовый материал для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.
Второе условие — это организация образовательного процесса:
− совместная образовательная деятельность детей и воспитателя;
− самостоятельная деятельность детей;
− различные формы взаимодействия с родителями.
Третье условие — выбор содержания работы:
− Изготовление поделок из бросового материала.
Изготавливая разнообразные поделки, дети учатся находить применение конкретному бросовому материалу: для игр; для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома; их можно использовать в качестве подарков‐сувениров.
Любая продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций и т.д.
Практика показывает, что изготовление поделок и игрушек из бросового материала доставляет детям гораздо большее удовлетворение и радость, чем использование в работе готовых, «покупных» материалов.
Работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Чтобы процесс всестороннего развития ребенка был гармоничным, необходима помощь родителей. С целью вовлечения родителей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребенком, необходимо организовывать совместные выставки поделок, творческих работ.
Таким образом, конструирование из бросового материала вносит свой вклад в гармоничное развитие ребёнка, поэтому необходимо уделять ему должное внимание всегда. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Практическая часть
А сейчас, коллеги предлагаю вам с помощью игры викторины систематизировать свои знания по художественному конструированию.
(На экране вопрос по теме с предложенными вариантами ответов. Вам нужно выбрать один из них. На экране демонстрируется слайд с правильным ответом.)
Игра – викторина
1. Кто из педагогов отмечал большую роль использования бросового материала для развития творческих способностей?
А) В. А. Сухомлинский
Б) В.В. Давыдова
Г) Л. В. Куцакова
2.К какой образовательной области относиться художественное конструирование?
А) Речевое развитие
Б) Художественно - эстетическое развитие
В) Физическое развитие
3.Конструирование из бросового материала это..?
А) продуктивный вид деятельности, основанный на творческом моделировании с использованием широкого диапазона нетрадиционных материалов, позволяющим дать вторую жизнь миру вещей.
Б) один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги.
В) продуктивный вид деятельности, направленный на создание разных конструкций и моделей из строительного материала.
4. Сколько типов конструирования выделяют?
А) 3
Б) 2
В) 1
5. Определите, что относиться к художественному конструированию?
А) Конструирование из деталей строительного материала
Б) Конструирование из бросового материала
В) Конструирование из деталей конструктора
6. Посмотрите на поделки, представленные на экране, назовите номера поделок, которые относятся к художественному конструированию?
А)1
Б)2
В)3
7. Какие материалы относяться к конструированию из бросового материала?
А) Строительный материал представляет собой набор разнообразных геометрических тел (куб, цилиндр, призма и т.д.)
Б) Различные конструкторы – деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные.
В) Коробки от шампуня, от спичек, печенья и чая, пластиковые бутылки, втулки от туалетной бумаги, одноразовая посуда….
8. Определите, какой вид конструирования может носить как технический, так и художественный характер.
А) Конструирование из строительного материала
Б) Конструирование из конструктора
В) Конструирование из бросового материала
С помощью игры - викторины мы с вами вспомнили и обновили свои знания в области художественного конструирования.
А сейчас я вам предлагаю изготовить цветы с использованием бросового материала (мусорных пакетов).
Для изготовления этих цветов нам понадобятся: пакеты для мусора желтого, сиреневого и зеленого цветов, нитки, ножницы и палочка от шарика, узкий скотч.
Приступим. Я заранее для вас вырезала вот такие полоски сиреневого цвета и желтого чуть поменьше. Чем больше полосок вы вырежете из пакетов, тем пышнее будет цветок, еще понадобится полоска поменьше для серединки цветка.
А теперь складываем как гармошку. Посередине завязываем можно нитками, а можно, полоской от пакета. Уголки можно чуть-чуть подрезать для красоты. Теперь складываем пополам. И завязываем ниткой. Вот как должно получиться.
Теперь берем от палочки наконечник и привязываем концы крепко-накрепко. Затем берем зеленую полоску от мешка и начинаем заматывать от самого начала, на середине останавливаемся, вставляем в серединке полоску. Это будет листочек, и доматываем до конца. Конец завязываем ниткой. Чтобы пакет не размотался. А теперь раскрываем пакеты, чтобы было пышно. Вот такие красивые пионы у нас с вами получились!
И свое выступление я хочу закончить такими словами:
Фантики, бутылочки,
Разные коробочки.
Газеты и журналы,
От бутылок пробочки.
Колпачки и трубочки,
Всякие заколочки.
Пуговки и ниточки,
Различные поломочки.
Баночки, бобиночки,
Диски, плёнки, тряпочки…
Всё, что нужно выбросить,
Мы положим в шкафчики.
Они немного полежат
И стать поделкой захотят!
А мы фантазию проявим,
Воображать себя заставим.
И этот мусор превратим:
В игрушку, картину и сувенир!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ИГРОВОЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЧАС, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Анна Ивановна Скирта,
воспитатель МКДОУ
«Детский сад №10»,
г. Зима
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка была и остается главной и определяющей. Решается она за счет более широкого включения в воспитательно-образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Одной из приоритетных задач работы нашего дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, совершенствование их физического развития, формирование у воспитанников культуры здорового и безопасного образа жизни.
Для эффективного решения данной задачи я в своей работе применяю различные формы здоровьесберегающих технологий. Одной из таких форм работы с детьми является игровой оздоровительный час. Эта форма работы доказала свою эффективность, не только потому что полезна, но и потому что интересна и увлекательна для детей. Использование игрового оздоровительного часа в режиме дня способствует обстановки психологического комфорта, обеспечивает условия для развития двигательной активности, формирования культуры движений, повышения жизненного тонуса и укрепления здоровья детей.
Цель игрового оздоровительного часа: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации эмоционального состояния дошкольников.
Задачи:
-Охрана и укрепление здоровья дошкольника;
-Совершенствовать адаптационные и функциональные возможности организма;
-Повышение умственной и физической работоспособности;
Игровой оздоровительный час провожу ежедневно после дневного сна, в помещении в холодный период года и на участке – в теплый период года, его длительность составляет в среднем 25 – 30 минут. Осуществляя организацию игрового оздоровительного часа, соблюдаю следующие условия:
-учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния ребенка;
-регулярность проведения такого часа;
-продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно;
-повышение двигательной активности в весенне - летний период и ее снижение в осенне - зимний период.
В содержание игрового оздоровительного часа включаю: подвижные игры с оздоравливающим эффектом, дыхательные, пальчиковые и зрительные, артикуляционные гимнастики, гимнастика в постели после сна, ходьба по «дорожкам здоровья», элементы релаксации, игровой самомассаж с предметами и без, логоритмические упражнения, танцевальные этюды. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений использую образно-игровые сюжеты, объединенные одной темой дня. Для этого мной был составлен тематический план, где систематизируется материал по использованию оздоровительных технологий, и определяется, с какой целью они проводятся во время оздоровительно-игрового часа.
Одной из самых интересных форм работы, в рамках оздоровительного часа, которую я применяю, являются упражнения на координационной лестнице.
Координационная лестница – это удобный и компактный тренажер, имитирующий плоскую горизонтальную лестницу для выполнения упражнений на координацию, развитие ловкости, маневренности и выносливости. Занятие на координационной лестнице улучшают, координационные способности детей и общее функциональное состояние организма, развивает скорость, силу и прыгучесть, вестибулярный аппарат, ориентировку в пространстве, формирует правильную осанку, помогают ребенку осознать природу ходьбы, прыжков и бега, дают навыки преодоления препятствий и способов сохранения равновесия, формируют привычку вести здоровый образ жизни и заниматься физической культурой, а также укрепляют дыхательную, сердечно - сосудистую систему и опорно-двигательный аппарат. Перед началом работы выполнения упражнений на координационной лестнице детям проводится инструктаж.
Очень нравиться детям самомассаж. Это отличное средство в оздоровлении и профилактики различных заболеваний у воспитанников, а также самомассаж благотворно влияет на нервную систему ребенка. При проведении самомассажа обучаю детей не надавливать с силой на указанные части тела, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. При выполнении самомассажа, использую ряд приёмов: поглаживание, растирание, легкое поглаживание, надавливание, пощипывание, сгибание, разгибание пальцев.
Для совершенствования двигательных навыков у детей в оздоровительный час включаю подвижные и спортивные игры. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует формированию устойчивости к простудным заболеваниям, укреплению иммунитета.
Одним из условий успешного формирования основ здорового образ жизни, является работа не только с детьми, но и с их семьями. Основные направления работы с родителями в вопросе сохранения и укрепления здоровья :информирование родителей, консультирование, обучение, совместная деятельность, а также я привлекаю родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление пособий, нестандартного оборудования для занятий в рамках оздоровительно-игрового часа. Для родителей был оформлен стенд с рекомендациями «Оздоровительно - игровой час дома »
В рамках работы родительского открытого университета на заседание клуба под названием «Сундучок здоровья», я представила вниманию родителей практикум «Оздоровительно – игровой час в детском саду и дома». Где участники мероприятия сами на практике выполнили несколько игр и упражнений. По завершению мероприятия родителям были предложены рекомендации, памятки и буклеты по данной теме.
Таким образом, использование игрового оздоровительного часа стимулирует двигательную активность детей, а сам игровой оздоровительный час является эффективной дополнительной формой организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.
Литература:
1.Антонов, Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века [Текст]/ Ю. Е.Антонов. - Москва: Аркти , 2001.
2.Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста [Текст] / Л.И. Пензулаева. - Москва: ВЛАДОС, 2004
3.Утробина, К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет [Текст]/ К. Утробина. - Москва: ГНОМ, 2004
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему «Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников»
Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных форм взаимодействия с семьями воспитанников
Задачи:
1.Познакомить педагогов с некоторыми формами взаимодействия с семьями воспитанников, которые оказывают необходимую поддержку в развитии ребенка при решении общих задач воспитания.
2.Показать возможности использования технологии «Фасилитации» при взаимодействии с семьями воспитанников
3. Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Форма проведения: мастер-класс с педагогами.
Оформление и оборудование: мультимедиа, презентация по теме мастер-класса, листы ватмана, ручки, карандаши, наименование столиков, технологические карты на каждый стол.
План проведения:
1. Вступительная часть – объявление темы мастер-класса, цели и задач.
2. Основная часть – введение в тему, презентация «Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников»
3. Практическая часть – в два этапа, демонстрация форм работы с родителями.
4. Рефлексия.
Ожидаемые результаты: - увеличится число педагогов, желающих использовать в работе с родителями нетрадиционные формы;
- развитие навыков взаимодействия с родителями;
- создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
- Вступительная часть.
-Доброе утро, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь на наше сотрудничество. Меня зовут Скирта Анна Ивановна, я работаю воспитателем пятый год в детском саду № 14. В своей работе с родителями, используя традиционные формы, такие как родительские собрания, консультации, беседы столкнулась с тем, что родители были не активны на таких встречах и не проявляли заинтересованности в представленном материале. И поэтому я стала искать и изучать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями, включение в общение с родителями современные методы, которые могли бы сохранить интерес родителя, увлечь их, обратить их внимание на важной информации. Что и определило тему моего самообразования «Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников», по которой я работаю в течение пяти лет. (На слайд вынести основоположников, которые занимались вопросом взаимодействия с родителями: Т.В. Кротова, Е.П. Арнаутова, В. Лапицкая, Т.Н. Доронова) Тема нашего мастер-класса «Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями воспитанников».
Эмоциональный настрой.
«Наша добрая улыбка»
Пусть моя добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех моим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит вам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром! (руки в стороны)
II.Основная часть
- Уважаемые коллеги, у вас у многих наверняка есть дети и вы ходили на родительские собрания в детский сад, в какой форме оно у вас проходило? А как вы думаете, какие формы взаимодействия с родителями наиболее эффективны? (На слайд вынести классификацию форм взаимодействия с родителями Кротовой Т.В.)
Работа с родителями у меня построена на основе перспективного плана взаимодействия с семьями воспитанников. В течение учебного мы рассматриваем разные актуальные темы, которые я определяю с помощью анкетирования родителей.
Организуя поисково-исследовательскую деятельность с детьми, возник вопрос, а как же заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через организацию экспериментов. Сегодня на мастер-классе продемонстрирую как можно организовать родительское собрание по данной теме используя технологию фасилитацию и кейс-метод.
III. Практическая часть
Демонстрация форм.
Уважаемые коллеги, а теперь чтоб понять как проходит такое собрание с родителями не теоретически, а практически, попрошу вас стать моими родителями, которые пришли ко мне на собрание.
На одну из родительских встреч, как и сейчас, я пришла не с пустыми руками, а с проблемными ситуациями. Кейс-ситуации. (Картинки на экране)
1 кейс-ситуация: Вы гуляли на участке с ребятами и увидели на крыше песочнице сосульку.
Вопрос: Как вы думаете, что может произойти, если сосульку занести в детский сад? (педагоги высказывают свое мнение)
2 кейс-ситуация. Вы гуляли на улице с ребенком, и ребенок решил попробовать снег на вкус, какой он?
Вопрос: Что может произойти, и к чему может это привести? Как правильно поступить в этой ситуации?
3 кейс- метод. КАРТИНКИ С ЛУЖЕЙ, ЖЕЛЕЗО, БАБОЧКА,
Что вы можете сказать, глядя на данные методы исследования окружающего мира детьми? Правильные ли они? И к чему они могут привести? (педагоги высказывают свое мнение)
Проанализировав данные самостоятельные исследования детьми окружающего мира, мы пришли к выводу, что, действительно, организация процесса экспериментирования является актуальной для развития познавательной активности детей. Чтобы подробно погрузить родителей в тему организации детского экспериментирования в домашних условиях, я использовала технологию фасилитация.
Фасилитация - процесс, в рамках которого лидер группы занимает нейтральную позицию и не берет на себя принятие решения, а лишь помогает участникам идентифицировать проблемы и принять решение с помощью конструктивного обсуждения. Этим лидером и будет фасилитатор.
Воспитатель выступает в роли фасилитатора, т.е. делает процесс более легким и эффективным, не представляя интересы ни одной из присутствующих сторон.
И сегодня я хочу вас пригласить в «Мировое кафе», это один из методов фасилитиции, чтобы всем вместе обсудить проблему «Организации детского экспериментирования в домашних условиях», и найти способы её решения. Для этого я, как хозяйка кафе, приглашаю вас объединиться за столами Мирового кафе, «сервированные» листом ватмана вместо скатерти, технологическими картами, в которые вы должны будете записать свои мысли, ручками и карандашами вместо столовых приборов. Обратите внимание сзади на спинках стульев, наклеены стикеры, я попрошу пройти к столу с синим шариком тех педагогов у кого, синий стикер, к красным, у кого красные, зеленым, у кого зеленые. (Участники рассаживаются, как это и бывает в обычных кафе, по несколько человек за стол).
В каждой группе должен быть выбран «хозяин» стола на ваше усмотрение, остальные участники - это гости. Хозяин стола знакомит гостей с содержанием заданий и вопросами, касающимися общей темы собрания, которые зафиксированы на бумажных стикерах.
В течение 5 минут гости под руководством хозяина стола гости выполняют задание и отвечают на вопросы, фиксируя свои идеи на чистых листах бумаги.
После того, как гости ответили на все вопросы и выполнили задания, по сигналу колокольчика они переходят за следующий стол, где их встречает новый хозяин, и выполняют новые задания, также фиксируя свои идеи и предложения на листах бумаги.
Процедура продолжается до тех пор, пока все гости не обойдут всех хозяев. По окончании всей процедуры, гости возвращаются за свои столы к своему хозяину и сообщают остальным участникам свой результат - свои выводы ОБЩЕЙ работы по теме данного стола для принятия общего решения по общей проблеме собрания. На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы ватмана). Мы предлагаем вам результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками или диаграммами.
Знакомство с правилами работы кафе.
Звучит музыка Шопена «Осенний вальс» (Клип.)
- Обратите внимание на правила работы в нашем кафе - «Кофейный этикет». Ознакомьтесь, пожалуйста, с этими правилами.
«Кофейный этикет»
Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.
Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.
Говорите открыто и от всего сердца.
Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.
Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.
Работайте – не сидите на «трибуне».
Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
Получайте удовольствие!
- Напоминаю, Ваши мысли, идеи, мнения, – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе». В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений! Настало время познакомиться с меню (зачитывается карта меню):
Аперитив «Ассорти – Ребенок познает мир».
Гарнир (стол №1) «Экспериментирование, это хорошо или плохо для ребенка».
(Гостей встречает «хозяин» столика, зачитывает вопрос и приглашает приступить к активному обсуждению.
1 столик
- Приветствую вас, дорогие гости, и приглашаю смело высказываться. Свои мысли мы будем записывать на стикеры и «тарелки». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
1 вопрос: Что такое детское экспериментирование?
2 вопрос: «Экспериментирование, это хорошо или плохо для ребенка». (Обоснуйте свой ответ) (ребенок может получить травмы, развитие любознательности, наблюдательности и т.д)
2 столик
Острое блюдо (стол №2) «Какие познавательные процессы развиваются в ходе экспериментирования?»
«Хозяин» встречает гостей.
-Приветствую вас, дорогие гости. Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на импровизированной тарелке. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «тарелке». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.
1 вопрос: «Какую роль играет экспериментирование в развитие ребенка?»
2 вопрос: Какие познавательные процессы развиваются в ходе экспериментирования?» (внимание, память, речь, воображение и т.д)
3 столик
Напиток (стол №3) Коктейль «Организуем эксперименты дома»
1 вопрос: «Как Вы думаете, нужно ли поддерживать в ребёнке желание экспериментировать?» (Обоснуйте свой ответ)
2 вопрос: «Что на ваш взгляд необходимо сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал дома?» (порассуждайте)
Десерт «Обсуждение».
- Если вам понятна поставленная перед вами задача и проблема, можно приступать к её реализации. Напоминаю, что все ответы и идеи вы фиксируете на бумажных стикерах.
В качестве аперитива я предлагаю вам начать с «Ассорти – Ребенок познает мир». (Передавая мяч, нужно рассказать, какие эксперименты вы проводите дома с ребенком).
Напоминаю, проблема - организация детского экспериментирования в домашних условиях, размышляем 5 минут. Время пошло. (3 раунда, 3 перехода)
Итак, последний переход.
Последнее блюдо: десерт из обсуждений. Предлагаю хозяину каждого стола подвести итоги работы за столами.
Приходим к выводам:
1. Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»
2. Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.
3. Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.
4. В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.
5. Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
8. Создавайте ситуацию успешности.
Чего нельзя делать?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Дальше работа с родителями продолжается, родителям готовим брошюрки «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», постер – консультации «Как организовать в домашних условиях детское экспериментирование», фоторепортажи «Опыты дома».
- Рефлексия.
Уважаемые гости, просим вас оставить свое впечатление о проведенном мастер-классе, составить букет настроения, расставив цветы в вазу. В случае если для вас информация полезна и вы возможно внедрите данный опыт в практику - синий цветок;
В случае если информация заинтересовала, но требует дальнейшего рассмотрения и переработки – желтый цветок;
В случае если представленный опыт не составляет для вас практической ценности – красный цветок.
В завершении я бы хотела прочитать вам короткую притчу:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по реализации образовательной области
«Познавательное развитие» для детей старшей группы комбинированной направленности на тему: «Заколдованный лес»
Цель: создание условий для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр со светом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Продолжать формировать представления детей о зимующих птицах, их особенностях.
-вызывать желание узнавать новые факты из их жизни;
-расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие Птицы».
Коррекционно-воспитательные:
-формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности.
-Вызвать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, выслушивать друг друга до конца.
- Совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие
- Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Словарная работа:
Имена прилагательные (дятел, сова, голубь, воробей, ворона, перья, кормушка);
Имена прилагательные (зимующие);
Глаголы (кормить, ухаживать, заботиться).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Материал и оборудование: зимнее дерево со снежинками, елочки, фонарики по количеству детей, контейнер 4 штуки со следами птиц, проектор, аудиоколонка, имитация сугроба, силуэты птиц.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), рассматривание птиц на прогулке и на картинках, беседы о зимующих птицах, их характерных особенностях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Следы птиц на снегу», составление описательных рассказов по сюжетным картинам.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анна Ивановна и сегодня я пришла к вам за помощью, но прежде чем я расскажу, что же случилось, предлагаю поздороваться с гостями, которые пришли сегодня к нам. Подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
Проводится игра – приветствие для создания положительного эмоционального настроя детей на занятие.
Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ребята, я пришла к вам за помощью, на улице стоят морозы и ребята моей группы не смогли сегодня прийти в детский сад, а к нам в группу пришло видео сообщение от сказочных фей с просьбой о помощи. И я решила прийти к вам в детский сад, чтобы мы вместе помогли сказочным феям. Вы согласны ребята, мне помочь и феям?
-Тогда предлагаю посмотреть видео сообщение, присаживайтесь поудобнее на ковер, так чтобы всем было видно экран.
(демонстрируется видео сообщение)
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам, Феи волшебного зимнего леса. В нашем лесу случилась беда, к нам прилетела злая колдунья и заколдовала всех птиц зимнего леса. Все исчезли, все пропали, где найти их мы не знаем. Чтобы попасть к нам в волшебный лес, нужно надеть волшебные колпачки, которые помогут вам не замерзнуть в зимнем лесу и произнести волшебные слова. Волшебные колпачки и слова вы найдете в своем музыкальном зале. Удачи вам, ребята»
-Ребята, скажите, кто к нам обратился за помощью?
-А о чем они нас попросили?
- Как вы думаете, мы сможем помочь Феям?
-Как попасть в сказочный лес?
-Ребята, посмотрите по сторонам, вы видите волшебные колпачки?
-Нашли, надеваем, произносим волшебные слова.
(Появляются волшебные слова на экране, произносим)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
-Вот и оказались мы с вами в волшебном лесу. Ребята, как красиво вокруг.
- Посмотрите, тут что-то лежит под елкой.
-Правильно, книга.
-Как вы думаете, кому она принадлежит?
-Да это книга злой колдуньи.
- Ой, смотрите, а из книги выпала страница. На ней что-то написано.
-Предлагаю поскорее узнать. (послание от колдуньи)
«Для того, чтобы птицы вернулись в волшебный зимний лес Фей, нужно выполнить все мои задания, только тогда мое колдовство отступит»
-Ребята, вы готовы выполнить задания злой колдуньи?
Первое задание от колдуньи:
- В снежинки, я заколдовала птиц. А каких именно, попробуйте узнать.
(д/и «Заколдованные снежинки»)
-Ребята, посмотрите, вы видите снежинки?
(подходят к дереву со снежинками, берут по одной)
-Ребята, подумайте, как мы можем узнать, каких птиц заколдовала колдунья в снежинки.
-А расколдовать эти снежинки мы сможем с помощью волшебных фонариков, которые оставили нам Феи в волшебной рукавице (звучит аудиозапись «Волшебный фонарь»). Дети светят фонариком на снежинку с обратной стороны и называют птицу, которую они увидели на своей снежинке.
-Ребята, назовите, какую птицу вы увидели в своей снежинке?
(полный ответ - На снежинке я увидела свиристель).
- Ребята, а чем птицы похожи между собой?
-Правильно, у всех пицц есть клюв, крылья, голова, туловище, лапки и тело покрыто перьями.
-Скажите, тогда чем отличаются эти птицы друг от друга?
-Ребята, скажите, как можно назвать одним словом этих птиц?
-Почему их называют зимующими птицами?
-Правильно, потому что эти птицы остаются с нами зимовать.
-Ребята, а вы знаете, как нужно заботиться о птицах в холодное время года?
-Правильно, нужно подкармливать и делать кормушки.
-А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц зимой?
-Молодцы ребята, справились с первым заданием злой колдуньи.
-Фонарики вернем Феям в волшебную рукавицу.
-Готовы ребята справиться со следующим заданием колдуньи.
Второе задание от колдуньи:
2.«Внимательно рассмотрите тени, узнайте, каких птиц я спрятала в сугробе, и подберите признак»
(д/игра «Чья тень» и «Подбери признак»)
-Ребята, вы готовы выполнить это задание?
-Справиться с этим заданием нам поможет волшебный фонарь Фей.
(включаем фонарь и рассматриваем тень)
-Ребята, тени каких птиц вы увидели. Назовите их.
- А сейчас ребята, я буду вам кидать снежок и называть слово, а вы ответьте на вопрос и бросьте снежок мне обратно.
Проводиться игра «Подбери признак»
Воробей (какой?) серый, маленький.
Дятел (какой?) пестрый, большой.
Сова (какая?) глазастая, пушистая, большая.
Голубь (какой?) серый, большой.
Ворона (какая?) черная, большая.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая.
Снегирь (какой?) красногрудый.
-Молодцы! С этим заданием колдуньи вы тоже справились.
-Ребята, прежде чем нам выполнить следующее задание колдуньи, предлагаю немного нам отдохнуть и сделать физкультминутку.
Проводиться динамическая пауза «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок, (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо - влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири - тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
-Молодцы ребята! Теперь мы можем с вами перейти следующему заданию.
Третье задание от колдуньи:
- «Много снегу намела, и следы все замела. Угадайте - ка друзья, чьи следы я замела»
(д/и «Угадай след»)
-Ребята, вы готовы выполнить задание колдуньи?
-А помогут нам справиться с этим заданием, волшебные кисточки Фей.
-Нам нужно с помощью кисточки осторожно раскопать следы на тропинках и узнать, кому они принадлежат.
-Как вы думаете, чьи это следы: животных или птиц?
- Как вы думаете, что можно узнать о птице по её следу?
- По следу можно узнать: размер птицы и делала ли она остановки.
-Ребята, а как вы думаете можно ли по следу узнать, как она передвигалась.
-Да, по следу можно узнать, как передвигалась птица шагом или прыжками.
-Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями злой колдуньи и помогли расколдовать птиц.
(на экране появляется заставка видео птицы в зимнем лесу)
-Ну а нам, пора возвращаться в детский сад и для это нужно произнести волшебные слова:
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в детском саду нам очутиться.
-Вот мы и вернулись в детский сад. Снимаем волшебные колпачки.
- Ребята скажите, кому мы сегодня помогали?
-А как мы помогали? Что мы делали?
-Вам было трудно выполнять задания?
-Что вы сегодня интересного узнали?
-Феи вам очень благодарны за помощь и хотят вас отблагодарить. Они дарят вам волшебные палочки, чтоб вы могли творить волшебство.
-Предлагаю вам попрощаться с нашими гостями. До свидания!