Главные вкладки
3. Материалы для педагогов
Информация, которая может быть вам полезной!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Математическая игра с фонариком для изучения цифр и развития навыков счёта «Найди гараж для автобуса»
Не секрет, что дети быстро утрачивают интерес к процессу обучения и взрослым приходится искать способы повысить интерес детей, сделать процесс обучения ещё более интересным и увлекательным. Фонарик в данной игре - просто находка! Игры со светом всегда вызывают восторг детей и способны превратить любое действие в настоящую магию.
Цель данной игры: найти гараж для автобуса. Для этого нужно посветить фонариком на автобус, чтобы узнать его номер. Без фонарика номер не увидеть. Найти для автобуса подходящий гараж. Номер автобуса и гаража должны совпадать.
В процессе игры дети изучают цифры, запоминают образ цифры, учатся находить её в ряду. Совершенствуют количественный и порядковый счёт.
Для детей 4-5 лет есть дорожки со счётом в пределах 10.
Для детей постарше- счёт в пределах 20 и счёт десятками.
Данная игра просто находка для педагогов, она сразу вызывает интерес и восторг у детей. В результате многократного проигрывания дети быстро запоминают цифры, совершенствуют навыки счёта. Самое главное, что педагогу не надо сидеть и играть с ребёнком, достаточно один раз показать принцип игры и дети будут играть сами. Игра должна лежать в свободном доступе детей. И конечно нужно запастись фонариками и батарейками.
Развивающая игра для детей дошкольного возраста «Подводный мир»
Цель: Пополнять знания детей о подводном мире, его обитателях, активизировать словарь детей; формировать умение размышлять; развивать память, связную речь, воображение и внимание. Воспитывать эстетические нравственные чувства, фантазию.
ОПИСАНИЕ:
Данная игра предназначена для любого дошкольного возраста. Делается очень легко и быстро. Нам понадобится плотная прозрачная папка, чёрный и белый лист бумаги, маркеры.
На папке рисуем морское дно и его обитателей, затем вставляем в папку чёрный лист. На белом листе рисуем фонарик, вставляем в папку и ребёнок водит фонариком, рассматривая подводный мир.
Для детей младшего возраста воспитатель рисует совместно с детьми, а дети старшего возраста могут самостоятельно. Также можно порекомендовать эту игру родителям – чем можно занять ребёнка.
Можно не только рассматривать подводный мир, а также и насекомых в траве. Главное ваша фантазия и креативность!
Игра с фонариком «Зимовье зверей»
Фонарик - это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками.
Игра очень интересная. При помощи данной игры ребенок:
- развивает речь
- расширяет словарный запас
- развивает внимание
Распечатайте странички. Вырежьте. Наклейте одну часть на вторую.
Предварительный просмотр:
Игра «Собери пейзаж»
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
«Маленькие художники»
Цель: Совершенствование цвет восприятия и цветоразличения.
Игровой материал: Набор картинок «Овощи и фрукты» и набор цветных кружков (можно использовать набор гуашевых красок в баночках не менее 12 цветов).
Ход работы. Педагог раздаёт детям картинки с овощами и предлагает подобрать цветной кружок (краску) к своему овощу или фрукту. Затем обвести пальчиком по контуру нарисованные овощи и фрукты, уточнить форму и назвать цвет.
«Выложи из палочек ежа».
Цель: Развитие воображения, учить создавать схематичное изображение.
Игровой материал: наборы с счётными палочками по кол-ву детей.
Ход работы. Педагог предлагает детям подумать и выложить из счетных палочек изображение ежа.
«Назови пальчики».
Цель: развитие моторики, закрепление названий пальцев руки.
Ход работы. Педагог читает стихотворение:
Мой мизинчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил
С этим братцем щи варил.
С этим братцем песни пел.
Ну а этого встречал и конфеткой угощал.
Дети показывают пальчики, затем называют их.
«Выложи узор».
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: силуэтные изображения предметов одежды, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает украсить одежду для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре и по краям.
«Когда весело, когда грустно».
Цель: развитие умения определять настроение картинки по её цветовой гамме.
Игровой материал: иллюстрации из книг.
Ход работы. Педагог показывает иллюстрацию и предлагает детям определить, какое настроение она вызывает, объяснить свой выбор.
«Составь узор на круге».
Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.
Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.
Ход работы. Педагог предлагает украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.
«Узнай элементы узора».
Цель: уточнить и закрепить представление об основных элементах какой-либо росписи, учить вычленять отдельные элементы узора, развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции, вызвать интерес к росписи.
«Составь хохломской узор»
Цель: закрепить умение детей составлять хохломские узоры способом аппликации. Закреплять названия элементов росписи: «осечки», «травинки», «трилистники», «капельки», «кривуль». Поддерживать интерес к хохломскому промыслу Материал: трафареты посуды хохломских художников из бумаги жёлтого.
«Городецкие узоры»
Цель: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.
Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета
«Из чего состоит пейзаж»
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях. Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные.
«Из чего состоит натюрморт»
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения,
составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и
классификации. Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т.д.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10»
Консультация
«Использование игр с фонариком и светом»
г. Зима, 2023 г.
Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшает концентрацию внимания.
Цель: расширение и закрепление знаний детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком».
Задачи:
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать связную речь;
- повысить интерес к занятиям.
Дидактический материал: предметные картинки, подобранные в соответствии с темой, спрятаны за определенный фон, и заламинированы, фонарик. Дидактические игры с фонариком: «Полезное – вредное», «Кто за забором», «Морские обитатели», «Насекомые» и т.д.
Ход игры: игры с фонариком для детей любого возраста. Количество игроков не ограниченно (индивидуально, подгруппой, группой).
Для того, чтобы увидеть предмет или объект, необходимо подсветить на предметную заламинированную картинку сзади с обратной стороны фонариком. Назвать увиденное, рассказать об этом предмете или объекте.
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство!
Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?
А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!
Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках.
Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.
Представляемые мной игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:
• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;
• при решении математических задач;
• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.
• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.
Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи. Например, проект «Животные», соответственно и игры с фонариком на данную тему.
Цель игр с фонариком – расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком»
Результат использования таких игр:
• повышение эмоционального, психологического, благополучия;
• улучшение запоминания нового материала;
• наличие потребностей в овладении новыми знаниями
И так, как же сделать и преподнести «Игры с фонариком» детям? Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется «Кто в банке?».
Теперь можно экспериментировать со светом. Нужно включить фонарик и направить луч света на банку с тыльной стороны. Насекомого хорошо видно и дети с легкостью ответят на вопрос Кто в банке? Как только убирается фонарик, ребенку снова видна пустая банка.
Для детей дошкольного возраста можно сделать множество подобных игр, которые будут затрагивать все области познания : «Было - Стало», «Полезное - вредное», «Кто за забором?», «Что лишнее в шкафу?», «Клетка с птичками», «Насекомые», «Что съел хомяк?», «Морские обитатели», «Полезная и вредная еда» «Больше или меньше» «Сколько стало» и множество-множество других….
Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.
Перспективой работы над данной темой вижу: поиск и разработку новых игр по всем областям и по всем возрастам, привлечение родителей и детей к изготовлению игр дома.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по реализации образовательной области
«Познавательное развитие» для детей старшей группы комбинированной направленности на тему: «Заколдованный лес»
Цель: создание условий для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр со светом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Продолжать формировать представления детей о зимующих птицах, их особенностях.
-вызывать желание узнавать новые факты из их жизни;
-расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие Птицы».
Коррекционно-воспитательные:
-формировать доброе и заботливое отношение к зимующим птицам.
-Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности.
-Вызвать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, выслушивать друг друга до конца.
- Совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие
- Вызывать полный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности.
Словарная работа:
Имена прилагательные (дятел, сова, голубь, воробей, ворона, перья, кормушка);
Имена прилагательные (зимующие);
Глаголы (кормить, ухаживать, заботиться).
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Материал и оборудование: зимнее дерево со снежинками, елочки, фонарики по количеству детей, контейнер 4 штуки со следами птиц, проектор, аудиоколонка, имитация сугроба, силуэты птиц.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), рассматривание птиц на прогулке и на картинках, беседы о зимующих птицах, их характерных особенностях, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций «Следы птиц на снегу», составление описательных рассказов по сюжетным картинам.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут, Анна Ивановна и сегодня я пришла к вам за помощью, но прежде чем я расскажу, что же случилось, предлагаю поздороваться с гостями, которые пришли сегодня к нам. Подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
Проводится игра – приветствие для создания положительного эмоционального настроя детей на занятие.
Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ребята, я пришла к вам за помощью, на улице стоят морозы и ребята моей группы не смогли сегодня прийти в детский сад, а к нам в группу пришло видео сообщение от сказочных фей с просьбой о помощи. И я решила прийти к вам в детский сад, чтобы мы вместе помогли сказочным феям. Вы согласны ребята, мне помочь и феям?
-Тогда предлагаю посмотреть видео сообщение, присаживайтесь поудобнее на ковер, так чтобы всем было видно экран.
(демонстрируется видео сообщение)
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам, Феи волшебного зимнего леса. В нашем лесу случилась беда, к нам прилетела злая колдунья и заколдовала всех птиц зимнего леса. Все исчезли, все пропали, где найти их мы не знаем. Чтобы попасть к нам в волшебный лес, нужно надеть волшебные колпачки, которые помогут вам не замерзнуть в зимнем лесу и произнести волшебные слова. Волшебные колпачки и слова вы найдете в своем музыкальном зале. Удачи вам, ребята»
-Ребята, скажите, кто к нам обратился за помощью?
-А о чем они нас попросили?
- Как вы думаете, мы сможем помочь Феям?
-Как попасть в сказочный лес?
-Ребята, посмотрите по сторонам, вы видите волшебные колпачки?
-Нашли, надеваем, произносим волшебные слова.
(Появляются волшебные слова на экране, произносим)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес,
Мы попали с вами в лес.
-Вот и оказались мы с вами в волшебном лесу. Ребята, как красиво вокруг.
- Посмотрите, тут что-то лежит под елкой.
-Правильно, книга.
-Как вы думаете, кому она принадлежит?
-Да это книга злой колдуньи.
- Ой, смотрите, а из книги выпала страница. На ней что-то написано.
-Предлагаю поскорее узнать. (послание от колдуньи)
«Для того, чтобы птицы вернулись в волшебный зимний лес Фей, нужно выполнить все мои задания, только тогда мое колдовство отступит»
-Ребята, вы готовы выполнить задания злой колдуньи?
Первое задание от колдуньи:
- В снежинки, я заколдовала птиц. А каких именно, попробуйте узнать.
(д/и «Заколдованные снежинки»)
-Ребята, посмотрите, вы видите снежинки?
(подходят к дереву со снежинками, берут по одной)
-Ребята, подумайте, как мы можем узнать, каких птиц заколдовала колдунья в снежинки.
-А расколдовать эти снежинки мы сможем с помощью волшебных фонариков, которые оставили нам Феи в волшебной рукавице (звучит аудиозапись «Волшебный фонарь»). Дети светят фонариком на снежинку с обратной стороны и называют птицу, которую они увидели на своей снежинке.
-Ребята, назовите, какую птицу вы увидели в своей снежинке?
(полный ответ - На снежинке я увидела свиристель).
- Ребята, а чем птицы похожи между собой?
-Правильно, у всех пицц есть клюв, крылья, голова, туловище, лапки и тело покрыто перьями.
-Скажите, тогда чем отличаются эти птицы друг от друга?
-Ребята, скажите, как можно назвать одним словом этих птиц?
-Почему их называют зимующими птицами?
-Правильно, потому что эти птицы остаются с нами зимовать.
-Ребята, а вы знаете, как нужно заботиться о птицах в холодное время года?
-Правильно, нужно подкармливать и делать кормушки.
-А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц зимой?
-Молодцы ребята, справились с первым заданием злой колдуньи.
-Фонарики вернем Феям в волшебную рукавицу.
-Готовы ребята справиться со следующим заданием колдуньи.
Второе задание от колдуньи:
2.«Внимательно рассмотрите тени, узнайте, каких птиц я спрятала в сугробе, и подберите признак»
(д/игра «Чья тень» и «Подбери признак»)
-Ребята, вы готовы выполнить это задание?
-Справиться с этим заданием нам поможет волшебный фонарь Фей.
(включаем фонарь и рассматриваем тень)
-Ребята, тени каких птиц вы увидели. Назовите их.
- А сейчас ребята, я буду вам кидать снежок и называть слово, а вы ответьте на вопрос и бросьте снежок мне обратно.
Проводиться игра «Подбери признак»
Воробей (какой?) серый, маленький.
Дятел (какой?) пестрый, большой.
Сова (какая?) глазастая, пушистая, большая.
Голубь (какой?) серый, большой.
Ворона (какая?) черная, большая.
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая.
Снегирь (какой?) красногрудый.
-Молодцы! С этим заданием колдуньи вы тоже справились.
-Ребята, прежде чем нам выполнить следующее задание колдуньи, предлагаю немного нам отдохнуть и сделать физкультминутку.
Проводиться динамическая пауза «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок, (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо - влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири - тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
-Молодцы ребята! Теперь мы можем с вами перейти следующему заданию.
Третье задание от колдуньи:
- «Много снегу намела, и следы все замела. Угадайте - ка друзья, чьи следы я замела»
(д/и «Угадай след»)
-Ребята, вы готовы выполнить задание колдуньи?
-А помогут нам справиться с этим заданием, волшебные кисточки Фей.
-Нам нужно с помощью кисточки осторожно раскопать следы на тропинках и узнать, кому они принадлежат.
-Как вы думаете, чьи это следы: животных или птиц?
- Как вы думаете, что можно узнать о птице по её следу?
- По следу можно узнать: размер птицы и делала ли она остановки.
-Ребята, а как вы думаете можно ли по следу узнать, как она передвигалась.
-Да, по следу можно узнать, как передвигалась птица шагом или прыжками.
-Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями злой колдуньи и помогли расколдовать птиц.
(на экране появляется заставка видео птицы в зимнем лесу)
-Ну а нам, пора возвращаться в детский сад и для это нужно произнести волшебные слова:
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в детском саду нам очутиться.
-Вот мы и вернулись в детский сад. Снимаем волшебные колпачки.
- Ребята скажите, кому мы сегодня помогали?
-А как мы помогали? Что мы делали?
-Вам было трудно выполнять задания?
-Что вы сегодня интересного узнали?
-Феи вам очень благодарны за помощь и хотят вас отблагодарить. Они дарят вам волшебные палочки, чтоб вы могли творить волшебство.
-Предлагаю вам попрощаться с нашими гостями. До свидания!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10»
Сборник
«Волшебный фонарик»
(конспекты занятий для детей 5-7 лет с применением дидактических игр со светом и фонариком.)
Автор-разработчик
воспитатель Скирта А.И.
Пояснительная записка
Каждый педагог стремится сделать деятельность детей занимательной и интересной, а чтобы дети во время занятий были внимательны, не отвлекались, с удовольствием выполняли задания, для этого используются различные методы и приёмы: игровая форма проведения занятия, сюрпризные моменты, присутствие сказочного персонажа и т.д. Но иногда бывает так, что обсуждаемая тема не всем детям кажется интересной. И здесь помогает метод игр со светом и фонариком .
В данном сборнике представлены конспекты занятий для детей старшего дошкольного возраста, в которых используются игры и упражнения с фонариком. Представленные занятия направлены на развитие у детей внимания, воображения, координации движений и мелкой моторики рук. Использование фонарика создает элемент загадочности и волшебства, что значительно повышает интерес детей к процессу обучения и делает его более увлекательным.
В конспектах подробно описаны игры и упражнения с использованием световых эффектов, а также даны рекомендации по организации пространства и подготовке необходимого оборудования.
Предлагаемые материалы адаптированы для детей старшего дошкольного возраста и учитывают их возрастные особенности и познавательные возможности.
Сборник будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям, которые хотят организовать интересные и познавательные занятия для своих детей в домашних условиях. Использование простых и доступных материалов делает занятия легко воспроизводимыми и эффективными в достижении поставленных целей.
Конспект занятия
для детей старшей группы
«Заколдованный лес»
Цель: создание условий для развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством игр со светом.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-Актуализировать знания детей о зимующих птицах, их видах, особенностях строения, характерных внешних признаках.
-Продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными.
-Упражнять в умении узнавать зимующих птиц по силуэту.
-Расширять представление детей о том, чем питаются зимующие птицы.
Коррекционно-развивающие:
-Формировать умения детей распознавать следы птиц, умения читать по следам события.
-Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным ответом, выслушивать друг друга до конца.
-Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление.
Активизировать в речи детей названия зимующих птиц, обобщающие слово «зимующие птицы».
Коррекционно-воспитательные:
-Воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности.
-Вызвать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
Оборудование:
для детей: видео сообщение, колпачки и фонарики по количеству детей, зимнее дерево со снежинками, имитация сугроба, силуэты птиц, световые ящики -4 шт., кисточки.
для педагога: Мультимедио проектор, аудиоколонка, фонарик, лампа, рукавица.
Для оформления зала: елочки, белая ткань.
Во время занятия используются следующие виды детской деятельности:
коммуникативная (беседа о зимующих птицах, вопросы).
игровая (игра – приветствие «Доброе утро!», дидактические игры: «Заколдованные снежинки», «Чья тень?», «Подбери признак», «Угадай, чей след?»)
двигательная (динамическая пауза «Скачет шустрая синица»)
Методы и приемы работы:
Наглядные - видео сообщение от Фей, видео птицы в зимнем лесу, рассматривание картинок и силуэтов с изображением зимующих птиц и их следов.
Словесные - беседа, вопросы к детям, поощрение.
Практические – игры и упражнения игра – приветствие «Доброе утро!», дидактические игры: «Заколдованные снежинки», «Чья тень?», «Подбери признак», «Угадай, чей след?» динамическая пауза «Скачет шустрая синица»)
Предварительная работа:
Беседы о зимующих птицах, их характерных особенностях, загадывание загадок, чтение стихотворения «Покормите птиц зимой» (А.Яшин), наблюдение за зимующими птицами на прогулке, рассматривание следов птиц на снегу.
Дети, имеют представления о зимующих птицах, их видах, особенностях строения, характерных внешних признаках о том, чем питаются зимующие птицы, могут распознать следы птиц. Дети выражают положительные эмоции, легко идут на контакт со взрослым.
Ожидаемый результат: Предполагаю, что при помощи выбранных методов и приемов удастся организовать и заинтересовать детей к деятельности на занятии, решить поставленные задачи. Дети будут активны, проявят интерес к содержанию занятия. Предполагаю, что возникнуть трудности при согласование существительного с прилагательным в игре «Подбери признак», в умении определять по следам как птица передвигалась (шагом или прыжками) в игре «Угадай, чей след?».
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята!Меня, зовут Анна Ивановна и сегодня я пришла к вам за помощью, но прежде чем я расскажу, что же случилось предлагаю поздороваться с гостями, которые пришли сегодня к нам . Подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
Проводится игра – приветствие для создания положительного эмоционального настроя детей на занятие.
Придумано кем-то, просто и мудро при встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ребята, я пришла к вам за помощью на улице стоят морозы и ребята моей группы не смогли сегодня прийти в детский сад, а к нам в группу пришло видео сообщение от сказочных Фей с просьбой о помощи. И я решила прийти к вам в детский сад, чтобы мы вместе помогли сказочным феям. Вы согласны, мне помочь и Феям?
-Тогда предлагаю посмотреть видео сообщение, присаживайтесь по удобнее на ковер, так чтобы всем было видно экран.
(демонстрируется видео сообщение)
Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам Феи волшебного зимнего леса. В лес скорее приходите и нам помогите. В нашем волшебном зимнем лесу случилась беда, к нам прилетела злая колдунья и заколдовала всех птиц зимнего леса. Все исчезли все пропали, где найти их мы незнаем. Чтобы попасть к нам в волшебный лес, нужно надеть волшебные колпачки, которые помогут вам не замерзнуть в зимнем лесу и произнести волшебные слова. Волшебные колпачки и слова вы найдете в музыкальном зале. Удачи вам, ребята»
-Ребята предлагаю вам глаза зажмурить, поморгать.
-Ребята, скажите, кто к нам обратился за помощью?
-А о чем они нас попросили?
- Как вы думаете, мы сможем помочь Феям?
-Как попасть в сказочный лес?
-Ребята, посмотрите по сторонам видите волшебные колпачки?
-Нашли, надеваем произносим волшебные слова.
(Появляются волшебные слова на экране, произносим)
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в лесу нам очутиться.
Вот так чудо из чудес, (открываем глаза)
Мы попали с вами в лес.
-Вот и оказались мы с вами в волшебном лесу. Ребята, как красиво вокруг.
- Посмотрите, тут что-то лежит под елкой.
-Правильно, книга.
-Как вы думаете, кому она принадлежит?
-Да это книга злой колдуньи.
- Ой, смотрите, а из книги выпала страница. На ней что-то написано.
-Предлагаю поскорее узнать.
«Для того, чтобы птицы вернулись в волшебный, зимний лес Фей, нужно выполнить все мои задания, только тогда мое колдовство отступит»
-Ребята, вы готовы выполнить задания злой колдуньи?
Первое задание от колдуньи
- В снежинки, я заколдовала птиц. А каких именно попробуйте узнать.
(д/и «Заколдованные снежинки»)
-Ребята, посмотрите вы видите снежинки?
(подходят к дереву со снежинками, берут по одной)
-Ребята, подумайте, как мы можем узнать каких птиц заколдовала колдунья в снежинки.
-А расколдовать эти снежинки мы сможем с помощью волшебных фонариков, которые оставили нам Феи в волшебной рукавице. (звучит аудиозапись «Волшебный фонарь»). Дети светят фонариком на снежинку с обратной стороны и называют птицу, которую они увидели на своей снежинке.
-Ребята, назовите какую птицу вы увидели в своей снежинке?
(полный ответ - На снежинке я увидела свиристель)(спрашиваю каждого ребенка).
- Ребята, а чем птицы похожи между собой?
-Правильно у всех пицц есть клюв, крылья, голова, туловище, лапки и тело покрыто перьями.
-Скажите, тогда чем отличаются эти птицы друг от друга?
-Ребята, скажите, как можно назвать одним словом этих птиц?
-Почему их называют зимующими птицами?
-Правильно, потому что эти птицы остаются с нами зимовать.
-Ребята, а вы знаете, как нужно заботиться о птицах в холодное время года?
-Правильно, нужно подкармливать и делать кормушки.
-А знаете ли вы чем можно подкармливать птиц зимой?
- Молодцы ребята, справились с первым заданием злой колдуньи.
-Фонарики вернем Феям в волшебную рукавицу.
-Готовы ребята справиться со следующим заданием колдуньи.
Второе задание от колдуньи
2.«Внимательно рассмотрите тени, узнайте каких птиц я спрятала в сугробе, и подберите признак»
(д/игра «Чья тень» и «Подбери признак»)
-Ребята, вы готовы выполнить это задание?
-Справиться с этим заданием нам поможет волшебный фонарь Фей.
(включаем фонарь и рассматриваем тень)
-Ребята, тени каких птиц вы увидели. Назовите их.
- А сейчас ребята, я буду вам кидать снежок и называть слово, а вы ответьте на вопрос и бросьте снежок обратно.
Проводиться игра «Подбери признак»
Воробей (какой?) серый, маленький
Дятел (какой? ) пестрый, большой
Сова (какая?) глазастая, пушистая, большая
Голубь (какой?) серый, большой
Ворона (какая?) черная, большая
Синица (какая?) желтогрудая, шустрая, маленькая
Снегирь (какой? ) красногрудый
-Молодцы! С этим заданием колдуньи вы тоже справились.
-Ребята, прежде чем нам выполнить следующее задание колдуньи нам нужно отдохнуть
Проводиться динамическая пауза «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок, ( кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо - влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири - тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень. (прыжки на месте на двух ногах)
-Молодцы ребята! Теперь мы можем с вами перейти следующему заданию.
Третье задание от колдуньи
3.«Много снегу намела, и следы все замела. Угадайте - ка друзья, чьи следы я замела»
(д/и «Угадай, чей след?»)
-Ребята, вы готовы выполнить это задание колдуньи?
-А помогут нам справиться с этим заданием волшебные кисточки Фей.
-Нам нужно с помощью кисточки осторожно раскопать следы на тропинках и узнать. кому они принадлежат.
-Как вы думаете, чьи это следы: животных или птиц?
- Как вы думаете, что можно узнать о птице по её следу?
- По следу можно узнать: размер птицы, делала ли она остановки.
-Ребята, а как вы думаете можно ли по следу, узнать, как птица передвигалась.
-Да, по следу можно узнать, как передвигалась птица шагом или прыжками, если оборвались следы значит, птица взлетела, если следов много и они в беспорядке - значит несколько птиц было на этом месте.
-Посмотрите внимательно на следы на ваших тропинках и скажите, как они передвигалась птица на вашей тропинке
-Если у детей возникают затруднения предлагаю всем вместе показать
-Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями злой колдуньи и помогли расколдовать птиц.
(на экране появляется заставка видео птицы в зимнем лесу)
-Ребята, всех птиц расколдовали, птицы запели им весело, предлагаю поиграть с птичкой синичкой. Птичка будет летать, а вы глазами за ней наблюдайте.
Проводиться гимнастика для глаз «Птичка синичка»
-Ну а нам пора возвращаться в детский сад и для это нужно произнести волшебные слова:
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Как снежинки покружиться,
Чтоб в детском саду нам очутиться.
-Вот мы и вернулись в детский сад. Снимаем волшебные колпачки.
- Ребята скажите, кому мы сегодня помогали?
-А как мы помогали? Что мы делали?
-Вам было трудно выполнять задания?
-Что вы сегодня интересного узнали?
- Феи вам очень благодарны за помощь и хотят вас отблагодарить. Они дарят вам волшебные палочки, чтоб вы могли творить волшебство.
-Предлагаю вам попрощаться с нашими гостями. До свидания!
Конспект занятия
Для детей
подготовительной к школе группы
«Увлекательные опыты со светом»
Цель: создание условий для формирования представлений о свете и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше;
- продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца;
- дать представления о том, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета;
- познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;
- обогащать словарь детей посредством пояснения значения слов, встречающихся в ходе экспериментирования.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать исследовательскую активность, умение организовывать эксперимент и получать результат.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, активность;
- побуждать к соблюдению правил поведения в лаборатории.
Планируемые результаты занятия: Дети познакомятся с тем, как можно увидеть световой луч, получат представления о перемещении света; о тени, ее зависимости от источника света и предмета; познакомятся с отражением; научатся проводить элементарные опыты.
Подготовительная работа: Организация наблюдений за солнцем, луной, звездами, за свечой. Знакомство с глобусом. Игры с тенью. Показ теневого театра.
Материалы и оборудование: Глобус, настольная лампа, фонарик, два квадратных листа картона, две подставки для книг, кнопки, несколько книг; линейка, игрушка (машина), лист бумаги, прозрачный лист пластика; небольшое зеркало, черная бумага, прозрачная емкость прямоугольной формы, вода, молоко; черный картон, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подставки для кисточек, трафареты, экран теневого театра.
Ход занятия:
Организационно- мотивационный этап:
Приглашение в лабораторию.Появление куклы «Профессор Почемучкин».
«Добрый день. Я очень рад видеть вас в своей лаборатории. Я профессор Почемучкин. Ребята, что такое лаборатория и что в лаборатории делают?
Правильно, и сегодня мы с вами тоже будем проводить опыты и эксперименты, только со светом».
Дает установку на предстоящую экспериментальную деятельность, актуализируя правила поведения в лаборатории.
«Все сотрудники моей лаборатории должны соблюдать ряд правил».
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.
Правило №2. Внимательно слушать и выполнять инструкцию.
Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
А теперь, подойдите к лабораторному столу, встаньте так, чтобы всем было видно.
Bоспитатель: проводит с детьми беседу.
Скажите, ребята, а какое у нас сейчас время суток? Правильно, утро.
В какое время суток вы уходите из детского сада? Что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем? (ответы детей).
Как вы думаете, почему день сменяется ночью, а когда проходит день, то наступает утро, а затем опять день? (ответы детей). А какие источники света, кроме солнца, вы знаете? (Луна, звезды, лампа, фонарь, свеча, костер и т.д.). Хорошо, а теперь давайте представим, что настольная лампа - это солнце, а глобус - это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи.
Основной этап.
Этап экспериментальной деятельности.
Опыт 1: «Смена дня и ночи»
Опыт проводит профессор Почемучкин.
1.Включить настольную лампу и направить луч света на глобус (свет в помещении выключить).
2. Поворачивать глобус разными сторонами в луче света.
Дополнение профессора: Лучи солнца распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени.
3.А сейчас, ребята, вы попробуете доказать почему луч света не может осветить все стороны предмета. Узнаете, что такое тень и почему она меняет форму.
Мы познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.
Предлагаю разделиться на две подгруппы. Одна подгруппа будет лаборантами и будет проводить опыты, а другая – практикантами, они будут изготавливать фигурки для теневого театра.
Физминутка: Зрительная гимнастика
Опыт 2. «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы».
Поместите все предметы по очереди напротив экрана. Посветите на каждый предмет фонариком.
Результат. За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.
Опыт 3. «Изгиб света».
B:«Как вы думаете, ребята, откуда появились солнечные зайчики? Правильно, ребята, когда световые лучи соприкасаются с гладкой отражающей поверхностью (как зеркало), они отражаются.
- А вы видели когда-нибудь свое отражение в воде? А как отражаются облака в воде или деревья? (да). Да, ребята, вода тоже имеет свойство отражения. Исходя из этого, мы проведем следующий опыт.
Наполните емкость водой, добавьте несколько капель молока (в этом случае световой луч будет ярче). Закройте фонарик черной бумагой, проделав в центре нее отверстие кнопкой. (Выключить свет) Светите фонариком на емкость с водой под углом.
Результат. Когда луч света проходит через емкость, он отражается под углом от поверхности воды. Получается так, что луч света выходит из емкости с противоположной стороны.
Подведение итогов.
B: Ребята, расскажите своим товарищам, о чем вы сегодня узнали в процессе проведения опытов. Большое спасибо всем лаборантам за такие интересные опыты. А сейчас посмотрим, что нам приготовили практиканты. (Фигурки сказочных героев для теневого театра).
Вот видите, ребята, как много мы сегодня узнали. И теперь вы самостоятельно можете разыгрывать различные ситуации, показывать сказки с помощью тени.
Большое спасибо всем за работу в лаборатории. До скорой встречи.
Конспект занятия для детей старшей группы
«Свет вокруг нас»
Цель: формирование представлений воспитанников о свойствах света и его значении в жизни человека.
Задачи:
Коррекционно-Обучающие:
- формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- формировать умение устанавливать элементарные причинно-следственные связи между действиями человека и явлениями окружающего мира;
- обогащать словарь глаголами и прилагательными: проникает, яркий, тусклый, отражается;
- формировать коммуникативные навыки дошкольников.
Коррекционно-Развивающие:
- развивать познавательный интерес к окружающему миру;
- способствовать развитию инициативы и самостоятельности в процессе познавательной деятельности.
Коррекционно-Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение в общении со сверстниками и чувство взаимопомощи.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Формы организации деятельности: коллективная (совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей.
Формы организации детей: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, картон, тряпочки, дощечки, пластмассовые тарелочки.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поиски сюрприза. Предлагаю вам присесть на дорожку. Перед нашим путешествием я хочу прочитать вам небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». (Воспитатель читает отрывок).
Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (Ответы детей).
- Что даёт нам солнце?
А что ещё нам даёт свет, вы узнаете, разгадав мои загадки.
(Педагог загадывает загадки, по мере отгадывания их детьми на экране появляются изображения отгадок).
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
Слайд №1
В чёрном небе до зари
Тускло светят фонари.
Фонари - фонарики
Меньше, чем комарики. (Звёзды)
Слайд №2
Знают взрослые и дети,
Что не солнце ночью светит
Круглолица и бледна
Среди звёзд видна…(Луна).
Слайд №3
Хоть и плачет огонь,
Всё же, ты его не тронь:
Слёз вода горяча!
Обожжёт тебя…(Свеча!)
Слайд №4
Горит, а не жжет,
Висит и свет дает. (Лампочка)
Слайд №5
Я волшебную свечу,
Так и сяк в руках верчу.
Не огнем горит она,
Батарейками полна. (Фонарик)
Путешествие наше будет необычным и интересным. Иногда наш путь будет освещен, а возможно, нам придётся передвигаться в темноте. А сможем ли мы с вами идти в темноте, легко нам это будет делать?
Воспитатель: А что нам сможет помочь передвигаться в темноте?
Предполагаемый ответ детей: Фонарики.
Воспитатель: Возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают. В путь, мои друзья! (Идём под весёлую музыку, вдруг гаснет свет).
Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Отважные путешественники, включайте свои фонарики. Как хорошо, что мы взяли их с собой. Как светит фонарик?
Давайте направим свет от фонарика на пол и попробуем приблизить фонарики к полу, что произойдёт?
А теперь поднимите свои фонарики вверх, продолжая направлять свет от них на пол, что происходит с нашим пятнышком на полу?
Это происходит, потому что свет рассеивается. Давайте повторим слово - рассеивается. Продолжаем наше путешествие (Идём в темноте с фонариками, загорается свет).
Воспитатель: Ребята, а как теперь светят фонарики?
Когда светло, фонарики нам уже не нужны, и мы можем их выключить. Ребята, посмотрите, что я нашла. (Педагог подходит к столу с разными предметами). Давайте посмотрим, что это за предметы.
(На столе - тряпочки, дощечки, картон, пластмассовые тарелочки).
Ребята, а давайте мы поиграем с этими предметами и нашими фонариками. (Гаснет свет). Как вы думаете, что произойдёт, если мы закроем свет, который дают фонарики, дощечкой? Давайте попробуем это сделать. Что происходит?
А почему?
(Аналогичная работа проводится с картоном, тряпочками, ладошками).
Через какие предметы свет проникает? А через какие предметы свет не может проникать? (Ответы детей).
- Продолжаем наше путешествие, мои друзья! (На пути, на столе, находятся настольная лампа и свеча).
Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны? (Ответы детей).
- Дети, как вы думаете, что будет светить ярче: лампа, свеча или фонарик? (Ответы детей).
Давайте проверим! Чтобы лампа загорелась, что нужно сделать?
Включить в розетку.
А фонарик тоже нужно включить в розетку?
Нет, у него есть батарейки.
А как включить свечу?
Её надо зажечь.
(Лампа стоит на столе, фонарик в руках ребёнка, свеча у воспитателя. Ребята сравнивают яркость света).
Что же светит ярче? (Ответы детей).
Ну, вот, наше путешествие подошло к концу. Вам было интересно? Что нового и интересного вы узнали за время путешествия?
Дети совместно с воспитателем подводят итоги: Источниками света могут быть солнце, луна, звёзды, фонарик, лампа, фонарик и т.д. Все они светят по-разному. Свет не проходит через непрозрачные, плотные предметы, может проникать через тонкие предметы. Свет необходим человеку, чтобы видеть лучше предметы его окружающие.
Ребята, а вы помните, зачем мы отправились в путешествие?
Сейчас мой волшебный фонарик покажет своим светом, где спрятан сюрприз. (Педагог наводит свет фонарика туда, где спрятан сюрприз, дети его находят. Это коробка с небольшим отверстием).
Ребята, посмотрите в отверстие в крышке волшебной коробки. Вы видите, что в ней лежит?
Почему?
А теперь ненадолго закройте глаза. (Воспитатель кладёт включенный фонарик внутрь коробки). Ребята, давайте ещё раз заглянем внутрь коробки. А теперь вы видите, что находится внутри?
Почему?
(Педагог достаёт из коробки звёздочки).
Ребята, я дарю вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии.
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Похлопать в ладоши, улыбнуться).
Конспект занятия
для детей старшей группы
«На помощь принцессе Витаминки».
Цель: создание условий для формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, посредством игр с фонариком и светом.
Задачи:
Обучающие:
-Актуализировать знания детей о правилах и предметах личной гигиены, их назначении.
-Уточнить знания детей о полезных и вредных продуктах, об их значении для здоровья, умении их классифицировать на полезные и вредные продукты.
-Упражнять в умении находить заданные силуэты путем наложения.
-Познакомить с понятием «правильное или здоровое питание»
-Формировать у детей представления о пользе утренней гимнастики в жизни человека.
Развивающие:
-Совершенствовать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным ответом, выслушивать друг друга до конца.
-Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление.
-Активизировать в речи детей обобщающие понятия: «предметы личной гигиены», «полезные и вредные продукты питания», «правильное или здоровое питание»
Воспитательные:
-Воспитывать желание заботиться о своем здоровье.
-Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками в совместной деятельности.
-Вызвать эмоциональную отзывчивость детей к проблемной ситуации, желание прийти на помощь.
Оборудование:
для детей: видео сообщение, колпачки и фонарики по количеству детей, карточки с изображением коробки для игры «Что в коробке», картинки с изображением продуктов питания, световой куб для динамической паузы «Покажи движение», дорожки для игрового упражнения.
для педагога: Мультимедиа, проектор, аудиоколонка, фонарик, волшебная коробочка, два световых планшета для игры «Чья тень?», следы микроба с заданиями.
Для оформления группы: макеты весенних цветов, ткань для изображения полянки.
Во время занятия используются следующие виды детской деятельности:
коммуникативная (беседа о предметах и правилах личной гигиены, о полезных и вредных продуктах, о правильном питании, о пользе утренней гимнастики, о микробах).
игровая (дидактические игры: «Что в коробке?», «Угадай, чья тень?», «Полезные и вредные продукты», гимнастика для глаз), двигательная (динамическая пауза «Покажи и движение»)
Методы и приемы используемые:
Наглядные - видео сообщение от принцессы Витаминки, рассматривание картинок и силуэтов с изображениями продуктов питания.
Словесные - беседа, вопросы к детям, поощрение.
Практические – дидактические игры с фонариком и светом: «Что в коробке?», «Угадай чья тень?», «Полезные и вредные продукты», «Покажи и движение», игровое упражнение «Пройти по волшебным дорожкам»
На занятии будут присутствовать – 12 детей.
Предполагаю, что дети, имеют представления о правилах и предметах личной гигиены. Имеют представленияя о полезных и вредных продуктах, об их значении для здоровья, могут их классифицировать на полезные и вредные продукты.
Предполагаю, что при помощи выбранных методов и приемов удастся организовать и заинтересовать детей к деятельности на занятии, решить поставленные задачи. Дети будут активны, проявят интерес к содержанию занятия. Предполагаю, что могут возникнуть трудности в умении находить заданные силуэты предметов.
Ход заняти:
- Здравствуйте, ребята! Меня, зовут Анна Ивановна и сегодня я пришла к вам за помощью, но прежде чем я расскажу, что же случилось предлагаю поздороваться с гостями, которые пришли сегодня к нам. Подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
(Проводится приветствие для создания положительного эмоционального настроя детей на занятие)
- Ребята, сегодня мне на телефон пришло видео сообщение, от принцессы Витаминки из страны Здоровья, с просьбой о помощи. Вы согласны помочь?
-Тогда предлагаю посмотреть видео сообщение, присаживайтесь по удобнее на ковер, так чтобы всем было видно экран.
(демонстрируется видео сообщение)
«Дорогие ребята, пишет вам из волшебной страны Здоровья, принцесса Витаминка. Нашу, чистую страну захватил злой микроб. Он похитил и спрятал моих подружек, Витаминок, а, чтобы их освободить и избавиться от микроба, нужно выполнить все его задания, а помогут вам в этом наши фонарики «помогаторы». Дорогие друзья, поспешите к нам скорее на помощь. Избавьте нас от злого микроба. Попасть в нашу страну вы сможете, пройдя по волшебным дорожкам, которые придадут вам сил, и вы окажитесь на полянке, на которой найдёте фонарики. Удачи вам, ребята! принцесса «Витаминка».)
(Проводиться гимнастика для глаз)
-Ребята, кто обратился к нам за помощью?
- А о чем нас попросила принцесса Витаминка?
- А вы знаете, кто такие микробы?
-Микробы - это очень маленькие живые существа, которые не видны простым глазом человека, чтобы их увидеть, надо смотреть в специальный прибор. Может кто-то знает, как он называется?
Да этот прибор называется «микроскоп».
-Предлагаю всем вместе повторить «микроскоп».
-Кто знает, а какие бывают микробы?
-Микробы бывают разные: полезные и вредные. Полезные микробы, помогают нашему организму быть здоровым, а вредные микробы наносят вред для нашего организма (мы болеем).
-Ребята, сможем ли мы помочь жителям страны Здоровья?
-Тогда подумайте, как мы это сделаем?
-Предлагаю вам отправиться в страну Здоровья.
-Посмотрите перед вами три волшебные дорожки, все они разные между собой, но каждая из дорог приведет вас в страну Здоровья.
Первая дорога - самая легкая, она заряжает наиболее меньшей силой (на полу лежит дорожка со следами)
Вторая дорога труднее - она состоит из кочек, и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно с кочки на кочку (на полу разложены круги кочки), но эта дорога дает больше волшебной силы, чем первая.
Третья дорога - самая трудная, она колючая, болезненная (на полу массажная дорожка с колючками), но зато и силу она дает гораздо больше, чем первые две.
-Предлагаю вам подумать, какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, почувствуйте, как ваше тело наполняется волшебной силой.
-Вот мы с вами оказались на полянке в стране Здоровья, а вот и фонарики «помогаторы», о которых говорила принцесса Витаминка.
-Ребята посмотрите тут чей -то след.
-Как вы думаете, кому он принадлежит?
-Ребята, наверно это след злого микроба, на котором он нам и оставил свое задание.
- Ребята, вы готовы выполнять задания от злого микроба?
1 след - задание (д/и «Что в коробке»)
«Мои друзья микробы, спрятали предметы личной гигиены в карточках с изображением коробки. А какие именно, попробуйте узнать и расскажите, для чего они предназначены»
-Ребята, посмотрите вокруг, вы видите такие карточки, на которых изображены коробки?
-Предлагаю подумать, как мы можем узнать, какие предметы спрятали микробы в коробках.
-А помогут нам справиться с этим заданием фонарики «помогаторы», которые принцесса Витаминка оставила для нас.
(звучит аудиозапись Фиксики помогатор»). Дети светят фонариком с обратной стороны картинки и называют предметы личной гигиены, которые они увидят на своей карточке.
-Ребята, назовите какие предметы, вы увидели в своей коробке?
(полный ответ детей)
-В коробке я увидела, зубную щетку. Зубная щетка нужна, для того чтобы чистить зубы.
(спрашиваю каждого ребенка).
-Ребята, а какие вы знаете правила личной гигиены, назовите их.
-Молодцы! Справились с первым заданием злого микроба.
-Ребята, скажите, а вы сегодня делали утром утреннюю гимнастику в детском саду?
-А какую пользу приносит утренняя гимнастика?
(ответы детей - прогоняет сон, укрепляет мышцы, закаляет наше здоровье)
-А сейчас, я вас приглашаю на веселую разминку.
Динамическая пауза со световым кубом.
(Дети бегают под музыку вокруг светового куба, как только музыка остановилась, дети должны повторит движение, которое выпало на световом кубе)
-Молодцы ребята, взбодрились.
-Посмотрите ребята, а вот и второй след микроба, где написано для нас следующее задание.
- Готовы выполнить следующее задание? Тогда слушайте внимательно задание.
2 след (задание №2) «Полезная и вредная еда»
«Мои друзья микробы, перепутали все продукты питания, вредные с полезными. Вам нужно отделить полезные продукты от вредных и правильно соотнести их со своей тенью, наложив цветные картинки на черные, тогда подружки Витаминки вернуться в страну Здоровья»
-Готовы выполнить это задание и помочь Витаминкам вернуться в страну Здоровья?
-Предлагаю вам, выбрать каждому по одной цветной картинке, подумать и определить, этот продукт вреден или полезен для здоровья и соотнести его со своей тенью.
-Ребята, а как вы думайте, что будет, если мы с вами будем питаться только чипсами, пончиками и сладостями? (ответы детей)
-А как сделать так, чтоб этого не произошло? (ответы детей)
-Правильно ребята, нужно употреблять пищу, богатую витаминами и минералами, это называется «правильным» или «здоровым питанием». Правильное питание — это питание, которое обеспечивает укрепление и улучшение здоровья.
(повторить вместе с детьми «здоровое питание»)
-Ребята, вы большие молодцы, справились со всеми заданиями злого микроба и помогли Витаминкам вернуться в страну Здоровья.
(на экране появляется заставка видео, где принцесса Витаминкаи и ее подружки благодарят детей)
-Ребята, предлагаю, вам еще раз поиграть с глазками.
(гимнастика для глаз)
-Молодцы ребята, наши глазки отдохнули.
-А сейчас нам пора возвращаться назад в детский сад. Для этого нам нужно пройти по волшебным дорожкам.
-Вот мы и вернулись в детский сад.
- Ребята скажите, кому мы сегодня помогали?
-А как мы помогали? Что мы делали?
-Вам было трудно выполнять задания?
-Что вы сегодня интересного узнали?
-Принцесса Витаминка и ее подружки Витиминки, вам очень благодарны за помощь и хотят вас отблагодарить. Они дарят вам волшебные браслетики «Здоровья».
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Фонариковые чудеса»
Цель: формирование познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста посредством проведения экспериментов с помощью фонарика.
Задачи:
Образовательные: - формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка через экспериментирование с фонариком; - закреплять представления детей об окружающем мире через экспериментирование с фонариком; - учить работать в коллективе и самостоятельно во время проведения экспериментов.
Развивающие: - развивать внимательность, наблюдательность при выполнении экспериментов; - развивать познавательную активность детей в процессе проведения экспериментов с фонариком.
Воспитательные: - воспитывать любознательность; - воспитывать у детей аккуратность в работе с фонариком и другими материалами.
Планируемый результат: сформированные познавательный интерес и познавательные действия ребенка, представления детей об окружающем мире, умения работать в коллективе и самостоятельно во время проведения экспериментов.
Подготовительная работа: ознакомление с работой фонарика, его строением и функциями.
Оборудование: аудиозапись, фонарики, ширма с картинками или предметами, карточки для экспериментов, магнитная доска, фонарики, картинки для рефлексии.
Ход занятия:
Психологический настрой. (звучит сказочная мелодия). Здравствуйте, ребята! Свободно перемещаясь по группе, дети слушают сигнал: один хлопок – здороваемся глазками и кивком головы; два хлопка – здороваемся за руку; три хлопка – здороваемся носиками. Педагог напоминает, чтобы не забыли при этом улыбнуться.
Мотивационно – ориентировочный этап.
Дети вместе с воспитателем подходят к ширме, на которой отражены разные предметы с помощью подсветки фонариком.
Воспитатель: Посмотрите, какая интересная ширма? Что вы видите на ней? Какие предметы?
Дети называют предметы: Молодцы!
Воспитатель: А вот такие чудеса сделаны с помощью чего?
Дети: Фонарика. Молодцы, да, обычного фонарика.
- И сегодня Мы с вами отправимся в мир чудес с Фонариком.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Открытие детьми новых знаний, способа действий.
Воспитатель: Посмотрите, это наш новый друг Фонарик. Вместе с ним мы узнаем много интересного! Фонарик предлагает закрыть глаза и вместе произнести:
- Я с Фонариком дружу,
Вместе с ним соображу,
Как опыт провести
Новое изобрести!
Глазки открывай,
Опыт начинай!
Все вместе произносят Фонарик – это не игрушка.
Воспитатель: С помощью фонарика мы почувствуем себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Давайте и мы с вами попробуем поэкспериментировать!
Практический этап.
Дети под руководством воспитателя проводят эксперименты с фонариком «Морские жители»
Цель: расширение представлений дошкольников о животных морского мира.
Предлагаются карточки с изображением моря и карточки с животными, которые располагаются за первыми. И с помощью свечения фонариком, ребенок узнает, кто же живет в море.
«Прятки»
Цель: учить детей давать полный ответ, называя нужный предлог. - Угадай, кто спрятался за забором. Дай полный ответ. «За забором прячется кошка» - Откуда будет выходить кошка? «Кошка будет выходить из-за забора»
«Какое варенье в банке»
Цель: закрепление знаний детей о ягодах. Предлагаются карточки с изображением ягод и баночек. И с помощью свечения фонариком, ребенок узнает, что в баночке.
«Больше – меньше»
Цель: формирование умение сравнивать ягоды по величине, придумывать предложения, где используются слова «больше», «меньше». Картинки с изображением одних и тех же ягод (фруктов) разного размера «кладём» в банки и предлагаем сравнить ягоды по величине; придумываем предложения, где используются слова «больше», «меньше». Например: «Малина в большой банке больше (крупнее), чем малина в маленькой банке. В большой банке варенья будет больше, в маленькой меньше»
Физминутка: подвижная игра «Светлячки»
Дети встают в круг, в середине водящий (ребенок с фонариком).
Все говорят хором:
- На траве сидят жучки, озорные светлячки!
Спинками сверкают, с фонариком играют!
Водящий наводит луч фонарика на кого-нибудь из детей (но не в глаза!). Тот должен заметить на себе луч и быстро выпрыгнуть в центр круга и присесть на корточки. Он – «светлячок». Аналогично дальше выбираются несколько «светлячков» до тех пор, пока, стоять не останутся 2-3 человека. Затем тот, кто в центре круга, говорит: Светлячки, спасайтесь! Птиц оберегайтесь! «Светлячки» разбегаются, а остальные дети («птицы») их стараются поймать.
Правила: Тот, кого поймали, выходит из игры до ее окончания. Тот, кто будет пойман последним, или не пойман вовсе, становится водящим.
Усложнение: водящий вместе с игроками, по принципу считалки говорят хором слова «На траве сидят жучки, озорные светлячки! Спинками сверкают, с фонариком играют!» Фонарик указывает на игрока, который оказался на последнем слове.
Упрощение: может быть изменено количество «птиц» и «светлячков» с учетом двигательных возможностей игроков.
«Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы»
Поместить все предметы по очереди напротив экрана. Посветить на каждый предмет фонариком.
Результат. За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.
«Необычные тени»
Исследуйте, какие предметы отбрасывают удивительные тени. Попробуйте посветить на дуршлаг, разноцветный пластик, воздушные шары, кружевную салфетку, цветы, ладони, корзину. Изучайте: освещенный конус дает треугольную тень, а изменяя угол луча света, мы можем менять длину тени.
«Поиски с фонариком»
Заранее спрячьте картинки с любимыми героями ребенка, игрушки, части конструктора или что угодно в комнате. Выключите свет и попросите ребенка отыскать их с помощью фонарика.
Вот такие чудеса мы вместе сотворили! Фонарик – это наш чудесный друг!
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подведение итогов: Ребята, и как вам эксперименты с фонариком? Что понравилось больше всего? А что было сложным?
Рефлексия: Сейчас предлагаю выбрать цвет фонарика и расположить его на магнитной доске: красный фонарик – все было интересно, понравилось; зеленый фонарик – некоторые эксперименты были сложными, не все понравились; синий фонарик – было неинтересно, сложно, скучно.