Главные вкладки
Сотрудничество с семьёй
Взаимодействие с семьёй воспитанникой осуществляется в 2-х формах:
Традиционные:
- Беседы, консультации
- Недели открытых дверей
- Родительские собрания
- Выставки детского творчества
- Совместные досуги
- Информационные стенды, ширмы
Нетрадиционные формы:
- Сайт ДОУ
- Почта доверия
- Мастер-классы педагогов ДОУ
- Анкетирование родителей
- Совместные Акции
- Совместные Экскурсии
- Совместные Проекты
- Электронная связь – Интернет (группы для родителей в Ватсапе, Вайбере).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Нейропсихологическая игра | 875.69 КБ |
Особенности речевого развития детей с ОНР | 16.4 КБ |
Речевые игры на развитие лекси-грамматических категорий речи | 46.46 КБ |
Развитие мелкой моторики | 211.72 КБ |
создание условий для речевого развития дошкольников | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Особенности речевого развития детей старшего возраста с ОНР
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при различных формах речевой патологии: моторной, сенсорной алалии, детской афазии, дизартрии, в том числе при стертой форме дизартрии.
Причиной возникновения ОНР могут быть: инфекции или интоксикации (ранний или поздний токсикозы) матери во время беременности, несовместимости крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального (родового) периода (родовые травмы и патология в родах), заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и др.
Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с психической депривацией (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей) всензитивные (возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира) периоды развития речи.
Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.
Наиболее сложным и стойким вариантом является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга, возникшее во время беременности, родов и первый год жизни ребенка.
У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5годам;
- Речь аграмматична и недостаточно фонетически офомлена;
- Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
- Речь детей с ОНР малопонятна.
Традиционно принято считать, что общее недоразвитие речи, это такой вид речевого нарушения, при котором у детей обладающих нормальным слухом и первично сохранным интеллектом наблюдается нарушение формирования всех составных частей языковой системы: звуковой стороны речи (фонетики) а также смысловой (лексики и грамматики).
ОНР у детей имеет разную степень выраженности: от полной неспособности группировать слова в целые фразы до отдельных изъянов фонетико-фонематического и лексико-грамматического плана.
Неполноценная речевая деятельность негативно сказывается на развитие у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Выявляется недостаточная устойчивость, переключаемость и распределение внимания. Смысловая и логическая память достаточна сохранна. Нарушена вербальная память, объем и продуктивность запоминания. Операции логического мышления формируется с опозданием, характерно нарушение саморегуляции, эмоциональная неустойчивость, речевой негативизм.
Выявляется отставание в формировании двигательной сферы: недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости, трудности при выполнении серии движений (навык письма), движения по словесной инструкции, нарушение сформированности движений по пространственно- временным параметрам (вчера-завтра), ориентировка на листе бумаги (лево-право), снижен объем движений кисти руки, замедление действий, трудности переключения с одного движения на другое.
Предварительный просмотр:
Развитие словарного запаса и грамматического строя речи. Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. Особенность словаря дошкольника — это значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему знаний взрослого человека. Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др. По мере развития речи и мышления постепенно пополняющийся словарь систематизируется, упорядочивается, складываясь в семантические поля или образования слов, объединенных по смыслу. Р. И. Лалаевой выделены следующие направления развития словаря:
Методика развития речи дошкольником предлагает такой тип занятий, который построен в форме игры. Это облегчает усвоение материала, развивает у детей слуховое внимание, способствует правильному восприятию речи. Подача материала, направленного на обогащение словаря, в форме игры учит малышей соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить простые и многосложные слова, отвечать на вопросы. Цель при проведении подобных занятий одна: пополнение словарного запаса. Педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь. В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:
Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Игровые приёмы по формированию словаря у детей дошкольного возраста. Холодно – Горячо Цель: Обогащение словарного запаса существительными. Содержание. Взрослый просит детей закрыть глаза, затем прячет предмет и за-дает вопрос: «Где мишка?» Дети ищут предмет в комнате по подсказке взросл-ого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
Опиши предмет Цели: Расширение объема словаря прилагательных, формирование предс-тавлений о предмете. Содержание. Взрослый рассматривает предмет и указывает на его признаки. Например, взрослый обследует яблоко. По цвету оно желтое. По форме напоми-нает шар (обхватывает яблоко кистями рук), яблоко круглое. По размеру оно большое, крупное. Если погладить яблоко, чувствуешь, что оно гладкое. Я надавливаю на яблоко, с ним ничего не происходит. Яблоко твердое. Понюхаю яблоко: ах, какое оно ароматное, душистое. Подержу на руке, взвешу: яблоко тяжелое. Отрежу кусочек и попробую на вкус: яблоко сладкое (кислое, кисло-сладкое)». Чудесный мешочек Цели: Расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов. Оборудование. Нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.) Содержание. Предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе: рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек. Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем дос-тать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), ма-териал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный). Посылка Цели: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи. Оборудование. Предметы, коробки по количеству игроков. Содержание. Каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан. Аналогии Цели: Активизация существительных с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного компонента лексического значения слова). Содержание. Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, журавль – птица или наоборот. Взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения (или наоборот): посуда – сковорода, цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик. Выигрывает тот, кто ни разу не собьется. Съедобное – несъедобное Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, раз-витие слухового внимания, общей моторики. Содержание. Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «Живое -неживое», «овощи-фрукты», «Дикие животные – домашние животные», «Птицы – насекомые», «Одежа – обувь» и др. Я знаю пять… Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова). Содержание. Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» — и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше. Игра с мячом «Ассоциации» Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики. Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий ёж, холодный снег, высокий – человек, стеклянный – стакан. Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое блюдце; прозрачный – кувшин. Я собрал в огороде… Цели. Расширение объема словаря, развитие слуховой памяти. Содержание. Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде….огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий игрок повторяет все сказанное предыдущим участником и придумывает третий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду….», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице….», «В лесу живет….», «На кухне есть….» и т.д. Назови другим словом Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря синонимов. Содержание. Взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания. Игра с мячом «Скажи наоборот» Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Содержание. Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий произномит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч веду-щему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова. |
Предлагаемые упражнения и игры могут быть использованы для работы с деть-ми от 3-х лет и варьироваться в зависимости от этапа работы и задач. Учитывая тесную связь процессов развития лексики (словарного запаса), данные игры и упражнения включают в себя задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами. ЧЕЙ ГОЛОС Цель игры: Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Для этой игры понадобятся фигурки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. - Му-у-у - кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит - корова или теленок. - Ква-ква - чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? • Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. ("Лягушонок, иди ко мне", "Утенок, поиграй со мной".) • В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько),активизируется словарь существительных и глагольный словарь. Подобные игры можно проводить с разными животными. Например, взрослый показывает ребенку картинку. На ней нарисована птичка. Основное внимание в словарной работе уделяется накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; акти-визация разных частей речи, не только существительных, но и глаголов, при-лагательных, наречий. Необходимо показать детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого надо научить их различать предметы по сущест-венным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы "что это?", "кто это?", видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества ("какой?"), а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием, возможные действия человека ("что делает?", "что с ним можно делать?"). Такое обучение проводится в играх "Что за предмет?", "Скажи какой", "Кто что умеет делать?". УГАДАЙ ИГРУШКУ Цель: обогатить предметный словарь, словарь прилагательных , формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия. Логопед показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: "Это... (заяц, лиса, утенок)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек. НАЗОВИ ЧАСТИ ЦЕЛОГО Цель: формировать умение выделять и называть части предметов и объектов. Возможны два варианта: по картинке, по представлению. Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (животное) и назвать его части. Например: кот - тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы. Дом - ..., дерево- ..., корова - ... ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета Детям предлагается следующий речевой материал: Ствол, ветки, листья, кора, корни - дерево Копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище - корова Кабина, крылья, мотор, хвост - самолет и пр. ПРО КОГО Я ГОВОРЮ Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта. Мама описываете сидящего перед ней ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: "Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней". «Кто это?» дети угадывает кого описывала мама СКАЖИ КАКОЙ Цель: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их ("Это груша"), а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он... продолговатый, зеленый, хрустящий"). ИСПРАВЬ ОШИБКУ Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их. Логопед показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка. КТО БОЛЬШЕ УВИДИТ И НАЗОВЕТ Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета. Логопед с детьми рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки) ЧТО НАПУТАЛ БУРАТИНО Цель: находить ошибки в описании и исправлять их. В гости к детям приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: "У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит "мяу!". "У зайца маленькие ушки, он зеленый". "У кошки колючая шубка". Ребенок исправляет неточности. КАКАЯ КУКЛА Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Логопед говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая. СРАВНИ КУКОЛ Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками. Логопед предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Дети дают куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати - темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати - черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
СРАВНИ МЕДВЕЖАТ Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам. Логопед предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой - коричневый и маленький. - Назовите, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный. СРАВНИ ЗВЕРЕЙ Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки. Логопед предлагает рассмотреть мишку и мышку. Аналогично можно сравнить и других животных - лису и зайца, волка и медведя.
Они могут продолжить начатый ряд слов: тарелки, чашки... (ложки, вилки); кофта, платье... (рубашка, юбка, брюки). На основе наглядности проводится работа и с ознакомлением с многозначными словами (ножка стула - ножка стола - ножка у гриба; ручка у сумки - ручка у зонтика - ручка у чашки; иголка швейная - иголка у ежа на спине - иголка у елки). КУКЛА: ВЕСЕЛАЯ И ГРУСТНАЯ Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый - грустный. Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.) НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах. - Вспомни, на чем у нас спали куклы? (На кровати.) Куда они кладут свои вещи? (В шкаф, в гардероб.) На чем они сидят? (На стульях.) Я начну говорить, а ты продолжи: кровать, шкаф... (стол, стул, диван, кресло). Как назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель.) Какая мебель у тебя в комнате? - Сели куклы за стол. А там стоят... (тарелки, чашки, блюдца, ложки, вилки). Это... (посуда). Из какой посуды ты ешь суп, кашу? (Из тарелок, глубокой и мелкой.) В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря. КТО БОЛЬШЕ СЛОВ СКАЖЕТ Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера. Логопед показывает картинку - например, белочку - и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи. КТО ЗАБЛУДИЛСЯ Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам. - Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.) - Закончите предложения. Если зайчик потерялся... (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим). После изучения лексической темы (закрепление) целесообразно использование загадок. Отгадывая, дети учатся понимать смысл загадок, соотносить признаки и действия предметов и объектов, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине. Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры "Какое что бывает?", "Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце?"). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов ("идет" можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Цель: дать детям представление о многозначном слове "игла", упражняться в подборе однокоренных слов, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже. - Какие иглы вы знаете? (Швейные, сосновые, еловые, медицинские.) Есть у ежика и елки Очень колкие иголки. В остальном на елку еж Совершенно не похож. - Где живет еж? Для чего ему нужны иголки? (Защищаться.) От кого еж защи-щается? Прослушайте стихотворение: - Что ж ты, еж, такой колючий? - Это я на всякий случай. Знаешь, кто мои соседи? Волки, лисы и медведи. - Ответьте на мои вопросы: можно ли ежа погладить рукой? Почему нельзя вдеть нитку в иголку ЕЖА? - Закончите предложения: "Ты ежа не трогай лучше, потому что он... (колючий). Лиса потрогала ежа и... (укололась)". - У папы-ежа иголки длинные и толстые, а у ежат... (короткие и тонкие). КОГО И ЧТО МОЖНО ГЛАДИТЬ Цель: познакомить детей с многозначным глаголом "гладить". - Помните, мы с вами говорили, что ежа нельзя погладить. А кого можно погладить? (Зайчика, котенка, ребенка.) А что можно погладить? (Брюки, платье, юбку.) Как одним словом все это назвать? (Одежда.) Глажу платье утюгом, А кота и кошку, Что гуляют под окном, Глажу я ладошкой. - Что делает котенок, когда его гладят? (Мурлычет, выгибает спинку.) У каких предметов есть спина, а у каких спинка? У собачки, у дивана... ШИШКА Цель: познакомить с разными значениями многозначного слова "шишка". Что растет на елке? Шишки да иголки. Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле, А на лбах у ребятишек Никому не нужно шишек. - Про какие шишки говорится в первом стихотворении и про какие во втором? - Про кого эта загадка? "Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается". (Белка.) Белка-шалунья сидела на елке, Бросила шишку прямо на волка. Ох, какая она шалунишка! У волка на лбу сразу выросла... (шишка). При знакомстве с многозначными словами необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом "игла" (швейная, медицинская, игла у ежа, елки, сосны). Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова можно предлагать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый, острый). РУЧКА-НОЖКА Цель: познакомить с разными значениями слов "ручка", "ножка". - Отгадайте загадку: одной ручкой всех встречает, другой провожает, всем, кто придет, ручку подает. (Дверная ручка.) - У каких предметов есть ручка? Что можно делать ручкой? - Нарисуй предметы, у которых есть ручка. - Закончи предложения: ручка нужна, чтобы... За ручку можно... - А какие предметы мы называем словом "ножка"? - Нарисуй предметы, у которых есть ножка. КАК СКАЗАТЬ ПО-ДРУГОМУ Цель: заменять многозначные слова в словосочетаниях. - Скажи по-другому! Часы идут... (ходят). Мальчик идет... (шагает). Снег идет... (падает). Поезд идет... (едет, мчится). Весна идет... (наступает). Пароход идет... (плывет). Закончи предложения. Мальчик пошел... Девочка ушла... Люди вышли... Я пришел... Саша идет медленно, а Вова идет... Можно сказать, что он не идет, а... КТО ЭТО ПОЛЗЕТ? Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, составлять описание. - Отгадайте загадку: "Кто это ползет, на себе свой дом везет?". Воробей живет под крышей, В теплой норке - домик мыши, У лягушки дом в пруду, домик пеночки в саду. - Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом. - Может ли улитка выползти из своего домика? Почему? Быстро ли ползет улитка? Она увидела ребят и сказала: "Я так тихо мчалась, так медленно нес-лась". Можно ли так сказать? Как сказать правильно? В речевой работе с детьми пятого года жизни расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (без наглядного материала). Детей необходимо знакомить с происхождением некоторых слов ("Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором? ...шапку - ушанкой... цветок - подснежником?"). |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики рук. |
Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
|
Предварительный просмотр:
Создание условий для речевого развития дошкольников в семье.
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи.
С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.
При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.
Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых.
Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.
К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.
Планомерные и систематические занятия с детьми, взаимодействие родителей и педагогов поможет нам решить проблемы с развитием речи детей.
Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни
Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы.
Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли.
Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы (“хочут” вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.
В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.
У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, пол-ностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов.
Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р’, л, л’, например: Лара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.
Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.
Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Речевое развитие ребёнка на шестом году жизни
В этом возрасте малыш использует простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов.
Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т.д.); чаще используют прилагательные - признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д.), шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т.д. Ярко проявляется словотворчество.
Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.
Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.
Достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза - коса, поток - потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.
Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.
Младший школьный возраст (6-7 лет)
Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении.
Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.
Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.
К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
Переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.
Это этап развития речи в связи с изучением языка. Он начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются при изучении родного языка в школе. При обучении происходят огромные сдвиги, ведь при обучении в школе язык становится для ребёнка предметом специального изучения. В процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи.
Первоначально речь ребёнка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития.
Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребёнок понимает (пассивный словарь), количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребёнка.
Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка. Это выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. А так же ребёнок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.
Развитие осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая моно-логическая речь.
Особое место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит –потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придаёт ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.
Рекомендации родителям по формированию правильной речи у детей
Игры на развитие звуковой культуры речи
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, слово-сочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игра “Придумай слово”
Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.
Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра ис-пользуется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать.
Например, учитель говорит: “Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её отк-рыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно”. И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
Игра “Строим дорожку”
Цель – развитие фонематического слуха.
Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока.
В этой игре на первом этапе учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе учитель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук.
К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.
Игра “Ловушка”
Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.
Учитель предлагает детям “открыть ловушки”, т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть “ловушки”.
Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то “ловушки” нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.
Игра “Поймай слог”
Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.
Учитель “бросает” детям слог, а они должны “превратить” его в слово.
Например: па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.
Игровое упражнение “Раздели правильно”
Цель – развитие умения делить слова на слоги.
Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в “топорики”. Далее нужно произнести сло-во правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.
Игра “Посели в домик”
Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.
Учитель вводит “гостей” при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух.
Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для ус-ложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.
Игры на формирование грамматического строя речи
В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направ-ленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение кате-горий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, време-ни и наклонения глагола.
Игровое упражнение “Подбираем рифмы”.
Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа мно-жественного числа существительных.
Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народ-ной песенки в переводе С.Я.Маршака:
- Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
- Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
- Даю вам честное слово!
Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
- Кого видел поэт? В каком виде они были?
- Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и жи-вотных. Я буду начинать, а вы продолжайте.
- Даём честное слово:
Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).
Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению учителя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже са-мое.
Игра “Кузовок”
Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даёт-ся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:
- Вот тебе кузовок,
-Клади в него, что на -ок.
- Обмолвишься – отдашь залог.
Ребёнок отвечает: “Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, ме-шок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок.
Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: “Чей залог выну, что тому делать?”
Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)
Игровое упражнение “Чьё всё это?”
Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.
Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопро-сы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?
- Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
- Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
- Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.
- Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
- Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
Игра “Домики”
Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.
Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать “он мой”, во втором – “она моя”, в третьем – “оно моё”, в чет-вёртом – “они мои”. Нужно “расселить” слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.
Игры на обогащение словарного запаса
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активи-зируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игра “Наоборот”
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым.
Думала, думала, и придумала игру, которую назвала “Наоборот”. Стали ма-ма-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре.
Далее учитель играет с детьми в игру “Наоборот”: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди “Прощальная игра”:
- Нам с тобой пришёл черёд
- Сыграть в игру “Наоборот”.
- Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).
- Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).
- Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).
- Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!
- Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).
- Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).
Игровое упражнение “Закончи фразу”
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать сло-во, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.
- Сахар сладкий, а лимон … .
- Луна видна ночью, а солнце … .
- Огонь горячий, а лёд … .
- Река широкая, а ручей … .
- Камень тяжёлый, а пух … .
Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знако-мый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.
Игровое упражнение “Скажи по-другому”.
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Учитель говорит: “У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный). Слова “печальный, грустный и расстроенный” - это слова – приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит “дождь идёт”? Скажи по-другому.
Что значит “мальчик идёт”? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:
- Чистый воздух (свежий воздух).
- Чистая вода (прозрачная вода).
- Чистая посуда (вымытая посуда).
- Самолёт сел (приземлился).
- Солнце село (зашло).
- Река бежит (течёт, струится).
- Мальчик бежит (мчится, несётся).
- Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный). Очень маленький (малюсенький).
Игра “Какой предмет?”
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: “Какой?” Затем участники игры поочереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.
Что бывает?
Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.
Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – приз-наку подбирается как можно больше слов – предметов.
- Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …
- Красное – платье, яблоко, знамя,
Игры на развитие связной речи
Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой сто-роной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием зву-ковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме.
Игровое упражнение “Распространи предложение”
Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предме-тами, словами-признаками, словами-действиями.
Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает пред-ложение так: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вари-ант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грам-матического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выя-вить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуаци-ям.
Игра “Пойми меня”
Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. По-лучить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, пос-мотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нуж-но сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что дос-талось? Дети отвечают, что да.
Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель расска-зывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки поочереди и, когда подарок угадан, открывают свою кар-тинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
Игровое упражнение “Если бы…”
Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – син-теза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
- “Если бы я был волшебником, то …”
- “Если бы я стал невидимым…”
- “Если весна не наступит никогда…”
Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.
Игровое упражнение “Закончи сам”
Цель – развитие воображения, связной речи.
Учитель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся зада-ние продолжить или придумать концовку