Коррекционно-развивающая технология «Мнемотаблицы», как средство развития связной речи у детей с ТНР.

Федорова Лариса Леонидовна

Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Составила учитель-логопед ДОУ № 11

Федорова Л.Л.

у дошкольников среднего и старшего возраста


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с кар-тинками, и он усвоит на лету».

  Составление описательных рассказов наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемо-техника.

  Основателем педагогической мнемотехники считается П. Рамус. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемо-техника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей, и она не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника.

  Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на трени-ровку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувст-венного представления.

Цель обучения мнемотехники: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.

Задачи мнемотехники:

1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблю-дательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, вооб-ражение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, эко-логического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

Преимущества мнемотехники:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.

Мнемотехника включает в себя:

  • Мнемоквадраты - карточка — изображение с закодированной информа-цией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосоче-тание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
  • Мнемодорожки - последовательность четырех или более мнемоквад-ратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соот-ветствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
  • Мнемотаблицы - таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадра-тов заложена определенная информация. Каждому изображению в квад-рате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображе-ние составляется рассказ или учится стих.

Основные принципы использования мнемотехники.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сна-чала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а коли-чество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слиш-ком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения.

Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и ока-зать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.

  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику та-ких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требу-ют разных действий.
  • Игра. Никаких принудительных мер. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме.

С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.

  В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемо-таблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия инфор-мация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.

При помощи мнемотаблиц ребенок легко  запомнает большой объем информа-ции.

  В средней группе дошкольного образовательного учреждения  мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способ-ностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зритель-ная, двигательная и слуховая память.

  В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать ис-пользовать мнемотехнику для развития связной речи.  Эффективно исполь-зовать мнемотаблицы для разучивания стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр, а так же для составления описательных рассказов по любой лексической теме. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать.

  Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недораз-витием речи (ОНР) – научить их связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Овладение развернутой монологической речью – это наибольшая трудность для детей с ОНР, а мнемотаблицы как раз и спосо-бствуют расширению словарного запаса, развивают связную речь, зрительное внимание, память и логическое мышление.

  При обучении составлению рассказов-описаний детей с общим недоразвитием речи в группах компенсирующей направленности используются методики авторов:

  • В. К. Воробьёва (сенсорно-графические схемы)
  • Т. А. Ткаченко (предметно-схематические модели)
  • Н.Э. Теремкова (наглядные планы)
  • Н. Е. Арбекова (опорные картинки)
  • Л. Н. Ефименкова (схемы составления рассказов)
  • Т.Ю. Бардышева (картинно-графические планы)
  • Е.Н. Моносова (картинно-графические планы)



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности в старшей  группе компенсирующей направленности с ТНР.

месяц

неделя

 Развитие лексико-грамматических средств языка

  Развитие связной речи                                                      

    Обучение грамоте

                           сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Осень. Деревья осенью.

Пересказ текста рассказа В.В. Бианки  «Прячутся».

Звук и буква А.

Схема слова.

4

Огород. Овощи.

Пересказ текста русской народной сказки

«Мужик и медведь».

Звук и буква У.

Деление слова

                                               октябрь

1

Сад. Фрукты.

Пересказ текста рассказа В.Г. Сутеева  «Яблоко».

Звук и буква И.

2

Лес. Грибы.

«В лес за грибами»

(составление рассказов-сравнений по предметным картинкам).

Звук и буква О.

3

Лесные и садовые ягоды.

 «Ягодки садовые, ягодки лесные».

(составление рассказов-описаний по предметным картинкам».

Звук и буква Э.

4

Человек.

Строение тела.

Пересказ текста болгарской сказки «Как поссорились  части тела»

Звук и буква Ы.

                                             ноябрь          

   

1

Семья.

Пересказ текста сказки Ириса Ревю «Семейное приключение».

Звуки М и Мь.

 Буква М..

2

Одежда.

Головные уборы.

Пересказ текста рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Звуки П и Пь.

 Буква П.

3

Обувь.

«Что надеть на ножки» (составление рассказов-описаний по предметным картинкам).

Звуки Б и Бь.

 Буква Б.

4

Мебель.

«В столярной мастерской» (составление рассказов-сравнений по предметным картинкам).

Звуки Т и Ть.

 Буква Т.

                                              декабрь

1

Кухня.

Посуда столовая, кухонная, чайная.

«В гостях у повара»

(составление рассказов-сравнений по сюжетным картинкам).

Звуки Д и Дь.

 Буква Д.

2

Продукты питания.

Пересказ текста рассказа А.В. Потаповой

 «Бабушкина наука».

Звуки Н и Нь.

 Буква Н.

3

 Зима. Изменения в природе.

«Зимушка – зима»

(составление рассказа по сюжетным картинкам).

Звуки В и Вь.

 Буква В.

4

Новогодний праздник.  Зимние забавы.

Зимние забавы (составление рассказа по сюжетной картинке).

Звуки Ф и Фь.

 Буква Ф.

            январь

1

Зимние каникулы

2

Домашние птицы и их детеныши.

Пересказ текста рассказа Г.Н. Юдина

«Цыпленок Цып».

Звуки К и Кь.

 Буква К.

3

Дикие птицы.

Зимующие и перелетные.

Пересказ текста рассказа К. Д. Ушинского «Птицы».

Звуки Г и Гь.

 Буква Г.

4

Домашние животные и их детеныши.

Пересказ текста рассказа  К. Д. Ушинского «Васька».

Звуки Х и Хь.

 Буква Х.

                                         февраль

1

Дикие животные и их детеныши.

Пересказ русской народной сказки «Хвосты».

Звук и буква Й.

2

Животные жарких стран.

«Животные в цирке»

(составление рассказа по сюжетной картинке).

Звук и буква Я.

3

Наша армия.

Пересказ текста рассказа Н.Н. Носова «Заплатка».

Звук и буква Е.

4

Животные Севера.

Пересказ текста рассказа Ю. Дмитриева «Белый медведь».

Звук и буква Ё.

                             март

1

Мамин праздник.

Профессии мам.

«Подарок для мамы и бабушки»

(составление рассказа по серии сюжетных картин).

Звук и буква Ю.

2

Весна. Изменения в природе.

«Весна – красна» (составление рассказа по сюжетным картинкам).

Звуки С и Сь.

 Буква С.

3

Цветы.

Первоцветы, лесные, полевые и садовые.

Пересказ текста сказки

В. Берестова

«Мать-и-мачеха».

Звуки З и Зь.

 Буква З.

4

Насекомые.

Полезные и вредные.

Пересказ текста басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».

Звуки Ц и Ць.

 Буква Ц.

                                                   апрель

1

Рыбы морские, пресноводные, аквариумные.

Пересказ текста рассказа Н.И. Сладкова «Знакомство с рыбами».

Звук и буква Ш.

2

Транспорт.

Водный, воздушный, наземный.

Пересказ текста рассказа

А.В. Потаповой «Танечка»

Звук и буква Ж.

3

Инструменты.

Садовые, строительные,

музыкальные.

«Поросята строят домики»

(составление рассказа по серии сюжетных картин»

Звук и буква Ч.

4

Школьные принадлежности.

«Идем в школу»

(составление рассказа по предметным картинкам).

Звук и буква Щ.

                                                                                                     май

1

Явления природы.

Пересказ текста сказки «Как Небо собиралось в гости к Земле».

Буква Ь.

2

Лето.

Изменения в природе.

«Солнечное лето»

(составление рассказа по сюжетным картинкам).

Буква Ъ.

3

Наша Родина. Мой город.

«Мой любимый город»

(составление рассказа по рисункам и фотографиям).

Звуки Л и Ль.

 Буква Л.

4

Правила

дорожного движения

«Мы идем по улице» (составление рассказа  по сюжетным картинкам).

Звуки Р и Рь.

 Буква Р.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности в подготовительной  группе компенсирующей направленности с ТНР.

месяц

неделя

 Развитие лексико-грамматических средств языка

  Развитие связной речи                                                      

    Обучение грамоте

сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Осень.

Деревья осенью.

«Осень пришла»

(составление описательного рассказа по предметным картинкам).

Звук и буква А.

Схема предложения. Деление на слова.

4

Сад-огород.

Овощи – Фрукты.

 «Осенью в саду и в огороде»

(составление рассказа по сюжетной картине).

Звук и буква У.

Схема слова.

Деление слова на слоги.

октябрь

1

Лес.

Грибы.

Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?».

Звук и буква И

Деление слова на слоги. Роль гласного звука.

2

Лесные и садовые ягоды.

«Мы по ягоды пойдем»

(составление рассказа  по предметным картинкам).

Звук и буква О.

Схема слова.

Звуковой анализ слова.

3

Злаки.

 «Что посеем, то и пожнем»

(составление рассказов  по предметным картинкам).

Звук и буква Э.

Схема предложения. Деление на слова.

4

Человек.

Строение тела.

Пересказ текста рассказа

Я. Сегеля

«Как я был мамой»

Звук и буква Ы.

Схема предложения.

Составление предложений из слов.

5

Моя семья.

Пересказ текста басни

Л.Н. Толстого

«Старый  дед и внучек»

Звуки М и Мь.

 Буква М.

Звуки П и Пь.

 Буква П.

ноябрь

   

1

Одежда. Обувь.

Головные уборы.

«Собираемся на прогулку» (составление рассказов-описаний по предметным картинкам)

Звуки Б и Бь.

 Буква Б.

Схема предложения. Деление на слова.

2

Мебель.

«В столярной мастерской» (составление рассказов-сравнений по предметным картинкам)

Звуки П - Б и Пь - Бь.

 Буквы П -  Б.

Схема предложения.

Составление предложений из слов.

3

Кухня.

Посуда столовая, кухонная, чайная.

«В гостях у повара»

(составление рассказов-сравнений по сюжетным картинкам)

Звуки Т и Ть.

 Буква Т.

Схема предложения. Деление на слова.

4

Продукты питания.

Пересказ текста рассказа А.В. Потаповой

 «Бабушкина наука»

Звуки Д и Дь.

 Буква Д.

Звуки Т - Д и Ть - Дь.

 Буквы Т -  Д.

декабрь

1

Зима. Изменения в природе.

«Зимушка – зима»

(составление рассказа по сюжетным картинкам)

Звуки Н и Нь.

 Буква Н.

Схема предложения.

Составление предложений из слов.

2

Дикие птицы.

Зимующие и перелетные.

«Как помочь птицам зимой?»

(составление рассказа по серии сюжетных картин)

Звуки В и Вь.

 Буква В.

Схема слова.

Звуковой анализ слова.

3

 Дикие животные зимой.

«Зимовка зверей»

(составление рассказа по серии сюжетных картин)

Звуки Ф и Фь.

 Буква Ф.

Звуки В - Ф и Вь - Фь.

 Буквы В - Ф.

4

Новогодний праздник.  Зимние забавы.

«Зимние забавы»

(составление рассказа по сюжетной картинке)

Звуки К и Кь.

 Буква К.

Схема предложения. Деление на слова.

январь

1

Зимние каникулы

2

Домашние птицы и их детеныши.

Пересказ текста рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко»

Звуки Г и Гь.

 Буква Г.

Звуки К -Г и Кь - Гь.

 Буквы К - Г.

3

Домашние животные и их детеныши.

Пересказ текста сказки

Л. Толстого  

«Лев и собачка»

Звуки Х и Хь.

 Буква Х.

Схема предложения.

Составление предложений из слов.

4

Дикие животные и их детеныши.

Пересказ текста сказки

  В.Г. Сутеева

«Дядя Миша»

Звук и буква Й.

Звуки  и буквы И - Й.

февраль

1

Животные жарких стран.

«Зоопарк»

(составление рассказа по сюжетной картинке)

Звук и буква Я.

Звуки  и буквы А - Я.

2

Животные Севера

Пересказ текста сказки

Марии Шкуриной

«Снежок находит друзей»

Звук и буква Е.

Звуки  и буквы  Э - Е.

3

Наша армия.

Мужские профессии.

Пересказ текста рассказа Н.Н. Носова «Заплатка»

Звук  и буква  Ё.

Звуки  и буквы  О - Ё.

4

Весна. Изменения в природе.

«Весна – красна» (составление рассказа по серии сюжетных картин).

Звук  и буква Ю.

Звуки  и буквы  У - Ю.

март

1

Мамин праздник.

Профессии мам.

«Кем быть?»

(составление рассказов по предметным  картинкам).

Звуки С и Сь.

 Буква С.

Схема предложения. Деление на слова.

2

Цветы.

Первоцветы, лесные, полевые и садовые.

Пересказ румынской  сказки

 «Ромашка».

Звуки З и Зь.

 Буква З.

Звуки С  - З и Сь - Зь.

 Буквы С - З.

3

Насекомые.

Полезные и вредные.

«На лесной полянке»

(составление рассказов-описаний  по предметным картинкам)

Звук Ц.

 Буква Ц.

Звуки С  - Ц и Сь - Ц.

 Буквы С - Ц.

4

Рыбы морские, пресноводные, аквариумные.

Пересказ текста сказки

Б.В. Заходера

«Почему рыбы молчат»

Звук и буква Ш.

Звуки С  - Ш и Сь - Ш.

 Буквы С - Ш.

апрель

1

Транспорт.

Водный, воздушный, наземный.

«Мы поедем, полетим» (составление рассказов-описаний  по предметным картинкам)

Звук и буква Ж.

Звуки  и буквы

Ш - Ж.

2

Космос.

Человек в космосе.

 «Путешествие в космосе»

(составление рассказа-описания  по предметным картинкам)

Звук и буква Ч.

Звуки  и буквы Ч - С.

3

Инструменты.

Садовые, строительные,

музыкальные.

«Чудесные инструменты»

(составление рассказов по предметным  картинкам)

Звук и буква Щ.

Звуки и буквы Ч – Ш- Щ.

4

Школьные принадлежности.

«Собираемся в школу»

(викторина о школе и школьных принадлежностях).

Буквы Ь - Ъ.

Схема предложения.

Составление предложений из слов.

5

Явления природы.

Пересказ текста сказки «Апрельская сказка».

Звуки Л и Ль.

 Буква Л.

Схема предложения.

Составление предложений из слов.

май

1

9 Мая.

День Победы.

«День Победы»

(составление рассказа по сюжетным картинкам).

Звуки Р и Рь.

 Буква Р.

Схема слова.

Звуковой анализ слова.

2

Лето.

Изменения в природе.

«Солнечное лето»

(составление рассказа по сюжетным картинкам).

Звуки Л – Р, Ль - Рь.

 Буквы  Л - Р.

Схема предложения.

Составление предложений из слов.

3

Наша Родина.

Москва - наша столица.

«Путешествие по городам»

(составление рассказов по рисункам и фотографиям).

Гласные буквы и звуки.

Согласные буквы и звуки.

4

Мой город.

Правила

дорожного движения.

«Мы идем по улицам города» (составление рассказа  по сюжетным картинкам).

Повторение пройденного материала.

Итоговое занятие-викторина.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: