Коррекционно-развивающая технология «Мнемотаблицы», как средство развития связной речи у детей с ТНР.
Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технология "Мнемотаблицы" | 42.77 КБ |
календарное планирование в старшей группе | 21.77 КБ |
календарное планирование в подготовительной группе | 28.45 КБ |
картотека мнемотаблиц 1 | 2.54 МБ |
картотека мнемотаблиц 2 | 2.98 МБ |
картотека мнемотаблиц 3 | 2.26 МБ |
Предварительный просмотр:
МНЕМОТЕХНИКА
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Составила учитель-логопед ДОУ № 11 Федорова Л.Л. |
у дошкольников среднего и старшего возраста
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с кар-тинками, и он усвоит на лету».
Составление описательных рассказов наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемо-техника.
Основателем педагогической мнемотехники считается П. Рамус. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемо-техника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус. Педагогическая мнемотехника, не основанная на визуальном мышлении, была более доступна и понятна большинству людей, и она не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника.
Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на трени-ровку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувст-венного представления.
Цель обучения мнемотехники: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.
Задачи мнемотехники:
1.Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.
2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблю-дательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, вооб-ражение, память.
4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, эко-логического, этического характера.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению.
6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
Преимущества мнемотехники:
- Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
- Развивается речь, увеличивается словарный запас.
- Представления об окружающем мире расширяются.
- Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
- Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
- Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
- При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
- Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
- Раскрываются творческие способности детей.
Мнемотехника включает в себя:
- Мнемоквадраты - карточка — изображение с закодированной информа-цией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосоче-тание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.
- Мнемодорожки - последовательность четырех или более мнемоквад-ратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соот-ветствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.
- Мнемотаблицы - таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадра-тов заложена определенная информация. Каждому изображению в квад-рате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображе-ние составляется рассказ или учится стих.
Основные принципы использования мнемотехники.
- Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сна-чала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
- Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а коли-чество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слиш-ком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
- Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения.
Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и ока-зать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
- Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику та-ких занятий.
- Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требу-ют разных действий.
- Игра. Никаких принудительных мер. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме.
С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.
В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемо-таблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия инфор-мация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.
При помощи мнемотаблиц ребенок легко запомнает большой объем информа-ции.
В средней группе дошкольного образовательного учреждения мнемотехника может использоваться для развития внимания, фантазии, творческих способ-ностей. Также, используя мнемотаблицы, детей можно учить запоминать стихи. С помощью мнемотехники у ребят развивается вкусовая, осязательная, зритель-ная, двигательная и слуховая память.
В старшей и подготовительной к школе группах нужно продолжать ис-пользовать мнемотехнику для развития связной речи. Эффективно исполь-зовать мнемотаблицы для разучивания стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, пальчиковых игр, а так же для составления описательных рассказов по любой лексической теме. Благодаря мнемотаблицам, детям не нужно будет специально что-то запоминать и заучивать.
Основная задача логопедического воздействия на детей с общим недораз-витием речи (ОНР) – научить их связно и последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Овладение развернутой монологической речью – это наибольшая трудность для детей с ОНР, а мнемотаблицы как раз и спосо-бствуют расширению словарного запаса, развивают связную речь, зрительное внимание, память и логическое мышление.
При обучении составлению рассказов-описаний детей с общим недоразвитием речи в группах компенсирующей направленности используются методики авторов:
- В. К. Воробьёва (сенсорно-графические схемы)
- Т. А. Ткаченко (предметно-схематические модели)
- Н.Э. Теремкова (наглядные планы)
- Н. Е. Арбекова (опорные картинки)
- Л. Н. Ефименкова (схемы составления рассказов)
- Т.Ю. Бардышева (картинно-графические планы)
- Е.Н. Моносова (картинно-графические планы)
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с ТНР.
месяц | неделя | Развитие лексико-грамматических средств языка | Развитие связной речи | Обучение грамоте |
сентябрь | 1 | Обследование | ||
2 | Обследование | |||
3 | Осень. Деревья осенью. | Пересказ текста рассказа В.В. Бианки «Прячутся». | Звук и буква А. Схема слова. | |
4 | Огород. Овощи. | Пересказ текста русской народной сказки «Мужик и медведь». | Звук и буква У. Деление слова | |
октябрь | 1 | Сад. Фрукты. | Пересказ текста рассказа В.Г. Сутеева «Яблоко». | Звук и буква И. |
2 | Лес. Грибы. | «В лес за грибами» (составление рассказов-сравнений по предметным картинкам). | Звук и буква О. | |
3 | Лесные и садовые ягоды. | «Ягодки садовые, ягодки лесные». (составление рассказов-описаний по предметным картинкам». | Звук и буква Э. | |
4 | Человек. Строение тела. | Пересказ текста болгарской сказки «Как поссорились части тела» | Звук и буква Ы. | |
ноябрь
| 1 | Семья. | Пересказ текста сказки Ириса Ревю «Семейное приключение». | Звуки М и Мь. Буква М.. |
2 | Одежда. Головные уборы. | Пересказ текста рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа». | Звуки П и Пь. Буква П. | |
3 | Обувь. | «Что надеть на ножки» (составление рассказов-описаний по предметным картинкам). | Звуки Б и Бь. Буква Б. | |
4 | Мебель. | «В столярной мастерской» (составление рассказов-сравнений по предметным картинкам). | Звуки Т и Ть. Буква Т. | |
декабрь | 1 | Кухня. Посуда столовая, кухонная, чайная. | «В гостях у повара» (составление рассказов-сравнений по сюжетным картинкам). | Звуки Д и Дь. Буква Д. |
2 | Продукты питания. | Пересказ текста рассказа А.В. Потаповой «Бабушкина наука». | Звуки Н и Нь. Буква Н. | |
3 | Зима. Изменения в природе. | «Зимушка – зима» (составление рассказа по сюжетным картинкам). | Звуки В и Вь. Буква В. | |
4 | Новогодний праздник. Зимние забавы. | Зимние забавы (составление рассказа по сюжетной картинке). | Звуки Ф и Фь. Буква Ф. | |
январь | 1 | Зимние каникулы | ||
2 | Домашние птицы и их детеныши. | Пересказ текста рассказа Г.Н. Юдина «Цыпленок Цып». | Звуки К и Кь. Буква К. | |
3 | Дикие птицы. Зимующие и перелетные. | Пересказ текста рассказа К. Д. Ушинского «Птицы». | Звуки Г и Гь. Буква Г. | |
4 | Домашние животные и их детеныши. | Пересказ текста рассказа К. Д. Ушинского «Васька». | Звуки Х и Хь. Буква Х. | |
февраль | 1 | Дикие животные и их детеныши. | Пересказ русской народной сказки «Хвосты». | Звук и буква Й. |
2 | Животные жарких стран. | «Животные в цирке» (составление рассказа по сюжетной картинке). | Звук и буква Я. | |
3 | Наша армия. | Пересказ текста рассказа Н.Н. Носова «Заплатка». | Звук и буква Е. | |
4 | Животные Севера. | Пересказ текста рассказа Ю. Дмитриева «Белый медведь». | Звук и буква Ё. | |
март | 1 | Мамин праздник. Профессии мам. | «Подарок для мамы и бабушки» (составление рассказа по серии сюжетных картин). | Звук и буква Ю. |
2 | Весна. Изменения в природе. | «Весна – красна» (составление рассказа по сюжетным картинкам). | Звуки С и Сь. Буква С. | |
3 | Цветы. Первоцветы, лесные, полевые и садовые. | Пересказ текста сказки В. Берестова «Мать-и-мачеха». | Звуки З и Зь. Буква З. | |
4 | Насекомые. Полезные и вредные. | Пересказ текста басни И. Крылова «Стрекоза и муравей». | Звуки Ц и Ць. Буква Ц. | |
апрель | 1 | Рыбы морские, пресноводные, аквариумные. | Пересказ текста рассказа Н.И. Сладкова «Знакомство с рыбами». | Звук и буква Ш. |
2 | Транспорт. Водный, воздушный, наземный. | Пересказ текста рассказа А.В. Потаповой «Танечка» | Звук и буква Ж. | |
3 | Инструменты. Садовые, строительные, музыкальные. | «Поросята строят домики» (составление рассказа по серии сюжетных картин» | Звук и буква Ч. | |
4 | Школьные принадлежности. | «Идем в школу» (составление рассказа по предметным картинкам). | Звук и буква Щ. | |
май | 1 | Явления природы. | Пересказ текста сказки «Как Небо собиралось в гости к Земле». | Буква Ь. |
2 | Лето. Изменения в природе. | «Солнечное лето» (составление рассказа по сюжетным картинкам). | Буква Ъ. | |
3 | Наша Родина. Мой город. | «Мой любимый город» (составление рассказа по рисункам и фотографиям). | Звуки Л и Ль. Буква Л. | |
4 | Правила дорожного движения | «Мы идем по улице» (составление рассказа по сюжетным картинкам). | Звуки Р и Рь. Буква Р. |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности с ТНР.
месяц | неделя | Развитие лексико-грамматических средств языка | Развитие связной речи | Обучение грамоте |
сентябрь | 1 | Обследование | ||
2 | Обследование | |||
3 | Осень. Деревья осенью. | «Осень пришла» (составление описательного рассказа по предметным картинкам). | Звук и буква А. | |
Схема предложения. Деление на слова. | ||||
4 | Сад-огород. Овощи – Фрукты. | «Осенью в саду и в огороде» (составление рассказа по сюжетной картине). | Звук и буква У. | |
Схема слова. Деление слова на слоги. | ||||
октябрь | 1 | Лес. Грибы. | Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?». | Звук и буква И |
Деление слова на слоги. Роль гласного звука. | ||||
2 | Лесные и садовые ягоды. | «Мы по ягоды пойдем» (составление рассказа по предметным картинкам). | Звук и буква О. | |
Схема слова. Звуковой анализ слова. | ||||
3 | Злаки. | «Что посеем, то и пожнем» (составление рассказов по предметным картинкам). | Звук и буква Э. | |
Схема предложения. Деление на слова. | ||||
4 | Человек. Строение тела. | Пересказ текста рассказа Я. Сегеля «Как я был мамой» | Звук и буква Ы. | |
Схема предложения. Составление предложений из слов. | ||||
5 | Моя семья. | Пересказ текста басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» | Звуки М и Мь. Буква М. | |
Звуки П и Пь. Буква П. | ||||
ноябрь
| 1 | Одежда. Обувь. Головные уборы. | «Собираемся на прогулку» (составление рассказов-описаний по предметным картинкам) | Звуки Б и Бь. Буква Б. |
Схема предложения. Деление на слова. | ||||
2 | Мебель. | «В столярной мастерской» (составление рассказов-сравнений по предметным картинкам) | Звуки П - Б и Пь - Бь. Буквы П - Б. | |
Схема предложения. Составление предложений из слов. | ||||
3 | Кухня. Посуда столовая, кухонная, чайная. | «В гостях у повара» (составление рассказов-сравнений по сюжетным картинкам) | Звуки Т и Ть. Буква Т. | |
Схема предложения. Деление на слова. | ||||
4 | Продукты питания. | Пересказ текста рассказа А.В. Потаповой «Бабушкина наука» | Звуки Д и Дь. Буква Д. | |
Звуки Т - Д и Ть - Дь. Буквы Т - Д. | ||||
декабрь | 1 | Зима. Изменения в природе. | «Зимушка – зима» (составление рассказа по сюжетным картинкам) | Звуки Н и Нь. Буква Н. |
Схема предложения. Составление предложений из слов. | ||||
2 | Дикие птицы. Зимующие и перелетные. | «Как помочь птицам зимой?» (составление рассказа по серии сюжетных картин) | Звуки В и Вь. Буква В. | |
Схема слова. Звуковой анализ слова. | ||||
3 | Дикие животные зимой. | «Зимовка зверей» (составление рассказа по серии сюжетных картин) | Звуки Ф и Фь. Буква Ф. | |
Звуки В - Ф и Вь - Фь. Буквы В - Ф. | ||||
4 | Новогодний праздник. Зимние забавы. | «Зимние забавы» (составление рассказа по сюжетной картинке) | Звуки К и Кь. Буква К. | |
Схема предложения. Деление на слова. | ||||
январь | 1 | Зимние каникулы | ||
2 | Домашние птицы и их детеныши. | Пересказ текста рассказа К.Д. Ушинского «Чужое яичко» | Звуки Г и Гь. Буква Г. | |
Звуки К -Г и Кь - Гь. Буквы К - Г. | ||||
3 | Домашние животные и их детеныши. | Пересказ текста сказки Л. Толстого «Лев и собачка» | Звуки Х и Хь. Буква Х. | |
Схема предложения. Составление предложений из слов. | ||||
4 | Дикие животные и их детеныши. | Пересказ текста сказки В.Г. Сутеева «Дядя Миша» | Звук и буква Й. | |
Звуки и буквы И - Й. | ||||
февраль | 1 | Животные жарких стран. | «Зоопарк» (составление рассказа по сюжетной картинке) | Звук и буква Я. |
Звуки и буквы А - Я. | ||||
2 | Животные Севера | Пересказ текста сказки Марии Шкуриной «Снежок находит друзей» | Звук и буква Е. | |
Звуки и буквы Э - Е. | ||||
3 | Наша армия. Мужские профессии. | Пересказ текста рассказа Н.Н. Носова «Заплатка» | Звук и буква Ё. | |
Звуки и буквы О - Ё. | ||||
4 | Весна. Изменения в природе. | «Весна – красна» (составление рассказа по серии сюжетных картин). | Звук и буква Ю. | |
Звуки и буквы У - Ю. | ||||
март | 1 | Мамин праздник. Профессии мам. | «Кем быть?» (составление рассказов по предметным картинкам). | Звуки С и Сь. Буква С. |
Схема предложения. Деление на слова. | ||||
2 | Цветы. Первоцветы, лесные, полевые и садовые. | Пересказ румынской сказки «Ромашка». | Звуки З и Зь. Буква З. | |
Звуки С - З и Сь - Зь. Буквы С - З. | ||||
3 | Насекомые. Полезные и вредные. | «На лесной полянке» (составление рассказов-описаний по предметным картинкам) | Звук Ц. Буква Ц. | |
Звуки С - Ц и Сь - Ц. Буквы С - Ц. | ||||
4 | Рыбы морские, пресноводные, аквариумные. | Пересказ текста сказки Б.В. Заходера «Почему рыбы молчат» | Звук и буква Ш. | |
Звуки С - Ш и Сь - Ш. Буквы С - Ш. | ||||
апрель | 1 | Транспорт. Водный, воздушный, наземный. | «Мы поедем, полетим» (составление рассказов-описаний по предметным картинкам) | Звук и буква Ж. |
Звуки и буквы Ш - Ж. | ||||
2 | Космос. Человек в космосе. | «Путешествие в космосе» (составление рассказа-описания по предметным картинкам) | Звук и буква Ч. | |
Звуки и буквы Ч - С. | ||||
3 | Инструменты. Садовые, строительные, музыкальные. | «Чудесные инструменты» (составление рассказов по предметным картинкам) | Звук и буква Щ. | |
Звуки и буквы Ч – Ш- Щ. | ||||
4 | Школьные принадлежности. | «Собираемся в школу» (викторина о школе и школьных принадлежностях). | Буквы Ь - Ъ. | |
Схема предложения. Составление предложений из слов. | ||||
5 | Явления природы. | Пересказ текста сказки «Апрельская сказка». | Звуки Л и Ль. Буква Л. | |
Схема предложения. Составление предложений из слов. | ||||
май | 1 | 9 Мая. День Победы. | «День Победы» (составление рассказа по сюжетным картинкам). | Звуки Р и Рь. Буква Р. |
Схема слова. Звуковой анализ слова. | ||||
2 | Лето. Изменения в природе. | «Солнечное лето» (составление рассказа по сюжетным картинкам). | Звуки Л – Р, Ль - Рь. Буквы Л - Р. | |
Схема предложения. Составление предложений из слов. | ||||
3 | Наша Родина. Москва - наша столица. | «Путешествие по городам» (составление рассказов по рисункам и фотографиям). | Гласные буквы и звуки. | |
Согласные буквы и звуки. | ||||
4 | Мой город. Правила дорожного движения. | «Мы идем по улицам города» (составление рассказа по сюжетным картинкам). | Повторение пройденного материала. | |
Итоговое занятие-викторина. |