Картотеки

Устьянцева Наталья Владимировна

Вот музыка та, под которую
Мне хочется плакать и петь.
Возьмите себе оратории,
И дробь барабанов, и медь.
Возьмите себе их в союзники
Легко, до скончания дней…
Меня же оставьте с той музыкой:
Мы будем беседовать с ней.
                          Булат Окуджава

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Игры на развитие звуковысотного слуха

Птицы и птенчики

Ход игры: У каждого ребенка по одной игрушке или картинке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки. Дети слушают звуки, если звук высокий, дети поднимают картинку с птенчиком, если звук низкий – поднимают картинку с птицей.

Игровой материал: Картинки или игрушки с большой птицей и птенцами.

Ступеньки

Игровой материал: Лесенка из пяти и из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта, металлофон).

Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.

Эхо

Ход игры:  Ведущий выкладывает пред двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто -  девочку,  которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочерёдно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поёт а или у?». Игра продолжается, пока оба играющих не найдут своих девочек.

Игровой материал: Большая карточка – игровое поле, на котором нарисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие – высокий

звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки ёлок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.

Где мои детки?

Цель: Развивать у детей звуковысотный слух, упражнять различения звуков по тембру. Развивать слуховое внимание. Воспитывать любовь к родной природе.

Ход игры: Дети сидят напротив музыкального руководителя. У каждого из них по одной маленькой карточке. Музыкальный руководитель предлагает детям поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы- птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (ре 1 октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря- кря, мы здесь» (ля 2 октавы) и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят». Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Игры на развитие чувства ритма

Игра с бубном

Игровой материал: Любой музыкальный или шумовой инструмент.

Ход игры: Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает играть желающему ребёнку; «концерт (играющий выходит на середину); ребёнок передаёт бубен, кому хочет (развитие коммуникативных

способностей); один ребёнок играет на бубне, другой водит игрушку по столу. На занятие приносится от одного до четырёх инструментов постепенно.

Подумай и отгадай

Ход игры: На доску выставляют картинки с изображением зайца, птицы, медведя. М.р. предлагает детям послушать знакомые пьесы и отгадать, чья музыка звучит. Детям раздают карточки, они слушают пьесу и поднимают нужную картинку. «Медведь» В.Ребикова, «Птичка» М.Красева, «Зайчик» М.Старокадамского.

Игровой материал: Карточки по числу участников с изображением зайца, медведя, птички.

Кто как идёт?

Цель: упражнять детей в восприятии и различении акцента в трёх ритмических рисунках.

А) 2/4   ║   

Б) 3/4   ♩♩♩

В) ♩♩♩♩

Игровой материал: Три карточки с контурным изображением зверей, с палочками: на одной – медведь; на другой – лиса; на третьей – волк. Такие же карточки с цветными рисунками, разрезаны на 4 части. Металлофон, ширма.

Ход игры: Играют четверо детей, один из них ведущий. Он раздаёт игрокам по одной нецветной картинке. Сначала дети поют песню, прохлопывают ритмические рисунки мелодий, условно напоминающих медленную поступь медведя, порывистые движения волка, вкрадчивые шаги лисы. Разрезанные части остаются у ведущего, он перемешивает их, кладёт стопкой рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. После этого поочерёдно берёт верхнюю карточку, проигрывает ритм на металлофоне и спрашивает: «Кто идёт?». Отвечать должен ребёнок у которого карточка

соответствует проигранному ритму. После правильного ответа он получает карточку и закрывает ею часть своей карточки. Выигрывает тот, кто первым закроет большую карточку.  

Музыкальный материал: «Кто как идёт?» Г.Левкодимова.

Игры на различие тембровой окраски

Тихие и громкие звоночки

Игровой материал: Погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

Ход игры: Исполняется песня Р.Рустамова.

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.   2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!  2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

Волшебная посылка

Ход игры:  Воспитатель говорит детям, что в детский сад пришла посылка, и не простая – волшебная. «Отгадайте, что в ней, и тогда она будет ваша». За ширмой воспитатель поочерёдно играет на  каком-либо инструменте. Если дети правильно отгадали название инструмента, взятого из посылки, педагог передаёт его им. Закончить игру можно «Оркес-тром».

Игровой материал: Большая коробка-посылка, металлофон, бубен, барабан, ложки, бубенчики, небольшая ширма.

Укрась музыку

Игровой материал: Записи с вокальной музыкой, знакомой детям; музыкальные инструменты (треугольник, дудочка, колокольчик, бубен, маракас и др.)

Ход игры: Ребёнок слушает музыкальное произведение, определяет настроение в музыке и выбирает музыкальный инструмент, подходящий по своему тембру к характеру произведения. Подыгрывает на выбранном инструменте, украшая звучание.  

Игры на различие динамики.

Тише, громче в бубен бей

Игровой материал: бубен или другой музыкальный инструмент, металлофон.

Ход игры: Познакомить с песней «Тише, громче в бубен бей». Взрослый исполняет песню с детьми на металлофоне. Дети, чьё имя пропели ударяют в бубен громко или тихо.  

Узнай свой инструмент

Цель: Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знать песни «Узнай инструмент» Н Мурычевой.

Ход игры: В игре- ведущий и двое детей. Ведущий кладет за ширму в стопу разрезанные части цветных карт рядом с инструментами, а не цветные карты по одной раздает играющим. Предлагает детям послушать еще раз звучание инструментов и затем спеть песню. Дети поют песню- зачин и начинается игра.

Игры на восприятие музыки

Картинки и игрушки с музыкальными инструментами

Ход игры: Дети называют картинку или игрушку, одновременно ударяя в барабан, бубен, треугольник или пианино. Педагог называет тот инструмент, на котором играет ребёнок. В дальнейшем педагог спрашивает у детей, на каком инструменте они играют. Таким образом дети ненавязчиво запоминают названия инструментов.

Игровой материал: Картинки с изображением музыкальных инструментов, музыкальные инструменты.

Нарисуй песню

Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.

Солныщко и тучка

Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная, спокойная, грустная и т.д.)

Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать три музыкальных произведения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

Игры на развитие звуковысотного слуха.

Музыкальное лото

Игровой материал: Карточки с изображением пяти линеек, кружочки-ноты, музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).

Ход игры: Ребёнок-ведущий играет мелодию вверх, вниз или на одном звуке (на одном из инструментов). Дети должны выложить на карточке ноты-кружочки от первой линейки до пятой или на одной линейке.

Труба

Игровой материал: 8 карточек типа лото с цветной полоской внизу (2 с красной, 2 с си-ней, 2 с зелёной, 2 с жёлтой). На каждой карте по 5 клеток, в 3-х – изображение трубы наклоненной вниз или поднятой вверх. На всех карточках по две пустые клеточки, они по- разному перемежаются с теми, на которых есть рисунок. Труба, опущенная вниз, обозначает низкий звук, вверх – высокий. Карточки с цветным изображением труб.

Ход игры: Ведущий раздаёт детям по две длинные карточки с полосками одного цвета. Маленькие карточки складываются одна на другую картинками вниз. Воспитатель с малень-кими карточками и металлофоном садится за ширму. Предлагает детям спеть песню «Труба» и говорит, что звук «соль» - это опущенная труба, а звук «до» 2-й октавы – это поднятая труба. Ведущий берёт верхнюю карточку рисунком к себе и проигрывает звук, соответствующий изображению трубы. Отвечает тот ребёнок, у которого на карте есть такая труба. Если он отвечает правильно, то получает карточку и закрывает ею рисунок у себя на карте.

Кто скорее уложит кукол спать

Цель: Упражнять детей в различении звуков терции (ми- соль). Знать попевку «Спите, куклы» Е. Тиличеевой и песню- зачин «Угадай звуки» Н. Мурычевой.

Ход игры: Одновременно играют пятеро детей, один из них ведущий. Он предлагает спеть песню «Спите, куклы!», затем проигрывает отдельно два звука, на которых построена песня, и показывает карточки, соответствующие этим звукам. Затем все дети поют песню- зачин и игра начинается. Ведущий игры раздает каждому ребенку по две длинные карты с полосками одинакового цвета. Маленькие карточки он перемешивает и кладет одна на другую перед собой. Карточки и металлофон закрывает ширмой. Ведущий поднимает маленькую карточку вверх, показывает цвет ее обратной стороны, затем проигрывает на металлофоне соответствующий звук. Если ребенок ответит правильно, он получает карточку и закрывает ею соответствующую клетку. Если не правильно, ведущий кладет карточку в низ своей стопы.

Узнай песенку по двум звукам

Цель: Упражнять детей в различении интервалов: квинты (песня «Курица»), кварты (песня «Труба»), терции (песня «Спите, куклы»), секунды (песня «Гармошка»). Необходимо знание этой попевки и песни- зачина «Узнай песню по двум звукам».

Ход игры: В игре участвуют четверо играющих детей и ведущий. По предложению ведущего дети вспоминают песни, уточняют, какие звуки соответствуют той или иной песне (ведущий играет на металлофоне). Затем все поют песню- зачин и начинают играть.

Ведущий поднимает маленькую карточку, показывает ее цвет с обратной стороны, поочередно играет два звука, соответствующих рисунку карточки, и спрашивает: «Из какой песни эти два звука?» Отвечает тот ребенок, у которого цвет полосы на большой карте соответствует цвету обратной стороны маленькой карточки, поднятой ведущим. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку и закрывает ею соответствующую клетку на своей карте. Если ответ был неправильным, ведущий кладет карточку в низ своей стопы. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие закроют рисунки на больших картах. Выигрывает тот, кто первым выполнил задание.

Цирковые собачки

Цель: Упражнять детей в различении полного звукоряда (семь ступеней), неполного звукоряда (пять ступеней), последовательностей из трех звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз. Детям необходимо знать песню «Цирковые собачки» Тиличеевой и песню- зачин «Угадай звуки» Мурычевой.

Ход игры: В игре участвуют трое детей, один из них ведущий, который раздает играющим большие карты и соответствующие им маленькие карточки, которые играющие прячут за ширму. Карточки с заданиями и металлофон находятся у ведущего за ширмой. Он перемешивает карточки с заданиями, напоминает детям, как звучат последовательности звуком, указанные в них. Предлагает спеть песню- зачин.

Затем ведущий берет верхнюю карточку и проигрывает задание. Дети за ширмой выкладывают маленькие карточки на соответствующие ступени лесенок. Затем ширмы поднимают, и все смотрят, как выполнено задание. За правильные действия ребенок получает поощрительный жетон. Игра заканчивается, когда дети выполнят все шесть заданий. Победителем считается тот, кто набрал большее количество жетонов.

Игры на развитие чувства ритма

Определи по ритму

Игровой материал:  Карточки с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни, часть карточки пустая.

Картинки, иллюстрирующие эти песни, музыкальные инструменты: ложки, треугольник, молоточки, барабан.

Ход игры: Ребёнок-ведущий исполняет ритмический рисунок песни на одном инструменте. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половинку карточки.

Музыкальный квадрат

Ход игры: Игра проводится под любую мелодию. На «раз» - хлопнуть двумя руками по коленям, на «два» - хлопнуть в ладоши, на «три» - повернуть руки ладонями вверх, на «четыре» - повернуть руки ладонями вниз.

Весёлый поезд

Игровой материал: Небольшая игрушка паровоза с вагонами, фортепиано.

Ход игры: Педагог исполняет музыкальную пьесу, передавая движение паровоза: сначала он двигается медленно, затем быстрее и совсем быстро, к концу пьесы музыка замедляется и останавливается. Пир повторном исполнении пьесы педагог предлагает детям представить себя паровозом и вагонами и двигаться в соответствии с музыкой.

Наше путешествие

Игровой материал: Металлофон, бубен, ложки, барабан.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям придумать рассказ о своём путешествии, которое можно изобразить на каком-нибудь музыкальном инструменте. Например: Оля вышла из дома и побежала вниз по лестнице, затем попрыгала на скакалке, а когда ей надоело прыгать, решила снова пойти домой и побежала вверх по лесенке к своей квартире (показ на металлофоне).

Соло на лодошках

Цель игры: Развивать чувства ритма, внимание и память; ввести ребенка в мир музыки, вызвать эмоциональный отклик на нее, способствовать повышению интереса к музыке, развитию музыкальных и творческих способностей, создавать предпосылки для развития музыкально- эстетического сознания, обогащать опыт ритмического восприятия.

Ход игры: Играющим выдаются большие карточки с изображением ритмического рисунка. Ведущий зачитывает слово на маленькой карточке, а игроки находят у себя соответствующий этому слову ритмический рисунок. Когда все четыре маленьких карточки выложены, игрок может проверить, правильно ли он определил место каждому слову: при переворачивании карточек должна сложиться картинка «Квартет» с желтым кругом в центре.

Петушок, курочка и цыпленок

Цель: Упражнять детей в различении трех ритмических рисунков. Знать песни «Петушок», «Курочка», «Цыпленок» Мурычевой.

Ход игры: Ведущий раздает всем детям по две карты с полосой одного цвета. Маленькие карточки он кладет в стопу перед собой рисунком вниз, рядом ставит металлофон и все закрывает ширмой. Ведущий поочередно показывает детям рисунки карточек и напоминает им соответствующий ритмический рисунок. Затем все поют песню- зачин и игра начинается.

Ведущий берет верхнюю карточку, проигрывает соответствующий ритмический рисунок и спрашивает: «Кто клюет зерна?» Отвечать должен тот, у кого цвет полосы на карточке такой же, как и цвет карточки, поднятой ведущим.

Ребенок, ответивший правильно, получает карточку и закрывает ею соответствующую клетку на своей карте. Если ответ был неправильным, ведущий кладет карточку в низ своей стопы. Игра продолжается до тех пор, когда все играющие закроют рисунки на своих больших картах. Выигрывает тот ребенок, который первым закрыл рисунки на своей карте.

Игры на различие тембровой окраски

Сколько нас поёт

Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами), три матрёшки-картинки (на фланели), карточки по числу играющих, музыкальные инструменты.

Ход игры: Ребёнок-ведущий играет на одном из музыкальных инструментов один звук, два или три одновременно. Дети определяют количество звуков и поднимают карточки с изображением поющих детей (одного, двух или трёх). Вызванный ребёнок выкладывает на фланелеграфе матрешек или вставляет в карманы планшета.

Угадай, на чем играю

Цель: Упражнять детей в различении звучания дет. муз. инструментов: ксилофон, флейта, маракас и др. знать песню «Весёлые инструменты» Левкодимова.

Игровой материал: Карточки: на оной половине изображение музыкального инструмента, другая половина пустая, фишки, музыкальные инструменты.

Ход игры: Детям раздают по несколько карточек (3-4). Дети поют песню, ведущий напоминает звучание инструментов. Ребенок-ведущий играет за ширмой мелодию или ритмический рисунок на каком либо инструменте. Дети отгадывают его по звучанию и накрывают вторую половину карточки.

Музыкальный домик

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.           

                   

Игровой материал: Музыкальные инструменты, карточки с изображением музыкальных инструментов, сказочный домик.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, на столе стоит сказочный домик, воспитатель рассказывает, что в этом домике живут музыканты. Если внимательно слушать, то можно узнать, кто в домике живёт. Дети внимательно слушают

музыку, определяют на слух, какой инструмент звучит, один ребёнок находит инструмент на карточке и показывает его в окошко.

Музыкальные загадки

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребёнок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на одном из инструментов, дети отгадывают. За правильный ответ  ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Игры на различие динамики

Громко – тихо запоём

Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он выходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт все дети: звучание песни усиливается по мере приближения водящего к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры он имеет право спрятать сам игрушку.

Громкая и тихая музыка

Цель: Закреплять умение в различении динамических оттенков музыки: тихо, громко, не слишком громко.

Ход игры: Детям раздают карточки и объясняют их назначение. Педагог исполняет муз. пьесу, где динамические оттенки изменяются последовательно. Сначала дети слушают музыку. При повторном исполнении они выкладывает на карточках квадраты, соответствующие по цвету динамическим оттенкам музыки.

Игры на восприятие музыки.

Сложи песенку

Цель: Развивать умение различать форму музыкального произведения.

Игровой материал: Разноцветные кружки и белые прямоугольники.

Ход игры: Педагог проигрывает сам или дает детям прослушать песню в записи, затем предлагает определить, есть ли в песне запев, припев и сколько в ней куплетов. Объясняет, что любую песню можно выкладывать. Например, с помощью геометрических фигур: кружки – запевы, прямоугольники – припевы. После вторичного прослушивания предлагает детям выложить структуру песни.

Солнышко и тучка

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Игровой материал: Карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышка, прикрытого тучкой, тучка с дождём. Набор по числу детей из трёх карточек.

Ход игры: Детям раздают по одному набору карточек и предлагают прослушать музыкальные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.

Музыкальный материал: «Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.

Цвет-насторение

Цель: Различать контрастный характер музыки выражать его через цвет.

Игровой материал: Карточки разные по цвету, соответствующие настроению в музыке:

Синий – спокойное, уверенное;

Зелёный – гордое, торжественное, сила;

Красный – бодрое, энергичное, жизнерадостное;

Жёлтый – лёгкое, светлое, тёплое, ласковое, нежное;

Фиолетовый – мечтательное, дружелюбное, чувственное;

Чёрный – отрицательное, мрачное, печальное, скорбное, тревожное;

Белый – надежда, вера.  

Ход игры: Детям раздают карточки и предлагают послушать музыкальные фрагменты. Дети поочерёдно определяют настроение в музыке.

Какую линию выбрать?

Игровой материал: Фломастеры, бумага.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку под звучание музыкального произведения начертить линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную; прямые,

изогнутые  - под решительную; прерывистые – под лёгкую, отрывистую музыку. Линии могут быть такого цвета, который по мнению ребёнка, больше всего подходит к настроению исполняемого фрагмента.

Слушаем внимательно

Игровой материал: Записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка).

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.

Три солшыщка

Ход игры: Перед каждым ребенком по три карточки с солнышком. Музыкальный руководитель исполняет произведение, а дети поднимают соответствующую карточку.

                                                                               Устьянцева Наталья Страница