Для родителей

Петрова Оксана Васильевна

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Психологические особенности детей 4-5 лет

Ребенок, благополучно переживший кризис трёхлетнего возраста, переход в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. Несмотря на это, расслабляться родителям не нужно. Возрастные (психологические, интеллектуальные, физические) особенности детей 4-5 лет подскажут, в каком направлении двигаться, как развивать ребёнка и помогать ему в преодолении трудностей этого периода.

Психологическое развитие______________________________________

На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности детей 4-5 лет, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, родители могут выстроить логическую и грамотную линию воспитания.

  • Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
  • Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
  • Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
  • Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
  • Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
  • Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, взаимопомогают, обижаются.
  • Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
  • Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
  • К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.

Родители, знающие возрастные психологические особенности своих детей в 4-5 лет, могут им помочь. В частности, блокировать их страхи, контролировать чересчур безудержную фантазию, увлекая их занимательными играми и познавательными беседами. Параллельно с психологическим, активно идёт интеллектуальное развитие, о котором нужно позаботиться особенно тщательно. Ведь от этого аспекта будет зависеть то, насколько успешен будет ребёнок в школе.

Интеллектуальные особенности

Как мы выяснили, особенности психического развития предполагают активную любознательность у детей 4-5 лет. Это ведёт к формированию интеллекта и требует всяческой поддержки со стороны родителей. Если же они в ответ на вопросы крохи отмахиваются, не обеспечивают ему развивающие игры и полноценные познавательные беседы, важный момент может быть упущен навсегда и у ребенка может возникнуть задержка психического развития. Отсюда — нежелание ребёнка впоследствии учиться в школе. Поэтому стремитесь к развитию у своего малыша следующих навыков.

Математические умения

  1. Определяет расположение предметов: сзади, посередине, справа, слева, вверху, внизу, спереди.
  2. Знает основные фигуры геометрии: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.
  3. Знает цифры от 0 до 9. Считает предметы, соотносит их количество с цифрой.
  4. Расставляет цифры в правильной последовательности и в обратной (от 1 до 5).
  5. Сравнивает разное количество предметов, понимает такие значения, как поровну, больше, меньше.

Логическое мышление

  1. Тип мышления, характерный для ребёнка в 4-5 лет, — наглядно-образный. Все его действия носят практический характер. На первом месте выступает наглядность. Но к концу 5 года мышление постепенно становится обобщённым и переходит в словесно-логическое.
  2. Увеличивается объём памяти.
  3. Повышается устойчивость внимания.
  4. Ребёнок находит отличия и сходства между картинками, предметами.
  5. Складывает по образцу постройки (пирамидка, конструктор) без посторонней помощи.
  6. Складывает разрезанную картинку в единое целое (частей должно быть от 2 до 4).
  7. Развитие нервных процессов позволяет ребёнку выполнять одно задание в течение нескольких (хотя бы 5) минут, ни на что постороннее не отвлекаясь. Это очень важная возрастная особенность.
  8. Вкладывает недостающие фрагменты полотна, картинок.
  9. Называет обобщающим словом определённую группу предметов. Находит лишний предмет и пары.
  10. Подбирает противоположные слова.
  11. Видит на картинке предметы, неправильно изображённые, объясняет, что именно не так.

Речевое развитие

  1. Использует тысячу слов, строит фразы из 5-9 слов. Ребёнка в 4-5 лет должны понимать не только родители, но и посторонние люди.
  2. Знает особенности строения человека, что оно отличается от животного: называть части тела (ногти — когти, руки — лапы, волосы — шерсть).
  3. Употребляет множественное число.
  4. Находит предмет по описанию.
  5. Понимает значение предлогов.
  6. Знает профессии.
  7. Поддерживает беседу: отвечает на вопросы, правильно их задаёт.
  8. Пересказывает содержание сказки, рассказа. Учит наизусть стихи, потешки.
  9. Называет свои имя, фамилию, сколько лет, город, где живёт.

О диагностике и лечении задержки речевого развития у ребёнка, можно прочесть в одной из наших статей.

Окружающий мир

  1. Различает овощи, фрукты и ягоды.
  2. Знает насекомых.
  3. Называет домашних животных.
  4. Угадывает времена года по картинкам, знает их приметы.

Повседневные навыки

  1. Застёгивает пуговки и молнии, сам развязывает шнурки, управляется с ложкой и вилкой.
  2. Нанизывает бусины и крупные пуговицы на нитку.
  3. Точно проводит линии, при этом не отрывая от бумаги карандаш, благодаря развитию сенсорных особенностей.
  4. Заштриховывает фигуры прямыми, ровными линиями, при этом не выходя за её контуры.
  5. Обводит и раскрашивает картинки, не выезжая за края.
  6. Различает правую и левую руку.

С ребёнком можно заниматься дома самостоятельно, а можно нанять специалиста или записать в детский развивающий центр. Учитывая его возрастные особенности, нужно постараться обеспечить максимальное развитие его интеллектуальных способностей. Так он будет готов к школе на все 100%, будет успешен и избежит стресса. Параллельно не забывайте заботиться о его полноценном физическом развитии.

Советы родителям

Учитывая все выше перечисленные особенности развития ребёнка 4-5 лет, родители смогут извлечь из них максимальную пользу, чтобы воспитать полноценную личность и качественно подготовить малыша к школе. Психологи и педагоги советуют в этом возрасте построить отношения со своим малышом следующим образом.

  • Запретов, правил и законов не должно быть очень много: в силу своих психических возрастных особенностей ребёнок не сможет выполнять их все. Напротив, если их будет запредельное количество, приготовьтесь к войне: малыш устроит протест.
  • Сдержанно реагируйте на справедливую обиду и гнев ребёнка.
  • Рассказывайте ему о своих чувствах, переживаниях. Так он будет лучше понимать вас и окружающих людей.
  • Разбирайте с ним особенности и детали любых сложных этических ситуаций, в которые он попадает во дворе и в детском саду.
  • Не перегружайте его совесть. Не нужно постоянно говорить ему об его ошибках: появится уничтожающее чувство вины, страх, мстительность, пассивность.
  • Ребёнку 4-5 лет не нужно рассказывать страшные истории, показывать ужастики, рассуждать о смерти и болезнях.
  • Интересуйтесь творческими особенностями и успехами своего малыша. Но не критикуйте.
  • Разрешайте ему как можно больше играть со своими сверстниками.
  • Отвечайте на любые вопросы, интересуйтесь его мнением. Подскажите способы самостоятельного поиска информации.
  • Играйте с ним дома.
  • Читайте книги.
  • Закрепляйте любые полученные знания.



Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

Капризы и упрямство детей - дошкольников
их причины проявление

Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы», упрямство и способы их преодоления", необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:

Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве

Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.

  • Своеволием
  • Недисциплинированностью

Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.

Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".

Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.

О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов:

  • в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
  • в недовольстве, раздражительности, плаче.
  • в двигательном перевозбуждении.

Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:

  • Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
  • Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы

          упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.

  • Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
  • Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
  • Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!

Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  • Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
  • Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю, и он успокоится.
  • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
  • Спокойный тон общения, без раздражительности.

Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:

  • достигнуто не своим трудом.
  • не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
  • из жалости или желания понравиться.

2. НАДО ХВАЛИТЬ:

  • за поступок, за свершившееся действие.
  • начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
  • очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
  • уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

 1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ, КОГДА:

  • ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима, и реакция непредсказуема.
  • когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
  • во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
  • после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
  • когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
  • когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
  • когда вы сами не в себе.

7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:

  • наказание не должно вредить здоровью.
  • если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том, что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
  • за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
  • лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
  • надо наказывать и вскоре прощать.
  • если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
  • ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как общаться с детьми раннего возраста

Уважаемые родители!

     Общаясь со своим ребенком, старайтесь:

  1. Быть последовательными. Не запрещайте ребенку то, что еще вчера ему    

было позволено.

  1. Быть вежливым с ребенком. И тогда ваш ребенок, скорее всего, усвоит именно такую манеру взаимодействия.
  2. Сотрудничать с ребенком, а не руководить им. Ваши приказы, резкие запреты демонстрируют неуважительное отношение к ребенку, могут спровоцировать агрессивную вспышку.
  3. Вводить четкую систему запретов. Их должно быть немного, они нужны для ощущения безопасности вашему ребенку (например, такие запреты: не брать спички, не открывать кран с горячей водой, не включать газ и др.) Старайтесь следовать им неукоснительно.
  4. Формулируйте запреты кратко, конкретно. Лучше сказать ребенку: "Горячо!", "Грязно!", чем "Нельзя!", "Отойди!".
  5. Устанавливать определенные правила в вашей семье, ежедневное следование которым поможет вам избежать большого количества нотаций, а ребенку стать увереннее и спокойнее.
  6. Расширить поведенческий репертуар ребенка. Для этого рассказывайте ему, какими способами можно решить разные конкретные проблемы. Показывайте детям пример различных реакций на события (как на положительные, так и на отрицательные).
  7. Используйте в общении с ребенком краткие, четкие, понятные малышу инструкции. Не увлекайтесь нотациями. Скорее всего, из вашей речи он поймет лишь то, что вы недовольны им или даже не любите его.
  8. Наказывая ребенка, не быть чрезмерно строгими и не ущемлять достоинство малыша.
  9.  Быть терпеливыми. Не допускать чрезмерных вспышек в ответ на не   удовлетворяющее вас поведение ребенка.
  10.  Чаще говорите ребенку, что вы его любите. Пусть малыш знает, что вы любите его за то, что он есть, а не за то, что он убирает игрушки, съедает кашу и др.



Предварительный просмотр:

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

 Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает:

  • психологическую готовность – достаточное развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, ощущения, речи), обучаемости;
  • физиологическую готовность – хороший уровень физического развития;
  • социальную готовность – умение общаться со сверстниками и взрослыми.

 Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе.

"Что изменилось?"

Перед ребенком выкладывают 7 картинок или игрушек (для начала можно 3-4), он должен запомнить, как они расположены. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, в это время меняет 2 (затем можно больше) картинки (игрушки) местами или убирает одну (или больше) из них. Ребенка просят открыть глаза, он должен заметить, что изменилось.

"Найди предмет треугольной (квадратной, прямоугольной, круглой) формы"

Игра развивает у ребенка восприятие формы. Ребенку предлагают в окружающей обстановке или на картинке находить и называть предметы заданной формы. Например, треугольной формы: подставка для кастрюли, формочки для печенья, колпачок у Петрушки, елка, крыша у домика. Кто больше назовет предметов заданной формы, тот выиграл.

Рекомендуется играть с детьми дома для закрепления полученных знаний и навыков.

Мамы и папы будущих первоклассников!

В эти игры вы можете играть с детьми дома:

"Назови, одним словом"

Игра проводится с предметными картинками, либо с игрушками. Смысл упражнения – научить ребенка правильно использовать обобщающие слова. Взрослый выкладывает на стол картинки, и просит назвать их одним словом. Например:

  • 1)лиса, заяц, волк, медведь – животные;
  • 2)кровать, стул, диван, кресло; - мебель;
  • 3)сосна, ель, ива, клен – деревья и т.п.

"Назови три предмета"

Эта игра развивает у ребенка словесно-логическое мышление. Ведущий (вначале взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним этим словом (например, стул, стол, кровать). Кто ошибся, платит фант.

Рекомендации родителям

  • Занимайтесь с ребенком систематически (2-3 раза в неделю), занятия желательно проводить в одно и то же время.
  • Продолжительность каждого занятия для детей 6-7 лет – не больше 30 минут.
  • Можно10-15 минут заниматься за столом, 10-15-минут – на коврике. Это позволяет менять позу, снимает мышечное напряжение.
  • Не занимайтесь с ребенком, если он плохо себя чувствует или активно отказывается от занятий.
  • Начинайте занятие с любимых или простых для выполнения заданий. Это дает ребенку уверенность в своих силах.
  • Спокойно, без раздражения относитесь к затруднениям и неудачам ребенка. Не ругайте, не стыдите ребенка за неудачи.
  • Подбадривайте ребенка, если у него что-то не получается. Терпеливо разъясняйте все, что непонятно.
  • Обязательно найдите, за что похвалить ребенка во время каждого занятия.
  • 9. Не заставляйте ребенка многократно повторять те задания, которые не получаются. В таких случаях следует вернуться к аналогичным, но более простым заданиям.

"Графический диктант"

Для упражнения нужен тетрадный лист в клетку и карандаш. Первое время для ребенка желательно поставить точки, чтобы он знал, откуда начинать узор. Перед началом упражнения пусть ребенок покажет, где у него правая и где левая рука. Объясните ребенку, что вы будете диктовать ему узоры, а он будет рисовать по маленьким клеточкам. Узоры могут быть любыми, а начинать желательно с простого, например: Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна направо. Предложите ребенку закончить узор самостоятельно до конца строчки.

"Задание на внимание"

Ребенку предлагают нарисовать 10 (для начала можно меньше) треугольников (или любых других фигур) и закрасить, например, вторую, седьмую и девятую фигуры (или любые другие по порядку).

Памятка для родителей

Психологическая подготовка детей к школе

Игры для будущих первоклассников

http://almamater86.ru/data/uploads/1.jpg

                                               Подготовила:

                                               Педагог-психолог

                                               Петрова О. В.



Предварительный просмотр:

Как успокоить ребенка: 15 действенных способов

Прежде чем рассказывать о том, как успокоить ребенка и как бороться с его капризами и истериками, хочу напомнить главное: ребенок имеет право плакать, когда ему грустно, когда он устал, обижен или просто так. Эти слезы важны и нужны, поэтому в большинстве случаев стоит дать малышу поплакать.Как успокоить ребенка

И все-таки, иногда взрослым важно, чтобы ребенок не плакал. Хотя истерику остановить практически невозможно, можно не дать ей начаться.

Как это сделать:

1. Напомните о важном деле, для которого нужно отложить плач. ("Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет, и, если ты будешь долго плакать, мы не успеем погулять".) Важно, что вы не отнимаете права малыша на слезы, просто просите немного подождать. И многие дети соглашаются на такую уступку и успокаиваются.

2. Осознанный плач. Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы папу не будить) или плакать низким голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.

3. Пропущенный каприз. Незамеченное, не подпитанное чужим вниманием плохое настроение может и само собой пройти. Но помните, что легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необходима забота и участие. Помогите ребенку "перепрыгнуть" через каприз и успокоиться. Например, малыш протестует против одевания, а вы его спросите: "А как ты думаешь, появились уже листочки на нашей березке? Пойдем, посмотрим".

4. Попробуйте поторопить ребенка задорным "быстро-быстро", чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить, что к чему.

5. 3аговорки. Работает в основном с малышами, но зато независимо от состояния ребенка. Требует большой энергии. Суть метода — говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха прислушается и забудет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться карапуз замрет на несколько секунд. Ну и кашей так можно накормить, да и вообще добиться нужного пассивного (не требующего от ребенка собственных действий) поведения. Вот только долго такую разговорную нагрузку выдержать практически невозможно (а ведь желательно не чепуху молоть, а сообщать что-то умное, полезное, развивающее).

6. Успокаивание капризного ребенка можно перевести в щекотание или что-то смешное. Не подходит при начавшейся истерике.

7. Попробуйте отвлечь малыша. Про "Смотри, птичка полетела" знают все мамы и, особенно, бабушки. Можно еще по-другому: "Ой, что это у тебя, ресничка на глазу, подожди сейчас вытащу, а то она мешает плакать".

8. Повзрослевшего и поумневшего ребенка можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным сюрпризом. Так, плачущему, находящемуся на грани истерики ребенку скажите: "А кто там на кухне шебуршит, мне кажется это мышка или ежик, пойду посмотрю..." Важно прийти на кухню первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.

9. Иногда достаточно озвучить ребенку, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. Например, скажите: "Ты расстроился из-за того, что мы не смогли пойти гулять", и малыш поймет, что вы неравнодушны к его несчастью.

10. Предложите ребенку объект для выброса эмоций. Это может быть диванная подушка, молоток и дощечка или мячик, которые помогут найти выход негативной энергии.

11. Придумайте смешной ритуал. Например, как только малыш соберется заплакать — включайте фен, чтобы сушить его слезы. Или пылесос, чтобы почистить ребенка от капризов. Не используйте предложенные решения, если ребенок боится звуков бытовых приборов.

12. Можно вот так реагировать на капризную и недовольную рожицу: "Ой, какой-то монстр пришел страшный. Монстр, уходи! Где мой славный малыш, когда же он вернется" Но стоит помнить, что всегда, когда вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и настроению ребенка.

13. Эту утешалочку рекомендую использовать для детей старше 3-4 лет. Начинайте вторить несчастному, жалующемуся на жизнь ребенку: "Бедный ты, несчастный, нет у тебя ни одной игрушки, сладкого тебе никто не дает и вообще тебя не кормят. Гулять ты не ходишь, все время дома сидишь...".

14. Таблетки от плохого настроения (или витамины смеха, если слово "таблетки" вам не нравится) учат ребенка постарше контролировать свои эмоции. В качестве таких таблеток используйте что-то вкусное, любимое ребенком, но иначе недоступное — мармеладки, драже, изюм в шоколаде. Ребенок капризничает — предложите ему такое лекарство. Важно, чтобы малыш знал — если лекарство не подействует, больше его предлагать не будут.

15. Иногда достаточно крепко обнять ребенка, поцеловать, сказать, как вы его любите. Любите даже такого — с заплаканной мордашкой, хлюпающего носом, скандалящего и ноющего. Ничто так быстро и надежно не высушивает детских слез, как теплота взгляда и доброта сердца.

Каким способом успокоить ребенка Вы почувствуете сами при небольшой практике данных способов. И помните — когда-нибудь и вам случится плакать. И оттого, как вы поступаете сегодня, зависит, отмахнется, пройдет мимо ваш подросший ребенок или проявит участие, поможет, пожалеет.

А как Вы успокаиваете своего ребенка?



Предварительный просмотр:

Что делать если ребенок ворует?

Пять основных причин детского воровства

1. Недостаточное внимание со стороны родителей.

Недолюбленные дети пытаются обратить на себя внимание хотя бы таким способом – смотрите, я вор! Кстати, при этом объектом воровства может стать что угодно. И кража мелочи из маминой сумки здесь – самый «безобидный» вариант.
2. Потребность в самоутверждении.

Один классно гоняет мяч, второй на математике все время руку вверх тянет. А если ни то, ни другое – как выделиться? Вот бы купить крутую «фишку», так чтобы все сгрудились посмотреть! Особенно касается подростков.

3. Желание быть не хуже других.

Оно направлено вначале на игрушки, а затем – на одежду, «прибамбасы» и карманные деньги.

4. Соблазн безнаказанности.

Когда деньгам «счета нет», когда мама и папа беспорядочно распихивают бумажки по карманам и ящичкам комода, ребенку бывает трудно удержаться.

5. Вымогательство со стороны старших ребят – такое происходит чаще всего во дворах или школах.

Если ребенок был замечен в краже:

  • не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же

заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем

стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он "вор". 

  • не называйте его вором, не навешивайте ярлыки, предсказывая уголовное будущее. 
  • не сравнивайте его с другими детьми или с собой в детстве, не добивайтесь того, чтобы он чувствовал себя пристыженным и подавленным ("Мне стыдно за тебя", "Никому из родителей не приходится так краснеть", "Мой сын не мог так поступить" и т. п.);
  •  не устраивайте судилище за каждый, даже незначительный проступок ребенка - иначе он будет скрывать от вас все;
  • не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка.    
  • Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине, хвали - при всех. 
  • не обращайтесь к ребенку с риторическими вопросами типа "Как ты мог?" и пр. – это совершенно бесполезно и даже вредно .
  • не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании ребёнка.
  • не напоминайте ребенку о случившемся, если он совершил другой проступок, не

имеющий отношения к кражам.

Помните о том, что воровство может быть реакцией на семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.

К основным ошибкам в воспитании, способным спровоцировать детское воровство можно отнести следующие: 

  • отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;
  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
  • "двойная мораль" - когда внушения и требования родителей расходятся с их поступками в той же ситуации (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);
  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я лучший и единственны", ему трудно научиться считаться с мнением других людей, ведь он ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";
  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. При этом одни дети занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. А другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Что могут сделать родители, чтобы предотвратить случаи воровства .

  • Поговорите со своими детьми о воровстве. Данная беседа должна включать в себя понятие того, что является, а что не является воровством. Такую беседу, в зависимости от способностей ребенка, можно проводить в возрасте от четырех до пяти лет. Объясните ребенку, что воровать - это плохо.
  • Ваш ребенок должен знать, что нельзя трогать чьи-либо вещи без разрешения.
  • Убедитесь, что ваш ребенок знает, что воровство может стать причиной потери друзей, потери доверия, а также неприятного чувства после кражи.
  • Ребенок должен знать, что с вашей стороны последуют решительные меры с неприятными последствиями. Ребенок должен вернуть вещь владельцу, либо заплатить за нее. Если у вашего ребенка нет денег, он должен выполнить дополнительную работу, чтобы заработать денег. Ребенок должен отвечать за неправильные действия.
  • Если ваш ребенок ворует у других детей вещи и предметы, в которых он нуждается (карандаши, бумага и ручки), объясните ему, что нельзя брать чужие вещи, а лучше просто попросить все необходимое у родителей - вы сами купите ему все, что нужно.
  • Убирайте вещи, которые вы не хотите, чтобы ваш ребенок взял, в те места, где он не сможет до них добраться.
  • Объясните ребенку, что у него в ближайшем будущем будет возможность получить определенную вещь. Это научит вашего ребенка терпению и отложенному вознаграждению.

Если ваш ребенок ворует, вы должны это пресечь - но только если вы абсолютно уверены в фактах. Ничто не ранит тяжелее, чем несправедливое обвинение. Вы должны ему сказать, что его поведение неприемлемо, но в то же время важно заверить ребенка, что очень его любите - даже если не одобряете сейчас его поведение.

Подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Бесспорно, воровство не должно оставаться безнаказанным, но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Возможно, ваша строгость не только не избавит его от дурных наклонностей, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое? 

В заключении скажем о том, что общая стратегия поведения родителей по отношению к воровству своих детей должна зависеть от причин поведения ребёнка, выяснение которых дело первостепенной важности. Но в любом случае необходимо помнить, что появление такого тревожного сигнала, как кража, свидетельствует о том, что вашему ребёнку не хватает любви и внимания.



Предварительный просмотр:

«РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

  • Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
  • Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
  • Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
  • Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
  • Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
  • Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
  • Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
  • Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя упрёками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.
  • Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность, терпение, самообладание.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой – способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
  • Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
  • Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как все.
  • Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ПОСЕЩЕНИЮ ДЕТСКОГО САДА


1.  Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Сводите туда, чтобы он представлял, что это такое.
Например: «Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки,
маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский
сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе
повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить "радостную коробку" выучить имена воспитателей и правила детского сада».

2.  Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша, что
гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

3.  Поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.

4.  Расскажите ему, что взрослые тети, с которыми он там встретится, будут играть, петь и танцевать с ним, читать ему книжки, рассказывать сказки и всегда во всем помогут.

5.  Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа
придут за ним и заберут домой.

6. Познакомьтесь с будущей воспитательницей, нянечкой. Обязательно скажите воспитателю, а лучше оставьте ему письменную памятку, где перечислите: нелюбимые блюда, продукты и лекарства, вызывающие аллергию; прививки, от которых у ребенка медицинский
отвод; номера телефонов для связи с вами в экстренных случаях.

7.  Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет
чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода Вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он
чувствует себя увереннее.

8. Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с
игрушкой. Подготовиться ко сну следует не позднее 21 часа.

9. Полезно научить пользоваться горшком. Отучить его от еды из бутылочки с соской. Постарайтесь научить малыша самостоятельно есть ложкой и пить из чашки.

10. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и
воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю".
Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем
детям, поэтому тебе придется немного подождать".

11. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.

12. Приготовьте вместе с ребёнком "радостную коробочку", складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и,
уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т.д.

13. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего
ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.

14. Вводить ребёнка в новую ситуацию надо постепенно. В первые дни побудьте с ним некоторое время в детском саду, не уходите сразу. А, расставаясь, обязательно скажите, что вернётесь за ним. Как правило, многие дети через несколько дней привыкают к новым условиям.
15. Когда ваш сын или дочь впервые отправятся в сад, не забудьте дать ему с собой свою игрушку: привычная теплая вещь, пахнущая домом, будет действовать на малыша успокаивающе, это для
него частичка дома, частичка безопасности.

16. Не забудьте так распланировать свое время, чтобы полностью освободить себе первые пару недель, чтобы со своей стороны помочь ребенку плавно пройти адаптацию в садике.

17. На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез
ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше
доверить папе отвести ребенка в садик.

18. Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком.
Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.



Предварительный просмотр:

7 ПРАВИЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ДЕТИШЕК


1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не

   требовать выполнения пока еще трудного для него или неопределенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и поддерживая его в

    трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры»

    (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).


3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может  

    делать сам. («Вместе» с ребенком, а «не вместо» него).


4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и отвечать за себя,

    стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и

    внутренней дисциплины.


5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого,

    поделиться игрушками, сладостями и т.п., чтобы он получал опыт

    самоутверждения в роли дающего (умение отдавать — признак позитивной силы).


6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже

    в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий.


7. В любой ситуации оставаться, прежде всего, любящими родителями, в чутком

    отношении которых — главный источник душевных сил ребенка, его успешного

    психического развития.


Лучшее, что могут дать родители своим детям, — это возможность с раннего детства поверить в свои силы и постоянно расширять область своей реальной, практической самостоятельности.



Предварительный просмотр:

"Сладкий" пальчик, или почему дети сосут пальцы

Многие родители обеспокоены тем, что их ребенок сосет пальчик. Что это? Вредная привычка? Признак болезни? Или, может, баловство? Попробуем разобраться.

Сосание пальца (чаще большого) восполняет нереализованный инстинкт сосания, уменьшает чувство одиночества, успокаивает, убаюкивает, смягчает неразделенность чувств, недостаток ласки, приглушает на время физическую боль.

Уже во время беременности малыш умеет сосать пальчик, таким образом, он реагирует на беспокойное состояние мамы, ее тревогу. В то же время, это важный показатель того, что плод развивается, совершенствуются его движения.

Младенец уже в возрасте 3-х месяцев умеет донести свою ручку до рта. Это не так просто и требует скоординированности движений! Многие мамы начинают беспокоиться, а вдруг это уже вредная привычка? Нет! Это не привычка, но важный показатель. Если малыш до 1 года тянет пальчик, а иногда и весь кулачок, в рот, то это значит:

  • - он голоден;
  • - у него неудовлетворен сосательный инстинкт (если искусственник - слишком большие дырочки в соске со смесью, если на грудном вскармливании - мало или недостаточно часто сосет грудь);
  • - малыш чем-то обеспокоен, ему скучно (мама вне поля его зрения, долго никто не берет на руки).

Многие детишки забывают про свой пальчик уже после года, но бывает, что малыш постоянно (часто) сосет палец или соску до 3-х лет. Причинами этого могут быть: беспокойства, неуверенность в любви родителей, недостаток ласки, сильный испуг. Многие дети засовывают палец в рот, когда устают, на чем-то сосредоточены. Сосание пальца в этом возрасте часто сочетается с поглаживаниями (по голове, по животу), с перебиранием или выдергиванием волос, ресниц. Ребенок может сосать и другие предметы (соску, уголок одеяла, лапу у любимого медвежонка и так далее).

Если ребенок после 3-х лет продолжает сосать палец или такое явление только появляется в этом возрасте, то это уже считается вредной привычкой и часто переходит в обгрызание ногтей, навязчивые движения. Такому ребенку необходима помощь!

Что делать родителям? Чем можно помочь ребенку?

В борьбе с сосанием пальца, как и с другими вредными привычками, родители часто допускают непоправимые ошибки. Они стараются подавить болезненную привычку, наказывают, пытаются объяснить, что это плохо, стыдят. Но такие методы способны лишь закрепить привычку.

Рекомендации для родителей

Нужно не бороться с привычкой, а выяснить причины ее возникновения и устранить их.

Установите доверительные отношения с ребенком. Очень важно вовремя заметить тревогу, испуг и помочь успокоиться (приласкать, поговорить, отвлечь чем-либо). Если ребенок в возрасте до года, помогает покачивание на руках или в кроватке, разумное пользование соской, убаюкивание. Даже детишки постарше любят слушать колыбельные песни в исполнении мамы или папы.

Установите четкие рамки дозволенного. Запретов не должно быть слишком много, они должны быть неизменными (никогда нельзя залезать на подоконник, брать посуду с плиты, открывать шкафчик с лекарствами и т.д.).

Жизнь ребенка должна быть разнообразной, насыщенной впечатлениями, различными играми, но не перегруженной. Активная деятельность должна сменяться более спокойными занятиями.

Не бойтесь лишний раз похвалить, отвлечь от грустных мыслей.

Поощряйте общение с другими детьми.

Если ребенок грызет ногти, уменьшите интеллектуальные нагрузки! Так как эта привычка говорит об умственной и эмоциональной перегруженности, а также о высоком уровне тревожности.

Контролируйте просмотр ребенком телевизора (меньше смотреть, а лучше вовсе исключить боевики, новости и жестокие мультфильмы до 7-и лет), игры на компьютере (меньше "стрелялок", больше развивающих). Не читайте страшные сказки, рассказы.

Предпосылки упорного сосания пальца

1. Особенности темперамента. Чаще всего пальчик сосут дети с чертами флегматика.

2. Неудовлетворенный инстинкт сосания в раннем детстве.

3. Неблагоприятные психологические факторы: частое чувство беспокойства; нежелание

    матери  иметь ребенка (осознанное или неосознанное); повышенная требовательность

    родителей, не  соответствующая возрасту ребенка.

4. Семейные проблемы: конфликты родителей; алкоголизм; развод; предоставление ребенка

    самому себе; появление брата или сестры.

5. Особенности психики ребенка: ММН (минимальная мозговая недостаточность) или    

   ММД (минимальная мозговая дисфункция); родовые травмы, следствие которых –

   быстрая утомляемость, раздражительность, нарушение сна; высокая эмоциональная

   чувствительность.

6. Слабое здоровье (частые простуды, ОРЗ, дизентерия, глисты и т.д.).



Предварительный просмотр:

Причины кризиса 6-7 лет у детей.

Как вести себя с ребенком 6-7 лет?

Через кризис 6-7 лет у детей проходит подавляющее большинство родителей. Что же делать с ребенком в такой ситуации и как себя с ним правильно вести, чтобы не травмировать психику? Сейчас узнаем!

Ваш ребенок просто стал немного старше, потеряв ту свою непосредственную импульсивность, которая выражалась в одном лишь единственном слове «хочу». Сейчас же он начинает понимать и уже осмысливать свое поведение, поступки и даже реакции.

Конечно же, это «хочу» еще во многом проявляется в семь лет, но уже с толикой опаски. Например, взял ваш ребенок конфету без спроса и его реакция, быстрее её съесть (вымыв руки и перепачканный рот), чтобы мама не узнала.

А, каким хорошим был тот момент, когда вы своего ребенка с такой легкостью понимали, предугадывали его поступки и действия. Сейчас же у вашего малыша появилась своя внутренняя жизнь, в которую он пока не знает, кого можно впускать. И от этого еще тяжелее становится родителям.

Ребенок начинает учиться контролировать свое поведение, эмоции, иногда манипулируя чувствами близких. Например, если ребенку не хочется куда-то идти или ехать он просто напросто придумывает осмысленные отговорки (ножки болят идти, животик болит и т.д.). Либо же убежав и спрятавшись, или уткнувшись носом в подушку, он может «досыта» нареветься от обиды и придти уже к вам в нормальном состоянии, а вы лишь догадывайтесь, что он плакал, по следам от слез на щеках.

Малыш начинает все обобщать и делать выводы в свой адрес о том, какой он (добрый, негодный, «помощница» и т.д.). Ребенок собирает одним разом всю память в «кулак», вспоминая все моменты своей жизни, и здесь уже делает оценку «своего Я» и отношения к нему окружающих людей. Пример: мальчик играл с другими мальчишками во дворе в футбол, но его брали всегда только для того, чтобы посмеяться над ним из-за его неуклюжести, плотного телосложения («Медведь» идет). Сначала на это он не обращал внимания, но со временем у него начал проявляться внутренний характер и он «на отрез» отказался играть в футбол, а также начал искать что-то наиболее для него подходящее, где уж точно не высмеют.

В возрасте 6-7 лет ребенок также начинает различать, где правда, а где простой вымысел. Многие, конечно, еще продолжают верить в Деда Мороза, но не все уже верят в Бабу Ягу и в то, что Серый волк придет и заберет их, если они не будут спать.

Наступает такой момент (кризис 6-7 лет), когда ребенок просто, как бы очнувшись от мира детства, видит окружающий его мир взрослых, в котором все, всё знают и всё умеют. И ему сразу хочется стать взрослым, по-своему понимая, что это наиболее выгодный вариант, чем быть просто малышом. Начинается смена старых стереотипов на новые и происходит как бы ломка (кризис 7 лет у детей), то есть начинается процесс познания окружающего мира и требования получения новых знаний.

У ребенка в 6-7 лет, а иногда и раньше появляется желание вести себя не так как прежде, как привычно, а по-другому, по-своему, по-новому и в этом не нужно ему мешать, а надо лишь быть рядом, помогать, поддерживать и защищать, вместе с ним преодолевая кризис 6-7 лет.

Как вести себя с ребенком 6-7 лет?

При наступлении кризиса 6-7 лет как вести себя с детьми их родителям? Это довольно-таки актуальный вопрос в любое время. Лев Семенович Выготский неоднократно подчеркивал в своей периодизации, что в это время возрастные особенности ребенка изменяются, за счет чего происходит смена как внутренней, так и внешней его жизни.

У дошкольника в период кризиса 7 лет начинает проявляться негативное неадекватное поведение, родители же в ответ на такие проявления начинают вести себя более требовательно, напористо и настойчиво, что приводит к созданию еще большего конфликтного состояния. Такие методы воспитания (ставить в угол и т.д.) уже можно считать устаревшими. Самое главное – это найти взаимопонимание с вашим ребенком. А, как это и сделать?

В первую очередь нужно понять причины кризиса 7 лет у детей, и то, что ваш ребенок подрос, вести себя как «маленький» он уже не собирается, потому что он наконец-то стал «большим». Если ваш малыш проявляет инициативу, либо самостоятельность в чем-то, то вы, в свою очередь проявляйте немного терпения, не реагируйте сразу на все свысока и негативно. Помните, малыш старается, даже если в результате испорчена ваша любимая скатерть, ваза или что-то другое – не спешите ругать его. Строгий контроль всех действий и поступков вашего «солнышка» или же наоборот их игнорирование и вседозволенность – это не верный подход. Вам, обязательно нужно приучать ребенка к ответственности, нельзя все «спускать с рук», иначе это может привести вас к нервному срыву. Пусть ребенок прочувствует сам, как это быть ответственным и самостоятельным. Например, после нескольких криков «Иди кушать», ваш ребенок наконец-то соизволил явиться, ваши действия должны быть следующими: скажите, что еда уже остыла, и чтобы покушать, нужно все подогреть, а как это сделать вы не знаете. И, спокойно уходите, не слушая ничего, но контролировать, пусть даже издалека, все-таки нужно.

За каждый совершенный проступок, есть свое наказание. А, уж каким оно будет решать вам. Но не перегибайте палку!

Не мешайте ребенку, если он спокойно и увлеченно что-то делает (даже если при этом присутствует пыхтение или сопение), он же не просит вас о помощи, значит она ему, не нужна. Дайте вашему малышу возможность повзрослеть самостоятельно, но при этом всегда находитесь рядом.

Вот еще один пример: вы вместе копили деньги в копилке, в его (её) день рождения разбили это хранилище, достали оттуда сбережения, подсчитали – «Ага! Здесь хватает денег только на мороженое или на шоколадку (куклу, конструктор и т.п.)» – говорите Вы. «Тебе нужно самому (ой) выбрать, что же купить сейчас в магазине» и отдаете деньги. Ваш ребенок, немного, конечно, растерявшись, все же сделает свой выбор, и уж поверьте, этот выбор он запомнит надолго.

В общей сложности, кризис 7 лет – это состояние психологического дискомфорта, так как ваш ребенок уже готовится к началу «взрослой», школьной жизни, а это новые знания, люди, взгляды, интересы.

Главное найти взаимопонимание, т.к. в этом возрасте ваш малыш особенно остро нуждается в поддержке, любви и нежности. Делитесь с ним своими трудностями и переживаниями, он услышит и проникнется (не хочет ложиться спать, скажите ему, что вы так устали и очень хотите спать, а его компания была бы, кстати, конечно может быть он и не сразу пойдет спать, но кричать уж на него не придется). Дайте, возможность ему заботиться о вас, проявлять чуткость и внимательность, пусть даже совсем маленькую долю, но со временем, эта забота воспитает в вашем ребенке самые лучшие качества (доброта, сострадание, отзывчивость, чуткость, нежность и т.д.).

Через кризис 6-7 лет приходится проходить практически всем родителям. Поэтому остается пожелать вам терпения и чуткости.



                                                   



Предварительный просмотр:

После долгих раздумий вы все-таки решили отдавать ребенка в детский сад. Теперь перед Вами стоит вопрос: как подготовить ребенка к посещению детского сада? Как помочь ему легче адаптироваться?

Предлагаем Вам использовать несколько простых рекомендаций:

1.Начните готовить малыша к садику заранее.

2. Важно учить ребенка общаться. Водите его гулять на детские площадки, посещайте детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе в гости. Расширяйте круг общения ребенка. Поощряйте его за контакты со сверстниками.

3. Оставляйте ребенка с другими близкими и знакомыми, сначала ненадолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела, работа, Вы помогаете папе зарабатывать денежки, чтобы покупать продукты, игрушки и др.

4. В ходе подготовки к садику приведите малыша гулять на участок, познакомьте с

детьми и воспитателями, покажите группу, кроватку, рассказывайте ему как весело и

интересно будет ему с другими детьми.

5. В период подготовки к детскому садику

рассказывайте малышу больше о детском     саде, придумывайте истории, сказки в которых любимый персонаж малыша пошел в садик и что он там делал.

6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка можете выполнять Вы или любимая игрушка малыша. Покажите ребенку в игре, как он может познакомиться, вступить в игру.   Соблюдайте в ходе игры режимные моменты.

7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.

8. Не показывайте ребенку свое волнение относительно поступления в детский сад. Ребенок должен понять, что выбора у него нет - детский сад — это неизбежность. Ваша уверенность, оптимизм передастся ребенку. Первое время водить ребенка в детский сад может папа.

9. Придумайте ритуал встречи и прощания, делайте ребенку сюрприз, который он найдет в шкафчике, когда придет в детский сад. Разрешите взять ему игрушку, украсить шкафчик по его усмотрению.

10. Необходимо обсуждать с воспитателем длительность пребывания малыша в детском саду, возможность вашего присутствия в садике в течении какого-то времени и домашний режим ребенка на период адаптации к детскому саду.

11. Обычно ребенок привыкает к новым условиям в течение 2-3 недель. В это время ребенок может стать капризным, плохо есть и спать, плакать, когда видит уходящих родителей. Не торопитесь немедленно забрать малыша на домашний режим. Пройдет немного времени, и он привыкнет к новому общению.

12. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

Что нужно обязательно сделать перед садом:

1. Режим дня дома должен быть похож на

    режим дня детского сада.

2. Желательно приучить ребенка к горшку

    (как минимум, чтобы ребенок спокойно на    

     него садился).

    Малыш должен уметь самостоятельно  

    мыть руки с мылом и сморкаться в носовой  

    платок.

3. Научить ребенка есть ложкой. Для

    годовалых детей - держать ложку, пытаться

    есть.

4. Отлучите ребенка от груди. Кормление

    грудью сильно привязывает малыша к

    маме, усложняет адаптацию. Но, если уж,    

    так случилось, что до сада никак не

    удалось отучить, то во время самой

    адаптации этого делать не стоит, это

     слишком стрессирует малыша.

5. Кормите ребенка едой, совпадающей с

    меню детского сада.

6. Отправить в детский сад ребенка лишь при

    условии, что он здоров.

7. Повысить роль закаливающих

    мероприятий.

8. Планировать свой отпуск так, чтобы в

    первый месяц посещения ребенком нового

    организованного коллектива у вас была бы

    возможность оставлять его там не на целый

    день.

9. Создать спокойный, бесконфликтный

    климат для него в семье.

10. Все время объяснять ребенку, что он для

      вас, как прежде, дорог и любим.

11. И последнее – очень важно, чтобы

      ребенок много общался с детьми и умел

      играть самостоятельно.

Что нужно делать, когда ребенок уже начал посещать детский сад:

1. Начните гулять на площадке детского сада.

2. Хорошо, если в детском саду вам разрешат самим  

    показать ребенку группу. Таким образом, вы

    покажете ребенку свое одобрение всего, что там  

    есть.

3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день,

    затем оставьте на обед, далее на сон. Когда  

    ребенок уже будет оставаться на сон, забирайте  

    его после полдника, не ждите окончания работы    

    сада.

4. Во время адаптации у детей часто нарушатся

    аппетит и сон. Быстрее всего восстанавливается  

    аппетит. Со сном часто бывают проблемы.

    Поэтому не отчаивайтесь, если ваш малыш ни с  

    первой попытки сможет заснуть в группе.

5. Приводя ребенка в детский сад, не передавайте

    ему свое беспокойство: не стойте у дверей, не  

    подсматривайте в окно, отдавайте ребенка

    воспитателю спокойно. Не обсуждайте при

    ребенке проблемы, касающиеся сада.

6. Старайтесь в выходные соблюдать такой же

    режим дня, что и в саду.

7. В период адаптации уменьшите просмотр

    телевизора, посещение гостей и любых новых

    событий. Новизны у ребенка и так хватает!

8. В первые несколько дней ребенок чувствует себя

    в детском саду скованно. Постоянное

    сдерживание эмоций может привести к нервному  

    срыву, поэтому в период адаптации ребенку

    просто необходимо "выпускать" эмоции в  

    привычной домашней обстановке, не

    вызывающей скованности. Не ругайте его за то,

    что он слишком громко кричит или быстро бегает

    — это ему необходимо.

9. Два слова хочу сказать об игрушках. Приучите

    ребенка выносить во двор, а в дальнейшем

    приносить в детский сад только те игрушки,

    которыми он готов поделиться с друзьями. В

    противном случае малыш прослывет жадиной или

    все время будет находиться в тревоге за свою  

    любимую игрушку, с которой может что-нибудь

    случиться.

ВАЖНО ПОМНИТЬ:

Привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

Нужно быть очень внимательным к крохе в этот нелегкий для него период. Хвалить и благодарить, что помогает маме управиться с делами, восхищаться умением ладить со всеми в группе, дарить ему мелкие подарки, чаще целовать и обнимать!

Положительные эмоции вашего малыша от посещения детского садика - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто "опьянен" ориентировочной реакцией на "прелесть новизны". Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился. Чем легче адаптируется ваш ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще, улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные "лекарства", вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода. 

В ДОБРЫЙ ВАМ ПУТЬ!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 5 «Теремок»

памятка для родителей

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

 

                                               

                                                Подготовила:

  Педагог-психолог

                                         Петрова О. В.

2014 год



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку: 

-         проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;

-         помните, что поступки ребенка не являются умышленными;

-         контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;

-         не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

-         стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;

-         избегайте с одной стороны чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных  

          требований к ребенку;

-         реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите  

          действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);

-        повторяйте свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз;

-          не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;

-        выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;

-        для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

2. Изменение психологического микроклимата в семье: 

-         уделяйте ребенку достаточно эмоционального внимания;

-         проводите досуг всей семьей;

-         не допускайте ссор в присутствии ребенка.

3. Организация режима дня и места для занятий: 

-         установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;

-         чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;

-         снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;

-        оградите гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и    

          просмотра телевизионных передач;

-        избегайте по возможности больших скоплений людей;

-        помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию

         гиперактивности;

-       организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей

         с аналогичными проблемами.

4. Специальная поведенческая программа: 

-      придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и

       наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую  

       систему, завести дневник самоконтроля;

-     не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к

       наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном

       месте после совершения поступка;

-     чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень

      низок, поэтому гиперактивный ребенок воспринимает выговоры и наказания,      

      однако чувствителен к поощрениям;

-     составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите

      соглашение на определенные виды работ;

-     воспитывайте в ребенке навыки управления гневом и агрессией;

-      не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;

-      постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;

-      не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

-       не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту

        и способностям;

-     помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный  

       этап;

-    не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с

     нарушенным вниманием, не должно иметь сложную конструкцию и состоять из

     нескольких звеньев;

-   объясните гиперактивному ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.

Помните: 

- Невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет. Коррекционный процесс очень длителен и требует терпения.

- Признаки гиперактивности исчезнут по мере взросления ребенка, а импульсивность и дефицит внимания сохранятся и во взрослой жизни;

- Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: медицинской (неврологической, психиатрической), психологической и педагогической. Успешная коррекция гиперактивного ребенка возможна до 5-9 лет.

 



Предварительный просмотр:

12 основных правил общения с ребенком


1.Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно,

 справишься!"

2.Если ребенку действительно нелегко, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом, возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому! По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

3.Постепенно и неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему!

4.Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным"!

5.Если у ребенка эмоциональная проблема, будет правильно его "активно" выслушать!

6.Если поведение ребенка вызывает у вас отрицательные чувства и переживания просто сообщите ему об этом в форме "Я-высказывания"!

7.Максимально удаляйте из своего общения с ребенком "12 помех" - привычных или автоматических реакций: приказы, команды; предупреждений, угрозы; мораль, нравоучения и др.!

8.Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке!

9.Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка!

10.Правила (ограничения, требования) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но: их не должно быть слишком много, и было бы очень хорошо, чтобы они были гибкими. Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным!

11.Правила и последствия должны формулироваться одновременно!

12.Следует применять санкции, а не наказание.