Программа работы с родителями
Программа составлена в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, стратегией развития МАОУ «КСОШ-ДС» и системы образования ХМАО-Югры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_roditelyami_semya_i_shkola.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями
«Школа и семья»
Составила:
Пересада Н.Р
учитель начальных классов
г. Пыть-Ях
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, стратегией развития МАОУ «КСОШ-ДС» и системы образования ХМАО-Югры.
В настоящее время в российском обществе возрождается понимание значения семьи, как источника интеллектуального, нравственного, патриотического и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей. Но решение этих задач невозможно без школы. Успешность образовательного и воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной лишь в том случае, если учителя и родители станут союзниками. Сотрудничество – это совместная развивающая деятельность взрослых и детей с проникновением в духовный мир друг друга, совместным восприятием, проживанием хода и результатов этой деятельности.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко спланированная система сотрудничества. Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме « школа-семья».
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо подключение специалистов различных направлений: медицинского работника, психолога, социальных педагога.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
Для создания эффективного взаимодействия школы и семьи учитель знакомит родителей своих учеников с требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней. В первую очередь, это знакомство с УСТАВОМ образовательного учреждения, с правилами поведения в классе и в школе, в спортивном зале, в библиотеке, столовой...
Большое внимание учитель младших классов школьников должен уделить требованиям поведеия во время проведения образовательного процесса, внеклассных мероприятий в школе.
Классный руководитель с первых дней работы с детьми знакомит родителей с перспективами развития коллектива, даёт возможность родителям стать активными участниками классных дел.
Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. Необходимо привлекать родителей для участия их самих в кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребёнок.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ведётся по следующим направлениям:
- Изучение семей.
- Наглядно-информационное, психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Консультирование и собеседование.
- Совместная деятельность.
Цели программы. Вовлечение родителей класса в учебно-воспитательный процесс посредством изменения их статуса из наблюдателей в активных партнеров этого процесса. Повышение социально – психологической компетентности родителей.
Задачи:
- Изучить воспитательные возможности семей, с целью повышения их воспитательного потенциала.
- Оказывать психолого-педагогическую помощь семье в воспитании и обучении детей.
- Формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекать их к активному включению во внеурочную деятельность.
- Научить родителей умению анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе свое собственное поведение.
- Приобщить родителей к участию в жизни школы через внедрение наиболее эффективных форм работы.
Основные направления реализации программы:
- Тесная взаимосвязь с родителями обучающихся.
- Диагностика семьи, коррекция и развитие обучающихся.
- Система тематических, творческих классных часов и внеклассных мероприятий с приглашением родителей.
- Проведение совместных праздников.
- Проведение классных родительских собраний.
- Совместное разрешение педагогических ситуаций.
Перспективный план работы над программой.
- Изучение социального состава семей обучающихся класса.
- Изучение проблем воспитания в семье.
- Посещение семей обучающихся группы риска.
- Обучение родителей через родительский всеобуч, родительские собрания, консультации.
- Привлечение родителей в работу классного родительского комитета.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление связи школа-семья.
- Укрепление внутрисемейных отношений.
- Создание приоритета родительского воспитания.
- Воспитание образованного, доброго, отзывчивого, культурного человека способного адаптироваться в обществе.
Необходимая документация:
- Нормативно-правовое обеспечение.
- Протоколы классных родительских собраний
- Сведения об успеваемости и посещаемости учащихся для родителей.
- Темы классных собраний
- Анкеты для родителей, которые можно использовать в качестве инструмента для планирования работы на следующий год.
- Социальный паспорт
Мероприятия и формы работы по реализации программы
№ пп | Направления | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1 | Изучение | Анкетирование по различным вопросам. Наблюдение за семьями. Тестирование. Посещение семей обучающихся | Классный руководитель | В течение всего времени (по необходимости) |
2 | Просвещение | Родительские собрания. Консультации. Индивидуальные беседы. | Классный руководитель | В течение всего года |
3 | Консультирование | Индивидуальные тематические консультации. Беседы. Консультации по запросу родителей. | Классный руководитель | В течение всего времени (по необходимости) |
4 | Совместная деятельность | Классные мероприятия. Спортивные праздники. | Классный руководитель | В течение всего времени. |
НАПРВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Направления работы | Дата |
Организация целенаправленной работы с асоциальными семьями | Систематически |
Посещение обучающихся из группы риска, наблюдать рост сознательного отношения к учебе, к классным общественным делам. | Систематически |
Усилить контроль за посещаемостью уроков обучающихся группы риска и неблагополучных семей | Ежедневно |
В случае негативной реакции со стороны родителей классными руководителями обращаться за помощью к администрации школы, к сотрудникам ПДН. | По мере необходимости |
Повышать ответственность за явку родителей на классные родительские собрания | 1 раз в четверть |
Один раз в полугодие проводить анкетирование с родителями | 1 раз в полугодие |
Организовывать работу родителями, чьи дети допускают грубые нарушения норм поведения в школе. | По мере необходимости |
Систематически в трудных случаях привлекать общественность к воспитанию трудных детей. | Систематически. По мере необходимости. |
В целях сохранения здоровья школьников осуществлять контроль за соблюдением учебно-воспитательного режима в классе, следить за дозировкой домашних заданий, знакомить родителей с состоянием дел по этим вопросам. | Систематически |
ПЛАН РАБОТЫ
№ пп | Мероприятия | Сроки |
1 2. 3. 4. 5. 6. | Родительский всеобуч Классные родительские собрания Составление социального паспорта класса Консультации Беседы Внеклассные мероприятия | 1 раз в четверть 1 раз в четверть октябрь, апрель по графику, по мере необходимости по графику, по мере необходимости согласно плану |
Темы педагогического всеобуча в первом классе
№ п/п | Тема |
1. 2. 3. 4. 5. | Правила общения родителей и ребенка. Патриотическое воспитание детей. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье. Практический разбор непредвиденных дорожных ситуаций. Безопасный путь от дома до школы и обратно. Практические советы: «Как помочь ребёнку учиться?» Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. Практический разбор ситуаций, связанных с воспитанием детей. |
Темы педагогического всеобуча во втором классе
№ п | Тема |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Особенности ребенка, учащегося коррекционной школы, в возрасте 8-9 лет. Конфликтные ситуации в семье и пути их разрешения. Как справиться с ложью ребенка? Формирование здорового образа жизни. Практическая отработка оздоровительных упражнений. Домашняя школа интеллектуального развития. Значение воображения в интеллектуальном развитии ребёнка. Патриотическое воспитание детей. Воспитание любви к своему родному краю |
Темы педагогического всеобуча в третьем классе
№ п/п | Тема |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Особенности ребенка, учащегося коррекционной школы, в возрасте 10-11 лет. Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей. Права родителей, права ребенка. Детская агрессивность. Поощрение и наказание детей в семье Общение ребенка в семье. Дефицит общения. Патриотическое воспитание детей. Знание и уважение традиций народов России |
Темы педагогического всеобуча в четвертом классе
№ п/п | Тема |
1. 2. 3. 4. 5. | Влияние семьи на становление личности ребенка. Патриотическое воспитание детей. История семьи и история Отечества. Влияние пагубных привычек в семье на здоровье ребенка. Ответственность родителей за безопасность детей. Правильное питание – залог здоровья вашего ребенка. Семейные традиции и способность ребёнка трудиться. |
Правила классного руководителя по проведению родительских собраний.
Первое правило.
В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.
Второе правило.
Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Третье правило.
Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель - лицо официальное.
Четвертое правило.
Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, посильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.
Успех любого родительского собрания заключается в том, что родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются опросом, анкетированием, рефлексией, поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко. В конце родительского собрания обязательно делаются выводы, даются рекомендации классным руководителем либо специалистами.
Тематика родительских собраний определяется на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов самих родителей. Некоторые темы родительских собраний являются традиционными, так например: для родителей первоклассников «Адаптационный период первоклассника», для родителей второклассника: « Нормы оценки. Моя первая отметка», «Воспитание здорового ребенка», «Итоги уходящего года». Родительские собрания в классном коллективе проходят 4 – 5 раз в год
Тематика родительских собраний.
Темы родительских собраний составляется с учетом пожеланий родителей, администрации школы, возникших проблем. Темы корректируются, видоизменяются. Планируются темы на 4 года обучения (примерное планирование).
№ п/п | Тема | Цели |
1й класс | ||
1 | Первое организационное собрание | Знакомство с родителями обучающихся класса и знакомство родителей друг с другом, определение перспектив развития детского коллектива. |
2 | Трудности адаптации первоклассника в школе | Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе. |
3. | Различные стили воспитания детей | Обсудить с родителями стили воспитания детей и их влияние на формирование личности ребёнка. Любовь к Родине начинается с любви к своей семье. |
4. | Вредным привычкам скажем «НЕТ!» | Убедить родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения и раннего алкоголизма детей. Познакомить родителей со статистикой последствий курения и алкоголизма. Определить пути помощи детям, подверженным вредным привычкам. |
Родители, дети, дорога. | Привлечь внимание родителей к проблеме безопасного поведения детей на дороге. Предоставить родителям информацию о том, как помочь детям избежать критических ситуаций на дороге. Активизировать деятельность родителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. | |
2й класс | ||
№ пп | Тема | Цели |
1 | О готовности ребенка к новому учебному году. Путешествие в страну знаний продолжается или только вперед! | Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей. |
2 | Первые школьные отметки. Как к ним относиться? | Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему ребёнку со стороны родителей. |
3 | «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах» | Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. |
4. | Почему наши дети лгут? | Познакомить родителей с причинами лжи детей и способами её устранения. |
5. | Агрессия ребенка и ее причины | Сформировать у родителей умение выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях. |
6. | Координация усилий семьи и школы в формировании здорового образа жизни и патриотизма | Способствовать формированию у родителей и через родителей у детей потребности в здоровом образе жизни. Воспитание любви к своему родному краю |
3 класс
№ пп | Тема | Цели |
1 | Трудовое участие ребенка в семье. | Познакомить родителей проблемами трудового воспитания младших школьников в семье и путями их решения. |
2 | Права ребенка – это права взрослого. Воспитание патриота своей страны | Формировать у родителей понимание того, что права ребенка – это важно, значимо, что родители являются гарантом прав маленького человека, будущего гражданина нашей страны. Приобщать к уважению традиций народов России |
3 | Ребенок вышел на улицу | Профилактика правонарушений на дороге младшими школьниками, забота о жизни и здоровье детей. |
4. | Поощрения и наказания в воспитании ребенка. | Познакомить родителей с видами поощрения и наказания, как хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции. |
5. | Значение общения в развитии личностных качеств ребенка | Повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме. |
4 класс
№ пп | Тема | Цели |
1 | Семья – моя радость. Патриотическое воспитание в семье. | Раскрыть важность семьи для становления человека; способствовать сближению и взаимопониманию между родителями и детьми; воспитывать чувство уважения за своих родителей и чувство гордости за своих детей, развивать интерес к изучению истории своей семьи и истории страны |
2 | Профилактика правонарушений, вредных привычек. Здоровый образ жизни. | Познакомить родителей с влиянием пьянства родителей на психику ребенка, его воспитание и становление личности, влиянии вредных привычек и «плохих продуктов» на здоровье . |
3 | Безопасность детей на проезжей части – забота взрослых. | Организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. |
4. | Питание и здоровье наших детей | Дать информацию об основных принципах детского питания; раскрыть смысл понятия «режим питания», «рациональное питание», «кулинарно-технологическая обработка»; показать, как нарушение режима питания сказывается на здоровье детей; дать рекомендации по соблюдению правильного режима питания |
5. | Нравственный микроклимат в семье и воспитанность ребенка | Привлечь внимание родителей к проблеме формирования у детей воспитанности; познакомить с основными составляющим воспитанности; дать рекомендации по приучению детей к правилам хорошего тона |
Коллективные творческие дела:
- Создание фотоархива класса;
- Классно – семейные проекты;
- Подготовка к мероприятиям;
- Праздники, конкурсы, соревнования.
- Организация совместных семейных праздников, досуга.
В конце каждого года проводится отчетные мероприятия для родителей, где дети представляют свои знания, умения, навыки, приобретенные за текущий учебный год.
На таких концертах-праздниках присутствуют практически все родители, где они становятся не только зрителями, но и активными участниками.