Русский язык

Балюра Елена Александровна

Справочные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki-russkii.docx50.45 КБ
Файл urok.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Разделы русского языка

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги.

Графика – письменные знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания.

Словообразование – состав слов.

Морфология – раздел языка о частях речи.

Орфография – правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний.

Синтаксис – раздел науки о языке,  изучающий словосочетания и предложение.

Пунктуация – все  правила о постановке знаков препинания в тексте.

Звуки и буквы

C:\Users\CloudSYS\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\33а.png

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и

                                                2 знака

Согласные звуки

Всегда мягкие - Й, Ч, Щ

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц

Согласный звук бывает парными или непарным, звонким или глухим, твёрдым или мягким

Гласных звуков – 6 (а, о, у, ы, э, и)

Гласные первого ряда указывают на твердость согласного звука

Гласные второго ряда указывают на мягкость согласного звука

Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают два звука когда находятся

  • в начале слова
  • после гласных
  • после Ь или Ъ знаков

Порядок фонетического разбора слова.

1.Ударение, слоги.

2.Фонетическая транскрипция.

3.Гласные буквы и характеристика их звуков:

                       ударный  и безударные (может быть 2 звука)

4.Согласные буквы и характеристика их звуков:

                          парный или непарный,

                          звонкий и глухой,

                          твердый и мягкий

5.Количество звуков и букв.

РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Главные члены предложения

Вопросы

Выражено

Подлежащее

кто?

что?

существительным,

местоимением

Сказуемое

что делал?

что делает?

что сделает?

глаголом

Второстепенные члены предложения

Вопросы

Выражено

Определение

какой?   какая?

какое?   какие?

прилагательным,

существительным

Дополнение

– – – – – – –

вопросы косвенных падежей

кого?   чего?

кому?   чему?

      кого?     что?

кем?    чем?

о ком?  о чем?

существительным, местоимением

Обстоятельство

места

времени

образа действия

где? куда? откуда?

когда? как долго?

с каких пор?

до каких пор?

как? каким образом?

существительным, словосочетанием, различными  частями речи

Характеристика предложений

     Предложения могут быть простые и сложные. В простых предложениях одна основа, в сложных – две и более основ

Виды предложений

  • По интонации

Восклицательное или невосклицательное;

  • По цели высказывания

Повествовательное (о чем-либо говорит);

Вопросительное (о чем-либо спрашивает);

Побудительное (побуждают что-либо делать)

  • По наличию второстепенных членов

Нераспространённое (когда в предложении только главные  

                                      члены предложения)

Распространённое (в предложении есть и главные и

                                второстепенные члены предложения)

Знаки препинания в предложениях.

  • В предложениях перед союзами а, но всегда ставится запятая. Пример: Зимой холодно, а летом жарко.

                             Мороз невелик, но стоять не велит.

  • В простых предложениях при перечислении ставятся запятые.

      Пример: Мама принесла из магазина сметану, молоко, хлеб.

  • Если при перечислении один раз употребляется союз и,

то запятая не ставиться.

     Пример: На грядке росла  морковь, свёкла и капуста.

  • Если союз и повторяется несколько раз, то перед второй и последующими союзами ставится.

  Пример:  В лесу росли и берёзки, и дубки, и осинки, и кустики.

  • В сложных предложениях запятыми отделяются основы.

Пример: Весной прилетают птицы, распускаются цветочки,

зеленеет травка.

Состав слова

Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Чтобы определить окончание, надо изменить форму слова.

Основа – часть слова без окончания.

Корень – значимая общая часть родственных слов.

Чтобы определить корень, надо подобрать родственные слова.

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем. С помощью приставки образуются новые слова. Чтобы определить приставку, надо подобрать родственные слова с разными приставками и без них.

Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончания существительных

-а, -я, -о, -е, -и, -ы

-у, -ю, -ом, -ем, -ой, -ей

В существительных на _ЦИЯ: -я, -и, -ю

Окончания прилагательных

-ая, -яя, -ую, -юю, -ой, -ей

-ого, -его, -ому, -ему, -им,-ым, -ом, -ем

-ое,-ее, -ого, -его,

-ие, -их, -ими, -ыми

Окончания глаголов

-а, -и, -о, -е

-ит, -ет

-ешь, -ишь, -ете, -ите

Окончаний у наречий НЕТ.

Суффиксы

Существительных

Прилагат.

Глаголов

-чик

-щик

-очк

-ечк

-онок

-ёнок

-ск

прош.вр.

-ик

-ек

-ник

-оньк

-еньк

-ат

-ят

-ов

-ев

-лив

-чив

-ть

неопр.ф.

-ок

-ёк

-ишк

-ышк

-ист

-ищ

-тель

-оват

-еват

-чат

-сь

возвратные глаголы

-ин

-ищ

-ышек

--итор

 -атор

-оньк

-еньк

-ист

-ся

-ец

-ач

-ушк

-юшк

-есть

-ость

-ин

-ын

-ущ

-ющ

-чк

-енн

-ств

-тельн

-охоньк

Приставки

Неизменяемые

в-  вы-

с-  

у-

пере-  пред-  предо-

о-  об-  обо-  

во-  до-  со-

от-  ото-  

по-  под-  подо- про-

за-  на-  над-  надо-

НЕ-  -  в наречиях под ударением

            и в остальных частях речи

НИ-  – в наречиях без ударения

ПРЕ -  в значении очень (превкусный)

            в значении пере- (преградить)

Изменяемые

рас-  (рос-)

раз-  (роз-)  (разо-)

чрез-   через-

без-   (бес-)

из-   (ис-)

низ-   (нис-)

воз-  (вос-)

вз-  (вс-)

З в приставках – перед звонкой согласной, перед гласной;

С в приставках – перед глухой согласной

бездарный –  беспомощный

возраст – воспитывать

_________________________________

О в приставках под ударением

А в приставках без ударения

роспись - расписаться

Иноязычные

а-  анти-  архи-  интер-  контр-  ультра-  де-  дез-  дис-  ре-  экс-  им-

Имя существительное – значимая часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Начальная форма имени сущ. – ед.ч., кто? что? (И.падеж)

Имена существительные бывают

  • собственные или нарицательные
  • одушевленные или неодушевленные

Имена существительные могут быть единственного или  

                                                        множественного числа

Род имени существительного

Мужской род – он, мой

Женский род – она, моя

Средний род – оно, моё

Склонение:

1 склонение

2 склонение

3 склонение

ж.р.

-а, -я

м.р.

ж.р.

Ь

м.р.

ср.р.

- о, -е

Падежи:

Именительный

кто?

что?

Родительный

(нет)

кого?

чего?

Дательный

(даю)

кому?

чему?

Винительный

(вижу)

кого?

что?

Творительный

(горжусь)

кем?

чем?

Предложный

(говорю)

о ком?

о чем?

Морфологический разбор им. сущ.

1. Часть речи

2. начальная форма (И.падеж, ед. число)

3. Собственное или нарицательное

4. Одушевленное или неодушевленное

5. Род

6. Склонение

Непостоянные признаки:  7. Падеж       8. Число

Имя прилагательное – значимая часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

Род            имени прилагательного зависит от рода, числа

Число         и падежа имени существительного

Падеж

Прилагательное во мн. числе по родам не изменяются.

Окончания прилагательных легко определить по роду и запомнить с помощью вопросов:

ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО

мужской род

какой?

– ой, - ий,  - ый

женский род

какая?

– ая,  -яя

средний род

какое?

– ое, -ее

МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

какие?

- ие - ые,

       

ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

единственное число

мн. число

м.род

ж. род

ср. род

И.п.

какой?

-ый, -ий

какая?

-ая, -яя

какое?

-ое, -ее

какие?

-ие, -ые

Р.п.

какого?

-ого, -его

какой?

-ой, -ей

какого?

-ого, -его

каких?

-их, ых

Д.п.

какому?

-ому, -ему

какой?

-ой, -ей

какому?

-ому, -ему

каким?

-им, -ым

В.п.

какой?

-ий, -ый

какую?

-ую, -юю

какое?

-ое, -ее

какие?

-ие, -ые

Т.п.

каким?

-им, -ым

какой?

-ой, -ей

каким?

-им, -ым

какими?

-ими, -ыми

П.п.

о каком?

-ом, -ем

о какой?

-ой, -ей

о каком?

-ом, -ем

о каких?

-их, -ых

Глагол – это значимая часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? В предложении глагол является сказуемым.

ЗАПОМНИ:

  • Частица НЕ с глаголами пишется раздельно. Исключение составляют глаголы, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, негодовать, невзлюбить.
  • Перед глаголами НИКОГДА не бывает предлогов
  • В глаголах после шипящих всегда пишется Ь знак

напишешь, порисуешь,  полюбуешься, улыбаешься, беречь, печь

Глагол имеет начальную форму неопределенную форму  что делать?)

                                                                                                       что сделать?.

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

Совершенный вид – (что сделает? действие уже сделано,  закончено)  напишет

Несовершенный вид – (что делает?  действие не закончено).пишет

Глаголы изменяются по:

Временам:

Настоящее время – что делаю? говорю, смотрю.

Будущее время – что сделаю? что буду делать? посмотрю, буду говорить.

Прошедшее время – что делал? говорил, сказал.

У глаголов  прош.вр.  есть суффикс -л.

Лицам:

1 лицо – я, мы (говорю, говорим)

2 лицо – ты, вы (говоришь, говорите)

3 лицо – он, она, оно, они (говорит, говорят)

Глаголы  настоящего и будущего времени  во 2 л.,  ед.ч., имеют окончание   -ешь, -ишь  (играешь, думаешь)  

На конце глаголов во 2 л., ед.ч., пишется мягкий знак

Числам: Ед. число – смотрит. Мн.число – смотрят

Родам:

М.род – он смотрел      Ж.род – она смотрела      Ср.род – оно смотрела.

Окончания глаголов в настоящем и будущем времени – это личные окончания.

Спряжение глаголов

изменение  глаголов  настоящего и  будущего времени  по лицам и числам.

Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся.

1 спряжение –     -у(ю), -ем, (ёт) -ешь,  ете,- ет, ут (ют).

2 спряжение –     - у (ю), им,- ишь, ите,- ит, ат(ят).

Если на окончание глагола падает ударение, определить спряжение очень легко:

1 спр. – в  окончаниях гласная  -Е(Ё),  а в  3 л., мн.ч.  –ут (-ют)

2 спр. – в    окончаниях гласная    -И,  а в 3 л., мн.ч.  -ат (-ят)  

   Спряжение глаголов с безударными  личными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в н.ф. перед  -ть.

Суффикс   указывает на 2 спряжение.

Суффиксы -а-,-у-,-я-,-е-,-о – на 1 спряжение.

К 1 спряжению относятся все глаголы на  -еть, -ать, -оть, -уть, -ть , и глаголы брить, стелить

Ко 2 спряжению относятся все глаголы на -ить (кроме брить, стелить)   и глаголы: гнать, держать, смотреть  и видеть

                дышать, слышать, ненавидеть

                и зависеть, и  терпеть, и обидеть, и вертеть.

Морфологический разбор глагола

1. Часть речи

2. Начальная форма

3. Вид  (совершенный  что сделать?    несовершенный   что делать?).

4. Спряжение

5. Число, время, лицо, род (в прош. времени)

6. Роль в предложении

Наречие – часть речи, которая обозначает признак действия предмета и другого признака. Наречия отвечают на вопросы где? куда? когда? как? откуда?  почему?  зачем?    

В предложении наречия чаще всего бывает обстоятельствами.

ЗАПОМНИ:

слева           налево        влево              впереди

справа         направо      вправо            сверху

изредка       быстро        надо                потому

иногда 

сначала

снова

оттуда  

   вокруг                   поблизости          вперед                  издали

назад                     издалека               сзади                     вдалеке

спереди                вместе

Значение

Вопросы

Примеры

1.Наречия  образа

действия

как?

каким образом?

наскоро, отлично, напряженно, тихо, хорошо ,плохо, медленно, громко, замечательно, часто, быстро, блестяще.

2.Наречия времени

когда?

с каких   пор?

до каких пор?

как долго?

когда,   прежде, ежечасно,  годами, сегодня, задолго, сперва, завтра, вскоре, сначала,  теперь.

3.Наречия места

где?

куда?

откуда?

где, здесь, там, нигде, кое – где, влево, вниз, внизу, вдалеке, туда, сюда, домой, везде, издалека, изнутри,  куда, откуда.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная  школа №5

Урок по русскому языку

«Наблюдение над значением приставок. Образование новых слов с помощью приставок»

                                                        Составитель:

                                                                                     Балюра Елена Алесандровна,

                                                                                  учитель начальных классов

2018/2019 уч.год

пгт.Печенга

Тема: Наблюдение над значением приставок . Образование новых слов с помощью приставок.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Цель: познакомить со значением приставок; формировать умения выделять приставки в словах, образовывать с приставками новые слова. Организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с приставкой.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление детей о значении приставок в словах.

Учить находить приставку среди других частей слова.

Образовывать новые слова с помощью приставок.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучению родного языка.

Формировать умение работать в паре, группе; слушать и понимать речь других; договариваться с товарищами о правилах поведения и сотрудничества.

Развивающие:

Развивать монологическую речь учащихся, мышление, умение добывать новые знания

          Планируемые результаты:

Предметные:

На уроке учащиеся получат знания о приставке как значимой части слова;

Научатся находить приставку среди других частей слова;

Образовывать новые слова с помощью приставки;

Метапредметные:

Познавательные:

Учащиеся получат возможность учиться добывать информацию;

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии;

Строить логическое рассуждение, включающие причинно - следственные связи;

Коммунникативные:

Учащиеся получат возможность учиться выслушивать разные точки зрения;

Учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

 Аргументировать свою позицию;

 Осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;

Регулятивные:

Учащиеся получат возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Составлять простейший план действий;

Осуществлять итоговый контроль по результату;

Личностные: Учащиеся получат возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников.

         Оборудование: оформление доски; карточки для групповой работы; ИКТ, смайлики.

Ход урока

         Организационный момент

- Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

- Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний

- Начну урок сегодня с пословицы: «Учиться - всегда пригодиться»  

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)

- Спасибо. Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

- Что мы узнали о приставке. Вспомним! Кто скажет, что такое приставка? Как найти приставку?

- Перед вами листочки, подпишите их. Проведем тестирование. Я прочитаю вопрос, а вы ответ нужный выбираете.

Готовы? Обменялись листочками. Проверяем. (Взаимопроверка)

Проверка домашнего задания

-Были вопросы в д/з? Справились? Молодцы!

   Минутка чистописания

-Открываем тетради. Записываем число. С чего начинаем работу в тетради? (с чистописания). Сегодня будем прописывать строчную букву О в соединении с другими буквами.

По, об, про, со, о, до     (Дети пишут)

-Ребята, что мы записали? Чем отличается приставка от предлога? (Ответы детей)

Первый ученик у доски раскрывает скобки.

-(до)ехал  (до)огорода

- (про)читал   (про)одежду

-(на)кричал   (на)собаку

2ой ученик у доски пишет словарную работу:

«Словарный диктант».

  1. Прием пищи обычно в середине дня.
  2. Млекопитающее, по строению тела наиболее близкое к человеку.
  3. Участок земли под овощами.
  4. Назови одним словом: куртка, платье, рубашка.
  5. 2-ой месяц осени.
  6. Скопление водяных паров в воздухе
  7. Плод со съедобным ядром в твердой оболочке.
  8. Проверяем. Ударения. Опасные места.

ФИЗМИНУТКА

Постановка темы и цели урока

- Ребята, на прошлом уроке, мы изучали с вами тему: «Приставка». Сегодня мы продолжаем работу.

- Ребята, англичане считают, что приставка не столь уж необходима, ведь главное значение несет в себе корень. А вы согласны?

- Мы проведем исследование. Определим, каково назначение приставки и какую роль имеет приставка в нашей речи.

Цель: Определить, влияет ли приставка на значение слова! Нужны ли нам приставки? И какова роль значения приставки?

Исследовательская работа

Работа в группах

- Каждая группа получит лист с заданием.

Задача: Определить значение приставки для данных глаголов

Девиз: Один за всех и все за одного.

1)Указывает  на движение внутрь        в-

2) Указывает  на движение изнутри      вы-

3)  Указывает  на начало действия          за-

4)  Указывает  на завершение действия   до-

5)  Указывает  на движение с отдалением    от-

6)  Указывает  на движение с полным удалением   у-

7)   указывает  на повторное движение         пере-

Дети работаю в группе. Ответы зачитывают у доски.

ФИЗМИНУТКА (пальчиковая)

- Делаем вывод: Приставка уточняет значение слова. Она помогает точнее описать действие предмета. Если изменить приставку в однокоренных словах, то изменится и значение слова.

Работа по учебнику  стр. 87, упражнение 158

Послушалось,  вынесла, отдохнула, выкопал, положил, засыпал, выгул, посыпал, набрал, полил, вырастет.

Упражнение 159

завертелось, закрутилось, убежало, улетело, ускакало

Игра « Добавить по смыслу подходящие приставки»

на   (вы) (за)    писать в блокнот

вы           летел из гнезда

до            плыть до берега

пере (вы)       мыть посуду

за                  бежать во двор

Подведение итогов

-Ребята, достигли ли мы цели урока?

-Какие значения могут иметь приставки?

- Спасибо.Вы - Юные исследователи!

- Отгадайте ребус! (Ребус на доске) Молодцы!

Рефлексия. Смайлики.

-Оцените свою работу на уроке! Ребята, перед вами смайлики. Дорисуйте смайлик тем цветом, который соответствует  значению. (на слайде характеристика цвета)

-Спасибо за работу!!!

Домашнее задание

           упр. № 160 + 10 С/С