Литературное чтение
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
Описание опыта работы
учителя начальных классов
Влияние современных приёмов на уроках литературного чтения на формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС
Автор: Балюра Елена Александровна
пгт. Печенга, 2019 год
Наименование опыта
Влияние современных приёмов на уроках литературного чтения на формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Ведущая педагогическая идея опыта
Читательская компетентность позволяет достичь высокую эффективность обучения, повысить заинтересованность в чтении детской литературы, позволяет поддерживать внимание младших школьников на высоком уровне.
Условия формирования опыта
На формирование опыта оказали влияние следующие факторы:
- требования ФГОС НОО;
- изучение методической литературы;
- изучение опыта работ коллег.
Актуальность темы
Французский писатель и философ Дени Дидро говорил: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Современный мир стремительно меняется, за последние 15 лет статус чтения, его роль, отношение к нему в обществе изменилось. Идет процесс падения читательской культуры.
Дети, находясь с рождения в информационном потоке, ищут развлечений в большей степени, чем мы в своё время. У них нет потребности в чтении, а значит, не формируется в достаточной степени читательская компетентность. Поэтому задача учителя изменить ситуацию, найти новые подходы, приёмы и методы, которые позволят улучшить отношение к чтению, повысить читательскую культуру, активизировать читательскую деятельность детей.
Проблема чтения нашла отражение в нормативном документе ФГОС НОО:
- В «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе;
- Работе с книгой, как одним из основных источников приобретения знаний, придается особое значение. Сформированность читательской компетентности – основа самообразования и саморазвития.
Формирование читательской компетентности делает усвоение знаний не только успешным, но и помогает детям приобрести опыт извлечения необходимой информации, благодаря которому им легче своевременно найти свое призвание и успешно реализовать себя в жизни.
Методологическая база
На современном этапе развития педагогической науки рассматриваются проблемы приобщения школьников к чтению (Ш.А.Амонашвили, Н.Н.Светловская и другие). Именно в первом десятилетии жизни формируется читательская деятельность, решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или пассивным.
К проблеме чтения младших школьников обращались многие: Д.Б.Эльконин рассматривал процесс чтения как средство развития теоретического мышления; Л.В.Занков, З.И.Романовская раскрывают механизмы развития личности путем детского чтения; Р.Н.Бунеев, Е.И.Казакова и другие изучают чтение как процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Значительный вклад в изучении проблемы чтения внесла Н.Н.Светловская, которая рассматривает читателя как объект методической науки. Модель самостоятельной читательской деятельности Н.Н.Светловской предполагает, что грамотный читатель ставит цель чтения, знает мир книг и владеет необходимыми читательскими умениями, позволяющими самостоятельно выбрать книгу и понять смысл.
Цели и задачи педагогической деятельности
Цель: выявить влияние современных приёмов на уроках литературного чтения на формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Задачи:
- Оценить уровень мотивации у учащихся к чтению;
- Изучить литературу по проблеме формирования читательской компетентности у учащихся ;
- Изучить приёмы, направленные на формирование читательской компетентности на уроках литературного чтения.
Теоретическая база
ФГОС НОО читательскую компетентность определяет, как «сформированная способность у школьников к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после чтения».
Формирование читательской компетентности реализуется по следующим направлениям:
- Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя.
- Начитанность: эта компетенция включает в себя следующие элементы: знание изученных произведений, знание книг и произведений из кгура детского чтения.
- Умение работать с книгой: определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги.
- Навыки и умение читательской деятельности: Обеспечивает интерпретацию и оценку художественного произведения. В основе этой компетенции лежит работа с текстом.
Хочу остановиться на одном из приёмов в работе с текстом – синквейне.
Синквейн – один из эффективных приёмов, обеспечивающий деятельностный подход в обучении на этапе рефлексии. Он имеет определенную схему, по которой мы раскрываем суть понятия, определения, правила. Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящую из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:
1 строка – 1 существительное, выражающее тему синквейна;
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. Это может быть пословица, поговорка, крылатое выражение.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Начинать работать над созданием синквейна нужно с 1 класса, когда у детей бедный словарный запас, наблюдаются нарушения в речи.
Преимущества этого приема: обсуждается пройденная тема, анализируется изучение определения, выделяется главная мысль (тема синквейна).
Применяю этот приём потому, что можно определить уровень усвоения учебного материала по активности школьников.
Составить синквейн очень просто и интересно не только для школьников, но и для дошкольников, родителей и педагогов.
Приведу пример по созданию синквейна с детьми в моем классе. На последнем уроке литературного чтения детям было предложено написать синквейн на тему: «Мороз Иванович». Получились интересные работы (Приложение 1).
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- В центре процесса работы находятся учащийся, его познавательная и творческая деятельность, умения учебного сотрудничества;
- Главная мысль работы – развитие творческих способностей учащихся, с тем, чтобы ученик школы был способен к саморазвитию;
- Ответственность за успешный результат учащиеся в большей степени берут на себя.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.
Итак, синквейн:
- обогащает словарный запас;
- подготавливает к краткому пересказу;
- учит формировать идею (ключевую фразу);
- получается у всех.
Прием обучения, используемый в моей работе, дает положительный результат:
- У многих учеников появилось положительное отношение к заданиям творческого характера;
- Многие ученики начали с удовольствием посещать школьную библиотеку;
- Повысился интерес к чтению;
- Овладели умениями анализировать прочитанную информацию, выделять главные мысли, делить текст на смысловые части.
Технология опыта
Для исследования нами было проведено два анкетирования учащихся, с целью определения их занятости в свободное время и определения уровня интереса к чтению (Приложение 2).
Затем проанализировали мониторинг занятости учащихся в свободное время и уровня интереса к чтению, который провели в начале Ι четверти 2018/2019 учебного года (Приложение 3).
Мониторинг показал, что учащиеся 3 «в» класса в свободное время не уделяют время чтению и отсутствует интерес к чтению.
В течение первого полугодия мною на уроках литературного чтения были использованы современные приёмы работы с текстом, в частности, работа над созданием синквейна. Этот приём я использую на каждом уроке литературного чтения.
В конце ΙΙ четверти вторично провели мониторинг оценки интереса к чтению и выявлении занятости учащихся в свободное время (Приложение 4).
Мониторинг показал, что с использованием современного приёма на уроках литературного чтения, дети начали посещать школьную библиотеку, а некоторые дети, я стала замечать, стали приносить свои книги из дома и читать на переменах.
Нами был проведён сравнительный анализ успеваемости и качества знаний учащихся 3 «в» класса по итогам Ι и ΙΙ четверти 2018/2019 учебного года по литературному чтению (Приложение 5).Сравнительный анализ показал, что качество знаний учащихся во ΙΙ четверти улучшилось.
После проведения практической работы и проанализировав результат мониторинга, сравнительного анализа, мы определили, что с использованием современных приёмов на уроках литературного чтения повысился интерес к чтению и улучшилось качество знаний по этому предмету.
Результативность
Исследовательская работа позволила сделать вывод о том, что систематическое использование современных приёмов на уроке чтения влияет на формирование читательской компетентности, на повышение интереса к чтению.
Адресная направленность
Данная работа адресована учителям, которые заинтересованы в обогащении читательского опыта ребенка, в приобщении детей к чтению детской художественной литературы.
Новизна опыта
Известно, что одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств, как способность к самооценке, саморазвитию и самореализации.
Задача учителя начальных классов – активизировать читательскую активность.
Заключение
Уроки литературного чтения являются благоприятными уроками, на которых можно повысить уровень читательской компетентности.
Чтение – это то, чему обучают школьников, посредством чего их воспитывают и развивают. Положительное отношение к чтению, начинается с той минуты, когда ребенок почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, и, когда он сможет ответить на вопросы: «Кто я? Какой я? Как бы я поступил в данной ситуации?»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
***
Мороз Иванович
Справедливый, добрый
Морозит, наблюдает, заботится
Совершает хорошие поступки
Волшебник
Мороз Иванович
Мудрый, грозный
Спасает, награждает, воспитывает
Судит о людях по делам
Маг
Мороз Иванович
Добрый, щедрый
Советует, награждает, помогает
Награждает всех по заслугам
Художник
***
Мороз Иванович
Добрый, старый
Спасает, выручает, просит
Помогает детям за добрые дела
Помощник
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкетирование для учащихся
Цель: определить занятость учащихся в свободное от уроков время.
Вопрос для учащихся: «Чем ты занимаешься в свободное от уроков время?»
Предложены следующие ответы:
- Гуляю на улице;
- Смотрю мультфильмы по телевизору;
- Играю в планшете;
- Читаю детскую литературу
Анкетирование для учащихся
Цель: определить уровень интереса к чтению у учащихся.
Вопросы для учащихся:
- Любишь ли ты читать детскую литературу?
- Часто ли ты посещаешь школьную библиотеку?
- Читаешь ли ты перед сном?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты мониторинга
в начале учебного года (сентябрь, 2018 г.)
Результаты представлены на рисунках 1,2