Внеурочная деятельность
План внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_dobra.docx | 0 байтов |
vezhlivye_rebyata.docx | 0 байтов |
zanimatelnaya_matematika.docx | 0 байтов |
narodnye_igry.docx | 0 байтов |
po_strane_slov.docx | 0 байтов |
porisuem.docx | 0 байтов |
umelye_ruchki.docx | 0 байтов |
utrenniki.docx | 0 байтов |
ya_peshehod.docx | 0 байтов |
volshebnaya_kistochka_3kl.doc | 452.5 КБ |
orlyata_rossii_3kl.docx | 302.75 КБ |
razgovor_o_vazhnom.docx | 294.11 КБ |
fin.gram_.3kl.docx | 120.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Волшебная кисточка» для 3 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
1. Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
3. СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
4. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5.Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
6.Основной образовательной программы НООО, ООО, СОО МБОУ ВИСОШ имени М,Д.Цаганова
7.Положением о рабочей программе МБОУ ВИСОШ имени М.Д.Цаганова
Цели и задачи программы «Волшебная кисточка».
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
ЗАДАЧИ:
- Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
- ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
- создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
Описание места курса в учебном плане общеобразовательного учреждения.
Программа «Волшебная кисточка» для 3 класса рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1часу в неделю).
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Предметные результаты:
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны.
Содержание курса
1.Рисование по памяти и представлению «Впечатление о лете» | 1 |
2. Осенние листья | 1 |
3.Осенний пейзаж | 1 |
4.«Золотая хохлома». | 1 |
5.Роспись Матрёшки | 1 |
6.«Учимся рисовать птиц» | 2 |
7.«Учимся рисовать животных». | 2 |
8.«Учимся рисовать рыб и подводных жителей» | 2 |
9.Первый снег» | 1 |
10.Кружева зимы. Рисование снежинок. | 1 |
11.Новогодние игрушки | 2 |
12.Маскарадная маска | 1 |
13.Пчать смятой бумагой. Зимний лес. | 1 |
14.В гостях у сказочных героев | 2 |
15.Рисуем цирк | 1 |
16.Рисуем военные машины | 1 |
17.Праздничная открытка к 23 февраля | 1 |
18.Портрет мамы | 1 |
19.Праздничная открытка к 8 марта. | 1 |
20.Монотипия «Отражение в воде» | 1 |
21.Рисование по сырой бумаге. Рисуем весенние цветы. | 2 |
22.Рисуем космос | 1 |
23.Узор в полосе. Весенняя тематика. | 1 |
24.Пейзаж «Весеннее настроение» | 1 |
25.Праздничная открытка к 9 Мая | 1 |
26.Праздничный салют | 1 |
27.Моя любимая игрушка | 1 |
28.Урок - выставка | 1 |
Календарно-тематическое планирование
Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
1. | Рисование по памяти и представлению «Впечатление о лете» | 1 | |
2. | Осенние листья | 1 | |
3. | Осенний пейзаж | 1 | |
4. | «Золотая хохлома». | 1 | |
5. | Роспись Матрёшки | 1 | |
6 | «Учимся рисовать птиц» | 1 | |
7 | «Учимся рисовать птиц» | 1 | |
8 | «Учимся рисовать животных». | 1 | |
9 | «Учимся рисовать животных». | 1 | |
10 | «Учимся рисовать рыб и подводных жителей» | 1 | |
11 | «Учимся рисовать рыб и подводных жителей» | 1 | |
12 | Первый снег» | 1 | |
13 | Кружева зимы. Рисование снежинок. | 1 | |
14 | Новогодние игрушки | 1 | |
15 | Новогодние игрушк | 1 | |
16 | Маскарадная маска | 1 | |
17 | Печать смятой бумагой. Зимний лес. | 1 | |
18 | В гостях у сказочных героев | 1 | |
19 | В гостях у сказочных героев | 1 | |
20 | Рисуем цирк | 1 | |
21 | Рисуем военные машины | 1 | |
22 | Праздничная открытка к 23 февраля | 1 | |
23 | Портрет мамы | 1 | |
24 | Праздничная открытка к 8 марта. | 1 | |
25 | Монотипия «Отражение в воде» | 1 | |
26 | Рисование по сырой бумаге. Рисуем весенние цветы. | 1 | |
27 | Рисование по сырой бумаге. Рисуем весенние цветы. | 1 | |
28 | Рисуем космос | 1 | |
29 | Узор в полосе. Весенняя тематика. | 1 | |
30 | Пейзаж «Весеннее настроение» | 1 | |
31 | Праздничная открытка к 9 Мая | 1 | |
32 | Праздничный салют | 1 | |
33 | Моя любимая игрушка | 1 | |
34 | Урок - выставка | 1 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Анке Шмид. Детское творчество: весёлые уроки для малышей. - М.: «Мой мир», 2007.
2. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
3. Комарова Т.С. Обучение школьников технике рисования. - М., 2007.
4. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
5. Лыкова И,А, Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «Карапуз Дидактика», 2007.
6. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера»,2004.
7. Пенькова Л.А. Под парусом Лето плывёт по Земле. – М.: «Линка – Пресс», 2006.
8. Серия журналов «Воспитатель ДОУ» - (2008 - 2009).
9. Серия журналов «Дошкольное воспитание» - (1991, 2002, 2004).
10. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учёба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997.
11. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина
12. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000г
13. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003
Материально-техническое обеспечение
1. Учебно-наглядные пособия.
2. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
3. Альбомы с демонстрационным материалом.
4. Дидактический раздаточный материал.
Учебно-практическое оборудование.
1. Краски акварельные, гуашевые.
2. Тушь.
3. Бумага А4.
4. Бумага цветная.
5. Фломастеры.
6. Восковые мелки.
7. Кисти беличьи, кисти из щетины.
8.Емкости для воды.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
1.Требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
2. Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок».
3. Федеральным Законом РФ от 29.12.20212г.№273 «Об образовании в РФ» ( делее ФЗ № 273)
4. Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (от 6 октября 2009г. №373,с изменениями от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. № 2357,18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г.№1643, 31.12.2015г.№1576) (далее – ФГОС НОО)
5. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
7. Основной образовательной программы НООО, ООО, СОО МБОУ ВИСОШ имени М,Д.Цаганова
8. Положением о рабочей программе МБОУ ВИСОШ имени М.Д.ЦагановаЭто позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
-воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России;
-воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности;
-формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развивать творческие способности и эстетический вкус;
-воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре;
-воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей;
-содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру;
-формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» в 3 классе отводится 1 час в неделю
- 34 учебных недели в год.
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
-в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
-в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
-в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт - копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом. «Мы – хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
-уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
-понимание связи человека с окружающим миром;
-бережное отношение к среде обитания;
-проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
-признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
-выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание:
-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
-бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
-бережное отношение к природе;
-неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира;
-познавательные интересы, активность, инициативность,любознательность и самостоятельность в познании.
-проявление желания обогащать свои знания,способность
К поисково- исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
-способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта;
-способность к применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения;
-умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога);
-умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
-умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога);
-умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
-понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
-умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
-умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора, руководителя, исполнителя;
-умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процесс решения поставленных задач, проявлять этику общения;
-участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поиска ответа;
-умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работая в группе;
-умение высказывать и отстаивать свое мнение;
-умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание в соответствии с поставленной задачей или вопросом;
-корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
-умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуважения и помощи;
-признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы;
-умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно по отношению к окружающим;
-умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности
Универсальные учебные регулятивные действия:
-умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности;
-умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя;
-умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
-формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности;
-формирование умения применять свои знания в практической деятельности.
Предметные результаты:
понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека - лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,
«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства
гордости за достижения малой Родины
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе. | 1 | https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg |
Орленок -Лидер – 5 часов | |||
2 | «Лидер – это …» | 1 | https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus |
3 | «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» | 1 | |
4 | «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» | 1 | |
5 | КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | 1 | |
6 | «Мы дружный класс!» | 1 | |
Орлёнок – Эрудит – 4 часа | |||
7 | «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» | 1 | Серия «Эрудит» анимационного сериала «Смешарики» https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q Серии №190 «Кроссворд» юмористического киножурнала «Ералаш» https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig Презентация «10 великих изобретений русских учёных» |
8 | «Игра – это полезно и интересно» «Эрудит – это широкий кругозор» | 1 | |
9 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» | 1 | |
10 | Встреча с интересным эрудитом «Хотим всё знать» Итоги трека «На старте новых открытий | 1 | |
Орлёнок – Мастер – 5 часов | |||
11 | «Мастер – это…» | 1 | Презентация учителя о 10 самых известных мастерах родного края России https://m.vk.com/orlyata_rus |
12 | «Россия мастеровая» | 1 | |
13 | «Город Мастеров» «В гости к мастерам» | 1 | |
14 | «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» | 1 | |
15 | «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 |
Орленок – Доброволец – 4 часа | |||
16 | «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | Просмотр мультфильма «Рука помощи» https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw https://www.youtube.com/ watch?v=hr2rCo2tpmA Мультфильм о волонтёрах https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw |
17 | КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» | 1 | |
18 | Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» | 1 | |
19 | «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» | 1 | |
Орлёнок – Спортсмен - 5 часов | |||
20 | «Движение – жизнь!» | 1 | Танец «Ну-ка-на-ка» https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng На зарядку-становись! https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw Мультфильм Спортландия 1 серия https://yandex.ru/video /preview/?text= мультик%20про%20зож%20 Спортландия&path= wizard&parent-reqid=1645931995773862- 9789962654526820843- vla1-5795-vla-l7-balancer-8080 BAL- 9679&wiz_type=vital&filmId= 1069979878161687077 15 https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q Спортландия зарядка - https://disk.yandex.ru/i/i- ArRmQXsyDGEw Танец «Двигайся» https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg |
21 | «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» | 1 | |
22 | «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» | 1 | |
23 | Спортивная игра «Книга рекордов» «Встреча – подарок» | 1 | |
24 | «Азбука здоровья» | 1 | |
Орлёнок – Эколог – 4 часа | |||
25 | «ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии» | 1 | Презентация/видео о работе экологов (добровольцев, профессионалов, взрослых и детей). видео о красоте природы РФ https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA Работа экологов России мультфильм «Мальчик и Земля» |
26 | «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» | 1 | |
27 | Экологический квест «Ключи природы» | 1 | |
28 | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | |
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 6 часов |
29 | «Орлёнок – хранитель исторической памяти» | 1 | Мультфильм «Мульти-Россия» «Мульти-Россия» (второе официальное название «Мы живем в России») — цикл мультипликационных роликов о разных регионах, городах и народностях России. Является совместным проектом продюсерской компании «Аэроплан» и студии «Пилот». Работа над данным сериалом была начата в 2006 году. |
30 | «Традиции моей страны» Кодекс «Орлёнка – хранителя» | 1 | |
31 | «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» | 1 | |
32 | КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» | 1 | |
33 | « Мы – хранители» | 1 | |
34 | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата изучения | Форма проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
1. | Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе | 1 | учебный диалог | https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA | ||
2. | «Лидер – это …» | 1 | занятие-игра | https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
3. | «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» | 1 | беседа | https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
4. | «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» | 1 | занятие-игра | https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
5. | КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | 1 | конкурс | https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
6. | «Мы дружный класс!» | 1 | занятие-игра | https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
7. | «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» | 1 | развивающая игра | https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q Серии №190 | ||
8. | «Игра – это полезно и интересно» «Эрудит – это широкий кругозор» | 1 | занятие-игра | «Кроссворд» юмористического киножурнала «Ералаш» | ||
9. | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» | 1 | дидактическая игра | https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig | ||
10. | Встреча с интересным эрудитом. «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» | 1 | трек | https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig | ||
11. | «Мастер – это…» | 1 | учебный диалог | https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
12. | «Россия мастеровая» | 1 | учебный диалог | https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
13. | «Город Мастеров» «В гости к мастерам» | 1 | беседа | https://m.vk.com/orlyata_rus |
14. | «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» | 1 | занятие-игра | https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
15. | «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | ролевая игра | https://m.vk.com/orlyata_rus | ||
16. | «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | дидактическая игра | https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw | ||
17. | КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» | 1 | развивающая игра | https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw | ||
18. | Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» | 1 | занятие-игра | https://www.youtube.com/ watch?v=hr2rCo2tpmA | ||
19. | «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» | 1 | учебный диалог | https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw | ||
20. | «Движение – жизнь!» | 1 | пешеходная прогулка | https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw | ||
21. | «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» | 1 | учебный диалог | https://yandex.ru/video /preview/?text= мультик%20про%20зож%20 | ||
22. | «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» | 1 | конкурс | https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q https://disk.yandex.ru/i/i- ArRmQXsyDGEw | ||
23. | Спортивная игра «Книга рекордов» «Встреча – подарок» | 1 | занятие-игра | https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q | ||
24. | «Азбука здоровья» | 1 | учебный диалог | https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg | ||
25. | «ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии» | 1 | развивающая игра | https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA | ||
26. | «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» | 1 | занятие-игра | https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA | ||
27. | Экологический квест «Ключи природы» | 1 | квест | https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA | ||
28. | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | экскурсия | https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA | ||
29. | «Орлёнок – хранитель исторической памяти» | 1 | учебный диалог | Мультфильм «Мульти-Россия» | ||
30. | «Традиции моей страны». Кодекс «Орлёнка – хранителя» | 1 | учебный диалог | Мультфильм «Мульти-Россия» | ||
31. | «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» | 1 | беседа | Мультфильм «Мульти-Россия» | ||
32. | КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» | 1 | учебный диалог | Мультфильм «Мульти-Россия» | ||
33. | « Мы – хранители» | 1 | дидактическая игра | Мультфильм «Мульти-Россия» | ||
34. | Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году | 1 | ролевая игра | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
-Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
-Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
-СанПиН 1.2.3685-21;
- Основной образовательной программы НООО, ООО, СОО МБОУ ВИСОШ имени М,Д.Цаганова
-Положением о рабочей программе МБОУ ВИСОШ имени М.Д.Цаганова
Цель курса:
- формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
-воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей;
-совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
-повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России;
-развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
-формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для 3-х класса; рассчитан на 1 час в неделю/34 часа в год..
Форма организации: дискуссионный клуб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
- День знаний
- Наша страна – Россия
- Мы любим свою Родину
- День музыки
- День пожилого человека
- День учителя
- День отца
- Международный день школьных библиотек
- День народного единства
- Мы разные, мы вместе
- День матери
- Символы России
- Волонтеры
- День Героев Отечества
- День Конституции
- Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
- Рождество
- День снятия блокады Ленинграда
- Цена хлеба
- День Российской науки
- Россия и мир
- День защитника Отечества
- Международный женский день
- Малая родина
- День воссоединения Крыма с Россией
- Всемирный день театра
- День космонавтики. Мы – первые
- Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
- День Земли
- День Труда
- День Победы. Бессмертный полк
- День детских общественных организаций
- Россия – страна возможностей
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих вред природе.
Метапредметные результаты
базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
- природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Тематическое планирование
(3 класс)
№ | Тема занятия | Форма проведения занятия | Часы | ЦОР/ЭОР | Дата |
Сентябрь | |||||
1 | День знаний. Рекорды России | Образовательный квиз | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
2 | От поколения к поколению: любовь россиян к Родине | Беседа | 1 | ||
3 | Мечтаю летать | Работа с интерактивными карточками | 1 | ||
4 | Я хочу услышать музыку | Музыкальный конкурс талантов | 1 | ||
Октябрь | |||||
5 | О наших бабушках и дедушках | Семейные истории | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
6 | Яснополянская школа и ее учитель | Работа с текстом | 1 | ||
7 | День отца | Творческая мастерская | 1 | ||
8 | Петр и Феврония Муромские | Работа с иллюстрациями | 1 | ||
Ноябрь | |||||
9 | День народного единства | Работа с интерактивной картой | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
10 | Память времен | Групповое обсуждение | 1 | ||
11 | День матери | Творческая мастерская | 1 | ||
12 | Герб России и Москвы. Легенда о Георгии Победоносце | Работа с видеорядом | 1 | ||
Декабрь | |||||
13 | Один час моей жизни. Что я могу сделать для других? | Групповое обсуждение | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
14 | Герои Отечества разных исторических эпох | Работа с Галереей героев | 1 | ||
15 | День Конституции | Эвристическая беседа | 1 | ||
16 | О чем мы мечтаем? | Конкурс стихов | 1 | ||
Январь | |||||
17 | Светлый праздник Рождества | Пишем письмо Дедушке Морозу | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
18 | Ленинград в дни блокады | Работа с книжным текстом | 1 | ||
19 | Рождение московского художественного театра | Виртуальная экскурсия | 1 | ||
Февраль | |||||
20 | День российской науки | Викторина | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
21 | Россия и мир | Викторина | 1 | ||
22 | Есть такая профессия – Родину защищать | Литературная гостиная: конкурс стихов | 1 | ||
Март | |||||
23 | 8 Марта – женский праздник | Творческий флешмоб | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
24 | Гимн России | Работа с книжным текстом | 1 | ||
25 | Путешествие по Крыму | Виртуальная экскурсия | 1 | ||
26 | Я иду в театр | Чтение по ролям | 1 | ||
Апрель | |||||
27 | День космонавтики | Обсуждение фильма «Время Первых» | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
28 | Память прошлого | Конкурс стихов | 1 | ||
29 | «Дом для дикой природы»: история создания | Работа с видеоматериалами | 1 | ||
30 | День труда. Мужественные профессии | Беседа с ветеранами труда | 1 | ||
Май | |||||
31 | Дорогами нашей Победы | Встреча с ветеранами | 1 | school-collection.edu.ru/collection/ edsoo.ru/Metodicheskie_videouroki.htm apkpro.ru/razgovory-o-vazhnom/ | |
32 | День детских общественных организаций | Работа с видеоматериалами | 1 | ||
33 | Мои увлечения | Творческий конкурс | 1 | ||
34 | Мои увлечения | конкурс |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса разработана в соответствии с
1. Федеральным Законом РФ от 29.12.20212г.№273 «Об образовании в РФ» ( делее ФЗ № 273)
2. Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования (от 6 октября 2009г. №373,с изменениями от 26.11.2010г. №1241, 22.09.2011г. № 2357,18.12.2012г. № 1060, 29.12.2014г.№1643, 31.12.2015г.№1576) (далее – ФГОС НОО)
3. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
5. Основной образовательной программы НООО, ООО, СОО МБОУ ВИСОШ имени М,Д.Цаганова
6. Положением о рабочей программе МБОУ ВИСОШ имени М.Д.Цаганова
7. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом авторской программы «Финансовая грамотность» Ю.Н.Корлюговой: учебная программа. 2-4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. - М.: Вако, 2020. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
Корлюгова Ю. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 4 классы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022.
Корлюгова Ю. Финансовая грамотностьРабочая тетрадь (2-3 класс, в 2-х частях), М.: Вако, 2020.
Курс «Финансовая грамотность» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Цель курса: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основными задачами курса являются:
- обучение планированию личного бюджета и постановку целей;
- рассмотрение способов достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
- знакомство с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
- познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
- формирование основ предпринимательства (через игровую деятельность).
Формируемые компетенции
- осуществлять поиск и использование информации необходимой для результативного и эффективного решения задач в финансовой сфере;
- определять актуальные и потенциальные источники доходов;
- анализировать структуру собственных (семейных) доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения;
- выявлять возможные финансовые риски, оценивать их, разрабатывать меры по уменьшению рисков;
- оценивать актуальность при кредитовании, оценивать риски, возникающие в связи с кредитной нагрузкой на семью, определять эффективную процентную ставку по кредиту;
- оценивать риски при инвестировании, сравнивать доходность различных инвестиционных продуктов, выбирать типовые методы и способы выполнения задач по инвестированию средств;
- сравнивать возможности - оценивать соотношения уровня расходов и степени защищенности, обеспечиваемой страховым продуктом;
- оценивать степень безопасности различных предложений на финансовом рынке;
- оценивать их эффективность и качество, описывать алгоритм действий в ситуации финансового мошенничества.
- учить планировать личный бюджет и постановку целей;
- рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);
- познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;
- познакомить с понятиями «право» и «налоги»;
- формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение курса предусмотрено в 3 классе 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, заложенных в ФГОС НОО.
Планируемые личностные результаты:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
- развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- составление простых планов с помощью учителя;
- понимание цели своих действий;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Познавательные УУД:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные УУД:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- умение слушать собеседника и вести диалог;
- умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса в 3 классе является формирование следующих умений:
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- представление о роли денег в семье и обществе;
- умение характеризовать виды и функции денег;
- знание источников доходов и направлений расходов семьи;
- умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
- определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
- проведение элементарных финансовых расчётов.
2. Содержание курса
№пп | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Что такое деньги и какими они бывают | 21 |
2 | Из чего складываются доходы в семье. | 2 |
3 | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 2 |
4 | Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. | 9 |
3. Тематическое планирование
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают (21ч.) | ||
1 | Что такое деньги и откуда они взялись. | 1 |
2 | Что такое деньги и откуда они взялись | 1 |
3 | Рассмотрим деньги поближе. | 1 |
4 | Защита денег от поделок | 1 |
5 | Какие деньги были раньше в России. | 1 |
6 | История монет. | 1 |
7 | Современные деньги России | 1 |
8 | Защита от подделок | 1 |
9 | Современные деньги других стран. Бумажные деньги | 1 |
10 | Бумажные деньги. Счет денег | 1 |
11 | Что мы узнали о деньгах? | 1 |
12 | Откуда в семье деньги. | 1 |
13 | На что тратятся деньги. | 1 |
14 | Безналичные деньги. | 1 |
15 | Как умно управлять своими деньгами. | 1 |
16 | Как считать доходы и расходы семьи | 1 |
17 | Как делать сбережения. | 1 |
18 | Учимся делать сбережения | 1 |
19 | Как появились деньги. | 1 |
20 | Валюты. | 1 |
21 | Валюты | 1 |
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье. (2ч.) | ||
22 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 |
23 | Откуда в семье берутся деньги. | 1 |
Раздел 3. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать (2ч) | ||
24 | На что семья тратит деньги. | 1 |
25 | На что семья тратит деньги. | 1 |
Раздел 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал. (9ч.) | ||
26 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 |
27 | Как правильно планировать семейный бюджет. | 1 |
28 | Закрепление изученного | 1 |
29 | Повторение пройденного | 1 |
30 | Проектная работа | 1 |
31 | Проект «Правила увеличения семейных доходов» | 1 |
32 | Проект «Правила экономии» | 1 |
33 | Проект «Семейный бюджет» | 1 |
34 | Подведение итогов года | 1 |
Итого часов: 34 |