Участие в работе методических объединений

Шулунова Марина Морзевна

Участие в работе методических объединений

Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя

 

Полезные ссылки:

1. Конструктор рабочих программ: https://edsoo.ru/constructor/

2. Примерные рабочие программы: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

3. Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы: https://youtu.be/jzFJay2IhjM

4. Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ: https://youtu.be/fv8h0SX5ffQ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Методологическая основа обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО и требования к результатам освоения программ»

Слайд 2

Преемственность ФГОС 2010 и ФГОС 2021: методологическая основа ФГОС ООО 2021: Единство обязательных требований к результатам освоения программ основного общего образования реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода , обеспечивающего системное и гармоничное развитие личности обучающегося, освоение им знаний, компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для успешного обучения на следующем уровне образования, а также в течение жизни. ФГОС ООО 2010: В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Слайд 3

Понятие системно-деятельностного подхода было введено исследователями-психологами в 1985 г. с целью снятия существовавшей оппозиции внутри отечественной психологической науки между системным подходом , который разрабатывался в работах классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.), и деятельностным подходом , который всегда был системным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Системно-деятельностный подход - это подход, при котором в учебном Системно-деятельностный подход: история и содержание понятия активной и разносторонней, познавательной деятельности процессе главное место отводится в максимальной степени самостоятельной школьника.

Слайд 4

Сущностная связь системно-деятельностного подхода с личностным проявляется в том, что в контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности как элемента системы «мир — человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходят его саморазвитие и самоактуализация его личности. И хотя главным фактором развития личности остается учебная деятельность, она выступает «инструментом» духовного развития личности. Системно-деятельностный подход в контексте иных методологических подходов Компетентностный, личностный и др. подходы, не только не противоречат системно-деятельностному подходу к проектированию, организации и оценке результатов образования, но сочетаются с ним, «поглощаются» им. Полемика взаимоотношения подходов в новых реалиях образования представлена такими учеными, как П.П. Борисова, Е.В. Бондаревская, Н.С. Веселовская, И.А. Зимняя, Л.Ф. Иванова, Н.В. Кузьмина, В.И. Байденко, А.В. Хуторской и др.

Слайд 5

Понятие «деятельность» И. Кант: «Деятельность есть наше (людей) определение». Ключевое место в системно-деятельностном подходе занимает категория «деятельности». Деятельность рассматривается как система, нацеленная на результат. Деятельность - игровая, учебная, трудовая, деятельность общения - специфический вид человеческой активности, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Деятельность может носить активный или пассивный характер. Полноценное развитие личности обеспечивается только активной, эмоционально насыщенной деятельностью, которая обеспечивает удовлетворение потребностей человека.

Слайд 6

предмет (мотив), виды деятельности, цель, действия, условия, операции Деятельность его структура образования деятельностного Эффективность обеспечивается за счет его характера. Деятельность имеет следующую предмет (мотив), виды цель, действия, условия, структуру - деятельности, операции. Образование осуществляется путем поэтапного овладения деятельностью на любом уровне путем перехода деятельности из внешнего (предметного) плана во внутренний (теоретический) план.

Слайд 7

ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно-деятельностный» подход в образовании!» Системно-деятельностный подход … «постулирует в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта». … «процесс учения — это процесс деятельности Александр доктор Григорьевич психологических Асмолов, наук, академик РАО, заведующий кафедрой личности факультета МГУ имени М. В. психологии психологии Ломоносова

Слайд 8

Системно-деятельностный подход: новые знания не даются в готовом виде! Особенности реализации системно-деятельностного подхода обучающиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности! Основная задача педагога: организация учебной деятельности, позволяющей формировать у учащихся потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Ключевой технологический элемент системно-деятельностного подхода: ситуация актуального активизирующего затруднения, организованная деятельность по выдвижению идей, гипотез, версий, целью которой является получение личного образовательного результата, выраженного в продуктах деятельности (схемах, моделях, текстах, проектах и пр.). Ведущие профессиональные умения учителя: конструирование эвристической ситуации, применение методов, которые позволяют учащемуся самому искать и осознавать подходящие для него способы решения проблем.

Слайд 9

Формирование содержания общего образования основано на содержании ведущей деятельности (игровой, учебной, деятельности общения). Ведущим в содержании образования является подходы к формированию универсальных учебных действий - совокупности способов действий и навыков учебной деятельности, обеспечивающих возможность самостоятельного развития учащегося на протяжении всей жизни В процессе учебной деятельности учащийся осваивает универсальные познавательные учебные действия, универсальные коммуникативные учебные действия, универсальные регулятивные учебные действия Системно-деятельностный подход и универсальные учебные действия

Слайд 10

Профессиональная деятельность в условиях системно-деятельностного подхода Цель Учебные задания Обучающая деятельность Передача готовых знаний Учитель – транслятор знаний. Ориентация на «среднего» ученика. Фронтальная работа. Репродуктивные задания на повторение и запоминание Необходимо исключить Нужно стремиться Развитие умений по открытию и применению знаний Учитель-организатор учебной деятельности. Дифференциация требований. Групповая и индивидуальная работа. Продуктивные задания на применение знаний, интеграцию, перенос знаний, формирование УУД.

Слайд 11

Требования к результатам освоения программ начального и основного общего образования

Слайд 12

Осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом Требования к личностным результатам ФГОС НОО Сформированная система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам (например, осознание, готовность, ориентация, восприимчивость, установка). ФГОС ООО Личностные результаты достигаются в ходе гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, воспитания ценности научного познания

Слайд 13

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), а также универсальными учебными познавательными действиями, универсальными учебными коммуникативными действиями, универсальными учебными регулятивными действиями Требования к метапредметным результатам Универсальные учебные познавательные действия Универсальные учебные коммуникативные действия Универсальные учебные регулятивные действия базовые логические действия общение самоорганизация базовые исследовательские действия совместная деятельность самоконтроль эмоциональный интеллект работа с информацией принятие себя и других

Слайд 14

ФГОС НОО ФГОС ООО формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; определяют минимум содержания начального общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета; усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов Требования к предметным результатам

Слайд 15

АСМОЛОВ А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2009. № 4. С. 18—22. БОРДОВСКАЯ Н. В., РЕАН А. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. СПб. : Питер, 2009. КРАЕВСКИЙ В. В., БЕРЕЖНОВА Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия» 2006. КРАЕВСКИЙ В. В., ПОЛОНСКИЙ В. М. [ред.]. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001. ЛАРИОНОВА И. А. Самореализация как системаобразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18—28. ЛЕОНТЬЕВ А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1977. 7. ФИСЕНКО Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: http://www.allbest.ru. ХУТОРСКОЙ А. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Эйдос : интернет-журн. 2012. № 2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm. ЯКИМАНСКАЯ И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—38. Литература


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

" Сравнение обновленных ФГОС 2021 и ФГОС 2009-2010 "

Слайд 2

1) Сохранение структуры (в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») общие положения требования к структуре программ основного общего образования и их объему; требования к условиям реализации программ основного общего образования; требования к результатам освоения программ основного общего образования 2) Сохранение методологической основы – системно- деятельностный подход Основные отличия ФГОС 2021 ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) ФГОС детализируют условия реализации образовательных программ ФГОС конкретизируют результаты освоения программ 2 Преемственность ФГОС 2009/2010 и ФГОС 2021

Слайд 3

ФГОС 2021: введенные понятия «функциональная грамотность» В целях обеспечения реализации программы основного общего образования … должны создаваться условия, обеспечивающие возможность… «формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» «дистанционные образовательные технологии» «верифицированные образовательные ресурсы» (в контексте понятия «безопасность») «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены)

Слайд 4

4 Требования к результатам реализации ОП в обновленных ФГОС сформулированы в категориях системно- деятельностного подхода Системно- деятельностный подход Личностные результаты (ценности и мотивация) Ориентация на формирование системы ценности и мотивов Метапредметные результаты («soft skills») Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия Предметные результаты Конкретизация и систематизация предметных результатов Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к» «уважительное отношение к» «интерес к» Формулировки метапредметных результатов: «находить» «выявлять» «устанавливать» «выбирать» Формулировки предметных результатов: «осознавать» «понимать» «использовать» «приобретение опыта» Метапредметные, личностные результаты «владеть» ФГОС 2021: новый формат представления результатов освоения ООП Предметные результаты - hard skills в проектах ФГОС - soft skills в проектах ФГОС Во ФГОС 2009-2010 требования к результатам «деятельностно» нейтральны

Слайд 5

5 ФГОС 2021: детализация требований к результатам освоения ООП Овладение универсальными учебными познавательными действиями 1. Базовые логические действия (НОО – 5, ООО – 6) 2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6, ООО - 4) 3. Работа с информацией (НОО – 6, ООО – 5) Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение (НОО – 8, ООО - 6) Совместная деятельность (НОО – 4, ООО - 4) Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация (НОО – 2, ООО - 2) Самоконтроль (НОО – 2, ООО - 3) Личностные результаты (по направлениям воспитательной работы): Патриотическое воспитание (4) Гражданское воспитание (8) Духовно-нравственное воспитание (3) Эстетическое воспитание (3) Воспитание ценности научного познания (3) Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5) Трудовое воспитание (5) Экологическое воспитание (5) … Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов Метапредметные результаты : Всего = 33/30 конкретных результатов Предметные результаты включают: умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. По каждому предмету приведено по 15- 20 конкретизированных формулировок предметных результатов.

Слайд 6

6 Механизмы вариативности во ФГОС 2009- 2010 Часть ОП по выбору участников образовательного процесса Возможность разработки дифференцированных программ Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов Механизмы вариативности во ФГОС 2021 Часть ОП по выбору участников образовательного процесса (п.16 ФГОС) Возможность разработки дифференцированных программ. Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов (п.8) Произвольный характер выполнения требований к предметным результатам для инновационных школ (п.12) ФГОС 2021: механизмы обеспечения вариативности образовательных программ устанавливают вариативность сроков реализации ООП (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) требования к по освоения учебным определяют результатам программ предметам «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология» на и углубленном «Химия», базовом уровнях

Слайд 7

7 ФГОС 2021: особенности требований к ИОС Обеспечение доступности информационных и учебных ресурсов образовательной организации учебной документации (программы, учебные планы, результаты аттестаций) специальные требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ Возможность использования различных носителей информации (традиционных, и цифровых) внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing) Цели использования повышение качества реализации образовательных программ повышение качества управления образовательной организацией