Русский язык

Попирайко Неонила Николаевна


русский язык

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по внеурочной деятельности  «Занимательный русский язык»       1 - 4 классы

1.Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».

Данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

В процессе изучения данного курса школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательному русскому языку” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по предмету, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется заданиям, направленным на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.

        Данная программа имеет своей целью расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, лингвистический кругозор учащихся через систему развивающих занятий.

Изучение курса направлено на решение следующих задач:

  • развитие лингвистических компетенций учащихся;
  • формирование любви и уважения к русскому языку;
  • развитие познавательных способностей младших школьников;
  • развитие творческих способностей младших школьников;
  • расширение кругозора учащихся.

        Программа реализуется в течениечетырёх лет обучения в начальной школе

(с 1 по 4 класс).Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

        Приоритетными на этапе начального образования являются:  

  • познавательная деятельность
  • информационно-коммуникативная деятельность
  • рефлексивная деятельность.

2.Общая характеристика курса

        Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.

        Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

        Каждое занятие имеет следующую структуру:

  1. Работа над темой занятия.
  2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчиненного теме занятия, на другой- отвлеченный, а также проведение физминутки).
  3. Продолжение работы над темой.
  4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса текстового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»).
  5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

        Каждое четвертое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для предыдущих занятий. В нем отсутствует рубрика «Мишуткина академия».

3. Описание места курса

Программа рассчитана на 33 учебных часа в 1 классе (1час в неделю) и 34 учебных часа во 2-4 классах (1 час в неделю).

4.Описание ценностных ориентиров содержания курса

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамическую деятельность. Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

        Все занятия курса строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний.

  На занятиях с первоклассниками, особенно на первых порах, когда они ещё не овладели техникой чтения, используется «звучащее слово» (чтение учителем или аудиозапись произведений). Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребёнка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.

        Ещё одна главнейшая задача – развитие познавательных интересов детей.

Формирование познавательных интересов - не самоцель, а воспитание творческой личности, готовой свои познавательные возможности использовать на общее дело.

Познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ребёнка вполне определённых познавательных средств.  Познавательные действия необходимы не только для теоретической, но и для практической деятельности.

Принцип активности хорошо известен педагогам.  Без деятельности ученика учитель не сможет достичь поставленных целей.

        В программе предусмотрен материал для обучения детей литературному творчеству (умение пользоваться письменной речью).

        Занятия кружка рекомендуется проводить в атмосфере сотрудничества между учениками и между учениками и учителем. Сотрудничество должно быть основано на уважении к ребёнку; работа организовывается в атмосфере непринуждённости и раскованности.

        На занятиях кружка должны быть созданы условия, которые требовали бы естественного использования письменной речи.  Другими словами, необходимо обеспечить мотивацию деятельности обучающихся, открыть им личностный смысл использования письменной речи. Письменная речь должна формироваться как единство действий порождения смыслового содержания текста и его выражения.  Создавая игровые ситуации, письменная речь используется как средство общения: дети сначала пишут короткие тексты, письма товарищам, потом сочинения занимательного характера (небылицы, сказки, фантазии…). Став старше, дети сочиняют на более сложные, научно-познавательные темы, инсценируют сказки, свои произведения и т. п.

5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

        Личностные результаты

  • Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
  • умение пользоваться местоимениями, числительными и наречиями в речи.

6.Содержание курса

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Тема 2. Словообразование.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 5. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 6. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.

7.Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

1 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Речь устная и письменная

Дать представление о том, зачем нужна речь, что такое устная и письменная речь

Что такое слово

Дать представление о слове.Познакомить с ребусом

В мире звуков

Уточнить представление о звуках.Дать понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»

Игротека

Формулировать смысловое значение слова.

Дать понятие «рифма»

Звуки и буквы - не одно и тоже

Уточнить о различиях между звуками и буквами

Что такое метаграммы.

Познакомить с метаграммами.

Учить разгадывать метаграммы

Жили-были гласные и согласные

Уточнить представление о гласных звуках и буквах от согласных. Учить определять в слове гласные и согласные буквы

Игротека

Повторять звуки и буквы.

Разгадывать метаграммы

Волшебник Ударение

Познакомить с ролью ударения в слове.

Дать понятие «омограф»

Такие разные согласные    

Формировать умение отличать твердые согласные от мягких согласных.

Такие разные согласные    

Формировать умение отличать парные и непарные звонкие согласные от глухих согласных

Игротека

Учить искать омографы в предложениях.

Определять ударный слог в слове. Упражняться в различии гласных и согласных, согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Решать метограммы.

Рифмовать слова

Русские народные загадки

Познакомить с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделять свойства и признаки загаданного предмета

Зачем шипят шипящие

Уточнять знания о шипящих согласных.

Познакомить с понятием «пантомима»

Познакомьтесь: алфавит!  

Обобщить знания учащихся об алфавите.

Упражняться в правильном назывании букв и звуков

Игротека

Разгадывать русские народные загадки.

Упражняться в произнесении скороговорок.

Записывать слова в алфавитном порядке

Привет, пословица!

Упражняться в выявлении скрытого смысла пословицы

Поговорим о предложении

Познакомиться с разновидностями предложений по цели высказывания. Упражняться в умении различать данные предложения, приводить примеры

Ещё немного о предложении

Познакомиться с разновидностями предложений по цели интонации. Упражняться в умении произносить данные предложения с соответствующей интонацией

Игротека

Познакомиться с понятием «шарада». Упражняться в умении разгадывать шарады. Подбирать пословицы к тексту.

Знакомимся с анаграммами

Познакомить с понятием «анаграмма».

Упражняться в умении разгадывать анаграммы

Что такое текст

Уточнять знания о тексте.

Составлять рассказ по серии картинок, определять тему основную мысль текста

Что мы пишем с большой буквы

Изучить правила написания заглавной буквы.

Упражняться в написании заглавной буквы в именах собственных

Игротека

Разгадывать анаграммы.

Придумывать анаграммы к словам

О безударных гласных

Уточнять знания о безударных гласных в корне, требующих проверки. Подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки

О парных звонких и глухих согласных

Уточнять знания о правописании парных согласных в словах в словах. Подбирать проверочные слова

Слова-приятели

Подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары

Игротека

Упражняться в написании безударных гласных и парных согласных в корне, находить среди группы слов синонимы, подбирать синонимы к данному слову

Слова-неприятели

Познакомиться с понятием «антоним». Подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов

Волшебное слова предлог

Познакомить с предлогами. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом

Что за зверь такой - фразеологизм

Познакомить с фразеологизмами и их значением. Подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом

Игротека

Познакомить с понятием «омоним». Различать синонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения

Учимся различать слова разных частей речи

Различать слова разных частей речи

2 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Что мы знаем о звуках и буквах

Уточнить представление о звуках и буквах русского языка. Повторить понятия: «фонетика», «фонема», «фонетический слух»

Что такое лексика?

Познакомить с понятиями «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова»

Однозначные и многозначные слова

Познакомиться со словами, имеющими одно и несколько значений

Игротека

Повторить звукобуквенный разбор, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова

Слова-братья

Подбирать синонимы к данным словам, исключать лишнее слово из ряда синонимов

Слова - наоборот

Подбирать антонимы, вычленять антонимы из текста

Пословица недаром молвится

Подбирать пословицы, выражающие главную мысль текста

Игротека

Подбирать синонимы, антонимы, вычленять их из текста

И снова пословицы, пословицы, пословицы, …

Играть с пословицами

Играем со словарными словами

Играть со словарными словами

Анаграммы

Разгадывать анаграммы

Игротека

Повторять пословицы, анаграммы, словарные слова

Секреты некоторых букв

Познакомить с особенностями букв Я,Е,Ё,Ю; разделительным Ъ; Ь как показатель мягкости  согласных; разделительный Ь.

Шарады, анаграммы и метаграммы

Разгадывать шарады, анаграммы, метаграммы

Еще раз о синонимах и антонимах

Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов

Игротека

Повторить правила написания: Ь как показатель мягкости согласных; разделительный Ь. Вычленять синонимы и антонимы из выражений и текстов

Слова, обозначающие предметы

Познакомиться с именем существительным как частью речи, одушевленными и неодушевленными, собственными и нарицательными.

Слова, обозначающие действие предметов

Познакомиться с глаголом как частью речи.

Слова, обозначающие признаки предметов

Познакомиться с именем прилагательным как частью речи. Различать имена прилагательные по вкусу, размеру, форме, цвету.

Игротека

Повторять распознавание частей речи; одушевленные и неодушевленные предметы; подбирать синонимы

Текст, тема, главная мысль

Упражняться в определении темы и основной мысли текста. Составлять рассказ по картинкам

Заголовок - всему голова

Определять особенности заголовков.

Работаем с фразеологизмами

Употребляем фразеологизмы в речи

Игротека

Повторить понятия: текст, тема и основной мысль текста, заголовок текста, фразеологизмы

И снова пословицы

Играть с пословицами

Ещё раз о фразеологизмах

Играть с фразеологизмами

Русские народные загадки

Разгадывать русские народные

Игротека

Повторить пословицы, фразеологизмы, русские народные загадки

И вновь словарные слова

Играть со словарными словами

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

Упражняться в различении частей речи

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

Познакомиться с именами прилагательными, служащими для характеристики человека

Игротека

Повторить части речи

Повторяем…

Разгадывать русские народные загадки

Повторяем, повторяем…

Выполнить звукобуквенный разбор.

Решить головоломки

3 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Да здравствует русский язык!

Познакомиться с русскими народными пословицами, загадками, фразеологизмами

Вежливые слова

Систематизировать вежливые слова

Поговорки и пословицы  

Выявить скрытый смысл пословиц и поговорок

Игротека

Повторить русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы

Запоминаем словарные слова

Играть со словарными словами

Растения во фразеологизмах

Выяснить значение фразеологизмов: «манна небесная», «задавать перцу» и т.д.

Животные во фразеологизмах

Выяснить значение фразеологизмов: «показать, где раки зимуют», «мышиная возня» и т.д.

Игротека

Повторить словарные слова, растения и животные во фразеологизмах

Я не поэт, я только учусь…

Подбирать рифмующиеся слова.

Сочинять рифмовки

Как Морфология порядок навела

Различать части речи

Игры с пословицами

Выявить скрытый смысл пословиц

Игротека

Подбирать рифмующиеся слова.

Различать части речи

И снова животные во фразеологизмах

Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д.

Кое-что о местоимении  

Изменять местоимения по падежам

Познакомимся поближе с  наречием и числительным

Познакомиться с наречием и именем числительным как частями речи

Игротека

Повторить части речи

Ох уж эти фразеологизмы.

Состав слова. Основа слова. Формы слова

Выделять основы слов, части слова

Про корень и окончание  

Подбирать однокоренные слова, различать формы слова

Про суффикс и приставку

Выделять в словах суффиксы и приставки.

Подбирать к словам схемы

Игротека

Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей. Подбирать слова к схемам

Непроизносимые согласные

Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными

Учимся различать приставку и предлог

Упражняться в правописании приставок и предлогов

Учимся писать не с глаголами

Упражняться в написании не с глаголами

Игротека

Писать грамотно слова с непроизносимыми согласными, приставками и предлогами, «НЕ» с глаголами

Имена существительные с шипящим звуком на конце

Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце

Его величество Ударение

Упражняться в правильной постановке ударения

Поговорим о падежах

Определять падежи имен существительных

Игротека

Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце. Подбирать рифмующиеся слова.

Определять падежи имен существительных

Сложные слова

Писать слова, образованные путем сложения двух основ

От архаизмов до неологизмов

Распознавать архаизмы и неологизмы

По страницам энциклопедий

Знакомиться с энциклопедической статьей

Игротека

Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать энциклопедическую статью

Повторяем…

Разбирать слова по составу.

Выявлять скрытый смысл пословиц

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

Решать головоломки

4 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

И снова о русском языке…

Выяснить роль русского языка в жизни общества, его красоту и богатство.

Крылатые слова и афоризмы

Выяснить смысл понятий: «крылатые слова» и «афоризмы»

Копилка занимательных заданий

Решать занимательные задачи

Игротека

Повторить: в чем заключается богатство и выразительность русского языка; крылатые слова и афоризмы (их значение и признаки)

Об именах

Познакомиться с историей возникновения древнерусских и современных имен, разнообразием имен и их форм.

О русских фамилиях

Познакомиться с историей возникновения русских фамилий, распространенными способами происхождения русских фамилий.

В поисках сбежавших головоломок

Решать занимательные задания

Игротека

Повторить историю возникновения русских имен и фамилий

Мы играем в логогрифы

Познакомиться с логогрифами – словесными загадками, разными вариантами игры в логогрифы.

Учимся распознавать речевые ошибки

Распознавать и устранять распространенные типы речевых ошибок

Коллекция «заморочек»

Решать занимательных заданий

Игротека

Повторять логогрифы, речевые ошибки

Ох уж эти фразеологизмы!...

Искать в тексте фразеологизмы, определять их значения, заменять словосочетания соответствующими фразеологизмами

Работаем над рифмами

Определять отличительные признаки стихотворного текста, разнообразие рифм. Подбирать рифмующиеся слова, продолжать сочинения стихотворения, следуя заданной теме

Словесные забавы

Играть со словами. «Спунеризмы» и «буриме»

Игротека

Повторять: рифмы парные, перекрестные, опоясывающие. Игры со словами

Продолжаем работу над фразеологизмами

Подбирать к ситуациям соответствующие фразеологизмы

Русские пословицы и поговорки

Отличать поговорки от пословицы. Объяснять скрытый смысл пословицы

Ассорти для любителей русского языка

 Решать занимательные задания

Игротека

Повторять: пословицы, поговорки, фразеологизмы

И снова о фразеологизмах

Сравнивать фразеологизм и похожее словосочетание (важный человек, важная птица)

Однородные члены предложения

Выделять однородные члены предложения

Ошибочка вышла!...

Решать занимательные задания

Игротека

Повторять: однородные члены предложения, фразеологизмы.

Про омонимы и их разновидности

Познакомиться с «омонимами»- словами, схожими по звучанию, но различными по лексическому значению.

Еще немного фразеологизмов

Вычленять фразеологизмы из текста. Заменять словосочетания фразеологизмами.

В стране Перевертундии

Решать занимательные задания

Игротека

Повторять: омонимы и их разновидности; историю происхождения и значения фразеологизмов: «закусить удила», «попасть впросак»

Что такое «паронимы»

Различать паронимы

Запоминаем словарные слова

Играть со словарными словами

31 июня

Решение занимательных заданий

Игротека

Повторять: паронимы, словарные слова

Повторяем…

Повторить русские имена и фамилии, афоризмы и логогрифы

Повторяем…

Повторяем названия рифм, происхождение и значение фразеологизма «Как Мамай прошел». Работаем над речевыми ошибками.

8.Описание материально-технического обеспечения курса:

  1. Книгопечатные пособия:
  • Методическое пособие для 1-4 классов «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Рабочие тетради «Занимательный русский язык». Мищенкова Л.В. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
  • Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
  • Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
  • Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
  • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

9.Цифровые ресурсы:

  • Ресурсы Интернет.
  • ЦОР по русскому языку для начальной школы.
  • ЦОР по развитию логики учащихся начальных классов.

10Техническое оборудование:

  • компьютер;
  • принтер;
  • сканер;
  • мультмедиапроектор.

11.Система оценки:

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

 полноту и правильность ответа;

 степень осознанности, понимания изученного;

 языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:

 полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;

 обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

 излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в

формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Приложение 1.

Поурочное планирование по  курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

1 класс

Дата занятия по плану

Дата занятия фактически

урока

урока

по теме

Тема

Материал к учебному занятию

1

Речь устная и письменная

Ч.1,ТПО, С.1-4

2

Что такое слово

ТПО, С.5-8

3

В мире звуков

ТПО, С.9-11

4

Игротека

ТПО, С.12-14

5

Звуки и буквы- не одно и тоже

ТПО, С.15-18

6

Что такое метаграммы

ТПО, С.19-22

7

Жили-были гласные и согласные

ТПО, С.23-25

8

Игротека

ТПО, С.26-29

9

Волшебник Ударение

ТПО, С.30-32

10

Такие разные согласные    

ТПО, С.33-35

11

Такие разные согласные

ТПО, С.36-39

12

Игротека

ТПО, С.40-43

13

Русские народные загадки

ТПО, С.44-47

14

Зачем шипят шипящие

ТПО, С.48-52

15

Познакомьтесь: алфавит!  

ТПО, С.53-56

16

Игротека

ТПО, С.57-61

17

Привет, пословица!

ТПО, С.62-65

18

Поговорим о предложении

ТПО, С.66-70

19

Ещё немного о предложении

ТПО, С.71-75

20

Игротека

ТПО, С.76-79

21

Знакомимся с анаграммами

Ч 2,ТПО, С.1-5

22

Что такое текст

ТПО, С.6-9

23

Что мы пишем с большой буквы

ТПО, С.10-14

24

Игротека

ТПО, С.15-19

25

О безударных гласных

ТПО, С.20-23

26

О парных звонких и глухих согласных

ТПО, С.24-27

27

Слова-приятели

ТПО, С.28-31

28

Игротека

ТПО, С.32-36

29

Слова-неприятели

ТПО, С.37-41

30

Волшебное слова предлог

ТПО, С.42-46

31

Что за зверь такой-фразеологизм

ТПО, С.47-51

32

Игротека

ТПО, С.52-57

33

Учимся различать слова разных частей речи

ТПО, с.58-67

2 класс

Дата занятия по плану

Дата занятия фактически

урока

урока

по теме

Тема

Материал к учебному занятию

1

Что мы знаем о звуках и буквах (1 ч)

Ч 1, ТПО, С.1-7

2

Что такое лексика?

ТПО, С.8-11

3

Однозначные и многозначные слова

ТПО, С.12-16

4

Игротека

ТПО, С.17-19

5

Слова-братья

ТПО, С.20-23

6

Слова- наоборот

ТПО, С.24-27

7

Пословица недаром молвится

ТПО, С.28-32

8

Игротека

ТПО, С.33-36

9

И снова пословицы, пословицы, пословицы,

ТПО, С.37-41

10

Играем со словарными словами

ТПО, С.42-46

11

Анаграммы

ТПО, С.47-51

12

Игротека

ТПО, С.52-54

13

Секреты некоторых букв

ТПО, С.55-58

14

Шарады, анаграммы и метаграммы

ТПО, С.59-63

15

Еще раз о синонимах и антонимах

ТПО, С.64-68

16

Игротека

ТПО, С.69-72

17

Слова, обозначающие предметы

ТПО, С.73-76

18

Слова, обозначающие действие предметов

ТПО, С.77-80

19

Слова, обозначающие признаки предметов

Ч 2, ТПО, С.1-4

20

Игротека

ТПО, С.5-8

21

Текст, тема, главная мысль

ТПО, С.9-13

22

Заголовок- всему голова

ТПО, С.14-17

23

Работаем с фразеологизмами

ТПО, С.18-23

24

Игротека

ТПО, С.24-26

25

И снова пословицы

ТПО, С.27-30

26

Ещё раз о фразеологизмах

ТПО, С.31-35

27

Русские народные загадки

ТПО, С.36-40

28

Игротека

ТПО, С.41-44

29

И вновь словарные слова

ТПО, С.45-50

30

Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы

ТПО, С.51-54

31

Какие слова русского языка помогают называть качества характера

ТПО, С.55-58

32

Игротека

ТПО, С.59-62

33

Повторяем…

ТПО, С.63-67

34

Повторяем, повторяем…

ТПО, С.68-71

3 класс

Дата занятия по плану

Дата занятия фактически

урока

урока

по теме

Тема

Материал к учебному занятию

1

Да здравствует русский язык!

Ч 1,ТПО, С.2-5

2

Вежливые слова

ТПО, С.6-9

3

Поговорки и пословицы  

ТПО, С.10-14

4

Игротека

ТПО, С.15-17

5

Запоминаем словарные слова

ТПО, С.18-22

6

Растения во фразеологизмах

ТПО, С.23-26

7

Животные во фразеологизмах

ТПО, С.27-29

8

Игротека

ТПО, С.30-32

9

Я не поэт, я только учусь…

ТПО, С.33-35

10

Как Морфология порядок навела

ТПО, С.36-38

11

Игры с пословицами

ТПО, С.39-43

12

Игротека

ТПО, С.44-47

13

И снова животные во фразеологизмах

ТПО, С.48-51

14

Кое-что о местоимении  

(1 ч)

ТПО, С.51-54

15

Познакомимся поближе с  наречием и числительным

ТПО, С.55-58

16

Игротека

ТПО, С.59-61

17

Состав слова. Основа слова. Формы слова

ТПО, С.62-65

18

Про корень и окончание  

ТПО, С.66-69

19

Про суффикс и приставку

ТПО, С.70-72

20

Игротека

Ч 2, ТПО, С.1-4

21

Непроизносимые согласные

ТПО, С.5-8

22

Учимся различать приставку и предлог

ТПО, С.9-12

23

Учимся писать не с глаголами

ТПО, С.13-16

24

Игротека

ТПО, С.17-21

25

Имена существительные с шипящим звуком на конце

ТПО, С.21-25

26

Его величество Ударение

ТПО, С.26-29

27

Поговорим о падежах

ТПО, С.30-33

28

Игротека

ТПО, С.34-36

29

Сложные слова

ТПО, С.37-40

30

От архаизмов до неологизмов

ТПО, С.41-45

31

По страницам энциклопедий

ТПО, С.46-49

32

Игротека

ТПО, С.50-53

33

Повторяем…

ТПО, С.54-57

34

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»    

ТПО, С.58-62

4 класс

Дата занятия по плану

Дата занятия фактически

урока

урока

по теме

Тема

Материал к учебному занятию

1

И снова о русском языке…

Ч 1,ТПО, С.2-6

2

Крылатые слова и афоризмы

ТПО, С.7-11

3

Копилка занимательных заданий

ТПО, С.12-15

4

Игротека

ТПО, С.16-19

5

Об именах

ТПО, С.19-23

6

О русских фамилиях

ТПО, С.24-27

7

В поисках сбежавших головоломок

ТПО, С.28-31

8

Игротека

ТПО, С.32-35

9

Мы играем в логогрифы

ТПО, С.36-41

10

Учимся распознавать речевые ошибки

ТПО, С.42-46

11

Коллекция заморочек

ТПО, С.47-50

12

Игротека

ТПО, С.51-54

13

Ох уж эти фразеологизмы!...

ТПО, С.54-58

14

Работаем над рифмами

ТПО, С.59-64

15

Словесные забавы

ТПО, С.65-68

16

Игротека

ТПО, С.69-72

17

Продолжаем работу над фразеологизмами

ТПО, С.72-78

18

Русские пословицы и поговорки

ТПО, С.79-83

19

Ассорти для любителей русского языка

ТПО, С.84-88

20

Игротека

Ч.2, ТПО, С.1-5

21

И снова о фразеологизмах

ТПО, С.6-10

22

Однородные члены предложения

ТПО, С.11-15

23

Ошибочка вышла!...

ТПО, С.16-20

24

Игротека

ТПО, С.21-25

25

Про омонимы и их разновидности

ТПО, С.26-30

26

Еще немного фразеологизмов

ТПО, С.31-35

27

В стране Перевертундии

ТПО, С.36-39

28

Игротека

ТПО, С.40-43

29

Что такое «паронимы»

ТПО, С.44-49

30

Запоминаем словарные слова

ТПО, С.50-54

31

31 июня

ТПО, С.55-59

32

Игротека

ТПО, С.60-63

33

Повторяем…

ТПО, С.64-69

34

Повторяем…

ТПО, С.70-75



Предварительный просмотр:

Дата проведения  18.02.2019г.  

ФИО (полностью)

Попирайко  Неонила  Николаевна

Место работы

 МАОУ  «СОШ №10», г. Когалым

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

4-А класс

Тема и номер урока в теме

 Имя прилагательное.          Урок 1 в теме «Склонение прилагательных во множественном числе.»

Базовый учебник

 Русский язык: учеб. для 4 кл. общеобразоват. учреждений / [В.П. Канакина.,В.Г. Горецкий. и др.].- М.: «Просвещение», 2014г.

Технологическая карта урока русского языка в 4-А классе

УМК: учебный комплект под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого

Тема урока: Склонение имён прилагательных во множественном числе

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с особенностью склонения имён прилагательных во  множественном числе; совершенствовать умение склонять имена прилагательные во множественном числе; способствовать развитию умений составлять из слов предложения, определять падеж имён прилагательных, выделять их окончания; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с особенностью склонения имён прилагательных во множественном числе; научатся склонять имена прилагательные во множественном числе; составлять из слов предложения, указывать падеж имён прилагательных, выделять их окончания;

Метапредметные УУД

Познавательные: отбирать необходимые,  среди предложенных учителем, карточки  разного уровня сложности,  самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе таблицы, алгоритма , сообщений;  уметь самостоятельно формулировать доказательства, целенаправленно слушать учителя( одноклассников), решая познавательную задачу;

Регулятивные: высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или с одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью таблиц  и алгоритма

Личностные результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей,  осознавать личностный смысл учения;.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

Формируемые способы деятельности учащегося

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем гостей нашего урока.

Начинается урок.

Пусть пойдут все знанья впрок.

Все, что надо – не лениться

И старательно трудиться.

Дети приветствуют гостей и садятся.

Принимать и сохранять организационные задачи, психологический настрой на плодотворную работу.

II. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания  учебник  Рус.яз. с. 32, упр.341.

Минутка чистописания

Работа над словами с непроверяемым написанием

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

- Прочитайте задание. .

- ответьте на вопросы,  приведите примеры  к каждому вопросу.

Выводы учителя по выполнению домашнего задания.

Проводит минутку чистописания.

Проверьте, как положили тетради, пряма ли спинка

Пишем хорошо. Записываем дату (как пишутся числительные от 12 до 19 в русском языке?) Какие орфограммы в словах  классная и работа ?

 Учитель на доске записывает  буквосочетания: ыйий- верхнее соединение, огоего- верхнее, омуему- не забываем замочек перед м, аяяя- нижнее, ымиими- замочек  с буквой м

Организует работу над анализом  буквосочетаний ( окончаний прилагательных), вместе с детьми определяет новые  буквосочетания.                                                                                                                                  

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают задание упр. 341.

1.вопрос. Как изменяются имена прилагательные в единственном числе?

2.вопрос.  Как определить падеж имени прилагательного?

3вопрос. Прилагательные какого рода склоняются одинаково?

4 вопрос. На какие вопросы отвечают и какие имеют окончания прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах?

5 вопрос.  В каких падежах прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

 Выполняют чистописание.

ыйий,.огоего,омуему,аяяя,ымиими,

Записывают буквосочетания (окончания прилагательных в косвенных падежах)  и дают характеристику каждому  из них. Характеризуют новые буквосочетания  ымиими, ыхих, работают над проблемной ситуацией.

        

Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта.

Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию.        

                 

                                                       

III.Сообщение темы урока.

Определение целей урока

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему и цели урока  цель урока.

- Прочитайте тему урока на доске.

- Определите цели урока, используя опорные слова:

Узнаю      Научусь.

Учитель объявляет свои цели и задачи на этом уроке.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока.

 Под руководством учителя каждый ученик ставит цели, определяет  задачи урока.

-  Сегодня на уроке мы научимся склонять имена прилагательные во множественном числе.

Принимать и сохранять учебную задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

    IV. Объяснение нового материала.

Работа по учебнику с.33, упр.342—анализ таблицы, письменно просклонять яркие солнечные  лучи

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

- Назовите по таблице «Склонение имён прилагательных во множественном числе» вопросы и окончания имён прилагательных во множественном числе в каждом падеже. В каких падежах имена прилагательные имеют одинаковые окончания?

Работа у доски.   Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализирует формулировку правила (понятия) , данную в учебнике на стр.32 Делают вывод. Прилагательные

Во множественном числе по родам не изменяются, а только по падежам.

Падеж прилагательного узнаем по падежу существительного. 

Осуществлять анализ объектов

 V. Первичное закрепление знаний.

Работа с интерактивной доской, алгоритмом определения падежей прилагательных

Коллективная работа  с текстом на доске.

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий.

. Просклоняйте, пользуясь таблицей, имена существительные вместе с именами прилагательными окончания,  выделите в вопросах и прилагательных окончания (объяснить расхождение в окончаниях прилагательных  и вопросах с мягкой и твердой основой.)

Читать правило на стр 34, ответить на вопрос Почемучки:

- В каком падеже окончания данных имён прилагательных будут разными?

Выводы по этому этапу работы. Основной акцент: Прилагательные во множественном числе не изменяются по родам, а только по падежам. 

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Применяют новые знания на языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении  вопросов по теме.

Склоняют словосочетания.


Делают вывод: падеж имени прилагательного во множественном числе. Как и в единственном, определяется по падежу имени существительного, к которому относится это имя прилагательное

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать своё мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в группе . Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретённых знаний и умений.

Разноуровневые   задания по выбору ( желтая карточка- базовый уровень -1, голубая – выше базового уровня-2. Сложные задания-3. Розовые)

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

 Будьте очень внимательны. В каком падеже возникла трудность?

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения

Желтые карточки-

1 уровень.  Карточка 1.  

Вставить и выделить окончания прилагательных во множественном числе, определить падеж.

За воздушн…. шарами ----  п.

     О летн… каникулах-----п.

    К соседск.. мальчишкам------п.

    Из  колюч… кустов-----п.

       

          1 уровень. Карточка  2.

Вставить и выделить окончания прилагательных во множественном числе, определить падеж.

С трескуч… морозами------п

До перв… заморозков-----п

На музыкальн… инструментах----п

По  речн….. волнам ------п.

2 уровень- голубая карточка 1

Работа в группе.

2 уровень

Работа в группе. Вставить  пропущенные буквы( объяснить орфограммы)  Надписать  падеж имён прилагательных вместе с существительными во множественном числе.

Среди з…лён…      дубов   горели  красн…    лист  я     дик…   винограда.

Работа в группе.

2 уровень

  1.  Вставить  пропущенные окончания. Указать падеж прилагательных во множественном числе

За широк… пол…,  за  цветущ… луг…   стояли маленьк… домики.

Работа в группе.

2 уровень

 Объяснить орфограммы, записать и выделить окончания прилагательных во множественном числе, указать падеж

На низеньк…  кустарник..   брусники   распускаются      беленькие цветочки

Работа в группе.2 уровень

 Объяснить орфограммы, записать и выделить окончания прилагательных во множественном числе, указать падеж

По соснов… шишк…  прыгали краснозобые  снегири.

3 уровень

Работа в группе.

Записать предложение, подчеркнуть грамматическую основу, определить падеж прилагательного во множественном числе

Сверкает,  искрами,  снег, разноцветными,  на,  солнце, ярком.

-

        

Понимать на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Формулировать своё мнение и позицию. Строить монологические высказывания

VII. Итог урока. Рефлексия по карточке:

1.Я узнал(ла)---

Понял (а)—

Научился (лась)---

2.Лучше всего на уроке у меня выходило-----

3.Основные трудности и меня были-----

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

- Что нового узнали на уроке?

- В чём особенность склонения имён прилагательных во множественном числе?

- Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените работу учеников в группе.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

Отвечают на вопросы. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока. Определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности