Родительские собрания по обучению родителей основам педагогики и психологии. Группа № 04 "Дельфинчики". Воспитатель - Асламазашвили А.Н.
Темы, консультации родительских собраний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_sobranie_sentyabr_protokol_1.docx | 31.73 КБ |
konsultatsiya_sobranie_noyabr_protokol_2.docx | 23.5 КБ |
konsultatsiya_sobranie_mart_2021g._protokol_no_3.docx | 22.58 КБ |
konsultatsiya_sobranie_aprel_2021g._protokol_4.docx | 16.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема родительского собрания
по обучению родителей основам педагогики и психологии
на сентябрь 2020 год.
«Воспитать любознательного ребёнка – значит подготовить его к школе».
В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд, первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и понимать.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе изысканий информации, воспитывать любознательного ребёнка, определить роль и место важнейшего института воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту готовность.
В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные задачи:
Познавательная: изучить возможности семьи в формировании готовности к школьному обучению; влияние семьи на сформированность этой готовности.
Разработать рекомендации родителям, способствующие максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке к обучению.
Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной проблемы.
В данной работе использованы следующие методы:
анализ научно-педагогической и методической литературы;
педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с родителями и детьми).
Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка, приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей являются родители.
Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей внутренней уединенной жизнью.
Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах воспитания, но и в обучении.
И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
1. Содержание воспитания дошкольника в семье: нравственное
воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной деятельности
Нравственное воспитание дошкольников в семье.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения.
Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.
Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.
Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие.
Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды труда занимают незначительное место.
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.
Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном коллективе.
Численность детей в детских садах резко сократилась. Для многих родителей плата за детский сад недоступна. Мамы и папы вынуждены воспитывать ребенка в домашних условиях, зачастую лишая его при этом необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители, не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют возможность прибегнуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать собственное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чувством собственного достоинства или развитием индивидуальности.
Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если чувствую признание со стороны своего окружения.
Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке, можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки, действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых проявлениях коллективистической направленности.
Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную степень коллективистической направленности. Это в какой-то степени объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит, не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо «завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.
Но все же преодолеть ее можно. И это является главной задачей для тех родителей, которые не хотят видеть своих детей в будущем эгоистами. На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
И еще, на мой взгляд, каждый ребенок должен пройти «школу детского сада». По многим причинам, и главная из них – именно в детском саду ребенок учится жить среди людей.
Роль режима будущего школьника.
Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей. Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников: твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку, воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.
Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая порождает лень.
Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок включается в систематический учебный труд, у него появляются новые обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.
Для детей правильно организованный режим – условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.
Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха, различных видов деятельности в течение суток.
Развивающие игры и формирование интеллектуального развития
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.
В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут оказать игры, и прежде всего игры с правилами, в которых дети подчиняются правилам игры, учатся сдерживать свои желания, преодолевают трудности.
Игра – одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье.
Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между членами семьи. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру.
Общение с близкими, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой. В семье малыш имеет возможность включиться в трудовую деятельность взрослых. Например, двухлетний ребенок лепит с мамой, бабушкой пирожки; папе он может подержать молоток и т. п. В процессе совместного домашнего труда между родителями и детьми возникают отношения сотрудничества, доверия, взаимопонимания. Но для малыша труд является еще игрой.
В каждой семье родители пытаются создать условия для игровой деятельности. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Порой игра замещается длительным, беспорядочным, без учета возраста ребенка, чтением детских книг, преждевременным обучением грамоте, просмотром телепередач.
Родителям понятна бывает необходимость объяснить ребенку, особенно младшего дошкольного возраста, некоторые процессы бытовой деятельности (подготовка к еде, сну и т. п.), в то время как игра не осознается ими в должной мере.
Не всегда представляют родители и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Игрушки хранятся в беспорядке в ящиках, коробках, тумбочках. Не пересматривается в зависимости от возраста состав игрушек.
Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше игрушек, и притом сложных и дорогих. Этим они думают доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые. Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий материал для выражения их замыслов.
Одним из недостатков семейного воспитания является стремление родителей покупать игрушки детям в зависимости от того, кто у них сын или дочь. Не следует иметь специально игрушки для мальчиков и девочек. Всем детям одинаково нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Детям следует приобретать игрушки разных видов: сюжетно-образные, двигательные, строительные наборы, дидактические, игрушки-забавы, полу готовые игрушки, которые можно доделать самому ребенку.
От взрослых зависит, как ребенок обращается с сюжетно-образными игрушками; являются ли они партнерами в его играх или малыш остается к ним равнодушен.
Интерес к познанию неизвестного, развитые мышление и речь, творческий подход к окружающему – эти качества не менее важны, чем умение читать и писать. Их и надо развивать в ребенке в первую очередь.
Всего этого трудно (а может быть, даже невозможно) достичь скучными и утомительными для ребенка «домашними уроками». Куда лучше организовать игры-занятия, которые ребенка увлекут, будут для него интересными. Они могут быть достаточно сложными и длительными – но все-таки «дошкольными».
Задания этого раздела весьма серьезны по своему содержанию, но они даны в форме дидактических игр. Они направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребенка. Акцент сделан на обучение планированию и последовательному проведению намеченного плана в жизнь, на формирование целенаправленного поведения. В развитии мышления старшего дошкольника все большую роль начинает играть речь. Поэтому среди игр, адресованных этому возрасту, много чисто словесных. Некоторые из них специально направлены на развитие логического мышления, которое интенсивно формируется к концу дошкольного детства.
Необходимо давать ребенку возможность проявлять в игре выдумку и инициативу, быть активным и самостоятельным. Нельзя забывать, что ребенок сможет большего добиться в жизни, а его обучение в школе будет успешнее, если родителям удастся создать у него уверенность в себе, в своих силах. А для этого главное – отмечать его достижения и не «нажимать» на недостатки; хвалить за успехи – и не ругать за ошибки.
Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать , что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть, действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено ее воспитательное значение. Насильственное вмешательство в нее взрослого лишает малыша и радости от игры, и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребенка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют еще использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками в пока еще примитивных играх: посоветовать поделиться или поменяться игрушками и т. п. Желательно участие взрослых в подвижных играх малышей (салочки, прятки и др.), так как организаторские возможности младших дошкольников незначительны.
Активные дети. Не всем мамам это нравится. «Никакого сладу с ним нет. минуту не посидит спокойно. Уж как отец с ним строг, каждый раз прикрикнет и в угол поставит – а толку чуть. Сразу из угла выбегает. А в садике как безобразничает – особенно когда тихий час – прыгает, петухом кричит, подушками в ребят кидается. В общем, хулиган».
И таких «хулиганов» много, воспитывать их трудно, особенно в коллективе. Но приклеивать к ним ярлык «хулиган» несправедливо. То, что они не могут спокойно сидеть во время занятий, спать во время дневного сна, что они носятся на велосипедах, мешая играть другим детям, и т.п. – не их вина. Часто такие ребята стараются вести себя хорошо, но долго оставаться в неподвижности они не в состоянии.
Повышенная подвижность – или, как ее называют врачи, двигательная расторможенность – во многом врожденная особенность, определяемая типом протекания нервных процессов человека. Но справиться с этим можно правильным воспитанием.
Давайте представим себе два варианта воспитания.
I вариант. Ребенка непрерывно одергивают, наказывают за чрезмерную непоседливость. Специально дают ему длительные задания, требующие особенной усидчивости: пусть привыкает! И малыш оказывается в затруднительном положении: он при всем желании не может действовать так, как хотят взрослые. Протест ребенка часто выражается в намеренном игнорировании указаний взрослых. А нервная система малыша, и без того не слишком устойчивая, расшатывается еще сильнее, что вызывает… повышение двигательной расторможенности.
II вариант. Родители, учитывая особенности своего сына (дочери), стараются общаться с ним ровно и спокойно. Сводят до минимального количество запретов, но тех, которые выработаны, придерживаются последовательно и неукоснительно. Ни в коем случае не допускают перевозбуждения ребенка. Учат выполнять до конца вначале самые кратковременные задания, со временем – все более длительные. Стремятся заполнить время ребенка самыми разнообразными заданиями – благодаря их частой смене малыш будет все делать с интересом, а значит, и достаточно целенаправленно и «усидчиво».
Не стоит уточнять, какой вариант наиболее подходит для воспитания. Однако следует помнить, что путь этот долог и труден. Но потом вы с удовольствием пожнете плоды своего труда.
Заключение
Как быстро пролетает дошкольное детство! Казалось, совсем недавно малыш еще не умел как следует одеваться, заправлять кровать, аккуратно есть, очень переживал, что мама уходит и оставляет его в детском саду с незнакомыми взрослыми и детьми. Были и слезы, и капризы. А сколько серьезных размышлений, постоянных сомнений родителей: «Нужно ли было отдавать его в детский сад? Действительно ли малышу там хорошо? Внимательны ли к нему взрослые? Не обижают ли дети?» но заботливый, добрый взгляд воспитателя вселял надежду. Сейчас уже не хочется вспоминать внезапно налетавшие болезни, все эти инфекции и вирусы, вызывавшие столько тревог и волнений, и постоянный червячок сомнений: «Это все из-за того, что ходит в детский сад, не ходил бы, так и не болел». И после болезней снова периоды привыкания к режиму детского сада… Но малыш подрастал, и родители с приятным удивлением отмечали изменения в нем. Сейчас уже не вспомнить, что однажды поразило больше: самостоятельно слепленная им из пластилина крепкая морковка или упорное желание застегнуть все пуговицы на новой куртке, а может быть, горсть его любимых конфет, протянутая девочке из группы, и его такое радостное: «Оля, на! Вкусные очень!» Карандаш стал увереннее держать, считать может уже до 10, песенки и стихи новые выучил, сам завязывает шнурки, цветы поливает. Да разве все перечислишь?
Постепенно отступила тревога за малыша. Он уже многое делал самостоятельно, у него появились друзья в группе, и воспитательница уже на втором месте после мамы, так часто он упоминает ее имя дома. Благодатное время для родителей. Можно идти на работу и быть спокойными за ребенка: ему интересно в детском саду и уютно. Но вот на горизонте замаячила школа. Конец спокойствию родителей.
«Школа» – это слово у взрослых ассоциируется с трелью звонка, шумной неугомонностью перемены, строгим голосом учителя, диктантами. Контрольными, домашними заданиями. Кто-то улыбнется и чуть-чуть взгрустнет о своем беспечном, веселом школьном детстве. А у кого-то, наоборот, радостное чувство возникает только при мысли, что все это позади и никогда уже не повторится. И, пожалуй, нет человека, у которого бы воспоминание о школе не вызвало бы никаких эмоций. А если это касается собственного ребенка тем более.
«В какую школу? Готов ли он? Как ему там понравится?» – тревожатся родители. Хочется, чтобы в хорошую, к доброму, ответственному, умному учителю. Хочется, чтобы готов был не хуже других. Вот тут-то впервые серьезно встает вопрос: чему детский сад и они сами, родители, научили ребенка? Спохватившись, ощутив свою недостаточную внимательность к интеллектуальному развитию ребенка, некоторые родители бросаются записывать его на занятия по подготовке к школе, сами иногда пытаются учить ребенка чтению, счету, письму. Сколько сетований при этом на неусидчивость, невнимательность малыша. «Как же трудно ему будет в школе!» – подчас восклицают расстроенные родители. Заботы о режиме, эмоциональном благополучии как бы отходят на второй план, а главное место занимают учебные навыки и знания. Ребенку трудно сразу приспособиться к резко возросшим требованиям и нагрузке. Если уже сейчас нужно так долго заниматься, когда хочется гулять, играть, то что же будет в школе? И упражнения мало или совсем не интересны, да и трудноваты… Вот тут-то и начинает создаваться негативная установка по отношению к будущему обучению в школе. А родители еще и укрепляют ее своими недовольными замечаниями: «Это я с тобой нянчусь, а в школе с тобой никто так носится не будет», «опять отвлекаешься. Вот в школе поставят тебе 2 по поведению, а с двоечниками никто не дружит»… Стоит ли удивляться, если ребенок, еще ни разу не побывав в школе, твердо знает, что идти туда ему совсем не хочется.
Очень важно психологически подготовить ребенка к школе.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.
И.Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делается на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.
Моя подготовка к школе проходила в подготовительной группе детского сада, где я научилась читать, писать, считать. Большое внимание уделялось пересказам текстов, описанию произведений живописи, развивающим играм.
Положительными аспектами такого обучения можно считать постепенную и систематическую подготовку к физическим и умственным нагрузкам в школе. Отрицательными – отсутствие дифференцированного подхода к обучению.
Что же посоветовать родителям? Избегайте ненужной спешки. Почти за год до поступления выберите школу с учетом специализации, платы за обучение, места расположения, удаленности от дома, особенностей пути до школы. Подумайте, справится ли ваш ребенок со всеми этими трудностями? Ведь часто мы, взрослые не помним с каким трудом нам давались первые рассказики, как путались буквы, пропускались слова, как упорно «не хотели» складываться «в голове» числа и как часто становились неуклюжими пальцы и падала на пол ручка когда надо было написать ряды ровных палочек, кружочков… Конечно, сейчас вы это все уже умеете, и от этого так сложно понять трудности малыша. Но не спешите укорять его, сдержите эмоции, может быть, почти не веря, скажите ему и себе: «Все получится, вот увидишь! Еще немного постараешься, и будет лучше выходить!»
Надо найти золотую середину, чтобы с одной стороны, помочь ребенку прийти в школу подготовленным, а с другой стороны, не перестараться, трудными и долгими упражнениями не отбить желания учиться.
Дошкольное воспитание и обучение являются частью системы образования. Одна из задач дошкольного воспитания – подготовка детей к школе. Воспитатель в детском саду только совместно с родителями может подготовить ребенка к новой ступеньке его жизни: культура еды, общения и взаимоотношений, культура речи, трудолюбие, умение слушать музыку и ценить произведения искусства, красоту и богатство природы – все это имеет большое значения не только для обучения в школе, но и для всей последующей жизни.
Советы родителям
Проблемы отцов и детей не существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
В процессе работы над темой, я наблюдала за методикой воспитания детей-дошкольников в двух семьях. Принцип воспитания одинаков: любовь, забота и внимание, но в каждой из семей он различается. В одной – всю ответственность по воспитанию и развитию ребенка родители переложили на «плечи» детского сада и бабушек с дедушками. Сами же они постоянно недовольны тем, что ребенок делает, как он себя ведет, ставят ему в пример окружающих его детей, запугивают «бабаями» и «злыми дядьками». Во второй же семье, родители сами воспитывают ребенка. Мама с папой стараются не кричать на ребенка, разговаривать с ним спокойным, ровным голосом. Но и здесь отсутствует умение слушать малыша.
И в обеих семьях родителей беспокоит, что ребенок не обращает внимания на сделанные замечания, игнорирует их. А почему он должен это делать, если видит по поведению родителей, что слушать человека не обязательно, если тебе это не интересно?
Основная задача родителей детей-дошкольников, на мой взгляд, это научить ребенка быть усидчивым, уметь слушать, быть внимательным. Ведь в школе ему придется проводит много времени за партой.
Радуйтесь Вашему малышу!
Не перебивайте ребенка, не говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил рассказывать, - другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим голосом.
Не задавайте слишком много вопросов.
Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его заботливо и внимательно.
Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.
Установите четкие и жесткие требования к ребенку.
Не требуйте сразу очень многого: пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои игрушки или приводить в порядок комнату.
В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, а тем более не следует этого делать в присутствии других людей.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
Не надо устанавливать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.
Говорите медленно. Будьте терпеливы.
Не ожидайте от ребенка дошкольного возраста понимания:
всех логических связей;
всех Ваших чувств («Мама устала»);
абстрактных рассуждений и объяснений.
Каждый день читайте ребенку.
Не сравнивайте малыша ни с какими другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы.
Не скупитесь на награду: похвалу или поцелуй.
Поощряйте любопытство и воображение Вашего ребенка.
Поощряйте игры с другими детьми.
Предварительный просмотр:
Тема родительского собрания
по обучению родителей основам педагогики и психологии
на ноябрь 2020 год.
«Воспитание мальчиков и девочек в современной семье».
«Будущий мужчина или как воспитывать мальчика.
Будущая женщина или как воспитывать девочку»…
Различия между мужчинами и женщинами фиксируются в любом человеческом обществе, а проявление их отмечают во внешнем облике и поведении, психологических реакциях и выборе профессии. Долгое время такие признаки считались незыблемыми и воспринимались как естественное следствие биологических различий.
В последние годы специалисты обращают всё больше внимание на то, что воспитание, обучение и лечение детей без учёта их пола чревато многими последствиями, сказывающимися не только на непосредственном состоянии мальчика или девочки, но нередко на дальнейшей жизни. Эта актуальная сфера человеческой, особенно детской жизни до недавнего времени не была предметом систематических научных исследований, и широко бытующие обыденные представления о ней искажены множеством предрассудков и ничем не обоснованных, но якобы научных догм.
Внимание на проблему поло-ролевой социализации детей отечественные учёные стали обращать только в конце прошлого века. До этого времени отечественная наука, по замечанию И.С. Кона, была «бесполой»: изучалось психическое развитие ребёнка, личности без учёта половой принадлежности.
Представление о себе как о представителе определённого пола, о мужчинах и женщинах начинают формироваться в дошкольном возрасте. Ребёнок учится общаться со сверстниками и взрослыми, складываются первые впечатления о семье, взаимоотношениях внутри неё, воспитывается уважение к старшим.
Вопросы о том, какова роль мужчины и женщины в современной семье, на работе, во власти возникают всё чаще.
Соотношения «мужского» и женского изучались уже в античной философии и мифологии: греческая философия (мужское – это форма, женское - материя; Небо-Земля; Мужчина соответствует творящему, женское – воспринимающему). Восточная философия (Инь – земное , пассивное, отрицательное, женское; Янь – небесное, деятельное, позитивное, мужское); в индуизме (Шива – мужское начало присутствует в неподвижном, сознательном, однородном, духовном; Шакти – женское начало присутствует в изменчивом, бессознательно-жизненном, природном).
Зачем природе мужское и женское? Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на потомков. И вторая – это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков. Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи. При этом женский пол сохраняет свой генотип памяти всё наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его- по возможности не допустить изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской на прогресс. Но каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется.
Огромное значение в воспитании, образовании и становлении любого человека имеет семья - самый древний и важный институт воспитания. На протяжении многих веков она имела огромную силу, у русских возводилась в культ. Гордились многодетными семьями. Дети воспринимались как основное богатство семьи.
(Мальчик – наследник, девочка – мать, хозяйка. После обмытия новорожденной девочки воду выливали в малину, чтоб красивая была).
Семья, как пирамида. Есть стержень и на нём все держатся. Стержень – вера, а за неё держится семья. Отец – большое кольцо, мать – кольцо поменьше, а следом дети. Чем больше детей, тем выше пирамидка. И по-другому никак нельзя, иначе пирамидка будет неправильная, перекошенная.
Сегодня ребёнок видит разные пирамидки и не всегда они правильные, прямые. И не всегда большие, и красивые.
А мы, взрослые, пытаемся по стереотипу воспитывать: мальчики – мужчины, защитники (добавляют родители)
Девочки - женщины, добрые (добавляют родители)
А надо ли это делать?
Надо. Сохранить в генотипе образ женщины и мужчины как было и раньше. Как и вы этого хотите. Это и есть задача гендерного воспитания в ДОУ и семье: формирование основ гендерного проявления (моделей поведения и отношений). Под гендером понимается социальный пол человека.
Вопрос гендерного воспитания актуален для ДОУ и семьи, так как основы гендерного воспитания закладываются в дошкольном возрасте до 7 лет. Уже в 2-3 года начинают понимать, что они либо мальчик, либо девочка, и обозначают себя соответствующим образом;4-7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменен: мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами.
А вот какими станут мальчики и девочки состоит наша с вами задача. Ошибаться не хочется. Рассмотрим анатомо-физиологические особенности полов и различия в психических качествах.
В эмбриональный период у мальчиков и девочек под влиянием половых гормонов уже формируются некоторые особенности развития мозговых структур (Т. А. Репина). У мальчиков позже развиваются и лобные области мозга, которые отвечают за планирование деятельности и контроль за своим поведением. Именно поэтому мальчикам труднее выполнять сложные многоэтапные поручения взрослых; они не терпят однообразия, не сидят на месте, но лучше выполняют задания на сообразительность. Отсюда можно сделать вывод, что у девочек мозг к семи годам имеет более высокую степень готовности к обучению, чем у мальчиков, у которых мозг «созревает» для полноценной учёбы только к восьми годам. Таким образом, мальчики и девочки имеют разные стартовые возможности физиологической зрелости и готовности к школьному обучению. По исследованиям наших физиологов М.М. Безруких и В.Д. Еремеевой, у 2/3 девочек к поступлению в школу уже достаточно развиты графические навыки, речь, понимание предложенной учебной задачи, тогда как каждый второй мальчик приходит в школу в состоянии «незрелости», у девочек выявлен более высокий уровень работоспособности и смысловой памяти.
В настоящее время многие исследования учитывают фактор пола, поэтому есть данные о различиях психологических характеристик у мальчиков и девочек. А. Геззел обнаружил, что у мальчиков лучше развита крупная моторика, у девочек - мелкая. Девочки превосходят в скорости арифметических операций, лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Мальчики, как правило, лучше решают пространственные задачи, лучше ориентируются на местности, им меньше требуется времени на запоминание нового маршрута.
У девочек лучше развиты речевые навыки (беглая, ясная речь), лучше правописание, навыки чтения, память на слова, словарный запас, лучше усваивают иностранные языки, в целом большая склонность к гуманитарным предметам. У мальчиков более развиты способности к точным наукам, выше точность прицеливания.
Технические способности раньше развиваются и лучше выражены.
Лучше выполняют задания на различения, на поиск простых фигур, «спрятанных» в сложных. У девочек более развиты перцептивные способности и вербальные, а у мальчиков зрительно-вербальные. Девочки раньше начинают рисовать и делают это охотнее, умеют выносить более тонкие суждения об искусстве. Сенсорная чувствительность у них более восприимчива. Они чаще могут напеть мелодию, имеют более тонкий музыкальный слух. У девочек более точная и прочная зрительная память, они лучше видят в темноте. Эмоциональная сфера более сензитивна (восприимчива), они легче переносят стресс.
Багрунов В.П., В.Г. Каменская ,В.В Печенков, отмечают, то имеются существенные различия в мышлении: в темпах, стратегиях, переработки и усвоения информации детьми разного пола. Мальчики ориентированы на действие, воспринимают информацию быстрее, не нуждаются в повторении, девочки - на общение, более продуктивно работают в спокойном темпе, повторения им необходимы. Высокий темп подачи новой информации для мальчиков способен снять многие проблемы с дисциплиной. Особенности формирования различных операций мышления следующие: у мальчиков лучше развиты пространственно-визуальные навыки, они хорошо работают с картами, схемами, математическими формулами, имеют более развитый внутренний план действий. Девочки при решении даже математических задач используют вербальные средства вследствие более развитых речевых навыков и лучшего словарного запаса.
Внимание у мальчиков более подвижное и неустойчивое, более продолжительный период включаемости, период продуктивной работы наступает позже, чем у девочек.
Что касается уровня эмоциональности в процессе обучения, надо отметить, что для девочек важна эмоциональная составляющая подачи информации для лучшего её усвоения при наличии устойчивых положительных эмоций. Для мальчиков же необходим постоянный в течение урока переход от эмоциональной фазы к информативной, при этом мальчики нацелены на смысл воспринимаемой информации, эмоциональная составляющая может быть умеренной. Уровень адаптивных возможностей у девочек выше, у них преобладают приспособительные реакции.
И.А. Сергеева указывает на превосходство девочек по уровню произвольного внимания в старшем дошкольном возрасте. Ученые также выявили преимущество девочек по избирательной устойчивости, по уровню произвольного внимания.
Существенные различия обнаружены еще по одному психическому процессу - памяти. Девочки лучше запоминают материал на слух как отдельных слов, так и предложений и целых рассказов (смысловая память),а также у них превосходство в запоминании имён и по богатству словесных ассоциаций (это наблюдается у них уже в 3 года).Исследования Н.Л. Горбачевской и др. показало ,что зрительная память старших дошкольников лучше развита у мальчиков.
Вербальный материал — слова, предложения, рассказы -активно осваиваются обоими полами, без этого невозможно существование в обществе.
Знаковая информация более соответствует интересам и склонностям мужского пола, но и в её запоминании женский пол оказался сильнее. В исследованиях образной памяти половые различия либо не обнаруживались, либо было превосходство мальчиков. А там, где вместе с изображением надо было запомнить названия, преимущество имели девочки. Таким образом, преимущества женской памяти наблюдается тогда, когда используется вербальная информация.
Таким образом, обобщая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что на ранних этапах развития ( до 7 лет) девочки обычно опережают мальчиков в интеллектуальном развитии.
Очевидно,что дети разного пола имеют определенную специфику в развитии познавательно - психических процессов,значит должны быть определены и особенности процесса формирования готовности к обучению. При формировании готовности к обучению в школе мальчиков и девочек целесообразно использовать различные методы, средства и формы работы. По данным Хризман Т.И.(1989 г.) мальчики и девочки существенно отличаются в физическом, интеллектуальном развитии, у них разные интересы. Под влиянием взрослых формируется и развивается два типа человека с разной психикой, разными законами развития высших корковых функций. Следует помнить, что мальчики и девочки имея разное строение мозга, ведут себя по -разному, поэтому крайне важно в процессе обучения и воспитания учитывать эти различия, помочь раскрыть те уникальные возможности ребенка, которые даны ему своим полом.
Роль родителей в половой идентификации ребёнка
Семья образует интимный, приватный мир человека, это самая близкая к человеку социальная среда. В ней человек начинает свою жизнь, в ней делит её с другими людьми, в ней продолжает себя в детях. Родители ждут не просто ребёнка вообще. Они пытаются загадать, какого пола он будет. Им очень важно, будет это сын или дочка, потому что, пока он не родился, они представляют его то малышом, топающим рядом, то малышкой, с красивым, пышным бантом. То они видят его или её школьниками, то юношей и девушкой.
Но вот он родился. Счастливые родители, которые имеют детей разного пола. Ведь уже на первом месяце жизни процессы восприятия и анализа информации мальчиком и девочкой различаются. Во все времена родители интуитивно чувствовали разницу в их зарождающейся психике. И немного по-разному разговаривали с сыном и дочкой, используя немного отличающиеся жесты и мимику, по разному пели колыбельные. Специалисты и родители из многодетных семей отмечают, что мальчиков, даже совсем маленьких чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания ( отойди, принеси, сделай, перестань...), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, весёлый...), мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить.
Итак, все дети развиваются по-разному. Но, одинаковые результаты мы получим, одинаково воспитывая мальчика и девочку. Да нет одинакового воспитания! Отец и мать по-разному видят и осуществляют воспитание своих общих детей. И именно родители ответственны за половое воспитание своих детей так как только они могут научить их взаимному уважению и любви. Любовь и взаимоуважение родителей — главный воспитывающий фактор воздействия на ребёнка. « Когда отец и мать любят друг друга, больше всего от их любви получает ребёнок». ( В. И. Кочетков).
Чтобы служить образцом половой роли, родители, прежде всего, сами должны соответствовать этой роли, принятым в обществе понятиям мужественности (маскулинности), и женственности (феминности). Родители должны понимать, что не следует слишком усердствовать в проявлении или искоренении каких — либо мужских или женских начал ребенка, особенно в кризисные периоды 3-7 лет и в период полового созревания. Отношение родителей к собственному телу во многом определяют нюансы их поведения, которые влияют на характер идентификации ребенка со своим телом. Если родители испытывают смущение при попытке переодеться, то их чувство неловкости передаётся ребёнку. Если родители ведут себя естественно, то ребёнка до поры, как правило, не смущает его обнаженное тело.
Ребенок может любопытствовать по поводу телесном различии полов, происхождении детей и т.п. Такое естественное любопытство должно правильно удовлетворяться родителями. Полезно заранее знать ответы на возможные вопросы детей.
К сожалению, не существует универсальной «технологии» воспитания детей, и мы не можем получить совета на все случаи жизни даже от человека, обладающим полным научным знанием о семье.
Вся система поло-ролевых взаимоотношений и дифференциации полов переживают кризис. С одной стороны-дискриминация женщин, с другой - тревога по поводу «феминизации» мужчин, подрыва «мужского» начала в обществе. Такое несовпадение чаще проявляется в поведении ребёнка и становится предметом обсуждения и оценки со стороны взрослых и сверстников.
Считается, что отцы больше, чем матери строят свое поведение в зависимости от пола ребенка и играют большую роль в половой идентификации ребенка. Матери относятся к сыновьям и дочерям в равной степени заботливо, как к детям вообще, безотносительно к их половой принадлежности, хотя в дошкольный период мужественность отца и женственность матери, по -видимому, одинаково влияют на формирование половой идентификации у ребенка того же пола.
Современные родители могут помочь своим детям в создании будущей счастливой, гармоничной семьи, разумно и деликатно поощряя в девочке её женственные черты, а в мальчике - мужественность.
Правильно ориентировать девочку - это значит одевать и воспитывать её в соответствии с полом, развивать интерес к женским занятиям и играм, приучать к домашнему труду, развивать женские качества, поощрять отзывчивость и заботливость будущей мамы, развивать мягкость, справедливость, восприимчивость к прекрасному, искренность. В семье девочку легко научить работе по дому, приобщать к шитью, вышиванию, вязанию.
В воспитании мальчиков есть своя специфика, свои нюансы. Чтобы сформировать в будущем мужчине чувство ответственности и самостоятельности, необходимо развивать их у него, давать возможность (тактично направлять) принимать решения самому. Здесь вредны как полное подавление его воли, так и излишняя нежность матери. Целесообразно использовать или создавать такие ситуации, в которых мальчик мог бы проявить себя как представитель «сильного» пола, приучался бы брать большую нагрузку, ответственность за слабых.
Необходимо уделять внимание и физической подготовке мальчиков.
А в этом может помочь отец, который должен быть другом своих детей, не забывая при этом, что он отец.
Перед ребёнком всегда должен быть положительный пример для подражания. Прекрасно, если у ребенка есть свои планы и стремления, свои интересы. Он имеет право на ошибку, учиться на своих ошибках. Ребенок имеет право быть любимым своими родителями таким, каков он есть. Родительская забота иногда имеет назойливый привкус, выглядит вмешательством в его дела. Ребенок тогда вместо благодарности испытывает раздражение. Не количество, а качество вместе проведенного времени имеет решающее значение.
Таким образом, мать и отец должны хорошо понимать, что их дитя - это что-то особое, своеобразное, иное существо. Родительская любовь - одна из самых больших человеческих ценностей. Она необходима как детям, так и взрослым. Правильная, разумная любовь родителей помогает ребенку раскрыть свои способности, найти своё место в обществе, стать личностью.
Предварительный просмотр:
Тема родительского собрания
по обучению родителей основам педагогики и психологии
на март 2021 год.
Консультация для родителей
«Детские страхи: причины возникновения и методы преодоления»
Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой ребенка может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.
Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.
Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.
Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.
Как возникают детские страхи?
Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым.
Ребенок не слушается (например, не убирает свои игрушки).
К чему мы прибегаем в этой ситуации?
• Повышаем голос (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями).
• Приводим в пример себя: «Ведь мама и папа всегда убирают свои вещи» (пробуждая у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей).
• Угрожаем лишениями, вызывая страх потери: «Придет Петя, я ему отдам твои игрушки, потому, что он хороший мальчик»; «Не разрешу смотреть мультфильм»; «Не пойдешь в зоопарк»; «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек» и т.д.
• Пускаем в ход телесные наказания, вызывая страх боли и унижения.
• И, наконец, прямо стращаем: «Запру в ванной и выключу свет»; «Выставлю на лестницу, уйду и не вернусь»; «Посажу тебя в мешок и выброшу на помойку»; «Не будешь слушаться — тебя заберут хулиганы и бандиты»; «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру».
Такие угрозы формируют у ребенка страх темноты, одиночества, смерти, злых людей (хулиганов, бандитов и т.п.).
Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение.
Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Но у него вдруг начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т.д.
Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и всё!», отсюда появляются яркие фантазии.
Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родителям следует помнить, что они ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять взрослым. Хорошо, когда родители (и в первую очередь, папы) рассказывают детям о своих детских страхах, — это вселяет в них уверенность. Ваш авторитет от этого не пошатнется, скорее наоборот, это вас сблизит.
Существует множество причин возникновения страхов у детей.
- Большое количество запретов.
- Предоставление полной свободы.
- Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
- Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
- Одиночество, нехватка общения с родителями.
- Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
- Боль.
- Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
- Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
- Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
- Плохие взаимоотношения со сверстниками.
- Сравнение ребёнка с другими.
Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого.
Виды страхов.
Выделяют два основных вида детских страхов это «немые» и «невидимки».
«Немые» - это когда родители замечают у ребёнка тот или иной страх, а ребёнок его отрицает. Например: страх громкого звука, чужих людей и т.д.
«Невидимки» - это совсем противоположный «немому» страху, т.е. ребенок признаёт страх, а родители не замечают. Такой вид страхов наиболее распространён, это, например, страх перед наказанием, вида крови.
Некоторые из страхов сопровождают определённый возрастной период.
Для детей 4-5 лет характерны следующие: страхи, связанные с фантазированием, а также страх темноты, одиночества, замкнутого пространства, перед сказочными и мифическими персонажами (Баба Яга, Кощей, Бармалей, «бабайка»). Также довольно часто встречаются страх боли, врачей, смерти.
Страх замкнутого пространства без определённой коррекции может перерасти в болезнь – клаустрофобию.
Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.
Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.
Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Страх наказания.
Такая форма фобии у детей совсем необязательно говорит о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допуская возражений или предъявляя завышенные требования. В атмосфере диктата в детской душе поселяется страх — не соответствовать родительским притязаниям, и, как следствие, возникает страх стать нелюбимым, страх быть отвергнутым родителями. А ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это!
Ребенок боится темноты.
Одним из наиболее распространенных страхов у детей является страх темноты или никтофобия. С этим явлением сталкиваются многие родители: ребенок настойчиво просится в спальню к родителям, отказывается засыпать с выключенным светом или закрытой дверью, просит, чтобы мама подольше оставалась с ним. Страх темноты тянется из глубины веков, из доисторического периода, когда свет означал безопасность, тепло, защиту. Темноты обычно боятся дети в дошкольном и (реже) младшем школьном возрасте, основной период, на который приходится этот страх: 2-7 лет. В этом возрасте родители могут помочь ребенку преодолеть страх. Если темноты боится подросток 13 и старше лет, это сигнал, что уже может потребоваться помощь специалиста: страх темноты порой сохраняется и у взрослых людей.
Причины появления страха темноты у детей:
Это может быть конкретная ситуация: ребенка напугал кто-то или что-то в темной комнате. Иногда родственники пугают детей сознательно: кто-то просто потому, что ему это кажется веселым, а кто-то с «благой» целью – например, желая вылечить заикание малыша. Делать так нельзя ни в коем случае: подобное «лечение-развлечение» может и взрослого шокировать, а у ребенка запросто усугубит ситуацию.
Другая причина появления страха темноты – внушенный страх.
Здесь возможны 2 варианта: первый это запугивание чудищем и прочими бабаями – «Не будешь спать, тебя домовой заберет». Второй – неверное объяснение, почему надо спать: «Не выспишься, будешь капризный». Здесь ребенок воспринимает вторую часть фразы, как пояснение, программирование на то, как себя надо будет вести. Прекрасной почвой для появления страха темноты служит вечерний просмотр страшных мультфильмов или кино, новостей. Во многих семьях телевизор почти не выключается: но то, на что взрослые не обращают внимания, успешно впитывается ребенком, трансформируясь в страхи и кошмары.
Этому же способствуют страшные сказки и рассказы, а также «добрые» рассказы взрослых о злых существах, живущих в вентиляции, канализации или мебели. Фраза бабушки о том, что в шкафу сидит черт, который по ночам ходит по квартире, способна сильно испортить малышу жизнь. И конечно же, на развитие страха темноты влияет внутрисемейная обстановка. Конфликты, скандалы, занятость собственной жизнью провоцируют появление у ребенка чувства неуверенности, отсутствия защиты в родном доме. Такие эмоции могут вылиться в ночные страхи, в частности, страх темноты, который сохранится и в более старшем возрасте.
Как помочь ребенку преодолеть страх?
Если речь идет о страхе темноты у подростков или о травмирующей ситуации, может понадобиться консультация специалиста. Если же родители хотят помочь дошкольнику пережить возрастной страх, то важно понять, что объяснение «В темноте нет ничего страшного» для малыша неубедительно. Это для вас в ней нет ничего пугающего, а в той темноте, которую боится ребенок, таятся злые и агрессивные существа. Нужно постараться вызвать у него чувство безопасности: оставлять ночник или приоткрывать дверь, разрешать брать в постель любимую игрушку. Также можно назначить какую-то из игрушек «охранником, стражем», который будет охранять сон малыша. Нельзя ругать ребенка за то, что он боится темноты: он научится скрывать страх, но это не решит проблему, а лишь вытеснит его в глубь психики. Хорошим помощником в преодолении страхов является творчество: страх можно нарисовать, а потом уничтожить его – порезать на кусочки, сжечь, выкинуть.
Как преодолеть страхи.
Почти все детские страхи временные и поддаются коррекции. Но, несмотря на это, родители должны серьезно относиться к страхам детей, ни в коем случае не игнорировать их, иначе детская психика сильно пострадает.
Способы преодоления страха.
- Часто для преодоления страха родителям нужно лишь больше проводить времени с ребенком, например, поиграть вместе.
- Разговор с малышом, чем больше говорить о страхе, тем быстрее он перестанет бояться.
- Сочинить сказку о страхе, который беспокоит малыша, а в конце победить его.
- Нарисовать страх. Тут есть два пути: нарисовать и сжечь и при этом объяснить, что его больше нет, или нарисовать его смешным, страх уже не будет казаться таким пугающим. Но данная методика недопустима, если причиной страха служит событие, произошедшее совсем недавно (например, укус собаки).
- Общение со сверстниками на тему общего страха.
- Поделиться страхом, который был в детстве и обязательно рассказать о том, как перестали бояться.
- Если малыш боится темноты, оставляйте открытой дверь, включайте ночник. Детская игра «прятки» зачастую помогает избавить от страха темноты и замкнутого пространства. При появлении признаков страха прекратить играть, если ребёнок не хочет играть принуждать нельзя.
- Коррекция посредством куклотерапии методика А.И.Захарова.
Малышу предлагается возможность выбрать игрушки и материалы, предварительно подготовленные. Они должны быть похожи на то, чего боится ребёнок. Далее необходимо разыграть сюжет, в котором он побеждает свой страх. Разыгрывание страха помогает отреагировать напряжение, снять его, перенести на куклу.
Ни одна методика не поможет, если воспользоваться ими один раз, проводить их нужно регулярно.
Родители должны помнить, что во многом всё зависит от Вас, умением вовремя успокоить, адекватно отреагировать на возникший страх, сказать теплое слово. В тех случаях, если в домашних условиях страх преодолеть не получилось, необходимо обратиться к детскому психологу.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Тема родительского собрания
по обучению родителей основам педагогики и психологии
на апрель 2021 год.
Консультация для родителей
«Личный пример в воспитании культурного поведения детей».
Если бы дети росли в соответствии с нашими
ожиданиями, у нас вырастали бы только гении.
Иоганн Вольфганг Гёте
Родительский пример – один из самых важных аспектов в воспитании ребенка. В процессе воспитания детей мы влияем на их развитие, подавая собственный пример, который является заразительным для них. Ребенок, сам того не замечая, копирует поведение родителей. При этом для них не важно, является ли это поведение правильным. Наш ребенок – это отражение наших поступков, образа жизни и моральных принципов. Никакие слова, уговоры, наказания не будут иметь такого влияния на ребенка, как пример его родителей.
Мы каждый день становимся примером для своих детей, возможно даже сами того не замечая. Здесь каждое слово, поступок, взгляд – все имеет значение. Мама и папа общаются между собой, обсуждают работу, знакомых, покупки, планы и так далее, а детки все запоминают и фиксируют. Они впитываю все привычки, манеру общения и поведения, у них формируется принятие именно такого поведения, а не какого-либо другого.
В давние времена существовал правило, что сын дворянина рождался дворянином, а сын крестьянина, соответственно, крестьянином. Сейчас же таких правил не существует, и ребенок из бедной семьи может получить качественно образование, найти достойную работу и быть счастливым. Все зависит от его родителей и, конечно же, его самого. И здесь имеется не количество накопленных материальных благ родителями, а именно способность родителей научить ребенка, показать ему мир в правильном свете. Успех человека зависит от позиции в жизни, от умения общаться с людьми и прилично вести себя и так далее. А этому они могут научиться только на примере родителей.
Ведь сложно представить, что дети ленивых родителей, не стремящиеся поддерживать порядок в комнате, интересующиеся только просмотром телевизора и обсуждению соседских скандалов, будут стремиться покорять вершины в учебе и на работе, будут приятны в общении, а грубияны смогут вырасти в образованных людей.
Ваше отношение к ребенку напрямую оказывает влияние на его стиль поведения. Чем окружить ребенка? Как действовать, чтобы показать ему правильный пример? Все зависит только от Вас.
У меня есть несколько рекомендаций для Вас:
1. Ребенок, постоянно слышащий критику в свой адрес, учится обвинять. Он просто не понимает, что есть другой вариант общения. В последствии он будет так же общаться с друзьями, и даже с Вами. Будет обвинять Вас в невыполненном обещании, в недостаточном внимании и так далее. А затем эта же ситуация повторится в школе, на работе, в семье. Конечно, об этом нужно задумываться заранее! Даже если ребенок сделал что-то не так, постарайтесь не обвинять его сразу же, а попытаться выяснить, почему так произошло и объяснить, как правильно будет поступить.
2. Постоянные насмешки над ребенком учат его быть недоверчивым. Если Вы хотите получать уважение от ребенка, так почему бы не поступать с ним так же? Насмешки и нам неприятны, а ребенку с его неустановившейся психикой – тем более.
3. Ребенок, окруженный враждебностью, учится бороться. Бороться не в лучшем смысле этого слова. Да и как можно проявлять враждебность по отношению к своему же ребенку? Просто научитесь спокойно и уравновешенно общаться с детьми. В любых ситуациях.
4. Ребенок, круженный злостью, учится причинять боль. Жестокость по отношению к нему потом проявляется с его стороны по отношению к друзьям, животным. Задумывайтесь над своими словами, жестами и даже взглядами.
5. Ребенок, окруженный непониманием, учится не слышать других. Не слышать он будет и Вас, родители. А затем и воспитателей, и учителей. Поэтому важно постоянно вслушиваться в его слова и входить в его положение.
6. Ребенок, которого постоянно обманывают, сам учится врать. Поэтому если Вы пообещали, обязательно выполните обещание. В следующий раз и ребенок поступит так же с Вами.
7. Ребенок, которого постоянно корят и подвергают позору, постоянно чувствует вину. Не акцентируйте слишком внимание на его ошибках, если они не такие уж и серьезные. И даже если стоит его немного поругать, то сделайте это наедине, не в присутствии других людей.
8. А вот ребенок, окруженный поддержкой, и сам учится защищать. Он чувствует поддержку со стороны родителей, и в голове у него укладывается, что это правильного, и другого варианта и быть не может.
9. Ребенок, получающий терпение со стороны родителей, тоже учится быть терпеливым. Он не будет требовать от Вас моментального приобретения обещанной игрушки или выполнения обещанного, если и Вы будете терпеливо относиться к его действиям.
10. Хвалите ребенка чаще, и он научится не только быть уверенным в себе, но и хвалить других, что всегда приятно, не правда ли?
11. Будьте честными с детьми, и они отплатят Вам тем же и научатся быть справедливыми.
12. Одобряйте его поступки, и он научится уважать себя.
13. Окружайте ребенка любовью, и он научится любить и дарить любовь окружающим.
14. А ответственность за свои решения появится у него после того, как Вы предоставите ему свободу выбора.
Семья – это очень большое и ответственное дело. Родители же руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей.