Программа развития творческих способностей обучающихся.
Представлена программа по развитию литературных способностей обучающихся школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya.docx | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Серго-Ивановская основная школа»
Программа по развитию литературных
способностей у обучающихся основной школы
составила учитель русского языка Родина А.Н.
2017-2019 г.
Учитель: Родина А.Н.
Программа «Выявление и развитие у обучающихся способностей к литературной деятельности»
Пояснительная записка
Программа по выявлению литературной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития литературной деятельности обучающихся, развитие креативного мышления, предметных умений творческой направленности, работа с одаренными детьми в данном направлении, проведение внеурочной деятельности данной направленности, участие обучающихся в различных конкурсах муниципального, регионального значений.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г. №1577), на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2017-2019 г.
Этапы работы:
- этап - аналитический – выявление одаренных детей в литературной области.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с обучающимися, имеющими литературные способности.
- этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с литературно-одаренными обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические
работы, зачеты, проектные задания и т.д.
- этап - этап формирования, углубления и развития способностей обучающихся.
Цель программы : создание условий для поддержки и развития обучающихся с литературными способностями.
Задачи:
- создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей в разных областях творчества;
- организация деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения, воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, различных конкурсах.
- развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности, интересы детей.
Основные направления реализации программы
- выявление одаренных обучающихся;
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы с учетом литературных способностей;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах;
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творчества обучающихся.
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции; Формирование высокой речевой культуры
Основные мероприятия по реализации программы
- Диагностика:
- Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
- Создание банка данных талантливых, литературно-одаренных обучающихся.
- Анкетирование родителей с целью выявления литературно-одаренных детей.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
- Изучение работы обучающихся на уроке и внеурочной деятельности путем посещения занятий учителем.
- Разработка программы работы с литературно-одаренными обучающимися.
Развитие творческих и познавательных способностей:
- Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению школьных конкурсов.
- Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие работы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- создание и защита собственных творческих мини-проектов по заданной теме.
- Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (награды, грамоты, дипломы, поощрение на линейках).
- Участие в школьных, региональных, всероссийских мероприятиях, конкурсах и олимпиадах по литературе
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными обучающимися;
- формирование банка, технологий и программ для ранней диагностики способных и одаренных детей;
- увеличение количества обучающихся, принявших участие в конкурсах и олимпиадах.
- общее развитие творческих способностей обучающихся;
- расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;
- издание творческих работ обучающихся на сайте школы, педагога, собственных страницах в социальных сетях;
- расширение портфолио за счет полученных грамот и творческих работ обучающихся.
Педагогические методики:
Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;
Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;
Тесты Торренса;
Тесты Ровена и Венгера.
Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.
Диагностики:
Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения русского языка и литературы.
Методика «Направленность личности» С.Ф. Спичак, А.Г. Синицын (7-9 класс)
Методика определения уровня умственного развития для младших подростков (5-6 класс)
При создании программы использованы интернет- ресурсы:
Силяева Светлана Ивановна, «Программа "Выявление и развитие у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности», https://multiurok.ru/files/proghramma-vyiavlieniie-i- razvitiie-u-obuchaiushch.html