2.3. Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся.
2.3
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе авторской программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016 — и соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования по русскому языку. Реализация рабочей программы обеспечивается учебником — Русский язык. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017, включѐнным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях.
Программа 7 класса включает в себя базовые знания и умения, которыми должен овладеть учащийся общеобразовательной школы.
Целью преподавания русского языка является формирование грамотности, языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Данная адаптированная рабочая программа разработана для обучающихся с ОВЗ 7 класса, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), имеющих развитие, близкое к возрастной норме, и положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Специфика особых образовательных потребностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаётся спецификой двигательных нарушений, индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций. Образовательная организация должна иметь условия, позволяющие организовать среду и рабочее место обучающегося в соответствии с ограничениями его здоровья и обеспечить реализацию программы коррекционной работы, соответствующей его особым образовательным потребностям.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно недельному учебному плану ООО МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева с обязательной частью предметной области «Филология» на учебный предмет «Русский язык» выделено 4 часа. Из части, формируемой участниками образовательных отношений, на учебный предмет «Русский язык» отводится 1 час. Итого на изучение русского языка в 7 классе выделено 175 часов, что составляет 5 часов в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Что изучается | Всего кол-во часов | Из них контроль знаний | Из них развитие речи | |
Русский язык как развивающееся явление | 1 | 0 | 0 | |
Повторение изученного в 5-6 классах | 13+1 | 2 | 1 | |
Тексты и стили | 1+6 | 1 | 6 | |
Причастие | 28+7 | 2 | 7 | |
Деепричастие | 10+2 | 1 | 2 | |
Наречие | 25+3 | 3 | 3 | |
Учебно- научная речь | 3 | 3 | ||
Категория состояния | 5+1 | 1 | 1 | |
Служебные части речи | 1 | |||
Предлог | 9+1 | 1 | 1 | |
Союз | 15+2 | 3 | 2 | |
Частица | 15+3 | 1 | 3 | |
Междометие | 6 | 0 | 0 | |
Повторение и систематизация изученного | 15+2 | 2 | 2 | |
Всего: | 175 ч. | 17 ч. | 31 ч. |
Предметные результаты освоения программы
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел | Тема | Основное содержание | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий | Формы контроля |
1 | Введение | 1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление | понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка | Обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой. Выявлять роль родного языка в жизни человека и общества, выделять основные особенности устной и письменной речи | урок | |
2 | Повторение изученного в 5 – 6 классах. | 2.1.Синтаксис и пунктуация | Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация» | понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП. | Урок, | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный диктант с грамматическим заданием. |
. | 2.2. Лексика и фразеология. Развитие речи Использование слов в соответствии с их лексическим значением. Способы сжатия текста. Описание помещения. | Общеупотребительные, диалектные, профессиональные слова; устаревшие слова и неологизмы; исконно-русскую и заимствованную лексику; эмоционально-окрашенные слова; фразеологизмы. | Пользоваться различными словарями; определять лексическую принадлежность слова; использовать слова в соответствии с их лексическим значением; сжато излагать содержание текста; составлять рабочие материалы к описанию помещения. | Урок, | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое обучающее и контрольное изложение. | |
. | 2.3. Фонетика и орфография Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -ГОР-/-ГАР-, -КОС/КАС-. Правописание гласных в приставках ПРЕ- И ПРИ-, буквы Ы и И после приставок на согласные. 2.4. Словообразование и орфография. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор. | трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора. Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. Уметь различать формы слова и однокоренные слова. | написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными, с правописанием ъ и ь. Производить морфемный анализ слов; выбирать правильные написания, зависящие от строения слова; пользоваться словообразовательными словарями. | Урок, урок | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ | |
2.5. Морфология и орфография. | Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам. . | Р Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису. Уметь применять орфографические, пунктуационные правила. правильно употреблять изученную морфологическую единицу в речи; производить морфологический разбор ; создавать тексты типа описания. | Урок-практикум | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сочинение-описание помещения; контрольные диктанты с грамматическим заданием. | ||
3 |
Морфология и орфография. Культура речи. | 2.6Текст.Стили литературного языка. 3.1. Причастие. | Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля. Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении | Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста. Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения. | Урок, Урок,беседа, практикум, | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ, контрольный диктант с грамматическим заданием |
3.2. Деепричастие. | Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). | Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии | Урок, урок-практикум | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; сжатое изложение; контрольный диктант с грамматическим заданием | ||
. | 3.3. Наречие. Наречие как часть речи. Морфологические признаки наречия. Синтаксическая роль наречий в предложении. Развитие речи Употребление в речи наречий. | Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.
| Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. | Урок, | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; рассказ по сюжетным рисункам; контрольный диктант с грамматическим заданием. | |
. | 3.4. Категория состояния. Развитие речи | Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния. . | Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте. | Урок, | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; изложение с элементами сочинения; сочинение-рассказ на основе услышанного, контрольное сочинение-рассказ; контрольные диктанты с грамматическим заданием. | |
4 | Служебные части речи. | Повторение изученного в 6 классе о служебных частях речи | Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных. | Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их. | Урок, | Анализ устных ответов, анализ ежедневных письменных работ в тетрадях; анализ промежуточных практических работ; контрольный итоговый диктант. |
5 | Повторение изученного в 7 классе. | Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил | Уметь обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры | Урок |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учебно-методическое обеспечение и литература
Для ученика (обучающегося)
Обязательная
Учебники
Русский язык. 7 класс. /Под ред. Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.- М.: Просвещение, 2015
Дополнительная
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
- Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз.
- Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
Для учителя (преподавателя)
Обязательная
- Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
- Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
- Концепция модернизации Российского образования;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета »Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
- Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Учебное издание. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.;
- Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 7 классе: 4-е изд.-М.:Просвещение 2007;
- Н. В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку»»- М.;. «ВАКО» , 2009
Дополнительная
- Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
- Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
- Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Образовательные электронные ресурсы:
- http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
- http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
- Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/
- Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/
- Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp
- Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/
- Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm
- Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4
- Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/
- Словарь русских фамилий http://www.rusfam.ru/
- Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/
- Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm
- Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html
- Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/
- Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/
- Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/
- Словарь-справочник русского языкаhttp://slovar.boom.ru/
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе авторской программы Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной 5-9 классы. - М. Просвещение, 2014. и ориентирована на использование учебника «Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций». - М.: Просвещение, 2015, включѐнного в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательных учреждениях.
Данная адаптированная рабочая программа разработана для обучающихся с ОВЗ 7 класса, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), имеющих развитие, близкое к возрастной норме, и положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Специфика особых образовательных потребностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаётся спецификой двигательных нарушений, индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка; наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации; коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций. Образовательная организация должна иметь условия, позволяющие организовать среду и рабочее место обучающегося в соответствии с ограничениями его здоровья и обеспечить реализацию программы коррекционной работы, соответствующей его особым образовательным потребностям.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «литература» включен в обязательную часть учебного плана образовательного учреждения для 7 класса. В соответствии с годовым календарным графиком и учебным планом школы на изучение литературы в 7 классе выделено 70 часов, что составляет 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов всего | Из них уроки | ||
Развития речи | внекл. чтения | контроля | ||
Введение. | 1 | |||
Устное народное творчество. | 5 | |||
Из древнерусской литературы. | 3 | 1 | ||
Из русской литературы ХVIII века | 2 | |||
Из русской литературы XIX века. | 30 | 1 | 1 | 1 |
Из русской литературы XX века. | 21 | 2 | 3 | 2 |
Зарубежная литература. | 6 | |||
Заключительные уроки | 2 | 1 | ||
Всего часов | 70 | 4 | 4 | 4 |
Предметные результаты освоения программы
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Раздел | Тема | Основное содержание | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий | Формы контроля |
1 | Введение. | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу. | Самостоятельно работать с учебником, составлять тезисный план статьи, формулировать вопросы и отвечать на вопросы учителя, работать с презентацией, делая необходимые записи в рабочих тетрадях | урок | |
2 | Устное народное творчество | Предания.«Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник» Былины. «Вольга и Микула Селянинович» Новгородский цикл былин. «Садко». «Калевала» — карело-финский мифологический эпос Пословицы и поговорки. | Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка | Читать и обсуждать статьи учебника. Составлять тезисный план. Выразительно читать былины. Просматривать и обсуждать видеосюжеты, беседовать по иллюстрациям, сравнивая и сопоставляя их Инсценировать отрывки из былин, тестирование, составлять разгадывать кроссворды Собирать материал и составить план сочинения по картине, написать творческую работу Составлять лексические и историко-культурные комментарии. Участвовать в коллективном диалоге. Давать сравнительную характеристику героям эпоса. Составлять таблицу «Черты мифологического эпоса в «Калевале». Создавать собственные иллюстрации. Выявлять смысловые и стилистические особенности пословиц и поговорок. Объяснять смысловую роль эпитетов, метафор и сравнений в пословицах и поговорках. Производить сопоставительный анализ пословиц разных стран мира на одну тему. Составлять устный рассказ о пословицах и поговорках. Составлять электронный сборник пословиц разных стран на общую тему. | урок творческая работа урок Работа в группах | тест |
3 | Из древнерусской литературы | «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок)
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». | Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Летопись. Формирование традиции уважительного отношения к книге. | Выполнить в микрогруппах творческую работу подражательного характера «Поучение младшему брату». Составлять пересказы древнерусских текстов на современный язык. Составлять стилизацию в жанре поучения. Производить художественный пересказ эпизодов, составлять кластеры, разные виды плана (простой, сложный, цитатный), формулировать «толстые» и «тонкие» вопросы, выполнять практические задания творческого и проверочного характера (викторина, инсценирование, иллюстрирование, тест) | Работа в группах | сочинение |
4 | Из русской литературы 18 века | М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». | Ода. Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина. Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества. | Участвовать в виртуальной экскурсии по местам, связанным с именем Ломоносова и Державина; делать устные сообщения, создавать м/м презентацию и защищать её, работая в микрогруппах. Составлять тезисный план статьи учебника. Выразительно читать наизусть стихи Практикум анализа стихотворения. Выразительное чтение наизусть Рассказ учителя. Эвристическая беседа. Составлять тезисный план статьи учебника. Выразительно читать наизусть стихи. Выявлять характерные для русской поэзии XVIII века темы, образы и приемы изображения человека. | урок | |
5 | Из русской литературы XIX века | А.С.Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» «Песнь о вещем Олеге». «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). «Станционный смотритель» | Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII) Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композит ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям. Повесть. Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести. | Выразительно читать фрагменты из поэмы. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение с помощью словарей и справочной литературы. Читать наизусть фрагмент. Сравнивать поэтический текст с историческим материалом, художественными полотнами и кино. Выразительно читать фрагменты, производить устное рисование, создавать иллюстрации к эпизодам; отвечать на вопросы, составлять кластер, синквейн. Знакомиться с прозаическим циклом «Повести Белкина», осуществляя приём «чтение с остановками», составлять синквейн, кластер, характеристики героев; анализировать поступки и действия героев, учиться психолингвистическому анализу текста; сравнивать художественный текст с киноповестью; давать письменный ответ на проблемный вопрос по повести; сопоставлять с близкими по смыслу произведениями искусства («Притча о блудном сыне» и картина «Возвращение блудного сына») | урок | |
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». | Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)— готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле | Выразительно читать и декламировать стихи , производить устное рисование, создавать иллюстрации к текстам ;отвечать на вопросы, составлять кластер, создавать м/м презентацию с включением самостоятельно подобранного звукового сопровождения (индивидуально и в микрогруппах) . Работать над анализом выразительных средств Работать в группах по самостоятельному сбору материалов и подготовке к семинарскому занятию по заранее предложенному учителем плану. Осуществлять лексическую работу с текстом. Составлять план «Песни…». Выразительно читать наизусть. Выполнить проверочную работу по произведению | урок | тест | ||
Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». | Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. | Читать и комментировать текст, составлять групповую и сравнительную характеристику образов. Выполнять творческие задания: инсценирование, чтение по ролям. Высказывать и аргументировать свою точку зрения, отвечать на проблемные вопросы. Осуществлять сравнительный анализ разных жанров искусства (литература, кино, живопись). | Урок | сочинение | ||
Иван Сергеевич Тургенев. «Бирюк». Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы», «Два богача». | Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. Нравственность и человеческие взаимоотношения. | Провести заочную экскурсию в Спасское-Лутовиново (м/м презентация, видеофильм) Актуализировать знания о писателе, полученные в предыдущих классах; выразительно читать тексты; Просмотреть и обсудить видеосюжет по рассказу; выступать с мини-проектами и сообщениями по теме; выразительно читать наизусть стихотворения в прозе | урок | |||
Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). «Размышления у парадного подъезда». Теория литературы. | Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. Поэма. Трехсложные размеры стиха. Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. | Выразительно читать и комментировать текст; составлять цитатный план; анализировать выразительные средства, композиционные особенности произведения; учить отрывок наизусть. Работая в парах, составлять вопросы по тексту, производить лингвистический анализ текста; выполнять практические задания творческого и проверочного характера Выразительно читать и комментировать поэтический текст, составлять цитатный план, анализировать выразительные средства, композиционные особенности произведения. | урок | |||
Алексей Константинович Толстой. «Василий Шибанов» «Михайло Репнин». | Исторические баллады. Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию. | Выразительно читать и комментировать поэтический текст, анализировать выразительные средства, композиционные особенности произведения. | урок | |||
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Дикий помещик». | Гротеск. Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». | Слушать сообщения учащихся и делать записи в тетрадях; работая в группах, выполнять творческие задания (анализ и инсценирование самостоятельно выбранного эпизода; иллюстрирование); просмотреть и сравнить текст и мультфильм по сказке, сделать выводы и аргументированно высказать свою точку зрения | урок | |||
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» | Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия). Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. | Выразительное читать текст с остановками; составлять характеристики героев, пересказывать от лица героя, писать мини-сочинение «Уроки детства» | Урок | Итоговый тест | ||
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.) | Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений). Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической характеристики. Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова | Слушать сообщения заранее подготовленных учащихся и делать записи в тетрадях. Читать текст и комментировать его; составлять х-ку образов; выполнять творческие задания (инсценирование, чтение по ролям), создавать раздаточный и наглядный материал по теме; проводить сравнительный анализ разных жанров искусства (литературы, кино и живописи); производить лингвистический анализ текста; выполнять практические задания творческого и проверочного характера. | урок | Выполнять творческие задания. | ||
«Край ты мой, родимый край!» В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». | Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | Создать и защитить мини-проекты по теме; выразительно читать стихи наизусть; индивидуально: написать и прочитать стихотворение собственного сочинения | Урок | |||
6 | Из русской литературы XIX века | Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». «Лапти». | Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Душевное богатство простого крестьянина. | Участвовать в эвристической беседе. Просмотреть презентацию и сделать записи в тетрадях. Выразительно читать. Написать литературный диктант. Составить отзыв или рецензию на текст рассказа. Участвовать в диспуте «Во имя любви». | урок | Составить отзыв или рецензию |
Максим Горький. «Детство». «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). | Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. | Смотреть презентацию, слушать рассказ учителя, создать краткую запись в тетрадях; дополнять сообщение учителя самостоятельно подобранным материалом | Урок | |||
Леонид Николаевич Андреев. «Кусака» | Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения. | Выразительно читать тексты. Составлять сравнительную характеристику образов. Анализировать тексты, Отвечать на проблемные вопросы, аргументированно выражать своё отношение к прочитанному; работая в группах, выполнять творческие задания (мини-презентация) | Урок | Творческие задания | ||
Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям». | Лирический герой Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. | Анализировать художественную форму стихотворения. Выразительно читать стихотворение в ролях, иллюстрировать текст Эвристическая беседа. Обучение выразительному чтению. Написать литературный диктант. Составить отзыв или рецензию на стихотворение. | Урок | Итоговый тест | ||
Андрей Платонович Платонов. «Юшка». «В прекрасном и яростном мире». | Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. | Слушать сообщение учителя и делать записи в тетрадях. Читать текст и комментировать его; составлять х-ку образов; выполнять творческие задания (устное рисование, чтение по ролям), создавать раздаточный и наглядный материал по теме; производить психологический и лингвистический анализ текста; отвечать на проблемные вопросы; составлять кластер, синквейн; выполнять практические задания творческого и проверочного характера | Урок | сочинение | ||
Борис Леонидович Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме...». | Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. | Выразительно читать и декламировать стихи , производить устное рисование, создавать иллюстрации к текстам ;отвечать на вопросы, составлять синквейн, создавать м/м презентацию с включением самостоятельно подобранного звукового сопровождения (индивидуально и в микрогруппах) . Работать над анализом выразительных средств | Урок | |||
Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». | Лирический герой (развитие понятия). Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. | Выполнять итоговый тест по творчеству В. Маяковского, М. Горького, Л. Андреева, А.Платонова | Урок | Итоговый тест | ||
Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне | Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления), Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны | Выразительно читать и декламировать стихи, производить устное рисование, создавать иллюстрации к текстам; отвечать на вопросы, составлять синквейн, создавать м/м презентацию с включением самостоятельно подобранного звукового сопровождения (индивидуально и в микрогруппах). Работать над анализом выразительных средств. | ||||
Ф.А. Абрамов. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа. | Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции. | Участвовать в эвристической беседе. Просмотреть презентацию и сделать записи в тетрадях. Выразительно читать. Написать литературный диктант. Составить отзыв или рецензию на текст рассказа. | Урок | Составить отзыв или рецензию на текст рассказа. | ||
Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». | Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека. | Выразительно читать и комментировать текст; составлять цитатный план; анализировать выразительные средства, композиционные особенности произведения; Работая в парах, составлять вопросы по тексту, производить лингвистический анализ текста; выполнять практические задания творческого и проверочного характера; формулировать и отвечать на проблемные вопросы; производить выборочное и акцентное чтение | Урок | Написать мини-сочинение на тему «Не дать погаснуть живому огню». | ||
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». | Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка. | Словесное рисование. Составлять вопросы по тексту. Производить выборочное и акцентное чтение. | Урок | |||
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). | Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления). Духовное напутствие молодежи. | Самостоятельно читать текст Составлять тезисный план статьи Составлять, участвуя в проблемном диалоге, творческую работу «Духовный кодекс моего современника» | Урок | |||
М. Зощенко. Рассказ «Беда». | Смешное и грустное в рассказах писателя. | Участвовать в эвристической беседе. Читать текст. Отвечать на проблемные вопросы. | Урок | |||
Стихотворения о родной природе | Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами. | Выразительно читать стихотворения, анализировать их идейное содержание | Урок | |||
Песни на стихи русских поэтов 20 века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». | Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний. | Участвовать в эвристической беседе. Читать текст. Отвечать на проблемные вопросы. Строить рассуждение на тему: «Загадка русской души» | Урок | |||
7 | Зарубежная литература | Роберт Берне. «Честная бедность». | Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения. | Выразительно читать стихотворения, анализировать их идейное содержание и языковые средства. | ||
Д.Г. Байрон "Ты кончил жизни путь, герой..." | Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины. | Выразительно читать и декламировать стихи , производить устное рисование, создавать иллюстрации к текстам ;отвечать на вопросы, составлять синквейн, создавать м/м презентацию с включением самостоятельно подобранного звукового сопровождения (индивидуально и в микрогруппах) . Работать над анализом выразительных средств | ||||
Японские хокку (трехстишия). | Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами. Особенности жанра хокку (хайку). | Работать с презентацией, делая необходимые записи в тетрадях; читать и анализировать хокку, предложенные в учебнике и заранее подготовленные учащимися. | ||||
О. Генри "Дары волхвов" | Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе. | Слушать сообщения учащихся, делать записи в тетрадях Выразительно читать стихотворения, анализировать их идейное содержание и языковые средства | ||||
Р. Бредбери "Каникулы" | Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта 6 чудесной победе добра. | Сформулировать проблемные вопросы. | ||||
Урок по итогам года | Лекция учителя, сообщения учащихся | Итоговое тестирование |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится | Ученик получит возможность: |
1.Совершенствовать свои духовно-нравственные качества, уважительно относиться к русской литературе, к культурам других народов; 3.Нормам социального поведения; 4.Чувству патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества. | 1.Осознать свою идентичность как гражданина и патриота страны с богатым литературным и культурным прошлым 2.Освоить гуманистические традиции и ценности современного общества 3.Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, определять свою позицию и ответственно вести себя в современном обществе; 4.Понимать культурное многообразие мира, уважать культуру своего и других народов. |
1.Сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др. 2.Владеть умениями работать с книгой, научной, критической литературой; составлять простой и развернутый планы (в том числе и цитатный), тезисы, конспект. 3.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация); 4.Сотрудничеству и взаимодействию с членами коллектива | 1.Самостоятельно регулировать свою учебную деятельность. 2.Анализировать информацию, обобщать факты, систематизировать знания, составлять план- конспект, формулировать и обосновывать выводы, использовать современные источники информации, в том числе и на электронных носителях. 3.Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (проект, эссе, доклад, видеоролик и др.). |
1.Передавать содержание изученных произведений; 2.Оперировать сведениями из жизни писателей и поэтов XVIII-XX веков; 3.Различать основные жанровые признаки изучаемых произведений (былина, летопись, житие, баллада, трагедия, стихотворения в прозе и др.); 4.Использовать литературоведческие понятия и термины, в том числе художественно-изобразительные средства языка; 5.Правильно бегло, выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть; 6.Пересказывать (подробно, выборочно, сжато от другого лица, «художественно») небольшого отрывка, главы повести, рассказа; 7.Составлять характеристику героя, в том числе и сравнительную; 8.Создавать устные и письменные отзывы на прочитанное произведение, писать сочинения по теме; 9.Подготавливать сообщения, доклады, диалог литературных героев (воображаемый, на основе прочитанного); 10.спользовать различные словари (орфографические, литературные, энциклопедические и т.д.). | 1.Анализировать, объяснять: композиционные и сюжетные компоненты произведения; различать факт и его описание, называть существенные признаки эпохи, отражённой в произведении, определять проблемы, составлять поведенческую и портретную х-ку героя, раскрывать идейный смысл прочитанного, излагать суждения о причинах и следствиях описываемых автором событий; 2.Работать с версиями, оценками: работать с критическими статьями, приводить оценки современников и критиков, определять и аргументировать свое отношение к ним; 3.Применять знания и умения в общении и социальной среде: использовать знания о литературе и культуре в целом в общении с людьми в школе и во внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде, способствовать распространению культурных ценностей; 4.Объяснять свое отношение к достижениям отечественной и мировой культуры; |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Коровина В.Я. Литература. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. на электрон. носителе: в 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014.
- Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: дидактические материалы по литературе. 7 класс/в.Я.Коровина, В.И.Коровин, В.П.Журавлёв. – М.: Просвещение, 2011.
- Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7 класс» (Электронный ресурс)/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2014
- Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват организаций / под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2014г.
- Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарева И.В. Поурочное планирование по литературе. 7класс. - М.: ВАКО, 2002.
- Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2010
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2010.
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - Изд. 3-е, исправл. и дополн. - М.: ВАКО, 2010
- Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
- Егорова Н.В., Аникина С.М..,. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс.-М.: ВАКО, 2012 г.
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
11.Обернихина Г.А., Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
12. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
13. Сочини сказку. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
14. Жильцова О.А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников: дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. М.: Просвещение, 2007
- Поливанова К.А. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008
- Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: (Электронный документ)
- Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: (Электронный документ)
- Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: (Электронный документ)
- Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: (Электронный документ)
- Сайт «Сеть творческих учителей»: (Электронный документ)
- Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: (Электронный документ)
- Современные образовательные технологии// Под ред. Н.В.Бордовской. М.: Кнорус, 2011
СЛОВАРИ
- Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва: Локид-Пресс, 2007.
- Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998.
- Крысин Л.П. Школьный словарь иностранных слов. – М.: Просвещение, 1997.
- Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург: Фактория, 2006.
- Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
- Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
- Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.
РЕСУРСЫ ИКТ
- BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.
- Диск «И.С. Тургенев. Произведения».
- Диск «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения».
- Диск «Обучающая программа для школьников от 10 лет и абитуриентов по литературе. Возраст: 5 – 11 классы».
- Диск « Русские словари: Толковый, Иностранных слов, Толковый словарь В. Даля, Географические наименования, Синонимы, Антонимы и Паронимы. 240 000 терминов».
- Диск « Словарь литературоведческих терминов».
- Диск «Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий. 7 класс».
- Диск «Устное народное творчество. Сказки. Предания. Загадки. Пословицы. Поговорки».
- Диск « Уроки литературы Кирилла и Мефодия.6 класс.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
О художественной литературе и чтении
Путешествие в Книгоград
О читательском дневнике
Устное народное творчество.
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/56392/ Повесть временных лет
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116299/?interface=teacher&class=48&subject=10
Письменная литература Древней Руси. О древнерусском летописании. "Повесть временных лет"
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24246/ Пушкин А.С.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116218/?interface=teacher&class=47&subject=10
О стихотворной речи. Ритм. Стихотворный размер. Рифма
О рифме и строфе
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24234/ Лермонтов М.Ю.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/18ece49a-69cc-4218-9c48-88eb1faee117/116241/?interface=teacher&class=47&subject=10
Эпитет и сравнение. О теме и идее художественного произведения
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/28999/ Некрасов Н.
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/28999/ Некрасов Н.
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/25534/ Тургенев И.С.
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/35800/ А.А.Фет
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/44283/ Чехов А.П.
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24500/ Бунин И.
- http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/31849875-94f3-46d2-a415-fa381283899a/116336/?interface=teacher&class=48&subject=1 Древнерусская литература
- http://www.proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24856/ Есенин С.А.
Предварительный просмотр:
«Законы русского письма»
(Программа индивидуально – групповых занятий по русскому языку для учащихся 8 класса)
Пояснительная записка
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку составлена в соответствии с методическими рекомендациями Н.Ф. Ромашиной, автора учебно-методического пособия Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 8-9 классы. -М.: Планета, 2012.
Цель - познакомить восьмиклассников с основными законами русского слова и письма; развивать готовность и способности учащихся к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
Задачи :
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- развивать речевые универсальные учебные действия.
В рамках ИГЗ по русскому языку предполагается применение информационных технологий, что должно способствовать повышению мотивации современного школьника к занятиям, стимулировать его познавательный интерес и увеличить эффективность групповой и самостоятельной работы.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Учебно-методическое обеспечение
1. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 8-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ Авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. -М.: Планета, 2012.
Содержание курса ИГЗ по русскому языку для 8 класса
Описание местности. |
Практикум. Анализ текстов, содержащих описание местности. |
Практикум. Написание сочинения с элементами описания местности. |
Описание архитектурных памятников как вид текста. |
Практикум. Собирание материала к сочинению. |
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности. |
Практикум. Описание скульптуры воина-защитника "Стоять насмерть". |
Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края. |
Практикум. Рассказ об истории своего края. |
Рассказ на свободную тему. |
Практикум. Написание рассказа по данному началу. |
Рассуждение на основе литературного произведения. |
Практикум. Подготовка к сочинению-рассуждению. |
Практикум. Написание сочинения-рассуждения на литературную тему "Моё отношение к героям повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"." |
Публичное выступление на общественно значимую тему. |
Практикум. Публичное выступление на одну из тем: "Что значит быть добрым в наше время?", "Трудно ли сохранять спокойствие, если тебя обижают?", "Легко ли быть молодым?". |
Характеристика человека как вид текста. |
Практикум. Обсуждение тем сочинений. |
Практикум. Написание сочинения-характеристики. |
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц. |
Практикум. Обсуждение ученических сочинений. |
Практикум. Сочинение-рассуждение с элементами описания двух знакомых людей. |
Учебно-тематический план ИГЗ по русскому языку для 8 класса
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Описание местности. | 4ч |
2 | Описание архитектурных памятников как вид текста. | 3ч |
3 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности. | 3ч |
4 | Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края. | 4ч |
5 | Рассказ на свободную тему. | 3ч |
6 | Рассуждение на основе литературного произведения. | 5ч |
Публичное выступление на общественно значимую тему. | 3ч | |
Характеристика человека как вид текста. | 5ч | |
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц. | 5ч | |
Итого | 35ч |
Календарно-тематическое планирование индивидуально-групповых занятий для 8 класса
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Основные вопросы и понятия |
1 | Описание местности. | 1 | Стили речи. Типы речи. Особенности описания. | ||
2-3 | Практикум. Анализ текстов, содержащих описание местности. | 2 | Способы художественной выразительности. Особенности описания местности. | ||
4 | Практикум. Написание сочинения с элементами описания местности. | 1 | Сочинение с элементами описания местности. Строение текста-описание. | ||
5 | Описание архитектурных памятников как вид текста. | 1 | Структура текста-описание, его языковые особенности. | ||
6-7 | Практикум. Собирание материала к сочинению. | 2 | Сочинение-описание памятника А.С.Пушкину в Москве. | ||
8 | Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности. | 1 | Описание как тип речи. План описания памятника. | ||
9-10 | Практикум. Описание скульптуры воина-защитника "Стоять насмерть". | 2 | Сбор материала к сочинению. Примерное вступление и заключение. | ||
11-12 | Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края. | 2 | Особенности ораторской речи. Сходство и различия ораторской и публичной речи. | ||
13-14 | Практикум. Рассказ об истории своего края. | 2 | Работа с текстами. Языковые ошибки. План рассказа об истории родного края. | ||
15-16 | Рассказ на свободную тему. | 2 | Повествовательный текст в жанре рассказа. Устное составление экспозиции к рассказу. | ||
17 | Практикум. Написание рассказа по данному началу. | 1 | Рассказ по данному началу. | ||
18-19 | Рассуждение на основе литературного произведения. | 2 | Признаки рассуждения как функционально-смыслового типа речи. | ||
20 | Практикум. Подготовка к сочинению-рассуждению. | 1 | Работа с текстом. Конструирование собственного текста. | ||
21-22 | Практикум. Написание сочинения-рассуждения на литературную тему "Моё отношение к героям повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"." | 2 | Сочинение-рассуждение на литературную тему. Примерное начало и заключение сочинения. | ||
23 | Публичное выступление на общественно значимую тему. | 1 | Особенности ораторской речи. Тексты публичного выступления и их структура. | ||
24-25 | Практикум. Публичное выступление на одну из тем: "Что значит быть добрым в наше время?", "Трудно ли сохранять спокойствие, если тебя обижают?", "Легко ли быть молодым?". | 2 | Конструирование собственного выступления. | ||
26 | Характеристика человека как вид текста. | 1 | Публицистический стиль речи. Особенности строения текста в жанре характеристики человека и его языковые признаки. | ||
27-28 | Практикум. Обсуждение тем сочинений. | 2 | Анализ текстов. | ||
29-30 | Практикум. Написание сочинения-характеристики. | 2 | Сочинение на одну из тем. | ||
31 | Сравнительная характеристика двух знакомых лиц. | 1 | Особенности строения текста жанра сравнительной характеристики двух знакомых лиц. | ||
32-33 | Практикум. Обсуждение ученических сочинений. | 2 | Обсуждение ученических сочинений. Языковые ошибки. | ||
34-35 | Практикум. Сочинение-рассуждение с элементами описания двух знакомых людей. | 2 | Конструирование собственного сочинения-рассуждения. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса по выбору составлена в соответствии с методическими рекомендациями Т.А. Долининой, заведующей кафедрой филологического образования ГБОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования», автора учебного пособия «Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы» и учебного плана МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева на 2015-2016 учебный год.
Цель курса - познакомить девятиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
- формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;
- развивать речевые универсальные учебные действия.
Программа рассчитана на 35 часов.
Прогнозируемый результат
Программа предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
- строить логичное, связное высказывание на заданную тему;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
- определять позицию автора;
- высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений);
- уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
- анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Учебно-методическое обеспечение
1. Долинина Т.А. Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения. 8-9 классы: методическое пособие для учителей. – Екатеринбург: ИРО, 2011.
2. Долинина Т.А. Формирование коммуникативной и речевой компетентности при подготовке выпускника к итоговой аттестации. Дидактические и контрольно-измерительные материалы для учителя-словесника и любознательных учащихся. – Екатеринбург, ИРО, 2006.
Календарно-тематическое планирование курса по выбору "Уроки словесности" в 9 классе
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата | Примечание |
1 | Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Особенности текста-рассуждения. | 2 | ||
2 | Логика построения текста-рассуждения. | 2 | ||
3 | Тезис. Варианты формулировки тезиса. | 2 | ||
4 | Практическая работа. Определение тезиса в тексте. | 2 | ||
5 | Как доказывать тезис: правила подбора аргументов (доводов) | 2 | ||
6 | Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения. | 1 | ||
7 | Композиция сочинения-рассуждения. | 2 | ||
8 | Последовательность и связность всех частей сочинения-рассуждения. | 2 | ||
9 | Практическая работа. Написание вступления к сочинению. | 2 | ||
10 | Основная часть сочинения-рассуждения. Деление на абзацы основной части сочинения. | 2 | ||
11 | Заключение в сочинении. | 2 | ||
12 | Речевое оформление сочинения. | 2 | ||
13 | Грамматические формы и лексические средства, используемые в речевом оформлении сочинения-рассуждения. | 2 | ||
14 | Практическая работа. Анализ сочинений (текстов) с точки зрения связности и последовательности изложения материала. | 3 | ||
15 | Фактические ошибки в сочинении и как их можно избежать. | 2 | ||
16 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения на заданную тему или/и по прочитанному тексту. | 3 | ||
17 | Анализ и рецензирование выполненных работ. | 2 | ||
Всего 35 часов |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе разработана на основе учебного пособия «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.- Легион, 2012 г.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-х классов любого профиля и рассчитана на 35 часов ( 1ч в неделю). Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Тема данного элективного курса предполагает изучение только избранных вопросов русского языка, поэтому содержание данной рабочей программы включает темы, которые выносятся для проверки при проведении Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Выбор пособия в качестве основы для составления рабочей программы обусловлен тем, что включённый в него теоретический и практический материал отражён в Примерной программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень) и способствует успешной подготовке учащихся к сдаче Государственной итоговой аттестации по русскому языку в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Для написания творческой работы необходимо понять проблемную сущность предлагаемого текста, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы, как то: рецензия, тема произведения, проблема, основная мысль, языковые средства выразительности и т. п. Большой объем информации необходимо систематизировать, упорядочить. Помочь в этом может элективный курс «Читаем, размышляем, сочиняем».
Цель курса: научить учащихся работать с текстом, отбирать нужную информацию: находить проблемы текста, комментировать эти проблемы, выявлять авторскую позицию, приводить собственные аргументы.
Главное назначение данного курса состоит в том, чтобы учащиеся на экзамене по русскому языку смогли проявить следующие умения и навыки:
1) понимать информацию, содержащуюся в тексте;
2) анализировать содержание читаемого текста
3) формулировать собственное мнение и связно, последовательно его излагать;
4) аргументированно доказывать собственное мнение;
5) ставить коммуникативные цели и достигать их через содержание текста сочинения;
6) структурировать собственный текст и композиционно правильно оформлять письменную работу.
Методы и приёмы обучения: лекционно – практические занятия.
Средства обучения: тестовые и компьютерные (презентации) виды информации.
Содержание тем элективного курса
Раздел 1. Вводный.
Раздел 2. Лекция. Как сформулировать проблему текста. Практическое занятие. Формулируем проблему текста.
Раздел 3. Лекция. Как прокомментировать проблему. Практическое занятие. Комментируем сформулированную проблему.
Раздел 4. Лекция. Как выявить позицию автора. Практические занятия.
Раздел 5. Лекция. Естественные доказательства. Практические занятия. Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств.
Лекция. Искусственные доказательства. Практические занятия. Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств.
Раздел 6. Лекция. Композиция сочинения – рассуждения. С чего начать? Практические занятия. Учимся писать вступление к сочинению.
Лекция. Композиция сочинения - рассуждения. Как закончить своё сочинение? Практические занятия. Учимся заканчивать своё сочинение.
Раздел 7. Лекция. Речевые ошибки. Практические занятия. Находим и исправляем речевые ошибки.
Лекция. Грамматические ошибки. Практические занятия. Находим и исправляем грамматические ошибки.
Раздел 8. Практические занятия. Анализируем сочинения - рассуждения.
Раздел 9. Практические занятия. Пишем сочинения-рассуждения.
Учебно – тематический план элективного курса «Читаем, размышляем, сочиняем» для 10 класса.
№ п/п |
Наименование разделов, тем | кол-во часов | теоретическая часть | практическая часть |
1 | Вводный. Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения- рассуждения (задание С) на ЕГЭ | 1 | 1 | |
2 | Как сформулировать проблему текста | 2 | 1 | 1 |
3 | Как прокомментировать проблему | 3 | 1 | 2 |
4 | Как выявить позицию автора | 2 | 1 | 1 |
5 | Доказательства естественные и искусственные | 7 | 2 | 5 |
6 | Композиция сочинения - рассуждения | 6 | 2 | 4 |
7 | Речевые и грамматические ошибки | 6 | 2 | 4 |
8 | Анализируем сочинения - рассуждения | 3 | 3 | |
9 | Пишем сочинения - рассуждения | 5 | 5 | |
Итого | 35ч | 10ч | 15ч |
Перечень учебно-методического обеспечения
1. «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.- Легион, 2012 г.
2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., 2001
3. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений. М., 2001
4.Г.Т.Егораева. ЕГЭ. Русский язык. Часть 3 (С).Методические рекомендации по выполнению задания: учебно- методическое пособие. – М.: «Экзамен», 2008
Интернет-ресурсы:
1. Единый государственный экзамен: контрольные измерительные материалы (КИМ), открытый сегмент Федерального банка тестовых заданий (ФБТЗ), методические письма / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.fipi.ru], 2011.
2. Русский язык и литература. База разработок / Электронный ресурс: режим доступа: [http://pedsovet.su/load/27], 2011.
3. Русский язык и литература. Архив учебных программ: презентации, уроки, тесты, рефераты, visual basic, методика, учебные пособия / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.rusedu.ru/subcat_27.html], 2011.
4. Для учителя русского языка: поурочное планирование, разработки уроков, сценарии, документы / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.uroki.net/docrus.htm], 2011.
5. Открытый класс: коллекция мультимедийных презентаций к урокам русского языка / Электронный ресурс: режим доступа: [http://www.openclass.ru/node/25110], 2011.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса по русскому языку «Читаем, размышляем, сочиняем» в 10 классе
составлено на основе учебного пособия «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки». Сенина Н.А., Нарушевич А.Г.- Легион, 2012 г.
№ занятия | Разделы, темы уроков | Кол-во часов | Дата | Основные вопросы и понятия | |
По плану | По факту | ||||
1 | Общая характеристика заданий и критериев оценки сочинения-рассуждения (задание С) на ЕГЭ. | 1 | Проблема текста. Позиция автора | ||
2 | Как сформулировать проблему текста. | 1 | Понятие "проблема", виды проблем, способы выявления проблем | ||
3 | Формулируем проблему текста | 1 | Формулирование проблемы текста | ||
4 | Как прокомментировать проблему | 1 | два способа изложения: от формулировки проблемы к комментарию и от комментария к формулировке проблемы | ||
5 | Комментируем сформулированную проблему | 1 | Комментирование проблемы | ||
6 | Комментируем сформулированную проблему | 1 | Комментирование проблемы | ||
7 | Как выявить позицию автора. | 1 | Способы выявления авторской позиции | ||
8 | Выявляем позицию автора, опираясь на способы выявления авторской позиции. | 1 | Выявление позиции автора | ||
9 | Естественные доказательства. | 1 | естественные доказательства: свидетельства очевидцев, документы, примеры из жизни, из художественной литературы, ссылки на авторитет (цитаты, пословицы) | ||
10 | Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств | 1 | естественные доказательства: свидетельства очевидцев, документы, примеры из жизни, из художественной литературы, ссылки на авторитет (цитаты, пословицы) | ||
11 | Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств | 1 | естественные доказательства: свидетельства очевидцев, документы, примеры из жизни, из художественной литературы, ссылки на авторитет (цитаты, пословицы) | ||
12 | Учимся аргументировать с помощью естественных доказательств | 1 | естественные доказательства: свидетельства очевидцев, документы, примеры из жизни, из художественной литературы, ссылки на авторитет (цитаты, пословицы) | ||
13 | Искусственные доказательства | 1 | искусственные доказательства: логические и чувственные аргументы. Логические аргументы: рассуждение с дефиницией, силлогизм, аналогию, чувственные: аргументы к обещанию и аргументы к угрозе | ||
14 | Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств. | 1 | искусственные доказательства: логические и чувственные аргументы. Логические аргументы: рассуждение с дефиницией, силлогизм, аналогию, чувственные: аргументы к обещанию и аргументы к угрозе | ||
15 | Учимся аргументировать с помощью искусственных доказательств. | 1 | искусственные доказательства: логические и чувственные аргументы. Логические аргументы: рассуждение с дефиницией, силлогизм, аналогию, чувственные: аргументы к обещанию и аргументы к угрозе | ||
16 | Композиция сочинения – рассуждения. С чего начать? | 1 | Основная цель вступления - формулировка проблемы | ||
17 | Учимся писать вступление к сочинению | 1 | Основная цель вступления - формулировка проблемы | ||
18 | Учимся писать вступление к сочинению | 1 | Основная цель вступления - формулировка проблемы | ||
19 | Композиция сочинения - рассуждения. Как закончить своё сочинение? | 1 | Заключительная часть сочинения: 1) резюмирование, повторение в обобщённой форме позиции автора; 2) риторический вопрос, подчёркивающий актуальность проблемы; 3) обращение к читателю с призывом, побуждающим к активной деятельности; 4) использование цитаты; 5) открытый финал. | ||
20 | Учимся заканчивать своё сочинение. | 1 | Заключительная часть сочинения | ||
21 | Учимся заканчивать своё сочинение. | 1 | Заключительная часть сочинения | ||
22 | Речевые ошибки. | 1 | Основные типы речевых ошибок. | ||
23 | Находим и исправляем речевые ошибки | 1 | Основные типы речевых ошибок. | ||
24 | Находим и исправляем речевые ошибки | 1 | Основные типы речевых ошибок. | ||
25 | Грамматические ошибки. | 1 | Основные типы грамматических ошибок | ||
26 | Находим и исправляем грамматические ошибки | 1 | Основные типы грамматических ошибок | ||
27 | Находим и исправляем грамматические ошибки | 1 | Основные типы грамматических ошибок | ||
28 | Анализируем сочинения - рассуждения. | 1 | Анализ сочинения-рассуждения | ||
29 | Анализируем сочинения - рассуждения. | 1 | Анализ сочинения-рассуждения | ||
30 | Анализируем сочинения - рассуждения. | 1 | Анализ сочинения-рассуждения | ||
31 | Пишем сочинение-рассуждение | 1 | Структура сочинения-рассуждения | ||
32 | Пишем сочинение-рассуждение | 1 | Структура сочинения-рассуждения | ||
33 | Пишем сочинение-рассуждение | 1 | Структура сочинения-рассуждения | ||
34 | Пишем сочинение-рассуждение | 1 | Структура сочинения-рассуждения | ||
35 | Пишем сочинение-рассуждение | 1 | Структура сочинения-рассуждения |
Предварительный просмотр:
Карта учета «западающих» элементов в освоении русского языка ученика 7 класса Ф.И. учащегося 2018-2019 учебный год.
Условные обозначения: «+» не владеет; «+-» владеет, но ошибается
№ | Ф.И. учащегося | Устная речь | Виды речевой деятельности | Навык письма | Алфавит | Слово | ||||||||||||||||||
7 класс | Форма общения соответствует ситуации | Артикуляция чистая | Громкость нормативная | Речь в основном грамматически правильная | Понимание речи собеседника | Понимание прочитанного учителем | Выделение основной мысли | Ответы на вопросы | Монологическая речь | Диалогическая речь | Изложение | Сочинение | Списывание текста без ошибок | Запись под диктовку | Каллиграфия | Оформление предложений | Письмо без пропусков и искажений | Письмо по памяти | Орфография | Пунктуация | Звук, буква | Слова, близкие и противоположные по значению | Однокоренные слова | |
сентябрь | Входное тестирование | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- | +- |
декабрь | Промежуточное тестирование | + | +- | + | +- | + | + | +- | + | +- | + | +- | +- | + | +- | +- | + | +- | +- | +- | +- | + | + | + |
май | Итоговое тестирование |
Учитель: Магомедова П.У.