Инклюзивное образование и физическая культура

Белошицкая Наталья Александровна
       В настоящее время физическое воспитание и спорт вовлекают все категории людей, как здоровых, так и, нуждающихся в укреплении здоровья, физической и социальной реабилитации и адаптации; предполагают формирование основ физической и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом образе и стиле жизни. Проблема повышения роли физического воспитания и спорта, физкультурного образования особенно актуальна в последнее время в связи с ухудшением показателей здоровья и физической деградацией людей. В то же время, в обществе имеет место противоречие: значимость физического воспитания и спорта, физической тренировки и физической нагрузки в сочетании с оздоровительными средствами неуклонно возрастает, а объем двигательной активности, средства, методы и технологии в этом направлении адекватно не прогрессируют. Следствием является низкая эффективность физического воспитания детей школьного возраста, не обеспечивающая необходимого уровня здоровья и физической подготовленности школьников.
Инклюзивное обучение на уроках физической культуры индивидуальное и включение всех в учебный процесс. Чтобы дети, которые имеют отклонения по состоянию здоровья, не чувствовали себя оторванными от социума и, глядя на здоровых детей, не ощущали себя неполноценными. Стратегия на уроках заключается в том ,что каждый учитель должен анализировать свою практику, отмечать положительные и отрицательные стороны своей деятельности, постоянно работая с детьми из года в год, понимается то что чего- то не хватает, чтобы оживить детей, дать им стимул, повысить их мотивацию к обучению. Оценивание представляет собой действие, осуществляемое после преподавания и обучения.
Практика показала, что учащиеся добросовестно выполняют домашнее задание, когда их оценивают не с точки зрения нормативов. При работе с отстающими учениками лучше оценивать не по показателям, а по величине приростов результатов самого ученика. На уроке недостаточно времени на полноценное развитие физических качеств, поэтому единственный путь к успеху – домашнее задание с учетом ближайшей перспективы.. При выполнении задания и при постоянном контроле решается несколько задач: -учащийся привыкает к самостоятельным занятиям; – обучение строится на основе индивидуального подхода; – заинтересованность родителей, которые становятся помощниками ребенка и учителя; – работа без спешки дает положительные результаты; – ученик к концу учебного года успешно сдает нормативы. Детям необходима обратная связь и поощрение для комфортного обучения, поэтому оценивание должно быть гуманным. Через формативное оценивается, ситуация успеха и мотивировала учащихся к дальнейшему целенаправленному обучению. Представлять ученикам возможность взаимообучаться. Групповая работа, где я понимаю, и меня понимают. Среди проблем, обращающих на себя внимание, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения эффективности процесса обучения.
Образовательный процесс инклюзий на уроках физической культурыдетей с особыми потребностями это мировойпроцесс , в которыйвовлечены все высокоразвитые страны. Новый подход к организации образования таких детей вызван к жизни множеством причин , которые можно обозна -чить как социальный заказ общества и государства , достигшего определенного уровня экономического, правового и культурного развития. Интеграция – это закономерный этап развития системы специального образования , связанный в любой стране мира , в том числе и в России, с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностейв разных областя х жизни, включая образование.
Таким образом , инклюзивное образование на уроках физической культуры предъявляет особые требования к профессиональнойи личностной подготовке,что приводит к осуществлению профессиональнойд еятельности в условиях инновационного образовательного процесса.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование и физическая культура

Ключевые слова: инклюзивное образование, подготовка специалистов по физической культуре, гуманитарные технологии.

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации занятий физическими упражнениями детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, совместно со здоровыми сверстниками и готовности специалистов по физической культуре к работе в условиях инклюзивного образования. Обсуждается целесообразность применения в условиях инклюзивного образования гуманитарных технологий как средства конструктивного общения ученика и педагога.

Инклюзия в общественных отношениях и инклюзия в образовании в настоящее время активно внедряется как ведущая идеология отношения к людям-инвалидам в нашей стране.

Как отмечает Н. Голиков (2006), инвалидность, как психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической и политической дискриминацией.

Д. В. Зайцев (2004), на основании исследования мировой практики, акцентирует внимание на том, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Результаты наблюдений свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации их взаимоотношений. Школьники в основном относятся положительно к появлению такого ребенка в их школе, готовы принять его как равного (особенно это касается детей с отклонениями в развитии сенсорной и двигательной сферы).

Одним из проблемных аспектов обучения детей с инвалидностью является установление ими дружеских отношений со сверстниками. Сторонники инклюзии считают, что ученики с инвалидностью и остальные ребята наладят дружеские отношения, если будут обучаться вместе и, соответственно, получат возможность общаться. Для любого ученика, особенно ребенка-инвалида, одним из наиболее важных результатов процесса обучения является обретение друзей.

Сравнительный анализ влияния специального образования и инклюзии на отношения и дружбу между учениками, проведенный Г. Банч, Э. Валео (2008) показал, что результаты воздействия инклюзивной системы обучения носят более позитивный характер. В отличие от учеников, обучающихся по инклюзивным программам, ученики специальных школ имеют существенно меньшее количество друзей среди сверстников-инвалидов. Социальное взаимодействие в школах с инклюзивными программами было в порядке вещей, в то время как в школах с интегрированными классами это взаимодействие значительно ограничивалось.

Следует отметить, что сегодня еще продолжается обсуждение семантического и прикладного значения слов «интеграция» и «инклюзия». Многие исследователи считают эти понятия синонимами. По нашему мнению, наиболее точно в своем выступлении на конференции «Право на жизнь в обществе: механизмы образовательной интеграции детей-инвалидов» разделила эти понятия О. Боруцкая [6], акцентировав внимание на том, что «интеграция - это приспособление ребенка к среде, а инклюзия - это приспособление среды к ребенку».

Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Ло-шакова (2003) обращают внимание на то, что внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды» (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т. п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Интересными являются результаты исследования Д. В. Зайцева (2004). Автором был проведен анализ зависимости изменения мотивации негативного отношения к образовательной интеграции у учителей от стажа педагогической работы. Наивысший уровень негативного отношения присущ молодым специалистам, проработавшим в сфере образования не более 10 лет. Он снижается с увеличением стажа педагогической работы. Например, если среди молодых специалистов (стаж до 10 лет) 58% боятся, что они не смогут работать в смешанных классах, то среди педагогов со стажем более 10 и 20 лет таких соответственно 41% и 38%. А у педагогов, проработавших более 40 лет, этот показатель составляет всего 2%.

Основная часть

Наше исследование показало, что можно выделить главную идею в явлении, обозначаемом «инклюзия»: включение людей с ограниченными возможностями в состоянии здоровья в общество на их собственных условиях, а не на условиях приспособления к правилам мира здоровых людей. Именно поэтому инклюзия должна рассматриваться как основной принцип организации занятий по физической культуре с детьми-инвалидами.

В то же время, необходимо отметить, что организация инклюзивного физического воспитания несет в себе определенные трудности: разработки программно-нормативных документов, изменения образовательного процесса и физкультурно-образовательной среды. То есть проблема барьерной среды в случае занятий физическими упражнениями приобретает еще большее значение и выражается в определенных особенностях, связанных со специальным оборудованием мест занятий. Изменение содержания образовательного процесса, требует не только выбора учебного материала в соответствии с интересами и возможностями всех детей, обучающихся в одном классе, но и определения системы оценивания их успехов в двигательной деятельности.

Кроме этого, повышается психологическое напряжение специалиста по физической культуре, так как в значительной степени усложняются выполнения требования обеспечения безопасности занятий физическими упражнениями для всех участников образовательного процесса, так как педагогу необходимо больше внимания уделять детям, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Хочется акцентировать внимание, и на том, что от специалиста по физической культуре при организации инклюзивного физического воспитания требуется компетентность во многих областях адаптивной физической культуры, в зависимости от заболевания детей.

Все вышесказанное дает основание предполагать, что наиболее доступными в рамках инклюзии являются рекреационные виды занятий физическими упражнениями. В наших предыдущих работах [4] было определено, что включение детей-инвалидов в совместную со здоровыми детьми физкультурно-рекреационную деятельность целесообразно определить термином инклюзивная физическая рекреация.

Определенные сложности в организации конструктивного общения занимающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, как с педагогом, так и со здоровыми сверстниками актуализирует проблему применения специалистами по физической культуре гуманитарных технологий, ставящих своей задачей конструирование ситуаций, демонстрирующих позитивную перспективу взаимодействия его участникам.

Целесообразность применения гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования связано с тем, что при их конструировании всегда создается определенный творческо-интеллектуальный продукт, предполагающий уникальное, эксклюзивное разрешение конкретной педагогической ситуации.

В рамках рассматриваемой проблемы нами было проведено исследования по выявлению отношения будущих специалистов по физической культуре к возможности работы в условиях инклюзивного образования и целесообразности применения гуманитарных технологий в такого рода профессиональной деятельности (А. Е. Митин, С. О. Филиппова, 2010).

В исследовании приняли участие студенты выпускного курса бакалавриата, обучающиеся по профилю «Физическая культура детей дошкольного возраста» (16 человек). В результате проведенного опроса были получены следующие результаты.

Две трети опрошенных положительно относятся к проведению занятий физическими упражнениями совместно здоровых детей и детей-инвалидов. Свое мнение студенты аргументировали следующим образом: «У детей-инвалидов будет выше мотивация для достижения результата», «Детям-инвалидам необходимо приобретать опыт общения со здоровыми сверстниками».

В то же время более 30% студентов отрицательно относятся к инклюзивным занятиям по физической культуре. Они считают, что дети-инвалиды будут некомфортно себя чувствовать, наблюдая, как здоровые сверстники выполняют то, что они выполнить не могут. Кроме того, данная группа респондентов убеждена, что подобные занятия очень сложны как по организации, так и по методике.

В ответе на вопрос: «Какие занятия физическими упражнениями целесообразно организовывать, исходя из принципа инклюзии?» студенты высказали мнение, что в большей степени этой цели может служить физкультурный праздник. Возможно так же совместное участие здоровых детей и детей-инвалидов в утренней гимнастике и физкультурном досуге. По мнению опрошенных, сложнее всего осуществление инклюзивного образования в процессе физкультурных занятий.

На вопрос о предпочтении в работе с детьми определенной нозологической группы, ответы студентов отличались большим разнообразием. Тем не менее, большинство из них хотят работать с детьми, имеющими нарушения речи и слуха. В меньшей степени они считают себя готовыми к работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения. Большинство студентов считают себя не готовыми к работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта.

Практически все респонденты указали на целесообразность применения гуманитарных технологий в условиях инклюзивного образования. Это, по мнению студентов, связано с потенциально большей опасностью появления различных эмоционально сложных и даже конфликтных ситуаций при организации занятий детей с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии совместно со здоровыми сверстниками.

В ходе опроса были выявлены факторы (по 10-балльной шкале), которые могут затруднить работу специалиста по физической культуре при организации совместных занятий здоровых детей и детей-инвалидов.

В большей степени (7,44) студентов беспокоит отсутствие специальных навыков для общения с детьми-инвалидами (например, владение сурдопереводом), а также недостаток или отсутствие специального оборудования и приспособлений для таких занятий (6,67). В меньшей степени вызывают затруднения недостаточные знания по методике занятий с детьми-инвалидами (5,11) и организации взаимодействия здоровых детей и детей-инвалидов (4,89).

В качестве положительного результата можно отметить невысокие показатели по фактору «психологический барьер в общении с детьми-инвалидами» (4,22). Это, по нашему мнению, связано с освоением студентами дисциплины «Адаптивная физическая культура дошкольников». Немаловажное значение имеет также опыт близкого общения с людьми-инвалидами (в семье, в период учебы, на работе). На этот факт указали 38% опрошенных.

Заключение

Инклюзивное, совместное обучение не только помогает людям с инвалидностью адаптироваться к жизни, но и позволяет здоровым людям развить толерантность и ответственность.

Проведенное исследование показало, что будущие специалисты по физической культуре адекватно оценивают возможные трудности при работе в условиях инклюзивного образования и уровень своей готовности к их преодолению. Важным является то, что студенты понимают специфику инклюзивных занятий физическими упражнениями и склоняются к организации их в тех формах, которые наиболее целесообразны для решения поставленных задач.

Формирование у будущих специалистов по физической культуре компетентности в области гуманитарных технологий может во многом способствовать их успешной профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.



Предварительный просмотр:

ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИИ В СПОРТЕ: 
ИЗ ЛИЧНОЙ ПРАКТИКИ

Петрокович Н. А. 
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной 
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Чтобы десять человек занимались физкультурой, один из них должен заниматься спортом.

Пьер де Кубертен

 

Можно ли обучить двигательным действиям, развить физические способности и воспитать личностные качества детей с ОВЗ разных  нозологических групп, с разными функциональными нарушениями, особенно опорно-двигательного аппарата, и их здоровых сверстников на совместных уроках физкультуры в инклюзивной школе без ущерба для каждого? Многие специалисты по физической культуре, работающие в образовательных учреждениях, сомневаются в такой возможности, учитывая, что различия детей особенно ярко проявляются именно в двигательной сфере во время целенаправленных двигательных действий. Так, в инклюзивном образовании физическое воспитание и физическая культура могут стать значительно большей проблемой по сравнению с другими школьными предметами. Потребуются значительные изменения программы, организации и содержания урока в соответствии с интересами и возможностями всех детей, обучающихся в одном классе. Однако задачи физического воспитания детей с ОВЗ не могут и не должны свестись только к рекреации, а здоровых детей – к развитию толерантности.

Здесь навряд ли возможен прямой перенос разработок по инклюзии в адаптивной физкультуре, в основном обратный. Например, программа «объединенного спорта» Специальной Олимпиады (Special Olympics) предусматривает для тренировок и соревнований привлечение в спортивные команды здоровых спортсменов в равном количестве со спортсменами, имеющими особенности умственного развития. Спорт инвалидов (как и коррекционные школы) специализируется по нозологиям и не обременен проблемами инклюзии. А в «массовом» спорте наблюдаются странные тенденции дезинтеграции и дискриминации внутри самого инвалидного сообщества. Например, на финальные соревнования по пауэрлифтингу Московской спартакиады «Мир равных возможностей» 2013 года не допускались  спортсмены, достигшие высокого спортивного мастерства – члены сборных команд, кандидаты в мастера и мастера спорта не только по данному виду. В этих условиях спортсмены, начинающие и среднего уровня, могли занять призовые места, но они лишались главного в спорте – настоящего соперничества, нацеленности на высокий результат и необходимости интенсивной работы над собой. Тут уж не до включения в здоровое сообщество!

В такой ситуации очень полезным может оказаться успешный практический (в основном стихийный) опыт обычных спортивных секций по включению спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха. Спорт как часть системы дополнительного образования не является обязательным и не имеет таких жестких ограничений, как уроки физического воспитания и физической культуры в общеобразовательном учреждении. Поэтому у него больше возможностей для включения детей и взрослых, имеющих инвалидность, в активные тренировочные занятия в обычной спортивной секции, для наблюдений за ними и разработок соответствующих методик.

Исходя из этого опыта, к факторам, потенциально влияющим на развитие инклюзивных процессов в соревновательном спорте, можно отнести следующее:

1.         Желание и осознанный выбор самого человека с инвалидностью.

2.         Желание и готовность тренера (часто обусловленные его человечностью и профессионализмом) принять в обычную секцию людей с инвалидностью.

3.         Информированность родителей о возможностях спорта не только в комплексной реабилитации, но и в развитии жизненной активности их детей.

4.         Наличие специалистов, прошедших соответствующую подготовку или переподготовку для индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой работы с этой категорией в условиях обычной спортивной секции.

5.         Доступность и оснащенность приспособленным оборудованием.

Иногда для включения будущего спортсмена достаточно его обоснованной мотивации и доброй воли тренера [1].

Так было со мной еще в «доинклюзивные» времена, в начале 90-х годов. Я учился в общеобразовательной школе рядом с домом. У меня ДЦП, и от физкультуры я был освобожден. Хотя, когда класс играл в футбол или в хоккей на школьной площадке, одноклассники меня просили постоять вратарем на воротах. Как-то после уроков увидел ребят в кимоно и заглянул в спортзал посмотреть тренировку по каратэ. Понравилось, и я спросил у тренера, можно ли мне заниматься вместе со всеми. В ответ услышал: «Заходи». Так я сделал первый шаг к своей профессии и активной жизни.

На тренировки ходил втайне от родителей, пока случайно не проговорился, заявив с гордостью: «А сегодня я упал всего три раза!» Они поинтересовались, где я упал, спросили, не мешаю ли я другим ребятам и тренеру, и благословили, получив утвердительный ответ и доверяя мне. В прошлом оба занимались спортом. Их удовлетворила и моя цель – ходить без падений.

С этим тренером я прозанимался каратэ-до Сито-рю  7 лет. Не где-то в уголочке-закуточке, а в зале вместе со всеми, сначала в школьной секции, затем со взрослыми спортсменами. В каратэ много упражнений, недоступных для меня, но тренер постоянно искал и находил то, что заменяло их и было полезно для моего физического развития. Так постепенно я дошел до 6-го кю (зеленый пояс), затем помогал тренировать детей. После школы по своему желанию и совету тренера поступил в МГАФК на тренерский факультет.

Сейчас тренирую студентов, здоровых и с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в смешанной группе в одном из московских клубов по силовым видам спорта. Здесь я много лет занимаюсь сам и на собственном опыте знаю, что такое включение в здоровую среду. В зале в разное время были и другие инвалиды, в том числе с ДЦП. Так что положительный опыт накопился не только у меня, но и у директора, старшего тренера и спортсменов клуба, среди которых есть начинающие и всемирно известные заслуженные мастера спорта. Наверное, поэтому предложенную мной идею по созданию смешанной группы в клубе поддержали безоговорочно.

В этой группе один студент с инвалидностью никогда не занимался ни физкультурой, ни спортом. У него проблемы с координацией. Он подошел ко мне на одном из семинаров со словами «У меня сила есть, воля есть, а силы воли нет, что с этим делать?», и я пригласил его в спортклуб – просто посидеть, посмотреть. А дальше последовали слова «Не получится, так попробую хотя бы». Начали с пустого грифа, постепенно увеличивая вес на штанге, и однажды прозвучало «Мне не страшно», а позже: «Знаешь, я сегодня впервые за всю жизнь почувствовал себя сильным!».

Одновременно с набором физической силы он постепенно включался в социальные отношения. В спортивный зал приходят тренироваться, и там нет специальных волонтеров, тьюторов. Нужно самому видеть и понимать, кого попросить о помощи, подстраховке и т.п. – того, кто уже отзанимался, кто отдыхает, еще не устал, и лучше чередуя их. Нужно благодарить, ведь никто не обязан это делать. Такое понимание пришло к нему не сразу, потому что при дистанционном обучении в вузе привык к опеке. Приходилось подсказывать.

Постепенно менялась мотивация. Посмотрел на сильнейших атлетов (без инвалидности), жмущих свыше 300 кг на Кубке России по пауэрлифтингу, а затем сам впервые выступил среди инвалидов на спартакиаде «Мир равных возможностей» 2013 г., куда не допустили мастеров спорта, и решил, что лучше самому поработать и раскачаться, чем добывать победу такой ценой. Он навряд ли сможет выступать среди здоровых спортсменов, но важно, что их окружение уже не пугает его.

Родители к его затее отнеслись снисходительно: наиграется, тяжело станет – сам бросит. Потом недоуменный вопрос: «Зачем тебе это?» Но вес на штанге – объективный и неоспоримый показатель, и в конце концов отец обещал купить нужное оборудование, чтобы не растерять достигнутое и продолжить занятия на даче. Более того, они впервые оставили его на три недели одного и уехали в отпуск. А это уже результат. Раньше он никогда сам не ходил в магазин, даже за хлебом. Но пользоваться общественным транспортом пока боится.

Вторая студентка с инвалидностью занималась верховой ездой 5 лет, пока не получила травму. После операции решила заниматься с отягощениями для укрепления мышечного корсета и продолжить занятия спортом, но в жиме штанги лежа. Позвонила по объявлению в журнале о наборе в группу. Я изучил все выписки из истории болезни, взвесил все за и против, учел все противопоказания и решил дать человеку шанс. Начали очень осторожно с простых упражнений, проходя периодическое  комплексное медицинское обследование. Она втянулась в работу быстро, с большой охотой. И результат не заставил долго ждать. Уже может выступать на соревнованиях окружного и городского уровня. Окружение сильных здоровых спортсменов задает высокую планку, к которой надо и хочется тянуться.

У нее ДЦП, дизартрия и ослабленный слух. Я объяснил ребятам, как следует общаться, чтобы быть понятым и понимать ее при общении. А дальше запущенный механизм заработал самостоятельно. Поэтому особых проблем не возникало. Она позитивный, контактный и вполне самостоятельный человек, быстро схватывающий информацию.

Главное, ей нравится в этой среде. Мама, которая поддерживает ее, говорит: «Вы знаете, она ждет каждой тренировки, а когда входит в зал, становится другим человеком!»

Не удивительно. В среде здоровых и очень сильных людей к ним  относятся как к атлетам, членам команды, а не как подопечным или пациентам. Если надо, эти сильные ребята помогут словом, делом, поддержкой – во всех смыслах. Могут подвезти на своих машинах до зала или на соревнования и затем до дома. Могут на соревнованиях подстраховать во время разминки, вывести на помост и проследить за протоколами. Могут по-доброму подшутить, дать житейский совет, обсудить личные проблемы.

На тренировках этим двум студентам с инвалидностью помогают остальные ребята из нашей смешанной группы. Помогают продуктивно ‒ требовательно, критично, стимулируя при выходе на новый вес, подсказывая. Это не мешает им заниматься в обычном режиме по своим индивидуальным тренировочным планам. Хотя в зале помощь может оказать любой спортсмен. Постепенно, находясь вместе, смешанная группа сплачивается, становится одним целым, единым организмом, настоящей командой.

Попутно со спортивными задачами решаются еще социальные, гуманистические, морально-этические, личностные и нравственные. Наверняка эти физически сохранные ребята, тренировавшиеся рядом с инвалидами, да еще под руководством тренера с инвалидностью, не пройдут мимо человека, нуждающегося в помощи, будь то старушка, слепой или инвалид-опорник, не будут шарахаться от человека с невнятной речью, с неустойчивой качающейся походкой, принимая его за пьяницу.

А в целом спорт приучает любого человека к дисциплине, собранности, пунктуальности, у него формируется ряд полезных привычек и стереотипов поведения. Спорт упорядочивает двигательную активность, учит бороться до конца исходя из требований конкретной ситуации, ставить перед собой цели и достигать их.

Крайне важно, что в спорте человек достигает высокого уровня физического развития, который в дальнейшем остается только поддерживать. Полученная система знаний, умений, навыков легко переносится им в обычную жизнь. Сформированное большим спортом мышление и психология победителя помогает побеждать и воспринимать состояние победы, успеха и удачи как норму. Именно поэтому инвалидов следует вовлекать в занятия соревновательным спортом, желательно в здоровой среде физически сохранных, сильных людей.

Что можно рекомендовать, исходя из представленного здесь практического опыта?

Начиная с детского сада, желательно вводить в физкультурные занятия соревновательные элементы и вовлекать в них детей, имеющих те или иные нарушения, например двигательных функций при ДЦП.

В инклюзивной школе на начальном этапе лучше включать детей с одним типом функционального нарушения (например, опорно-двигательного аппарата) в обычные спортивные секции по индивидуальным, а не игровым видам спорта, но только по их желанию. Уроки физкультуры желательно строить на основе сотрудничества с индивидуальным подходом и учетом всех особенностей занимающихся. Например, при включении в подвижные и спортивные игры подбирать ролевые функции исходя из функционального состояния каждого участника (нападающий, защитник, вратарь, судья и др.), а при проведении эстафет соответственно распределять различные задания. Можно использовать упражнения с форой – с разными дозировками, исходными и конечными положениями.

Желательно, чтобы тренеры в спортивных секциях и учителя физической культуры прошли дополнительную подготовку для индивидуальной, индивидуально-групповой или групповой работы с этой категорией учащихся. Лучше, если такие уроки будут проводиться вместе со специалистом по адаптивной физкультуре. Необходимо, чтобы спортивные залы, площадки и оборудование соответствовало условиям доступности.

О том, как можно организовать физкультурно-оздоровительную и спортивную работу в вузе инклюзивного типа, мы уже писали [2].

А в заключение отметим, что совместные занятия физкультурой и спортом не только возможны, но крайне необходимы. Более того, при определенных условиях они могут быть эффективны для физического и личностного развития как детей с ОВЗ, так и здоровых детей. Для этого следует использовать не только урочные, но и всевозможные внеурочные формы занятий. И хочется, чтобы рассматриваемая проблема оказалась в фокусе внимания специалистов инклюзивного образования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.          Петрокович Н. А. Личностный выбор в условиях выбора / Н. А. Петрокович // Социальная педагогика в России. 2012.  № 3. С. 51‒54.

2.          Петрокович Н. А. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студентами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в вузе интегрированного типа / Н. А. Петрокович // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 5.  С. 67‒71.