Конспекты уроков
Конспекты уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Математика. Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч | 23.75 КБ |
Математика. Точка. Кривая ли ния. Прямая линия. Отрезок. Луч | 971.01 КБ |
Грибное царство | 26.09 КБ |
Тест "Грибное царство" | 30.5 КБ |
Каша из топора | 23.76 КБ |
Карточки "Каша из топора" | 2.04 МБ |
Словарная работа "Каша из топора" | 11.61 КБ |
Корень слова. Однокоренные слова 2 класс | 29.02 КБ |
Карточки "Корень слова. Однокоренные слова" | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД
МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска
Казакова Т. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска
Лапшина Е. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево
Татаринчик Н. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Кондрыкина С. Н.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Александрова И. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Горохова А. Н.
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Кравцова Н. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Ратникова Л. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Корнилова Е. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район
Башмакова Н. А.
Проект урока математика в 1 классе по теме: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.
(по курсу «Математика», автор М. И. Моро)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели:познакомитьобучающихся с геометрической фигурой «отрезок»; научить чертить эту фигуру с помощью линейки; учить различать прямую, кривую линии и отрезок;продолжить работу по усвоению учащимися состава числа 5; работать в парах; адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; развивать математическую речь; умение формулировать собственные мнение и позицию; память; интерес к предмету; воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске; активность и умение слушать и слышать.
Оборудование к уроку: учебник Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2012. - С. 40-41: ил.- (Школа России), презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, нитки, пластилин, Праздник числа/В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС,1997. – С.182.
Содержание урока:
| - Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. - Прочитайте японскую пословицу. «Начинай взбираться вверх снизу». - Как вы её понимаете? - Сегодня на уроке вы тоже будете взбираться вверх, делать открытия и к вам придет успех. - Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. (запись на доске) - Давайте посмотрим на экран. Сколько человечков вы видите? (5)(слайд 1) - Из каких чисел можно получить число 5? (2+3, 1+4 и т.д.) - Скажите пожалуйста, из каких фигур состоят человечки? (треугольник, четырехугольник, круг, овал, прямые линии) - Кто из пяти лишний и почему? (2-ой человечек, у него место овала, четырехугольник) - А кто из вас знает, как эти фигуры называются одним словом? (геометрические) |
| - Правильно! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Геометрия». (слайд 2) - Как вы думаете, кто живет в этой стране? (фигуры) - Правильно, геометрические фигуры. Мы уже назвали некоторые из них. А кто знает еще, какие фигуры могут жить в этой стране? (прямоугольник) - Посмотрите на экран, какие новые геометрические фигуры вы видите? (точка, прямая)(слайд 3) - Молодцы! Как в любой сказочной стране, в ней есть королева – самая главная фигура, без которой не может быть построена ни одна другая фигура. Знакомьтесь – это Точка. (слайд 4) - Посмотрите какое задание она нам приготовила. Что изображено на доске? (Линии) - Подумайте, на какие множества можно разделить эти линии? (прямые, кривые) - По какому признаку разделили на множества? (По форме) - Все ли прямые фигуры вам известны? - Как они называются? (прямая, луч, отрезок) (- Почему вы решили, что это отрезок?) |
| - Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (линии) - Правильно. Что бы вы хотели узнать о линиях? (какие они бывают) - Сегодня мы познакомимся с различными линиями, будем учиться их правильно строить. - А для этого мы обратимся за помощью к нашей королеве Точке. |
| - Вы знаете наша Точка очень любопытная, как и вы. И про нее есть очень интересная сказка, я вам сейчас ее расскажу: Жила-была Точка. Она была очень любознательной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит: - Как эта линия называется? - Длинная она или короткая? Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!» - Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой? (да) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Руки ставим все в разлет, Получился самолет. Мах крылом туда-сюда. Делай раз и делай два. - Сказано – сделано. Тихонечко сели за парты. Продолжаем путешествие. Отправилась Точка путешествовать по своим владениям, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. (слайд 5) И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало! - Ребята, чем же прямая линия отличается от луча? (у прямой нет начала, а луча есть) - Правильно. Давайте дальше слушать сказку. Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура – луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?» - Ребята, скоро ли конец луча? (у луча нет конца, но есть начало) - Тогда я поверну назад. - сказала Точка. Но она так далеко ушла от начала луча, что дорога назад ей показалось очень длинной. Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны, затем с другой. (слайд 6) - Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец. - Ребята, как это называется? (отрезок) - Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой. (слайд 7) - Отрезок! – с удовольствием повторила Точка. - Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (у него есть концы) Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом. - Ребята, ведь у каждого дома есть номер, а улица имеет название, отрезок мы тоже будем обозначать двумя заглавными буквами русского алфавита, А и Б. (слайд 7) - Что вы узнали из сказки? (прямая не имеет начала и конца) - Что же такое отрезок? (имеет начало и конец, обозначается буквами) - Что такое луч? (имеет начало, но нет конца) |
| - Молодцы! Чтобы завершить путешествие Точка нам приготовила задания. Работать будем в парах. Кто из вас помнит правила работы в парах? (Будь вежливым. Не перебивай товарища. Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед. Поблагодари товарища за совместную работу.) - Хорошо, правила помним. Вам необходимо смоделировать прямую линию и вспомнить ее свойства и рассказать друг другу. (из клубка ниток) - Смоделируйте кривую линию. (из клубка ниток) - Пожалуйста, смоделируйте отрезок и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина) - Пожалуйста, смоделируйте луч и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина) (Работают парами,моделируют прямую линию, проговаривают друг другу свойства прямой, кривую линию,моделируют отрезок, проговаривают его свойства,моделируют луч, проговаривают его свойства. Учитель контролирует процесс моделирования, проверяет правильность выполнения заданий) - Молодцы! Потрудились хорошо, а теперь давайте отдохнем. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Математику люблю. Спину ровно я держу. Вправо, влево наклоняюсь, как прямая выпрямляюсь. Руки в стороны раздвину, вверх ладошки подниму и отрезок покажу. Раз присяду, два присяду и на место тихо сяду. - Отдохнули. А сейчас отгадайте загадку. Я люблю прямоту и сама прямая. Начертить ровную черту всем я помогаю. - Что это? (линейка) - Как вы думаете, почему данный инструмент так назвали? (он помогает чертить прямые линии) |
| - Правильно. Сейчас откройте учебники на с. 40. Рассмотрите нарисованные линии. Какие линии изображены? (прямая, кривая, луч, отрезок) - Чем они отличаются? -Сейчас будем учиться правильно чертить прямую, луч, отрезок. Что нам для этого понадобится? (карандаш и линейка) - Кто может рассказать, как построить отрезок? - Как правильно прикладывать линейку? - Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику. - Поставьте две точки, соедините их по линейке, что получилось? (отрезок) Проверьте себя по учебнику. - Подумайте, можно ли еще провести прямую через две точки? (дети пробуют, делают вывод, что нельзя) - Правильно. А кривую можно провести через две точки? (да, чертят кривую) - А еще одну можно провести? (да, чертят кривую) - А еще? (да) - Какой вывод можно сделать? (через две точки можно провести только одну прямую и много кривых) - Начертите луч. Проверьте. - Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. Можно ли еще провести прямую через эту точку? (да) - А еще? (да) - Какой вывод можно сделать? (через одну точку можно провести много прямых) (Идет самостоятельная работа, в ходе которой учитель оказывает помощь тем детям, которые самостоятельно не могут справиться с заданиями) - Отложите карандаши и линейки в сторону. - Вспомните девиз нашего урока «Начинай взбираться вверх снизу». - Нашим девизом сегодня была японская пословица. - Сейчас мы узнаем, какой высоты вы сегодня достигли? - Прежде чем вы попробуете оценить свою работу, ответьте на вопросы: 1. Для чего выполняли задания? (чтобы научиться чертить линии и различать их) 2. Удалось добиться результата? 3. Правильно ли выполнили или с ошибкой? 4. Самостоятельно работали или вам помогали? - Оцените себя. - У кого сегодня получилось добраться до вершины поднимите руки? - Не отчаивайтесь и не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось, все впереди. |
| - С какими линиями мы сегодня познакомились? - Чем отрезок отличается от прямой? - Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей) - Найдите отрезки в окружающей обстановке. - Продолжите предложения, которые видите на экране. (слайд 8) - Спасибо за работу на уроке. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОРОЛЕВА СТРАНЫ ГЕОМЕТРИЯ – ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ТОЧКА
А Б
Сегодня на уроке я узнал… Теперь я могу… Мне было интересно узнать… У меня вызвало затруднение… Мне нужна помощь… Мне на уроке было все понятно Я почувствовал, что смогу выполнить домашнее задание самостоятельно
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД
МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска
Казакова Т. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска
Лапшина Е. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево
Татаринчик Н. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Кондрыкина С. Н.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Александрова И. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Горохова А. Н.
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Кравцова Н. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Ратникова Л. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Корнилова Е. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район
Башмакова Н. А.
Проект урока окружающий мир в 3 классе по теме: «В царстве грибов»
(по курсу «Окружающий мир», автор А. А Плешаков)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: формировать представление о грибах, как об отдельном «царстве» природы; активизировать ранее полученные знания;изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов; учить извлекать необходимую информацию из иллюстраций и текста учебника; развивать связную речь обучающихся; обогащать словарный запас; развивать умение аргументировать свою точку зрения; логическое мышление; личностную оценку; воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира; осознание ценности всех живых существ в природе.
Оборудование к уроку: учебник, Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-С. 44-47: ил.- (Школа России);компьютер; мультимедийный проектор; презентация; магнитная доска; модель гриба; карточки с тестами; карточки с изображением грибов; памятка грибника.
Содержание урока:
Этапы урока | Деятельность учителя |
| - Ребята, сейчас урок окружающего мира. Мы сегодня узнаем много нового и интересного. А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому) До меня сигнал дошел, начинаем разговор. |
| -Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые знания. Итак, мы начинаем. -Сегодня мы продолжим с вами воображаемое путешествие в лес, для этого мы должны чётко представлять, куда идём. Что называется лесом? (Природное сообщество, где растут деревья,кустарники,травы и живут разнообразные животные). -Чтобы отправиться в лес, посмотрим какой багаж знаний мы возьмёте с собой в дорогу. Проверка домашнего задания. - Наш урок мы начнем с проверки д/з по изученным ранее темам: (тест) Взаимопроверка. Ответы на доске. Поднимите руку те, которые написали тест без ошибок. Кто с одной ошибкой. А те, кто допустил 2 – 3 ошибки вам необходимо поработать еще над изученным материалом. |
| - Итак, начнем наше путешествие в лес. (слайд 1) - Лес… Это удивительный мир загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери, птицы, ящерицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных растений! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их. Приглашают всех полюбоваться красотами леса. Вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. (слова учителя звучат во время показа слайда, под музыку леса) -А какие дары находит человек в лесу? - Во время нашей прогулки в лес мы обратим внимание на то, о чём говориться в загадке:(слайд 2) С виду он похож на зонтик, Только меньше во сто крат. Коль гроза на горизонте, Он бывает очень рад. Если дождик и тепло, Он считает – повезло! - Правильно, это гриб! Что же мы будем изучать на уроке? - Верно. Сегодня мы будем говорить о грибах. А что в первую очередь важно знать о грибах? - Правильно. На уроке мы узнаем:(слайд 3)
|
| - Давайте вспомним, с какими царствами живой природы мы уже знакомы? (слайд 4) - А теперь рассмотрим модель гриба и попробуем ответить на вопрос: что же такое гриб- растение или животное? Можно ли назвать гриб растением? Вспомните части растений. (слайд 5) - Какой можно сделать вывод? - Можно ли гриб назвать животным? (слайд 6) - Из этого какой следует вывод? - Итак, гриб не является ни растением, ни животным. Большинство ученых выделяют грибы в особое самостоятельное «царство» - «Царство грибов» (слайд 7) - Грибы – это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов грибов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определенное место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвертые – лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза. 1. Строение гриба. - А сейчас посмотрите на следующий слайд (слайд 8) и попробуйте определить, каково же строение гриба? - Правильно, когда мы идем по лесу нам видны шляпка и ножка гриба. Они являются плодовым телом гриба. - А что же находится под землей? - Все вы правы. Под землей от ножки тянутся тонкие нити – это грибница. -Чтобы узнать,какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику.Откройте с. 112, найдите третий абзац. Прочитайте его про себя. -Какая часть играет важную роль в жизни грибов? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (слайд 9) 2. Какую роль в жизни леса играют грибы. - Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Давайте посмотрим на следующий слайд. Что вы видите на нем? (слайд 10) - Как вы думаете, почему грибы растут рядом с деревьями? - Хорошо. Прочитайте в учебнике на с. 112-113 точное описание связи грибов и деревьев. - Итак, какая же связь между грибами и деревьями? 3. Классификация грибов. - Молодцы! На какие 2 группы можно разделить грибы? (слайд 11) -Какие съедобные грибы вы знаете? -Какие несъедобные грибы вы знаете? -Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем, работая в группах, сравнить их и сделать вывод. В этом нам поможет учебник на с. 114.(работа в группах) - Молодцы! Теперь я уверена, что никто из вас в лесу не срежет ядовитый гриб. А что же делать, если в лесу вы встретите ядовитый гриб? - Правильно! Грибы – это богатство леса. Ими питаются многие животные. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки. - Для чего человек собирает грибы? – Грибы – очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов и витаминов (в первую очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). Но есть одно «но» - эти ценные вещества трудно усваиваются. Поэтому детям до 10 лет грибы есть ни в коем случае нельзя! - Где можно использовать полученные знания? |
| 5. Правила сбора. - Кто из вас ходил в лес за грибами? - А кто знает, как нужно правильно собирать грибы? - Вы знаете, дома я пробовала составить памятку грибника с правилами сбора грибов, но у меня не получилось. Хочу обратиться к вам за помощью, и, надеюсь, вместе у нас все получится. Работать будем в группах. В помощь вам будет учебник с.115 и те правила, которые я составила дома, они лежат у вас на партах. Если вы согласны со мной, то можете вписать их в «памятку». (работа в группах) - Проверим. Какие правила каждая группа записала в «Памятку грибника». Объясните почему? (слайд 12) - У Вас получились отличные «памятки». - Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.(слайд 13) - Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогрибхлопьеножковый, грифолакурчавая, паутинник фиолетовый. - Эти грибы нуждаются в особой охране. -Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания. Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем. 1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать? а) оставить его на месте, б) срезать и взять с собой, в) сбить ногой. 2. Назовите самый ядовитый гриб. а) желчный гриб, б) бледная поганка, в) ложный опёнок. 3. Что не входит в строение гриба? а) шляпка, б) ножка, в)цветы. 4. С чем взаимосвязаны грибы? а) с человеком, б) с деревьями, в) с животными. 5. Найди лишний гриб. А) подосиновик, Б) боровик, В) мухомор Проверка(слайд 14) - А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5, одна ошибка -4, две ошибки -3. - Подведём итог. (слайд 15) - Что вам больше всего понравилось на уроке? - Какие открытия вы для себя сделали? - Какие трудности у вас возникли на уроке? - Как вы их преодолевали? - С каким настроением вы заканчиваете урок? - За активную работу на уроке получают оценки… |
| - Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас даром. Чтобы стать настоящими грибниками, прочитайте дома материал по учебнику с.112-114 и выполните задания в тетрадях на с.66-68. Желающие могут подготовить мини-доклад об одном изгрибов, который занесен в Красную книгу России. |
Предварительный просмотр:
Тест Тест
1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный 1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный
он или нет. Что нужно сделать? он или нет. Что нужно сделать?
а) оставить его на месте, а) оставить его на месте,
б)срезать и взять с собой, б)срезать и взять с собой,
в) спросить у друзей. в) спросить у друзей.
2. Назови самый ядовитый гриб: 2.Назови самый ядовитый гриб:
а) желчный гриб, а) желчный гриб.
б) бедная поганка, б) бледная поганка,
в) ложный опёнок. в) ложный опёнок.
3. Что не входит в строение гриба? 3. Что не входит в строение гриба?
а) шляпка, а) шляпка,
б) ножка, б) ножка,
в) корень. в) корень.
4.С чем взаимосвязаны грибы? 4. С чем взаимосвязаны грибы?
а) с человеком, а) с человеком,
б) с деревьями, б) с деревьями,
в) с животными. в) с животными.
5.Найди лишний гриб: 5. Найди лишний гриб:
а) подосиновик, а) подосиновик,
б) боровик, б) боровик,
в) мухомор. в) мухомор.
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД
МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска
Казакова Т. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска
Лапшина Е. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево
Татаринчик Н. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Кондрыкина С. Н.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Александрова И. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Горохова А. Н.
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Кравцова Н. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Ратникова Л. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Корнилова Е. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район
Башмакова Н. А.
Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме: Русская народная сказка «Каша из топора»
(по курсу «Литературное чтение», автор Л. Ф. Климанова и др.)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: познакомить с новым видом сказки (бытовая) на примере сказки «Каша из топора»; совершенствовать навык правильного, осознанного чтения целыми словами; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; развивать связную речь обучающихся; обогащать словарный запас; развивать умение аргументировать свою точку зрения; логическое мышление; личностную оценку; воспитывать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; сострадание к ближнему; уважение к защитнику отечества; щедрость.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]-3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-С. 44-47: ил.- (Школа России), толковый словарь С. И. Ожегова, аудиозапись сказки «Каша из топора», мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для словарной работы, карточки с изображением сказочных героев, магнитная доска.
Содержание урока:
Этапы урока | Деятельность учителя |
| Организационный момент - Ребята, сейчас урок литературного чтения. Мы отправимся с вами в путешествие, в котором мы узнаем много нового и интересного. Путь наш будет неблизкий. А чтобы отправиться в дорогу с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба. А, когда рядом друзья, то все трудности преодолеть намного легче. |
| - Усаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в наше путешествие (звучит музыка, слайд 1). - Где мы с вами оказались? - Правильно! В сказке. Я уверена, что все вы любите сказки. Но прежде чем мы отправимся в дальнейший путь, нам предстоит вспомнить, с какими видами устного народного творчества мы с вами уже познакомились? - Почему сказки назвали «народными»? - А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? - К какому виду сказок мы ее относим? - Дома вы должны были научиться выразительно читать сказку «Лиса и журавль». Сейчас мы проверим, как у вас это получилось. Но прежде, напомните мне, что такое выразительное чтение? |
материала. Бытовые сказки. Русская народная сказка «Каша из топора». | - Молодцы! А теперь продолжим наш путь. Мы знаем, что все сказки разные. Чем же отличаются сказки? - Какие виды сказок вы знаете? (слайд 2) - Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах. У каждой группы на партах лежат карточки с героями сказок. Ваша задача определить: 1-ой группе-героев, которые относятся к сказкам о животных; 2-ой группе-героев, которые относятся к волшебным сказкам; 3-ей группе-героев, которые относятся к бытовым сказкам. Каждая группа должна доказать, почему сделан именно такой выбор. (на доске запись: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз, два - мы считаем И шагаем, и шагаем. Три – четыре, три – четыре Руки в стороны пошире. А теперь все потянулись, Оглянулись, улыбнулись. Потом встали, полетели, Вместе дружно все присели. 1. Подготовка к первичному восприятию сказки. - Сейчас мы побываем в гостях у новой сказки. Чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, давайте отгадаем загадки: Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают. И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (слайд 3) Хоть и ростом невелик, А к почтению привык: Перед ним дубы и клены, И березы бьют поклоны. (слайд 4) - Каша и топор!? Кто догадался в какую сказку мы попали? - Правильно! (слайд 5) Как вы думаете, к какому виду мы можем отнести эту сказку? Почему? - Ребята, как вы думаете, почему мы попали именно в эту сказку? - Все ваши предположения верны. Тема нашего урока: «Знакомство с бытовой сказкой «Каша из топора». (слайд 5) - Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке? |
| 2. Первичное восприятие сказки. - Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать – сказку надо нам читать. Усаживайтесь поудобнее, прослушайте сказку в исполнении артистов театра. А после прослушивания скажите, что вам понравилось в сказке «Каша из топора». (слайд 6) 3. Проверка первичного восприятия сказки. - Итак, сказку вы прослушали. Чем понравилась вам сказка? - Назовите главных героев сказки? - Что попросил солдат у старухи? - Что придумал солдат? - Чем закончилась сказка? 4. Словарная работа. - В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления. Такие слова называются устаревшими. Какие незнакомые слова вы услышали в сказке? - У вас на партах лежат карточки со словами из сказки «Каша из топора». Сейчас я предлагаю вам объяснить значения слов, которые в ней встречаются. (дети используют толковый словарь С. И. Ожегова) - Молодцы! Посмотрим на экран и узнаем насколько точные определения этих слов вы дали. (слайд 7) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Как солдаты» 1,2-стоит ракета,3,4-самолет. 1,2-хлопок в ладоши, а потом на каждый счет. 1,2,3,4-руки выше, плечи шире. 1,2,3,4-и на месте походили. Как солдаты на параде, Мы шагаем дружно в ряд. Левой-раз, правой-два, Посмотрите все на нас.
-Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. - Ребята, откройте учебники на с. 44. Сейчас вам предстоит самостоятельное изучение сказки «Каша из топора» в режиме жужжащего чтения. При чтении, выделите карандашом слова сказителя: как встретила старуха служивого? 7. Анализ литературного текста после прочтения. - Хорошо мы пожужжали и конечно все узнали. - Как же старуха встретила солдата? - Как сказитель относится к солдату? Почему? - Как к старухе? Почему? - Куда шел солдат? - Почему постучал именно в эту избу? - Почему солдат решил проучить старуху? - Действительно ли солдат сварил кашу из топора? - Что солдату помогло в приготовлении каши? - Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? - Кто вам больше понравился и почему? - Как вы относитесь к старухе? - Как к солдату? - Какими словами вы можете дать характеристику солдату? (слайд 8) - Какими старухе? (слайд 8) - Как вы считаете, какова главная мысль сказки? - Чему учит эта сказка? - Молодцы! Издревле русский народ славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские жители. Когда они уходили на работу, то дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей. 8. Работа с пословицами. - Сейчас прочитайте пословицы. Обсудите их в группах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему? (слайд 9) - Как вы понимаете слово «сметка»? |
| - Что нового мы узнали на уроке? - Какие бывают сказки? - Назовите особенности бытовой сказки? - Какую сказку мы прочитали? - Чему учит сказка? - Могла ли такая история произойти в жизни? - Кто из героев положительный, почему? - Кто отрицательный, почему? - Какая главная мысль сказки? - Чему учились на уроке? - Чему научились? - Все ли у вас получилось? |
| - Я предлагаю вам дома, по выбору: 1) Пересказать сказку родителям. 2) Нарисовать иллюстрацию к сказке. 3) Найти и прочитать другие бытовые сказки. |
- Наше путешествие подошло к концу, но оно не последнее. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Спасибо за работу на уроке. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Служивый -
Побывка -
Дорожный человек -
Вдоволь -
Варево -
Чулан -
Сдобрить -
Котел -
Коли -
Этакую -
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД
МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска
Казакова Т. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска
Лапшина Е. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево
Татаринчик Н. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Кондрыкина С. Н.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Александрова И. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Горохова А. Н.
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Кравцова Н. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Ратникова Л. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Корнилова Е. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район
Башмакова Н. А.
Проект урока русский язык во 2 классе по теме: Корень слова. Однокоренные слова.
(по курсу «Русский язык», автор В. П. Канакина)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: формировать понятие «корень» слова; роль корня в слове; учить подбирать однокоренные слова; находить корень в однокоренных словах; познакомить с признаками однокоренных слов; учить работать по алгоритму; продолжать работу по формированию языковой грамотности; развивать орфографическую зоркость; внимание; умение доказывать; рассуждать; делать выводы; развивать навык работы в группах и в парах; воспитывать умение слышать и слушать; самостоятельность; самоконтроль; интерес к родному языку.
Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2013. - С. 61-62: ил.- (Школа России), карточки со словами девиза, карточки со словами для словарной работы,толковый словарь С.И.Ожегова, карточки со словами для работы в парах, распечатанный алгоритм, карточки со словами для работы в группах, магнитная доска.
Содержание урока:
момент. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Ребята, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. |
| Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится!(на доске карточки со словами) Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса. - У нас сегодня всё получится! Молодцы, ребята, замечательно. Это предложение будет девизом нашего урока. -В нашем языке тысячи слов. У многих из них интересная история. Изучая её, мы можем ответить на разные вопросы. Когда появились слова? Как произошло то или иное слово? Что обозначало раньше? И мы продолжаем знакомиться со словами, но сначала минутка чистописания. |
| - Откройте тетради. – Что надо записать? (Дату) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше?(Классная работа) – Напишите слова «Классная работа». - Ребята, наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в словах: Хлеб, хлебница, хлебороб (на доске) - Какая это буква? (Х) - Х – это очень значимая буква. С нее начинается такое важное слово, как хлеб. Что вы знаете о хлебе? (вырастить из зерна, собрать, обмолотить, смолоть, выпечь) - Правильно. Сколько письменных букв Х есть в нашей письменной речи?(Две: заглавная буква и строчная) - Давайте пропишем сочетание заглавной и строчной буквы Х (Хх). - Подчеркните карандашом самое красиво написанное сочетание букв.(самопроверка) - Пропишите слова с буквой х. - Внимательно посмотрите на слова, что они обозначают? (хлеб-это продукт питания, хлебница-место для хранения хлеба, хлебороб-человек, который занимается хлебом) - Что общего в словах, которые вы написали? (это родственные слова, потому что у них одинаковый корень) - Выделите в написанных словах общую часть. Назовите ее. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лишнее слово» А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова, если услышите родственные слова – хлопните, если нет –топните. Лиса, лисица, лист Сыр, сырость, сырок. Лес, лесник, лестница, лесной. |
| - Поиграли, отдохнули. А теперь отгадайте загадку и подумайте, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке: Я у дуба, Я у зуба, Я у слов И у цветов. Я упрятан в темноту. Я не вверх, а вниз расту. (корень) - О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (что корень есть у зуба, у деревьев, у слов) -Сколько значений у слова корень? (много) -Какой вывод можно сделать? (слово корень – многозначное) - Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень»: 1)подземная часть растения; 2) часть волоса, зуба, ногтя; 3)часть слова. - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень? (очень важное, без корня ничего бы не выросло) |
| -Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова) -Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (что такое корень слова, зачем он нужен, где его найти в слове, как обозначить) - Правильно. На уроке мы узнаем: (на доске написан план)
|
|
- А теперь ответим на первый вопрос: Что такое корень слова? Прослушайте сказку и выделите главное в ней: Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. (учитель показывает условное обозначение корня) - О чем нам рассказывает сказка?(о корне, он рос, у него появилось много родственников) - Молодцы! Кто-нибудь из вас может сказать, что же такое корень? - Сейчас вы поработаете в парах. Кто мне напомнит, какие правила мы должны соблюдать, работая в паре? (Будь вежливым.Не перебивай товарища. Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед.Поблагодари товарища за совместную работу.) - На каждой парте лежат карточки со словами, ваша задача: прочитать слова, распределить их по группам. Записать группы.Обсудить в «паре» сколько групп у вас получилось. Обменяться с другой парой, провести проверку. Если согласны поставить «+», если нет, то “-“. (рыба, кормить, травка, рыбак, травяной, прикорм, рыбачить, корм, трава, травушка, рыболов, кормушка) - Сколько групп получилось? Почему? (три группы, потому что три одинаковых корня) - Как мы называем такие слова? (родственные) - Почему? (в них есть общая часть, они близкие по значению) - А как мы можем назвать общую часть родственных слов?(корнем) 2. Однокоренные слова. - Как мы можем еще назвать родственные слова, зная о том, что у них один корень? (однокоренные) - Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. (Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.) 3. Роль корня в слове. - Молодцы! Давайте дальше продолжим работу со словами на карточке. Теперь я вам предлагаю в каждой группе слов выделить корень. Каким значком мы должны его выделить? Кто покажет на доске? (ученик выходит к доске и показывает) - Хорошо. Работать продолжаем в парах. - Назовите корень в словах 1 группы, 2 группы, 3 группы. (-рыб-, -корм-, -трав-) - А как вы думаете, если убрать корень из слова кормушка(карточка на доске), что у нас получится? (набор букв) - А можно эту часть назвать словом? (нет) - Почему? (нет лексического значения) - Какой вывод можно сделать? (корень слова очень важная часть, он «хранит» общее значение всех однокоренных слов) - Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике на с. 61 (читают вслух) -Правильно вы сформулировали правило? (да) - Давайте сделаем вывод о том, что такое корень? (Общая часть родственных слов, самая главная часть в слове, в котором заключено общее лексическое значение) - А теперь мы сделаем отдых для наших глазок. Сядьте поудобнее. Повторяйте за мной. ФИЗКУЛЬТМИИНУТКА Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! - Глазки наши отдохнули, и мы готовы дальше работать. |
Составление алгоритма. | - Итак, мы узнали, что такое корень слова, как он выделяется, какую роль он играет в словах и что такое однокоренные слова. 4. Признаки однокоренных слов. - Сейчас откройте учебники на с. 62, выполните упр. 87. (один из учащихся зачитывает задание, идет самостоятельная работа, проверка) - Давайте подумаем, по каким признакам вы назвали слова еж, ежихой, ежонком однокоренными? (у слов одинаковая часть и они имеют общее лексическое значение) - Правильно! Давайте составим алгоритм для работы с однокоренными словами, первое что будем делать: – определять корень по одинаковому написанию. Второе: – проверять, одинаковое ли значение имеет корень в словах. (алгоритм вывешивается на магнитную доску) - Ребята, сейчас вас ожидает работа в группах. Группы у нас уже образованы.Используя выведенный алгоритм, вы должны образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги. Работать вы должны дружно, быстро и тихо. Ссориться в группах нельзя, надо договариваться. Слова в группе каждый называет по очереди, затем идет обсуждение, подходит ли оно вам, командир записывает их на листе. На работу вам отводится 3 минуты. Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов. (1-ая группа-Лес; 2-ая группа-Гриб; 3-я группа-Дом; 4-ая группа-Сад; каждая группа получает карточку со словом, лист А3, фломастер, записывает слова, помещает на доску и доказывает свой выбор этих слов) Проверка - Как называется группа слов, которую вы составили? (однокоренные) - Докажите свою точку зрения. (в словах одинаковый корень -лес- , все слова имеют одинаковое лексическое значение) - Ваша группа справилась с заданием? (да) - Вы работали сами, или вам была необходима помощь? - Дружно ли работала ваша группа? (так проводится проверка во всех группах) |
| - Кто помнит, какой девиз нашего урока? (У нас сегодня все получится!) - Как вы думаете у нас все получилось? (да) - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? (узнать о корне слова, да) - Что такое корень слова? (общая часть родственных слов) - Как правильно определить корень в слове? (подобрать однокоренные слова, схожие по смыслу) - Какие слова называются однокоренными? (имеют общую часть слова-корень) - Каковы признаки однокоренных слов? (имеют общую часть, одинаковое лексическое значение) - Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах? (на уроках русского языка, для проверки слова) |
| - Давайте поиграем в игру «Закончи предложение»: Я узнал ... Я открыл для себя ... Теперь я могу сам... Я легко справился... Мне было трудно... Мне было интересно... Мне понравилось... |
| - Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты... - Получили отметки... - Спасибо за работу. Урок окончен. - Домашнее задание. - Выучить правило на с. 61 - На выбор: 1. Придумайте свою сказку, героями которой будут однокоренные слова. Выпишите эти слова в тетрадь. Выделите в них корень. 2. Выполните упражнение № 88 на с. 62. |
Предварительный просмотр:
Воспитатель ГПД
МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска
Казакова Т. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска
Лапшина Е. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево
Татаринчик Н. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Кондрыкина С. Н.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска
Александрова И. В.
Учитель начальных классов
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Горохова А. Н.
МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район
Кравцова Н. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Ратникова Л. А.
Учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска
Корнилова Е. Г.
Учитель начальных классов
МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район
Башмакова Н. А.
Проект урока русский язык во 2 классе по теме: Корень слова. Однокоренные слова.
(по курсу «Русский язык», автор В. П. Канакина)
Тип урока: открытие новых знаний
Цели: формировать понятие «корень» слова; роль корня в слове; учить подбирать однокоренные слова; находить корень в однокоренных словах; познакомить с признаками однокоренных слов; учить работать по алгоритму; продолжать работу по формированию языковой грамотности; развивать орфографическую зоркость; внимание; умение доказывать; рассуждать; делать выводы; развивать навык работы в группах и в парах; воспитывать умение слышать и слушать; самостоятельность; самоконтроль; интерес к родному языку.
Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2013. - С. 61-62: ил.- (Школа России), карточки со словами девиза, карточки со словами для словарной работы,толковый словарь С.И.Ожегова, карточки со словами для работы в парах, распечатанный алгоритм, карточки со словами для работы в группах, магнитная доска.
Содержание урока:
момент. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. Будем отвечать активно, Хорошо себя вести. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Ребята, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения. |
| Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится!(на доске карточки со словами) Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса. - У нас сегодня всё получится! Молодцы, ребята, замечательно. Это предложение будет девизом нашего урока. -В нашем языке тысячи слов. У многих из них интересная история. Изучая её, мы можем ответить на разные вопросы. Когда появились слова? Как произошло то или иное слово? Что обозначало раньше? И мы продолжаем знакомиться со словами, но сначала минутка чистописания. |
| - Откройте тетради. – Что надо записать? (Дату) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше?(Классная работа) – Напишите слова «Классная работа». - Ребята, наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в словах: Хлеб, хлебница, хлебороб (на доске) - Какая это буква? (Х) - Х – это очень значимая буква. С нее начинается такое важное слово, как хлеб. Что вы знаете о хлебе? (вырастить из зерна, собрать, обмолотить, смолоть, выпечь) - Правильно. Сколько письменных букв Х есть в нашей письменной речи?(Две: заглавная буква и строчная) - Давайте пропишем сочетание заглавной и строчной буквы Х (Хх). - Подчеркните карандашом самое красиво написанное сочетание букв.(самопроверка) - Пропишите слова с буквой х. - Внимательно посмотрите на слова, что они обозначают? (хлеб-это продукт питания, хлебница-место для хранения хлеба, хлебороб-человек, который занимается хлебом) - Что общего в словах, которые вы написали? (это родственные слова, потому что у них одинаковый корень) - Выделите в написанных словах общую часть. Назовите ее. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Лишнее слово» А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова, если услышите родственные слова – хлопните, если нет –топните. Лиса, лисица, лист Сыр, сырость, сырок. Лес, лесник, лестница, лесной. |
| - Поиграли, отдохнули. А теперь отгадайте загадку и подумайте, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке: Я у дуба, Я у зуба, Я у слов И у цветов. Я упрятан в темноту. Я не вверх, а вниз расту. (корень) - О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (что корень есть у зуба, у деревьев, у слов) -Сколько значений у слова корень? (много) -Какой вывод можно сделать? (слово корень – многозначное) - Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень»: 1)подземная часть растения; 2) часть волоса, зуба, ногтя; 3)часть слова. - Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень? (очень важное, без корня ничего бы не выросло) |
| -Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова) -Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (что такое корень слова, зачем он нужен, где его найти в слове, как обозначить) - Правильно. На уроке мы узнаем: (на доске написан план)
|
|
- А теперь ответим на первый вопрос: Что такое корень слова? Прослушайте сказку и выделите главное в ней: Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. (учитель показывает условное обозначение корня) - О чем нам рассказывает сказка?(о корне, он рос, у него появилось много родственников) - Молодцы! Кто-нибудь из вас может сказать, что же такое корень? - Сейчас вы поработаете в парах. Кто мне напомнит, какие правила мы должны соблюдать, работая в паре? (Будь вежливым.Не перебивай товарища. Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед.Поблагодари товарища за совместную работу.) - На каждой парте лежат карточки со словами, ваша задача: прочитать слова, распределить их по группам. Записать группы.Обсудить в «паре» сколько групп у вас получилось. Обменяться с другой парой, провести проверку. Если согласны поставить «+», если нет, то “-“. (рыба, кормить, травка, рыбак, травяной, прикорм, рыбачить, корм, трава, травушка, рыболов, кормушка) - Сколько групп получилось? Почему? (три группы, потому что три одинаковых корня) - Как мы называем такие слова? (родственные) - Почему? (в них есть общая часть, они близкие по значению) - А как мы можем назвать общую часть родственных слов?(корнем) 2. Однокоренные слова. - Как мы можем еще назвать родственные слова, зная о том, что у них один корень? (однокоренные) - Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. (Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.) 3. Роль корня в слове. - Молодцы! Давайте дальше продолжим работу со словами на карточке. Теперь я вам предлагаю в каждой группе слов выделить корень. Каким значком мы должны его выделить? Кто покажет на доске? (ученик выходит к доске и показывает) - Хорошо. Работать продолжаем в парах. - Назовите корень в словах 1 группы, 2 группы, 3 группы. (-рыб-, -корм-, -трав-) - А как вы думаете, если убрать корень из слова кормушка(карточка на доске), что у нас получится? (набор букв) - А можно эту часть назвать словом? (нет) - Почему? (нет лексического значения) - Какой вывод можно сделать? (корень слова очень важная часть, он «хранит» общее значение всех однокоренных слов) - Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике на с. 61 (читают вслух) -Правильно вы сформулировали правило? (да) - Давайте сделаем вывод о том, что такое корень? (Общая часть родственных слов, самая главная часть в слове, в котором заключено общее лексическое значение) - А теперь мы сделаем отдых для наших глазок. Сядьте поудобнее. Повторяйте за мной. ФИЗКУЛЬТМИИНУТКА Рисуй глазами треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами ты по периметру веди. Рисуй восьмерку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок ее клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы, наконец. Зарядка окончилась. Ты – молодец! - Глазки наши отдохнули, и мы готовы дальше работать. |
Составление алгоритма. | - Итак, мы узнали, что такое корень слова, как он выделяется, какую роль он играет в словах и что такое однокоренные слова. 4. Признаки однокоренных слов. - Сейчас откройте учебники на с. 62, выполните упр. 87. (один из учащихся зачитывает задание, идет самостоятельная работа, проверка) - Давайте подумаем, по каким признакам вы назвали слова еж, ежихой, ежонком однокоренными? (у слов одинаковая часть и они имеют общее лексическое значение) - Правильно! Давайте составим алгоритм для работы с однокоренными словами, первое что будем делать: – определять корень по одинаковому написанию. Второе: – проверять, одинаковое ли значение имеет корень в словах. (алгоритм вывешивается на магнитную доску) - Ребята, сейчас вас ожидает работа в группах. Группы у нас уже образованы.Используя выведенный алгоритм, вы должны образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги. Работать вы должны дружно, быстро и тихо. Ссориться в группах нельзя, надо договариваться. Слова в группе каждый называет по очереди, затем идет обсуждение, подходит ли оно вам, командир записывает их на листе. На работу вам отводится 3 минуты. Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов. (1-ая группа-Лес; 2-ая группа-Гриб; 3-я группа-Дом; 4-ая группа-Сад; каждая группа получает карточку со словом, лист А3, фломастер, записывает слова, помещает на доску и доказывает свой выбор этих слов) Проверка - Как называется группа слов, которую вы составили? (однокоренные) - Докажите свою точку зрения. (в словах одинаковый корень -лес- , все слова имеют одинаковое лексическое значение) - Ваша группа справилась с заданием? (да) - Вы работали сами, или вам была необходима помощь? - Дружно ли работала ваша группа? (так проводится проверка во всех группах) |
| - Кто помнит, какой девиз нашего урока? (У нас сегодня все получится!) - Как вы думаете у нас все получилось? (да) - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? (узнать о корне слова, да) - Что такое корень слова? (общая часть родственных слов) - Как правильно определить корень в слове? (подобрать однокоренные слова, схожие по смыслу) - Какие слова называются однокоренными? (имеют общую часть слова-корень) - Каковы признаки однокоренных слов? (имеют общую часть, одинаковое лексическое значение) - Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах? (на уроках русского языка, для проверки слова) |
| - Давайте поиграем в игру «Закончи предложение»: Я узнал ... Я открыл для себя ... Теперь я могу сам... Я легко справился... Мне было трудно... Мне было интересно... Мне понравилось... |
| - Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты... - Получили отметки... - Спасибо за работу. Урок окончен. - Домашнее задание. - Выучить правило на с. 61 - На выбор: 1. Придумайте свою сказку, героями которой будут однокоренные слова. Выпишите эти слова в тетрадь. Выделите в них корень. 2. Выполните упражнение № 88 на с. 62. |