Конспекты уроков

Наталья Вольтовна Татаринчик

Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска

Казакова Т. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска

Лапшина Е. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево

Татаринчик Н. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Кондрыкина С. Н.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Александрова И. В.

Учитель начальных классов

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Горохова А. Н.

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Кравцова Н. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Ратникова Л. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Корнилова Е. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район

Башмакова Н. А.

Проект урока математика в 1 классе по теме: Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч.

(по курсу «Математика», автор М. И. Моро)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели:познакомитьобучающихся с геометрической фигурой «отрезок»; научить чертить эту фигуру с помощью линейки; учить различать прямую, кривую линии и отрезок;продолжить работу по усвоению учащимися состава числа 5; работать в парах; адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников; развивать математическую речь; умение формулировать собственные мнение и позицию; память; интерес к предмету; воспитывать аккуратность при работе в тетради и на доске; активность и умение слушать и слышать.

Оборудование к уроку: учебник Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2012. - С. 40-41: ил.- (Школа России), презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, нитки, пластилин, Праздник числа/В. В. Волина. – М.: АСТ-ПРЕСС,1997. – С.182.

Содержание урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

- Прочитайте японскую пословицу. «Начинай взбираться вверх снизу».

- Как вы её понимаете?

- Сегодня на уроке вы тоже будете взбираться вверх, делать открытия и к вам придет успех.

- Пусть эта пословица станет девизом нашего урока. (запись на доске)

- Давайте посмотрим на экран. Сколько человечков вы видите? (5)(слайд 1)

- Из каких чисел можно получить число 5? (2+3, 1+4 и т.д.)

- Скажите пожалуйста, из каких фигур состоят человечки? (треугольник, четырехугольник, круг, овал, прямые линии)

- Кто из пяти лишний и почему? (2-ой человечек, у него место овала, четырехугольник)

- А кто из вас знает, как эти фигуры называются одним словом? (геометрические)

  1. Актуализация знаний.

- Правильно! Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Геометрия». (слайд 2)

- Как вы думаете, кто живет в этой стране? (фигуры)

- Правильно, геометрические фигуры. Мы уже назвали некоторые из них. А кто знает еще, какие фигуры могут жить в этой стране? (прямоугольник)

- Посмотрите на экран, какие новые геометрические фигуры вы видите? (точка, прямая)(слайд 3)

- Молодцы! Как в любой сказочной стране, в ней есть королева – самая главная фигура, без которой не может быть построена ни одна другая фигура. Знакомьтесь – это Точка. (слайд 4)

- Посмотрите какое задание она нам приготовила. Что изображено на доске? (Линии)

- Подумайте, на какие множества можно разделить эти линии? (прямые, кривые)

- По какому признаку разделили на множества? (По форме)

- Все ли прямые фигуры вам известны?

- Как они называются? (прямая, луч, отрезок)

(- Почему вы решили, что это отрезок?)

  1. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке? (линии)

- Правильно. Что бы вы хотели узнать о линиях? (какие они бывают)

- Сегодня мы познакомимся с различными линиями, будем учиться их правильно строить.

- А для этого мы обратимся за помощью к нашей королеве Точке.

  1. Нахождение способов решения учебной задачи.

- Вы знаете наша Точка очень любопытная, как и вы. И про нее есть очень интересная сказка, я вам сейчас ее расскажу:

Жила-была Точка. Она была очень любознательной и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:

- Как эта линия называется?

- Длинная она или короткая?

Подумала однажды Точка: «Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте?! Отправлюсь-ка я путешествовать!»

- Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с точкой? (да)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Руки ставим все в разлет,

Получился самолет.

Мах крылом туда-сюда.

Делай раз и делай два.

- Сказано – сделано. Тихонечко сели за парты. Продолжаем путешествие. Отправилась Точка путешествовать по своим владениям, да так увлеклась, что не заметила, как наступила на прямую линию. (слайд 5) И вдруг исчезла прямая линия. На ее месте появился луч. Он тоже был очень длинный, но все-таки не такой, как прямая линия. У него появилось начало!

- Ребята, чем же прямая линия отличается от луча? (у прямой нет начала, а луча есть)

- Правильно. Давайте дальше слушать сказку. Точку это не смутило. Она даже обрадовалась тому, что с ее помощью образовалась новая фигура – луч. Она решила идти дальше, чтобы найти конец луча. Шла, шла по линии луча, долго шла, устала. Остановилась и говорит: «Долго ли я еще буду идти?»

- Ребята, скоро ли конец луча? (у луча нет конца, но есть начало)

- Тогда я поверну назад. - сказала Точка.

Но она так далеко ушла от начала луча, что дорога назад ей показалось очень длинной. Вдруг Точка решила: «А что, если я позову на помощь Ножницы.» Тут откуда ни возьмись, появились Ножницы. Щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую, вначале с одной стороны, затем с другой. (слайд 6)

- Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец.

- Ребята, как это называется? (отрезок)

- Да, это отрезок, - сказали Ножницы. Теперь Точка, ты стоишь на отрезке прямой. (слайд 7)

- Отрезок! – с удовольствием повторила Точка.

- Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (у него есть концы)

Точке так понравилось гулять по отрезку, что она решила именно на нем устроить свой дом.

- Ребята, ведь у каждого дома есть номер, а улица имеет название, отрезок мы тоже будем обозначать двумя заглавными буквами русского алфавита, А и Б. (слайд 7)

- Что вы узнали из сказки? (прямая не имеет начала и конца)

- Что же такое отрезок? (имеет начало и конец, обозначается буквами)

- Что такое луч? (имеет начало, но нет конца)

  1. Первичное закрепление изученного материала.

- Молодцы! Чтобы завершить путешествие Точка нам приготовила задания. Работать будем в парах. Кто из вас помнит правила работы в парах? (Будь вежливым. Не перебивай товарища. Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед. Поблагодари товарища за совместную работу.)

- Хорошо, правила помним. Вам необходимо смоделировать прямую линию и вспомнить ее свойства и рассказать друг другу. (из клубка ниток)

- Смоделируйте кривую линию. (из клубка ниток)

- Пожалуйста, смоделируйте отрезок и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина)

- Пожалуйста, смоделируйте луч и расскажите, что вы знаете о нем. (из пластилина)

(Работают парами,моделируют прямую линию, проговаривают друг другу свойства прямой, кривую линию,моделируют отрезок, проговаривают его свойства,моделируют луч, проговаривают его свойства. Учитель контролирует процесс моделирования, проверяет правильность выполнения заданий)

- Молодцы! Потрудились хорошо, а теперь давайте отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Математику люблю. Спину ровно я держу.

Вправо, влево наклоняюсь, как прямая выпрямляюсь.

Руки в стороны раздвину, вверх ладошки подниму и отрезок покажу.

Раз присяду, два присяду и на место тихо сяду.

- Отдохнули. А сейчас отгадайте загадку.

Я люблю прямоту и сама прямая.

Начертить ровную черту всем я помогаю.

- Что это? (линейка)

- Как вы думаете, почему данный инструмент так назвали? (он помогает чертить прямые линии)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Правильно. Сейчас откройте учебники на с. 40. Рассмотрите нарисованные линии. Какие линии изображены? (прямая, кривая, луч, отрезок)

- Чем они отличаются?

-Сейчас будем учиться правильно чертить прямую, луч, отрезок. Что нам для этого понадобится? (карандаш и линейка)

- Кто может рассказать, как построить отрезок?

- Как правильно прикладывать линейку?

- Начертите по линейке прямую линию. Проверьте по учебнику.  

- Поставьте две точки, соедините их по линейке, что получилось? (отрезок) Проверьте себя по учебнику.

- Подумайте, можно ли еще провести прямую через две точки? (дети пробуют, делают вывод, что нельзя)

- Правильно. А кривую можно провести через две точки? (да, чертят кривую)

- А еще одну можно провести? (да, чертят кривую)

- А еще? (да)

- Какой вывод можно сделать? (через две точки можно провести только одну прямую и много кривых)

- Начертите луч. Проверьте.

- Теперь поставьте точку и проведите через нее прямую линию по линейке. Можно ли еще провести прямую через эту точку? (да)

- А еще? (да)

- Какой вывод можно сделать? (через одну точку можно провести много прямых)

(Идет самостоятельная работа, в ходе которой учитель оказывает помощь тем детям, которые самостоятельно не могут справиться с заданиями)

- Отложите карандаши и линейки в сторону.

- Вспомните девиз нашего урока «Начинай взбираться вверх снизу».

- Нашим девизом сегодня была японская пословица.

- Сейчас мы узнаем, какой высоты вы сегодня достигли?

- Прежде чем вы попробуете оценить свою работу, ответьте на вопросы:

1. Для чего выполняли задания? (чтобы научиться чертить линии и различать их)

2. Удалось добиться результата?

3. Правильно ли выполнили или с ошибкой?

4. Самостоятельно работали или вам помогали?

- Оцените себя.

- У кого сегодня получилось добраться до вершины поднимите руки?

- Не отчаивайтесь и не огорчайтесь, если у вас что-то не получилось, все впереди.

  1. Итог урока. Рефлексия.

- С какими линиями мы сегодня познакомились?

- Чем отрезок отличается от прямой?

- Как вы думаете, пригодятся ли эти знания вам в жизни? (Ответы детей)

- Найдите отрезки в окружающей обстановке.

- Продолжите предложения, которые видите на экране. (слайд 8)

- Спасибо за работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАЙДИ ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕЧКА

Слайд 4

КОРОЛЕВА СТРАНЫ ГЕОМЕТРИЯ – ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО ТОЧКА

Слайд 7

А Б

Слайд 8

Сегодня на уроке я узнал… Теперь я могу… Мне было интересно узнать… У меня вызвало затруднение… Мне нужна помощь… Мне на уроке было все понятно Я почувствовал, что смогу выполнить домашнее задание самостоятельно



Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска

Казакова Т. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска

Лапшина Е. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево

Татаринчик Н. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Кондрыкина С. Н.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Александрова И. В.

Учитель начальных классов

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Горохова А. Н.

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Кравцова Н. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Ратникова Л. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Корнилова Е. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район

Башмакова Н. А.

Проект урока окружающий мир в 3 классе по теме: «В царстве грибов»

(по курсу «Окружающий мир», автор А. А Плешаков)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: формировать представление о грибах, как об отдельном «царстве» природы; активизировать ранее полученные знания;изучить строение, классификацию, значение и правила сбора грибов; учить извлекать необходимую информацию из иллюстраций и текста учебника; развивать связную речь обучающихся; обогащать словарный запас; развивать умение аргументировать свою точку зрения; логическое мышление; личностную оценку; воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира; осознание ценности всех живых существ в природе.

Оборудование к уроку: учебник, Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ А. А. Плешаков. – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.-С. 44-47: ил.- (Школа России);компьютер; мультимедийный проектор; презентация; магнитная доска; модель гриба; карточки с тестами; карточки с изображением грибов; памятка грибника.

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

  1. Организационный момент

- Ребята, сейчас урок окружающего мира. Мы сегодня узнаем много нового и интересного. А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились. (Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел, начинаем разговор.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые знания.

 Итак, мы начинаем.

-Сегодня мы продолжим с вами воображаемое путешествие в лес, для этого мы должны чётко представлять, куда идём. Что называется лесом?

(Природное сообщество, где растут деревья,кустарники,травы и живут разнообразные животные).

-Чтобы отправиться в лес, посмотрим какой багаж знаний мы возьмёте с собой в дорогу.

Проверка домашнего задания.

- Наш урок мы начнем с проверки д/з по изученным ранее темам: (тест)

Взаимопроверка. Ответы на доске.

Поднимите руку те, которые написали тест без ошибок. Кто с одной ошибкой. А те, кто

допустил 2 – 3 ошибки вам необходимо поработать еще над изученным материалом.

  1. Постановка учебной задачи.

- Итак, начнем наше путешествие в лес. (слайд 1)

- Лес… Это удивительный мир загадок. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери, птицы, ящерицы, лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных растений! Крупные и мелкие цветки смотрят на нас из травы. Они умоляют человека не рвать их. Приглашают всех полюбоваться красотами леса. Вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. (слова учителя звучат во время показа слайда, под музыку леса)

-А какие дары находит человек в лесу?

- Во время нашей прогулки в лес мы обратим внимание на то, о чём говориться в загадке:(слайд 2)

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

- Правильно, это гриб! Что же мы будем изучать на уроке?

- Верно. Сегодня мы будем говорить о грибах. А что в первую очередь важно знать о грибах?

- Правильно. На уроке мы узнаем:(слайд 3)

  • Строение гриба;
  • Научимся классифицировать грибы;
  • Какую роль в жизни леса играют грибы;
  • Как правильно собирать грибы;
  • Какие грибы занесены в Красную книгу    России.
  1. Пошаговое «открытие новых знаний» с их последовательным первичным закреплением.

- Давайте вспомним, с какими царствами живой природы мы уже знакомы? (слайд 4)

- А теперь рассмотрим модель гриба и попробуем ответить на вопрос: что же такое гриб- растение или животное? Можно ли назвать гриб растением? Вспомните части растений. (слайд 5)

- Какой можно сделать вывод?

- Можно ли гриб назвать животным? (слайд 6)

- Из этого какой следует вывод?

- Итак, гриб не является ни растением, ни животным. Большинство ученых выделяют грибы в особое самостоятельное «царство» - «Царство грибов» (слайд 7)

- Грибы – это настоящее чудо. На земле насчитывают более 100 тысяч видов грибов. Но только чуть более 100 считаются съедобными. Среди них есть очень маленькие и крупные экземпляры, но все они имеют похожее строение. Каждый гриб занимает определенное место в природе. Одни грибы превращают органические вещества в минеральные, которые необходимы и доступны растениям, другие перерабатывают остатки живых организмов в перегной, третьи, хищники, помогают бороться с вредителями растений, четвертые – лекарство для животных и человека. Помните об этом и не топчите, не сбивайте грибы, которые попадутся вам на глаза.

1. Строение гриба.

- А сейчас посмотрите на следующий слайд (слайд 8) и попробуйте определить, каково же строение гриба?

- Правильно, когда мы идем по лесу нам видны шляпка и ножка гриба. Они являются плодовым телом гриба.

- А что же находится под землей?

- Все вы правы. Под землей от ножки тянутся тонкие нити – это грибница.

-Чтобы узнать,какая из этих частей играет более важную роль в жизни грибов, обратимся к учебнику.Откройте с. 112, найдите третий абзац. Прочитайте его про себя.

-Какая часть играет важную роль в жизни грибов?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(слайд 9)

2. Какую роль в жизни леса играют грибы.

- Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Давайте посмотрим на следующий слайд. Что вы видите на нем? (слайд 10)

- Как вы думаете, почему грибы растут рядом с деревьями?

- Хорошо. Прочитайте в учебнике на с. 112-113 точное описание связи грибов и деревьев.

- Итак, какая же связь между грибами и деревьями?

3. Классификация грибов.

- Молодцы! На какие 2 группы можно разделить грибы? (слайд 11)

-Какие съедобные грибы вы знаете?

-Какие несъедобные грибы вы знаете?

-Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Чем это опасно? Поэтому очень важно отличать съедобные грибы от, несъедобных. Давайте попробуем, работая в группах, сравнить их и сделать вывод. В этом нам поможет учебник на с. 114.(работа в группах)

- Молодцы! Теперь я уверена, что никто из вас в лесу не срежет ядовитый гриб. А что же делать, если в лесу вы встретите ядовитый гриб?

- Правильно! Грибы – это богатство леса. Ими питаются многие животные. Некоторые животные леса лечатся ядовитыми для человека грибами. Мухоморами лечатся лось, сороки.

- Для чего человек собирает грибы?

– Грибы – очень полезный продукт. Они являются источником белка, клетчатки, микроэлементов и витаминов (в первую очередь А, витамины В, Д, РР, аскорбиновой кислоты). Но есть одно «но» - эти ценные вещества трудно усваиваются. Поэтому детям до 10 лет грибы есть ни в коем случае нельзя!

- Где можно использовать полученные знания?

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Итог урока. Рефлексия.

5. Правила сбора.

- Кто из вас ходил в лес за грибами?

- А кто знает, как нужно правильно собирать грибы?

- Вы знаете, дома я пробовала составить памятку грибника с правилами сбора грибов, но у меня не получилось. Хочу обратиться к вам за помощью, и, надеюсь, вместе у нас все получится. Работать будем в группах. В помощь вам будет учебник с.115 и те правила, которые я составила дома, они лежат у вас на партах. Если вы согласны со мной, то можете вписать их в «памятку». (работа в группах)

- Проверим. Какие правила каждая группа записала в «Памятку грибника». Объясните почему? (слайд 12)

- У Вас получились отличные «памятки».

- Теперь вы знаете правила сбора грибов, и я надеюсь, будете их выполнять.Потому что, из-за неправильного сбора грибов, некоторые виды внесены в Красную книгу России.(слайд 13)

- Посмотрите, какие необычные и красивые грибы. Я думаю, что вам не приходилось видеть и слышать о них. Это сетконоска сдвоенная, решёточник красный, рогатик пестиковый, шишкогрибхлопьеножковый, грифолакурчавая, паутинник фиолетовый.

- Эти грибы нуждаются в особой охране.

-Сегодня на уроке мы постарались ответить на все вопросы, которые вас интересовали. А теперь давайте проверим новые знания.

Проверка будет походить в виде тестов. Вам предлагается 5 вопросов. Работаем.

1. Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,

б) срезать и взять с собой,

в) сбить ногой.

2. Назовите самый ядовитый гриб.

а) желчный гриб,

б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.

3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,

б) ножка,

в)цветы.

 4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,

б) с деревьями,

в) с животными.

5. Найди лишний гриб.

А) подосиновик,

Б) боровик,

В) мухомор

Проверка(слайд 14)

- А теперь я предлагаю вам себя оценить. Если нет ошибок оценка 5, одна ошибка -4, две ошибки -3.

- Подведём итог. (слайд 15)

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие открытия вы для себя сделали?

- Какие трудности у вас возникли на уроке?

- Как вы их преодолевали?

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

- За активную работу на уроке получают оценки…

  1. Выбор домашнего задания

- Наша лесная прогулка подходит к концу. Надеюсь, она не прошла для вас

даром. Чтобы стать настоящими грибниками, прочитайте дома материал по

учебнику с.112-114 и выполните задания в тетрадях на с.66-68. Желающие могут

подготовить мини-доклад об одном изгрибов, который занесен в Красную книгу России.



Предварительный просмотр:

                                 

                 Тест                                                                                             Тест

1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный      1.Вы нашли в лесу гриб, но не знаете, съедобный

он или нет. Что нужно сделать?                                    он или нет. Что нужно сделать?

а) оставить его на месте,                                                    а) оставить его на месте,

б)срезать и взять с собой,                                                  б)срезать и взять с собой,

в) спросить у друзей.                                                          в) спросить у друзей.

2. Назови самый ядовитый гриб:                                  2.Назови самый ядовитый гриб:

а) желчный гриб,                                                                 а) желчный гриб.

б) бедная поганка,                                                               б) бледная поганка,

в) ложный опёнок.                                                               в) ложный опёнок.

3. Что не входит в строение гриба?                             3. Что не входит в строение гриба?

а) шляпка,                                                                           а) шляпка,

б) ножка,                                                                              б) ножка,

в) корень.                                                                             в) корень.

4.С чем взаимосвязаны грибы?                                    4. С чем взаимосвязаны грибы?

а) с человеком,                                                                    а) с человеком,

б) с деревьями,                                                                    б) с деревьями,

в) с животными.                                                                  в) с животными.

5.Найди лишний гриб:                                                   5. Найди лишний гриб:

а) подосиновик,                                                                 а) подосиновик,

б) боровик,                                                                         б) боровик,

в) мухомор.                                                                         в) мухомор.



Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска

Казакова Т. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска

Лапшина Е. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево

Татаринчик Н. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Кондрыкина С. Н.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Александрова И. В.

Учитель начальных классов

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Горохова А. Н.

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Кравцова Н. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Ратникова Л. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Корнилова Е. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район

Башмакова Н. А.

Проект урока литературного чтения во 2 классе по теме: Русская народная сказка «Каша из топора»

(по курсу «Литературное чтение», автор Л. Ф. Климанова и др.)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: познакомить с новым видом сказки (бытовая) на примере сказки «Каша из топора»; совершенствовать навык правильного, осознанного чтения целыми словами; учить сравнивать героев произведения; характеризовать героев с точки зрения автора; учить извлекать необходимую информацию из прослушанного текста; развивать связную речь обучающихся; обогащать словарный запас; развивать умение аргументировать свою точку зрения; логическое мышление; личностную оценку; воспитывать интерес к устному народному творчеству; трудолюбие; сострадание к ближнему; уважение к защитнику отечества; щедрость.

Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение» 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.]-3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-С. 44-47: ил.- (Школа России), толковый словарь С. И. Ожегова, аудиозапись сказки «Каша из топора», мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки со словами для словарной работы, карточки с изображением сказочных героев, магнитная доска.

Содержание урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

  1. Организационный момент

Организационный момент

- Ребята, сейчас урок литературного чтения. Мы отправимся с вами в путешествие, в котором мы узнаем много нового и интересного. Путь наш будет неблизкий. А чтобы отправиться в дорогу с хорошим настроением. Давайте друг другу улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба. А, когда рядом друзья, то все трудности преодолеть намного легче.

  1. Проверка домашнего задания

- Усаживайтесь поудобнее. Мы отправляемся в наше путешествие (звучит музыка, слайд 1).

- Где мы с вами оказались?

- Правильно! В сказке. Я уверена, что все вы любите сказки. Но прежде чем мы отправимся в дальнейший путь, нам предстоит вспомнить, с какими видами устного народного творчества мы с вами уже познакомились?

- Почему сказки назвали «народными»?

- А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?

- К какому виду сказок мы ее относим?

- Дома вы должны были научиться выразительно читать сказку «Лиса и журавль». Сейчас мы проверим, как у вас это получилось. Но прежде, напомните мне, что такое выразительное чтение?

  1. Актуализация знаний обучающихся. Постановка целей урока.

  1. Изучение нового

материала.

Бытовые сказки. Русская народная сказка «Каша из топора».

- Молодцы! А теперь продолжим наш путь. Мы знаем, что все сказки разные. Чем же отличаются сказки?

- Какие виды сказок вы знаете? (слайд 2)

- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах. У каждой группы на партах лежат карточки с героями сказок. Ваша задача определить:

1-ой группе-героев, которые относятся к сказкам о животных;

2-ой группе-героев, которые относятся к волшебным сказкам;

3-ей группе-героев, которые относятся к бытовым сказкам.

Каждая группа должна доказать, почему сделан именно такой выбор. (на доске запись: сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Раз, два - мы считаем

И шагаем, и шагаем.

Три – четыре, три – четыре

Руки в стороны пошире.

А теперь все потянулись,

Оглянулись, улыбнулись.

 Потом встали, полетели,

Вместе дружно все присели.

1.  Подготовка к первичному восприятию   сказки.

- Сейчас мы побываем в гостях у новой сказки. Чтобы узнать, в какую сказку мы попадем, давайте отгадаем загадки:

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают.

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

(слайд 3)

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык:

Перед ним дубы и клены,

И березы бьют поклоны.

(слайд 4)

- Каша и топор!? Кто догадался в какую сказку мы попали?

- Правильно! (слайд 5) Как вы думаете, к какому виду мы можем отнести эту сказку? Почему?

- Ребята, как вы думаете, почему мы попали именно в эту сказку?

- Все ваши предположения верны. Тема нашего урока: «Знакомство с бытовой сказкой «Каша из топора». (слайд 5)

- Давайте вместе подумаем, что мы должны узнать и чему научиться на сегодняшнем уроке?

  1. Закрепление новых знаний

2. Первичное восприятие сказки.

- Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать – сказку надо нам читать. Усаживайтесь поудобнее, прослушайте сказку в исполнении артистов театра. А после прослушивания скажите, что вам понравилось в сказке «Каша из топора». (слайд 6)

3. Проверка первичного восприятия сказки.

- Итак, сказку вы прослушали. Чем понравилась вам сказка?

- Назовите главных героев сказки?

- Что попросил солдат у старухи?

- Что придумал солдат?

- Чем закончилась сказка?

4. Словарная работа.

- В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления. Такие слова называются устаревшими. Какие незнакомые слова вы услышали в сказке?

- У вас на партах лежат карточки со словами из сказки «Каша из топора». Сейчас я предлагаю вам объяснить значения слов, которые в ней встречаются. (дети используют толковый словарь С. И. Ожегова)

- Молодцы! Посмотрим на экран и узнаем насколько точные определения этих слов вы дали. (слайд 7)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Как солдаты»

1,2-стоит ракета,3,4-самолет.

1,2-хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.

1,2,3,4-руки выше, плечи шире.

1,2,3,4-и на месте походили.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем дружно в ряд.

Левой-раз, правой-два,

Посмотрите все на нас.

  1. Работа с текстом при повторном восприятии.

-Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись.

- Ребята, откройте учебники на с. 44. Сейчас вам предстоит самостоятельное изучение сказки «Каша из топора» в режиме жужжащего чтения. При чтении, выделите карандашом слова сказителя: как встретила старуха служивого?

7. Анализ литературного текста после прочтения.

- Хорошо мы пожужжали и конечно все узнали.

- Как же старуха встретила солдата?

- Как сказитель относится к солдату? Почему?

- Как к старухе? Почему?

- Куда шел солдат?

- Почему постучал именно в эту избу?

- Почему солдат решил проучить старуху?

- Действительно ли солдат сварил кашу из топора?

- Что солдату помогло в приготовлении каши?

- Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки?

- Кто вам больше понравился и почему?

- Как вы относитесь к старухе?

- Как к солдату?

- Какими словами вы можете дать характеристику солдату? (слайд 8)

- Какими старухе? (слайд 8)

- Как вы считаете, какова главная мысль сказки?

- Чему учит эта сказка?

- Молодцы! Издревле русский народ славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские жители. Когда они уходили на работу, то дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей.

8. Работа с пословицами.

- Сейчас прочитайте пословицы. Обсудите их в группах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему? (слайд 9)

- Как вы понимаете слово «сметка»?

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Какие бывают сказки?

- Назовите особенности бытовой сказки?

- Какую сказку мы прочитали?

- Чему учит сказка?

- Могла ли такая история произойти в жизни?

- Кто из героев положительный, почему?

- Кто отрицательный, почему?

- Какая главная мысль сказки?

- Чему учились на уроке?

- Чему научились?

- Все ли у вас получилось?

  1. Выбор домашнего задания

- Я предлагаю вам дома, по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.

3) Найти и прочитать другие бытовые сказки.

- Наше путешествие подошло к концу, но оно не последнее. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Спасибо за работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Служивый -

Побывка -

Дорожный человек -

Вдоволь -

Варево -

Чулан -

Сдобрить -

Котел -

Коли -

Этакую -



Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска

Казакова Т. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска

Лапшина Е. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево

Татаринчик Н. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Кондрыкина С. Н.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Александрова И. В.

Учитель начальных классов

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Горохова А. Н.

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Кравцова Н. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Ратникова Л. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Корнилова Е. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район

Башмакова Н. А.

Проект урока русский язык во 2 классе по теме: Корень слова. Однокоренные слова.

(по курсу «Русский язык», автор В. П. Канакина)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: формировать понятие «корень» слова; роль корня в слове; учить подбирать однокоренные слова; находить корень в однокоренных словах; познакомить с признаками однокоренных слов; учить работать по алгоритму; продолжать работу по формированию языковой грамотности; развивать орфографическую зоркость; внимание; умение доказывать; рассуждать; делать выводы; развивать навык работы в группах и в парах; воспитывать умение слышать и слушать; самостоятельность; самоконтроль; интерес к родному языку.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2013. - С. 61-62: ил.- (Школа России), карточки со словами девиза, карточки со словами для словарной работы,толковый словарь С.И.Ожегова, карточки со словами для работы в парах, распечатанный алгоритм, карточки со словами для работы в группах, магнитная доска.

Содержание урока:

  1. Организационный

момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

 Хорошо себя вести.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Ребята, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

  1. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!(на доске карточки со словами)

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Это предложение будет девизом нашего урока.

-В нашем языке тысячи слов. У многих из них интересная история. Изучая её, мы можем ответить на разные вопросы. Когда появились слова? Как произошло то или иное слово? Что обозначало раньше? И мы продолжаем знакомиться со словами, но сначала минутка чистописания.

  1. Чистописание. Словарная работа.

- Откройте тетради. – Что надо записать? (Дату)  

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?(Классная работа)

– Напишите слова «Классная работа».

- Ребята, наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в словах:

Хлеб, хлебница, хлебороб (на доске)

- Какая это буква? (Х)

- Х – это очень значимая буква. С нее начинается такое важное слово, как хлеб. Что вы знаете о хлебе? (вырастить из зерна, собрать, обмолотить, смолоть, выпечь)

- Правильно. Сколько письменных букв Х есть в нашей письменной речи?(Две: заглавная буква и строчная)

- Давайте пропишем сочетание заглавной и строчной буквы Х (Хх).

- Подчеркните карандашом самое красиво написанное сочетание букв.(самопроверка)

- Пропишите слова с буквой х.

- Внимательно посмотрите на слова, что они обозначают? (хлеб-это продукт питания, хлебница-место для хранения хлеба, хлебороб-человек, который занимается хлебом)

- Что общего в словах, которые вы написали? (это родственные слова, потому что у них одинаковый корень)

- Выделите в написанных словах общую часть. Назовите ее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Лишнее слово»

А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова, если услышите родственные слова – хлопните, если нет –топните.

Лиса, лисица, лист

Сыр, сырость, сырок.

Лес, лесник, лестница, лесной.

  1. Актуализация знаний.

- Поиграли, отдохнули. А теперь отгадайте загадку и подумайте, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке:

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз расту.

(корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (что корень есть у зуба, у деревьев, у слов)

-Сколько значений у слова корень? (много)

-Какой вывод можно сделать? (слово корень – многозначное)

- Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень»: 1)подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3)часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень? (очень важное, без корня ничего бы не выросло)

  1. Формулировка проблемы, планирование деятельности.

-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)

-Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (что такое корень слова, зачем он нужен, где его найти в слове, как обозначить)

- Правильно. На уроке мы узнаем: (на доске написан план)

  •  Что такое корень?
  •  Роль корня в слове.
  •  Как выделить в слове корень?
  •  Однокоренные слова.  
  •  Признаки однокоренных слов.
  1. Работа над новым материалом.
  1. Что такое корень? Как выделить корень в слове?

- А теперь ответим на первый вопрос: Что такое корень слова? Прослушайте сказку и выделите главное в ней:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. (учитель показывает условное обозначение корня)

- О чем нам рассказывает сказка?(о корне, он рос, у него появилось много родственников)

- Молодцы! Кто-нибудь из вас может сказать, что же такое корень?

- Сейчас вы поработаете в парах. Кто мне напомнит, какие правила мы должны соблюдать, работая в паре? (Будь вежливым.Не перебивай товарища.        Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед.Поблагодари товарища за совместную работу.)

- На каждой парте лежат карточки со словами, ваша задача: прочитать слова, распределить их по группам. Записать группы.Обсудить в «паре» сколько групп у вас получилось. Обменяться с другой парой, провести проверку. Если согласны поставить «+», если нет, то “-“.

(рыба, кормить, травка, рыбак, травяной, прикорм, рыбачить, корм, трава, травушка, рыболов, кормушка)

- Сколько групп получилось? Почему? (три группы, потому что три одинаковых корня)

- Как мы называем такие слова? (родственные)

- Почему? (в них есть общая часть, они близкие по значению)

- А как мы можем назвать общую часть родственных слов?(корнем)

2. Однокоренные слова.

- Как мы можем еще назвать родственные слова, зная о том, что у них один корень? (однокоренные)

- Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. (Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.)

3. Роль корня в слове.

- Молодцы! Давайте дальше продолжим работу со словами на карточке. Теперь я вам предлагаю в каждой группе слов выделить корень. Каким значком мы должны его выделить? Кто покажет на доске? (ученик выходит к доске и показывает)

- Хорошо. Работать продолжаем в парах.

- Назовите корень в словах 1 группы, 2 группы, 3 группы. (-рыб-, -корм-, -трав-)

- А как вы думаете, если убрать корень из слова кормушка(карточка на доске), что у нас получится? (набор букв)

- А можно эту часть назвать словом? (нет)

- Почему? (нет лексического значения)

- Какой вывод можно сделать? (корень слова очень важная часть, он «хранит» общее значение всех однокоренных слов)

- Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике на с. 61 (читают вслух)

-Правильно вы сформулировали правило? (да)

- Давайте сделаем вывод о том, что такое корень? (Общая часть родственных слов, самая главная часть в слове, в котором заключено общее лексическое значение)

- А теперь мы сделаем отдых для наших глазок. Сядьте поудобнее. Повторяйте за мной.

ФИЗКУЛЬТМИИНУТКА

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

- Глазки наши отдохнули, и мы готовы дальше работать.

  1. Закрепление изученного материала.

Составление алгоритма.

- Итак, мы узнали, что такое корень слова, как он выделяется, какую роль он играет в словах и что такое однокоренные слова.

4. Признаки однокоренных слов.

- Сейчас откройте учебники на с. 62, выполните упр. 87. (один из учащихся зачитывает задание, идет самостоятельная работа, проверка)

- Давайте подумаем, по каким признакам вы назвали слова еж, ежихой, ежонком однокоренными? (у слов одинаковая часть и они имеют общее лексическое значение)

- Правильно! Давайте составим алгоритм для работы с однокоренными словами, первое что будем делать:

 – определять корень по одинаковому написанию.

Второе:

 – проверять, одинаковое ли значение имеет корень в словах. (алгоритм вывешивается на магнитную доску)

- Ребята, сейчас вас ожидает работа в группах. Группы у нас уже образованы.Используя выведенный алгоритм, вы должны образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги. Работать вы должны дружно, быстро и тихо. Ссориться в группах нельзя, надо договариваться. Слова в группе каждый называет по очереди, затем идет обсуждение, подходит ли оно вам, командир записывает их на листе. На работу вам отводится 3 минуты. Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов. (1-ая группа-Лес; 2-ая группа-Гриб; 3-я группа-Дом; 4-ая группа-Сад; каждая группа получает карточку со словом, лист А3, фломастер, записывает слова, помещает на доску и доказывает свой выбор этих слов)

Проверка

- Как называется группа слов, которую вы составили? (однокоренные)

- Докажите свою точку зрения. (в словах одинаковый корень -лес- , все слова имеют одинаковое лексическое значение)

- Ваша группа справилась с заданием? (да)

- Вы работали сами, или вам была необходима помощь?

- Дружно ли работала ваша группа? (так проводится проверка во всех группах)

  1. Итог урока.

- Кто помнит, какой девиз нашего урока? (У нас сегодня все получится!)

- Как вы думаете у нас все получилось? (да)

- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? (узнать о корне слова, да)

- Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)

- Как правильно определить корень в слове?  (подобрать однокоренные слова, схожие по смыслу)

- Какие слова называются однокоренными? (имеют общую часть слова-корень)

- Каковы признаки однокоренных слов? (имеют общую часть, одинаковое лексическое значение)

- Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах? (на уроках русского языка, для проверки слова)

  1. Рефлексия.

- Давайте поиграем в игру «Закончи предложение»:

Я узнал ...

Я открыл для себя ...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

  1.  Домашнее задание.

- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...

     - Получили отметки...

     - Спасибо за работу. Урок окончен.

- Домашнее задание.

        -   Выучить правило на с. 61

- На выбор:

     1.  Придумайте свою сказку, героями которой будут

        однокоренные слова. Выпишите эти слова в тетрадь. Выделите в них

        корень.                

     2.  Выполните упражнение № 88 на с. 62.    



Предварительный просмотр:

Воспитатель ГПД

МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска

Казакова Т. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 10» г. Смоленска

Лапшина Е. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «ЯСШ № 4» г. Ярцево

Татаринчик Н. В.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Кондрыкина С. Н.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 23» г. Смоленска

Александрова И. В.

Учитель начальных классов

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Горохова А. Н.

МБОУ «Княжинская ОШ» Починковский район

Кравцова Н. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Ратникова Л. А.

Учитель начальных классов          

МБОУ «СШ № 32 им. С. А. Лавочкина» г. Смоленска

Корнилова Е. Г.

Учитель начальных классов          

МБОУ «Ленинская средняя школа» Хиславичский район

Башмакова Н. А.

Проект урока русский язык во 2 классе по теме: Корень слова. Однокоренные слова.

(по курсу «Русский язык», автор В. П. Канакина)

Тип урока: открытие новых знаний

Цели: формировать понятие «корень» слова; роль корня в слове; учить подбирать однокоренные слова; находить корень в однокоренных словах; познакомить с признаками однокоренных слов; учить работать по алгоритму; продолжать работу по формированию языковой грамотности; развивать орфографическую зоркость; внимание; умение доказывать; рассуждать; делать выводы; развивать навык работы в группах и в парах; воспитывать умение слышать и слушать; самостоятельность; самоконтроль; интерес к родному языку.

Оборудование к уроку: учебник «Русский язык» 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2013. - С. 61-62: ил.- (Школа России), карточки со словами девиза, карточки со словами для словарной работы,толковый словарь С.И.Ожегова, карточки со словами для работы в парах, распечатанный алгоритм, карточки со словами для работы в группах, магнитная доска.

Содержание урока:

  1. Организационный

момент.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

 Хорошо себя вести.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Ребята, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

  1. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!(на доске карточки со словами)

Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Это предложение будет девизом нашего урока.

-В нашем языке тысячи слов. У многих из них интересная история. Изучая её, мы можем ответить на разные вопросы. Когда появились слова? Как произошло то или иное слово? Что обозначало раньше? И мы продолжаем знакомиться со словами, но сначала минутка чистописания.

  1. Чистописание. Словарная работа.

- Откройте тетради. – Что надо записать? (Дату)  

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?(Классная работа)

– Напишите слова «Классная работа».

- Ребята, наша буква, которую мы будем повторять на минутке чистописания, спряталась в словах:

Хлеб, хлебница, хлебороб (на доске)

- Какая это буква? (Х)

- Х – это очень значимая буква. С нее начинается такое важное слово, как хлеб. Что вы знаете о хлебе? (вырастить из зерна, собрать, обмолотить, смолоть, выпечь)

- Правильно. Сколько письменных букв Х есть в нашей письменной речи?(Две: заглавная буква и строчная)

- Давайте пропишем сочетание заглавной и строчной буквы Х (Хх).

- Подчеркните карандашом самое красиво написанное сочетание букв.(самопроверка)

- Пропишите слова с буквой х.

- Внимательно посмотрите на слова, что они обозначают? (хлеб-это продукт питания, хлебница-место для хранения хлеба, хлебороб-человек, который занимается хлебом)

- Что общего в словах, которые вы написали? (это родственные слова, потому что у них одинаковый корень)

- Выделите в написанных словах общую часть. Назовите ее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

«Лишнее слово»

А теперь давайте поиграем. Я вам буду называть слова, если услышите родственные слова – хлопните, если нет –топните.

Лиса, лисица, лист

Сыр, сырость, сырок.

Лес, лесник, лестница, лесной.

  1. Актуализация знаний.

- Поиграли, отдохнули. А теперь отгадайте загадку и подумайте, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке:

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту.

Я не вверх, а вниз расту.

(корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки? (что корень есть у зуба, у деревьев, у слов)

-Сколько значений у слова корень? (много)

-Какой вывод можно сделать? (слово корень – многозначное)

- Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень»: 1)подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3)часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба корень? (очень важное, без корня ничего бы не выросло)

  1. Формулировка проблемы, планирование деятельности.

-Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? (корень слова)

-Что бы вы хотели узнать на этом уроке? (что такое корень слова, зачем он нужен, где его найти в слове, как обозначить)

- Правильно. На уроке мы узнаем: (на доске написан план)

  •  Что такое корень?
  •  Роль корня в слове.
  •  Как выделить в слове корень?
  •  Однокоренные слова.  
  •  Признаки однокоренных слов.
  1. Работа над новым материалом.
  1. Что такое корень? Как выделить корень в слове?

- А теперь ответим на первый вопрос: Что такое корень слова? Прослушайте сказку и выделите главное в ней:

Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый. (учитель показывает условное обозначение корня)

- О чем нам рассказывает сказка?(о корне, он рос, у него появилось много родственников)

- Молодцы! Кто-нибудь из вас может сказать, что же такое корень?

- Сейчас вы поработаете в парах. Кто мне напомнит, какие правила мы должны соблюдать, работая в паре? (Будь вежливым.Не перебивай товарища.        Говори так, чтобы тебя слышал твой сосед.Поблагодари товарища за совместную работу.)

- На каждой парте лежат карточки со словами, ваша задача: прочитать слова, распределить их по группам. Записать группы.Обсудить в «паре» сколько групп у вас получилось. Обменяться с другой парой, провести проверку. Если согласны поставить «+», если нет, то “-“.

(рыба, кормить, травка, рыбак, травяной, прикорм, рыбачить, корм, трава, травушка, рыболов, кормушка)

- Сколько групп получилось? Почему? (три группы, потому что три одинаковых корня)

- Как мы называем такие слова? (родственные)

- Почему? (в них есть общая часть, они близкие по значению)

- А как мы можем назвать общую часть родственных слов?(корнем)

2. Однокоренные слова.

- Как мы можем еще назвать родственные слова, зная о том, что у них один корень? (однокоренные)

- Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными. (Родственные слова называются однокоренными, у которых одинаковый корень.)

3. Роль корня в слове.

- Молодцы! Давайте дальше продолжим работу со словами на карточке. Теперь я вам предлагаю в каждой группе слов выделить корень. Каким значком мы должны его выделить? Кто покажет на доске? (ученик выходит к доске и показывает)

- Хорошо. Работать продолжаем в парах.

- Назовите корень в словах 1 группы, 2 группы, 3 группы. (-рыб-, -корм-, -трав-)

- А как вы думаете, если убрать корень из слова кормушка(карточка на доске), что у нас получится? (набор букв)

- А можно эту часть назвать словом? (нет)

- Почему? (нет лексического значения)

- Какой вывод можно сделать? (корень слова очень важная часть, он «хранит» общее значение всех однокоренных слов)

- Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике на с. 61 (читают вслух)

-Правильно вы сформулировали правило? (да)

- Давайте сделаем вывод о том, что такое корень? (Общая часть родственных слов, самая главная часть в слове, в котором заключено общее лексическое значение)

- А теперь мы сделаем отдых для наших глазок. Сядьте поудобнее. Повторяйте за мной.

ФИЗКУЛЬТМИИНУТКА

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

- Глазки наши отдохнули, и мы готовы дальше работать.

  1. Закрепление изученного материала.

Составление алгоритма.

- Итак, мы узнали, что такое корень слова, как он выделяется, какую роль он играет в словах и что такое однокоренные слова.

4. Признаки однокоренных слов.

- Сейчас откройте учебники на с. 62, выполните упр. 87. (один из учащихся зачитывает задание, идет самостоятельная работа, проверка)

- Давайте подумаем, по каким признакам вы назвали слова еж, ежихой, ежонком однокоренными? (у слов одинаковая часть и они имеют общее лексическое значение)

- Правильно! Давайте составим алгоритм для работы с однокоренными словами, первое что будем делать:

 – определять корень по одинаковому написанию.

Второе:

 – проверять, одинаковое ли значение имеет корень в словах. (алгоритм вывешивается на магнитную доску)

- Ребята, сейчас вас ожидает работа в группах. Группы у нас уже образованы.Используя выведенный алгоритм, вы должны образовать как можно больше однокоренных слов от слов, которые получат командиры, и записать их на листе бумаги. Работать вы должны дружно, быстро и тихо. Ссориться в группах нельзя, надо договариваться. Слова в группе каждый называет по очереди, затем идет обсуждение, подходит ли оно вам, командир записывает их на листе. На работу вам отводится 3 минуты. Представитель от группы у доски доказывает и обосновывает выбор слов. (1-ая группа-Лес; 2-ая группа-Гриб; 3-я группа-Дом; 4-ая группа-Сад; каждая группа получает карточку со словом, лист А3, фломастер, записывает слова, помещает на доску и доказывает свой выбор этих слов)

Проверка

- Как называется группа слов, которую вы составили? (однокоренные)

- Докажите свою точку зрения. (в словах одинаковый корень -лес- , все слова имеют одинаковое лексическое значение)

- Ваша группа справилась с заданием? (да)

- Вы работали сами, или вам была необходима помощь?

- Дружно ли работала ваша группа? (так проводится проверка во всех группах)

  1. Итог урока.

- Кто помнит, какой девиз нашего урока? (У нас сегодня все получится!)

- Как вы думаете у нас все получилось? (да)

- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? (узнать о корне слова, да)

- Что такое корень слова? (общая часть родственных слов)

- Как правильно определить корень в слове?  (подобрать однокоренные слова, схожие по смыслу)

- Какие слова называются однокоренными? (имеют общую часть слова-корень)

- Каковы признаки однокоренных слов? (имеют общую часть, одинаковое лексическое значение)

- Где нам могут пригодиться знания об однокоренных словах? (на уроках русского языка, для проверки слова)

  1. Рефлексия.

- Давайте поиграем в игру «Закончи предложение»:

Я узнал ...

Я открыл для себя ...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

  1.  Домашнее задание.

- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты...

     - Получили отметки...

     - Спасибо за работу. Урок окончен.

- Домашнее задание.

        -   Выучить правило на с. 61

- На выбор:

     1.  Придумайте свою сказку, героями которой будут

        однокоренные слова. Выпишите эти слова в тетрадь. Выделите в них

        корень.                

     2.  Выполните упражнение № 88 на с. 62.