Для вас,ребята!
В данном разделе можно найти полезную информацию для учеников, а также различные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_detey_v_klasse.docx | 34.06 КБ |
igry.docx | 176.62 КБ |
kak_trenerovat_pamyat.docx | 15.83 КБ |
sekrety_uspeshnoy_ucheby.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Последнее слово
Ведущий называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из детей и просит повторить последнее слово. Если ребенок был невнимателен и не запомнил его, он получает штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всех штрафных очков.
Небылицы
Придумайте и нарисуйте вместе с ребенком или каждый по отдельности животное, механизм, растение или предмет, которого не существует на самом деле и расскажите о его свойствах и назначении.
Испорченный телефон
Дети выбирают ведущего. Все остальные игроки садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий очень тихо (на ухо) говорит тому, кто сидит первым в ряду, какое нибудь слово, а тот передает его следующему и так до последнего игрока. Переспрашивать не разрешается. У последнего игрока ведущий спрашивает: «Какое слово ты услышал?». Если ребенок скажет слово, предложенное ведущим, значит «телефон исправный». Если же слово не то, ведущий спрашивает всех по очереди (начиная с конца), какое они услышали слово. Так находят того, кто «испортил телефон». Кто не правильно передал слово, занимает место ведущего.
Невидимое чернило
Один из простых рецептов невидимого чернила — картофельный сок. Для его приготовления необходимо срезать с обеих сторон большой картошки, поставить на стол и проковырять в ней в середине дырку. В отверстие, который образовался,выжмите сок из отдельных частей картошки. Писать или рисовать можно спичкой, смачивая его в чернильнице. Лист сделается невидимым, как только высохнет чернило. А чтобы прочитать послание, необходимо подержать его над огнем или положить на батарею.
Лимон, луковый сок или кока — кола тоже подойдет тоже для этого занятия.
Разноцветный круг
Дети сидят на полу в кругу. Ноги прямые. У каждого в руках шарик. Когда звучит музыка, они начинают тихонько подкидывать и передавать шарики по кругу, стараясь, чтобы ничей шарик не упал. Когда красный шар возвратиться к своему хозяину, игра останавливается.
Волшебный мешок с подарками
На пол высыпаются 10-15 предметов разной формы, функциональной принадлежности, цвета. В течение минуты дети рассматривают и запоминают их. Взрослый складывает их обратно в мешок и просит ответить на вопросы о предметах:
-Какого цвета был брелок?
-Сколько резинок для волос лежало на полу?
Тот, кто правильно отвечает, получает предмет в подарок.
Ансамбль виртуозов
Подберите своему ансамблю симпатичное название (например, «Кукарямба») и начинайте репетицию.
Изюминка такого пения по складам в том, что детям приходится тянуть гласные, таким образом связывая слоги друг с другом и тем самым преодолевая барьер послогового чтения.
Начинать лучше с популярных песен, которые каждый ребенок знает чуть ли не наизусть. Это обеспечит успешность их первых опытов. А следить по тексту (по нотам) они все равно будут — ведь надо блюсти образ! Вон и пианисты, и хористы — все в ноты смотрят.
По мере роста вашего профессионального мастерства стоит переходить к новым песням, текст которых вашим детям совсем незнаком. Потихоньку у вас составится приличная программа, и можно будет выступить с концертом.
Телефонисты
Две группы играющих 10-12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Руководитель подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу руководителя первые в ряду начинают передавать ее на ухо второму, второй-третьему и так до последнего. Последний, получив «телефонограмму», должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.
Скороговорки:
— Расскажи мне про покупку. — Про какую про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою;
— Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой;
— Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все;
— Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
Репейник
По залу летают колючки(дети бегают и танцуют под музыку). Когда ведущий говорит: «Ветер» колючки начинают слипаться друг с другом с помощью рук. Когда ветер стихает они летают, не разъединяя рук, слипшиеся. Игра заканчивается, когда образуется одна большая колючка.
Кольцеброс
На пол плотно друг к другу выстраиваются пустые бутылки и бутылки с алкогольными и безалкогольными напитками. Участникам предлагается с расстояния 3 м накинуть на бутылку кольцо. Тот, кому удается накинуть кольцо на полную бутылку, забирает ее в качестве приза. Количество бросков для одного участника нужно ограничить.
Кольцо вырезается из тонкого картона. Диаметр кольца — 10 см.
Увидел, услышал – запомни!
Игроки садятся во круг стола. Один из игроков записывает 5 однозначных чисел, затем четко их произносит. Дальше каждый должен записать их у себя на листике в том же порядке. Тот, кто продиктовал числа, проверяет их у всех участников. Затем его сосед пишет у себя на листке бумаги уже свои 5 чисел и показывает их ребятам в течении пяти секунд, остальные должны их запомнить и записать у себя на листке бумаги в том же порядке. Игра проводится в течение 7 – 10 минут.
Слови камушек
Ребенок берет пять камушков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре кладет на стол. Подкинутый камушек ловит и снова кидает его вверх. Быстро берет со стола один камушек и ловит подкинутый. Игра продолжается, пока не соберет со стола все камушки.
Ручной квач
В игре участвует два человека. Они сидят за столом один напротив другого. Первый ребенок кладет руки на стол ладонями вверх, второй держит руки ладонями вниз. Второй игрок быстрым движением пытается дотронуться своими ладонями первого, заквачивать их. Если квачу удалось дотронуться ладонями товарища, то игроки меняются ролями.
Движение по памяти
Два игрока чертят сами для себя на полу или на земле линию в виде зигзага. Один игрок чертит линию на два метра, другой продолжает эту линию еще на два метра. Они могут несколько минут ее изучать, чтобы ее лучше запомнить. И после этого они должны пройти по ней из конца в конец спиной вперед. Один двигается по линии, а другой считает, сколько раз тот выйдет за линию. Затем они меняются ролями.
Мяч соседу
Все стоят в кругу и передают мяч. Водящий за кругом старается коснуться мяча, если ему это удается, водит тот, у кого в руках на тот момент был мяч.
Топ – хлоп
Эта игра хорошо развивает как память, так и внимание.
В процессе ведущий называет те или иные понятия и предложения (например, «Ворона — это перелетная птица!»), а дети — определяют, правильные они или нет. В случае неправильного понятия дети должны топать, а в случае правильного — хлопать.
Кто больше придумает
Игроки придумывают предложения со словами, котрые называет ведущий. Не повторять того, что уже сказали товарищи. Те, кто правильно придумает, получает фишку. Например, ведущий говорит: «Весеннее солнце очень греет», «От весеннего солнышка бегут ручейки», «Весеннее солнце светит ясно, нагревает землю». Затем ведущий говорит: Весенние цветы», «Весенние птицы», «Зеленая трава». Можна придумывать про остальные времена года. Выигрывает тот, у кого будет наибольшее количество фишек.
Повтори
Первый участник, выполняя какое-либо движение подходит ко второму. Тот должен в точности все повторить, вплоть до выражения лица. После этого уже два человека подходят к третьему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не выстроится целая колонна.
За границу!
Кол-во игроков не ограничено. Представьте, что ведущий — таможенник.
Задайте игрокам вопрос: «Какой бы один предмет ты взял с собой за границу?»
Пусть игрок называет предметы до той поры, пока вы его не пропустите. Пропускайте человека, если он называет слово на первую букву своего имени. Задача игроков узнать, каков критерий ваших решений.
Раз, два, три
Играют 2-3 человека.
Ведущий читает текст:
Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз.
Лишь скажу я цифру 3, — приз немедленно бери.
«Однажды щуку мы поймали, распотрошили, а внутри рыбешек мелких увидали, и не одну, а целых 7″. Когда стихи запомнить хочешь, их не зубри до поздней ночи. Возьми и на ночь повтори разок — другой, а лучше 10». «Мечтает парень закаленный стать олимпийским чемпионом. Смотри, на старте не хитри, а жди команду: раз, два, марш! » Однажды поезд на вокзале мне 3 часа пришлось прождать…»
Игры на развитие памяти, внимания у младших школьников
«Зрительная память»
Учитель предлагает детям внимательно прочитать три раза ряды из восьми слов, попытаться их запомнить, а затем закрывает написанное и просит письменно ответить на вопросы.
Ключ, ведро, птица, игрушка,
чашка, дерево, пуговица, азбука
Сколько букв в последнем слове?
2. Какие два слова начинались с гласной буквы?
3. Напишите два слова, заканчивающихся на «о».
4. Назовите третье с начала слово.
5. Напишите два слова, заканчивающихся на согласную.
6. Сколько слов заканчивалось на «а»?
7. Встретилась ли в словах буква «ц»?
Было ли среди слов название ягоды?
«Запрещенная буква»
Участники игры садятся по кругу. Ведущий объявляет, какая буква считается запрещенной, например «м». Нужно отвечать на вопросы так, чтобы не встретилась запрещенная буква.
— Что ты сегодня ел?
(Игроки по очереди отвечают, кто ошибся, выходит из игры.)
— Как тебя зовут?
— Кем работает твоя мама?
— Что лежит в портфеле?
И т. д.
Незатейливые групповые игры в помещении школы
Русская народная игра «Колечко-колечко»
Играющие встают в круг.
Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («колечко»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «колечко».
Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «колечко».
Конкурс актерского мастерства
Количество конкурсов определяется вашей фантазией, количеством участников (отрядов) и отпущенным на игру временем.
Конкурсная программа.
1. Представьте ситуации.
1) Вокзал, неразбериха, поезда приходят и уходят. Сейчас вам по моему сигналу нужно показать действия человека, который, опаздывая, запрыгнул в отправляющийся поезд и через некоторое время узнает, что поезд идет в обратную сторону.
2) Вот уже пятый час вы ищите свободное место в зале ожидания.
Наконец вы его нашли.
3) Вы спешите в школу. В руках ранец, сумка со сменной обувью, пакет со спортивной формой. Вдруг пакет рвется, все вещи падают.
4) Вы пришли домой и вдруг обнаружили, что ранец не ваш.
5) Вы вышли из дома, сели в маршрутку.
Доехали до места. Вдруг выясняется, что это не ваша остановка, а маршрутка уехала, и в кармане вашей куртки нет ни копейки денег.
Ваши действия.
2. Нужно показать звуками, мимикой, жестами:
• кипящий чайник;
• вентилятор;
• звенящий будильник;
• кипящий чайник со свистком;
• листание книги;
• как жарится котлета;
• как лыжник идет по снегу;
• как бьется стекло.
Нужно сесть так, как садится:
• обезьяна;
• пчела на цветок;
• космонавт в скафандре;
• наказанный Буратино;
• один из трех толстяков;
• наседка на яйца;
• очень непоседливый человек.
4. Дается фраза, которую надо произнести как:
а) командир роты в армии;
б) диктор телевидения;
в) одноклассники.
Фразы:
• прекратите улыбаться, за вами следят;
• спокойно, вас снимают скрытой камерой;
• в субботу ожидается новый циклон;
• приходите сниматься в киножурнале «Ералаш»;
• Люся, у тебя пропала домашняя работа;
• ваша мама в кабинете завуча отчитывается за ваши двойки по пению.
Представьте себе, что вы крепко спите. Вдруг звонит телефон, вы поднимаете трубку и слышите:
• Это зоопарк?
• Это библиотека?
• Скажите, что мне делать с зубом?
• Почему не пришла машина на базу?
• Говорят, вы хорошо танцуете? Как вы ответите на вопросы?
Придумайте рассказ про:
• собаку, которая жила в холодильнике;
• ворону, любящую кататься на велосипеде;
• щуку, играющую на гитаре;
• березу, которая хотела научиться плавать;
• майского жука, который боялся высоты.
Изобразите скульптуры — «жертвы спорта»:
• штангиста, не успевшего вовремя отпрыгнуть от штанги;
• вратаря, поймавшего шайбу зубами;
• парашютиста, забывшего, за что нужно дернуть;
• горнолыжника, не убежавшего от лавины.
8. Создайте прическу:
• «чудо-хвостики»;
• «у меня пропала расческа»;
• «графиня Вишенка»;
• «фонтан косичек воображалы»;
• «на перемене мы играли».
Незатейливые игры «эрудитов»
Игра «На опушке леса»
Придумайте рассказ «На опушке леса», ведя повествование от имени дерева, пенечка, травинки, муравья, белки.
Дидактическая игра «Подбери словечко»
В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег?
(Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)
«Зашита фантастических проектов»
Выявлению среди ребят организаторов и исполнителей способствуют также коллективно-творческие дела, например: «Защита фантастических проектов», «Конкурс актерского мастерства» и т.
д. Класс делится на творческие группы, которые получают интересные задания.
Каждой группе дается задание подготовить и защитить проект на определенную тему, например: «Школа будущего», «Наш город через 100 лет», «Звездолет XXI века», «Игровая площадка для младших школьников».
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. Фрагменты из опыта работы
Занятие 1. Сказка о Слоне и Мухе. (Способы придумывания нового)
Задачи:
- Познакомить детей с разными способами придумывания нового.
- Развивать внимание, воображение и творческие способности.
- Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
Используемый материал: Рисунки для демонстрации при прочтении сказки.
Конспект занятия. Сказка о Слоне и Мухе.
“В сказочном царстве, в сказочном государстве жили-были и .
Им очень нравилось играть вместе и придумывать новых сказочных героев. Они даже придумали, как легко это делать. Вот, например, просто перепутаться:
Вы догадались, какие части животных объединились?
Еще они любили другую игру. Слон уменьшался до размера мухи, а муха увеличивалась до размера слона.
Как Вы думаете, изменится ли их поведение? Чем они будут питаться? Как защитить "маленького слона"?
Слон был огромным фантазером, он научился комбинировать новых сказочных героев. Вот так!
А какой еще сказочный герой может получиться из слона, если переставить части по-другому?
Муха сначала настороженно относилась к таким экспериментам слона. Но потом ей так это понравилось, что она сократила некоторые части тела у слона и получила нового сказочного героя!
А что может получиться из мухи?
Вот в такие игры любили играть и .
- А каких новых сказочных героев можешь придумать ты?
- Какими способами ты будешь пользоваться?
Придумывание и оформление сказок. Каждый раз, когда на занятие берется задание с придумыванием сказочных историй, обсуждается структура сказки: “У каждой сказки всегда есть начало – с чего-то все начинается, герой или герои сказки, действие – с героями что-то происходит, и конец – завершение всей истории”. Можно придумать одно или несколько разных новых животных.
Прослушивание и обсуждение сказок. При прослушивании сказочных историй и рассматривании рисунков сказочного героя важно отмечать, какими способами было придумано новое животное, сколько способов было использовано. Если в сказках и рисунках проявляются ярко выраженные проблемы, то можно попробовать их решить с помощью продолжения сказки либо создания другого сказочного животного, которое бы дополняло по психологическим характеристикам первое. Либо это может стать реальной проблемой для индивидуальной проработки или темой следующего занятия.
Итог занятия. Для закрепления новых знаний возможны следующие варианты продолжения занятия:
1 вариант. Переделайте известную сказку на новый лад, используя вышеперечисленные способы придумывания нового. Пусть герои останутся прежними, а сюжет сказки изменится. Это сложно, но интересно.
2 вариант. Придумайте новый технический прибор (бытовые приборы, транспорт, канцелярские принадлежности и т.п.), используя вышеперечисленные способы придумывания нового.
Занятие 2. Инопланетная сказка. (Развитие воображения)
Задачи:
- Развивать внимание, воображение и творческие способности.
- Учить детей высказывать и доказывать свою точку зрения.
- Учить передавать эмоциональные переживания в образах, сопереживать герою.
- Учить анализировать переживания (Чувство одиночества и чувство причастности к коллективу).
Используемый материал: Космическая музыка, на доске или в каждой тетради нарисовать следы космического животного.
Конспект занятия. Игра “Космическая фантазия”
Звучит космическая музыка. Все вместе изображают или проигрывают по ролям:
“Сегодня мы отправимся в космическое путешествие. Бывают ли в космосе какие-нибудь звуки? Сейчас мы с вами превратимся в частицы космоса. Тихо, спокойно движутся планеты… Быстро, стремительно проносятся кометы и астероиды… Ярко и жарко светит солнце… Не спеша пролетают космические корабли и собираются на межгалактических станциях. Сели.”
Инопланетная сказка.
“Один маленький космический кораблик гулял по вселенной. Мимо пролетали звездочки, некоторые очень яркие, другие совсем одинокие. Особо маленькие собирались кучей около звезды побольше и постарше их. Плавно и размеренно следовали мимо астероиды, стремительно, не видя ничего перед собой, мчались кометы. Как много интересного происходило в этом черном мире!
И вот среди всего этого многообразия появилась планета. Кораблик смело подлетел к ней и спустился так низко, что стали видны следы разных животных. Кораблик очень обрадовался и полетел навстречу своим знакомым. Каково же было его удивление, когда на истоптанной разными следами поляне он увидел только одно животное!
Оно медленно оглянулось и …”
(Пофантазируйте, нарисуйте животное, которое могло оставлять все эти следы, и придумайте про него сказку.)
Придумывание и оформление сказок. Обязательно обсуждается структура сказки: “У каждой сказки всегда есть начало – чего-то все начинается, герой или герои сказки, действие – с героями что-то происходит, и конец – завершение всей истории”
Прослушивание и обсуждение сказок. По ходу обсуждения историй о новых животных можно реализовывать решение существующих проблем у детей или производить профилактику возможных психологических проблем, соответствующих данному возрасту. Можно использовать следующие вопросы:
- Почему это животное именно такое?
- Как отреагировало животное, когда увидело ваш космический корабль?
- Животное на планете живет одно или с кем-нибудь?
- Есть ли у него друзья? Кто и какие они?
- Как живет это животное?
- Какой у него характер?
- Мог ли ты сам стать его другом?
- Что делает это животное, когда ему грустно (весело, скучно, одиноко)?
- Кто и что ему помогает (мешает, отвлекает)?
Игра “Космическая фантазия”
Вы все звезды. Мы превращаемся с вами в одно созвездие. Возьмемся крепко за руки и изобразим его. А теперь встанем широко-широко, чтобы почувствовать, что мы все вместе составляем одно целое и каждый в этом созвездии очень важен.
Итог занятия. В результате проведенной работы выявляются дети с богатым воображением и наоборот. Каждая группа детей может получать специальные задания на следующих занятиях - одни для дальнейшего совершенствования, другие – для развития воображения.
Занятие 3. Стихотворение о любви. (Развитие внимательности)
Задачи:
- Развивать произвольное внимание.
- Учить передавать эмоциональные переживания, сопереживать герою.
- Учить анализировать переживания.
- Развивать умение импровизировать.
- Используемый материал: бланк с заданием.
Конспект занятия. Игра “Радуга эмоций”
Эмоциональная разминка. Мы легко можем изобразить, как мы радуемся (изобразите), грустим, удивляемся... А сейчас попробуйте изобразить счастливого человека (всегда ли это только радость?), влюбленного человека…
Выполнение задания. Стихотворение о любви зашифровано (заколдовано). Необходимо на предложенном бланке с заданием зачеркнуть буквы, написанные наверху каждого отрывка. У каждой части свой набор букв, которые необходимо зачеркивать. По оставшимся буквам нужно составить стихотворение, выразительно его прочитать и изобразить происходящие в нем события.
Стихотворение о любви.
Зачеркни выделенные буквы и прочти стихотворение!
Слова друг от друга отделены восклицательным знаком.
г э ц з |
г с э т ц р г э э а ц д г а г э л ! ц э м г з у э ч г и з г э т з г е г э л э ь н г з ц о ! г б ц а э ц л з г к э о г н ! : г э ц о з э э н г э! з ц б г ц ы л ! э г в ц ! ц б э а з г л ц к з г о г э н э ц и з х г г з у ! э в ц э з г л э ю г э ц б ц э з л э ё ц э н з . ! г з ц п э з ц о ц з д у э з ц м г ц з а э т э з ь ц ! э г т о ц э л г э ь ц к ц э з о г э ц з ! — г э ц и з ! г о э ц н з а г г ! э ц б з ы г л э ц а з ! з в ц ! э б г а ц з ц э л г з э к э о э н э ц э а э ! г в ц л г ю г з б г л э э е г г н э ц а з !. |
ф я х щ |
ф о я х н щ и ! , ф я л щ ю щ ф б х в я х и х ! х у с я ф л ы я ф ш я щ а х я в х ! я ф г ф л щ ф а с я ! , я х д р я ф у г щ ! я х с ! д я р я х у щ г ф ф а х ! ф я н щ е я х! х я с х в ф ф о щ д щ х и щ я л х ф и ф ! ф х г я л щ я а х ф з х ! . я ф н я о ! я ч у ф в х я с я т ф х в а я ! х в ф ы я я р ф х а щ я з щ х и я т ф ь я ! х щ с п ф я о я л щ н а ф ! ф я м я е я щ ш щ х а я л х а х ! ф к ф ф а щ ж щ я д я о ф х м у х ! ф я с я т ф я х е щ щ щ х н ф я х щ а я ф х щ .! |
ж э ф ш |
в ж л ю ф ш б ж л э ф ё ш н э н э ы ж м ! э ф с ш н ж и ф л ж ф и ш с э ь э ! э ф н ш о ф ч э ь ж э ю ф ! ш с ж ф э н ш ы ж !, э ф ч ш т э о ф э ! э з ш а ж ! ф ж с э п ж ш и ф н о э э ю ! ф н ш е ж э т ф ! ф э с ж т ж э е ф ж ш н ж ф ы ш ! э э ф ж и ш ! ф б ш э у э д ф ш т ж о ф ! ф в э ш ! ж л е э э с э ! , ш н э ф а ф ! ш ж т ф и ж х э и ф ш ж й ф ! ф ш п ф э р у э ф д ш ,! ж э б э а л э к ф о э н э ! ф э с ф э ! ш б ж ф а ш л э к ж э ш ф о ж э н ф ш и э ж х ж ф о й э ! ж э и ф э д э у э т !. |
ч ю з г |
ч п ю з ч о г ч ч ё ю з т г ! г к ч у ч ю к ч у з г ш з к г г ч ю а г ! з ю г в ю з д ч ю а г л ч ю е г ч к г ю е г з !, г з о ю н з и ! г з и ч ю ч д ю з у т г ! — ч ю з г р ч у з к г ч а ю ю ! ю в ю ! ю з ю р з ч у з к ю г з е г !, г ч з а ч ! ю з р г я ю ч ю д г з г о ч м з ! ю ч с ю г з ! г г н ч ю и з г м ю и ч ! ю ю с е з г м г г е з ю н ю я з ч т з ! ю г д ю г ю г в з г е ч н ю а з з д ч ю з ц г ч а ю з г ч т ю з ь ю ! з г м ч ю и з ч г л ю ы ю ю з х ! г з б а з г ч л ю з к г з г о ю ю г н г ю ю я ч ю т !. |
Текст стихотворения (вариант для взрослого):
Страдал мучительно балкон:
Он был в балкониху влюблен.
Подумать только – и она
Была в балкона влюблена.
Они, любви услышав глас,
Друг с друга не сводили глаз.
Но чувства выразить сполна
Мешала каждому стена.
Влюбленным снились ночью сны,
Что за спиною нет стены.
И будто в лес, на тихий пруд,
Балкон с балконихой идут.
Поет кукушка вдалеке,
Они идут – рука в руке,
А рядом с ними семенят
Двенадцать милых балконят.
В зависимости от временных возможностей, работу можно организовать по-разному:
1 вариант. Выполнять каждому индивидуально все задание.
2 вариант. Каждый выполняет только одну из четырех частей задания.
3 вариант. Можно создать 4 группы, каждой из которых нужно будет выполнить одну из четырех частей задания.
Аналогично выполняется задание “выразительное прочтение” – либо каждым, либо по группам.
Возможны другие варианты выполнения задания.
Обсуждение. Чтобы детям было легче эмоционально проникнуться переживаниями героев стихотворения, можно обсудить причины этих переживаний.
- Почему так переживают герои?
- Что мешает героям почувствовать себя счастливыми? (Кроме стены.)
- Что было бы достаточным, чтобы почувствовать себя счастливым?
- Как в жизни проявляются эти переживания у людей?
- Как мы можем об этом догадаться, только глядя на лица и поведение людей?
- Можно ли радоваться, когда другому плохо?
Инсценирование стихотворения. Как итог выполнения этого задания можно использовать инсценирование стихотворения всей группой. Для адекватности самооценки, возможности проявить себя в игровой ситуации, роли можно распределять с учетом возможных коммуникативных проблем у детей.
Итог занятия. Занятие позволяет определить не только уровень развития внимательности детей, но и умение передавать состояние героев, работать индивидуально и в группе.
Занятие 4. “…-ный детский сад”
Задачи:
- Развивать выразительность мимики, пантомимики.
- Формировать позитивный образ школы.
- Закреплять представления о школе.
- Используемый материал: бланк с заданием.
Конспект занятия. “…-ный детский сад”
Разминка. Сегодня мы с вами полистаем страницы нашей жизни. Когда мы рождаемся, мы совсем маленькие, даже не умеем ходить. Покажите, какими мы были маленькими и беззащитными. Потом мы научились ползать и познавать окружающий мир. А покажите, как начинает ходить малыш. Движения его неуверенны и слабы, а желание сделать это сильно и настойчиво. Подрастая, мы отправляемся в детский сад. Настроение бывает разным. Покажите, как мы веселимся в детском саду, как играем в игрушки, как ждем родителей вечером, как ложимся спать в тихий час. Вырастая, мы становимся школьниками. Покажите, как ученик спешит в школу. Изобразите, как школьник знакомится с одноклассниками, как он отвечает у доски, когда он знает и когда не знает материал, и т.д.
В каком-то районе, может быть нашем, а может быть, в каком-то другом, был садик. Был он совсем обыкновенный, а, может быть, и особенный. И была на нем вывеска, как обычно, в которой говорилось, какой это детский сад. Но однажды эта вывеска разбилась, а может, ее специально разбили, но название почти исчезло, осталось только окончание – “…ный детский сад”
- Подумайте, какой это мог быть детский сад?
- Придумайте название.
- Дорисуйте на бланке детский сад, который Вы придумали, и расскажите о жизни в нем.
- Расскажите, чем похожи детский сад и школа, а чем они отличаются.
- В какую “-ную школу” пойдут заниматься дети после вашего детского сада?
Обсуждение. Все получившиеся рисунки можно оформить как выставку. Каждый ребенок по желанию может рассказать свою историю, а все остальные будут задавать ему вопросы на уточнение. Вопросы психолога могут варьироваться в зависимости от заявленных детьми проблем в рисунках и названиях детских садов. Рисунки можно использовать с диагностической целью для построения индивидуальной работы, если это вампирный детский сад, ужасный детский сад и т.д. Для завершения занятия и создания позитивного образа школы целесообразнее оставлять на обсуждение историю о “Радужном детском саде”, “Солнечном детском саде” или т.п.
И попробовать всем вместе изобразить класс уверенных учеников, класс вежливых учеников, класс счастливых учеников.
Итог занятия. Занятие позволяет определить успешно адаптированных школьников начальных классов или дошкольников с позитивным взглядом на школу и неадаптированных школьников и дошкольников с определенными страхами ожидания школы, несформированным социальным статусом будущего школьника, либо немотивированных на обучение в школе. В соответствии с результатами проведенного занятия можно планировать индивидуальную или групповую работу с каждым ребенком.
Предварительный просмотр:
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ?
- Чтобы лучше запомнить материал к экзаменам, необходима постоянная тренировка памяти. Нужно выделять для этого хотя бы 20—25 минут в день. Следует знать, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).
- Понятно, что абсолютно всё запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбрать наиболее существенное. Решив для себя, какая именно информация необходима, четко сформулировать познавательную цель. Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?» Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.
- Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Нужно стараться расширять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание — это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.
- Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Следует придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая безразлична, плохо запоминается.
- Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно.
- Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от активности и самостоятельности при ее усвоении. Психическая активность проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении изучаемого материала. Материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам.
- Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом.
- Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% ее забывается.
- Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.
- Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала.
- Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать писать шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, все же не нужно забывать, идя на экзамен, оставлять продукты своего творчества дома.
- Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, а также от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других — утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы.
- Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые несколько превышают возможности. Говорят, что правильно забыть — наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т.п.
- Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти – дисциплинированность и организованность. Запоминание — это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.
Деятельность мозга и питание
Всегда, а во время экзамена особенно, следует заботиться о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе.
Что происходит в мозгу?
Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что ест человек, решающим образом сказывается на работоспособности его мозга.
Предварительный просмотр:
Секреты успешной учебы
Педагог-психолог Гаврилова В.Н.
Начался учебный год и учащимся приходится ежедневно справляться с массой дел. Наверное, ты согласишься с тем, что учеба - дело достаточно трудное. Кто-то учится лучше, кто-то хуже, но большинство ребят (независимо от успеваемости) считают "работу ученика" довольно утомительной: уроки в течение всего учебного дня, выполнение домашнего задания... и так изо дня в день, не считая контрольных, зачетов и экзаменов!
Очень хорошо понимая, как непросто тебе учиться, мы составили памятки, которые помогут тебе в подготовке к урокам, написании сочинений, организации рабочего места. А еще мы очень хотим, чтобы ты научился радоваться собственным успехам, даже небольшим, ведь твои достижения в школе могут быть отмечены не только оценкой. В этом поможет твоя личная "папка успеха" - портфолио.
Портфолио
У каждого ученика есть работы, которыми он может гордиться. Однако полезные и интересные материалы могут найти применение не сразу. Что со всем этим делать? Предлагаем тебе завести папку, в которой ты сможешь не только хранить свои лучшие работы, грамоты, дипломы и прочее, но и систематизировать полезную и интересующую тебя информацию. Оформляя портфолио, ты на практике сможешь применить знание "секретов успешной учебы".
Секреты планирования
Слово "планирование", скорее всего, не ассоциируется у тебя с каким-либо интересным и увлекательным занятием. Но именно планирование может стать твоим верным другом и помощником в учебе, своеобразным хранителем от стрессов и неприятных неожиданностей. Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел, и особенно от беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую. Планирование помогает человеку тратить меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечит не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.
Одним из самых важных секретов успешной учебы мы считаем умение замечать собственные успехи и радоваться им. "А что тут сложного?"- скажешь ты.
Вспомни, пожалуйста, свое последнее достижение в учебе. Что тебя по-настоящему обрадовало: полученные знания, хорошо выполненная работа или отличная (хорошая) оценка?
Конечно, приятно, когда твои успехи отмечает учитель, но не менее важно самому уметь это делать. Нам часто приходилось слышать от учеников: "Учил, учил, а меня не спросили". Или: "Я так готовился к контрольной, но по невнимательности сделал глупую ошибку и пятерку не получил". Случается, что отметка не соответствует затраченным усилиям. Многих ребят это огорчает, а некоторые и вовсе перестают стараться, потеряв веру в успех.
Знания и опыт - вот что действительно пригодится в жизни. Поэтому научись отмечать не только улучшение успеваемости, но и усилия, которые ты приложил для этого, а также знания, умения и навыки, которые тобой приобретены.
Оцени по пятибалльной шкале:
• усилия, затраченные на выполнение отдельного вида работ;
• приобретенные знания, умения и навыки;
• оценку, полученную в школе.
Таким образом, ты можешь всесторонне оценить свои учебные результаты, соотнося их с затраченными усилиями.
Лестница успеха
Нарисуй на листе бумаги лесенку, состоящую из множества ступеней, идущих вверх. В конце каждого месяца "поставь" себя на какую-нибудь из ступенек "лесенки успеха" (самая верхняя ступенька - наилучший результат в учебе). Проставляй даты (ручкой или фломастером) на соответствующих ступеньках лесенки не реже одного раза в месяц.
Распорядок дня
Конечно, жить без сюрпризов, когда все на свете предусмотрено расписанием, - скучно. Но и без режима дня сохранять здоровье и все успевать, обучаясь в современной школе (тем более в лицее), трудно. Как составить такой распорядок дня, который включал бы и важные дела, и полноценный отдых.
1. Составь свой распорядок дня.
2. Попробуй в течение определенного времени (не менее недели) отмечать выполнение (невыполнение) намеченного распорядка дня.
3. Ответь на вопрос: помогает ли тебе учиться соблюдение режима дня? Если режим дня не помог тебе организовать свое время, то следует пересмотреть его, внести изменения или уточнения.
Полезные привычки
О вредных привычках и необходимости их искоренения говорят много и часто. Мы же хотим уделить внимание привычкам-помощникам, от которых в немалой степени зависит успех, как в учебе, так и в любом другом деле.
Полезных привычек множество: привычка делать по утрам зарядку, умываться и причесываться, следить за своей одеждой, принимать пищу, делать уроки в одно и то же время и т. д. Человек, у которого выработаны такие привычки, заботится о своем здоровье и комфорте, с ним приятно общаться. А объединяет все полезные привычки и обеспечивает их приобретение сила воли человека.
Вспомни, какие чувства ты испытываешь, когда тебя просят (а еще хуже - заставляют!) сделать какое-нибудь не очень приятное дело: например, сесть за уроки. А какие чувства ты испытываешь, когда неинтересная работа, наконец, выполнена? Наверное, очень приятно ощущать свободу, победу, облегчение! Такие чувства человеку дарят именно волевые усилия. Это с их помощью мы побеждаем собственную лень и нежелание делать что-либо, справляемся с нудной работой, получаем знания, добиваемся успеха в учебе и других делах. Поэтому очень важно "приручить" эти волевые усилия, сделав их своими постоянными спутниками в жизни.
Слово "воля" подразумевает свободу, собственное мнение и желание человека. Тот, кто может управлять собственной волей, по-настоящему свободен! Если ты принял решение подружиться со своей волей, попробуй выполнить следующее.
1.Нарисуй символ своей силы воли (можно составить коллаж или вырезать подходящую картинку из журнала), прикрепи рисунок на видное место, например над своим письменным столом.
2.Каждый день в течение недели делай по одному из необходимых дел, которые тебе больше всего не хочется делать, и фиксируй результаты.
3.В конце недели подведи итоги.
4.В течение следующих двух недель продолжай соблюдать составленный распорядок дня.
5. Подведи итоги проделанной работы. Если ты почувствуешь, что волевые усилия уже помогают тебе в учебе - продолжай придерживаться выбранного режима дня, если ничего не почувствуешь - попробуй все начать сначала.
Секреты успешной домашней работы
К сожалению, школа, в которой не задают (или почти не задают) домашних заданий - большая редкость. Как организовать твой самостоятельный труд, чтобы он отнимал у тебя меньше времени и сил? Вернемся к секретам планирования. Если ты соблюдаешь режим дня, значит, волевые усилия уже стали твоими помощниками. Так вот, в выполнении домашней работы тебе без них тоже не обойтись.
Ты, наверное, прекрасно знаешь, какой предмет вызывает у тебя затруднения при выполнении домашнего задания, а какой дается легко и с удовольствием. Может быть, в каких-то заданиях тебе нужна помощь взрослых? Попробуй определить, что именно в том или ином предмете является для тебя самым сложным (это может быть заучивание наизусть, письменная работа, творческое задание, вычисление и т. д.) и самым легким. Такой анализ поможет тебе эффективно распределять свою работу. После того, как ты определишься со своими трудностями, в течение недели действуй по следующему плану:
Усилием воли усади себя за письменный стол
1. Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего (обрати внимание: мы не добавляем слово "лишнего", стол должен быть абсолютно чистым).
2. Распредели время и следи за его расходованием в соответствии с планом работы (мы поясним, как это делать).
3. Чередуй выполнение "трудных", "легких", письменных и устных заданий.
4. Сделай один короткий (не более 15 мин) перерыв: немного подвигайся (можно потанцевать под музыку, выпить сока или минеральной воды) и продолжай выполнение домашних заданий.
5. Закончив домашнюю работу, внимательно собери все необходимое к следующему учебному дню в портфель (сумку).
6. Обязательно отдохни!
Организация рабочего места
1. Первое, о чем необходимо позаботиться, - это хорошее освещение. Настольная лампа должна быть установлена на письменном столе слева (у левши - справа).
2. Стол и стул должны быть удобными, чтобы обеспечивать правильное (ровное) положение спины во время работы. Проверить расстояние от глаз до тетради (книги) можно, поставив локти на стол и прикоснувшись кончиками пальцев к глазам. Если руки и ладони при этом полностью выпрямлены, расстояние правильное.
3. Мы уже упоминали о том, что перед началом работы необходимо полностью освободить свой стол.
4. Нужные книги, тетрадь и канцелярские принадлежности следует выкладывать на него непосредственно перед выполнением задания по соответствующему предмету. Сразу же после окончания работы нужно снова все убрать со стола. Таким образом, ты будешь начинать выполнение задания по каждому предмету на чистом столе (это очень важно, так как позволяет "очистить" голову).
5. Для того, чтобы все нужное находилось у тебя под рукой, и в то же время на столе был порядок, можешь использовать пластмассовые накопители. Подпиши их в соответствии с содержанием ("предметы", "цикл предметов" и т. д.).
6. Продумай и нарисуй свое рабочее место.
Распределение времени и самоконтроль
1. Руководствуясь режимом дня, определи, каким временем ты располагаешь.
2. Составь план выполнения домашней работы.
3. В соответствии с планом напротив каждого пункта проставь предполагаемое время.
4. Поставь на видном месте будильник. Заведи его на то время, когда ты должен будешь приступить к выполнению следующего задания; продолжай делать то же самое в течение всего времени выполнения работы.
5. Отметь реально затраченное время. Подумай, что тебе помешало уложиться в этот временной промежуток?
6. Воспользуйся "лесенкой успеха", чтобы зафиксировать полученные результаты.
Подготовка к новому учебному дню
1. Открой дневник. Какие уроки будут завтра в школе?
2. Положи в портфель нужные учебники и тетради.
3. Возможно, завтра тебе понадобятся: дополнительная литература, контурные карты и атласы по географии и истории; тетради для лабораторных работ; словари, рефераты и пр.? Не забудь их!
4. Подумай, какие канцелярские принадлежности, кроме ручки и карандаша, понадобятся тебе в школе (циркуль, линейка, транспортир и т. д.). Положи их в портфель.
5. Еще раз проверь готовность к новому учебному дню по дневнику!
Секреты хорошего отдыха
Раскрывая секреты успешной учебы, мы хотим особо отметить важность твоего полноценного отдыха. Чередование разных видов деятельности (умственной и физической) поможет тебе периодически "отключаться" от однообразной работы. Итак, запомни: лучший отдых - смена деятельности!
Во время занятий твои глаза и нервная система напряжены. Поэтому после окончания уроков не стоит сидеть перед телевизором или у компьютера. Лучше побыть на свежем воздухе, подвигаться. Если погода не позволяет совершить прогулку, послушай приятную, веселую музыку, потанцуй или выполни не слишком сложный комплекс упражнений. Главное, чтобы отдых не затянулся на неопределенное время. Помни о распорядке дня! Нужно вовремя начать выполнение домашней работы, в противном случае ты устанешь еще больше, поскольку тебе придется просидеть за уроками до поздней ночи!
Если ты очень устал от физической нагрузки, отдохни в тихом месте под спокойную музыку или почитай любимую книгу. Хорошо, если получится прогуляться у воды. Вечером можно принять теплую ванну, добавив в воду отвар успокаивающих трав. Интересно провести свободное время тебе помогут педагоги центров досуга и отдыха, тренеры спортивных секций.
Как выбрать себе занятие по вкусу
1. Подумай о том, что тебе интересно. Может быть, тебе нравится заниматься спортом, музыкой, наукой или делать что-нибудь своими руками. Об этом стоит задуматься. Но нужно обязательно рассчитывать свои силы и не забывать о возможностях (об особенностях здоровья, количестве свободного времени и пр.) Поэтому проанализируй как свои интересы, так и возможности.
2. Собери информацию о кружках и секциях.
3. Соотнеси свои интересы и возможности с вариантами выбора.
4. Просмотри свой распорядок дня и определи, каким временем ты располагаешь: какие дни и часы у тебя свободны от обязательных занятий (уроков в школе, занятий у логопеда и т. п.).
5. Если время занятий в выбранном кружке тебя устраивает, согласуй свой выбор с родителями.
6. Запишись в кружок (секцию), внеся уточнения в свой распорядок дня.
7. Начиная заниматься в том или ином кружке (секции), помни: каждое дело требует труда и терпения, заметные для окружающих результаты (дипломы, грамоты и т. п.) порадуют тебя и твоих родных, скорее всего, не сразу. Отмечай те усилия, которые ты приложил, а также приобретенные знания и умения.
Секреты успешной работы с различными
источниками информации
Умение эффективно работать с различными источниками информации обеспечит не только отличные оценки в школе. На протяжении всей своей жизни ты будешь познавать что-то новое. В этом тебе будут помогать книги. При этом важно знать, где и каким образом ты сможешь получить ту или иную информацию, и научиться ее перерабатывать, т. е. "раскладывать по полочкам" у себя в голове, а затем использовать по назначению. Важно также знать информацию, которая позволит успешно подготовиться к уроку.
Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению.
Как учить стихотворение?
Как работать над рефератом?
Поход в библиотеку или медиатеку.
Как писать сочинение?
Подготовка к контрольной работе.
Подготовка к ответу на уроке.
Эти и другие интересующие вас вопросы вы можете задать педагогам, а также найти ответы в книгах и Интернете.
Успехов Вам!