Для коллег
В данном разделе можно найти необходимую информацию для учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_roditelskogo_sobraniya_po_teme.doc | 38.5 КБ |
sbornik.docx | 23.95 КБ |
rekomendatsii.ppt | 540.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания по теме «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»
Цель: способствовать формированию у родителей убеждения о важности семейного воспитания.
Дидактическое обеспечение: видеоролик, раздаточный материал (шаблон фигуры мальчика, таблички), «умная» доска.
Структура мероприятия.
1. Вводная часть. Мотивация родителей на познавательную деятельность.
2. Основная часть. Проведение беседы.
3. Заключительная часть.
Ход мероприятия.
Этапы мероприятия | Деятельность организатора | Методические примечания |
1.Вводная часть | Здравствуйте, уважаемые родители. Я приветствую вас на встрече, которую решил назвать такой поэтической фразой: «ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А согласны ли вы с этой фразой, мы узнаем в конце нашей встречи. Сейчас прошу вас посмотреть небольшой видеоролик. | Видео-метод |
2. Основная часть | Какие чувства и мысли у вас появились после просмотра этого ролика? Действительно, семья сопровождает ребёнка на протяжении всей его жизни, поэтому так важно выстроить благополучные взаимоотношения между родителями и ребёнком. Но, к сожалению, родители не всегда могут уделить достаточно времени проблемам ребёнка, что может привести к нежелательным последствиям. Разрешите проиллюстрировать эту фразу примером. Обратите внимание: на ваших столах лежит фигурка мальчика. Я расскажу вам историю про мальчика по имени Петя, а вас попрошу сгинать фигурку мальчика каждый раз, когда вам будет становится обидно за Петю Утром мама подошла к Пете и стала его будить. Ему так не хотелось вставать, еще две минуточки он хотел поваляться в кровати. Мама стала кричать на ребенка за его непослушание... Пете стало так грустно, что его не понимают... Но мальчик всё же встал, умылся, надел новую рубашку и вышел к завтраку. Он подошел к папе, молча встал около него, ласково улыбнулся и покружился, чтобы папа оценил его наряд. Но папа не заметил новой рубашки, оттолкнул Петю, закричав на него, что тот не садится завтракать... На душе у Пети стало еще грустнее... Позавтракав, Петя собрался и пошел в школу. По дороге в школу на него залаяла огромная собака. Она громко рычала, потом подбежала к мальчику и напрыгнула на него, но не укусила, лишь испачкала новую рубашку. Радости это Пете не прибавило... На крыльце школы Петя встретил своего друга Ваську. Васька шел очень бодрый и веселый и вместо приветствия он сильно пнул портфель Пети так, что у портфеля оторвалась ручка. Наш Петя мужчина, а мужчины не плачут. Он сдержал слезы и пошел на урок. А на уроке сегодня была контрольная работа, которой они с мамой долго и упорно готовились. Петя так переволновался из-за всего произошедшего с ним с самого утра, что написал ее на тройку. Здесь настроение мальчика совсем упало... Быстрыми шагами, в грязной рубашке, с портфелем без ручки и огромной двойкой шел Петя домой, он спешил, так как знал, что родителей нет дома. Всю дорогу он думал о том, что ему будет вечером за грязную рубашку, порванный портфель и тройку за контрольную. А вдруг мама с папой не заметят?! Сердце ребенка билось с такой силой и болью, что готово было выпрыгнуть из груди. Вот знакомая улица, дом, подъезд, этаж, квартира... Дверь была открыта, Петя страшно испугался – родители были дома. Он вошел, на пороге стояла мама... Скажите, какое развитие событий может ыть в этой истории? Либо мама поругает ребёнка, не разобравшись в случившимся, либо попытается понять, что произошло. Покажите фигурку мальчика. Я вижу, она у многих измята. Если мы представим, что эта фигурка – душа мальчика, то как родители могут повлиять на эту ситуацию? Они могут либо разгладить фигурку, либо ещё больше смять её. Из-за темпа современной жизни родители не всегда уделяют должно время и внимание своим детям, а ведь они так в этом нуждаются! И порой не разобравшись в ситуации, родители лишь усугубляют её. На ваших столах лежат таблтчкт, в которых описаны житейские ситуации, с которыми вы могли столкнуться. Как родители могут повлиять на их разрешение, я предлагаю вам обсудить. Вы можете обмениваться мнениями. Обратите внимание: в одном столбце нужно указать действия родителей, которые приведут к успешному разрешению ситуации, а в другом столбце – действия, которые лишь ухудшат положение дел. Думаю, нескольких минут будет достаточно. Приступим к обсуждению. Я уверен, что вы стараетесь уделить как можно больше времени своей семье. А теперь я хочу вернуться к теме нашей встречи: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». Что бы вы хотели, чтобы ваш ребёнок видел в отношениях в вашем доме? Достаточно одного слова. А теперь обратите внимание на изображение дома. Его фундамент недостаточно крепкий, поэтому я предлагаю вам написать в каждом кирпичике по одному слову, которые вы назвали. Подходите по очереди. | |
3. Заключительная часть | Спасибо вам за плодотворное сотрудничество. Я вижу, что вам не безразличная воспитания вашего ребёнка. Завершить нашу встречу хотелось бы строчками из стихотворения. Семья — источник радости и счастья, Семья — оплот и сила государства, Спасибо за внимание, до свидания. |
Предварительный просмотр:
ПРЕДИСЛОВИЕ :
Сборник предназначается для коррекции нарушений речи у детей младшего школьного возраста. Лексический материал структурно располагается следующим образом: Упражнения для исправления нарушений устной речи, упражнения для профилактики и исправления нарушений письменной речи, упражнения для развития общей и мелкой моторики.
Мы надеемся, что сборник пригодится логопедам образовательных и медицинских учреждений, воспитателям, родителям, занимающимся с детьми по заданию логопеда, а также детям для самостоятельного чтения
Упражнения для исправления нарушений устной речи
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.
- Упражнения для развития артикуляционного аппарата
Упражнение №1 «Зарядка для язычка» (тренировка артикуляционного аппарата)
Учитель стоит напротив детей, произносит соответствующие слова, дети выполняют описанные действия. Ученики сначала смотрят, затем повторяют.
Погулять язык собрался:
(открыть рот)
Он умылся,
(кончиком языка быстро провести по верхним зубам)
Причесался,
(несколько раз провести языком между верхними и нижними зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)
На прохожих оглянулся,
(провести языкам по губам – “облизнуться”)
Вправо, влево повернулся,
(повернуть язык в указанную сторону)
Вниз упал, наверх полез,
(опустить язык вниз и поднять вверх)
Раз - и в ротике исчез.
(спрятать язык во рту)
Упражнение№2 «Лягушка».
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
Упражнение №3 «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнение № 4 «Лягушка-слон».
Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Упражнение №5 «Рыбка».
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Упражнение №6 «Качели».
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Упражнение №7 «Часики».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Упражнение №8 «Лопаточка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение №9 «Иголочка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
Упражнение №10 «Лопаточка-иголочка».
Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Упражнение № 11 «Горка».
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.
Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).
- Упражнения для развития речи.
Упражнение №1 "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1.
"Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2.
"Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).
Задание №3.
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
Упражнение №2. "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость.
Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д.
Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
Упражнение №3. "Играем со словом" (обучение звуковому облику слова).
Задание №1.
"Придумай слово, которое начинается / оканчивается на такой же звук, как и в слове "лягушка", "флаг", "стол" и т.д.".
Задание №2.
"Назови, какой звук первый / последний в слове "луч", "сила", "диван" и т.д.".
Задание №3.
"Назови все звуки по порядку в слове "небо", "туча", "крыша" и т.д.".
Задание №4.
"Какой звук в слове "рыбка" стоит вторым, четвертым, первым, третьим? (стул, ковер, ракушка, туча) и т.д.".
Упражнение №4. "Путаница".
"Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит? Кит.
В океане кто плывет? Кот.
В огороде что растет? Рак.
Под водою кто живет? Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".
Спросите у ребенка: "Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?"
Вы можете немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова.
Упражнение №5 "Признак".
Задание №1.
"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло -
Задание №2.
"Назови другой предмет, такой же белый, как и снег".
(Такой же узкий, как и лента; такой же быстрый, как и речка; такой же круглый, как и мяч; такой же желтый, как и дыня).
Упражнение №6 "Угадайка".
Задание: "Отгадай загадку:
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит -
Сядет и укусит.
(Комар)
Круглый, полосатый,
С огорода взятый.
Сахарный и алый стал -
Кушайте, пожалуйста.
(Арбуз)
Как ты догадался, о чем идет речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".
Упражнение №7 "Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
Задание №1.
"Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный)
"Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
Задание №2.
"Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
Задание №3.
"Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?"
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
Упражнение №8 "Слова-неприятели" (упражнение на антонимы).
Задание: "Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
Упражнение №9 "Один и много" (изменение слов по числам).
Задание №1.
"Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло;
Задание №2.
"А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один".
когти, облака, воины, листья;
цветы, пилы, молодцы, стебли.
Упражнение №10 "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Упражнение №15. "Закончи слово".
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По..." (Подушка)
Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т.п.
Упражнение №11. "Закончи предложение".
Задание: "Попробуй угадать конец фразы".
Дети ели ка... . На столе лежат бумага и кра... . В лесу растут гри... . В саду растут цве... . У нас есть петух и ... . Зимой бывает хо... .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учитель должен хорошо знать особенности речевого развития своих учеников для оказания наиболее эффективной помощи учащимся, имеющим речевые нарушения.
Учителю при помощи логопеда необходимо организовать специальные занятия по восполнению пробелов в нарушении устной и письменной речи путем личностного подхода при обучении в рамках работы в классе и после уроков.
Учитель обеспечивает особый подход к ребенку Который страдает нарушением письма и чтения.
Ученик должен знать : какие ошибки он допускает при письме и чтении. С этой целью каждая ошибка исправляется учителем совместно с учеником.
Многократное выписывание ошибок, списывание больших и трудных текстов не приводят к должному результату.
Специально организованные и систематические наблюдения над разнообразными фактами языка, будут способствовать преодолению речевых нарушений.
Желательно хотя бы на время отказаться от исправления ошибок красным цветом в тетрадях этого ученика. Для ребенка, страдающего дисграфией, это является дополнительным фактором стресса.
Желательно отказаться от проверок техники чтения либо сделать это в более щадящей форме.
В процессе коррекционных занятий необходимо: создать широкие возможности для самостоятельной деятельности детей, побуждать их активно и заинтересованно преодолевать имеющиеся дефекты.