Для Вас, родители!

Серова Вера Александровна

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Сухомлинский В. А. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

по воспитанию трудолюбия у детей в семье

  • Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работа. Если не все у него получилось — не раздражайтесь, а терпеливо объясните еще раз.
  • Привлекайте ребенка к большим семейным делам и приучайте его доводить до конца начатую работу.
  • Каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.
  • Не наказывайте ребенка за труд!


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей первоклассников

  • Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе; на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.
  • Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.
  • Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.
  • Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное - возбуждать интерес к учению.
  • Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка на то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?». 
  • Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
  • Старайтесь выслушивать рассказы ребенка (о себе, товарищах, школе) до конца. Поделиться своими переживаниями - естественная потребность детей.
  • Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать - много будешь знать».
  • Обязательно оказывайте посильную помощь школе.


Предварительный просмотр:

Памятка родителям от ребенка

  • Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучает меня к тому, что считаться нужно только с силой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Иначе я стану «плаксой» и « нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращаю гораздо больше внимания на ваши замечания, если вы говорите мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом позже.
  • Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, узнав, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки -смертельный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяться глухим.
  • Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Это мой способ познавать мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.
  • Не защищайте меня от последствий моих ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • He обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще перестану задавать вам вопросы и буду искать информацию на стороне.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это делает тщетными мои попытки сравняться с вами.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без вашего внимания и ободрения.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.
  • И самое главное, Я ВАС ТАК СИЛЬНО ЛЮБЛЮ! Пожалуйста, ответьте мне тем же...


Предварительный просмотр:

Практические советы по избеганию конфликтов

  • Прежде, чем обострять ситуацию, прикиньте, сможете ли вы решить ее положительно.
  • Подумайте, нельзя ли вовсе избежать конфликта, нейтрализовать или ликвидировать его причины.
  • Обмен мнениями, спор на конфликтную тему должен происходить в условиях доброжелательности и взаимоуважения.
  • Внимательно выслушайте и постарайтесь понять аргументацию противной стороны.
  • Доказывая свою правоту, учитывайте интересы обеих сторон.
  • В споре не должны слишком часто произноситься слова «я» и «мне».
  • Одержав победу, не торжествуйте открыто; помните, что противнику отступать нелегко, и психологически помогите ему.
  • Ваш оппонент чаще будет уступать, если вы сами в споре покажете ему в этом пример.


Предварительный просмотр:

Советы психолога Степановой Т. В. (г. Москва):

«КАК ПРОЖИТЬ ХОТЯ БЫ ОДИН ДЕНЬ БЕЗ НЕРВОТРЕПКИ,
ПОУЧЕНИЙ, ВЗАИМНЫХ ОБИД?»

  1. Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен
    увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за
    ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.
  3. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака: до школьного завтрака ему придется много поработать.
  4. Прощаясь, предупреждайте и направляйте: «Смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, скажите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.
  5. Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, ведь это займет немного времени.
  6. Если вы видите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
  7. Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка.
  8. После школы не торопите ребенка садиться за уроки, необходимо 2-3 часа (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков - с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.
  9. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».
  10. Во время приготовления уроков не стойте над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то...». Порой условия становятся не выполнимыми, не зависимыми от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
  12. Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние дела, телевизионные передачи, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.
  13. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.
  14. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности учебы.
  15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) очень любят послушать сказку перед сном, песенку и ласку. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день. И мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.


Предварительный просмотр:

Тест «Понимаете ли вы своего ребенка, и насколько хорошо вы осведомлены о его окружении?»

1.        Я знаю, кто его (её) лучший друг:

1)        совершенно точно;

2)        приблизительно;

3)        не знаю.

2.        Мой сын (дочь) поссорился со своим лучшим другом:

4)        я делаю вид, что ничего не замечаю;

5)        сразу же подробно обо всем расспрашиваю;

6)        проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам.

3.        Как обо мне думают его (её) друзья?

7)        положительно;

8)        меня это не интересует;

9)        не очень хорошо.

4.        Как я отреагирую, если у моего сына (дочери) появился взрослый друг (подруга) вне семьи?

10)        отрицательно;

11)        постараюсь узнать его (её) поближе ;

12)        все оставлю на его(её) усмотрение.

5.        Узнав, что друг (подруга) моего сына (дочери) вел себя недостойно:

13)        запрещу дружить;

   14)         обсужу случившееся со своим ребенком, предоставив ему самому (самой) сделать вывод;

15)        не обращу внимания.

6.        Был ли у меня самой (самого) в жизни хороший друг (подруга)?

16)        был;

17)        не было;

18)        не могу сказать.

7.        Я запрещу сыну (дочери) дружить с каким-то конкретным человеком:

19)        если он плохо влияет на сына (дочь);

20)        если его авторитет в глазах ребенка выше, чем мой;

21)        если он не соответствует моим представлениям о друге.

8.        Друзья сына (дочери) пришли к нам домой и скучают. Могу ли я чем-нибудь пробудить их интерес?

22)        в большинстве случаев могу;

23)        это удается только иногда;

24)        вообще не удается.

9.        Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

25)        всегда подробно;

26)        не рассказывает совсем;

27)        рассказывает только в отдельных случаях.

10.        Лучший друг (подруга) сына (дочери) выразил желание участвовать вместе с вашей семьей в летнем путешествии:

28)        радуюсь;

29)        категорически возражаю;

30)        мне все равно.

В любом случае можно выбрать только один ответ. Будьте откровенны сами с собой!

Баллы (2-я цифра) за каждый ответ: 1-5; 2-3; 4-2; 5-0; 6-5; 7-5; 8-0; 9-1; 10-0; 11-5; 12-2; 13-1; 14-5;15-1; 16-3; 17-1; 17-0; 19-3; 20-1; 21-1; 22-5; 24-1; 25-1; 26-0; 27-3; 28-5; 29-1; 30-0.

Оптимальное количество баллов - 44, минимальное - 3. Чем больше баллов вы получили, тем больше оснований думать, что ваши отношения с собственным ребенком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15 - вы должны основательно пересмотреть вашу воспитательную позицию.