Дидактические материалы с кодовым словом
Сделать учебную работу насколько возможно интересной и не превратить в забаву-это одна из труднейших задач дидактики. ( К. Д. Ушинский)
Каким должен быть современный урок?Для меня современный урок-это интересный урок.Однажды мне ученики сказали:"Нам тогда все понятно,когда интересно".
Интерес - это синоним учебной мотивации.Так как же сформировать ее у ребенка? В 2003 году я купила тетрадь с заданиями для обучения и развития учащихся авторов Е.А. Лебединцева, Е.Ю. Беленкова издательства "Интеллект-Центр". Это и стало началом использования в моей работе приема "кодовое слово" как средство формирования познавательного интереса.Часть заданий в статье взято из этой книги, есть авторские или использованные идеи со страниц журнала "Математика".
Прием " кодовое слово" было мной использовано при разработке конспекта урока" Действия с десятичными дробями" 5 класс, опубликованного в журнале " Урок в современной школе" ( методический сборник конспектов школьных уроков; с содержанием урока можно ознакомиться на моем сайте).
С использованием приема "кодовое слово" у учителя появляется эффективный инструмент концентрации ванимания детей на учебной деятельности.На основе придуманного слова удается связать математику с окружающим миром, выстроить межпредметные и внутрипредметные связи. Прием "кодовое слово" поддерживает и возрастные особенности пятиклассников - склонность к фантазированию и активности на уроке. Важно правильно подобрать слово. Если вы хотите проверить знания, то слово должно быть незнакомым. Если ваша цель коррекция знаний - слово угадываемое. Но помните, при использовании приема "кодовое слово" нужно четко продумать регламент урока, а то можно "заговориться". Как известно, пятиклассники быстро утомляются, поэтому яркие, занимательные задания помогут им сохранить работоспособность на уроке. Использование приема сделает урок занимательным и продуктивным.
Рассмотрим подробное использование данного приема на различных этапах урока.
Этап актуализации знаний и подведение учащихся к изучению новой темы
Прочитайте дроби, изображенные на каждом рисунке. Для каждой дроби найдите соответствующую букву на лепестке ромашки и прочитайте получившееся слово.
Учитель проверяет умение называть дроби и после прочтения слова "сравнение" организует мини-диалог : что умеем сравнивать и чему научимся на уроке.
Этап формирования знаний.
Отрабатываем умения записывать десятичные дроби.
Учитель читает предложения, ученики записывают цифрами десятичные дроби и буквы, которые диктует учитель.
К- пятьдесят три целых и четыре десятых;
У- пятнадцать целых и шесть десятых;
М- шестнадцать целых и пять десятых; *
Е- семнадцать целых и пять десятых;
А- восемнадцать целых и пятьдесят шесть сотых; *
Т- девятнадцать целых и пятьдесят шесть тысячных;
Р- двадцать целых и пятьсот тринадцать тысячных;
С- десять целых пять тысяч сто двадцать три десятитысячных; *
По окончании диктовки ученикам предлагается выписать те буквы, у которых в записи соответствующих десятичных дробей в разряде десятых стоит цифра 5.
Кодовое слово:Марс.
Можно говорить о планете Марс, ее тайнах и загадках, о полетах на Марс и т.д.
Устный счет
Всем известно, что у учеников с прочными вычислительными навыками меньше проблем с математикой.Использование знаний с кодовым словом делает устный счет более интересным. Вот пример задания на закрепление навыков действий с натуральными числами. В результате вычислений ученик получает номера букв русского алфавита.
Расшифруйте слово:
1. 9 * 3 + 6; 2. 6 * 8 : 12;
3. 7 * 8 - 5 * 8; 4. 72 : 9 - 15 : 5;
5. 8 * 8 : (16 * 4).
Кодовое слово: ягода (сколько примеров столько букв в слове).
Приведу примеры заданий, которые проверяют не только знания, но и развивают умение делать выбор, работать по алгоритму.
Задание 1. Проверьте, по предложенному алгоритму, делится ли число x на 2; 3; 5; 9; 10.
Кодовое слово : колокольчик.
Задание 2. Узнайте,как называется наука, занимающаяся изучением происхождения слов. Для этого решите примеры и заполните таблицу:
Кодовое слово : этимология.
Верно ли высказывание : " Слова цирк и циркуль имеют одинаковое этимологическое происхождение?"
Для проверки надо воспользоваться этимологическим словарем. Можно поручить ученику класса сделать сообщение об истории изобретения циркуля и предложить всем найти к следующему уроку информацию о цирке.
Задание с кодовым словом можно использовать и для групповой работы. При этом важно обратить внимание на рациональные формы организации работы в группе. Пример одной из таких карточек приведен ниже.
Карточка 1
Задание 1. Найдите:
Задание 2. Заполните пропуски:
Задание 3. Выполните действия:
(0,32 * 3,5 : 0,25 + 0,02) * 3,2 + 321,6 =
Используя результаты выполнения заданий 1-3, заполните пропуски в тексте:
49 | 2,4 | 3,4 | 1,5 | 2 2/5 | 15 |
-это самое глубокое в мире озеро.
Его называют жемчужиной нашей планеты, так ака в нем самая чистая вода. Его глубина ? м. В него впадает ? больших и малых рек, а вытекает лишь одна - это
2,4 | 60 | 4,5 | 2,4 | 12 | 2 2/5 |