Конспекты уроков

Ищук Елена Васильевна

конспекты уроков по всем предметам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_otkrytyy_urok.docx23.8 КБ
Microsoft Office document icon orfogrammy_v_kornyah_slov_4_kl.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет. Русский язык

Учитель: Ищук Е.В.

Дата: 17.02.2017 г.

Класс. 3 б

Тема урока. Буквы О и Е после букв шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных (с презентацией).

Тип урока. Изучение нового материала.

Цель урока:

- формировать понятие у учащихся о правописании букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях,

продолжать формирование умений учащихся по созданию текста-миниатюры.

Задачи урока:

- предметные: знать правило правописания гласных О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц, уметь правильно писать О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц; графически обозначать условия выбора правильных написаний; находить орфограммы – буквы О-Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц и правильно писать слова с данными орфограммами;

метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации способность к преобразованию, сохранению и передач информации, полученной в результате чтения;

личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе в процессе получения школьного образования.

Оборудование: карточки с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

План урока.

  1. Мотивация.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости!

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Эпиграф нашего урока строки известного французского писателя Проспера Мериме.

Русский язык необычайно богат и

примечателен, он создан для поэзии.

Слайд 1

- Наше занятие тоже начнем с поэтических строк:

Я нарисую март карандашОм
Прозрачным, призрачным пейза
жЕм.
Он ляжет на листок в альбоме
Весенним свежим верниса
жЕм.

- Какое время года описывает поэт в этом стихотворении?

(весну)

- А почему месяц март хочется нарисовать? (природа преображается;

весна несет свежесть)


-Все ли слова в данном тексте вам знакомы? (Нет. Вернисаж)

  1. Работа по толкованию слова со словарем

Вот как дает толкование этого слова в своем словаре Ожегов.

Слайд 2

Вернисаж – торжественное открытие художественной выставки. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка.)

– Составьте с данным словом словосочетание, простое предложение. (Открытие вернисажа . Интересный вернисаж.

В Москве недавно состоялся вернисаж известного художника-портретиста художника Серова.

- А есть ли выставка детских работ в нашей школе? Вы замечали? (на первом этаже выставка детских работ)

Учитель: и здесь на слайде тоже своего рода выставка – вернисаж детских работ.

2) Наблюдение над языковым материалом:

Учитель: А теперь обратим внимание на слова с выделенными орфограммами

(карандашом, пейзажем, вернисажем)

Слайд 3

- Какой частью речи являются эти слова?
- В какой морфеме находятся выделены буквы О и Е?
(В окончаниях).
- После каких согласных стоят эти буквы? (после ш, ж)

-Как называются эти буквы? (шипящие).

  1. Определение темы урока

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока. О чем пойдет речь на нашем уроке? (Буквы О или Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных).

Слайд 5

-Чему должны научиться на данном уроке? Поставьте перед собой цель.

(познакомиться с правилом о написании букв О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и научиться писать правильно слова с данной орфограммой).

Учитель:

Правильно, сегодня на уроке мы должны

  1. Познакомиться с правописанием гласных О и Е в окончаниях имен существительных после шипящих и Ц;

2) научиться правильно писать слова с изучаемой орфограммой;
3) графически обозначать ее.

  1. Целеполагание 

Помогите определить цель урока.

Слайды 6-7

3.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

  1. Работа с карточками-информаторами.

Учитель: Проведем небольшую самостоятельную работу. Вам предстоит сделать открытие.

Перед вами на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам сделать вывод.

-Выводы запишите на карточке (приложение № 1).

- К каким выводам пришли в ходе самостоятельной работы? Прочитайте ответы (после шипящих и Ц…).

–Произнесите еще раз записанные вами слова и ответьте, что же является главным условием выбора данной орфограммы? (ударение).

-Учитель: А вдруг наша теория ошибочная?

  1. Обращение к теоретическому материалу.

Давайте обратимся к учебнику и сверим наши выводы (стр.210, п.100, орфограмма № 18).

- Правильное открытие сделали? (Да)

- Молодцы! 

Чтобы не ошибиться в правописании О-Е после шипящих и Ц, давайте еще раз проговорим алгоритм наших действий Слайд 8

4.А вы, я вижу, немного устали. Без физкультминутки не обойтись.

Чижик спал и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

А теперь зарядка на глазки

Глазки быстро заморгали

Раз, два, три, четыре, пять.

Но от этого устали и зажмурились опять. 

Отдыхают наши глазки, не хотят сейчас смотреть,
Но пройдет еще минутка, надоест им так сидеть.

5.Первичное закрепление с комментированием внешней речи.

Учитель: Открытие вы сделали, а теперь нужно доказать свои знания.

Написать «распределительное письмо»

Слайд 9

О Е

- Примеры мы будем брать из упражнения 557 (первые три строчки).

Внимательно прочитайте задание (вслух один ученик).

- В какую форму нужно поставить эти существительные? (ТВ.п., ед.ч.)

- На какой вопрос отвечают существительные в творительном падеже? (кем? чем?)

Выполнение на доске с комментированием

Вывод: по какому принципу распределяли слова в колонки ? (после шипящих под ударением О, без ударения Е).

7. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель:

1)А теперь задание потруднее. Поиграем в игру «Назови другим словом»

Слайды 10-11

Суп со свеклой называется – борщом (записываем в тетрадях, выделяем графически орфограмму № 18: ставим ударение, выделяем окончание. Если окончание ударное, то пишем букву О, если окончание безударное-пишем букву Е. Подчеркнем шипящую или Ц).

Небольшой лес иначе называют – рощей.

Рисунок, картину, изображающую природу - пейзажем.

Человека, лечащего людей – врачом.

Границу по-другому называют – рубежом.

Смелого человека называют храбрецом. 

2)А теперь у нас самая интересная работа. Нам нужно построить текст. 

Слайд 12

- Что мы называем текстом? (предложения связаны по смыслу и грамматически. Текст имеет название).

Задание: Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные, ставя в нужном падеже (смотрите в слова для справок). Запишите полученный текст, который нужно еще и озаглавить.

-Что мы называем текстом? (Связаны предложения по смыслу и грамматически. Имеет название)

-Учитель:

Слайд 13

Какое из данных ниже сочетаний слов может быть заглавием текста?

Обоснуйте свой выбор.

1. Прекрасный мир.

2. Ласточки-вестницы весны.

3. Приход весны.

Слайд 14

Приход весны

Приход весны приветствуем душой. Солнышко озаряет землю своим теплым лучом. Колокольчики ландышей звенят над зеленой рощей. 

Прилетели ласточки. Этих птиц называют вестницей весны. Ласточка свила гнездо под крышей сарая. И вот уже показались головки птенцов. Очень скоро над дачей ребята увидят своих новых соседей!

-Давайте проверим, какой тест у вас получился?

-Какова основная мысль текста (та, которую автор хотел донести до нас). Весна прекрасна. Найдите доказательства в тексте.

-Какие признаки весны вам еще известны (больше тепла, солнца, снег тает, дни стали длиннее, солнце ярче греет.)

-Чувствуется дыхание весны? (Вот-вот наступит весна)

-Назовите слова на изученную орфограмму.

8. Рефлексия. 

Давайте подведем итоги

Слайд 15

- Сегодня на уроке я научился (правописанию 0-Е после….)

- Сегодня на уроке мне удалось (самостоятельно тему-цель поставить, правило вывести, строили опорную схему, текст)

- Самым интересным для меня на уроке было…

-Что делали для достижения цели? (строили опорную схему…)

Учитель. Чтобы дать оценку нашей работе, выберите одну из предложенных на столе карточек и покажите мне. Понравился урок - карточку с улыбающимся лицом, не понравился – карточку с грустным лицом.

Учитель:

У всех радостные лица от того, что хорошо поработали, узнали много интересного на уроке.

9. Дифференцированное домашнее задание

Слайд 16

Повторить правило на стр. 76, выполнить упр. 556.

Индивидуально: сочинить сказку о правописании гласных о и е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных).

Учитель:

А я нашу встречу хочу закончить пожеланиями поэта Острового:

Слайд 17

Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы,

Оставь - на этой лучшей из планет

Свой яркий след, живые всходы.

До свидания. Урок окончен. Можете быть свободны.

Приложения:

Карточка-информатор

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь знак ударения.
  3. Выдели окончание.
  4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
  5. Сделай вывод.

Карточка со словами

I ряд Над чертежом, за ландышем, с малышом, пляжем.

II ряд За тучей, со свечой, с лапшой, перед встречей, удачей

III ряд Сердцем, синицей, мудрецом, продавцом.

Карточка – правило:

В окончаниях существительных после________________

под ударением пишем __________, без ударения __________.



Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Учитель: Ищук Е.В.

Класс: 4

Тема урока: «Орфограммы в корнях слов».

Цели урока: научиться видеть орфограммы в корне слова и подбирать проверочные слова доказывающих их наличие.

Планируемые результаты

  • предметные: уметь видеть орфограммы в корне слов, уметь подбирать проверочные слова, развитие орфографической зоркости.
  • личностные: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.

Тип урока: УИПЗЗ

Оборудование: учебник русского языка (М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, 4кл., 3 часть), презентация.

Этап урока. Методы и приёмы.

Хро

номет

раж

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Орг.момент

≈3

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

 Р: настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

Практич.: устное упражнение.

Словесн.: формулировка темы урока.

≈5

- Ребята, что дают ошибки в грамматике русского языка?

- Исправьте ошибки в письме: «Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Бабушка меня будет рано утром -  рыбу ловить. Хорошо поседеть на берегу с удочкой.»

- Исследуйте слова с ошибками.

- Что объединяет эти слова? (орфограмма в корне слова, безударная гласная в корне слова).

- Исходя из этого определите тему урока («Правописание безударной гласной в корне слова», «Орфограммы в корнях слов»)

Отвечать на вопросы, выполнять устное упражнение.

Определять тему урока.

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле, способе решения.

Р: целеполагание.

Решение частных задач

Словесн.: устный опрос.

Практич.: работа с учебником, письменное упражнение.

Словесн.: устный опрос.

Практич.: письменное упражнение.

Практич.:  работа с учебником, письменное упражнение.

Словесн.: фронтальная проверка.

Практич.: физминутка.

Практич.:  письменное упражнение.

Практич.: работа с обратным словарём.

≈30

- Ребята, все ли гласные русского языка нуждаются в проверке? (Только а, я, о, е, и)

- Какие правила корня вы знаете?

- Могут ли родственные слова быть словами разных частей речи?

- Чтобы это проверить выполним упражнение 59 в учебнике на странице 67.

- Запишите 5 групп родственных слов, в каждом слове выделите корень, а сверху каждого слова укажите часть речи

(1) злость (С), злой (П), злить (Г), злюка (С);

2) лесочек, лесник, лесной, лес;

3) крикун, крик, крикливый, кричать;

4) перелетать, лететь, полёт, улетать;

5) бегать, бег, беговая, бегун.)

- Ну что, могут быть родственные слова словами разных частей речи? (да)

- Теперь слово, которое выделено цветным разберите по составу (бегать)

- Как с помощью слова «бег», выделенного в рамке, было образовано слово «бегать»? (с помощью корня)

- Теперь посмотрите на доску, прочитайте слова и определите, в какой части слова находится выделенная орфограмма.

(Искать, ловкий, доблестный, тропинка, известность, ошибка, ночной, секрет, хлестнуть.)

- Запишите слова под разными цифрами, в зависимости от того, какая орфограмма выделена (1) безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением;

2) непроизносимый согласный в корне слова;

3) парный по звонкости/ глухости согласный в корне слова.)

- Рядом пишите проверочные слова.

- Теперь выполним упражнение 61 в учебнике.

- Вам нужно будет списать текст, вставляя пропущенные буквы, назвать орфограмму, выделенную цветом, и выделить, в какой части слова она находится. (ворошили, вьюги, запорошили, замели, хорошо, спешили, спрятали, большие, тёплые, стога)

- Давайте проверим, какие орфограммы были пропущены?

- Как проверим? Какие проверочные слова подобрали?

- Теперь давайте проведём физминутку (используется электронная)

- Выполним упражнение 62.

- Вам нужно будет списать текст, вставляя нужные буквы.

- Найдите слова с орфограммой «написание ча-ща под ударением» и покажите с помощью значков, в какой части слова она находится.

- Теперь выпишите из текста три прилагательных, три существительных и три глагола с орфограммой «безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением», рядом напишите проверочные слова.

- Теперь глагол в рамке (дымился) запишите в н.ф. без частицы –ся-, образуйте от этого слова существительное и прилагательное.

- Проверьте себя по словарю, правильно ли вы написали слова.

- Выполним упражнение 63.

- Откройте обратный словарь на - с – и выпишите первые восемь слов, подчеркните в них орфограмму «парный по звонкости/глухости согласный в корне слова».

- Проверьте орфограмму другими формами этих же слов, запишите их рядом.

Отвечать на вопросы, предполагать, обосновывать своё мнение.

Выполнять письменное упражнение.

Разбирать слово по составу.

Отвечать на вопросы.

Выполнять письменное упражнение.

Находить, в какой части слова орфограмма.

Выполнять письменное упражнение.

Проводить фронтальную проверку.

Принимать участие в физминутке.

Выполнять письменное упражнение.

Выполнять задания учителя.

Пользоваться словарём.

Работать с обратным словарём.

Выполнять письменное задание.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем.

П: дополняют и расширяют знания.

П.: выполнение действий по алгоритму; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.: ответы на вопросы, подведение итогов.

≈5

- Оцените свою работу на уроке по плану:

  • Сегодня на уроке я научился …
  • У меня хорошо получилось …
  • …. задание вызвало затруднение, потому что …
  • Мне нужно ещё …

- Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы, анализировать свою работу на уроке.

Р: понимание причин успехов в учебе, осуществляют итоговый контроль по результатам работы.