Классное руководство
методические материалы для классног руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 класс | 44.5 КБ |
vypusknoy_v_4_klasse.docx | 25.88 КБ |
metody_raboty_s_rodit.docx | 19.23 КБ |
pervoe_roditelskoe_sobranie_v_1_klasse.docx | 53.71 КБ |
chto_kupit_k_1_klassu.docx | 15.75 КБ |
formy_provedeniya_klassnyh_chasov.doc | 46 КБ |
formy_rodit._sobraniy.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная АНКЕТА поможет классному руководителю при знакомстве с вашим ребёнком и останется у него.
Классный руководитель поздравляет ВАС с началом учебного года! Успеха!!!
Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка
- Ф.И.О. ребёнка_______________________________________________________________
- Дата рождения________________________________национальность_____________
3. ИНН ребёнка_______________
4. СНИЛС ребёнка_____________
5. Место рождения ребёнка_______________________________________________
____________________________________________________________________________
6. Адрес проживания_________________________________________________________
7. Тип семьи: полная, неполная, малообеспеченная, многодетная,опекаемые
(подчерк.)
Семьям, имеющим статус малообеспеченных и многодетных принести справку из отдела социальн. политики.
Родители ребенка:
8. Мать Ф.И.О. ___________________________________________________________________________
Дата рождения______________________________Гражданство______________
Место работы__________________________________________________________
Должность_________________________________________________________________
Раб. тел.____________________________
Сот. Тел.___________________________
Образование мамы (поставить галочку)
Неполное среднее ( 9 классов) | Среднее ( 11 классов) | Средне — специальное ( колледж. училище) | Высшее |
9. Отец Ф.И.О.____________________________________________________________________________
Дата рождения______________________________Гражданство______________
Место работы__________________________________________________________
Должность_________________________________________________________________
Раб. тел.____________________________
Сот. Тел.___________________________
Образование папы (поставить галочку)
Неполное среднее ( 9 классов) | Среднее ( 11 классов) | Средне — специальное ( колледж. училище) | Высшее |
10. Наличие других членов семьи _____________________________________________________________________________
11. Указать тип жилья (поставить галочку)
Свой дом | Своя квартира | Съёмный дом | Съёмная квартира | общежитие |
- Наличие у ребенка места для занятий и отдыха ________________________
- Есть компьютер: Да Нет (подчеркнуть)
14. Дополнительное образование ребёнка (заполнить таблицу)
Название кружка. секции | Время посещения (день недели, часы) | Адрес учреждения доп. образования |
15. Особенности здоровья ребенка (часто ли болеет, имелись ли травмы, есть ли хронические заболевания и какие) _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
16. Посещал ли ребенок детское дошкольное учреждение, с какого возраста и какое______________________________________________________________________________
17. Каковы любимые занятия ребенка, чем интересуется_________________________________
__________________________________________________________________________________
18. Развиты ли у Вашего ребенка навыки самообслуживания __________________________________________________________________________________
19. Особенности поведения Вашего ребенка (подчеркните): послушный, упрямый, добродушный, обидчивый, неуверенный, уверенный, смелый, внимательный, слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный, рассеянный,, общительный, замкнутый, аккуратный и другие особенности, которые Вам хотелось бы отметить_______________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
20. Требуется ли помощь со стороны специалистов ( психолога, социального педагога) __________________________________________________________________________________
21. Отношение ребенка к обучению в школе __________________________________________________________________________________
22. Заполните таблицу
Не знает буквы | Знает не все буквы | Знает все буквы | Читает слоги | Читает слова по слогам | Читает слова свободно | Читает предложения, тексты |
23. Кто играет ведущую роль в воспитании ребёнка? (мать, отец, оба родителя, бабушка, дедушка, другие лица). Подчеркните.
24.. Пожелания классному руководителю _________________________________________________________________
25. Имеем возможность помочь классному руководителю в организации учебно - воспитательной работы следующим образом:
__________________________________________________________________________________
СПАСИБО!!!
Предварительный просмотр:
Выпускной в 4 классе.
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 3
им. А.Верещагиной г. Туапсе
Ищук Елена Васильевна
Учитель:Объявление, чёрным по белому,
Мимо него не пройти.
Школа чудесная, школа начальная
Вас приглашает прийти.
Дальше слова там без всякой премудрости,
Вы их прочтите скорей:
"Вас приглашает на Праздник прощания
4-ый "Б" класс в майский день!".
Ведущий.Внимание! Внимание!
Открываем бал!
Дети входят парами под торжественную музыку (мальчики держат за руку девочек).
Дети.Солнце на дворе иль хмурый денёчек -
Всё равно спешили мы в школу с тобой.
Быстро пролетели четыре годочка -
И сегодня первый наш бал выпускной!
Песня
Да, друзья, четыре года
Незаметно пронеслись:
Были мы лишь первоклашки,
А теперь вот подросли,
Повзрослели, поумнели,
Словно розы, расцвели,
Знаний, навыков, умений
Много мы приобрели.
Шустрые, спортивные,
Смелые, активные,
Сообразительные, любознательные,
В общем, привлекательные,
Все-то умные, красивые,
Лукавые, счастливые!
Учитель-Так говорят о них. А так говорят они сами о себе. 4 "Б" класс - это…
Дети:
- -Любители поговорить с соседом.
- -Возьмёмся за дело - делу не сдобровать.
- -Ссорятся и тут же мирятся.
- -Обожают писать записки на уроке.
- -Гордится болтливой половиной класса, то есть…мальчиками.
- -Самый шумный класс на перемене.
- -Следы на потолке после визга радости.
- -На уроках шумят, что листья шуршат.
- -Головная боль Елены Васильевны
- -Средний возраст - лет, а общий - лет
- -Знак Зодиака — Дева : коллектив был создан 1 сентября 20___ года.
- -Любимый день недели - воскресенье.
- -Любимое время года - лето.
- -Любимые уроки - физкультура и рисование.
Пришли мы к вам учениками новыми,
Добрыми и весёлыми,
А иногда чрезмерно крикливыми.
Мы начинали учиться,
Начинали свой трудный путь,
А иногда приходилось мучиться,
Чтоб постичь науки суть.
И мамы у дверей толпились,
Спрашивая, "что" и "как"?
Вначале все суетились,
Чтоб не попасть впросак.
Но прошёл первый класс,
И второй пролетел,
А третий просто вихрем пронёсся.
И в суматохе будничных дел
Время вспять не вернётся.
А помните - косички да бантики,
Да полнеба в огромных глазах.
А помните - вихрастые мальчики
Да девчонки иногда в слезах.
А помните, 16 пар глаз
Внимательно смотрят на вас.
И это нельзя забыть просто так
И словами трудно передать.
Это можно видеть и наблюдать,
Это нужно чувствовать и ощущать!
А помните, серьёзные лица,
Когда контрольная или диктант?
А помните, тревожные лица,
Когда получается что-то не так?
Всё это - простые страницы
Из книги жизненных лет.
Всё это - золотые страницы,
Дороже которых нет!
Песня: _______________________
Учитель-Дорогие, ребята! Дорогие родители и гости! Вот и пришёл день прощания с начальной школой! Пролетели эти года удивительно быстро.
Они многому научили и вас, и нас. Было всякое, но хочется, чтобы в памяти о годах, проведённых в начальной школе, остались только приятные и светлые воспоминания. Не будем грустить. Пусть наша жизнь будет весёлой и звонкой, как школьный звонок, который прозвенит сейчас для вас в стенах нашей начальной школы в предпоследний раз.
Звонок.
Ведущий. С этого звонка вот так когда-то всё и началось…
Ведущий. Начинаем наш последний урок "Колесо истории". В конце урока вас ждёт очень важный исторический документ. Итак, необходимо выбрать правильный вариант ответа.
- 1.В каком году вы пришли в первый класс?
- А) 1999,
- Б) 2000,
- В) 2001,
- Г) свой вариант.
- 2.Как превратили вас из дошкольников в школьников?
- А) с помощью портфеля,
- Б) зачеркнули буквы Д и О,
- В) с помощью волшебной палочки,
- Г) свой вариант.
- 3.Как зовут вашу первую учительницу?
- А) Василиса Прекрасная,
- Б) Василиса Премудрая,
- Г) Баба-Яга,
- Д) свой вариант.
- 4.Как называется урок, на котором вы научились писать?
- А) чистописание,
- Б) письмо,
- Г) русский язык,
- Д) свой вариант.
- 5.Какую букву вы научились писать первой?
- А) я,
- Б) и,
- В) г,
- Г) п,
- Д) свой вариант.
Ведущий. Молодцы! Вы показали себя не только ценителями и знатоками истории своего класса, но и дружными, находчивыми и весёлыми. Вы преодолели сегодня первую ступень - начальную школу и дошли до первого в жизни документа — диплом об окончании начальной школы.
Выступление директора и завуча.
Вручение дипломов об окончании начальной школы.
Ведущий. Кулик не велик,
Целой сотне велит -
То сядь да учись,
То встань - разойдись.
Что это? (Звонок).
И вот наступает долгожданная переменка. Переменка эта так быстро пролетает, что вы фактически её не замечаете. Но какую работу вы проделываете за это короткое время!
Сценка "Переменка". (2 девочки ведут диалог. На заднем плане 3 мальчика изображают драку, игру с фишками, катание на спине и т.п.).
-Перемена!
-Перемена!
-4 "Б" залез на стену.
-Мокрые волосы,
Растрёпанный вид:
Капелька пота по шее бежит.
-Может быть Артём, Саша и Рома
-Всю перемену ныряли в бассейне?
-Или на них, на несчастных пахали?
Или в пасть крокодила пихали?
-(Мальчики хором) Нет!
В перемену мы отдыхали!
Сценка "Драка". (2 мальчика изображают драку).
Девочка. Кто кого обидел первым?
1 мальчик. Он меня!
2 мальчик. Нет, он меня!
Девочка. Кто кого ударил первым?
1 мальчик. Он меня!
2 мальчик. Нет, он меня!
Девочка. Вы же раньше так дружили!
1 мальчик. Я дружил!
2 мальчик. И я дружил!
Девочка. Что же вы не поделили?
1 мальчик. Я забыл!
2 мальчик. И я забыл!
Ведущий. А сейчас мы докажем, какие мы дружные на самом деле.
Игра "Ожерелье для королевы". ( Участвуют две команды из одинакового количества ребят.. По 2 человека из каждой команды натягивают скакалку. Остальные ребята по сигналу надувают воздушные шары (шары -по количеству участников) и за нитку вешают "бусинки" на "нитку" - скакалку. Побеждает тот, кто быстрее сделает ожерелье. Готовое украшение дарят выбранной королеве из зрителей - директору, завучу или учителю и т.д.).
Шуточное стихотворение "Разнообразие".
Звенит звонок, и каждый раз,
Как будто в страшном сне,
Сначала я влетаю в класс,
Потом влетает мне.
Жизнь стала для меня
Кромешным адом.
Нам задают ужасно много на дом,
А если дома вовсе не бывать,
Куда они мне будут задавать?
Кричала мама: "Что за безобразие?!
Сплошные "тройки", где разнообразие?"
Когда же я принёс "разнообразие",
Она опять кричала: "Безобразие!"
танец __________________________
Ведущий. Свои поздравления приготовили девочки для сильной половины класса. Поверьте, им нелегки были эти 4 года!
Частушки. (Поют девочки).
Мы частушки вам споём -
Весело и радостно.
С выпускным мальчишек наших
Поздравляем пакостно.
Вы себя узнайте сами
В песенке - частушке
И посмейтесь вместе с нами,
Навострите ушки.
Динозавров наши предки
Выбивали на скале,
А теперь Максим Грапонов
Их рисует на столе.
Как у нашего Даниила
Голова из трёх частей:
Карбюратор, вентилятор
И коробка скоростей.
Буквы в Артёма тетради
Не стоят как на параде:
Буквы прыгают и пляшут,
Артму хвостиками машут.
А Костян весь день читает
Детективы и стихи,
Он виконтом стать мечтает,
Грезит клад большой найти.
Решил Виталий подшутить
И уроки не учить.
После этой шуточки
В дневнике лишь "уточки"!
То из класса, словно пробка,
Никита вылетает,
То, как божья коровка,
В облаках витает.
Раз спросила я Аркашу:
"Чем, Аркаша, занят в классе? "
Он задумался слегка
И ответил: "Жду звонка!"
Любит Никита поиграть,
Быстро бегать и кричать.
Из него веселье прёт,
Всем покоя не даёт.
Наши мальчики такие, -
С ними нам одна беда!
Коли б знали, в одном классе
Не учились никогда!
Ты, подружка, не ругайся!
Ты, подружка, не греши!
Иной раз они бывают
Даже очень хороши.
Да, уж, правда, это правда,
Мы не станем спорить тут.
Нам ведь с ними веселее.
Ладно, уж, пускай живут!
Всё же с праздником сегодня
Мы поздравили ребят.
Пожелать хотим удачи им
От души - от всех девчат!
Поздравления сотрудникам школы:
Мы не можем вам
В этот день торжественный
Звёзды с неба сейчас подарить,
Но зато в этот день замечательный
Мы спешим о любви говорить.
Щедростью вашей согреты
И блеском ума, наконец,
Мы вам предъявляем макеты
Своих благодарных сердец.
Дети дарят всем сотрудникам сердечки, сшитые на уроках труда под музыку.
-Виват учителям, учившим нас!
-Виват учителям, сплотившим нас!
-Мы вместе - дружная семья!
-Виват учителям, любившим нас!
-Виват учителям, сдружившим нас!
-(Хором) Виват тебе, школа моя!
Песня
Ведущий. Мы хотим от души поблагодарить всех педагогов и сотрудников школы, работавших с нами 4 года.
Директору. Наших чувств нерастраченных чашу,
И живое дыханье весны,
И любовь, и признательность нашу
Адресуем директору мы.
Наши заботы, тревоги, печали
Вы непременно всегда замечали.
Сколько мы видели Вас на работе -
Вечно Вы в поисках, вечно в заботе.
Мы Вам желаем такою остаться
И ни за что никогда не меняться. (Дарят цветы).
Завучу. Как тяжело составить расписание,
Задумывался кто-нибудь хоть раз?
Здесь надо всё предусмотреть заранее:
Предмет, программу и, конечно, класс.
Но знаем мы, с работой этой сложною
Вы справились, конечно же, на "пять".
И сделали даже невозможное,
Чтоб школе двигаться вперёд, а не стоять. (Дарят цветы).
"Моей первой учительнице" (Александр Эммануилович Иоффе).
Мы помним год, и день, и час;
Когда звонок весёлый
Позвал учиться в первый класс,
В родную нашу школу.
И робость сразу же прошла,
И стала осень краше,
Когда с улыбкой в класс вошла
Учительница наша.
Мы с ней встречались поутру,
Спешившей на работу.
Она учила нас добру,
И грамоте, и счёту.
Она могла понять без слов
И нас умела слушать,
Вселяя веру и любовь
В распахнутую душу.
Как к солнцу тянется листва,
Тянулись к ней всегда мы,
И стали главными слова:
Учитель, Друг и Мама!
Пускай проносятся года -
Как отблеск дней далёких,
Мы не забудем никогда
Те первые уроки.
И, чтобы вновь увидеть Вас,
Услышать Ваше слово,
Мы все готовы в первый класс
Идти учиться снова! (Дарят цветы).
Работникам столовой. Чтоб хорошо учиться,
Вовремя надо всем подкрепиться.
Желаем нашим поварам,
Пусть вкусно всё готовят нам:
Борщи, и каши, и компоты,
Гуляш, беляш и антрекоты,
Салаты, винегреты…
Спасибо вам за это! (Дарят цветы).
Остальным сотрудникам. Всем сотрудникам спасибо!
Очень любим, любим вас
И на память мы вам дарим
Поздравления от нас! (Дарят цветы).
Песня
Родителям.
Ведущий. Трудно сказать, кто же сегодня виновник торжества: выпускники начальной школы, учителя или родители. Наверно, и те, и другие, и третьи. По моим подсчётам, у ваших мам и пап появилось ещё одно начальное образование. А сколько ночей они не досыпали, волнуясь и переживая за вас. Мы хотим вам, дорогие родители, пожелать:
Пусть в свете дней исчезнут все печали,
Пусть сбудутся семейные мечты.
Желаю, чтоб ваши дети всегда вам освещали
Дорогу жизни светом красоты.
- Мы хотим объявить благодарность тем родителям, которые на протяжении 4-ёх лет принимали активное участие в жизни класса.
Вручение благодарственных писем родителям.
-И ещё мне бы хотелось пожелать вам словами М. Горького: "В душе каждого ребёнка есть невидимые струны: если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат". Я надеюсь, что будущие педагоги ваших детей найдут эти струны.
Дети. Сегодня мы спасибо говорим,
Конечно, и родителям своим.
Забота ваша, и внимание, и терпенье
Так помогают нам всегда!
Где бы ты ни был, по-прежнему
Обязательно помни о том,
Что всегда тебя встретит
С любовью и нежностью
Твоя пристань - родительский дом.
Поклонись до земли своей матери
И отцу до земли поклонись.
Ты пред ними в долгу неоплаченном,
Помни свято об этом всю жизнь.
Дети вручают родителям медальки "Самой любимой маме", "Самому лучшему папе" и т.п.
Слово родителям.
От родителей детям фотографии на память
Песня
Ведущий. Дорогие ребята, 4 года вы вместе со своими педагогами, родителями поднимались первыми, самыми трудными ступеньками лестницы знаний. Учились читать, учились писать, учились дружить.
И сегодня необычный день - прощание с начальной школой.
Мы с окончанием начальной школы
Вас всех сегодня поздравляем
И в этот весенний день
Сердечно вам желаем:
-Чтоб росли вы людьми хорошими!
-Были добрыми да пригожими!
-Веселы будьте в будни и праздники!
-Как деревья, растите на воле!
-Учителям - на радость, родителям - в помощь!
Вручение грамот и благодарностей всем ребятам.
Танец "Вальс".
Дети. Придёт осенняя пора,
И дней пройдёт немного,
Вновь соберётся детвора
У школьного порога.
Придёт осенняя пора,
Нам скажут: "Заходите,
Ведь вы, ребята, - пятый класс,
Что же вы стоите?"
Да, мы пойдём уже без вас,
И вы уж нас простите.
И на прощанье ещё раз:
(Хором) "Спасибо вам! Спасибо!
: Друзья! Сегодня мы собрались на необычный праздник -выпускной который называется «В добрый путь!», Дорогие мои ученики! вы прощаетесь с первой, самой начальной ступенькой вашей школьной жизни. Кажется, совсем недавно вы пришли в первый класс – маленькими, смешными, неумелыми. И вот незаметно пролетели четыре года. Все это время мы вместе с вами поднимались первыми, самыми трудными ступеньками лестницы знаний, вы многому научились, провели много интересных, увлекательных праздников. Учились жить по правилам нашего родного школьного дома. А главное подружились. И сейчас вы поднялись достаточно высоко и можете ярко сверкать своими знаниями, как настоящие звёздочки.
Да, Друзья! Сегодня мы собрались на необычный праздник - выпускной, который называется «В добрый путь!» А каким будет ваш путь зависит только от вас!
Песня
Ведущий.
Большое спасибо гостям!
На чай приглашаем вас всех.
Пусть в жизни сопутствуют вам
Здоровье, удача, успех!!!
Конец
Предварительный просмотр:
Содержание, формы и методы работы с родителями
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Традиционные Нетрадиционные
• Родительские собрания
• Общеклассные и общешкольные конференции
• Индивидуальные консультации педагога
• Посещения на дому Родительские тренинги
Дискуссии
Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
ФОРМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
• Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
• Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
• Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье – вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
• Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
• Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
• Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
• Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
• Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
1) Общешкольные родительские собрания – проводятся два раза в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
2) Классные родительские собрания – проводятся четыре-пять раз в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
• Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
• Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
• Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
• Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Педагогам и родителям на заметку
Если:
– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
– ребенка хвалят, он учится быть благородным;
– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
Предварительный просмотр:
Автор: Ищук Е.В.
МБОУ СОШ № 3 им. А.Верещагиной
г. Туапсе
ПЕРВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
В 1 КЛАССЕ
Тема: «Первый раз в первый класс»
Цель:познакомить родителей с новым миром школы; координация требований семьи и школы.
Задачи:
- познакомить родителей с учителем и его жизненными ценностями;
- познакомить родителей друг с другом;
- познакомить с трудностями перехода ребенка к школьной жизни и дать рекомендации и практические советы по успешной адаптации первоклассников.
- познакомить родителей с основными направлениями работы в период адаптации первоклассника;
- совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;
- анкетирование родителей;
- выбор родительского комитета, распределение обязанностей.
Оборудование:
- Карандаши, бумага, ручка.
- Анкеты.
- Чистые листы бумаги.
- Цветок большой(для группы), цветы одинаковой формы (каждому).
Ход собрания
- Вступительное слово
Все начинается со школьного звонка:
В далекий путь отчаливают парты.
Там, впереди, покруче будут старты
И посерьезней будут, а пока…
Здравствуйте, уважаемые мамы и папы! Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников. Момент первой встречи всегда радостный и волнительный. И, конечно же, волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Смогу ли я оправдать ваши ожидания? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы. С одними родителями мы встречаемся впервые, с другими уже знакомы. Я рада всем вам. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте немного познакомимся. Каждый из вас проговорите для ваших соседей по группе как вас зовут и напишите на одном лепестке цветка как лучше к вам обращаться (по имени, по имени и отчеству.)
- ЗНАКОМСТВО – УЧИТЕЛЬ (САМОПРЕДСТАВЛЕНИЕ)
Очень хорошо. Немного познакомились. Теперь позвольте немного рассказать о себе.
- КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников. Однозначно на все вопросы ответа, конечно, нет, но можно подобрать нужную информацию, советы, опыт, рекомендации, которые помогут избежать ошибок в воспитании и обучении ребёнка, помочь ему стать успешным.
Дорогие родители, а давайте на несколько минут отправимся в прошлое.
В первый погожий
Сентябрьский денёк
Робко входил я
Под школьные своды.
Первый учебник
И первый урок -
Так начинаются
Школьные годы.
Помните ли вы свое 1 сентября? Каким был этот день? Как звали вашу первую учительницу? Какие воспоминания связаны у вас с этим человеком? Какие чувства испытывали вы в этот день?
А хотят ли в школу ваши дети? Чего они ожидают от школы?
Давайте, прежде, чем завести разговор о сложном периоде школьной адаптации, проверим, готовы ли ваши малыши к школьному обучению.
Предлагаю вашему вниманию небольшой тест.
Тест для родителей.
Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.
1. Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли ваш малыш в течение некоторого времени (15-20 минут) самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. п.)?
4. Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей?
5. Умеет ли ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?
6. Знает ли ваш ребенок стихи наизусть?
7. Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли ваш ребенок читать, хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?
12. Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли ваш малыш управляться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
14. Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?
15. Знает ли ваш малыш названия диких и домашних животных?
16. Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать одним словом "фрукты" яблоки и груши?
17. Любит ли ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор и т. д.
Если вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.
Если ваш малыш может справляться с содержанием 10-14 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут вам, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.
В том случае, если количество утвердительных ответов 9 или менее, вам придется больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком.
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация - процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Практикум-игра «Корзина ассоциаций»
Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на которой Вы видите начало фразы «ШКОЛА – ЭТО…».
Предлагаю каждому присутствующему записать на листок 1 слово-ассоциацию и прикрепить на доске.
Анализ ответов: « Что есть школа для вас?»,«Что есть школа для ребенка?»
Информация 1.Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка, в котором он осваивает необходимый ему социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента:
- знания и умения
- взаимодействие со сверстниками (с людьми близкого социального статуса)
- взаимодействие с педагогами (с людьми более высокого в данной ситуации статуса).
Какой из них главный? (ответы родителей, аргументы)
Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана. На этапе адаптации первоклассника к школе – это три основных направления работы педагогов и, надеюсь, родителей.
- Что же важно для ребенка в первые дни в школе? ... Суметь познакомиться с другими детьми.
Задание 1. Знакомство из роли взрослых. Предлагаю назвать свое имя и 1 качество на первую букву своего имени.
Задание 2. Знакомство из роли детей. Игра «Ладошка».
Здравствуй.
Добрый день.
Наконец-то мы встретились.
Если что, я тебе помогу.
Информация 2.Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами. Какими? …(Предлагают игры, включаются в предложенные, привлекают внимание шутовством, драками и т.п.)
Задание 3. Из роли детей нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, к какому портрету ближе собственный ребенок и что делать, чтобы приблизить его к желаемому образцу.
(У каждого по 2 листка со знаками + и -. Записывают по 1 качеству и крепят на доске под соответствующими надписями: «ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ», « НЕ ХОЧУ ОБЩАТЬСЯ».)
Информация 3.Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют это поведение. В противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: почему одни взрослые за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.
Задание 4. Родители в группах обсуждают, за что они будут хвалить ребенка или ругать, и выбирают по 3 самых значимых, на их взгляд, момента. То же делает учитель. Анализ.
Задача родителей поддержать первоклассников в их желании добиться успеха.
1.Копилка школьных УСПЕХОВ
Поставьте в специальном месте стеклянную (пластиковую) банку или прозрачную коробочку. Отныне это - «копилка школьных успехов», в которую будут «складываться» «добрые дела, маленькие успехи : похвала за хороший ответ, красиво написанная палочка, буква, и т. д). Не сами по себе, конечно, а в виде чего-то материального. Например, тех же зерен крупной фасоли или крупных макарон-ракушек.
Как только «копилка» оказывается заполненной, удивите сына или дочку приятным сюрпризом и... верните фасоль или ракушки на их обычное кухонное место. Пусть все начнется сначала. Лучше, если наградой за полную копилку станет не выполнение заранее данного ребенку обещания (куплю, подарю и т.д.), а что-то пусть вовсе не дорогое, но удивительное и неожиданное.
Объем копилки лучше выбрать такой, чтобы ее заполнение, с одной стороны, не растягивалось на бесконечные месяцы, а с другой - не становилось делом пяти дней.
Да! Ни в коем случае не забирайте ничего из копилки в качестве наказания за замечания или грязно выполненную работу. Во-первых, это может сделать процесс заполнения практически бесконечным, а значит, бессмысленным, а во-вторых, это попросту несправедливо.
2. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы детей похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими неудачами, а не с отметками в тетради; Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со всеми одновременно;
Чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте их по возможности реже.
40 способов похвалить ребенка ( в виде памятки родителям)
- Молодец!
- Хорошо!
- Удивительно!
- Гораздо лучше, чем я ожидал.
- Лучше, чем все, кого я знаю!
- Великолепно!
- Прекрасно!
- Грандиозно!
- Незабываемо!
- Именно этого мы давно ждали.
- Поздравляю!
- Сказано здорово - просто и ясно.
- Остроумно.
- Экстра-класс.
- Талантливо.
- Ты – просто чудо!
- Ты на верном пути.
- Ты сегодня много сделал.
- Отлично!
- Уже лучше.
- Здорово!
- Умница!
- Поздравляю.
- Прекрасное начало.
- Поразительно.
- Ты в этом разобрался.
- Я тобой горжусь.
- Ты ловко это делаешь.
- Я просто счастлив.
- Потрясающе!
- Работать с тобой - просто радость.
- Тут мне без тебя не обойтись.
- Я знала, что тебе это по силам.
- Я горжусь тем, что тебе это удалось.
- Я сам не смог бы сделать лучше.
- Это как раз то, что нужно.
- С каждым днём у тебя получается всё
лучше
- Я горжусь, что тебе это удалось!
- Ты на верном пути.
- Мне очень важна твоя помощь.
Не скупитесь на похвалу, научитесь выделять в море ошибок островок успеха;
Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение.
Информация 4.Важная проблема – научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы. Они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Психологи считают, что полное отсутствие конфликтов приведет к формированию неуверенности в себе.
Со стороны родителей важно грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, а оказать ребенку поддержку – ресурс, при помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.
Информация 5.Для ребенка в школе важно найти общий язык не только со сверстниками, но и со взрослыми. Окружающие его педагоги являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной работы. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа педагога близка к той, которая принята в семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много. Поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе, и дома.
Задание 5. Подумать и сказать, какие качества родителя хотят воспитывать у своего ребенка в первую очередь. (На отдельных листах на доске.) Обсуждают и ранжируют по степени значимости.
Задание 6. Образ учителя, которому я доверяю.( прием аллитерация)
Уважаемые родители, сейчас я попрошу вас на каждую букву слова «УЧИТЕЛЬ» подобрать качество, которым должен обладать, человек, которому вы отдаете своего ребенка ( работа в группах). А теперь из всех предложенных качеств, назовите те, которыми, по вашему мнению, должен обладать учитель. Какое качество вы ставите на первое место?
Тренинг 1.
Уважаемые родители, покажите мне ладошку.А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок.Скажите, удалось ли вам выполнить мою просьбу? Почему? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести первое правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании и учебе детей.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.
Тренинг 2 (цветные карандаши)
- Возьмите все по цветку. Раскрасьте их. (На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)
А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, форме.
Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.)
Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.
Отсюда второе наше правило:
- никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков. Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ С ЭТИМ ЗАВТРА. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждый день. Причем не только в учебе, но и в поступках. Прислушайтесь к советам психолога.
Совет первый:самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание.
Выслушайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните : то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим.Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он почувствует поддержку. Слушая внимательно, вы сможете понять, в чем ребенку нужна помощь, о чем следует поговорить с учителем (без ребенка).
Совет второй:ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.
Даже если лично у вас, как у родителей, есть какие – то вопросы к учителям, вам кажется, что нужно что – то делать по другому, все трения должны оставаться между взрослыми. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и об учителях « в семейном кругу», это значительно усложнит адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.
Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку. Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы не нужно.
Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Особенно это важно для детей, не посещавших детский сад. Объясняйте правила общения со сверстниками, учите помогать друзьям. Хвалите его за общительность, радуйтесь школьным знакомствам. Объясните, что внимание взрослых распределяется на всех одинаково. Учите дружить.
Совет пятый:помогите ребенку привыкнуть к новому школьному режиму.
Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, слух, зрение. Если до этого вы придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести « обновленный». Помогите научиться жить по новому расписанию.
Совет шестой:мудрое отношение родителей к школьным результатам исключит треть возможных неприятностей ребенка. Вы должны знать, что обучение в 1 и 2 классах безотметочное. И нельзя результаты «волшебных линеечек», смайлики, медали переводить в баллы. А уж тем более эти результаты переносить на себя, воспринимать как удар по родительской самооценке. Школьные успехи важны, но это не вся жизнь вашего ребенка. Хвалите ребенка за успехи помогайте со сложностями. Научите ребенка адекватно оценивать себя и свою работу.
Совет седьмой:ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Слова поддержки для первоклассников( в виде памятки)
Я хочу посоветовать Вам СТО СЛОВ, которыми можете сделать ребёнка счастливым и успешным:
прекрасно, молодец, умница,я горжусь тобой, ты хорошо постарался, великолепно , умно, великое открытие, огромный успех , я восхищаюсь тобой, ты хороший друг , выдающаяся работа , ты делаешь хорошие успехи , ты быстро продвигаешься вперед , я уважаю тебя , ты очень ответственный человек , ты уникален , я верю в тебя , ты сделал меня счастливой (-ым) , отлично , феноменально , огромное достижение , сенсационно , ты — победитель , мы на верном пути, изумительно, поразительно, я знала, что ты сможешь это сделать. я люблю тебя, ты добился большого успеха , выдающаяся работа , как хорошо ,как умно , ты — само совершенство , какой ты внимательный , твоя аккуратность фантастична ,ты — победитель , ты моя радость , я счастлива , я не видела ничего подобного.
- Подведение итогов
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда ребенок доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника.
Верьте в ребенка, верьте в учителя.
ЛАДОШКА
На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.
Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.
Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.
Может вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.
Свой листок нужно подписать.
На обратной стороне листа поделитесь своими впечатлениями о нашем первом собрании.
- ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
- ВЫБОР АКТИВА РОДИТЕЛЕЙ
- ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТ
Приложение
Позиция учителя:
Порядочность
Честность
Доброта
Отзывчивость
Уверенность в себе
Любознательность
Старательность
Трудолюбие
Ответственность
Самостоятельность
Предварительный просмотр:
Что необходимо иметь первокласснику
Учебные принадлежности:
- Тетради в клетку – 5 шт
- Тетради в узкую линейку – 5 шт
- Обложки для тетрадей
- Обложки для книг
- Веер цифр
- Счетные палочки
- Линейка (15–20 см)
- Авторучки (шариковые 2 шт)
9.Простые карандаши (2 шт)
10.Закладки для книг (тесьма)
11. Пенал (желательно мягкий)
12. Цветные карандаши (в коробке не более 12 шт)
13. Папка для тетрадей (не картонная)
14. Подставка для книг
15. Специальный стаканчик для ручек и карандашей
Книги и тетради должны быть обернуты в обложки. Обложки должны быть прозрачные, твердые. Учебники и тетради подписать с обратной стороны ПЕЧАТНЫМИ буквами простым карандашом. В учебниках должна быть закладка из тесьмы, выступающая за пределы формата на 1-2 см.
Для уроков труда:
- Цветная бумага (формата А-4)
- Картон (белый и цветной)
- Белая бумага (формата А-4), вложить в цветную
- Ножницы с тупыми концами
- Клей карандашный или ПВА с дозатором
- Кисточка для клея
- Папка для труда
- Пластилин (отечественный)
- Дощечка для пластилина
10.Клеенка размером 20 х 30 см
11.Х/б салфетка
Все вещи сложить в папку для труда. Папка и принадлежности должны быть подписаны на кусочке белой бумаге под скотчем. Папка будет храниться в классе.
Для уроков ИЗО:
- Краски акварель (12 цветов)
- Кисть мягкая среднего размера
- Баночка «непроливашка»
- Альбом для рисования
- Папка
- Х\б салфетка
Все подписать и сложить в папку для ИЗО, папку тоже подписать на белом кусочке бумаги под скотчем. Папка будет храниться в классе.
Для уроков физкультуры:
- Спортивная форма: футболка (жёлтого цвета), шорты (чёрные) (спортивные)
- Спортивная обувь (кеды или кроссовки)
- Специальный мешочек для хранения формы ( подписать)
Спортивная форма хранится в классе
Форма на каждый день:
Казачья форма:
- белая рубашка (блузка)
- китель с погонами и шевроном
-чёрные брюки с лампасами (для мальчиков)
- чёрная юбочка ( для девочек)
-специальный галстук
3. Туфельки ( желательно чёрные)
Специальные прописи по программе «Школа Росси»:
- Комплект прописей по «Обучению грамоте» (в комплекте 4 прописи: 1, 2, 3, 4 части)
- Рабочая тетрадь по математике (1 и 2 части)
- Рабочая тетрадь по русскому языку (1часть)
- Рабочая тетрадь по окружающему миру (1, 2 части)
Предварительный просмотр:
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей. Основной формой воспитательного процесса на наш взгляд является классный час. Классный час может и должен послужить решению воспитательных задач.
Но на сегодняшний день диагностика показывает, что роль классного часа утрачена, а, следовательно, эту форму воспитательной работы необходимо строить на ином организационном и содержательном уровне.
Целью программы является систематизация знаний и умений в рамках классных часов. Данная цель реализуется через решение задач:
Выбор тем с учетом возраста.
Определение направлений содержания классного часа на основе исследования ценностных ориентаций учащихся.
Выбор форм проведения классных часов.
Разработка диагностики эффективности классных часов с учетом возрастных особенностей учащихся.
Предлагаемая программа позволяет рассматривать классный час как важнейшую форму организации воспитательной работы, которая обеспечивает целенаправленное деловое общение классного руководителя с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.
Классный руководитель перед проведением классного часа решает ряд задач:
определить тему и форму;
выбрать место и время проведения;
составить план подготовки и проведения классного часа;
вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников;
распределить задания между творческими группами и отдельными участниками;
учитывать возрастные особенности детей, особенности класса, уровень развития
Исходя из выше сказанного, нами были определены следующие направления
Личность. Культура межличностных отношений.
Нравственно-правовая культура личности.
Физическое и умственное развитие личности
Гражданско-патриотическое воспитание.
Программа рассчитана на учащихся с 1 по 11 класс, которая помогает расширить и углубить знания школьников.
Составляя данную программу классного часа, мы основывались на программу «Основы этики»(1-11кл.), авторами которой являются Антилова А.Н., Аплетаев М.Н., Баранцева С.П. и др.)
Формы проведения классного часа могут быть различными: беседа, диспут, игра, встреча с интересными людьми, викторины конкурсные программы, огоньки, экскурсии, круглые столы, конференции, вечера, сборы и др.
СИТУАЦИОННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, т.е. из таких событий, явлений, фактов, которые оказывают влияние на его поведения и в которых проявляются характер, привычки, культура поведения. Предлагаемая методика позволяет анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте или разрабатывать стратегию поведения на будущее. Технологию ситуационного классного часа включает в себя, по мнению Н.П.Капустина, такие компоненты, как цель, информация, «Я-позиция», причина «Я-позиции», «Я-позиция» и общественно значимая норма, рефлексия, свободный мир.
КЛАССНОЕ СОБРАНИЕ – это демократическая форма организации коллективной жизни класса. Основное его отличие от других форм состоит в том, что на собрании дети сами вырабатывают и принимают решения.
ИГРА-ПУТЕШЕВСТВИЕ
Инициативная группа выбирает транспорт и маршрут путешествия (например, по сказкам на ковре самолете и т.д.), изготавливают карту заочного путешествия с указание промежуточных станций, распределяет роли, готовит костюмы и подбирает материал в соответствии с темой путешествия.
Маршрут может быть информационного характера, содержать викторину, тест, развлекательные занятия. Необходимо определить конечный пункт путешествия.
ВИКТОРИНА– игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой
Требования к викторине:
общая тема;
вопросы должны быть конкретные;
подобрать определенное количество вопросов;
учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы;
продумать форму проведения
Викторина может быть с различными заданиями:
если сможешь – объясни;
какое утверждение верно и т.д.
ДИСПУТ – устный умный спор, проходящий перед аудиторией между лицами имеющими разные точки зрения по какому-либо вопросу, проблеме
Необходимо заранее выбрать тему с учащимися и сформулировать вопросы.
Темы должны быть интересными, должны волновать учащихся
Вопросы должны быть конкретными, связны с жизнью людей, их деятельностью или с жизненным опытом
На диспуте можно обсудить литературные статьи, телепередачи, кинофильмы.
Провести подготовительную работу – подбор литературы, выставки, просмотр, чтение.
Атмосфера на диспуте должна быть непринужденная
Психологический настрой аудитории: уметь слушать, не обижаться, уметь доказать свое мнение, смело высказывать свои мысли
Ведущий должен быстро ориентироваться, выбирать главное из высказываний, делать вывод.
ГОСТИНАЯ
Общие контуры гостиной
Сбор гостей (15-20мин.), оформляется музыкой, тихой, мелодичной. Хозяйка гостиной помогает удобно расположиться, каждого одарит улыбкой.
Первый момент – представление гостей. Если появляется новое лицо, то в первую очередь представляют его всем.
Затем любой может сказать о ком-то несколько слов как дополнительную информацию, углубляющую знания об этом человеке.
Слова могут быть любые, главное, доброе расположение друг к другу, психологический климат гостиной.
Далее согласно нашему очерченному контуру, проходят воспоминания о прошлом. Каждый гость несет в себе прошлое свое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний.
Необходимо позаботиться о красивом, удобном интерьере, свободном передвижении гостей, оформлении. Формы гостиных бывают разнообразные (например, кинологическое гостиное – собирает гостей, любящих собак; астрологическое гостиное – гости увлекаются астрологией).
ВЫСТАВКА
В организации выставки можно задействовать группу людей.
Необходимо расставить столы, разместить на них экспонаты, изготовить таблички с названиями и фамилиями. Сделать наградные дипломы. Перед открытием выставки представьте возможность специальной «экспертной комиссии», оценить художественное достоинство находок и поделок.
БЕСЕДА– методическое привлечение учащихся для обсуждения, анализа поступков сверстников и для выработки нравственных взглядов, обсуждений, оценок ,и как форма разъяснений школьникам норм и принципов, осмысление обобщения опыта.
Беседа – это традиционная форма воспитания. Главное назначение помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения.
Беседы бывают групповые и индивидуальные
Основные этапы проведения бесед:
сообщения фактов, взятых из жизни или привлечение ярких отрывков из художественных произведений.
объяснение приведенных фактов и их анализ при активном участии школьников;
отсутствие конфликтных ситуаций;
обобщение фактов;
применение усвоенных понятий.
КОНФЕРЕНЦИЯ – (лат.слово собирать в одно место) собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов
Методика проведения:
Определение темы конференции;
Оповещение о сроках
Программа
Список литературы, вопросов выносимых на обсуждение
Подготовка к конференции (работа с литературой, энциклопедиями, просмотр кинофильмов посещение музеев, встречи с интересными людьми)
Составление каждого участника краткого плана выступления проведение индивидуальных и групповых консультаций
Проведение
Подведение итогов. Обсуждение
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ – словесно-логическая форма классного часа. Основными средствами воздействия является слово, вызывающие ответные эмоции у детей. Главное здесь обмен информацией, сообщения учеников, учителя.
Требования к устному журналу
Тема
Отражение темы через подвопросы
Наглядность (главное нарисованный журнал)
Подготовка детей
Музыкальное сопровождение
ИГРА – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Игры не несут в себе ярко выраженной общественно политической направленности, но они способствуют развитию и воспитанию участников.
К ним относятся: деловые игры, сюжетно-ролевые, познавательные и др. Названия которых могут звучать так: «Что?Где?Когда?», «От всей души», «Колесо истории» и др.
ДИСКУССИЯ – это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему.
Латинская основа «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса
Дискуссия может:
акцентировать внимание на актуальность проблемы;
выбрать общее мнение;
побудить к практическим действиям.
План проведения дискуссии
Зачин
Собственно дискуссия
Завершение
ПРАЗДНИК – массовое мероприятие, проводимое в соответствии с традициями общеобразовательного учреждения.
Праздник – день торжества установленной в честь или в память кого или чего-нибудь. День игр, развлечений.
Большое значение имеет музыкальное оформление праздника. Условно структуру праздника можно определить так: вступление, основная часть, заключение.
ИНТЕРВЬЮ – английское слово предназначено для распространения в печати, по радио, телевидению, беседа в форме вопросов и ответов с государственным или с каким-либо другим деятелем.
Беседа используется по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых на вопросы служат исходным материалов для обобщений.
ТУРНИР – немецкое слово, состязание, соревнование по круговой системе.
ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННАЯ ИГРА
Искусственно задается определенная программа, требующая решения здесь и сейчас. Учащиеся без подготовки предлагают выходы из предложенной ситуации. Задача участников найти наилучший вариант решения. В финале игры количество обсуждает, как проходила игра, каковы были трудности, что получилось и что не удалось.
РОЛЕВАЯ ИГРА – игра, в которой каждый участник коллектива имеет определенную роль, которую он играет на протяжении всей игры.
В нашей программе есть такая форма как исторический урок, на котором учащиеся знакомятся с историей города, своей страны.
ЯРМАРКА – регулярно в одном месте и в одном время устраиваемый большой торг, с увеселениями, развлечениями.
АНТИБРИГАДА – агитационная.
1. Активная деятельность среди широких масс, имеющая целью распространение идей с помощью выступлений, плакатов, лозунгов.
Предварительный просмотр:
Подготовка и проведение родительских собраний.
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обусловливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Отвечает В.А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей «отцовской сильной рукой», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.
Направления сотрудничества классного руководителя с родителями:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в совместной с детьми деятельности;
- оказание психолого-педагогической помощи родителям.
Одна из эффективных форм взаимодействия семьи и школы – родительское собрание.
Родительское собрание – это универсальная форма работы, позволяющая решать ряд задач.
Виды родительских собраний:
1) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения среди родителей;
2) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;
3) итоговые, имеющие целью показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.
Основные элементы подготовки собрания:
1) Выбор темы собрания.
2) Определение вида, формы, и этапов собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
3) Определение целей родительского собрания.
4)Изучение организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
5) Проведение микроисследований в сообществе детей и родителей.
6) Подготовка сценария собрания.
7) Приглашение родителей.
8) Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток для родителей.
9) Оборудование и место проведения.
Готовясь к родительскому собранию, следует учесть, в какой форме родители будут оповещены о собрании. Практика показывает, что гораздо приятнее родителям получать именные приглашения с текстом (примерное содержание):
Уважаемые ….!
Приглашаем Вас принять участие в родительском собрании на тему «….», которое состоится (время, место).
Нам очень важно знать Ваше мнение по обсуждаемому вопросу.
С уважением (И,О, Ф классного руководителя)
Для осмысления итогов родительского собрания желательно выяснить отношение родителей к проводимому собранию, подготовив заранее необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей.
Советы психологов
- Приходите на родительское собрание в хорошем настроении. Будьте предельно корректны и тактичны. Создавайте атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения.
- Начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию.
- Обращайтесь к родителям только по имени отчеству.
- Заранее ознакомьте родителей с вопросами, которые планируете обсудить на родительском собрании.
- Предупредите родителей. Что не вся информация может стать достоянием детей.
- Обязательно поблагодарите всех родителей, кто нашел возможность прийти на собрание.
- Оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей.
- Все рекомендации, советы в адрес конкретного ребенка, пожелания его родителям следует высказывать наедине.
- Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. Позы и жесты должны быть открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции – от себя.
- Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозировано, последовательно и четко.
- Обязательно в конце разговора вернитесь к его началу и подведите итоги.