02. Повышение квалификации
Учитель — профессия особая. Чтобы кого-то учить, надо постоянно учиться самому.
Курсовая подготовка в БОУ ДПО «ИРООО» по темам:
«Введение в информационные и образовательные технологии XXI века» - октябрь 2010г., в объеме 24 часа
«ФГОС начального общего образования: концепция и реализация» - март 2011г, в объеме 72 часов
«Методика обучения курсу «Основы религиозных культур и светской этики» - апрель 2012г, в объеме 72 часов
"Технология реализации основной образовательной программы" - декабрь 2015г, в объеме 72 часов.
"Освоение образовательных технологий, направленных на достижение планируемых результатов ФГОС
НОО в урочной и внеурочной деятельности по ОРКСЭ" - апрель 2017г, в объеме 72 часов
"Контрольно-оценочная деятельность участников образовательного процесса
в соответствии с ФГОС НОО" - декабрь 2018г, в объеме 72 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_aprelskom_forume.doc | 59.5 КБ |
primenenie_tehnologii_problemno-dialogicheskoe_obuchenie.docx | 49.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Активные методы обучения
как способ повышения
качества образования
Автор опыта:
Ильченко Надежда Дмитриевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Славянская СОШ»
с. Таловское
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и, возможно,
я запомню, вовлеки меня, и я пойму»
Китайская пословица
Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО предполагают использование такой системы методов, которая направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, на формирование универсальных учебных действий.
Актуальность активных методов обучения вызвана острой потребностью улучшить современную дидактическую систему и сделать это за счет мастерства педагога, а не перегрузки школьника. Активные методы обучения способствуют формированию всех видов УУД
- развитию навыков мышления, умению анализировать, сравнивать, выделять главное,
- развитию умения дать адекватную самооценку,
- развитию ответственности, самостоятельности,
- развитию умению творить и сотрудничать.
Результативность: включение АМО в учебный процесс
- активизирует познавательную деятельность учащихся,
- усиливает их интерес и мотивацию,
- развивает способность к самостоятельному обучению,
- обеспечивает высокую дифференциацию обучения,
- позволяет усовершенствовать контроль знаний,
- дает возможность рационально организовать учебный процесс,
повышает эффективность урока.
Исследователи АМО отмечают, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% материала, с использованием деловой игры – до 70%.
К недостаткам использования АМО, в силу того, что дети начальных классов имеют свои особенности, следует отнести то, что
- учащиеся не всегда могут совладать со своими эмоциями и на уроках создается рабочий шум при обсуждении какого-либо вопроса или идеи
- несмотря на разные мнения в рабочей группе, при выступлении может доминировать мнение одного, если выступающий лидер группы
- для некоторых учащихся работа в команде лишь возможность ничего не делать
Использовать АМО можно на любом этапе урока на уроках с применением проблемно-диалогической технологии, технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, игровых технологий.
Этап урока | АМО | Цель метода | Вид деятельности |
Оргмомент | Поздоровайся локтями (глазами) «Улыбнемся друг другу» | Эмоциональный настрой на работу | Приветствие |
Актуализация знаний | Солнышко и тучка «Магазин» | Выявить уровень ожиданий и опасений учащихся | Предположение ожиданий или опасений от урока Выбор предметов с определенными признаками |
Целеполагание | Ковер идей Поляна снежинок | Формирование навыков самостоятельного поиска проблемы | Формулируются цели урока |
Решение учебной задачи | Ульи Мозговой штурм | Научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах Формирование навыков самостоятельного решения проблемы | - обсуждение в группах (как это сделать?) - дополнение характеристик понятия или явления |
Первичное закрепление | Ромашка | Умение формулировать вопросы и задания | - Ответы на вопросы или выполнение заданий, записанных на лепестках ромашки. - составление заданий для второй группы |
Закрепление | Парный выход Шпаргалки Лото | Выявление уровня усвоения изученного материала Получение информации об уровне усвоения учебного материала | Работа у доски над заданием Составление шпаргалки по теме урока с помощью знаков и рисунков Составленное учащимся из отдельных фрагментов определение пройденного понятия. |
Самостоятельная работа | Ульи Мудрая сова «Творческая мастерская» Лоскутное одеяло | Умение дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать работы. Бережно относиться к результатам чужого труда. | Обсуждение проблемы в группах, дискуссия Выпуск газеты, памятки, создание коллажа Составление взаимосвязанных цепочек (части речи- …. ариф действия -…, явления природы - ….) |
Итог урока\рефлексия | Солнышко и тучка Комплименты | Подведение итога урока Взаимооценка работы на уроке | Оценка ожиданий или опасений от урока Оценка деятельности одноклассника на уроке |
Список использованной литературы и источников
1. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов и ответов. – М.: Издательство «Владос», 2004. – 365 с
2. «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru
3. Давыдов В.В., «Проблемы развивающего обучения», Москва, 1986 г.
4. Ксензова Г.Ю. «Перспективные школьные технологии», Москва, Педагогическое общество России, 2000 г.
5. Хижнякова О. Н. «Современные образовательные технологии в начальной школе.» – С. 2006
Предварительный просмотр:
Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедийных презентаций
Реализация технологии
проблемно-диалогического обучения
в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедийных презентаций
-доклад на РМО
учителей начальных классов
Содержание:
- Актуальность опыта…………………………………………………….…3
- Теоретическое обоснование положений идеи использования технологии проблемно-диалогического обучения при проектировании образовательного процесса.……............................................................... 3
- Описание опыта работы по проектированию образовательного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения …………………………………………………………………………...… 6
- Результативность и эффективность использования технологии проблемно-диалогического обучения........................................................9
- Использованная литература…………………………………………......11
1.Актуальность опыта
Работая учителем начальных классов в малокомплектной школе по традиционной системе, стала замечать, как бы не старалась, как не делала свои уроки разнообразными (пыталась найти новые формы и методы, использовала игровые приемы в учебной деятельности и т.д.), но учащиеся были равнодушны к учёбе.
Основные негативные явления традиционной системы:
- преобладание репродуктивных методов обучения;
- ученик является пассивным объектом учебного процесса;
- недостаточно высокий уровень самостоятельной деятельности учащихся;
учащиеся недостаточно хорошо владеют навыком работы с дополнительной литературой.
Определить педагогическую идею опыта позволил анализ противоречий, сложившихся в современной системе образования:
- между традиционной методикой формального заучивания и ориентацией на развитие творческих способностей младших школьников, на развитие личности ребенка;
- между необходимостью достижения высокой степени качества обучения и острым дефицитом времени;
- между фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика;
- между большим объемом материала и недопустимостью перегрузки учащихся.
Возникшая ПРОБЛЕМА «Создание на уроке таких условий, при которых учащиеся захотят самостоятельно добывать знания, учить детей учиться, активизировать познавательную деятельность каждого ребенка», подтолкнула к определению цели в дальнейшей работе:
Цель: повышение эффективности учебного процесса посредством реализации технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедийных презентаций.
Задачи педагогического опыта:
- научить детей самостоятельно добывать знания, учить учиться;
- создавать мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
- формировать универсальные учебные действия;
- развивать речь учащихся;
- создавать ситуации комфортности на уроке.
2. Теоретическое обоснование положений идеи использования технологии проблемно-диалогического обучения при проектировании образовательного процесса.
Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
"Проблемное», потому что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:
- постановка учебной проблемы
- поиск решения.
Постановка учебной проблемы – этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.
Поиск решения – этап формулирования нового знания.
«Диалогическое» - постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. Использование метода - побуждающий диалог стимулирует учеников к творческим действиям по осознанию противоречия и обозначению проблемы, по выдвижению и проверке гипотез. После окончания диалога формулируется вывод, проверяется правильность выводов. Создается ситуация успеха на уроке.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействуют и соответственно развивают логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т. е. ведет к «открытию» прямой дорогой. При этом подведение к знанию может осуществляться как от поставленной проблемы, так и без нее.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала
посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную задачу, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация.
Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя
не понимать то, до чего додумался лично.
Таким образом, несколько упрощенная классификация методов
обучения выглядит следующим образом.
Классификация методов обучения
Методы | Проблемно - диалогические | Традиционные | ||
Постановка проблемы | Побуждающий (от проблемной ситуации)диалог | Подводящий к теме диалог | Сообщение темы с мотивирующим приемом | Сообщение темы |
Решение проблемы | Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | Подводящий от проблемы диалог | Подводящий без проблемы диалог | Сообщение знаний |
Использование мультимедийных презентаций предоставляет учащимся большую возможность пошагово прийти к открытиям новых знаний на уроках, благодаря зрительному восприятию детям легче удерживать логическую цепочку знаний, которые необходимы для осознания создавшегося противоречия, либо для обозначения проблемы, либо для того, чтобы проанализировать и сделать вывод, «придумать» правила по новой теме урока.
3. Описание опыта работы по проектированию образовательного процесса на основе технологии проблемно-диалогического обучения
Практическое осуществление идей опыта связано с прохождением следующих этапов:
- Изучены и проанализированы следующие публикации:
- Леотьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев как психолог и педагог. //Начальная школа:плюс-минус.2002. №6
- Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа:плюс-минус.1999. №5, 6, 7, 8.
- Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала.// Школа 2100. Вып. 4-М.: Баласс, 2000.
- Петерсон Л.Г., М.А.Кубышева и др. Что значит «уметь учиться» //Москва 2008.
2. Так как технология проблемно-диалогического обучения является общепредметной, т.е. реализуемой на любом предметном содержании выделила ряд тем для организации подводящего и побуждающего диалога.
3. Разработала формы организации учебного процесса.
4. Составила памятку необходимых ограничений и запретов.
- Учителю надо всегда помнить: одна похвала даёт две – три победы ещё, одна критика две – три проблемы с частицей «не» и порождает новые проблемы.
- Организация проблемных диалогов от случая к случаю недопустима.
- Объяснение учителем нового материала должно быть исключением из правил.
5. Спроектировала уроки в технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы с использованием мультимедийных презентаций.
6. Апробировала технологию проблемно-диалогического обучения в МКОУ «Славянская СОШ».
Сравним особенности побуждающего диалога на уроках математики, русского языка, окружающего мира.
На уроках русского языка наиболее часто используется проблемная ситуация со столкновением мнений учащихся. Например, прошу учеников написать слова или предложение на новое правило, определить новую часть речи и т.д. при этом возможна следующая форма организации работы в классе. Один или два ученика работают у доски, с мнением которых фронтально работающий класс может не согласиться. При отсутствии знаний по новой теме это задание, как правило, вызывает разброс мнений учеников. В какой бы форме не создавалась проблемная ситуация, после выполнения практического задания, полученные результаты я озвучиваю. В этот момент и возникает проблемная ситуация с удивлением. Далее организую с классом побуждающий диалог.
Фрагмент урока Русский язык, 2 класс Тема «Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий»
Этап урока | Учитель | Ученики |
Актуализация знаний: -побуждение к осознанию проблемы | -(вызывает двух учеников к доске, диктует им слова): ключ, камыш, речь, мяч, сторож, тишь, мышь - проверяем задание | -записывают слова (какие-нибудь слова будут непременно записаны с ошибкой: с ь или, наоборот без ь) - Слова ____, ____, ____ написаны по-разному. . |
Формулировка темы урока | -Задание было одинаковым? Почему же так получилось? Чего мы еще не знаем? - Сформулируйте точнее: где? В каких словах? | -Да - Когда пишется мягкий знак после шипящих. - Мягкий знак в словах-названиях предметов с основой на шипящий звук. |
Или побуждающий диалог с выдвижением нескольких гипотез
Учитель | Ученики | |
Выдвижение гипотезы | -На доске записаны столбики слов, они помогут нам открыть новое правило: ключ речь камыш мышь сторож молодежь -Какие у вас есть гипотезы? - Какие еще будут гипотезы? Что вы скажете о роде записанных слов? | - В словах-названиях живых предметов пишется мягкий знак: мышь, молодежь. - Речь - это слово называет неживой предмет -У слов женского рода пишется мягкий знак, а у слов мужского рода мягкий знак не пишется. |
Проверка гипотезы | -Как проверить эту гипотезу? | - Определить род у слов каждого столбика. |
Формулировка нового правила | - Что дала проверка? -Сформулируйте правило. | - Слова первого столбика мужского рода, они без мягкого знака. Слова второго столбика женского рода. Они пишутся с мягким знаком. |
На уроках математики использую проблемную ситуацию с затруднением. Сначала классу предлагаю задание на пройденный материал, с которым ученики успешно справляются. В последнюю очередь – задание на новый материал, которое при отсутствии знаний, как правило, вызывает у детей затруднение. Далее планирую побуждающий диалог с целью осознания учениками противоречия. Диалог, как правило, начинаю с вопроса: «В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока?» Тему записываю на доске.
Фрагменты уроков Математика, 3 класс. Тема «Метр и километр»
Этап урока | Учитель | Ученики |
Актуализация знаний: -задание на изученный материал -задание на новый материал -побуждение к осознанию проблемы | - сравнить числа и величины 345*1345 25см*125см 43дм*67дм 3680*3656 5м*15м 5м*5км - Смогли выполнить все задание? - В чем затруднение? -5 километров. Предположите, с какой величиной может быть связана данная величина. | -выполняют задание - испытывают затруднение - Нет, не смогли. - 5км — это новая величина - Высказывают предположения |
Формулировка темы урока | - Какова сегодня тема урока? (Запись темы урока на доске) | -Метр и километр |
На уроках математики возможен широкий спектр проблемных ситуаций, чаще использую проблемную ситуацию с затруднением, которое вызывается практическим заданием, не сходным с предыдущими. Далее организую с классом побуждающий диалог. В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание, например, ученикам дается задание, не выполнимое вообще. Ставлю вопросы, которые помогают школьникам понять заложенное в проблемной ситуации противоречие. Обобщающий вопрос может быть: «Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?», или «Какой возникает вопрос?». Следует отметить, при побуждающем диалоге возможно появление неточных или совершенно ошибочных ответов учащихся. Недопустимо в данном случае реагировать на них отрицательной оценкой. Догадаться, прийти к более точным ответам я помогаю учащимся следующими вопросами: «Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее? Кто еще хочет сказать?» Суть поиска решения учебной проблемы проста: помочь ученикам открыть новое знание. Важно организовать обучение на уроке таким образом, чтобы ученики получали не готовое знание, а добывали его в процессе собственной учебной деятельности.
Для уроков окружающего мира наиболее характерными являются проблемные ситуации с удивлением или затруднением. Их организую разными приемами:
1) одновременно преподношу ученикам противоречивые факты, теории, мнения;
2) сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал;
3) организую ситуацию на противоречии житейского представления учащихся и научного факта и др.
В любых случаях возникает проблемная ситуация «с удивлением» или «с затруднением», а дальше - побуждающий диалог. Поиск решения на уроках окружающего мира более материалоемкий, чем на уроках русского языка или математики. В этом случае на этапе совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.
4.Результативность и эффективность использования технологии проблемно-диалогического обучения
Система критериев повышения эффективности учебного процесса включает в себя:
- высокое качество усвоения знаний,
- положительную динамику качества обучения,
- развитие интеллекта и творческих способностей,
- сохранение физического и психологического здоровья учащихся.
Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку
- обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;
- развивается речь, логическое мышление.
- дети показывают высокий уровень обученности.
- обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;
- не допускается переутомления на уроке;
- вырабатывается активная позиция детей;
Преимущество этого опыта:
Диаграмма роста качества знаний
- умение добывать знания;
- воспитывает самостоятельность;
- делает работу на уроках ОНЗ интересной для учеников и учителя;
- высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;
- носит здоровьесберегающий характер.
- обеспечивают на уроках подлинно творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.
Проблемные методы эффективнее традиционных, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий посредством диалога с учителем творческое усвоение знаний учащимися. Вся система заданий составлена таким образом, чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков чистописания, продвигаться в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать.
Использование проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков детям предлагаются задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. На уроках передо мной стоит очень важная задача – создание особой атмосферы доверия, доброжелательности, теплоты, в которой дети чувствуют себя уверенно и спокойно. Стараюсь не критиковать их, хвалю – даже за самую маленькую удачу, за каждое верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Поощрение со стороны учителя – это признание способностей ребенка, оно стимулирует его к дальнейшему творчеству. Большую роль в стимулировании к деятельности играет качественная оценка учителя. Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Самыми догадливыми и самыми сообразительными, как правило, хотят быть все. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное.
«Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность», Б. Шоу.
ЛИТЕРАТУРА:
- Леонтьев А.А. Алексей Николаевич Леонтьев как психолог и педагог. //Начальная школа:плюс-минус.2002. №6
- Мельникова Е.Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа:плюс-минус.1999. №5, 6, 7, 8.
- Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала.// Школа 2100. Вып. 4-М.: Баласс, 2000.
- Петерсон Л.Г., М.А.Кубышева и др. Что значит «уметь учиться» //Москва 2008.
Ильченко Надежда Дмитриевна, учитель начальных классов МКОУ «Славянская СОШ»