Педагогическая мастерская
«Развитие фонематических процессов у учащихся начальной школы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с буквой С, звуками С, Сь | 41.19 КБ |
Занятие для обучающихся 1 класса на тему "Составь слово" | 2.29 МБ |
Дифференциация букв Х-Ж | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
1 класс, ОНР.
Тема: Звуки [ с ] ,[ с']. Буква С.
Цель урока:
- познакомить со звуками [ с ] ,[ с'] . Буквой с.
Задачи:
- активизировать знания о согласных звуках [ с ] [ с',];
- уметь соотносить звуки с буквой;
- учить звуковому и сравнительному анализу слов;
- читать слоги, слова и предложения с изученными буквами;
- развивать речь, фонематический слух, память, мышление;
- воспитывать мотивацию к учению;
Познавательные ууд:
- познакомить со звуками [ с ] ,[ с'] и буквой С;
- учить составлять план исследования звука;
- определить место звуков в словах
Регулятивные ууд:
- учить учащихся определять цель урока с помощью учителя;
- использовать полученные знания в жизненных ситуациях;
- прилагать волевые усилия для достижения цели;
- оценивать результаты своей работы;
- анализировать свою работу;
Коммуникативные ууд:
- прививать навыки работы в группах;
- уметь слушать и понимать речь других;
- осознанно отвечать на вопросы учителя;
- строить понятные для одноклассников высказывания;
- задавать вопросы, приводить убедительные доказательства;
- формировать умения читать вслух и понимать прочитанное;
Личностные ууд:
- прививать интерес к учению;
План урока:
Организационный момент.
123 слушай и смотри!
321 все мы правильно сидим!
Сегодня на уроке мы познакомимся с новой буквой и ее звуками. Чтобы угадать букву – гостью, мы должны хорошо поработать. Мы будем учиться сравнивать звуки с буквой, читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.
А чтобы правильно и красиво научиться говорить мы сделаем артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика.
Ввод в тему урока.
Послушайте скороговорку. Какой звук чаще всего встречается в скороговорке?
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Сформулируйте тему урока. (Тема нашего урока звуки [с], [с'], буква С).
- А какие это звуки? Охарактеризуйте.
- Давайте убедимся, действительно ли эти звуки такие?
Открываем зеркала и произносим звук [с]. Звук [с] гласный или согласный? Почему?
Положите руку на горло и произнесите звук [с]. Что заметили?
Плотно закройте уши руками и произнесите звук [с]. Что слышите в ушах? (тишину, значит звук глухой)
Подведем итог: звук [с] какой? (согласный, глухой, бывает твердый и мягкий).
Игра «Кто внимательный?»
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [с], подними руку, если услышишь [с'].
Сено, носить, нос, косить, коса, стол, носилки, мост.
(ууд: формулировка выводов, анализ языкового материала, контроль, самоконтроль, сотрудничество, построение высказываний, понятных собеседнику, формулировка темы, постановка учебной задачи).
Пальчиковая и дыхательная гимнастика.
Связь с буквой. Звук вы слышите хорошо, а теперь найдите букву с и обведите ее в круг.
(эта буква С) (на доске изображение буквы)
- Буква похожа на полуовал, с правой стороны открыто окошко.
Левой рукой покажите букву с. Правой рукой покажите букву. Можно правой рукой показать букву? Почему?
Закрепление.
Сейчас попробуйте отгадать загадки, в названии которых звуки [с],[с'].
Назови отгадку. Определи место звука.
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,
в сарай она попала, кур пересчитала. (Лиса)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди –
лучше в дом не заходи. (Собака)
Молоко ее полезно,
В огород она залезла,
И глядит «во все глаза» - длиннорогая ….. (коза)
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось)
- Назовите лишнее слово. (коза) Почему? ( нет звука с)
- Найдите слово, в котором четыре звука. (лиса)
- Выложите схему слова лиса. (Фишки)
(ууд: моделирование, контроль, самоконтроль, анализ)
Музыкальная Физкультурная минутка.
Составь предложение из слов.
У вас на столе лежат карточки.
- Что это? Что можно собрать из слов?
- Составьте предложение.
(Лисы, хвост, у, красивый)
- Прочитайте предложение.
У лисы красивый хвост.
- С какой буквы написано начало предложения?
- Какой знак ставится в конце предложения?
- В слове красивый назовите звук, который стоит перед звуком [с]; за звуком [с].
(анализ, обобщение, контроль, самоконтроль, сотрудничество, моделирование)
Игра на «Колибри»
Игра «Сочиняем сказку».
Ваша задача сочинить сказку – добавить в предложение слово со звуками, над которым мы сегодня работали. За каждый правильный ответ – команда получит фишку.
Жили дружно девочка и мальчик. Девочку звали так, что в ее имени был звук [с]. Как ее звали? (Чем больше имен назовет ребенок, тем лучше.) А мальчика звали как? Любили они кушать …
Мама отправила их в магазин за игрушками. На каком транспорте они могли отправиться в магазин…
Они купили себе игрушки…
Песочная Рефлексия. Напишите на песке ту букву, о которой мы сегодня говорили на занятии.
Смайлы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ребята! Лунтик учится составлять слова. Давайте и мы попробуем! Посмотрите на картинку, назовите и составьте слово За правильный ответ я приготовил вам сюрприз
Молодцы! школа До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие во 2 классе.
Тема: Дифференциация оптически сходных букв Ж – Х.
Цели занятия:
- учить выделять «опорные» признаки букв ж-х; соотносить звук с соответствующей буквой;
- дифференцировать оптически сходные буквы х-ж в словах, предложениях;
- развивать мелкую моторику, зрительный гнозис и праксис, тактильное восприятие;
- сформировать у учащихся четкую дифференциацию букв «х» и «ж»;
- уточнить пространственную ориентировку; научить детей удерживать в памяти сложные инструкции; развивать зрительную, слуховую и тактильную память;
- совершенствовать фонемный анализ, слоговой синтез, зрительный гнозис;
-развивать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас детей.
-восстанавливать умственную работоспособность, препятствовать нарастанию утомления, повышать эмоциональный настрой учащихся, создать положительный эмоциональный настрой на занятии.
Оборудование: зеленые и черные ручки, фрагменты букв Ж и Х, таблицы с шифровкой букв, слогов и слов, карточки с пропущенными буквами Ж и Х.
Ход занятия:
- Организационный момент1,2,3…..
- Артикуляционная гимнастика.
Учитель.- Сегодня на занятии мы будем продолжать учиться различать буквы. А какие это будут буквы, вы должны определить по их элементам.
(презентация)
Итак, мы будем учиться различать буквы Х - Ж.
- Основная часть.
1. Характеристика звуков Ж, Х.
- Чем сходны звуки ж, х? (оба согласные)
- Назовите признаки, отличающие один звук от другого?
(звук х может произноситься твёрдо и мягко, звук ж – только твёрдо;
ж – звонкий, х – глухой; ж - парный, х – непарный).
Логопед обобщает ответы детей, показывая слайд № 2
2. Соотнесение звуков Ж, Х с буквами.
- Звук Ж обозначаем буквой Же, звук Х – буквой ха. Учитель выставляет буквы Ж, Х на доску. (презент)
3. Сравнение букв.
Учитель.- Что общего в написании этих букв?
Д.- Полуовалы, направленные в левую и правую стороны.
Учитель.- В чём различие?
Д.- У буквы Ж есть молния между овалами, у Х – нет.
Учитель.- Сколько элементов у буквы Х?
Д.- 2; (обозначим // полосочками)
Учитель.- Сколько элементов у буквы Ж?
Д.- 3; (обозначим /// полосочками)
4. Игры с буквами.
- Напишем букву Х в воздухе, букву Ж в воздухе. Дети пишут буквы в воздухе вместе с логопедом.
- Назови букву, которую напишет тебе сосед сначала на ладони левой руки, а затем правой руки. Тот, у которого пишут на ладони закрывает глаза и отгадывает написанную букву.
5. Сопоставление буквы с количеством фрагментов.
Учитель.- Поиграем в игру «шифровальщик». Я говорю, из скольких элементов состоит буква, а вы её запишите в тетрадь.
2 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 |
х | ж | ж | х | ж | х | х | ж |
А теперь, шифруем слоги:
2а | 3у | 2и | 2о | 3а | 3о | 2е | 3и |
ха | жу | хи | хо | жа | жо | хе | жи |
6. Дыхательная гимнастика «Жуки» (логопедический интерактивный комплекс «Космодром»)
7. Расшифровка слов.
Учитель.- Расшифруй слова и запиши их в тетрадь. При письме проговаривай слова.
2омяк | хомяк |
по3ар | пожар |
оре2 | орех |
3мурки | жмурки |
2орек | хорёк |
3ук | жук |
2леб | хлеб |
све3ий | свежий |
пи2та | пихта |
ро3ица | рожица |
8. Звуко-буквенный синтез
Учитель.- В этом задании нужно найти местонахождение букв х и ж в словах, которые я назову, и записать букву и её место в слове. Например: хлопок– х-1, т.к. буква х первая в слове.
Петух (х-5), уважение (ж-4), хирург (х-1), жемчужина (ж-1,6), храбрец (х-1), одежда (ж-4), мужество (ж-3), жадный (ж-1), охрана (х-2), смех (х-4), надежда (ж-5), пружина (ж-4), муха (х-3), одежда (ж-4), хоровод (х-1)
9. Звуко-буквенный синтез
Учитель.- Составь слова из слогов так, чтобы в каждом слове была буква х или ж. Запиши слова в тетрадь, выдели Х –зеленой ручкой, а Ж -черной.
хо му ло ба ра лу | мяк лод ха жа тор |
( хо-лод, хо-мяк, ло-жа, ху-тор, му-ха, жа-ло, жа-ба, жа-ра, лу-жа).
10. Музыкальная физминутка.
« Повторяй за героями»
11. З-Б анализ и синтез
Учитель.- Вставьте пропущенные буквы в словосочетания.
Све_ий возд_, у_а_ивать за пету_ами, _ороший _удо_ник, _ареный ара_ис, пу_овая пря_а, _раброе _ивотное, _ирная у_а, све_ая _урма, _ареные сырое_ки.
12. Дифференциация букв Ж-Х в словосочетаниях.(если останется время)
- Прочитайте слова, записанные в 1и 2 столбиках.
- Из слов составь и запиши словосочетания, соединяя слова из столбиков по смыслу.
холодный рубаха
живые охотник
находчивый хвоя
жёлтая дождик
пахучая ужи
- Устно составь предложение с данными словосочетаниями.
- Подведение итога занятия. - Песочная рефлексия.
НАПИСАНИЕ букв Х-Ж на песке.