Программы дополнительного образования
Программа дополнительного образования «Школа безопасности» ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации.
Программа «Югра - мой край родной» знакомит обучающихся с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны, позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира коренных жителей, своеобразие животного, растительного мира, природных запасов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yugra.docx | 96.78 КБ |
programma_shkola_bezopasnosti.docx | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания Управляющего совета от 26.08.2016 № 1 | ПРИНЯТО: Протокол заседания педагогического совета от 26.08.2016 № 1 | УТВЕРЖДЕНО: Приказ директора школы от 26.08.2016 № 244/1 ________ Л.Б. Козловская |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Югра - мой край родной»
Возраст: 14-18 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик: Фарберова Светлана Григорьевна,
педагог дополнительного образования
г. Нижневартовск
2016г.
Пояснительная записка
На современном этапе развития общества экологическое образование признано приоритетным. Жизненная значимость экологического воспитания обусловлена необходимостью глубокой переоценки ценностей и самого смысла человеческой деятельности.
Любовь к малой родине является внутренним стержнем человека, который во многом определяет жизненную позицию его как гражданина.
Современная школа способна оказать содействие в воспитании и становлении личности ребёнка именно через изучение природы своего края. Изучая ее, ребёнок осознаёт свою связь с окружающим миром и эффективно с ним взаимодействует.
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием.
Программа «Югра - мой край родной» знакомит обучающихся с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны, позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира коренных жителей, своеобразие животного, растительного мира, природных запасов.
Она ориентирована на изучение типичных экологических систем родного края.
Дополнительная программа «Югра - мой край родной» способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.
В процессе познавательной активности обучающиеся получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней, старшей школе.
Направленность: экологическая.
Актуальность программы: в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного города, округа, области, края».
Отличительные особенности программы: изучение своей малой родины учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Новизна программы состоит в том, что программа «Югра –мой край родной» развивает не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.
Адресат программы: обучающиеся 14-18 лет
Объём программы: 7-11 классы – 34 часа в год.
Форма обучения: очная.
Методы обучения:
словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
наглядные – показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций;
практические – тренировочные упражнения.
Тип занятия: - теоретический, практический.
Формы проведения занятий: экскурсия, акция, беседа, встреча с интересными людьми, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, практическое занятие.
Срок освоения программы: 2 года.
7-11 классы -34 часа в год.
Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка через развитие познавательного интереса к природе родного края.
Задачи программы:
- создавать условия для формирования системы знаний о флоре и фауне родного края;
- способствовать развитию интереса обучающихся к познанию самого себя и окружающего мира, соблюдению правил экологического поведения, оценивать свои действия и действия других людей;
- формировать умение вести диалог, формулировать своё мнение и отстаивать позицию, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- расширять кругозор обучающихся;
- воспитание нравственных качеств личности активного гражданина, защитника природы.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
7 – 8 классы | ||||
I четверть | ||||
Югорский край | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Экология, что это? | 1 | 1 | ||
Растительный мир Югры | ||||
Значение леса в природе | 2 | 1 | 1 | |
Лес в жизни человека | 2 | 1 | 1 | |
Травянистые растения. Классификация травянистой растительности | 2 | 2 | ||
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
II четверть | ||||
Животный мир Югры | ||||
Животные таёжных лесов | 2 | 1 | 1 | |
Животные и их среда обитания | 2 | 1 | 1 | |
Птичий мир Югры | ||||
Основные экологические группы птиц. Классификация птиц по способу питания | 2 | 1 | 1 | |
Значение птиц в природе и в жизни коренных жителей региона | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
III четверть | ||||
Насекомые Югры | ||||
Основные экологические группы насекомых | 2 | 1 | 1 | |
Роль насекомых в природе и жизни человека | 2 | 1 | 1 | |
Рыбье царство Югры | ||||
Рыбы рек и водоёмов тайги | 3 | 1 | 2 | |
Значение рыб в природе и жизни человека | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
IV четверть | ||||
Коренные жители Югры | ||||
Быт народов ханты и манси | 3 | 1 | 2 | |
Священные животные и растения ханты и манси | 3 | 1 | 2 | |
Сохраним Югру для будущего | ||||
Экологические проблемы Югры | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 9 | 3 | 6 | |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
9 – 11 классы | ||||
I четверть | ||||
Югорский край | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Богатство родного края | 1 | 1 | ||
Растительный мир Югры | ||||
Лесообразующие породы лесов ХМАО-Югры | 2 | 1 | 1 | |
Лесные травы. Лекарственные растения | 2 | 1 | 1 | |
Растения Красной книги | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
II четверть | ||||
Животный мир Югры | ||||
Значение животных в природе и в жизни коренного населения | 1 | 1 | ||
Животные как объект промысла. Животные Красной книги | 3 | 1 | 2 | |
Птичий мир Югры | ||||
Перелётные птицы. Оседлые и кочующие птицы | 2 | 1 | 1 | |
Промысловые птицы. Птицы Красной книги | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
III четверть | ||||
Насекомые Югры | ||||
Общественные насекомые. Насекомые вредители | 2 | 1 | 1 | |
Насекомые Красной книги | 2 | 1 | 1 | |
Рыбье царство Югры | ||||
Классификация рыб по месту обитания и типу питания | 3 | 1 | 2 | |
Охрана рыбьих ресурсов | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
IV четверть | ||||
Коренные жители Югры | ||||
Праздники коренных народов Севера | 3 | 1 | 2 | |
Пушной промысел | 3 | 1 | 2 | |
Сохраним Югру для будущего | ||||
Нефтяное загрязнение среды и способы решения проблемы | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 9 | 3 | 6 | |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Содержание учебно-тематического плана
7-8 классы
Раздел 1. Югорский край (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала первого года обучения по программе «Югра – мой край родной».
Тема 2. Экология, что это? Понятие экология. Влияние человека на окружающую среду. Меры по охране природы.
Форма контроля: тест.
Раздел 2. Растительный мир Югры (6 часов)
Тема 1. Значение леса в природе. Общие сведение о лесах края. Почвозащитные и водозащитные функции леса. Средообразующая функция леса (обогащение кислородом, стабилизация углекислого газа, увлажнение воздуха, снижение температурного режима, шума).
Практическая часть: просмотр видеофильмов.
Форма контроля: игра «ДА» или «НЕТ».
Тема 2. Лес в жизни человека. Лес – источник кислорода, энергии, сырья для промышленности, пищевых продуктов, лекарственного сырья. Фитонцидные свойства растений.
Практическая часть: экскурсия.
Форма контроля: закончить предложение «Природа для меня…».
Тема 3. Травянистые растения. Классификация травянистой растительности. Характеристика травянистых растений. Травянистые растения нашего края. Значение для природы и человека. Травы в жизни коренного населения. Видовое разнообразие травянистой растительности. Ягодные, лекарственные, ядовитые, съедобные, хищные, сорные, первоцветы.
Практическая часть: дидактические карточки.
Форма контроля: тест.
Раздел 3. Животный мир Югры (4 часа)
Тема 1. Животные таёжных лесов. Классификация животных, видовое разнообразие животных. Животные в лесном сообществе (краткий обзор).
Практическая часть: дидактические карточки.
Форма контроля: рисунок «Хозяин тайги».
Тема 2. Животные и их среда обитания. Экологическая ниша. Приспособленность млекопитающих к условиям среды (окраска, длина и густота шерсти, форма тела, строение конечностей и т.п.).
Практическая часть: составление схемы ярусного размещения животных в лесу.
Форма контроля: тест.
Раздел 4. Птичий мир Югры (4 часа)
Тема 1. Основные экологические группы птиц. Классификация птиц по способу питания. Классификация. Характеристика основных экологических групп птиц таежных комплексов. Приспособление птиц к условиям жизни. Экологические ниши птиц. Профессия орнитолог. Классификация птиц по способу питания (хищные, растительноядные, насекомоядные).
Практическая часть: дидактические карточки.
Форма контроля: тест.
Тема 3.Значение птиц в природе и в жизни коренных жителей региона. Роль птиц в экосистемах. Значение птиц в жизни человека.
Практическая часть: изготовление кормушек .
Форма контроля: тест.
Раздел 5. Насекомые Югры (4 часа)
Тема 1. Основные экологические группы насекомых. Представители основных групп насекомых: жёсткокрылые (божья коровка, жужелицы, навозники). Перепончатокрылые (пчелы, осы, шмели). Прямокрылые (кузнечики, саранча). Двукрылые (мухи, оводы). Чешуекрылые (бабочки).
Практическая часть: просмотр видеофильма.
Форма контроля: дидактические карточки.
Тема 2. Роль насекомых в природе и жизни человека. Роль насекомых в природе. Использование продуктов жизнедеятельности насекомых. Пчеловодство. Шелководство.
Практическая часть: просмотр видеофильма.
Форма контроля: экологическая игра.
Раздел 6. Рыбье царство Югры (5 часов)
Тема 1. Рыбы рек и водоёмов тайги. Характеристика водных экосистем таёжного биома Ханты-Мансийского автономного округа – Югра. Реки, озёра. Особенности экологических условий обитания в водных экосистемах. Роль водных экосистем в жизни леса.
Практическая часть: просмотр видеофильма.
Форма контроля: дидактические карточки.
Тема 2. Значение рыб в природе и жизни человека. Функция рыб в водных сообществах. Рыбы в жизни коренных народов. Рыболовство. Искусственное разведение и акклиматизация рыб. Прудовое и озерное рыбоводство.
Практическая часть: работа с инструктивными карточками.
Форма контроля: тест.
Раздел 7. Коренные жители Югры (6 часов)
Тема 1. Быт народов ханты и манси. Народы севера - ханты и манси. Место поселения (зимнее и летнее стойбище, городище). Хозяйственные постройки (жилой дом, чум, лабаз, вешало, летний очаг и т. д). Домашняя утварь (посуда, рукодельные принадлежности). Одежда (малица, кисы, орнаменты).
Практическая часть: работа с инструктивными карточками (определение названий хозяйственных построек, домашней утвари, одежды). Определение орнаментов.
Форма контроля: дидактическая игра.
Тема 2. Священные животные и растения ханты и манси. Священные животные (гагара, кулик, орел) и растения (кедр, ель, береза) в сказках, мифах и легендах.
Практическая часть: животный и растительный мир в загадках коренных народов севера.
Форма контроля: тест.
Раздел 8. Сохраним Югру для будущего (3 часа)
Тема 1. Экологические проблемы Югры. Экологические проблемы округа (мусорные свалки, шумовые, нефтяные загрязнения, загазованность воздуха и т.д.), пути их решения. Природоохранная деятельность человека.
Практическая часть: работа с инструктивными карточками.
Форма контроля: решение экологических задач.
9-11 классы
Раздел 1. Югорский край (2 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала первого года обучения по программе «Югра – мой край родной».
Тема 2. Богатство родного края. Природные ресурсы: животные, растения, полезные ископаемые - нефть и газ. Их значение в жизни человека. Последствия бесхозяйственной деятельности человека. Возможные способы преодоления ущерба, нанесенного природе.
Практическая часть: инструктивные карточки.
Форма контроля: тест .
Раздел 2. Растительный мир Югры (6 часов)
Тема 1. Лесообразующие породы лесов ХМАО-Югры. Основные типы лесов ХМАО. Основные древесные лесообразующие породы. Биологическая, экологическая и хозяйственная характеристика древесных пород.
Практическая часть: работа с коллекционным и гербарным материалом: листья, хвоя, шишки, плоды, семена.
Форма контроля: тест.
Тема 2. Лесные травы. Лекарственные растения. Травянистая растительность леса. Значение трав в лесном биоценозе. (Любка двулистная, майник двулистный, лютик едкий, ландыш, вороний глаз, седмичник, кислица). Лекарственные растения, их применение в народной медицине. Правила сбора, сушки и хранение лекарственных трав. Чем и как лечились народы ханты и манси. Ядовитые растения.
Практическая часть: сюжетно-ролевая игра «Помоги себе сам».
Форма контроля: анкетирование.
Тема 4. Растения Красной книги. История возникновения Красной книги. Редкие виды травянистых растений края: пион уклоняющийся, родиола розовая, зверобой продырявленный, прострел желтеющий, ветреница лютиковая и дубравная, кувшинка чисто-белая, медуница мягенькая, лилия саранка, башмачок капельный, любка двулистная. Растения, требующие особого внимания: кубышка малая, купальница европейская, горицвет обыкновенный, земляника лесная.
Практическая часть: работа с литературой.
Форма контроля: картинный тест.
Раздел 3. Животный мир Югры (4 часа)
Тема 1. Значение животных в природе и в жизни коренного населения. Роль хищников в природе. Травоядные животные. Производство одежды, обуви, предметов обихода. Обычаи и ритуалы, связанные с млекопитающими.
Форма контроля: тест.
Тема 2. Животные как объект промысла. Животные Красной книги. Охотничий сезон. Браконьерство. Охрана пушных животных. Редкий вид - западносибирский речной бобр. Вид, требующий особого внимания – барсук. Видовой состав животных, занесённых в Красную Книгу Тюменской области (бабочка махаон, стрекоза-красотка, бобр, осетр) Причины исчезновения и сокращения численности.
Практическая часть: игра «По страницам Красной книги».
Форма контроля: тест.
Раздел 4. Птичий мир Югры (4 часа)
Тема 1. Перелётные птицы. Оседлые и кочующие птицы. Перелетные птицы (стриж, ласточка, кукушка, иволга, трясогузка, журавль, утка, гусь, лебедь, скопа и др.). Типы перелетов. Силуэты полета птиц. Оседлые птицы (голубь, воробей, сорока, ворона). Кочующие птицы (синица, снегирь, клест, дятел, поползень, свиристель). Птицы городских ландшафтов (воробей, голубь, сорока, ворона). Приспособленность к городской среде обитания.
Практическая часть: просмотр видеофильма
Форма контроля: тест.
Тема 2. Промысловые птицы. Птицы Красной книги. Промысловые птицы (куропатка, гусь, утка, рябчик, глухарь, тетерев) и их значение для человека. Птицы, как объект промысловой и спортивной охоты. Священные птицы ханты и манси. Зооэкспорт. Редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, птицы края: (беркут, краснозобая казарка, краснозобая гагара, кречет, лебедь кликун, малый лебедь, пискулька, сапсан, серый гусь, серый журавль, тундрянная куропатка, чёрный аист, филин, орлан белохвост, скопа, стерх).
Практическая часть: игра «По страницам Красной книги».
Форма контроля: картинный тест.
Раздел 5. Насекомые Югры (4 часа)
Тема 1. Общественные насекомые. Насекомые вредители. Опылители растений. Жизнь социальных насекомых. Пчелы, шмели, осы, муравьи. Пищевые цепи насекомых (тля, божья коровка и др.). Листоеды. Обитатели галлов, шишек, древесины, грибов, плодов. Виды вредных насекомых (моль, вши, мухи, тля, оводы, блохи, саранча, тараканы). Опыление. Насекомые – опылители растений: бабочки (бражник, капустница, крапивница, павлиний глаз), пчелы, шмели, комары, осы.
Практическая часть: просмотр видеофильма.
Форма контроля: тест.
Тема 2. Насекомые Красной книги. Почему исчезают насекомые? Редкие, находящиеся под угрозой исчезновения, насекомые края: (жужелицы, стрекозы, махаон, аполлон, шмель и др.).
Практическая часть игра «По страницам Красной книги».
Форма контроля: картинный тест.
Раздел 6. Рыбье царство Югры (5 часов)
Тема 1. Классификация рыб по месту обитания и типу питания. Классификация рыб по месту обитания: пресноводные, проходные, морские; типу питания: хищные, растительноядные; строению скелета: костно-хрящевой, костистый, хрящевой. Придонные и поверхностные рыбы. Приспособленность рыб к неблагоприятным условиям среды. Заморы. Пищевые цепи.
Практическая часть: просмотр видеофильма.
Форма контроля: картинный тест.
Тема 2. Охрана рыбьих ресурсов. Охрана рыбных богатств. Ограничения на вылов рыбы, весенний запрет. Природоохранные мероприятия. Редкие виды (сибирский осетр, хариус, стерлядь, нельма, таймень обыкновенный).
Практическая часть: решение экологических задач.
Форма контроля:тест.
Раздел 7. Коренные жители Югры (6 часов)
Тема 1. Праздники коренных народов Севера. Значение традиционных праздников в жизни народов ханты и манси. Ритуал проведения, обряды. Вороний праздник.
Практическая часть: просмотр видеофильма «Традиции коренных народов Севера».
Форма контроля: тест.
Тема 2. Пушной промысел. Охотничье снаряжение (ловушки, самострелы, самоловы и т.д.). Способы охоты, объекты промысла, значение пушнины.
Практическая часть: работа с инструктивными карточками (значение пушнины в хозяйственной деятельности ханты и манси).
Форма контроля: тест.
Раздел 8. Сохраним Югру для будущего (3 часа)
Тема 1. Нефтяное загрязнение среды и способы решения проблемы. Нефтяное загрязнение. Лесные пожары. Вырубка лесов. Промышленность и автомобильный транспорт, как фактор загрязнения среды.
Практическая часть: решение экологических задач .
Форма контроля: тест.
Планируемые результаты
В результате обучения по программе ребенок: | В результате обучения по программе у ребенка: |
будет знать:
|
|
будет уметь:
живой природы;
|
Организационно-педагогические условия программы
Годовой календарный учебный график
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
на 2016-2017 учебный год (школьное отделение)
Классы | I четверть | Осенние каникулы | II четверть | Зимние каникулы | III четверть | Весенние каникулы | IV четверть | Всего учебных недель | Всего дней каникул | |||||||
сроки | кол-во недель | сроки | кол-во дней | сроки | кол-во недель | сроки | кол-во дней | сроки | кол-во недель | сроки | кол-во дней | сроки | кол-во недель | |||
1-е классы | 01.09.16 26.10.16 | 8 недель | 27.10.1606.11.16 | 11 дней | 07.11.16 30.12.16 | 8 недель | 31.12.16 10.01.17 | 11 дней | 11.01.17 10.02.17 и 20.02.17 17.03.17 | 8 недель | 11.02.17 19.02.17 и 18.03.17 26.03.17 | 9 и 9 дней | 27.03.17 31.05.17 | 9 недель | 33 недели | 40 дней |
2-10Б классы | 01.09.16 26.10.16 | 8 недель | 27.10.1606.11.16 | 11 дней | 07.11.16 30.12.16 | 8 недель | 31.12.16 10.01.17 | 11 дней | 11.01.17 17.03.17 | 9 недель | 18.03.17 26.03.17 | 9 дней | 27.03.17 31.05.17 | 9 недель | 34 недели | 31 день |
10А-11Б классы | 01.09.16 26.10.16 | 8 недель | 27.10.1606.11.16 | 11 дней | 07.11.16 30.12.16 | 8 недель | 31.12.16 09.01.17 | 10 дней | 10.01.17 17.03.17 | 9 недель и 1 день | 18.03.17 26.03.17 | 9 дней | 27.03.17 25.05.17 | 8 недель и 4 дня | 34 недели | 30 дней |
Условия реализации программы
Здание КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» и прилегающая территория, в котором осуществляется образование слабослышащих и позднооглохших обучающихся, соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдению пожарной и электробезопасности; соблюдению требований охраны труда.
В обучении слабослышащего и позднооглохшего обучающегося особое внимание уделяется оборудованию рабочего места. Кабинеты оборудованы одноместными партами, которая имеет стационарное крепление на полу. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта имеет хорошее освещение. Учитывается, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность падает слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Парта ученика с нарушением слуха занимает в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников, и расположены в классных помещениях полукругом.
К техническим средствам обучения слабослышащего и позднооглохшего обучающихся, ориентированных на его особые образовательные потребности, относятся: звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования; слухоречевой аудиокласс; радиокласс; визуальные приборы; персональные цифровые слуховые аппараты различных моделей; кохлеарные импланты; приборы для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры разных моделей); компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Текстовый редактор»); FM-системы.
Форма аттестации дополнительного образования
Для оценки результативности учебных занятий в объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, практическое задание.
Методические материалы
Методические материалы | –планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие; –задания для отслеживания результатов освоения программы; - виды практических, творческих и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы; –методические рекомендации по реализации программы. |
Дидактические наглядные пособия | -раздаточный материал для обучающихся (бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, видеозаписи, презентации), наглядные пособия (картинки, таблицы, объемные модели, муляжи и др.). |
Учебные пособия | -справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.); – художественная литература; –научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.); – периодические издания; –видеоматериалы (видеоролики, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.); –аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи); –электронные средства образовательного назначения (виртуальные экскурсии, демонстрационные модели, слайдовые презентации, др.). |
Список литературы
- «Живой мир». Электронный учебник. Нижневартовск. 2014.
- Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2012.
- Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Животные, растения, грибы. Издание второе. Екатеринбург, 2013.
- Петрова Н. Н. География России. - Москва: ЭКСМО, 2014
- Рохлов В. «Занимательная ботаника». М. «АСТ-ПРЕССС». 2011.
- Рохлов В. «Занимательная зоология». М. «АСТ-ПРЕССС». 2012.
- Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 2000г.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. М. «Просвещение». 2014.
- Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2012.
- Энциклопедия для детей. М. «Аванта +». 2010.
- Югорская сюита [фотоальбом] / Департамент общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; фотографии: А. Щукин и др. ; текст: А. Шедченко. - Москва: Пента, 2010.
- Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2014
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»
СОГЛАСОВАНО: Протокол заседания Управляющего совета от 26.08.2016 № 1 | ПРИНЯТО: Протокол заседания педагогического совета от 26.08.2016 № 1 | УТВЕРЖДЕНО: Приказ директора школы от 26.08.2016 № 244/1 ________ Л.Б. Козловская |
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
Возраст: 7-18 лет
Срок реализации: 5 лет
Разработчик: Фарберова Светлана Григорьевна,
педагог дополнительного образования
г. Нижневартовск
2016г.
Пояснительная записка
В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
Укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения – является одной из ведущих задач в системе дополнительного образования.
Программа дополнительного образования «Школа безопасности» ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в процессе обучения в образовательном учреждении, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.
Направленность: социальная.
Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для укрепления психического и физического здоровья обучающихся.
Отличительные особенности программы: программа «Школа безопасности» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Новизна программы содержание программы «Школа безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безопасности.
Адресат программы: возраст 7-18 лет
Объём программы:
1 класс – 33 часа;
2-11 классы – 34 часа.
Форма обучения: очная.
Методы обучения:
словесные – устное изложение, беседа, объяснение;
наглядные – показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций;
практические – тренировочные упражнения.
Тип занятия: - теоритический, практический.
Формы проведения занятий: - акция, беседа, встреча с интересными людьми, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, практическое занятие, экскурсия.
Срок освоения программы: 5 лет.
1 классы-33 часа, 2-11 классы -34 часа в год.
Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у обучающихся социального опыта, сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, подготовка к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.
Задачи программы:
- развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
- развитие духовных и физических качеств личности, формирование умений оценивать ситуации, обеспечивающие безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 класс | ||||
I четверть | ||||
Правила общения | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Я в школе | 2 | 1 | 1 | |
Я на улице | 3 | 1 | 2 | |
Умеешь ли ты дружить | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
II четверть | ||||
Правила поведения | ||||
Правила безопасного поведения на дороге | 3 | 1 | 2 | |
Я в общественном месте | 1 | 1 | ||
Правила поведения в природе | 2 | 1 | 1 | |
Чрезвычайные ситуации и правила поведения | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
III четверть | ||||
Здоровый образ жизни. | ||||
Режим дня. Гигиена – основа здоровья человека | 3 | 1 | 2 | |
Овощи и фрукты – полезные продукты | 2 | 1 | 1 | |
Спорт-здоровье и мы | 2 | 1 | 1 | |
Права ребёнка. | ||||
Я ребёнок, я имею право | 1 | 1 | ||
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
IV четверть | ||||
Я - гражданин. | ||||
Моя родина – Россия | 3 | 1 | 2 | |
Дом, в котором я живу | 1 | 1 | ||
Я, ты, он, она вместе целая страна | 2 | 1 | 1 | |
Права, обязанности, ответственность | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 9 | 3 | 6 | |
Итого: | 33 | 15 | 18 |
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
2 – 4 классы | ||||
I четверть | ||||
Правила общения | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Я и школьный коллектив | 2 | 1 | 1 | |
Уважай старших, защищай младших | 2 | 1 | 1 | |
Твоя уличная компания | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
II четверть | ||||
Правила поведения | ||||
Азбука дороги | 3 | 1 | 2 | |
Правила личной безопасности | 3 | 1 | 2 | |
Чрезвычайные ситуации и правила поведения | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 3 | 5 | |
III четверть | ||||
Здоровый образ жизни. | ||||
О здоровом образе жизни | 3 | 1 | 2 | |
Здоровое питание | 2 | 1 | 1 | |
Если крепок и здоров, к делам серьёзным ты готов | 3 | 1 | 2 | |
Права ребёнка. | ||||
Равенство прав людей от рождения. | 1 | 1 | ||
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
IV четверть | ||||
Я - гражданин. | ||||
Государственная символика Неофициальные символы России | 2 | 1 | 1 | |
Моя малая Родина | 1 | 1 | ||
Кто я? Какие мы? | 2 | 1 | 1 | |
Права, обязанности, ответственность | 2 | 1 | 1 | |
Асоциальное поведение | ||||
Что такое «хорошо», что такое «плохо» | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
5 – 6 классы | ||||
I четверть | ||||
Правила общения | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Школа вежливости | 2 | 1 | 1 | |
Правила поведения | ||||
Я и дисциплина на дороге | 2 | 1 | 1 | |
Чрезвычайные ситуации и правила поведения | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
II четверть | ||||
Здоровый образ жизни | ||||
Здоровье нации в твоих руках | 2 | 1 | 1 | |
Права ребёнка | ||||
Защита детства | 2 | 1 | 1 | |
Я – гражданин! | ||||
Моя родина большая и малая | 1 | 1 | ||
Главные законы страны | 1 | 1 | ||
Толерантность – уважение прав и свобод граждан | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
III четверть | ||||
Асоциальное поведение | ||||
Сквернословие – это болезнь. Курение. Влияние на организм | 3 | 1 | 2 | |
Правда об алкоголе. «Мифы» о наркотиках | 4 | 2 | 2 | |
Игромания. Безопасный интернет | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
IV четверть | ||||
Права, обязанности, ответственность | ||||
Права и обязанности | 2 | 1 | 1 | |
Шалость, проступок, ответственность. | 3 | 1 | 2 | |
Правонарушение, преступление, ответственность | 3 | 1 | 2 | |
Детки в «клетке». | 1 | 1 | ||
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
Итого: | 34 | 16 | 18 |
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
7 – 8 классы | ||||
I четверть | ||||
Правила общения | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Человек в мире правил | 2 | 1 | 1 | |
Правила поведения | ||||
Правила личной безопасности. Дорожная этика | 2 | 1 | 1 | |
Чрезвычайные ситуации и правила поведения | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
II четверть | ||||
Здоровый образ жизни | ||||
Мой образ жизни | 2 | 1 | 1 | |
Права ребёнка | ||||
Основные положения Конвенции ООН о правах ребёнка | 2 | 1 | 1 | |
Я – гражданин! | ||||
Мой дом – моя крепость | 1 | 1 | ||
Закон – один для всех | 1 | 1 | ||
Свобода выбора: где жит и с кем жить | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
III четверть | ||||
Асоциальное поведение | ||||
Табак, алкоголь - «за» и «против» | 3 | 1 | 2 | |
Скрытая угроза | 3 | 1 | 2 | |
Экстремизм, терроризм – угроза обществу | 3 | 2 | 1 | |
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
IV четверть | ||||
Права, обязанности, ответственность | ||||
Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей | 2 | 1 | 1 | |
Правонарушения и ответственность | 3 | 1 | 2 | |
Преступления и ответственность | 3 | 1 | 2 | |
Детки в «клетке». | 1 | 1 | ||
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Учебный план
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
9 – 11 классы | ||||
I четверть | ||||
Правила общения | ||||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Человек и общество | 2 | 1 | 1 | |
Правила поведения | ||||
Честь и репутация | 2 | 1 | 1 | |
Классификация чрезвычайных ситуаций и правила поведения | 3 | 1 | 2 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
II четверть | ||||
Здоровый образ жизни | ||||
Чувство взрослости. Что такое? | 2 | 1 | 1 | |
Права человека | ||||
ООН и Всемирная Декларация прав человека | 2 | 1 | 1 | |
Я – гражданин! | ||||
Все мы родом из детства | 1 | 1 | ||
Мой разум – основа моего поведения, а моё сердце – мой закон | 1 | 1 | ||
Толерантность и межнациональные отношения | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 8 | 4 | 4 | |
III четверть | ||||
Асоциальное поведение | ||||
Дань моде или пагубные привычки | 3 | 1 | 2 | |
Мир без наркотиков – территория жизни! | 3 | 1 | 2 | |
Глобальные проблемы человечества (радикализм, экстремизм, терроризм) | 3 | 2 | 1 | |
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
IV четверть | ||||
Права, обязанности, ответственность | ||||
Как не стать жертвой преступления? | 2 | 1 | 1 | |
Дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность | 3 | 1 | 2 | |
Административная, уголовная ответственность | 3 | 1 | 2 | |
Детки в «клетке». | 1 | 1 | ||
Итого: | 9 | 4 | 5 | |
Итого: | 34 | 15 | 19 |
Содержание учебно-тематического плана
1 класс
Раздел I. Правила общения (8 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала первого года обучения по программе «Школа безопасности», правилами внутреннего распорядка.
Тема 2. Я в школе. Ознакомление с правилами внутреннего распорядка школы, правилами поведения в здании школы, на уроке, на перемене, в столовой, в спортзале, в гардеробе. Одежда, предназначенная для ношения в школе.
Практическая часть: экскурсия по зданию школы.
Форма контроля: анкетирование.
Тема 3. Я на улице. Ознакомление с правилами общения на улице со взрослыми, с незнакомыми людьми, со сверстниками на детской площадке.
Практическая часть: экскурсия, создание ситуаций общения с людьми знакомыми и незнакомыми, с детьми на детской площадке.
Форма контроля: картинный тест.
Тема 4. Умеешь ли ты дружить. Ознакомление с понятием «дружба», признаками дружбы, когда возникает дружба, на чём базируется дружба, содействовать зарождению дружбы и как сохранить дружеские отношения между детьми.
Практическая часть: рисунок «Я и мои друзья».
Форма контроля: конкурс рисунков «Мой друг»
Раздел II. Правила поведения (8 часов)
Тема 1. Правила безопасного поведения на дороге. Ознакомление с понятиями «дорога», «тротуар», «пешеходный переход», «светофор», «водитель», «пешеход». Обучение основным правилам дорожного движения и правилам поведения на дороге.
Практическая часть: экскурсия к дорожному полотну, переход проезжей части согласно дорожным знакам.
Форма контроля: познавательная игра «Правила дорожного движения».
Тема 2. Я в общественном месте. Ознакомление с понятием «общественное место». Транспорт, улица, двор, детская площадка, школа, библиотека, театр, кинотеатр, музей, магазин, кафе, парк, поликлиника и др. Изучение правила поведения.
Практическая часть: посещение центральной детской библиотеки
Форма контроля: игра «Знаешь ли ты правила поведения в общественном месте».
Тема 3. Правила поведения в природе. Ознакомление детей с понятием «природа». Лес, реки, озёра, деревья, растения, грибы, насекомые, животные и всё, что окружает человека. Изучение правил поведения в лесу, на воде, на ледяных горках и катках, в парке, при встрече с бродячими собаками.
Практическая часть: экскурсия в природу, просмотр тематических мультфильмов.
Форма контроля: тест
Тема 4. Чрезвычайные ситуации и правила поведения. Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными». Природные явления, пожары, безопасность в быту, незнакомые люди, незнакомые предметы, ребёнок заблудился. Изучение правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов экстренных служб. Кто такие спасатели?
Практическая часть: экскурсия в пожарную часть
Форма контроля: викторина «Уроки безопасности».
Раздел III. Здоровый образ жизни (7 часов).
Тема 1. Режим дня. Гигиена – основа здоровья человека. Ознакомление с режимом дня школьника. Значение режима дня для здоровья. Изучение правил гигиены. Значение гигиенических правил для здоровья человека.
Практическая часть: экскурсия - правилам личной гигиены в гардеробе, в классе, в столовой, после урока физкультуры, после посещения туалетной комнаты, после прогулки.
Форма контроля: составление режима дня
Тема 2. Овощи и фрукты – полезные продукты. Ознакомление с понятиями: «правильное питание», «полезные продукты», «меню», «аппетит», «витамины». Различие между полезными и неполезными продуктами. Влияние полезных и неполезных продуктов на организм.
Практическая часть: работа с карточками, кроссворд.
Форма контроля: тест
Тема 3. Спорт-здоровье и мы. Ознакомление с видами спорта. Влияние занятий спортом на здоровье человека.
Практическая часть: соревнования «Быстрые, ловкие, сильные».
Форма контроля: комплекс утренней гимнастики
Раздел IV. Права ребёнка (1 час)
Тема 1. Я ребёнок, я имею право. Ознакомление с правами ребёнка с рождения, семья.
Практическая часть: просмотр кинофильма, мультфильмов
Форма контроля: картинный тест
Раздел V. Я – гражданин (9 часов)
Тема 1. Моя родина – Россия. Ознакомление с понятиями «Родина», «Россия», «столица», обзорное ознакомление с символикой России, главный город страны, Великая река, народ - россияне.
Практическая часть: аппликация российского флага, рисование «Моя малая Родина».
Форма контроля: конкурс рисунков.
Тема 2. Дом, в котором я живу.
Практическая часть: экскурсия по достопримечательностям г. Нижневартовска.
Форма контроля: конкурс рисунков «Мой Нижневартовск»
Тема 3. Я, ты, он, она вместе целая страна. Ознакомление с национальностями людей, проживающих в России. Толерантность – залог дружбы и понимания.
Практическая часть: рисование плаката «Цветок толерантности».
Форма контроля: игра-путешествие.
Тема 4. Права, обязанности, ответственность. Ознакомление с правами, обязанностями, ответственностью школьника.
Практическая часть: «Уроки тетушки Совы»
Форма контроля: игра «Вопрос - ответ».
2-4 классы
Раздел I. Правила общения ( 8 часов)
Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала второго года обучения по программе «Школа безопасности».
Тема 2. Я и школьный коллектив. Что такое «классный коллектив», «школьная семья». Законы классного коллектива. Этикет общения в коллективе.
Практическая часть: игра «Продолжи предложение».
Форма контроля: словесный портрет классного коллектива
Тема 3. Уважай старших, защищай младших. Правила общения со взрослыми, тактичность, вежливость, уважение. Правила общения с младшими.
Практическая часть: создание и отработка ситуаций общения.
Форма контроля: тест
Тема 4. Твоя уличная компания. Ознакомление с правилами поведения и общения со сверстниками на улице. Этикет, тактичность, вежливость, помощь, отзывчивость, честность.
Практическая часть: создание и отработка ситуаций общения и поведения на улице со сверстниками.
Форма контроля: игра «Вопрос - ответ».
Раздел II. Правила поведения (8 часов)
Тема 1. Азбука дороги. Ознакомление с переходом проезжей части в разное время года. Как вести себя в транспорте.
Практическая часть: отработка перехода в автогородке
Форма контроля: игра «Как избежать неприятностей»
Тема 2. Правила личной безопасности. Изучать правила поведения дома, на улице, в подъезде, с незнакомыми людьми, при обнаружении незнакомых предметов, при встрече с бродячими собаками.
Практическая часть: создание и отработка ситуаций правил личной безопасности.
Форма контроля: опрос-игра «Спроси - отвечай»
Тема 3. Чрезвычайные ситуации и правила поведения. Лесные пожары. Изучение правил поведения при возникновении лесных пожаров, номера телефонов экстренных служб.
Практическая часть: видеоуроки безопасности «Тетушки совы».
Форма контроля: картинный тест
Раздел III. Здоровый образ жизни (8 часов)
Тема 1. О здоровом образе жизни. Изучение главных правил здорового образа жизни. Средства личной гигиены. Полезные и вредные привычки.
Практическая часть: просмотр мультфильма «Сестрички-привычки»
Форма контроля: рисование плаката
Тема 2. Здоровое питание. Какое питание можно считать здоровым? Всегда ли вкусная еда полезна?
Практическая часть: викторина «Азбука здоровья»
Форма контроля: тест
Тема 3. Если крепок и здоров, к делам серьёзным ты готов. Закаливание, зарядка, виды спорта.
Практическая часть: просмотр видеофильмов
Форма контроля: комплекс утренней гимнастики
Раздел IV. Права ребёнка (1 час)
Тема 1. Равенство прав людей от рождения. Ознакомление с правами ребёнка на обучение, оздоровление, воспитание, защиту.
Практическая часть: рисунок «Имею право»
Форма контроля: тест
Раздел V.Я – гражданин (7 часов)
Тема 1. Государственная символика. Неофициальные символы России. Флаг, герб, гимн, Красная площадь, Кремль.
Практическая часть: дидактические игры
Форма контроля: тест
Тема 2. Моя малая родина. Город, в котором я живу.
Практическая часть: экскурсия по городу
Форма контроля: выставка фотографий
Тема 3. Кто я? Какие мы? Национальности людей, проживающих в г. Нижневартовске. Как жить в мире и согласии.
Практическая часть: Упражнение «Представление с чужих слов»
Форма контроля: мой портрет
Тема 4. Права, обязанности, ответственность. Обязанности в школе, дома, в обществе. Дисциплинарная ответственность.
Практическая часть: составление обязанностей
Форма контроля: тест
Раздел VI.Асоциальное поведение (2 часа)
Тема 1. Что такое «хорошо», что такое «плохо». Сквернословие, оскорбление. Поступки и проступки.
Практическая часть: просмотр видеофильмов
Форма контроля: тест
5-6 классы
Раздел I. Правила общения (3 часа)
Тема 1. Вводное занятие Ознакомление с содержанием программного материала третьего года обучения по программе «Школа безопасности».
Тема 2. Школа вежливости. Правила приличия. Вежливость.
Практическая часть: составление «дерева вежливости».
Форма контроля: игра «Вежливо - невежливо»
Раздел II. Правила поведения (5 часов)
Тема 1. Я и дисциплина на дороге. Элементы дорог. Дорожные знаки. Дорожная безопасность.
Практическая часть: кроссворд
Форма контроля: карточная викторина
Тема 2. Чрезвычайные ситуации и правила поведения. Пожар. Водоёмы. Наводнение. Ураганы. Бури. Антитеррористическая безопасность в общественных местах. Правила поведения при ЧС.
Практическая часть: подготовка памятки обучающегося
Форма контроля: дидактическая игра
Раздел III. Здоровый образ жизни (2 часа)
Тема 1. Здоровье нации в твоих руках. Восемь правил здорового образа жизни.
Практическая часть: буклет
Форма контроля: тест
Раздел IV. Права ребёнка (2 часа)
Тема 1. Защита детства. Закон ХМАО-Югры от 10.09.2009 года №109 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
Практическая часть: подготовка памятки обучающегося
Форма контроля: игра «Ромашка вопросов»
Раздел V.Я – гражданин (4 часа)
Тема 1. Моя родина большая и малая. Наша родина – Россия. Мой город – Нижневартовск.
Практическая часть: работа с карточками
Форма контроля: тест
Тема 2. Главные законы страны. Конституция РФ. История Конституции РФ.
Форма контроля: тест
Тема 3. Толерантность – уважение прав и свобод граждан. Толерантная страна. Толерантная личность.
Практическая часть: рисунок «Всемирный хоровод»
Форма контроля: тест
Раздел VI.Асоциальное поведение (9 часов)
Тема 1. Сквернословие – это болезнь. Курение. Влияние на организм. История возникновения сквернословия. Что такое сквернословие. Как избавится от сквернословия. Никотиновая зависимость. Путь к здоровью.
Практическая часть: подготовка антирекламы сквернословия.
Форма контроля: игра «Да», «Нет», «Иногда».
Тема 2. Правда об алкоголе. «Мифы» о наркотиках. Влияние алкогольных напитков на организм подростка. Опасность употребления наркотических средств и ПАВ. Последствия употребления.
Практическая часть: упражнение: «Умей сказать «НЕТ»
Форма контроля: игра «Да», «Нет», «Иногда».
Тема 3. Игромания. Безопасный интернет. Игры и зависимость от них. Компьютер и его влияние. Меры безопасности.
Практическая часть: просмотр видеофильмов.
Форма контроля: тест.
Раздел VII. Права, обязанности, ответственность (9 часов)
Тема 1. Права и обязанности. Основные права и обязанности обучающихся.
Практическая часть: подготовка буклета.
Форма контроля: картинный тест.
Тема 2. Шалость, проступок, ответственность. Что такое шалость, проступок. Меры ответственности.
Практическая часть: создание ситуаций и их решение.
Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов».
Тема 3. Правонарушение, преступление, ответственность. Понятия правонарушения и преступления. Меры ответственности.
Практическая часть: создание ситуаций и их решение.
Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов».
Тема 4. Детки в «клетке». Школы закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей. Жизнь подростков в школах закрытого типа.
Форма контроля: опрос-игра «Спроси - отвечай».
7-8 классы
Раздел I. Правила общения (3 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала четвертого года обучения по программе «Школа безопасности».
Тема 2. Человек в мире правил. Правила поведения в обществе.
Практическая часть: создание ситуаций и их решение.
Форма контроля: тест.
Раздел II. Правила поведения (5 часов)
Тема 1. Правила личной безопасности. Дорожная этика. Дорожные знаки. Водитель и пешеход. Правила поведения на дороге.
Практическая часть: викторина.
Форма контроля: картинный тест.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации и правила поведения. Чрезвычайные ситуации природного характера. Правила поведения.
Практическая часть: просмотр видеофильмов.
Форма контроля: дидактическая игра
Раздел III. Здоровый образ жизни (2 часа)
Тема 1. Мой образ жизни. Значение здорового образа жизни для человека.
Практическая часть: подготовка памятки «Я и моё будущее».
Форма контроля: конкурс рисунков.
Раздел IV. Права ребёнка (2 часа)
Тема 1. Основные положения Конвенции ООН о правах ребёнка. Закон о защите и охране детства.
Практическая часть: упражнение «Найди лишнее».
Форма контроля: самостоятельная работа «Имею право».
Раздел V. Я – гражданин (4 часа)
Тема 1. Мой дом – моя крепость. Семья и семейные ценности.
Практическая часть: просмотр видеофильмов.
Форма контроля: устный портрет моей семьи.
Тема 2. Закон – один для всех. Правовые нормы законодательства РФ.
Форма контроля: картинный тест.
Тема 3. Свобода выбора: где жить и с кем жить. Формирование толерантности, уважение и принятие других мнений, верований, идей и поведения.
Практическая часть: упражнение «Выбери правильный ответ».
Форма контроля: устный портрет толерантной и интолерантной личности.
Раздел VI.Асоциальное поведение (9 часов)
Тема 1. Табак, алкоголь - «за» и «против». Табачная и алкогольная зависимость. Вред для здоровья.
Практическая часть: упражнение: «Умей сказать «НЕТ»
Форма контроля: игра «Продолжи предложение».
Тема 2. Скрытая угроза. Зависимость от наркотических и одурманивающих веществ. Вред для здоровья.
Практическая часть: упражнение: «Умей сказать «НЕТ»
Форма контроля: игра «Продолжи предложение».
Тема 3. Экстремизм, терроризм – угроза обществу. Понятия экстремизма, терроризма. В чём выражается угроза обществу.
Практическая часть: просмотр видеофильмов.
Форма контроля: картинный тест.
Раздел VII. Права, обязанности, ответственность (9 часов)
Тема 1. Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей. Правила поведения, способные уберечь от беды.
Практическая часть: создание ситуаций и их решение.
Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов».
Тема 2. Правонарушения и ответственность. Типы правонарушений и ответственность за них.
Практическая часть: создание памятки «Административная право».
Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов».
Тема 3. Преступления и ответственность. Типы преступлений и ответственность за них.
Практическая часть: создание памятки «Уголовное право».
Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов».
Тема 4. Детки в «клетке». Исправительные колонии для несовершеннолетних преступников. Жизнь подростков в исправительных колониях для несовершеннолетних.
Практическая часть: экскурсия в СИЗО.
Форма контроля: опрос-игра «Спроси - отвечай».
9-11 классы
Раздел I. Правила общения (3 часа)
Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала пятого года обучения по программе «Школа безопасности», правилами внутреннего распорядка.
Тема 2. Человек и общество. Правила общения в различных ситуациях. Оценка себя и других. Нравственные качества.
Практическая часть: Упражнение «Представление с чужих слов».
Форма контроля: игра «Продолжи предложение».
Раздел II. Правила поведения (5 часов)
Тема 1. Честь и репутация. Мужественность. Женственность. Уважение к окружающим. Нравственные качества человека.
Практическая часть: составление портрета нравственного человека.
Форма контроля: тест.
Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций и правила поведения. Случайные и преднамеренные чрезвычайные ситуации. Правила поведения.
Практическая часть: игра «Продолжи предложение».
Форма контроля: картинный тест.
Раздел III. Здоровый образ жизни (2 часа)
Тема 1. Чувство взрослости. Что такое? Что такое «взрослость»? Понятия «ответственность», «свобода», «совесть» их содержание и значение для человека.
Практическая часть: коллективный портрет успешного взрослого человека.
Форма контроля: составление кодекса поведения взрослого человека.
Раздел IV. Права человека (2 часа).
Тема 1. ООН и Всемирная Декларация прав человека. Единство прав и обязанностей. Группы права.
Практическая часть: работа с пословицами, кроссворд.
Форма контроля: путевой лист «Почему важно соблюдать законы».
Раздел V. Я – гражданин (4 часа)
Тема 1. Все мы родом из детства. Основы семьи. Формирование нравственного отношения к родителям, семье, близким людям. Значение семьи для человека.
Практическая часть: работа с цитатами, написание пожелания семье.
Форма контроля: устный портрет моей семьи.
Тема 2. Мой разум – основа моего поведения, а моё сердце – мой закон. Воспитание нравственной стойкости, воли, целеустремлённости, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом. Нравственный выбор. Нравственный запрет.
Практическая часть: копилка добрых мыслей.
Форма контроля: игра «Продолжи предложение».
Тема 3. Толерантность и межнациональные отношения. Мир, как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.
Практическая часть: просмотр видеофильмов.
Форма контроля: тест.
Раздел VI.Асоциальное поведение (9 часов)
Тема 1. Дань моде или пагубные привычки. Курение, алкоголь за и против. Жертвы вредных привычек. Пропаганда ЗОЖ.
Практическая часть: заполнение таблицы «за» и «против».
Форма контроля: тест.
Тема 2. Мир без наркотиков – территория жизни. Наркотики. ПАВ. Одурманивающие вещества. Жертвы наркотической зависимости. Профилактика ЗОЖ.
Практическая часть: игра продолжи предложение «Наркотики это…».
Форма контроля: тест.
Тема 3. Глобальные проблемы человечества (радикализм, экстремизм, терроризм).
Понятия «радикализм», «экстремизм», «терроризм». Проявления радикализма, экстремизма, терроризма.
Практическая часть: просмотр видеофильма.
Форма контроля: картинный тест.
Раздел VII. Права, обязанности, ответственность (9 часов)
Тема 1. Как не стать жертвой преступления? Виктимное поведение. Типы поведения. Как правильно себя вести.
Практическая часть: создание ситуаций и их решение.
Форма контроля: буклет.
Тема 2. Дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность. Понятия. Дисциплинарные правонарушения, ответственность. Гражданско – правовые правонарушения, ответственность.
Практическая часть: создание памятки «Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность».
Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов».
Тема 3. Административная, уголовная ответственность. Понятия. Административные правонарушения, ответственность. Уголовные противоправные деяния, ответственность.
Практическая часть: создание памятки «Административная и уголовная ответственность».
Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов».
Тема 4. Детки в «клетке». Виды наказаний для несовершеннолетних. Где содержатся и отбывают наказания несовершеннолетние преступники. Жизнь подростков в исправительных колониях для несовершеннолетних.
Практическая часть: экскурсия в СИЗО.
Форма контроля: опрос-игра «Спроси - отвечай».
Планируемые результаты
Результаты программы «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
В результате обучения по программе ребенок: | В результате обучения по программе у ребенка: |
будет знать:
|
|
Организационно-педагогические условия программы
Годовой календарный учебный график
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»
на 2016-2017 учебный год (школьное отделение)
Классы | I четверть | Осенние каникулы | II четверть | Зимние каникулы | III четверть | Весенние каникулы | IV четверть | Всего учебных недель | Всего дней каникул | |||||||
сроки | кол-во недель | сроки | кол-во дней | сроки | кол-во недель | сроки | кол-во дней | сроки | кол-во недель | сроки | кол-во дней | сроки | кол-во недель | |||
1-е классы | 01.09.16 26.10.16 | 8 недель | 27.10.1606.11.16 | 11 дней | 07.11.16 30.12.16 | 8 недель | 31.12.16 10.01.17 | 11 дней | 11.01.17 10.02.17 и 20.02.17 17.03.17 | 8 недель | 11.02.17 19.02.17 и 18.03.17 26.03.17 | 9 и 9 дней | 27.03.17 31.05.17 | 9 недель | 33 недели | 40 дней |
2-10Б классы | 01.09.16 26.10.16 | 8 недель | 27.10.1606.11.16 | 11 дней | 07.11.16 30.12.16 | 8 недель | 31.12.16 10.01.17 | 11 дней | 11.01.17 17.03.17 | 9 недель | 18.03.17 26.03.17 | 9 дней | 27.03.17 31.05.17 | 9 недель | 34 недели | 31 день |
10А-11Б классы | 01.09.16 26.10.16 | 8 недель | 27.10.1606.11.16 | 11 дней | 07.11.16 30.12.16 | 8 недель | 31.12.16 09.01.17 | 10 дней | 10.01.17 17.03.17 | 9 недель и 1 день | 18.03.17 26.03.17 | 9 дней | 27.03.17 25.05.17 | 8 недель и 4 дня | 34 недели | 30 дней |
Условия реализации программы
Здание КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» и прилегающая территория, в котором осуществляется образование слабослышащих и позднооглохших обучающихся, соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдению пожарной и электробезопасности; соблюдению требований охраны труда.
В обучении слабослышащего и позднооглохшего обучающегося особое внимание уделяется оборудованию рабочего места. Кабинеты оборудованы одноместными партами, которая имеет стационарное крепление на полу. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта имеет хорошее освещение. Учитывается, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность падает слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Парта ученика с нарушением слуха занимает в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников, и расположены в классных помещениях полукругом.
К техническим средствам обучения слабослышащего и позднооглохшего обучающихся, ориентированных на его особые образовательные потребности, относятся: звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования; слухоречевой аудиокласс; радиокласс; визуальные приборы; персональные цифровые слуховые аппараты различных моделей; кохлеарные импланты; приборы для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры разных моделей); компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Текстовый редактор»); FM-системы.
Форма аттестации дополнительного образования
Для оценки результативности учебных занятий в объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.
Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.
Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.
Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, практическое задание.
Методические материалы
Методические материалы | –планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие; –задания для отслеживания результатов освоения программы; - виды практических, творческих и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы; –методические рекомендации по реализации программы. |
Дидактические наглядные пособия | -раздаточный материал для обучающихся (бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, видеозаписи, презентации), наглядные пособия (картинки, таблицы, объемные модели, муляжи и др.). |
Учебные пособия | -справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.); – художественная литература; –научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.); – периодические издания; –видеоматериалы (видеоролики, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.); –аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи); –электронные средства образовательного назначения (виртуальные экскурсии, демонстрационные модели, слайдовые презентации, др.); |
Список литературы
- Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2013г.
- Артемьева Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010г.
- Васильева Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010г.
- Веч Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010г. Профилактика наркомании.
- Волович В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 2000г.
- Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / - М.: Зеркало, 2007г.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2014г.
- Дичев Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009г. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.
- Жатин С. О. Правила дорожного движения 1-4 классы: занимательные занятия /. –Волгоград: Учитель, 2011г.
- Калягин А. Н., Швецова Е. А. Школа по преодолению табачной зависимости: Курс из восьми занятий // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009г.
- Козловская Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М.: Третий Рим, 2014г.
- Могутин Ю.В. Ты идешь по улице. – Новосибирск, 2012г.
- Петрановская Л.В. Что делать если… – М., 2012г.
- Поляков В. В., Е. А. Сербаринов Безопасность человека в экстремальных ситуациях / - М, 2002г.
- Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 2000г.
- Семенюк Н.В. Изучение правил дорожного движения». – Минск: «Народная Асвета», 2012г.
- Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «ОБЖ 10-11 класс», М.,Просвещение 2012 г.
- Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 2009.
- Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 2009г.
- Школа светофорных наук. Учебное пособие. – М., 2012г.
- Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007г.