Программы дополнительного образования

Фарберова Светлана Григорьевна

Программа дополнительного образования «Школа безопасности» ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. 

Программа «Югра - мой край родной»  знакомит обучающихся с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны, позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира коренных жителей, своеобразие животного,  растительного мира, природных запасов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yugra.docx96.78 КБ
Файл programma_shkola_bezopasnosti.docx143 КБ

Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

Управляющего совета

от 26.08.2016 № 1  

   ПРИНЯТО:

   Протокол заседания                                

   педагогического совета

   от 26.08.2016 № 1

         УТВЕРЖДЕНО:

         Приказ директора школы

          от 26.08.2016 № 244/1

           ________ Л.Б. Козловская

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Югра - мой край родной»

http://surwiki.admsurgut.ru/wiki/images/e/e5/Kartaa.jpg

Возраст: 14-18 лет

Срок реализации: 2 года

                                                                       Разработчик: Фарберова Светлана Григорьевна,

                                                                                        педагог дополнительного образования                                                      

г. Нижневартовск

2016г.

Пояснительная записка

 На  современном  этапе  развития  общества  экологическое  образование  признано  приоритетным. Жизненная  значимость  экологического  воспитания  обусловлена  необходимостью  глубокой  переоценки  ценностей  и  самого  смысла  человеческой  деятельности.

Любовь к малой родине является внутренним стержнем человека, который во многом определяет жизненную позицию его как гражданина.

Современная школа способна оказать содействие в воспитании и становлении личности ребёнка именно через изучение природы своего края. Изучая ее, ребёнок осознаёт свою связь с окружающим миром и эффективно с ним взаимодействует.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием.

Программа «Югра - мой край родной»  знакомит обучающихся с родным краем, его историей, помогает ощутить связь с прошлым и настоящим страны, позволяет увидеть многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира коренных жителей, своеобразие животного,  растительного мира, природных запасов.

        Она ориентирована на изучение типичных экологических систем родного края.

        Дополнительная  программа «Югра - мой край родной» способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.

Изучение природы своего края способствует  эстетическому воспитанию, учит находить в окружающем мире красоту природы: даже от простого созерцания  на экскурсии   могут возникать волнующие переживания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у детей любознательность и желание больше вникать в тайны природы, побуждают беречь её.

В процессе познавательной активности обучающиеся получают жизненно необходимые знания, являющиеся основой успешного усвоения предметов естественного цикла в средней, старшей школе.

Направленность: экологическая. 

Актуальность программы: в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно – нравственного развития ребёнка является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного города, округа, области, края».

Отличительные особенности программы: изучение своей малой родины учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Новизна программы состоит в том, что программа «Югра –мой край родной» развивает не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.

Адресат программы: обучающиеся 14-18 лет

Объём программы:  7-11 классы – 34 часа в год.

Форма обучения: очная.

Методы обучения:

словесные  – устное изложение, беседа, объяснение;

наглядные – показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций;

практические – тренировочные упражнения.

Тип занятия: -  теоретический, практический.

Формы проведения занятий:  экскурсия, акция, беседа, встреча с интересными людьми, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, практическое занятие.

Срок освоения программы: 2 года.

 7-11 классы -34 часа в год.

Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.


Цель и задачи программы

Цель программы: духовно-нравственное развитие и воспитание личности ребенка через развитие познавательного интереса к природе родного края.

        Задачи программы:

  • создавать условия для формирования системы знаний о флоре и фауне родного края;
  • способствовать развитию интереса обучающихся к познанию самого себя и окружающего мира, соблюдению правил экологического поведения, оценивать свои действия и действия других людей;
  • формировать умение вести диалог, формулировать своё мнение и отстаивать позицию, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитание   нравственных  качеств  личности  активного гражданина,  защитника  природы.


Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

7 – 8 классы

I четверть

Югорский край

Вводное занятие

1

1

Экология, что это?

1

1

Растительный мир Югры

Значение леса в природе

2

1

1

Лес в жизни человека

2

1

1

Травянистые растения. Классификация травянистой растительности

2

2

Итого:

8

4

4

II четверть

Животный мир Югры

Животные таёжных лесов

2

1

1

Животные и их среда обитания

2

1

1

Птичий мир Югры

Основные экологические группы птиц. Классификация птиц по способу питания

2

1

1

Значение птиц в природе и в жизни коренных жителей региона

2

1

1

Итого:

8

4

4

III четверть

Насекомые Югры

Основные экологические группы насекомых

2

1

1

Роль насекомых в природе и жизни человека

2

1

1

Рыбье царство Югры

Рыбы рек и водоёмов тайги

3

1

2

Значение рыб в природе и жизни человека

2

1

1

Итого:

9

4

5

IV четверть

Коренные жители Югры

Быт народов ханты и манси

3

1

2

Священные животные и растения ханты и манси

3

1

2

Сохраним Югру для будущего

Экологические проблемы Югры

3

1

2

Итого:

9

3

6

              Итого:

34

15

19

Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

9 – 11 классы

I четверть

Югорский край

Вводное занятие

1

1

Богатство родного края

1

1

Растительный мир Югры

Лесообразующие породы лесов ХМАО-Югры

2

1

1

Лесные травы. Лекарственные растения

2

1

1

Растения Красной книги

2

1

1

Итого:

8

4

4

II четверть

Животный мир Югры

Значение животных в природе и в жизни коренного населения

1

1

Животные как объект промысла. Животные Красной книги

3

1

2

Птичий мир Югры

Перелётные птицы. Оседлые и кочующие птицы

2

1

1

Промысловые птицы. Птицы Красной книги

2

1

1

Итого:

8

4

4

III четверть

Насекомые Югры

Общественные насекомые. Насекомые вредители

2

1

1

Насекомые Красной книги

2

1

1

Рыбье царство Югры

Классификация рыб по месту обитания  и типу питания

3

1

2

Охрана рыбьих ресурсов

2

1

1

Итого:

9

4

5

IV четверть

Коренные жители Югры

Праздники коренных народов Севера

3

1

2

Пушной промысел

3

1

2

Сохраним Югру для будущего

Нефтяное загрязнение среды и способы решения проблемы

3

1

2

Итого:

9

3

6

              Итого:

34

15

19

Содержание учебно-тематического плана

7-8 классы

Раздел 1. Югорский край (2 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала первого года  обучения по программе «Югра – мой край родной».

Тема 2. Экология, что это? Понятие экология. Влияние человека на окружающую среду. Меры по охране природы.

Форма контроля: тест.

Раздел 2. Растительный мир Югры (6 часов)

Тема 1. Значение леса в природе. Общие сведение о лесах края.  Почвозащитные   и   водозащитные  функции  леса.  Средообразующая  функция  леса (обогащение  кислородом, стабилизация  углекислого  газа, увлажнение  воздуха, снижение  температурного  режима,  шума).      

Практическая часть: просмотр видеофильмов.

Форма контроля: игра «ДА» или «НЕТ».

Тема 2. Лес в жизни человека. Лес – источник кислорода, энергии, сырья для промышленности, пищевых продуктов, лекарственного сырья. Фитонцидные свойства растений.  

Практическая часть: экскурсия.

Форма контроля: закончить предложение «Природа для меня…».

Тема 3. Травянистые растения. Классификация травянистой растительности. Характеристика травянистых растений. Травянистые растения нашего края. Значение для природы и  человека. Травы в жизни коренного населения. Видовое разнообразие травянистой растительности. Ягодные, лекарственные, ядовитые, съедобные, хищные, сорные, первоцветы.

Практическая часть: дидактические карточки.

Форма контроля: тест.

Раздел 3. Животный мир Югры (4 часа)

Тема 1. Животные таёжных лесов. Классификация животных, видовое разнообразие животных. Животные  в лесном сообществе (краткий обзор).

Практическая часть: дидактические карточки.

Форма контроля: рисунок «Хозяин тайги».

Тема 2. Животные и их среда обитания. Экологическая ниша. Приспособленность млекопитающих к условиям среды (окраска, длина и густота шерсти, форма тела, строение конечностей и т.п.).

Практическая часть: составление схемы ярусного размещения животных в лесу.

Форма контроля: тест.

Раздел 4. Птичий мир Югры (4 часа)

Тема 1. Основные экологические группы птиц. Классификация птиц по способу питания. Классификация.   Характеристика основных экологических групп птиц таежных комплексов. Приспособление птиц к условиям жизни. Экологические ниши птиц. Профессия орнитолог. Классификация птиц по способу питания (хищные, растительноядные, насекомоядные).

Практическая часть: дидактические карточки.

Форма контроля: тест.

Тема 3.Значение птиц в природе и в жизни коренных жителей региона. Роль птиц в экосистемах. Значение птиц в  жизни человека.

Практическая часть: изготовление кормушек .

Форма контроля: тест.

Раздел 5. Насекомые  Югры (4 часа)

Тема 1. Основные экологические группы насекомых. Представители  основных   групп насекомых: жёсткокрылые (божья коровка, жужелицы, навозники). Перепончатокрылые (пчелы, осы, шмели). Прямокрылые (кузнечики, саранча). Двукрылые  (мухи, оводы). Чешуекрылые (бабочки).  

 Практическая часть: просмотр видеофильма.

Форма контроля: дидактические карточки.

Тема 2. Роль насекомых в природе и жизни человека. Роль насекомых в природе. Использование продуктов жизнедеятельности насекомых. Пчеловодство. Шелководство.

Практическая часть: просмотр видеофильма.

Форма контроля: экологическая игра.

Раздел 6. Рыбье царство  Югры (5 часов)

Тема 1. Рыбы рек и водоёмов тайги. Характеристика  водных  экосистем таёжного  биома  Ханты-Мансийского  автономного  округа – Югра. Реки, озёра. Особенности  экологических  условий  обитания в  водных  экосистемах. Роль  водных  экосистем  в  жизни  леса.

Практическая часть: просмотр видеофильма.

Форма контроля: дидактические карточки.

Тема 2. Значение рыб в природе и жизни человека. Функция  рыб  в  водных  сообществах. Рыбы в жизни коренных народов. Рыболовство. Искусственное разведение и акклиматизация рыб. Прудовое и озерное рыбоводство.

Практическая часть: работа с инструктивными карточками.

Форма контроля: тест.

Раздел 7. Коренные жители  Югры (6 часов)

Тема 1. Быт народов ханты и манси. Народы севера - ханты и манси. Место поселения (зимнее и летнее стойбище, городище). Хозяйственные постройки (жилой дом, чум, лабаз, вешало, летний очаг и т. д). Домашняя утварь (посуда, рукодельные принадлежности). Одежда (малица, кисы, орнаменты).

Практическая часть: работа с инструктивными карточками (определение названий хозяйственных построек, домашней утвари, одежды). Определение орнаментов.

Форма контроля: дидактическая игра.

Тема 2. Священные животные и растения ханты и манси. Священные животные (гагара, кулик, орел) и растения (кедр, ель, береза) в сказках, мифах и легендах.

Практическая часть: животный и растительный мир в загадках коренных народов севера.

Форма контроля: тест.

Раздел 8. Сохраним  Югру для будущего (3 часа)

Тема 1. Экологические проблемы Югры. Экологические проблемы округа (мусорные свалки, шумовые, нефтяные загрязнения, загазованность воздуха и т.д.), пути их решения. Природоохранная деятельность человека.

Практическая часть: работа с инструктивными карточками.

Форма контроля: решение экологических задач.


9-11 классы

Раздел 1. Югорский край (2 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала первого года  обучения по программе «Югра – мой край родной».

Тема 2. Богатство родного края. Природные ресурсы: животные, растения, полезные ископаемые - нефть и газ. Их значение в жизни человека. Последствия бесхозяйственной деятельности человека. Возможные способы преодоления ущерба, нанесенного природе.

Практическая часть: инструктивные карточки.

Форма контроля: тест .

Раздел 2. Растительный мир Югры (6 часов)

Тема 1. Лесообразующие породы лесов ХМАО-Югры. Основные типы лесов ХМАО. Основные древесные лесообразующие породы. Биологическая, экологическая и хозяйственная  характеристика  древесных  пород.  

Практическая часть: работа с коллекционным и гербарным материалом: листья, хвоя, шишки, плоды, семена.

Форма контроля: тест.

Тема 2. Лесные травы. Лекарственные растения. Травянистая растительность леса. Значение трав в лесном биоценозе. (Любка двулистная, майник двулистный, лютик едкий, ландыш, вороний глаз, седмичник, кислица). Лекарственные растения, их применение в народной медицине. Правила сбора, сушки  и хранение лекарственных трав. Чем и как лечились народы ханты и манси. Ядовитые растения.

Практическая часть: сюжетно-ролевая игра «Помоги себе сам».

Форма контроля: анкетирование.

Тема 4. Растения Красной книги. История  возникновения  Красной  книги. Редкие виды травянистых растений края: пион уклоняющийся, родиола розовая,  зверобой продырявленный, прострел желтеющий, ветреница лютиковая и дубравная, кувшинка чисто-белая, медуница мягенькая, лилия саранка, башмачок капельный, любка двулистная. Растения, требующие особого внимания: кубышка малая, купальница европейская, горицвет обыкновенный, земляника лесная.

Практическая часть: работа с литературой.

Форма контроля: картинный тест.

Раздел 3. Животный мир Югры (4 часа)

Тема 1. Значение животных в природе и в жизни коренного населения. Роль хищников в природе. Травоядные животные. Производство одежды, обуви, предметов обихода. Обычаи и ритуалы, связанные с млекопитающими.

Форма контроля: тест.

Тема 2. Животные как объект промысла. Животные Красной книги.   Охотничий сезон. Браконьерство. Охрана пушных  животных. Редкий вид - западносибирский речной бобр. Вид, требующий особого внимания – барсук. Видовой состав животных, занесённых в Красную Книгу Тюменской области (бабочка махаон,  стрекоза-красотка, бобр, осетр) Причины исчезновения и сокращения численности.

Практическая часть: игра «По страницам Красной книги».

Форма контроля: тест.

Раздел 4. Птичий мир Югры (4 часа)

Тема 1. Перелётные птицы. Оседлые и кочующие птицы. Перелетные птицы (стриж, ласточка, кукушка, иволга, трясогузка, журавль, утка, гусь, лебедь, скопа и др.). Типы перелетов. Силуэты полета птиц. Оседлые птицы (голубь, воробей, сорока, ворона). Кочующие птицы (синица, снегирь, клест, дятел, поползень, свиристель). Птицы  городских ландшафтов (воробей, голубь, сорока, ворона).  Приспособленность  к  городской  среде  обитания.

Практическая часть: просмотр видеофильма

Форма контроля: тест.

Тема 2. Промысловые птицы. Птицы Красной книги. Промысловые птицы (куропатка, гусь, утка, рябчик, глухарь, тетерев) и их значение для человека. Птицы, как объект промысловой и спортивной охоты. Священные птицы ханты и манси. Зооэкспорт. Редкие, находящиеся  под  угрозой исчезновения,  птицы   края: (беркут, краснозобая казарка, краснозобая гагара,  кречет, лебедь  кликун, малый  лебедь, пискулька, сапсан, серый  гусь, серый  журавль, тундрянная  куропатка, чёрный  аист, филин, орлан  белохвост, скопа, стерх).

Практическая часть: игра «По страницам Красной книги».

Форма контроля: картинный тест.

Раздел 5. Насекомые  Югры (4 часа)

Тема 1. Общественные насекомые. Насекомые вредители. Опылители растений. Жизнь социальных насекомых. Пчелы, шмели, осы, муравьи. Пищевые цепи насекомых (тля, божья коровка и др.). Листоеды. Обитатели галлов, шишек, древесины, грибов, плодов. Виды вредных насекомых (моль, вши, мухи, тля, оводы, блохи, саранча, тараканы). Опыление. Насекомые – опылители  растений: бабочки (бражник, капустница, крапивница, павлиний глаз), пчелы, шмели, комары, осы.

Практическая часть: просмотр видеофильма.

Форма контроля: тест.

Тема 2. Насекомые Красной книги. Почему исчезают насекомые? Редкие, находящиеся  под  угрозой исчезновения, насекомые края: (жужелицы, стрекозы, махаон, аполлон, шмель и др.).

Практическая часть игра «По страницам Красной книги».

Форма контроля: картинный тест.

Раздел 6. Рыбье царство  Югры (5 часов)

Тема 1. Классификация рыб по месту обитания и типу питания. Классификация рыб по месту обитания: пресноводные, проходные, морские;   типу  питания: хищные, растительноядные;  строению скелета: костно-хрящевой, костистый, хрящевой. Придонные и поверхностные рыбы. Приспособленность  рыб к неблагоприятным условиям среды. Заморы.  Пищевые цепи.

Практическая часть: просмотр видеофильма.

Форма контроля: картинный тест.

Тема 2. Охрана рыбьих ресурсов. Охрана рыбных богатств. Ограничения на вылов рыбы, весенний запрет. Природоохранные мероприятия. Редкие виды (сибирский осетр, хариус, стерлядь, нельма, таймень обыкновенный).

Практическая часть: решение экологических задач.

Форма контроля:тест.

Раздел 7. Коренные жители  Югры (6 часов)

Тема 1. Праздники коренных народов Севера. Значение традиционных праздников в жизни народов ханты и манси. Ритуал проведения, обряды. Вороний праздник.

Практическая часть: просмотр видеофильма «Традиции коренных народов Севера».

Форма контроля: тест.

Тема 2. Пушной промысел. Охотничье снаряжение (ловушки, самострелы, самоловы и т.д.). Способы охоты, объекты промысла, значение пушнины.

Практическая часть: работа с инструктивными карточками (значение пушнины в хозяйственной деятельности ханты и манси).

Форма контроля: тест.

Раздел 8. Сохраним  Югру для будущего (3 часа)

Тема 1. Нефтяное загрязнение среды и способы решения проблемы. Нефтяное загрязнение. Лесные пожары. Вырубка лесов. Промышленность и автомобильный  транспорт, как  фактор  загрязнения  среды.

Практическая часть: решение экологических задач .

Форма контроля: тест.

Планируемые результаты

В результате обучения  по программе ребенок:

В результате обучения  по программе у ребенка:

будет знать:

  • название страны, региона, где живет обучающийся, родного города;
  • символику страны, края, города;
  • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  • условия жизни животных в естественных условиях, животных, вошедших в Красную книгу;
  • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;
  • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;         
  •   будет сформирована любовь к людям и природе; ответственное отношение к окружающей среде;
  •  будет воспитано доброжелательное отношение к живым существам; стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • будет развито умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • будет развита устойчивая потребность к самообразованию (работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать ее);
  • будет сформировано понимание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе.

будет уметь:

  • видеть и понимать красоту

живой природы;

  • вести простейшие наблюдения в природе;
  • воспринимать окружающий мир по средствам органов чувств и познавательного интереса;
  • проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  • сравнивать природные объекты и  находить в них существенные отличительные признаки; ƒ
  • составлять рассказы о своей Родине ее культуре, о достопримечательностях малой Родины.


Организационно-педагогические условия программы

                                                                           

Годовой календарный учебный график

КОУ «Нижневартовская  школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

                                                                           на 2016-2017 учебный год (школьное отделение) 

        

Классы

I четверть

Осенние                 каникулы

II четверть

Зимние                   каникулы

III четверть

Весенние                 каникулы

IV четверть

Всего учебных недель

Всего дней каникул

сроки

кол-во недель

сроки

кол-во дней

сроки

кол-во недель

сроки

кол-во дней

сроки

кол-во недель

сроки

кол-во дней

сроки

кол-во недель

1-е классы

01.09.16 26.10.16

8             недель

27.10.1606.11.16

11

дней

07.11.16 30.12.16

8

недель

31.12.16 10.01.17

11 дней

11.01.17

10.02.17

и

20.02.17

17.03.17

8 недель

11.02.17 19.02.17

и

18.03.17 26.03.17

9 и 9

дней

27.03.17 31.05.17

9

недель

33

недели

40 дней

2-10Б классы

01.09.16 26.10.16

8             недель

27.10.1606.11.16

11

дней

07.11.16 30.12.16

8

недель

31.12.16 10.01.17

11 дней

11.01.17 17.03.17

9

недель

18.03.17 26.03.17

9

дней

27.03.17 31.05.17

9

недель

34

недели

31

 день

10А-11Б классы

01.09.16 26.10.16

8             недель

27.10.1606.11.16

11

дней

07.11.16 30.12.16

8

недель

31.12.16 09.01.17

10 дней

10.01.17 17.03.17

9

недель и

1 день

18.03.17 26.03.17

9

дней

27.03.17 25.05.17

8

недель

и 4 дня

34

недели

30

дней



Условия реализации программы

        

        Здание КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» и прилегающая территория, в котором осуществляется образование слабослышащих и позднооглохших обучающихся, соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдению пожарной и электробезопасности; соблюдению требований охраны труда.

        В обучении слабослышащего и позднооглохшего обучающегося особое внимание уделяется оборудованию рабочего места. Кабинеты оборудованы одноместными партами, которая имеет стационарное крепление на полу. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта имеет хорошее освещение. Учитывается, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность падает слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Парта ученика с нарушением слуха занимает в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников, и расположены в классных помещениях полукругом.

        К техническим средствам обучения слабослышащего и позднооглохшего обучающихся, ориентированных на его особые образовательные потребности, относятся: звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования; слухоречевой аудиокласс; радиокласс; визуальные приборы; персональные цифровые слуховые аппараты различных моделей; кохлеарные импланты; приборы для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры разных моделей); компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Текстовый редактор»); FM-системы.


Форма аттестации дополнительного образования      

   

  Для оценки результативности учебных занятий в объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.

     Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.

     Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися.

     Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.

     Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

    Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, практическое задание.  


Методические материалы

Методические материалы

–планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

–задания для отслеживания результатов освоения программы;

- виды практических, творческих и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы;

–методические рекомендации по реализации программы.

Дидактические наглядные пособия

-раздаточный материал для обучающихся (бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, видеозаписи, презентации), наглядные пособия (картинки, таблицы, объемные модели, муляжи и др.).

Учебные пособия

-справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

– художественная литература;

–научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

– периодические издания;

–видеоматериалы (видеоролики, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

–аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи);

–электронные средства образовательного назначения (виртуальные экскурсии, демонстрационные модели, слайдовые презентации, др.).

Список литературы

  1. «Живой мир». Электронный учебник. Нижневартовск. 2014.
  2. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 2012.
  3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Животные, растения, грибы. Издание второе. Екатеринбург, 2013.
  4. Петрова Н. Н. География России. - Москва: ЭКСМО, 2014
  5. Рохлов В. «Занимательная ботаника». М. «АСТ-ПРЕССС». 2011.
  6. Рохлов В. «Занимательная зоология». М. «АСТ-ПРЕССС». 2012.
  7. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 2000г.
  8. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. М. «Просвещение». 2014.
  9. Удивительная планета Земля. Под ред. Н. Ярошенко. - ЗАО "Издательский Дом Ридерз Дайджест", 2012.
  10.  Энциклопедия для детей. М. «Аванта +». 2010.
  11.  Югорская сюита [фотоальбом] / Департамент общественных связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры; фотографии: А. Щукин и др. ; текст: А. Шедченко. - Москва: Пента, 2010.
  12.  Я познаю мир: Загадочные животные: Дет. Энцикл. / Н.Н. Непомнящий. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2014



Предварительный просмотр:

казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания

Управляющего совета

от 26.08.2016 № 1  

   ПРИНЯТО:

   Протокол заседания                                

   педагогического совета

   от 26.08.2016 № 1

         УТВЕРЖДЕНО:

         Приказ директора школы

          от 26.08.2016 № 244/1

           ________ Л.Б. Козловская

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»

Возраст: 7-18 лет

Срок реализации: 5 лет

http://www.gorobzor.ru/public/news/images/53146.jpg

                                           

Разработчик: Фарберова Светлана Григорьевна,

                                                                                            педагог дополнительного образования                                                      

г. Нижневартовск

2016г.

Пояснительная записка

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Укрепления физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения – является одной из ведущих задач в системе дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Школа безопасности» ориентирована на создание у обучающихся правильного представления о личной безопасности, на расширение знаний и приобретение практических навыков поведения при попадании в экстремальные и чрезвычайные ситуации. В содержание курса «Школа безопасности» входят аспекты различных знаний из предметов естественнонаучного цикла и ОБЖ, которые   систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные обучающимися в процессе обучения в образовательном учреждении, и способствует у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности.         

Направленность: социальная.

Актуальность программы заключается в приобщении обучающихся к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для укрепления психического и физического здоровья обучающихся.

Отличительные особенности программы: программа «Школа безопасности» предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Новизна программы содержание программы «Школа безопасности» отличается развёрнутостью, личностной ориентацией и концентрическим расширением объёма информации от класса к классу в рассмотрении вопросов безопасности.

Адресат программы: возраст 7-18 лет

Объём программы:

1 класс – 33 часа;

2-11 классы – 34 часа.

Форма обучения: очная.

Методы обучения:

словесные – устное изложение, беседа, объяснение;

наглядные – показ видеоматериалов, презентаций, иллюстраций;

практические – тренировочные упражнения.

Тип занятия: -  теоритический, практический.

Формы проведения занятий: - акция, беседа, встреча с интересными людьми, дискуссия, обсуждение, занятие-игра, практическое занятие, экскурсия.

Срок освоения программы: 5 лет. 

1 классы-33 часа, 2-11 классы -34 часа в год.

Режим занятий: 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут.


Цель и задачи программы

Цель программы: формирование у обучающихся социального опыта, сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, подготовка к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства.

        

        Задачи программы:

  • развитие у детей чувства ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;       
  • стимулирование у ребёнка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни;
  • развитие духовных и физических качеств личности, формирование умений оценивать ситуации, обеспечивающие безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности. 

Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

количество часов

всего

теория

практика

1 класс

I четверть

Правила общения

Вводное занятие

1

1

Я в школе

2

1

1

Я на улице

3

1

2

Умеешь ли ты дружить

2

1

1

Итого:

8

4

4

II четверть

Правила поведения

Правила безопасного поведения на дороге

3

1

2

Я в общественном месте

1

1

Правила поведения в природе

2

1

1

Чрезвычайные ситуации и правила поведения

2

1

1

Итого:

8

4

4

III четверть

Здоровый образ жизни.

Режим дня. Гигиена – основа здоровья человека

3

1

2

Овощи и фрукты – полезные продукты

2

1

1

Спорт-здоровье и мы

2

1

1

Права ребёнка.

Я ребёнок, я имею право

1

1

Итого:

8

4

4

IV четверть

Я - гражданин.

Моя родина – Россия

3

1

2

Дом, в котором я живу

1

1

Я, ты, он, она вместе целая страна

2

1

1

Права, обязанности, ответственность

3

1

2

Итого:

9

3

6

Итого:

33

15

18

Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

2 – 4 классы

I четверть

Правила общения

Вводное занятие

1

1

Я и школьный коллектив

2

1

1

Уважай старших, защищай младших

2

1

1

Твоя уличная компания

3

1

2

Итого:

8

4

4

II четверть

Правила поведения

Азбука дороги

3

1

2

Правила личной безопасности

3

1

2

Чрезвычайные ситуации и правила поведения

2

1

1

Итого:

8

3

5

III четверть

Здоровый образ жизни.

О здоровом образе жизни

3

1

2

Здоровое питание

2

1

1

Если крепок и здоров, к делам серьёзным ты готов

3

1

2

Права ребёнка.

Равенство прав людей от рождения. 

1

1

Итого:

9

4

5

IV четверть

Я - гражданин.

Государственная символика

Неофициальные символы России

2

1

1

Моя малая Родина

1

1

Кто я? Какие мы?

2

1

1

Права, обязанности, ответственность

2

1

1

Асоциальное поведение

Что такое «хорошо», что такое «плохо»

2

1

1

Итого:

9

4

5

Итого:

34

15

19

Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

5 – 6 классы

I четверть

Правила общения

Вводное занятие

1

1

Школа вежливости

2

1

1

Правила поведения

Я и дисциплина на дороге

2

1

1

Чрезвычайные ситуации и правила поведения

3

1

2

Итого:

8

4

4

II четверть

Здоровый образ жизни

Здоровье нации в твоих руках

2

1

1

Права ребёнка

Защита детства

2

1

1

Я – гражданин!

Моя родина большая и малая

1

1

Главные законы страны

1

1

Толерантность – уважение прав и свобод граждан

2

1

1

Итого:

8

4

4

III четверть

Асоциальное поведение

Сквернословие – это болезнь. Курение. Влияние на организм

3

1

2

Правда об алкоголе. «Мифы» о наркотиках

4

2

2

Игромания. Безопасный интернет

2

1

1

Итого:

9

4

5

IV четверть

Права, обязанности, ответственность

Права и обязанности

2

1

1

Шалость, проступок, ответственность.

3

1

2

Правонарушение, преступление, ответственность

3

1

2

Детки в «клетке».

1

1

Итого:

9

4

5

Итого:

34

16

18

Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

7 – 8 классы

I четверть

Правила общения

Вводное занятие

1

1

Человек в мире правил

2

1

1

Правила поведения

Правила личной безопасности. Дорожная этика

2

1

1

Чрезвычайные ситуации и правила поведения

3

1

2

Итого:

8

4

4

II четверть

Здоровый образ жизни

Мой образ жизни

2

1

1

Права ребёнка

Основные положения Конвенции ООН о правах ребёнка

2

1

1

Я – гражданин!

Мой дом – моя крепость

1

1

Закон – один для всех

1

1

Свобода выбора: где жит и с кем жить

2

1

1

Итого:

8

4

4

III четверть

Асоциальное поведение

Табак, алкоголь - «за» и «против»

3

1

2

Скрытая угроза

3

1

2

Экстремизм, терроризм – угроза обществу

3

2

1

Итого:

9

4

5

IV четверть

Права, обязанности, ответственность

Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей

2

1

1

Правонарушения и ответственность

3

1

2

Преступления и ответственность

3

1

2

Детки в «клетке».

1

1

Итого:

9

4

5

              Итого:

34

15

19

Учебный план

№ п/п

Название разделов, тем

Количество часов

всего

теория

практика

9 – 11 классы

I четверть

Правила общения

Вводное занятие

1

1

Человек и общество

2

1

1

Правила поведения

Честь и репутация

2

1

1

Классификация чрезвычайных ситуаций и правила поведения

3

1

2

Итого:

8

4

4

II четверть

Здоровый образ жизни

Чувство взрослости. Что такое?

2

1

1

Права человека

ООН и Всемирная Декларация прав человека

2

1

1

Я – гражданин!

Все мы родом из детства

1

1

Мой разум – основа моего поведения, а моё сердце – мой закон

1

1

Толерантность и межнациональные отношения

2

1

1

Итого:

8

4

4

III четверть

Асоциальное поведение

Дань моде или пагубные привычки

3

1

2

Мир без наркотиков – территория жизни!

3

1

2

Глобальные проблемы человечества (радикализм, экстремизм, терроризм)

3

2

1

Итого:

9

4

5

IV четверть

Права, обязанности, ответственность

Как не стать жертвой преступления?

2

1

1

Дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность

3

1

2

Административная, уголовная ответственность

3

1

2

Детки в «клетке».

1

1

Итого:

9

4

5

Итого:

34

15

19


Содержание учебно-тематического плана

1 класс

Раздел I. Правила общения (8 часов)

Тема 1. Вводное занятие.  Ознакомление с содержанием программного материала первого года обучения по программе «Школа безопасности», правилами внутреннего распорядка.

Тема 2. Я в школе.  Ознакомление с правилами внутреннего распорядка школы, правилами поведения в здании школы, на уроке, на перемене, в столовой, в спортзале, в гардеробе. Одежда, предназначенная для ношения в школе.

Практическая часть: экскурсия по зданию школы.

Форма контроля: анкетирование.

Тема 3. Я на улице. Ознакомление с правилами общения на улице со взрослыми, с незнакомыми людьми, со сверстниками на детской площадке.

Практическая часть: экскурсия, создание ситуаций общения с людьми знакомыми и незнакомыми, с детьми на детской площадке.

Форма контроля: картинный тест.

Тема 4. Умеешь ли ты дружить. Ознакомление с понятием «дружба», признаками дружбы, когда возникает дружба, на чём базируется дружба, содействовать зарождению дружбы и как сохранить дружеские отношения между детьми.  

Практическая часть: рисунок «Я и мои друзья».

Форма контроля: конкурс рисунков «Мой друг»

Раздел II. Правила поведения (8 часов)

Тема 1. Правила безопасного поведения на дороге. Ознакомление с понятиями «дорога», «тротуар», «пешеходный переход», «светофор», «водитель», «пешеход». Обучение основным правилам дорожного движения и правилам поведения на дороге.

Практическая часть: экскурсия к дорожному полотну, переход проезжей части согласно дорожным знакам.

Форма контроля: познавательная игра «Правила дорожного движения».

Тема 2. Я в общественном месте. Ознакомление с понятием «общественное место». Транспорт, улица, двор, детская площадка, школа, библиотека, театр, кинотеатр, музей, магазин, кафе, парк, поликлиника и др. Изучение правила поведения.

Практическая часть: посещение центральной детской библиотеки

Форма контроля: игра «Знаешь ли ты правила поведения в общественном месте».

Тема 3. Правила поведения в природе. Ознакомление детей с понятием «природа». Лес, реки, озёра, деревья, растения, грибы, насекомые, животные и всё, что окружает человека. Изучение правил поведения в лесу, на воде, на ледяных горках и катках, в парке, при встрече с бродячими собаками.

Практическая часть: экскурсия в природу, просмотр тематических мультфильмов.

Форма контроля: тест

Тема 4. Чрезвычайные ситуации и правила поведения. Ознакомление с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными». Природные явления, пожары, безопасность в быту, незнакомые люди, незнакомые предметы, ребёнок заблудился. Изучение правил поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов экстренных служб. Кто такие спасатели?

Практическая часть: экскурсия в пожарную часть

Форма контроля: викторина «Уроки безопасности».

Раздел III. Здоровый образ жизни (7 часов).

Тема 1. Режим дня. Гигиена – основа здоровья человека. Ознакомление с режимом дня школьника. Значение режима дня для здоровья. Изучение правил гигиены. Значение гигиенических правил для здоровья человека.

Практическая часть: экскурсия - правилам личной гигиены в гардеробе, в классе, в столовой, после урока физкультуры, после посещения туалетной комнаты, после прогулки.

Форма контроля: составление режима дня

Тема 2. Овощи и фрукты – полезные продукты.   Ознакомление с понятиями: «правильное питание», «полезные продукты», «меню», «аппетит», «витамины». Различие между полезными и неполезными продуктами. Влияние полезных и неполезных продуктов на организм.

Практическая часть: работа с карточками, кроссворд.

Форма контроля: тест

Тема 3. Спорт-здоровье и мы. Ознакомление с видами спорта. Влияние занятий спортом на здоровье человека.

Практическая часть: соревнования «Быстрые, ловкие, сильные».

Форма контроля: комплекс утренней гимнастики

Раздел IV. Права ребёнка (1 час)

Тема 1. Я ребёнок, я имею право. Ознакомление с правами ребёнка с рождения, семья.

Практическая часть: просмотр кинофильма, мультфильмов

Форма контроля: картинный тест

Раздел V. Я – гражданин (9 часов)

Тема 1. Моя родина – Россия. Ознакомление с понятиями «Родина», «Россия», «столица», обзорное ознакомление с символикой России, главный город страны, Великая река, народ - россияне.

Практическая часть: аппликация российского флага, рисование «Моя малая Родина».

Форма контроля: конкурс рисунков.

Тема 2. Дом, в котором я живу.

Практическая часть: экскурсия по достопримечательностям г. Нижневартовска.

Форма контроля: конкурс рисунков «Мой Нижневартовск»

Тема 3. Я, ты, он, она вместе целая страна. Ознакомление с национальностями людей, проживающих в России. Толерантность – залог дружбы и понимания.

Практическая часть: рисование плаката «Цветок толерантности».

Форма контроля: игра-путешествие.

Тема 4. Права, обязанности, ответственность. Ознакомление с правами, обязанностями, ответственностью школьника.

Практическая часть: «Уроки тетушки Совы»

Форма контроля: игра «Вопрос - ответ».


2-4 классы 

Раздел I. Правила общения ( 8 часов)

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала второго года обучения по программе «Школа безопасности».

Тема 2. Я и школьный коллектив. Что такое «классный коллектив», «школьная семья». Законы классного коллектива. Этикет общения в коллективе.

Практическая часть: игра «Продолжи предложение».

Форма контроля: словесный портрет классного коллектива

Тема 3. Уважай старших, защищай младших.  Правила общения со взрослыми, тактичность, вежливость, уважение. Правила общения с младшими.

Практическая часть: создание и отработка ситуаций общения.

Форма контроля: тест

Тема 4. Твоя уличная компания. Ознакомление с правилами поведения и общения со сверстниками на улице. Этикет, тактичность, вежливость, помощь, отзывчивость, честность.

Практическая часть: создание и отработка ситуаций общения и поведения на улице со сверстниками.

Форма контроля: игра «Вопрос - ответ».

Раздел II. Правила поведения (8 часов)

Тема 1. Азбука дороги. Ознакомление с переходом проезжей части в разное время года. Как вести себя в транспорте.

Практическая часть: отработка перехода в автогородке

Форма контроля: игра «Как избежать неприятностей»

Тема 2. Правила личной безопасности. Изучать правила поведения дома, на улице, в подъезде, с незнакомыми людьми, при обнаружении незнакомых предметов, при встрече с бродячими собаками.

Практическая часть: создание и отработка ситуаций правил личной безопасности.

Форма контроля: опрос-игра «Спроси - отвечай»

Тема 3. Чрезвычайные ситуации и правила поведения. Лесные пожары. Изучение правил поведения при возникновении лесных пожаров, номера телефонов экстренных служб.

Практическая часть: видеоуроки безопасности «Тетушки совы».

Форма контроля: картинный тест

Раздел III. Здоровый образ жизни (8 часов)

Тема 1. О здоровом образе жизни. Изучение главных правил здорового образа жизни. Средства личной гигиены. Полезные и вредные привычки.

Практическая часть: просмотр мультфильма «Сестрички-привычки»

Форма контроля: рисование плаката

Тема 2. Здоровое питание. Какое питание можно считать здоровым? Всегда ли вкусная еда полезна?

Практическая часть: викторина «Азбука здоровья»

Форма контроля: тест

Тема 3. Если крепок и здоров, к делам серьёзным ты готов. Закаливание, зарядка, виды спорта.

Практическая часть: просмотр видеофильмов

Форма контроля: комплекс утренней гимнастики

Раздел IV. Права ребёнка (1 час)

Тема 1. Равенство прав людей от рождения.  Ознакомление с правами ребёнка на обучение, оздоровление, воспитание, защиту.

Практическая часть: рисунок «Имею право»

Форма контроля: тест

Раздел V.Я – гражданин (7 часов)

Тема 1. Государственная символика. Неофициальные символы России. Флаг, герб, гимн, Красная площадь, Кремль.

Практическая часть: дидактические игры

Форма контроля: тест

Тема 2. Моя малая родина. Город, в котором я живу.

Практическая часть: экскурсия по городу

Форма контроля: выставка фотографий

Тема 3. Кто я? Какие мы? Национальности людей, проживающих в г. Нижневартовске. Как жить в мире и согласии.

Практическая часть: Упражнение «Представление с чужих слов»

Форма контроля: мой портрет

Тема 4. Права, обязанности, ответственность. Обязанности в школе, дома, в обществе. Дисциплинарная ответственность.

Практическая часть: составление обязанностей

Форма контроля: тест

Раздел VI.Асоциальное поведение (2 часа)

Тема 1. Что такое «хорошо», что такое «плохо». Сквернословие, оскорбление. Поступки и проступки.

Практическая часть: просмотр видеофильмов

Форма контроля: тест


5-6 классы

Раздел I. Правила общения (3 часа)

Тема 1. Вводное занятие Ознакомление с содержанием программного материала третьего года обучения по программе «Школа безопасности».

Тема 2. Школа вежливости. Правила приличия. Вежливость.

Практическая часть: составление «дерева вежливости».

Форма контроля: игра «Вежливо - невежливо»

Раздел II. Правила поведения (5 часов)

Тема 1. Я и дисциплина на дороге. Элементы дорог. Дорожные знаки. Дорожная безопасность.

Практическая часть: кроссворд

Форма контроля: карточная викторина

Тема 2. Чрезвычайные ситуации и правила поведения. Пожар. Водоёмы. Наводнение. Ураганы. Бури. Антитеррористическая безопасность в общественных местах. Правила поведения при ЧС.

Практическая часть: подготовка памятки обучающегося 

Форма контроля: дидактическая игра

Раздел III. Здоровый образ жизни (2 часа)

Тема 1. Здоровье нации в твоих руках. Восемь правил здорового образа жизни.

Практическая часть: буклет  

Форма контроля: тест

Раздел IV. Права ребёнка (2 часа)

Тема 1. Защита детства. Закон ХМАО-Югры от 10.09.2009 года №109 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Практическая часть: подготовка памятки обучающегося  

Форма контроля: игра «Ромашка вопросов»

Раздел V.Я – гражданин (4 часа)

Тема 1. Моя родина большая и малая.  Наша родина – Россия. Мой город – Нижневартовск.

Практическая часть: работа с карточками  

Форма контроля: тест

Тема 2. Главные законы страны.  Конституция РФ. История Конституции РФ.

Форма контроля: тест

Тема 3. Толерантность – уважение прав и свобод граждан. Толерантная страна. Толерантная личность.

Практическая часть: рисунок «Всемирный хоровод»  

Форма контроля: тест   

Раздел VI.Асоциальное поведение (9 часов)

Тема 1. Сквернословие – это болезнь. Курение. Влияние на организм. История возникновения сквернословия. Что такое сквернословие. Как избавится от сквернословия. Никотиновая зависимость. Путь к здоровью.

Практическая часть: подготовка антирекламы сквернословия.  

Форма контроля: игра «Да», «Нет», «Иногда». 

Тема 2. Правда об алкоголе. «Мифы» о наркотиках. Влияние алкогольных напитков на организм подростка. Опасность употребления наркотических средств и ПАВ. Последствия употребления.  

Практическая часть: упражнение: «Умей сказать «НЕТ»

Форма контроля: игра «Да», «Нет», «Иногда».

Тема 3. Игромания. Безопасный интернет. Игры и зависимость от них. Компьютер и его влияние. Меры безопасности.

Практическая часть: просмотр видеофильмов.

Форма контроля: тест. 

Раздел VII. Права, обязанности, ответственность (9 часов)

Тема 1. Права и обязанности. Основные права и обязанности обучающихся.

Практическая часть: подготовка буклета.

Форма контроля: картинный тест. 

Тема 2. Шалость, проступок, ответственность. Что такое шалость, проступок. Меры ответственности.

Практическая часть: создание ситуаций и их решение.

Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов». 

Тема 3. Правонарушение, преступление, ответственность.  Понятия правонарушения и преступления. Меры ответственности.

Практическая часть: создание ситуаций и их решение.

Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов». 

Тема 4. Детки в «клетке». Школы закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей.  Жизнь подростков в школах закрытого типа.

Форма контроля: опрос-игра «Спроси - отвечай».


7-8 классы

Раздел I. Правила общения (3 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала четвертого года обучения по программе «Школа безопасности».

Тема 2. Человек в мире правил. Правила поведения в обществе.

Практическая часть: создание ситуаций и их решение.

Форма контроля: тест. 

Раздел II. Правила поведения (5 часов)

Тема 1. Правила личной безопасности. Дорожная этика. Дорожные знаки. Водитель и пешеход. Правила поведения на дороге.

Практическая часть: викторина.

Форма контроля: картинный тест. 

Тема 2. Чрезвычайные ситуации и правила поведения. Чрезвычайные ситуации природного характера. Правила поведения.

Практическая часть: просмотр видеофильмов.

Форма контроля: дидактическая игра

Раздел III. Здоровый образ жизни (2 часа)

Тема 1. Мой образ жизни. Значение здорового образа жизни для человека.

Практическая часть: подготовка памятки «Я и моё будущее».  

Форма контроля: конкурс рисунков. 

Раздел IV. Права ребёнка (2 часа)

Тема 1. Основные положения Конвенции ООН о правах ребёнка.  Закон о защите и охране детства.

Практическая часть: упражнение «Найди лишнее».  

Форма контроля: самостоятельная работа «Имею право». 

Раздел V. Я – гражданин (4 часа)

Тема 1. Мой дом – моя крепость.  Семья и семейные ценности.

Практическая часть: просмотр видеофильмов.  

Форма контроля: устный портрет моей семьи.  

Тема 2. Закон – один для всех.  Правовые нормы законодательства РФ.

Форма контроля: картинный тест.   

Тема 3. Свобода выбора: где жить и с кем жить. Формирование толерантности, уважение и принятие других мнений, верований, идей и поведения.

Практическая часть: упражнение «Выбери правильный ответ».    

Форма контроля: устный портрет толерантной и интолерантной личности.  

Раздел VI.Асоциальное поведение (9 часов)

Тема 1. Табак, алкоголь - «за» и «против». Табачная и алкогольная зависимость. Вред для здоровья.

Практическая часть: упражнение: «Умей сказать «НЕТ»

Форма контроля: игра «Продолжи предложение».

Тема 2. Скрытая угроза. Зависимость от наркотических и одурманивающих веществ. Вред для здоровья.

Практическая часть: упражнение: «Умей сказать «НЕТ»

Форма контроля: игра «Продолжи предложение».

Тема 3. Экстремизм, терроризм – угроза обществу. Понятия экстремизма, терроризма. В чём выражается угроза обществу.

Практическая часть: просмотр видеофильмов.

Форма контроля: картинный тест.

Раздел VII. Права, обязанности, ответственность (9 часов)

Тема 1. Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей. Правила поведения, способные уберечь от беды.

Практическая часть: создание ситуаций и их решение.

Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов». 

Тема 2. Правонарушения и ответственность. Типы правонарушений и ответственность за них.

Практическая часть: создание памятки «Административная право».

Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов». 

Тема 3. Преступления и ответственность. Типы преступлений и ответственность за них.

Практическая часть: создание памятки «Уголовное право».

Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов». 

Тема 4. Детки в «клетке». Исправительные колонии для несовершеннолетних преступников. Жизнь подростков в исправительных колониях для несовершеннолетних. 

Практическая часть: экскурсия в СИЗО.

Форма контроля: опрос-игра «Спроси - отвечай».

 


9-11 классы

Раздел I. Правила общения (3 часа)

Тема 1. Вводное занятие. Ознакомление с содержанием программного материала пятого года обучения по программе «Школа безопасности», правилами внутреннего распорядка.

Тема 2. Человек и общество. Правила общения в различных ситуациях. Оценка себя и других. Нравственные качества.

Практическая часть: Упражнение «Представление с чужих слов».

Форма контроля: игра «Продолжи предложение».

Раздел II. Правила поведения (5 часов)

Тема 1. Честь и репутация.  Мужественность. Женственность. Уважение к окружающим. Нравственные качества человека.  

Практическая часть: составление портрета нравственного человека.

Форма контроля: тест.

Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций и правила поведения. Случайные и преднамеренные чрезвычайные ситуации. Правила поведения.

Практическая часть: игра «Продолжи предложение».

Форма контроля: картинный тест.

Раздел III. Здоровый образ жизни (2 часа)

Тема 1. Чувство взрослости. Что такое? Что такое «взрослость»? Понятия «ответственность», «свобода», «совесть» их содержание и значение для человека.

Практическая часть: коллективный портрет успешного взрослого человека.

Форма контроля: составление кодекса поведения взрослого человека.

Раздел IV. Права человека (2 часа).

Тема 1. ООН и Всемирная Декларация прав человека. Единство прав и обязанностей. Группы права.

Практическая часть: работа с пословицами, кроссворд.

Форма контроля: путевой лист «Почему важно соблюдать законы».

Раздел V. Я – гражданин (4 часа)

Тема 1. Все мы родом из детства. Основы семьи. Формирование нравственного отношения к родителям, семье, близким людям. Значение семьи для человека.

Практическая часть: работа с цитатами, написание пожелания семье.

Форма контроля: устный портрет моей семьи.

Тема 2. Мой разум – основа моего поведения, а моё сердце – мой закон.  Воспитание нравственной стойкости, воли, целеустремлённости, чувства долга, патриотизма и ответственности перед обществом. Нравственный выбор. Нравственный запрет.

Практическая часть: копилка добрых мыслей.  

Форма контроля: игра «Продолжи предложение».

Тема 3. Толерантность и межнациональные отношения. Мир, как единое целое при разнообразии культур, национальностей, религий.

Практическая часть: просмотр видеофильмов.  

Форма контроля: тест.

Раздел VI.Асоциальное поведение (9 часов)

Тема 1. Дань моде или пагубные привычки. Курение, алкоголь за и против.  Жертвы вредных привычек. Пропаганда ЗОЖ.

Практическая часть: заполнение таблицы «за» и «против».  

Форма контроля: тест.

Тема 2. Мир без наркотиков – территория жизни. Наркотики. ПАВ. Одурманивающие вещества. Жертвы наркотической зависимости. Профилактика ЗОЖ.

Практическая часть: игра продолжи предложение «Наркотики это…».  

Форма контроля: тест.

Тема 3. Глобальные проблемы человечества (радикализм, экстремизм, терроризм).

Понятия «радикализм», «экстремизм», «терроризм». Проявления радикализма, экстремизма, терроризма.

Практическая часть: просмотр видеофильма.  

Форма контроля: картинный тест.

Раздел VII. Права, обязанности, ответственность (9 часов)

Тема 1. Как не стать жертвой преступления? Виктимное поведение. Типы поведения. Как правильно себя вести.

Практическая часть: создание ситуаций и их решение.  

Форма контроля: буклет.

Тема 2. Дисциплинарная, гражданско-правовая ответственность. Понятия. Дисциплинарные правонарушения, ответственность. Гражданско – правовые правонарушения, ответственность.  

Практическая часть: создание памятки «Дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность».

Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов». 

Тема 3. Административная, уголовная ответственность. Понятия. Административные правонарушения, ответственность. Уголовные противоправные деяния, ответственность.

Практическая часть: создание памятки «Административная и уголовная ответственность».

Форма контроля: игра: «Ромашка вопросов». 

Тема 4. Детки в «клетке». Виды наказаний для несовершеннолетних. Где содержатся и отбывают наказания несовершеннолетние преступники. Жизнь подростков в исправительных колониях для несовершеннолетних. 

Практическая часть: экскурсия в СИЗО.

Форма контроля: опрос-игра «Спроси - отвечай».


Планируемые результаты

         Результаты программы «Школа безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

В результате обучения по программе ребенок:

В результате обучения по программе у ребенка:

будет знать:

  • основные понятия здоровья и факторов, влияющих на него;
  • иметь представление о существующих опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности;
  • элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах, в общественных местах;
  • основные задачи государственных служб по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения;

  • будет сформирована устойчивая потребность к познавательной мотивации;
  • будет развита потребность к положительной, адекватной, дифференцированной самооценки;
  • будут сформированы компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • будет развита устойчивая потребность к моральному сознанию и следованию в поведении моральным нормам;
  • будут сформированы установки на здоровый образ жизни и реализации их в реальном поведении и поступках;
  • будут развиты эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь;
  • будут развиты способности преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • будут сформированы потребности проявлять инициативу в сотрудничестве;
  • будет развита устойчивая потребность самостоятельно, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
  • будет развита устойчивая потребность осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
  • будет сформирована потребность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • будет развита способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • будет воспитано уважение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников;
  • будет развита способность последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию;
  • будет развита устойчивая потребность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • будет сформирована потребность адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Организационно-педагогические условия программы

                                                                           

Годовой календарный учебный график

КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1»

                                                                           на 2016-2017 учебный год (школьное отделение) 

        

Классы

I четверть

Осенние                 каникулы

II четверть

Зимние                   каникулы

III четверть

Весенние                 каникулы

IV четверть

Всего учебных недель

Всего дней каникул

сроки

кол-во недель

сроки

кол-во дней

сроки

кол-во недель

сроки

кол-во дней

сроки

кол-во недель

сроки

кол-во дней

сроки

кол-во недель

1-е классы

01.09.16 26.10.16

8             недель

27.10.1606.11.16

11

дней

07.11.16 30.12.16

8

недель

31.12.16 10.01.17

11 дней

11.01.17

10.02.17

и

20.02.17

17.03.17

8 недель

11.02.17 19.02.17

и

18.03.17 26.03.17

9 и 9

дней

27.03.17 31.05.17

9

недель

33

недели

40 дней

2-10Б классы

01.09.16 26.10.16

8             недель

27.10.1606.11.16

11

дней

07.11.16 30.12.16

8

недель

31.12.16 10.01.17

11 дней

11.01.17 17.03.17

9

недель

18.03.17 26.03.17

9

дней

27.03.17 31.05.17

9

недель

34

недели

31

 день

10А-11Б классы

01.09.16 26.10.16

8             недель

27.10.1606.11.16

11

дней

07.11.16 30.12.16

8

недель

31.12.16 09.01.17

10 дней

10.01.17 17.03.17

9

недель и

1 день

18.03.17 26.03.17

9

дней

27.03.17 25.05.17

8

недель

и 4 дня

34

недели

30

дней



Условия реализации программы

        

        Здание КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №1» и прилегающая территория, в котором осуществляется образование слабослышащих и позднооглохших обучающихся, соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям, в частности к соблюдению санитарно-гигиенических норм образовательного процесса; обеспечению санитарно-бытовых и социально-бытовых условий; соблюдению пожарной и электробезопасности; соблюдению требований охраны труда.

        В обучении слабослышащего и позднооглохшего обучающегося особое внимание уделяется оборудованию рабочего места. Кабинеты оборудованы одноместными партами, которая имеет стационарное крепление на полу. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта имеет хорошее освещение. Учитывается, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность падает слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Парта ученика с нарушением слуха занимает в классе такое положение, чтобы сидящий за ней ребенок мог видеть лицо учителя и лица большинства сверстников, и расположены в классных помещениях полукругом.

        К техническим средствам обучения слабослышащего и позднооглохшего обучающихся, ориентированных на его особые образовательные потребности, относятся: звукоусиливающая аппаратура коллективного и индивидуального пользования; слухоречевой аудиокласс; радиокласс; визуальные приборы; персональные цифровые слуховые аппараты различных моделей; кохлеарные импланты; приборы для исследования слуха (тональные и речевые аудиометры разных моделей); компьютерные обучающие программы («Видимая речь», «Мир за твоим окном», «Текстовый редактор»); FM-системы.

Форма аттестации дополнительного образования      

   

  Для оценки результативности учебных занятий в объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.

     Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.

     Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися.

     Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.

     Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

    Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, практическое задание.  

Методические материалы

Методические материалы

–планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

–задания для отслеживания результатов освоения программы;

- виды практических, творческих и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы, раздела программы;

–методические рекомендации по реализации программы.

Дидактические наглядные пособия

-раздаточный материал для обучающихся (бланки тестов и анкет, бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, фотографии, видеозаписи, презентации), наглядные пособия (картинки, таблицы, объемные модели, муляжи и др.).

Учебные пособия

-справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.);

– художественная литература;

–научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации, описание экспериментов и др.);

– периодические издания;

–видеоматериалы (видеоролики, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);

–аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи);

–электронные средства образовательного назначения (виртуальные экскурсии, демонстрационные модели, слайдовые презентации, др.);


Список литературы

  1. Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2013г.
  2. Артемьева Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010г.
  3. Васильева Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010г.
  4. Веч Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010г. Профилактика наркомании.
  5. Волович В. Г. Как выжить в экстремальной ситуации / В. Г. Волович. - М: Знание, 2000г.
  6. Гостюшин А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / - М.: Зеркало, 2007г.
  7. Дик Н.Ф. Классные часы и нестандартные уроки. Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 2014г.
  8. Дичев Т. Осторожно дети! / Т. Дичев // Спортивная жизнь России. – 2009г. О влиянии компьютеров и телевидения на здоровье детей и подростков.
  9. Жатин С. О. Правила дорожного движения 1-4 классы: занимательные занятия /. –Волгоград: Учитель, 2011г.
  10. Калягин А. Н., Швецова Е. А. Школа по преодолению табачной зависимости: Курс из восьми занятий // ОБЖ. Основы безопасности жизни. –  2009г.
  11. Козловская Е.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. – М.: Третий Рим, 2014г.
  12. Могутин Ю.В. Ты идешь по улице. – Новосибирск, 2012г.
  13. Петрановская Л.В. Что делать если… – М., 2012г.
  14. Поляков В. В., Е. А. Сербаринов Безопасность человека в экстремальных ситуациях / - М, 2002г.
  15. Правила поведения и действия населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах. -М.: Воениздат, 2000г.
  16. Семенюк Н.В. Изучение правил дорожного движения». – Минск: «Народная Асвета», 2012г.
  17. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. «ОБЖ 10-11 класс», М.,Просвещение 2012 г.
  18. Справочные данные о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и экологического происхождения. - Ч. 2. - М.: МЧС, 2009.
  19. Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 2009г.
  20. Школа светофорных наук. Учебное пособие. – М., 2012г.
  21. Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – 2007г.