10 класс
Рекомендации и материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ix-xiii.ppt | 1.69 МБ |
xiv-xvi.ppt | 2.19 МБ |
xvii.ppt | 1.06 МБ |
xviii.ppt | 1.87 МБ |
xix.ppt | 1.2 МБ |
xix-_2.ppt | 946 КБ |
10-10_srednevekovoe_obshchestvo.ppt | 1.82 МБ |
mirovozzrenie.pptx | 83.91 КБ |
poznanie_i_znanie.ppt | 2.36 МБ |
istina_i_ee_kriterii.ppt | 988.64 КБ |
chel_v_sist_soc_svyazey.ppt | 2.15 МБ |
duhovnaya_sfera.ppt | 390.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Социально-экономическое развитие Основой экономики оставалось сельское хозяйство, но продолжалось разложение феодально-крепостнического строя и складывание капиталистических отношений
Сельское хозяйство Новое: Некоторые помещики используют импортные сельхозмашины Растут товарно-денежные отношения Развивается отходничество (уход крестьян на заработки) Рост объема продаж сельхозпродуктов Расширение посевов технических культур (подсолнечник, сахарная свекла, табак, кормовые травы) Усиление расслоения крестьян Развитие мелкотоварного ремесла и крестьянских промыслов Рост эксплуатации крестьян Увеличение оброка и барщины Перевод на месячину Упадок крестьянского хозяйства
Промышленность: начало промышленного переворота (1839-1860 гг.) Особенности промышленного переворота в России: господство крепостнических отношений, дефицит наемных рабочих влияние результатов промышленного переворота в Европе многоукладность в экономике (капитализм + патриархальное крестьянское хозяйство + феодальное помещичье хозяйство + мелкотоварное производство в городах и деревнях) рост промышленности при застое в сельском хозяйстве незавершенность процесса первоначального накопления капитала необходимость иностранных инвестиций очень сильное вмешательство государства в экономику ? В 1850-е гг. 14.000 фабрик 800.000 рабочих 1815 г. Первый пароход «Елизавета» 1837 г. Первая ж/д СПб – Царское Село
Привилегированные сословия Дворянство Духовенство Купечество Почетные граждане 1832 г. личное потомственное Потомственные Купцы 1 гильдии Ученые Художники Дети личных дворян и духовенства с образовательным цензом Личные Чиновники до 12 ранга Дети духовенства без образовательного ценза Казачество полупривилегированное военное сословие Разночинцы лично свободные люди «разных чинов», не принадлежащих ни привилегированному, ни податному сословиям (интеллигенты, выходцы из мещан)
Податные сословия Крестьяне государственные удельные владельческие (помещичьи) Мещане Различные категории городских жителей Мелкие ремесленники Мелкие торговцы Домовладельцы Крестьяне, освободившиеся от крепостной зависимости
Александр I : либеральные реформы начала царствования Непременный совет ветераны екатерининских времен (Зубовы, Воронцов, Завадовский, Трощинский, Державин) Негласный комитет молодые друзья царя (Кочубей, Строганов, Новосильцев, Чарторыйский) 1802 г. – министерства (8 →12) вместо коллегий Сенат – высшая судебная инстанция 1803 г. – указ «О вольных хлебопашцах» (0,5%) 1804 г. – новый цензурный устав (смягчение цензуры) 1804 г. – университетский устав (широкая автономия) С 1805 г. – начало войны с Францией!
Александр I : внешняя политика в начале царствования 1805 г. – III антифранцузская коалиция Россия, Англия, Австрия, Неаполитанское кор-во Разгром австрийцев при Ульме Поражение австро-русских войск под Аустерлицем 1806-1807 гг. – IV антифранцузская коалиция Россия, Англия, Пруссия, Швеция 1806 г. – поражение прусских войск под Йеной и Ауэрштедтом 1806 г. – начало континентальной блокады Англии 1807 г. – поражение русско-прусских войск под Фридляндом 1807 г. – Тильзитский мир 1. Франция и Россия объявлялись союзниками 2. Россия присоединялась в континентальной блокаде Англии 3. Признавались завоевания Наполеона в Европе 4. За счет Пруссии образовалось польское государство (герцогство Варшавское) 5. Согласие Наполеона на присоединение к России Финляндии, Молдавии и Валахии В результате русско-шведской войны 1808-1809 гг. Финляндия была присоединена к России
Войны на юге Русско-турецкая война 1806-1812 гг. Захват Молдавии, Валахии, крепостей на Дунае и на Кавказе Разгром турецкого флота адмиралом Д.Н. Сенявиным 1811 г. – разгром турок у Рущука (М.И. Кутузов) Бухарестский мир 1812 г. Бессарабия 200 км. Кавказского побережья Черного моря Русско-иранская война 1804-1813 гг. Захват территории к северу от реки Аракс (дагестанские, азербайджанские, армянские, грузинские земли) Гюлистанский мир 1813 г. Дагестан, Северный Азербайджан, Грузия
Деятельность М.М. Сперанского Государственный секретарь в 1810-1812 гг. Цель – придать России видимость конституционной монархии Проекты Создание выборной законосовещателной Государственной думы и назначаемого императором Государственного совета Сенат как высший судебный орган Три сословия: дворянство среднее сословие (купцы, мещане, государственные крестьяне) народ рабочий (крепостные, наемные рабочие) Избирательные права только первым двум сословиям + имущественный ценз Государственный совет был создан в 1810 г. Дворяне – против! 1812 г. – ссылка в Нижний Новгород
Причины войны 1812 г. Россия объявила войну Австрии, но против нее не воевала В 1810 г. Россия фактически перестала участвовать в континентальной блокаде Наполеону не удалось жениться на сестре Александра I Наполеон поддерживал движение поляков за независимость В 1811 г. Наполеон аннексировал герцогство Ольденбургское, наследный принц которого был женат на сестре Александра I
Соотношение сил и планы сторон «Великая армия» Наполеона 600 тысяч 1 армия (Барклай-де-Толли) 128 тысяч 2 армия (Багратион) 50 тысяч 3 армия (Тормасов) 45 тысяч + 100 тысяч на флангах и в тылу Фуль: отойти к Дрисскому укрепленному лагерю и дать генеральное сражение Барклай-де-Толли: уклоняясь от генерального сражения, измотать французские войска ? Быстрый разгром русских армий поодиночке Возвращение России к континентальной блокаде Передачи части русских земель Польше Поход на Индию
Начало нашествия Наполеона на Россию Армия Наполеона 12 июня 1812 г. 1 армия 2 армия Смоленск Оставлен 4-6 августа 8 августа главнокомандующим назначен М.И. Кутузов Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Огромные потери с обеих сторон Наполеону не удалось уничтожить русскую армию Но русские продолжали отступать 1 сентября – Совет в Филях Тарутино 2 сентября – 7 октября французы в Москве
Отступление французской армии Москва Калуга Малоярославец 12 октября Смоленск Разгром французских войск на Березине 14-16 ноября Давыдов Фигнер Сеславин Курин Кожина 25 декабря Манифест об окончании Отечественной войны
Причины поражения Наполеона Стратегические просчеты (неверная оценка возможной силы сопротивления русских, надежда на уступки со стороны Александра I ) Талант русских полководцев (тактика Барклая-де-Толли, Тарутинский маневр) Героизм русских воинов Патриотизм россиян (партизаны, ополчение, сожжение Москвы) Генерал Мороз?
Заграничный поход 1813-1814 гг. Россия Пруссия Австрия Швеция Лейпциг 4-7 октября 1813 г. «Битва народов» Париж Захвачен 19 марта 1814 г. Венский конгресс 1814-1815 гг. Священный союз 1815 (до 1840- х гг.) Противодействие революционной угрозе
Внутренняя политика после 1812 г.: попытки либеральных реформ 8 июня 1815 г. – Конституция Польши Начало разработки конституции России (1818-1820 гг. – Уставная грамота Н.Н. Новосильцева) 1816-1819 г. – освобождение от крепостной зависимости прибалтийских крестьян 1818 г. – разработка плана постепенной отмены крепостного права в России (А.А. Аракчеев) С 1820 г. – переход от реформ к реакции сопротивление прогрессу, стремление сохранить отжившие порядки
Аракчеевщина Ужесточение цензуры Увольнение из университетов профессоров-вольнодумцев 1816 г. – создание военных поселений Запрет деятельности тайных обществ и масонских лож 1822 г. – указ, разрешающий помещикам ссылать своих крестьян в Сибирь
Декабристы: причины возникновения движения идеи просветителей XVIII в., деятелей Великой французской революции рост национального самосознания в ходе Отечественной войны 1812 г. знакомство с жизнью людей в Западной Европе неприятие крепостничества и самодержавия реакционная политика царизма (аракчеевщина, отказ Александра I от либеральных реформ)
Первые тайные организации 1816-1818 гг. – Союз спасения (30 человек) (А.Н., М.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, П.И. Пестель, И.И. Пущин и др.) Уничтожение крепостного права, ограничение самодержавия 1818-1821 гг. – Союз благоденствия (200 человек) (те же лидеры) Борьба за республику путем постепенного формирования общественного мнения
Северное и Южное общества «Конституция» конституционная монархия двухпалатный парламент (Народное вече), император – «верховный чиновник» всеобщее равенство перед законом, ликвидация сословных привилегий федеративное устройство (15 «держав») отмена крепостного права при сохранении помещичьего землевладения (крестьянам – по 2 десятины) «Русская Правда» республика разделение властей (Народное вече, Державная дума (5), Верховный собор (120)) всеобщее равенство перед законом, ликвидация сословных привилегий унитарное государство, русификация, христианизация отмена крепостного права, половина земель – помещикам, половина – крестьянским общинам 1821 г.-Украина-П.И. Пестель 1821 г.-Петербург-Н.М. Муравьев
Восстание декабристов 19 ноября 1825 г. Умер Александр I Константин отрекся от престола (междуцарствие) Переприсяга Николаю I 14 декабря 1825 г. 14 декабря 1825 г. Восстание на Сенатской площади 29 декабря 1825 – 3 января 1826 г. Восстание Черниговского полка Казнены: Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин, Каховский 120 офицеров – в Сибирь Солдаты прогнаны «сквозь строй» и сосланы в штрафные батальоны на Кавказ
Значение восстания декабристов правительство осознало необходимость реформ для разрешения глубоких социальных противоречий усилилась борьба передовой российской общественности против крепостничества и самодержавия влияние на развитие русской культуры (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов и др.)
Задачи внутренней политики Николая I (1825-1855) Цель – недопущение революции в России Бюрократизация всей системы управления Мелочная регламентация всех сторон жизни общества Сосредоточение всех нитей управления в руках самого императора Организация государственной машины по военному образцу
Собственная Его Императорского Величества Канцелярия I Отделение Канцелярская и организационная работа II Отделение Подготовка нового кодекса законов 1832-1833 гг. Полное Собрание и Свод Законов Российской империи (М.М. Сперанский) III Отделение Тайный политический сыск (А.Х. Бенкендорф) IV Отделение Благотворительность Медицинские и женские учебные заведения V Отделение Подготовка и проведение реформы управления государственными крестьянами 1837-1842 гг. Реформа П.Д. Киселева VI Отделение Управление национальными окраинами
Укрепление социальной базы наделение дворян землями из государственного фонда выдача ссуд дворянам увеличение имущественного ценза для участия в дворянских собраниях (1831) повышение чинов, дававших дворянские звания создание сословия почетных граждан
Крестьянский вопрос Запрещение отдавать крепостных в аренду (1827) Ограничение права помещиков ссылать своих крепостных в Сибирь (1828) Запрещение продавать крестьян с публичного торга, дарить их, платить ими частные долги (1833) Запрещение беспоместным дворянам покупать крестьян без земли (1841) Обязанные крестьяне (право получить свободу и землю в наследственное пользование за повинности) (1842) Право самовыкупа при продаже имений с торгов (1848) «Я не хочу умереть, не совершив отмены крепостного права» (Николай I ) 1849-1855 гг. – «мрачное семилетие» Николай I отказывается от реформ под впечатлением европейских революций
Реформа государственной деревни 1837-1841 гг. Введение крестьянского самоуправления (волостные сходы и сельские общества) Строительство в деревнях школ и больниц Переселение крестьян на свободные земли Общественная запашка (картофель) Картофельные бунты
Денежная реформа Е.Ф. Канкрина (1839-1843) Главной платежной единицей стал серебряный рубль . Старые бумажные ассигнации были заменены новыми кредитными билетами . Кредитные билеты приравнивались к серебряным монетам.
Общественные движения 30-50-х годов XIX века: особенности Развивались в условиях усиления политической реакции Произошел окончательный разрыв революционного и правительственного направлений Консервативное направление впервые получило собственную идеологию (православие, самодержавие, народность) Оформился российский либерализм (западники и славянофилы) Появились социалистические учения (революционные демократы) Участники общественного движения не могли реализовать свои идеи на практике
Консервативное направление: теория официальной народности Граф С.С. Уваров Президент академии наук (1818-1855) Министр народного просвещения (1833-1849) Православие Самодержавие Народность Единственно возможная для России форма правления Глубокая религиозность российского народа Духовная связь народа с монархом Цель – укрепление самодержавия, сохранение существующего порядка, борьба с революционной «заразой» Запада
Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) «Философские письма» (1829) (опубл. в 1836 г.) Россия оторвалась от европейского просвещения, русский народ – «пробел в порядке разумного существования человечества» «сумасшедший» «Апология сумасшедшего» (1837) У России есть особая судьба, заповеданная Богом
Либералы: славянофилы и западники Лидеры И.В. Киреевский И.С. Аксаков Ю.Ф. Самарин А.С. Хомяков Т.Н. Грановский С.М. Соловьев К.Д. Кавелин Б.Н. Чичерин Основные идеи Россия – самобытная страна Идеал – допетровская Русь Отмена крепостничества Восстановление связи народа с самодержавием (Земский соборы) Россия – европейская страна Идеал – Петр I Отмена крепостничества Конституционная монархия Способы достижения целей Мирные реформы сверху Против революции Мирные реформы сверху Против революции
Революционные демократы Умеренные Кружок М.В. Буташевича-Петрашевского (1845-1849) Радикалы А.И. Герцен, Н.П. Огарев (Теория русского (общинного) социализма) Парламентская республика Освобождение крестьян с землей Свобода слова, печати, вероисповедания Возможность вооруженного восстания Ликвидация абсолютизма, крепостного права Россия может перейти к социализму, минуя капитализм Крестьянская община – основа будущего социализма в России Реформы вместо революции
Внешняя политика Николая I Борьба с революционной опасностью в Европе Восточный вопрос - ослабление Турции - освободительное движение балканских народов 1830 г. – подавление польского восстания 1849 г. – подавление венгерского восстания «Жандарм Европы» 1826-1828 гг. русско-персидская война Туркманчайский мир 1828 г.: Присоединение Восточной Армении Исключительное право на Каспийский флот Контрибуция 20 млн. руб. 1828-1829 гг. русско-турецкая война Адрианопольский мир 1829 г.: Открытие черноморских проливов для русских судов Присоединение устья Дуная и Восточного Причерноморья Получение Грецией независимости Контрибуция 33 млн. руб. Англия, Франция Австрия не хотели усиление влияния России в Турции Крымская война
Крымская война 1853-1856 гг.: причины Противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов Помощь со стороны России освободительным движениям балканских народов в борьбе против Турции Политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке Повод: вопрос о святых местах в Палестине
Ход войны Нападение союзников на Камчатку, Одессу, Аландские острова, Соловецкий монастырь. Высадка союзников в Крыму. Героическая оборона Севастополя (13 сент. 1854 – 30 авг. 1855). Взятие русскими войсками Карса (Кавказ, 16 нояб. 1855 г.). Турция Франция Англия Сардинское королевство II Март 1854 – февр. 1856 Военные действия на Дунае и на Кавказе. Синопское сражение 18 ноября 1853 г. Турция I Окт. 1853 – март 1854 Основные события Противники России Этапы войны
Парижский мир 6 марта 1856 г. Демилитаризация Черного моря Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс. Возвращение дельты Дуная Турции Отказ России от покровительства балканским народам Причины поражения: экономическая и техническая отсталость (вооружение, транспорт) бездарность русского высшего командования дипломатические просчеты очевидное неравенство сил Запрет иметь военный флот, береговые крепости
Кавказская война 1817-1864 гг.: причины и повод Попытки России утвердиться на Кавказе и внедрить там российские законы Стремление России оградить свои границы от набегов горцев Повод: Активные наступательные действия кавказского наместника генерала А.П. Ермолова (карательные походы, строительство крепостей)
Этапы войны Окончательное подавление сопротивления горцев VI 1859-1864 Имамат Шамиля. Военные действия с переменным успехом. Пленение Шамиля (25 авг. 1859 г.) V 1834-1859 Создание имамата (горского мусульманского государства), начала газавата (священной войны против «неверных») IV 1828-1833 Восстание Б. Таймазова в Чечне (1824). Возникновение мюридизма (направление в исламе) III 1824-1828 Объединение правителей Дагестана против царских войск, начало организованных действий с обеих сторон II 1819-1824 Преобладание партизанской войны горцев (набеги, засады) I 1817-1819
Золотой век русской культуры Победа в Отечественной войне 1812 г. «Вторая волна» западного влияния после Заграничного похода 1813 г. Начало промышленного переворота (1830-1850-е годы)
Образование 1802 г. Министерство образования низшая ступень – церковноприходские школы и уездные училища средняя ступень – гимназии высшая ступень – университеты, технические вузы Новые университеты: Дерптский (1802), Казанский (1804), Виленский (1804), Харьковский (1805), Петербургский (1819) Дети крепостных могли учиться только в церковноприходских школах 1811 г. Царскосельский (Александровский) лицей Привилегированное учебное заведение, сопоставимое по уровню подготовки с университетами
Наука Н.И. Лобачевский Неевклидова геометрия (1826) Б.С. Якоби Первый электродвигатель (1834) Н.Н. Зинин А.М. Бутлеров Химия красителей В.Я. Струве Пулковская обсерватория (1839) Н.И. Пирогов Военно-полевая хирургия (Крымская война) И.Ф. Крузенштерн Ю.Ф. Лисянский Кругосветное путешествие (1803) Ф.Ф. Беллинсгаузен М.П. Лазарев Открытие Антарктиды (1820) Н.М. Карамзин «История государства Российского» (1816-1829)
Литература Классицизм (нач. XIX в.) (идея служения государю и Отечеству) Г.Р. Державин Сентиментализм (нач. XIX в.) (чувства, переживания человека) Н.М. Карамзин Романтизм ( I четв. XIX в.) (противопоставление романтического, идеального образа реальности, самобытность русской истории) В.А. Жуковский А.А. Бестужев-Марлинский М.Н. Загоскин Реализм ( II четв. XIX в.) (изображение реальной жизни) А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов Н.В. Гоголь
Театр Петровский театр в Москве 1824 г. Большой театр Малый театр Александринский театр в Петербурге опера, балет драма, демократизм официоз Драматургия (реализм) А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский П.С. Мочалов актер Малого театра (романтизм) М.С. Щепкин актер Малого театра (реализм)
Музыка М.И. Глинка (1804-1857) Алябьев Варламов Бортнянский Даргомыжский Формирование национальной музыкальной школы Лучшее: «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила» (М.И. Глинка) «Русалка», «Каменный гость» (А.С. Даргомыжский)
Архитектура Ампир – поздний классицизм (массивные монументальные формы, строгие линии и украшения, военные эмблемы) А.Д. Захаров Здание Адмиралтейства (Петербург) А.Н. Воронихин Казанский собор (Петербург) К.И. Росси Ансамбль Дворцовой площади, Александринский театр, Михайловский дворец (Петербург) О.И. Бове Большой и Малый театры, Триумфальные ворота, Александровский сад (Москва) Русско-византийский стиль (с 1830-х гг.) К.А. Тон Храм Христа Спасителя Большой Кремлевский дворец Оружейная палата
Живопись Романтизм О.А. Кипренский (1782-1836) Романтические портреты В.А. Тропинин (1776-1857) Романтические портреты в сочетании с жанровостью Кружевница А.С. Пушкин
Живопись Классицизм К.П. Брюллов (1799-1852) Взаимодействие романтизма и классицизма А.А. Иванов (1806-1858) Евангельская тема Явление Христа народу Последний день Помпеи
Живопись Бытовой жанр А.Г. Венецианов (1780-1847) Повседневная жизнь крестьян, красота родной природы На пашне. Весна
Живопись Критический реализм П.А. Федотов (1815-1852) Склонность к сатире, смешение трагического и комического Сватовство майора
Живопись Морской пейзаж И.К. Айвазовский (1817-1900) Маринист Девятый вал
Скульптура И.П. Мартос (1754-1835) Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (1804-1818) П.К. Клодт (1805-1867) Конные группы на Аничковом мосту в Петербурге (1833-1850) Классицизм Романтизм
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Александр II (1855-1881): начало правления «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать, когда оно начнет уничтожаться снизу» (Из речи, произнесенной во время коронации в 1856 г.) Амнистия политзаключенным (декабристам, петрашевцам, участникам польского восстания 1830-1831 гг.) 1857 год: ликвидация военных поселений ослабление цензуры
Причины отмены крепостного права Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Рост крестьянских выступлений, возможность новой «пугачевщины» Военно-экономическая отсталость России, что показала Крымская война Сокращение экспорта хлеба Крестьянские повинности достигли наивысшего предела 46% дворян имели менее 20 душ крепостных
Подготовка реформы Секретный комитет (1857-1858) Главный комитет (1858-1861) Редакционные комиссии при Главном комитете (1859-1860 гг.) Разработка проекта об отмене крепостного права («Положений о крестьянах») 19 февраля 1861 г. Манифест Александра II об освобождении крестьян (+16 правовых документов)
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне получали личную свободу и наделялись общегражданскими правами (в том числе право переходить в другие сословия)
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождались с землей, размер которой в зависимости от региона (черноземные, нечерноземные, степные губернии) колебался от 3 до 12 десятин 1 десятина = 1,1 гектар
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Землю крестьяне должны были выкупать у помещика. До совершения выкупной сделки крестьяне считались «временнообязанными».
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Размер выкупа устанавливался в зависимости от величины оброка (капитализация из 6% годовых) Если оброк 10 руб. в год 10 р. – 6% Х р. – 100% Х=(10 Χ 100):6=166р.66коп.
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. 20% выкупной суммы крестьяне должны были выплатить единовременно. 80% выкупной суммы давало в кредит государство (на 49 лет под 6% годовых). 33 руб.33коп. 525 руб..
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне в течение 9 лет (до 1870 г.) не могли отказаться от своего земельного надела и покинуть сельскую общину
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне, в пользовании которых было больше земли, чем предусматривалось реформой, должны были вернуть излишки помещику («отрезки»). «прирезки»
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Земля выкупалась крестьянской общиной. Крестьяне получали наделы во временное пользование. Выход из общины с землей был запрещен.
Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Мировые посредники (из дворян) в течение 2 лет совместно с сельскими старостами составляли уставные грамоты, где определялись условия освобождения каждой семьи.
Освобождение удельных и государственных крестьян Удельные Государственные Освобождены в 1858 г. Освобождены в 1838 г. (реформа П.Д. Киселева) «Положение о выкупе» 1863 г. Закон о поземельном устройстве 1866 г. Крестьяне получили наделы, которыми пользовались ранее
Значение и последствие крестьянской реформы 1861 г. Крестьяне освобождены от крепостной зависимости. Произошло социальное расслоение (кулаки, батраки). Созданы условия для развития капитализма. Сохранились феодальные пережитки (помещичье землевладение, община, сословия). Отработки из-за малоземелья (работа на земле помещика за взятую ими в аренду землю). Недовольство крестьян условиями выкупных платежей (всплеск крестьянских восстаний).
Земская реформа 1864 г. Разработчики проекта реформы – комиссия во главе с Н.А. Милютиным Суть: создание в уездах и губерниях выборных органов местного самоуправления (земств) Принципы: выборность и бессословность
Основные положения земской реформы 1864 г. Земскими учреждениями становились губернские и уездные земские собрания и их исполнительные органы. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием. Земства не имели политической силы и находились под контролем губернаторов. Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян (выборы были многоступенчатыми и неравными).
Городская реформа 1870 г. Суть: Введение городского самоуправления по типу земского Выборные городские думы (распорядительные органы) и избираемые гор. думами городские управы (исполнительные органы). Во главе гор. думы и гор. управы – городской голова . Избирательные права – только у плательщиков налогов с недвижимости . Компетенция гор. самоуправления – только хозяйственные вопросы. Губернатор ы контролировали деятельность органов городского самоуправления.
Судебная реформа 1864 г. Равенство граждан перед законом. Несменяемость судей и независимость их от администрации. Гласность судопроизводства. Состязательность судопроизводства (обвинение – защита); учреждена адвокатура (присяжные поверенные). Институт присяжных заседателей для рассмотрения сложных уголовных дел. Создана система быстрых и бесплатных мировых судов . Но! Сохранились сословные суды (для крестьян, духовенства, военных и высших чиновников). Наиболее последовательная и прогрессивная
Реформы в области народного образования 1863-1864 гг. Начальное образование Среднее образование Высшее образование «Положение о начальных народных училищах» 1864 г. Учебные заведения могли открывать земства, общественные орга- низации, частные лица «Положение гимназий и прогимназий» 1864 г. Прогимназии (4 года обучения) Гимназии Реальные Готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения Классические Готовили к поступлению в университет «Университетский устав» 1863 г. Автономия (выборность ректоров, проректоров, деканов, профессоров; создание советов университетов) Образование стало более доступным для представителей различных сословий + женские гимназии
Военная реформа (1861-1874 гг.) Принят новый военный устав. Расширена сеть военно-учебных заведений (военные гимназии, юнкерские училища, военные академии). Создана система военных округов. Осуществлено перевооружение армии. Введена всеобщая воинская повинность (с 1 января 1874 г.). Все мужчины с 20 лет 6 лет службы в сухопутных войсках 7 лет службы на флоте
Развитие капитализма в России В сельском хозяйстве В промышленности Прусский путь Американский путь Центральная Россия Сибирь Русский Север Казачество Превращение помещичьих хозяйств в капиталистические при сохранении феодальной эксплуатации крестьян Вовлечение крестьянских хозяйств в капиталистические отношения (фермеры) Переход на наемный труд Активизация железнодорожного строительства Завершение промышленного переворота Новые промышленные регионы: Донбасс и Баку 1897 г. – финансовая реформа С.Ю. Витте; золотой стандарт
Изменение в социальной структуре российского общества Сословия: Привилегированные (дворяне, почетные граждане, духовенство, купцы) Непривилегированные (мещане и крестьяне) Классы: Дворяне (часть дворян не имела поместий) Крестьяне (кулаки, середняки и бедняки) Буржуазия Рабочие Противоречия между сословным и классовым делением общества
Общественные движения 1860-1870-х гг. Консерваторы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков Газета «Московские ведомости» - Официальная народность - Панславизм - Корректировка реформ в интересах дворянства Либералы Западники К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Д.А. Милюков Славянофилы А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин «Вестник Европы» и «Русская беседа» Земский конституционализм - Расширение прав земств - Создание центральных представительных учреждений - Надежды на сотрудничество с верховной властью Революционеры (народники) Далее
Народничество Малочисленное направление; преобладали выходцы из дворянской среды и разночинцы. Нигилизм (отрицание культурных ценностей прошлого и современного общества). Восприятие социалистических теорий. Идеологи-родоначальники народничества – А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский: Переход к социализму, минуя капитализм. Крестьянская община – готовая ячейка социалистического общества. Способ достижения цели – агитация и революция силами крестьянства
Идейные течения Крестьянин не готов к революции. Агита-ция не даст быстрых результатов. Необхо-димо провести госу-дарственный пере-ворот силами рево-люционной орга-низации. Это даст толчок революции. Крестьянин не готов к революции. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы нести рево-люционные идеи. Для повышения эффективности про-паганды необходимо создать революци-онную организацию Крестьянин по своей природе – бунтарь. Интеллигенция должна идти в народ, чтобы соединить отдельные бунты в общую революцию. Вместо государства – союз самоуправля-ющихся общин. Заговор-щическое П.Н. Ткачев Пропаган-дистское П.Л. Лавров Бунтарское (анархистское) М.А. Бакунин
Развитие народнического движения 1860-е гг. – сочетание пропаганды и террора. Кружок Ишутина → покушение Каракозова на Александра II (1866). «Народная расправа» Нечаева → убийство члена организации И.Иванова Чайковцы (кружок Натансона – Чайковского) 1871-1874 гг. «Хождение в народ» 1873-1875 гг. Крестьяне против Процесс 193-х 1874 г. «Земля и воля» (1876-1879) Г.В. Плеханов, В. Фигнер, С. Перовская, братья Михайловы… Пропаганда Первая политическая демонстрация у Казанского собора (1876) Террор Покушение В.Засулич на Трепова (1878) А.Соловьева на Александра II (1879) Раскол 1879 г. «Черный передел» (Плеханов, Засулич) Пропаганда «Народная воля» (Михайлов, Желябов, Перовская) Террор «Освобождение труда» 1883 г. Марксизм 1 марта 1881 г. Убийство Александра II
Рабочее движение Причины: тяжелые условия труда, жестокая эксплуатация «Южнорусский союз рабочих» 1875 г. Одесса Е. Заславский «Северный союз русских рабочих» 1878-1880 Петербург С. Халтурин, В. Обнорский Ставились и политические задачи 1885 г. Никольская мануфактура (Орехово-Зуево) «Морозовская стачка» Был установлен государственный контроль за зарплатой и условиями найма
Марксизм в России 1870 г. Русская секция I Интернационала 1872 г. Перевод на русский язык «Капитала» (Г.И. Лопатин) 1883 г. «Освобождение труда» (Женева) Цели: Распространение марксизма Критика народничества Основные идеи: Россия не может перейти к социализму, минуя капитализм Главной революционной силой является пролетариат Марксистские кружки в России 1883-1885 – Кружок Благоева (Петербург) 1885-1888 – «Товарищество санкт-петербургских мастеровых» ( П.В. Точисский , Петербург) 1888 – Кружок Федосеева (Казань) +Ульянов (Ленин) 1889-1892 – «Рабочий союз» ( М.И. Бруснев , Петербург) 1891 г. – первая маевка
Внешняя политика Александра II А.М. Горчаков министр иностранных дел (1856-1882) Основные задачи Отмена ограничений Парижского договора 1856 г. Укрепление международного авторитета 1870 г. Поражение Франции во франко- прусской войне 1870 г. Отказ России от унизительных статей Париж- ского мира 1871 г. Лондонская конференция. Пересмотр условий Париж- ского мира 1873 – 1878 гг. «Союз трех императоров» Россия, Германия, Австро-Венгрия
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Причины войны: Стремление России играть активную роль в международной политике. Поддержка Россией национально-освободительного движения балканских народов против Турции. Отказ Турции выполнить требование России о прекращении войны в Сербии (с 1875 г.).
Ход военных действий 12 апреля 1877 г. – начало войны, взятие турецких крепостей на Дунае 18 апреля 1877 г. – взятие Баязета (Кавказ); оборона 7-28 июня 7 июля 1877 г. – взятие Шипкинского перевала отрядом И.В. Гурко 20 июля – 28 ноября 1877 г. – блокада и взятие Плевны 9-14 августа 1877 г. – героическая оборона Шипкинского перевала 23-27 декабря 1877 г. – переход через Балканы генерала Д.М. Скобелева к Константинополю Февраль 1878 г. – взятие Адрианополя и Сан-Стефано (+Эрзурум ) Англия и Австро-Венгрия принудили Россию прекратить войну
Итоги войны Баязет возвращен Турции, Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину, а Англия – остров Кипр Россия получала Бессарабию, Карс, Баязет, Ардаган, Батум Территориальные приобретения Сербии и Черногории уменьшились Сербия, Черногория и Румыния получили независимость Независимость получала только Северная Болгария Болгария превращалась в автономное княжество (платили Турции только дань) Сумма контрибуции уменьшена Турция выплачивала России огромную контрибуцию Берлинский трактат 1 июля 1878 г. Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г.
Присоединение Средней Азии 1830-е гг. – присоединение Казахстана 1865-1875 гг. – завоевание Коканда 1873 г. – подчинение Бухарского эмирата и Хивинского ханства 1879-1884 гг. – присоединение Туркмении Туркестанское генерал-губернаторство (Ташкент)
Политика на Дальнем Востоке Китай Айгунский договор 1858 г. Пекинский договор 1860 г. Граница Япония Симодский договор 1855 г. Петербургский договор 1875 г. Курилы – российские Курилы – японские Сахалин - российский США 1867 г. Продажа Аляски (7,2 млн. $ )
Начало царствования Александра III (1881-1894) 1 марта 1881 года Отклонение проекта Конституции Лорис-Меликова «Бархатный диктатор», вел политику «волчьей пасти и лисьего хвоста» в 1880-1881 гг. Манифест «О незыблемости самодержавия» 29 апреля 1881 г. Отставка министров-либералов Лорис-Меликова, Милютина, Бунге…
Политика в отношении сословий Опора на дворянство (Дворянский поземельный банк, усиление влияния в местных органах управления) Попечительская политика в отношении рабочих (фабрично-заводская инспекция, ограничение труда детей, запрет ночного труда женщин… но запрет забастовок) Протекционизм в интересах отечественных промышленников В отношении крестьян (перевод на обязательный выкуп с 1883 г., учреждение Крестьянского банка в 1882 г., отмена подушной подати в 1885 г.)
Контрреформы Идеологи: К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, В.П. Мещерский Печать и образование 1882 г. Ужесточение цензуры. Закрытие либеральных газет и журналов («Отечественные записки», «Дело»…) 1884 г. Реакционный университетский устав. Отмена университетского самоуправления. 1887 г. Циркуляр «О кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии детей низших сословий) Местное самоуправление Земские начальники (из дворян) для усиления контроля за крестьянским самоуправлением Ограничены права и полномочия земств Увеличено число депутатов от дворян за счет числа депутатов от других сословий Судебная контрреформа Принят чрезвычайный закон для борьбы с революционным движением (1881) Ограничена открытость судопроизводства по политическим делам (1887) Ликвидированы мировые суды (1889)
Царь-миротворец Ухудшение отношений с Германией и Австро-Венгрией (из-за Балкан) Распад «Союза трех императоров» (1887) Военно-политический союз с Францией (1893) + Англия (1907) = Антанта Тройственный союз 1882 г. Германия, Австро- Венгрия, Италия В 1887 г. Александр III не дал возможность Германии подготовить военное вторжение во Францию Противодействие двух военно-политических блоков приведет в дальнейшем к Первой мировой войне
Культура II половины XIX века Расцвет Великие реформы Рост общественного движения Бурный промышленный подъем
Наука (естественные и точные науки) Математика Чебышев Теория чисел Теория вероятностей Ляпунов + Марков Ковалевская Физика Столетов Теория магнетизма Фотоэлектрические явления Химия Бутлеров Органическая химия Менделеев Периодическая система химических элементов (1869) Биология Сеченов Рефлексы мозга Мечников Иммунология Тимирязев Фотосинтез География Семенов-Тяньшанский Пржевальский Центральная Азия Миклухо-Маклай Ю.-В. Азия, Океания Техника Яблочков Лодыгин Лампа накаливания Можайский Жуковский Самолетостроение Попов Радио (1895)
Наука (гуманитарные науки) История С.М. Соловьев «История России с древнейших времен» В.О. Ключевский «Курс русской истории» Языкознание В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» А.А. Шахматов Текстология Философия Материализм Чернышевский Плеханов Идеализм В.С. Соловьев Н.Ф. Федоров
Литература Критический реализм Л.Н. Толстой Ф.М. Достоевский И.А. Гончаров А.П. Чехов Н.С. Лесков М.Е. Салтыков-Щедрин Н.А. Некрасов В.Г. Короленко А.Н. Островский Чистое искусство А.А. Фет Ф.И. Тютчев А.Н. Майков Символизм Д.С. Мережковский З.Н. Гиппиус Я.П. Полонский Во второй половине XIX века русская литература занимала ведущие позиции в мире
Музыка и театр «Могучая кучка» Балакирев , Мусоргский, Бородин, Римский- Корсаков, Кюи Мусоргский : «Хованщина», «Борис Годунов» Римский-Корсаков : «Снегурочка», «Садко» Бородин : «Князь Игорь» П.И. Чайковский (1840-1893) Оперы : «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Балет : «Лебединое озеро», «Щелкунчик» Первый концерт, симфонии… Братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны Петербургская консерватория (1862) Московская консерватория (1866) Главные театры: Малый театр Александринский театр «Дом Островского» 1898 г. – МХАТ Станиславский Немирович-Данченко
Живопись «Товарищество передвижных художественных выставок» В 1863-1870 гг. – Артель петербургских художников Метод (направление) – критический реализм Главная черта – демократизм 108 членов 400 участников выставок (48) И.Н. Крамской Братья В.М. и А.М. Васнецовы В.Г. Поленов И.И. Левитан И.И. Шишкин Братья К.Е. и В.Е. Маковские Г.Г. Мясоедов Н.Н. Ге И.Е. Репин В.И. Суриков В.Г. Перов Портрет Толстого «Христос в пустыне» «Аленушка» «Богатыри» «Московский дворик» «Заросший пруд» «Над вечным покоем» «Утро в сосновом бору» «Дети, бегущие от грозы» «Свидание» «Земство обедает» «Косцы» «Петр Первый допрашивает царевича Алексея» «Бурлаки на Волге» «Иван Грозный и сын его Иван» «Утро стрелецкой казни» «Боярыня Морозова» «Сельский крестный ход на Пасхе» «Тройка»
Скульптура М.М. Антокольский А.М. Опекушин М.О. Микешин Скульптуры Ивана Грозного Петра Великого Ермака Нестора-Летописца Ярослава Мудрого Памятники А.С. Пушкину М.Ю. Лермонтову Памятник «Тысячелетие России»
Архитектура Эклектика (смешение стилей) Месмахер (архив Государственного совета) Кракау (Балтийский вокзал) Неорусский (псевдорусский) стиль Померанцев (Верхние торговые ряды (ныне ГУМ)) Шервуд (Исторический музей) Чичагов (Московская городская дума) В строительстве расширилось применение железа и стекла, началось использование бетона
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Структура общества Раннее Средневековье Церковные мыслители: «Те, кто молится», «Те, кто воюет», «Те, кто трудится». Предопределенность и по-корность воле бога. Усиление королевской власти «Власть и сословия»: -Духовенство, -Дворянство, -Третье сословие. Привилегии или их отсут-ствие. Слои населения феодального общества
2. Рыцарство Феодальная лестница Сюзерен и вассал. Вассал – клятву верности. Сюзерен – покровитель. Замки и угодья – поместье . Большинство феодалов – рыцари. Благородное происхождение, владение землей. Значительный доход от военной добычи. Управление хозяйством – староста. Доблесть, щедрость, культ прекрасной дамы и оружия, благородство. Феодальное поместье
3. Крестьянство Складывание феодализма – зависимость от феодала (внеэкономическая). Барщина (3дня), оброк (натуральный). Судебная власть. Потребности феодала небольшие – нет совершен-ствования. XI – XIII вв. – «внутренняя колонизация» – рост с/х производства. Появление денежного оброка. XIV в. – чума – возвращение к барщине.
4. Города Раннее средневековье Упадок городов (натуральное хозяйство, слабое развитие ремесла и торговли). X в. – усиление. «1 год и 1 день» - свобода. Вначале – льготы, затем - конфликты с феодалами. X – XIII вв. – «коммунальное движение» за самоуправле-ние. Выборная администрация. Свободные города (города- республики Италии, Ганза).
4. Города Развитие ремесла – цеха (устав, королевская хартия). Ручной труд, нет разделения труда. Торговцы – возрастающая роль, но не попадают ни в одну из категорий (Христос изгнал из Храма). Рынки, Ярмарки, Гильдии. Торговые ареалы : Сев. Евро-па, Средиземноморье. Банковское дело - обмен и ссуда. Церковь – запрет на ростовщичество. Банкиры – евреи. Арабские цифры К. Масис. Ростовщик и его жена
5. Духовенство Средневековье – укрепление авторитета и влияния церкви. Десятина. Земля. Дарения. Монастыри – торговля и ростовщичество. Клюнийское движение ( XI век) – за возвращение основ, но вскоре – рост богатства. Латеранский собор (1059) – целебат. Выбор Пап духовенством. Белые монахи (цистерци-анцы) – аскетизм в храмах и в быту. Клюнийское аббатство
5. Духовенство Духовно-рыцарские ордена (тамплиеры, госпитальеры) – Эпоха крестовых походов. Торговля, банкирская дея-тельность. «Нищенствующие ордена» (францисканцы, доминикан-цы).Демонстративный аскетизм, отказ от собственности. Роль орденов – очищение и укрепление рядов, увели-чение авторитета церкви, борьба с ересями. Герб ордена Тамплиеров
6. Социальные выступления Иерархичность общества – протест и выступления (рост налогов и повинностей, борьба против зависимости.) Жакерия (1348 г.). Король средства на войну. Горожане – требование расширить власть Генеральных штатов. 1358 г . – восстание. Восстание Уота Тайлера (1358 г.). Против налогов. Уничтожение документов. Требования отмены зави-симости, фиксация ренты, свободы городам. Жакерия
7. Еретические движения Ереси – отклонение от догматов церкви. Новый взлет – XI – XIV вв . Борьба городов за права . Борьба против феодальной зависимости. Патарены – аскетизм церкви Катары – Мир – добро и зло (государство, законы, цер-ковь). Отрицание таинств. Вальденсы – отказ от имущества, пропаганда ос-нов. Альбигойцы (катары + вальденсы). Юг Франции. Инквизиция. Доминик и альбигойцы
8. Гуситы Ян Гус (1371-1415 гг.) – Против иерархии, земле-владения, индульгенций. За службу на родном языке. 1414 г. – Вызвали на собор. Отказ от отречения. Ауто-дафе. Гуситское движение. Умеренные (лишение церкви земли и богатств, участие горожан в управлении государством) и табориты (уравнительные идеи). Ян Жижка. Кресто-вые походы. Уступки чехам. Ян Гус
9. Власть светская и церковная X-XI вв. – укрепление центральной власти в Европе. Англия – Плантагенеты (Генрих II) . Франция – Филипп II . Германия – священная Римская империя. Спор об Инвестуре (утверждение епископов в сане). Генрих IV . Григорий VII . Отлучение. Каносса (1077 г.). 1122 г. – Вормский конкордат . Германия – император. Италия, Бургундия – Папа. Филипп II
9. Власть светская и церковная Спор о привилегиях Церкви в Англии XI в. – Генрих II судебная система. Право на всю страну. Присяжные. Епископ Кентерберийский против светского суда над клириками. Убит в храме. Возмущение населения. Покаяние короля. Король и церковь во Франции К. XIII – н. XIV вв. – Филипп IV налог на церковные владения. Филипп IV
9. Власть светская и церковная Бонифаций VIII – запретил платить. Король – запрет вывоза драгметаллов. 1302 г. – Генеральные штаты – сословный совещательный орган. 1305 г. – папа – Климент V – Ставленник Филиппа. Рези- денция в Авиньон (1309-1378). «Пленение». 1307 г. – арест руководства тамплиеров. 1314 г. – казнь. «Проклятые короли». 1378 – 1417 г. – «многопап-ство». Папская резиденция в Авиньоне
10. Короли и сословия Сословные органы – проти-вовес крупным феодалам + в случае войн. Но и конфликты с королями. Англия. Иоанн Безземель-ный (1199 – 1216). Конфликт с обществом – «Великая хартия вольностей». Парламент. По два депутата от графства и крупного города. 1297 г. – право утверждать налоги. + Палата лордов . Пиренеи – кортесы . В английском парламенте
11. Создание централизованных государств Складывание централизо-ванных государств: -обуздание феодальной вольницы, -расширение границ. (на основе притязаний) Нормандия – Англия и Франция. 1066 г. – Вильгельм За-воеватель – Англию . Генрих II (правнук) + ряд француз-ских земель (приданое же-ны). Помеха объединению Франции. Французы – помощь Шотландии. Вильгельм Завоеватель
11. Создание централизованных государств 1337 - 1453 гг. – Столетняя война. 1337-1360 гг. - Слейсе(1340), Кресси(1346), Пуатье(1356) – Победы Англии. Пленение Иоанна II Французского. 1369 - 1396 гг. – Карл V – реформа армии. 80 –е гг. - Ричард II , Карл VI . Переменный успех. Восстание Уотта Тайлера. Сепаратизм во Франции. 1415-1420 гг. – Азенкур (1415) разгром французов. Битва при Слейсе
11. Создание централизованных государств 1420 г. – Генрих V – регент Франции. 1422 г. – коронация Карла VII . Жанна Д ’ Арк. 1429 г. – снятие осады Орлеана. Компьен – плене-ние. Продажа англичанам. Суд. 1431 г. – Сожжение, Руан. 1449 - 1450 гг. – Филипп Бургундский на сторону короля. 1453 гг. – Взятие Бордо окончание войны. Жанна Д ‘ Арк
11. Создание централизованных государств Пиренейский полуостров Реконкиста (в VIII в . зах-вачен арабами). Арабский эмират – Кордоба. Торговля с Востоком. Развитие арабской культуры. Астурия, Галисия, Баскония – борьба с арабами. XII в. – Арагон и Кастилия, Португалия. Вскоре - осво-бождение большей части. Кастилия – общины свобод-ных крестьян, рост городов. Товарно-денежные отноше-ния. Кортесы. Средневековая Испания
11. Создание централизованных государств Арагон - неограниченная власть крупных феодалов. Слабые, бесправные города. 1479 г. – Фердинанд – ко-роль Арагона – объединение (жена – Изабелла Кастиль-ская). Абсолютизм. Инкви-зиция. 1492 г. – падение Гра-надского эмирата. Бегство мавров и евреев. Оставшиеся – насильно в христианство. Раздробленность – Герма-ния, Италия. Фердинанд Арагонский Изабелла Кастильская
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мировоззрение - система взглядов человека на мир(природа, общество, человек) в целом; отношение человека к миру
космоцентризм теоцентризм антропоцентризм Первая классификация мировоззрения:
Космоцентризм - философская концепция и мировоззрение, в основе которого лежит понятие «Космос»- это все сущее. Он идеален,т.к . бесконечен в пространстве и времени.
Теоцентризм - философская концепция в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, наивысшего,совершенного бытия, источника всей жизни и любого блага
Антропоцентризм- философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель совершающихся в мире событий
Попытайтесь определить, какие виды мировоззрения зашифрованы данными картинками Вторая классификация мировоззрения
обыденное религиозное научное 1. Основывается на жизненном опыте. 2. Взгляды формируются стихийно. 3. Мало использует научный опыт Основывается на религиозных учениях. Недостаточное внимание к научным достижениям. Тесно связано с духовными потребностями человека Опирается на достижения науки. Включает в себя научную картину мира
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биологическое и социальное в человеке Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens . Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими . Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Вспомним, что… Человек Индивид человек как отдельно взятая личность, отдельный живой организм, единица человеческого рода. биосоциальное существо, обладающие мышлением и речью, способное создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе. (единство телесного и духовного) Индивидуальность Специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. Неповторимое, своеобразное сочетание в человеке природных задатков, поведения. социальный образ человека Личность
Общественные свойства личности определяются понятием « личность ». человеческий индивид, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в жизни человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности Философия определяет личность как:
Научные подходы к понятию «личность» Активный участник свободных действий, субъект и объект познания и изменения мира Личность рассматривается через набор функций или ролей (ролевые характеристики) сын учащийся колледжа городской житель спортмен- шахматист
Личность и её структура Структура личности — специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
Факторы, влияющие на формирование личности человека. Наследственность Воспитание Социальная среда Стремление к самосовершен -ствованию
Социальное поведение Поведение человека можно определить как его образ жизни, действий и поступков. Социальное поведение - это действия человека по отношению к обществу, другим людям, окружающим его природе и вещам.
Виды социального поведения По своему характеру социальное поведение может быть самым разнообразным: Альтруистическим (основанным на бескорыстной заботе о благе других) эгоистическим законопослушным противоправным серьёзным легкомыслиным деликатным неучтивым
Научная социология М.Вебер классифицирует все человеческие действия на четыре типа: целерациональное ( ясностью осознания цели и средств ее достижения) ценностно-рациональное ( нет конкретной цели, определенного результата, но есть мотив, смысл , ориентация на других) традиционное ( отсутствием осознания мотива действия, оно совершается автоматически, в силу привычки ) Аффективное (характеризуется отсутствием цели)
В основе социального поведения человека лежат принятые в обществе образцы. Привычки устоявшиеся схемы (стереотипы) поведения в определенных ситуациях; привычки приобретаются стихийно Манеры внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Хорошие манеры надо воспитывать. Обычай традиционно установившийся порядок поведения. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. Традиция все то, что унаследовано от предшественников. Первоначально это слово обозначало «предание». Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Нравы особые оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества.
Социализация личности Социализация (от лат. socialis — общественный) - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта , необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей .
Этапы социализации Этап Содержание Начальный Социализация ребенка, преимущественно в семье Средний Обучение в школе Завершающий Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.
Сферы социализации Социализация личности (усвоение социального опыта) Деятельность – внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью Самосознание – это образ себя и отношение к себе. Формирование образа собственного «Я» Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми
«Агенты социализации». Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». Национальные традиции и обычаи Образование Социальное окружение Государственная политика Средства Массовой информации (СМИ) Самовоспитание человека
Особенности воспитания: Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ» Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО» Роль ребенка в семье: ужасный ребенок, мучитель, козел отпущения, Золушка, паинька. Формирующиеся черты характера: Тревога, одиночество, комплексы неполноценности, вины за что-то. Мстительность, агрессивность, обида, озлобленность . Доброжелательность открытость, инициативность. Заботливость, ответственность, самостоятельность. Поддержка, помощь. Взаимная забота и ответственность. Жесткая система запретов, санкций, наказаний.
Само сознание и само реализация личности. Самосознание – это определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности. Важный признак самосознания – готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и за совершенные им действия
Единство свободы и ответственности личности Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей и общества в целом, а не в узкоэгоистических интересах. Свобода - это возможность совершать любые действия, не запрещённые законом. Ответственность -это обратная сторона свободы, осознание себя как причина совершаемых поступков.
Свобода и ответственность личности СВОБОДА ДУХОВНАЯ СВОБОДА ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ свобода от эксплуатации; равноправные экономические отношения; свобода экономического действия и т.д. наличие гражданских прав, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность; справедливое национально-государственное устройство; всеобщее избирательное право и т.д. свобода выбора мировоззрения; свобода выбора вероисповедания; свобода выбора идеологии; свобода духовной пропаганды. свобода как способность человека действовать на основе познания закономерностей природного и социального мира. Чем больше свободы дает человеку общество, тем больше его ответственность за пользование этими свободами 109
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Культура лат. cultura – возделывание, обрабатывание Узкое понимание Широкое понимание Духовная жизнь общества Все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты («вторая природа») Характеристики определенных исторических эпох Характеристики определенных видов деятельности
Материальная и духовная культура Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т. д. результат – вещи (артефакты) результат – символы
Функции духовной культуры Познавательная Образовательно-воспитательная Интегрирующая Регулирующая Социализирующая
Первоначальное понятие культуры означало: все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты совокупность знаний, верований, искусства, морали и права возделывание земли все, что создано человеком К функциям духовной культуры не относится: образовательно-воспитательная интегрирующая регулирующая материально-производственная
К элементам духовной культуры не относится: религия наука средства производства мораль
Формы культуры Народная Элитарная Массовая
Народная культура (фольклор) Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки. В ней отражается менталитет народа. Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты. По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.
Элитарная (высокая) культура Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства. Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»). Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя фр. elite – лучшее, избранное
Массовая культура Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения. Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей. Главной целью является получение коммерческой выгоды. Возникла в середине ХХ века = поп-культура, китч, развлекательное искусство
Разновидности массовой культуры Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя. Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями. часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих большой социальной группе
Современная отечественная культура внутренние изменения исторические факторы западная массовая культура Положительные последствия Отрицательные последствия Раскрепощение сознания народа Расширение художественного творчества Прекращение преследований представителей передовой интеллигенции Ослабление государственной поддержки («остаточный принцип») Массовый уход квалифицированных специалистов из сферы культуры Ориентация на запросы массового зрителя культ насилия, примитивизм… Засилье западной кинопродукции
? Какое суждение верно?: А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны
Специфика искусства Искусство отражает мир с помощью художественных образов высший уровень мастерства форма практико-духовного освоения действительности ИСТИНА ДОБРО КРАСОТА
Общественные функции искусства Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты) Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения) Воспитательная (духовно-нравственное становление личности) Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)
Специфика познания посредством искусства Отражение мира с помощью художественных образов Наглядный характер Субъективное восприятие действительности
Виды искусства Архитектура Живопись Скульптура Литература Декоративно-прикладное искусство Театр Цирк Балет Кино Эстрада
Современное искусство: постмодернизм Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства. Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией. Одна из главных форм – колллаж
Специфика науки Наука – система знаний о мире и его законах Основные элементы: особая система знаний о природе, обществе, человеке особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний система специальных организаций и учреждений
Социальные функции науки Познавательная Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека) Прогностическая Непосредственная производительная сила
Моральные (этические) нормы современного ученого общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…) касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни) касающиеся социальной ответственности за свои открытия
Особенности современной науки постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет) охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин) растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов) наука превратилась в особую профессию
Распределите перечисленное следующим образом: три позиции должны характеризовать деятельность художника, три – процесс работы ученого выбор сюжета выдвижение гипотезы выстраивание композиции теоретическое осмысление фактов создание художественных образов экспериментальная проверка
Специфика образования Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков
Функции образования приобщение человека к достижениям человечества передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта подготовка человека к самостоятельной деятельности развитие творческих способностей личности воспитание и социализация личности
Основные направления развития современного образования Демократизация Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин) Гуманизация (усиление внимания к личности) Фундаментальность (выявление и изучение главного) Компьютеризация Интеграция (интернационализация)
Социальная функция образования заключается в том, что оно: А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности верно только А верно только Б верно и А, и Б оба положения неверны
Специфика религии Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность Главный признак религии – вера в сверхъестественное
Элементы религии Религиозные представления Религиозные настроения Религиозные действия Религиозные организации и институты мифы , легенды, сказания, Библия, Коран… любовь к Богу, страх перед злыми духами… молитва, проповедь, таинство… церковь, секта, монастырь…
Функции религии Мировоззренческая Утешительно-компенсаторная Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…) Интегрирующая Дезинтегрирующая Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)
Этапы эволюции религии Родоплеменные древние верования Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями) Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов) Анимизм (вера в существование духов и душ) Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)
Этапы эволюции религии Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.) возникли в период разложения родового строя и возникновения классового поклонение богам – покровителям своего народа сложная обрядность с элементами национальной культуры оформился особый слой служителей культа (жрецы)
Этапы эволюции религии Мировые религии (буддизм, христианство, ислам) огромное число последователей космпополитизм (выход за пределы народов, государств) эгалитаризм (проповедь равенства всех людей) прозелитизм (стремление обратить в свою веру других) домашнее задание
Этапы эволюции религии Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…) основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение) возглавляются харизматическими лидерами обещают достижения счастья в земной жизни тяготеют к синкретизму (смешению)
Атеизм и свободомыслие Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем свобода совести?
Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это: культ клир религиозные представления религиозные организации
К функциям религии не относится: мировоззренческая утешительно-компенсаторная регулирующая гедоническая
Национальной религией является: христианство конфуцианство ислам буддизм
Специфика морали Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения Этика – учение о морали Три уровня: нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации) моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо») нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)
Функции морали Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами) Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно) Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения) Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения) Коммуникативная (взаимопонимание, общение)
Единство морали и права Регулирующая функция Нормативный характер Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо) Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека
Различия Мораль Право Ориентирует людей на идеальные нормы Поддерживает порядок, исходя из реальности Смысл конкретной жизненной ситуации уникален Основывается на типичном, стандартном Исключает прямое принуждение Поддерживается принудительной силой государства Пронизывает все стороны жизни, в т. ч. дружбу, любовь Регулируют только существенные отношения Главные категории – добро и зло, совесть, счастье, смысл жизни… Главные категории – законное, незаконное, правомерное, неправомерное
Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется: регулирующей аксиологической воспитательной коммуникативной
Общественная психология и идеология Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп. Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами
Общественное мнение Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам формирование целенаправленно стихийно по структуре монистическое плюралистическое
Средства массовой коммуникации передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов СМК Средства массовой информации: печать радио ТВ Интернет Средства массового воздействия: литература кино театр цирк мюзиклы Технические средства коммуникации: телефон телетайп эл. почта
Функции СМК Информационная (предоставление информации) Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением) Культурологическая (распространение достижений культуры)
Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации: газета «Аргументы и факты» журнал «Вопросы философии» радиостанция «Европа+» детектив Д. Донцовой театр «Сатирикон» киностудия «Мосфильм»