5 класс
материалы для учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
schet_let.ppt | 1.64 МБ |
3699634_vvedenie_v_istoriyu.ppt | 900.5 КБ |
2.p-o_dr.egipet.doc | 135.5 КБ |
1._p-o._pervobytnoe_obshchestvo.doc | 34 КБ |
1._schet_let.doc | 53.5 КБ |
rabota_s_ponyatiyami_5_klass.docx | 17.96 КБ |
prakticheskaya_rabota._schet_let_v_istorii_5_klass.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без знания дат нет знания истории Изучая историю, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города, извержение вулкана, наводнение), какое из двух событий было раньше, какое позже и на сколько лет. ? Когда (приблизительно) появились на земле древнейшие люди? ! Более двух миллионов лет назад. ? Когда появился «человек разумный»? ! 40 тысяч лет назад.
Измерение времени по годам ? Представление о годе как промежутке времени возникло у древних земледельцев. Как вы думаете, почему? Первыми в истории человечества продолжительность года определили жители Древнего Египта. Они подсчитали, что от одного разлива Нила до другого проходит 365 суток. Египтяне день и ночь считали по 12 часов. Египетский календарь Календарь майя Арабский календарь
Лента времени Лента времени – это дорога из прошлого в будущее через настоящее. Прошлое Настоящее Будущее
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ ВО ВРЕМЕНИ Хронология (от греч. χρόνος — время; λόγος — учение) – наука о времени.
Счёт лет в Древнем Египте Каждый раз, когда начинал править новый царь, счёт лет начинался заново. В чём неудобство такого счёта лет?
Счёт лет в Древнем Риме Иным было летосчисление жителей Рима, одного из древнейших городов мира. Год основания своего города римляне считали первым, следующий – вторым и т.д. Если римлянин говорил, что он родился в 700 году, что это означало? Год основания Рима
100 лет составляют столетие или век , 10 веков составляют тысячелетие . События истории Древнего мира происходили много веков и даже тысячелетий назад. Например, земледелие возникло 10 тысяч лет назад, иначе говоря, с того времени прошло уже 10 тысячелетий или 100 веков – это одно и то же. Счёт лет, которым мы пользуемся
ДАТА РОЖДЕНИЯ ИИСУСА ХРИСТА Счёт лет, которым мы пользуемся Период времени до Рождества Христова Период времени от Рождества Христова до нашей эры (до н.э.) наша эра (н.э.)
Счёт лет, которым мы пользуемся НАША ЭРА (Н.Э.) до нашей эры (до н.э.) 1 2 3 3 2 1 74г.до н.э. 776г.до н.э.
КАКОЕ СОБЫТИЕ ПРОИЗОШЛО РАНЬШЕ ? 776 г. до н.э. 146 г. до н.э. СКОЛЬКО ЛЕТ ПРОШЛО МЕЖДУ СОБЫТИЯМИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ ДО Н.Э. ? Основание Олимпийских игр Разрушение римлянами Карфагена 776 – 146 = 630
Сколько лет назад произошло восстание Спартака? В 74 году до н.э. произошло восстание Спартака. Отметим эту дату на линии времени. 74 + 2013 = 2087 2013 74 г. до н.э. Восстание Спартака
1242 Г. = 12В.+42Г.= ?ВЕК = ? ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ 988Г.= 2013Г.= Какой век? Какое тысячелетие?
Домашнее задание с.29-32, читать, придумать несколько хронологических задач.
Интернет-ресурсы http://www.progamer.ru/esports/mag/kratkaya-xronologiya-kibersporta.htm http://www.kostyor.ru/archives/1-12/ques.php http://uh.ru/a/409748 http://www.proza.ru/2011/04/24/45 http://www.medn.ru/statyi/Istoriyakalendarya.html http://137.rolka.su/viewtopic.php?id=82 http://egipet.uz/category/carstvennost-i-religiya/rol-faraona http://www.liveinternet.ru/tags/%F2%F3%F2%E0%ED%F5%E0%EC%EE%ED/page2.html http://www.boti.ru/node/6515 http://www.netda.ru/belka/text_mil/christm.htm http://olimpikgames.ucoz.ru/index/olimpijskij_jujym/0-31 http://www.imperialclan.ru/viewtopic.php?f=50&t=28&start=80 http://www.liveinternet.ru/users/2957307/post170037697/ http://j-times.ru/category/drevnij-mir-zemli http://www.s-sm.ru/main/articles/arhitektura_buduchego_bionika_i_ekologichnost_v_arhitekture_buduchego/ http://rusdemotivator.ru/demotivatory-pro-vremya/7403-vremya-nastoyashhee-dlitsya-mgnovenie-no-za-yeto-mgnovenie-mozhno-sdelat-stolko-glupostej.html
? Сколько полных веков (столетий) продолжается наша эра? ? Сколько полных тысячелетий? ? В каком веке мы живём? ? В каком веке родился А.С. Пушкин, если дата его рождения 1799 г.? Счёт лет, которым мы пользуемся
Записаны арабские цифры и под ними римские. Но римские цифры записаны не все, пропущенные вам нужно дописать.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
Часть А.
А1.Как называется река, протекающая по территории Египта?
А) Нил Б) Тигр В) Евфрат
А2.Как называлось высушенное тело обмотанное бинтами?
А) амулет Б) саркофаг В) мумия
А3.Царские советники, знать в Древнем Египте:
А) жрецы Б) вельможи В) писцы
А4.Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте: А) саркофаг Б) пирамида В) мумия
А5.Кто набирался в армию в Древнем Египте?
А) каждый десятый юноша-египтянин В) все вельможи
Б) каждый второй раб
А6.Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:
А) Эхнатон Б) Хеопс В) Тутанхамон
А7.Кто служил колесничими в армии Древнего Египта?
А) вельможи Б) жрецы В) рабы
А8.Что ввозили торговцы в Древний Египет?
А) папирус Б) древесину В) хлеб
А9.Что обозначает понятие «классы»?
А) это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую
Б) это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют
В) это люди, которые недовольны фараоном
А10.Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
А) обогащали фараонов и вельмож
Б) ослабляли свою страну
В) давали возможность воинам проверить свои силы
А11.Кто впервые описал жизнь древних египтян?
А) Геродот Б) Хаммурапи В) Крез
А 12. В древности Египет называли:
А) Чёрная земля; Б) Красная земля ; В)Синяя земля
А13.Живыми убитыми в Древнем Египте называли:
А) рабов; Б) крестьян; В) рабовладельцев.
А14. Самая большая пирамида в Египте была построена около:
А) 1600 г. до н. э; Б) 2600 г. до н. э; В) 3600 г. до н. э.
А15. Огромная статуя лежащего льва с головой человека – это:
А) сфинкс; Б) пирамида; В) саркофаг.
А16. Вера в богов, в загробный мир – это:
А) религия; Б) культура; В) мумия.
Часть В.
В1. Вставьте слова вместо пропусков.
Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий требовало строительство каналов и земляных насыпей, необходимых для __________________ полей. Поля, куда вода не доходила, поливали при помощи специальных приспособлений - ________________. Земледельцы отдавали в казну часть урожая и скота – платили ____________.
В 2.Установите Соответствие между именами и их описаниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В3.Какие две из перечисленных причин соответствовали военным успехам египтян при фараоне Тутмосе?
А)создание большого и хорошо обученного войска из земледельцев-пехотинцев;
Б)использование огнестрельного оружия;
В)создание сильного морского флота;
Г)использование боевых колесниц;
Д)пополнение войска за счет рабов.
В4. Расположите на ленте времени даты событий истории Древнего мира ( не менее трех) , запомнившихся тебе . А затем определи век и тысячелетие.
Ответ:
____________ г. до н.э. = ____________в. до н.э. =_____________тыс.до н.э.
____________ г. до н.э. = ____________в. до н.э. =_____________тыс.до н.э.
____________ г. до н.э. = ____________в. до н.э. =_____________тыс.до н.э.
В 5. Дайте определения:
пороги, оазис, рельеф, сфинкс, иероглиф.
В 6. Ответьте на вопрос: Что такое государство?
Вариант 2.
Часть А.
А1.Первая столица Египетского царства?
А) Мемфис Б) Фивы В) Атон
А2.Из чего строили простые египтяне дома?
А) из глины Б) из камня В) из дерева
А3.Существо с телом льва головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов:
А) Сфинкс Б) Апис В) Хеопс
А4.Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги:
А) писцы Б) жрецы В) фараоны
А5.Кто в Древнем Египте владел знаниями?
А) писцы Б) вельможи В) жрецы
А6.Письменность в Древнем Египте:
А) иероглифы Б) клинопись В) папирус
А7.Кого древние египтяне считали «живым богом»?
А) главного жреца Б) фараона В) Амон-Ра
А8.Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царств
Б) союз богов неба и земли
В) царство мертвых и царство живых
А9.Что обозначает понятие «религия»?
А) вера в сверхестественные силы
Б) вера в силы природы
В) умение подчиняться кому-либо
А10. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?
А) с целью личного обогащения
Б) с целью обогащения своих воинов и вельмож
В) с целью знакомства с другими странами
А11.Кто из ученых сумел расшифровать египетские иероглифы?
А) Шампольон Б) Геродот В) Эхнатон
А12. Древний Египет был расположен в:
А) северо-восточной Африке;Б) южно-восточной Африке;
В) северо-восточной Австралии.
А13. Царь Южного царства победил Северное и завоевал дельту. Образовалось единое царство, объединившее весь Египет. Это случилось около:
А) 2000 г. до н. э.; Б) 3000 г. до н. э.; В) 4000 г. до н. э.
А14. Пирамида – это:
А) огромная статуя лежачего льва;
Б) гробница, в которой хоронили умерших фараонов;
В) многоэтажный дом в Мемфисе.
А15. Сбор в пользу государства - это:
А) трудовая повинность; Б) шадуф; В) налог.
А16. Тутмос III двинулся с войсками в военные походы в:
А) 1400 г. до н. э; Б) 1500 г. до н. э; В) 1600 г. до н. э.
Часть В.
В1. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Египетские школы готовили писцов и _____________________ . Здесь учили считать и _________________ . Овладение « священным письмом» - ______________________ требовало больших усилий.
В 2.Установите Соответствие между именами и их описаниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В 3.Каковы были результаты военных походов фараонов? Укажите два верных ответа .
А) обеднение крестьян; Б)увеличение числа рабов;
В) ослабление власти фараонов; Г)завоевание всего побережья Средиземного моря; Д) уменьшение территории Египта.
В4. Расположите на ленте времени даты событий истории Древнего мира ( не менее трех) , запомнившихся тебе . А затем определи век и тысячелетие.
____________ г. до н.э. = ____________в. до н.э.= _____________тыс.до н.э.
____________ г. до н.э. = ____________в. до н.э.= _____________тыс.до н.э.
____________ г. до н.э. = ____________в. до н.э. =_____________тыс.до н.э.
В 5. Дайте определения:
папирус, дельта, ил, пирамида, обелиск
В 6. Ответьте на вопрос: Что такое культура?
Вариант -1.
- А
- В
- Б
- А
- А
- Б
- А
- Б
- Б
- А, Б
- А
- Б
- А
- Б
- А
- А
Часть В.
- Орошения, шадуфов, налоги.
- А-2 Б-3 В-1
- А,Г
Вариант – 2.
- А
- А
- А
- А
- В
- А
- Б
- А
- А
- А
- А
- А
- Б
- Б
- В
- Б
Часть В.
- Жрецов, писать, иероглифами.
- А-2 Б-3 В-1
- А,Б
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 1.
1.В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения?
А) в человеческом стаде Б) в родовой общине В) в государстве
2.Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?
А) охота Б) скотоводство В) собирательство
3.Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
А) цари Б) жрецы В) старейшины
4.Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда?
А) медь Б) бронза В) железо
5.Первое домашнее животное, прирученное человеком:
А) корова Б) лошадь В) собака
6.Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с земледелием?
А) скотоводство Б) охота В) обработка металлов
7.В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?
А) в человеческом стаде Б) в родовой общине В) в соседской общине
8.Выберите причину появления религии:
А) неумение человеком объяснить явления природы Б) боязнь человека перед стихией природы В) желание человека отличаться от животных.
9.Когда появился человек на Земле?
А)2млн. лет назад Б)100тыс. лет назад В)10тыс. лет назад
ВАРИАНТ 2.
1.Выберите главную причину неравенства среди людей.
А) распад родовой общины Б) изменение орудий труда В) появление государства
2.Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
А) собирательство В) овладение огнем Б) изобретение металлических орудий труда
3.Кто управлял племенем?
А) жрецы Б) Совет старейшин В) цари
4.Из чего первобытные люди делали первую одежду?
А) из шелка Б) из шкур животных В) из хлопка
5.Несколько родовых общин, живших в одной местности:
А) человеческое стадо Б) племя В) соседская община
6.Первое орудие труда первобытного человека:
А) мотыга Б) заостренный камень В) плуг
7.Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу?
А) гарпун Б) лук В) рубило
8.Что называется искусством?
А) творческое воспроизведение окружающего мира Б) стремление человека объяснить загадки природы В) желание людей лучше охотиться
9.Когда человек начал заниматься земледелием?
А)10тыс. лет назад Б)3тыс. лет назад В)200тыс. лет назад
Вариант 1
- Б
- В
- В
- А
- В
- А
- В
- А
- А
Вариант 2.
- Б
- В
- Б
- Б
- Б
- Б
- А
- А
- А
Предварительный просмотр:
Вариант 1.
Определи век и тысячелетие:
1. 1941г.= в. = тыс.
2. 1342г.
3. 1400г.
4. 1647г.
5. 2000г. до н.э.
6. 1057г.
7. 1750г. до н.э.
8. 34678г.
9. 45634г.до н.э.
10.2008г.
11. Какое событие из перечисленных произошло раньше других?
Вариант 1.
Определи век и тысячелетие:
1. 1941г.= в. = тыс.
2. 1342г.
3. 1400г.
4. 1647г.
5. 2000г. до н.э.
6. 1057г.
7. 1750г. до н.э.
8. 34678г.
9. 45634г.до н.э.
10.2008г.
11. Какое событие из перечисленных произошло раньше других?
Вариант 2.
Определи век и тысячелетие:
1. 1945г.= в. = тыс.
2. 1542г.
3. 1700г.
4. 1347г.
5. 5000г. до н.э.
6. 1024г.
7. 1150г. до н.э.
8. 22678г.
9. 36734г.до н.э.
10.2008г.
11. Какое событие из перечисленных произошло раньше других?
Вариант 2.
Определи век и тысячелетие:
1. 1945г.= в. = тыс.
2. 1542г.
3. 1700г.
4. 1347г.
5. 5000г. до н.э.
6. 1024г.
7. 1150г. до н.э.
8. 22678г.
9. 36734г.до н.э.
10.2008г.
11. Какое событие из перечисленных произошло раньше других?
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Фамилия, имя______________________класс_____________
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Предварительный просмотр:
Фамилия,имя ________________________________________ Класс _____________
Соотнеси понятие и определение. Внеси в таблицу соответствующую букву.
1 | Исторические источники | А | наука о прошлом человечества. |
2 | Атлас | Б | наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. |
3 | Хронологический порядок | В | историческая наука, которая изучает, как и почему изменялись люди в прошлом и каков облик людей сейчас. |
4 | Антропология | Г | всё, что когда-то было создано людьми, дающее сведения о жизни людей в прошлом. |
5 | Археология | Д | наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. |
6 | Историческая карта | Е | наука о времени. |
7 | Этнография | Ж | собрание карт, переплетенных вместе. |
8 | История | З | изображение Земли или большей части земной поверхности в различные времена истории человечества. |
9 | Легенда карты | И | последовательность исторических событий во времени. |
10 | Хронология | К | список условных знаков (надписей, дат) и их объяснений. |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Фамилия,имя ________________________________________ Класс _____________
Соотнеси понятие и определение. Внеси в таблицу соответствующую букву.
1 | Исторические источники | А | наука о прошлом человечества. |
2 | Атлас | Б | наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. |
3 | Хронологический порядок | В | историческая наука, которая изучает, как и почему изменялись люди в прошлом и каков облик людей сейчас. |
4 | Антропология | Г | всё, что когда-то было создано людьми, дающее сведения о жизни людей в прошлом. |
5 | Археология | Д | наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. |
6 | Историческая карта | Е | наука о времени. |
7 | Этнография | Ж | собрание карт, переплетенных вместе. |
8 | История | З | изображение Земли или большей части земной поверхности в различные времена истории человечества. |
9 | Легенда карты | И | последовательность исторических событий во времени. |
10 | Хронология | К | список условных знаков (надписей, дат) и их объяснений. |
Ответ:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя __________________________________ Класс ___________ Вариант 1.
- Отметь на ленте времени 45 год, 27 год до н.э., 89 год, 345 год, 67 год до н.э., 3 век до н.э.
2. Определите сколько лет прошло между:
- 23 годом и 150 годом = __________________________________________________________
- 12 годом до н.э. и 45 годом до н.э. = ________________________________________________
- 18 годом до н.э. и 500 годом = _____________________________________________________
3. В 2000 году археологами был обнаружен сосуд, который пролежал в земле с 3500 года до н.э.. Сколько лет пролежал в земле этот сосуд? ________________________________________________
4. Определи век и тысячелетие
1245 год ______________________________________________________________________________
587 год _______________________________________________________________________________
1412 год ______________________________________________________________________________
1097 год ______________________________________________________________________________
5.* Запишите римскими цифрами:
12 век =
5 век =
18 век =
21 век =
3 век =
Фамилия, имя __________________________________ Класс ___________ Вариант 2.
- Отметь на ленте времени 68 год, 37 год до н.э., 63 год, 459 год, 150 год до н.э., 5 век.
2. Определите сколько лет прошло между:
- 24 годом и 450 годом = __________________________________________________________
- 21 годом до н.э. и 49 годом до н.э. = _________________________________________________
- 12 годом до н.э. и 150 годом = _________________________________________________
3. В 2012 году археологами был обнаружен сосуд, который пролежал в земле с 1550 года до н.э.. Сколько лет пролежал в земле этот сосуд?
4. Определи век и тысячелетие
179 год______________________________________________________________________________
459 год______________________________________________________________________________
2000 год______________________________________________________________________________
1689 год______________________________________________________________________________
5.* Запишите римскими цифрами:
11 век =
10 век =
17 век =
20 век =
2 век =