ШМО учителей предметников и классных руководителей

Кузнецова Елена Борисовна

Предварительный просмотр:

МБОУ Кочуновская ООШ

Доклад

«Воспитание в условиях внедрения ФГОС»

Подготовила: Кузнецова Е.Б.,

классный руководитель 6 класса.

с. Кочуново, 2017

Слайд 1.

Воспитание в условиях внедрения ФГОС.

Слайд 2.

Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени.

Развивающемуся обществу нужна соответствующая школа.

       Обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей.

Слайд 3.

       Отличительная особенность нового стандарта. Одна из задач нового стандарта — развернуть школу на воспитание.

Переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Слайд 4.

Стандарт основной  школы впервые позиционируется как стандарт подростковой школы, что предполагает максимальный учет особенностей детей подросткового возраста, ориентацию на обеспечение успешности.

Слайд 5.

Наряду с фундаментальной общеобразовательной подготовкой, обучающимся предполагается предоставить широкий спектр социальных и профессиональных проб и оптимальные условия для развития творческих способностей.

Слайд 6.

       Воспитание в школе – это не особая педагогическая деятельность, реализуемая в рамках отдельного учебного курса или мероприятия.

       Это вся школа, открытая для жизни и открывающая перед учащимся настоящую Россию в ее историческом и духовном величии, широте социальных, культурных, экономических возможностей. Воспитывает весь уклад школьной жизни.

Слайд 7.

     Уклад школьной жизни - совокупность норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, состав функций и традиции школы.

Мир детства удивителен. Он наполнен душевной чуткостью, добротой, творчеством, познанием, развитием личности ребенка.

Воспитать личность – это значит дать хорошее образование, научить стремлению к активности, ответственности, труду и творчеству. Педагогический коллектив школы понимает необходимость создания такого воспитательного и образовательного уклада детской жизни, при котором все содействовало бы развитию и совершенствованию личности ребенка. А это требует укрепления духовных контактов между воспитателями и воспитанниками, между учителями и учащимися и взаимно ответственного отношения к общему делу.

Слайд 8.

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития определяет:

  • Систему базовых национальных ценностей
  • Современный национальный воспитательный идеал
  • Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеурочной деятельности.

Слайд 9.

Ключевые идеи концепции.

  Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Слайд 10.

Базовые национальные ценности:

  • патриотизм
  • социальная солидарность
  • гражданственность
  • семья
  • труд и творчество
  • наука
  • традиционные российские религии
  • искусство и литература
  • природа
  • человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Слайд 11.

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
  2. Воспитание социальной ответственности и компетентности.
  3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания.
  4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
  5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии.
  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание.

Слайд 12.

Стандарт в первую очередь ориентирован на семью.

Школа и семья – это союзники, а не конкуренты.

 Они должны идти навстречу друг другу.

Семья – воспитывает и учит.

Школа – учит и воспитывает.

Слайд 13.

Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся

  • ориентация на идеал
  • аксиологический
  • следование нравственному примеру
  • диалогическое общение со значимыми другими
  • идентификация
  • полисубъектность воспитания и социализации
  • совместное решение личностно и общественно значимых проблем
  • системно-деятельностной организации воспитания

Слайд 14.

Принцип ориентации на идеал

  • Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется.
  • В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.

Слайд 15.

Принцип следования нравственному примеру

  • Следование примеру — ведущий метод воспитания.
  •  Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.
  • Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Слайд 16.

Принцип диалогического общения со значимыми другими

  • В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми.
  •  Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога.
  • Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.

Слайд 17.

Принцип и дентификации

  • Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами.
  • В этом случае срабатывает идентификационный механизм — происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого.

Слайд 18.

Принцип полисубъектности воспитания и социализации

  • В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер.
  • Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
  • Деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности.

Слайд 19.

Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем

  • Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека.
  • Воспитание — это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в процессе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.

Слайд 20.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания

  • Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
  • • общеобразовательных дисциплин;
  • • произведений искусства;
  • • периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
  • • духовной культуры и фольклора народов России;
  • • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
  • • жизненного опыта своих родителей и прародителей;
  • • общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
  • • других источников информации и научного знания.

Слайд 21.

Стратеги и воспитания

Социализация (интеграция человека в общество, освоение комплекса социальных ролей и нравственных норм)

через включение в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности, социальные пробы.

Слайд 22.

Акмеологическая (достижение вершины развития, ориентация на постоянное самосовершенствование)

через оказание человеку максимальной помощи в реализации потенциальных возможностей.

Слайд 23.

Культурологическая (ориентация в окружающей этнической среде, умение пользоваться большинством предметов культуры, обмениваться результатами физического и умственного труда, устанавливать взаимопонимание)

через освоение современной культуры, принятие общечеловеческих ценностей

Слайд 24.

Экзистенциальная (развитие индивидуальности, понимания человеком самого себя и других, осознание смысла существования, умение планировать жизнь) через инициирование процедур выбора, самореализации, рефлексию.

Слайд 25.

«Воспитательная работа, - есть прежде всего работа организатора-фасилитатора», то есть помогающего и облегчающего ребенку его интеграцию в общественную жизнь.
По отношению к деятельности классного руководителя это положение приобретает буквальный смысл. Только проявляя организаторские умения и вовлекая учащихся в разнообразную практическую деятельность, он может закалять характер учащихся, формировать у них устойчивые положительные нравственные качества и стремление к борьбе против различных аморальны явлений в жизни и в быту

Слайд 26.

Портреты выпускников

Начальная школа

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника,   обосновывать    свою позицию, высказывать  свое мнение
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и  окружающих    образа жизни.

Основная школа

  • любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством
  • уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов
  • осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.



Предварительный просмотр:

МБОУ Кочуновская ООШ

Доклад

«Формирование умения самоконтроля и самооценки образовательных достижений обучающихся»

Подготовила: Кузнецова Е.Б.,

учитель биологии

с. Кочуново, 2016

     Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту.

     В системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

      Самоконтроль и самооценка тесно связаны между собой, самооценка может рассматриваться как конечный компонент процесса самоконтроля.

    Самоконтроль не может осуществляться без наличия того, что проверяется, контролируется. Самоконтроль предполагает наличие эталона, т. е. того, что должно быть в идеале.

   При формировании самооценки можно применять эталон, который может быть в различных формах: устной, письменной, графической.

    В процессе самооценки происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество, выставляется оценка.

    Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.

Функции самооценки

Обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.

Стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

Аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.
Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать:

что нужно оценивать,

как оценивать,

зачем оценивать,

какие формы оценок существуют.

Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. 
Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

Выделяются следующие этапы формирования

самоконтроля и самооценки:

1-й этап – понимание и принятие учеником контроля и оценки своей деятельности со стороны учителя, 

2-й этап – овладение навыками оценки деятельности товарища,

 3-й этап – овладение самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Приемы самооценки и самоконтроля:

1) Словесные приемы, 2) Графики, 3) Рисунки, говорящие рисунки, 4) Символы, 5) Анализ работы за четверть, год, 6) Таблицы, 7) Приём «Лесенка достижений» или «Лестница успеха», 8) Сигнальные карточки, 9) Оценивание с помощью «+» или «-», 10) Оценивание при помощи поднятой руки, 11) Оценивание по инструкции, 12) Проверка по образцу, 13) Оценить ответ одноклассника, 14) Рабочая карта при групповой работе, 15) оценочный лист или лист самооценки. 16) Решай по алгоритму.

В своей работе использую следующие приемы самоконтроля и самооценки:

Приемы по

формированию

самоконтроля и

самооценки

Обоснование выбора приема

Результативность применения

1. Словесные

Для развития самоконтроля и самооценки.

В конце уроков задаются следующие вопросы:

Что ты узнал на уроке?

Чему научился?

За что себя можешь похвалить?

Над чем еще надо поработать?

Какие задания тебе понравились?

Какие задания показались трудными?

Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?

- осознанное восприятие учащимися учебного материала, понимание границ своих знаний;

- повышение уровня ответственности за учебную деятельность;

- в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, умеют прогнозировать последствия;

- учащиеся проявляют способность к оценке собственных изменений на основе чувства долга, навыков самопознания;

- уверенность в способности освоения для самореализации и самоутверждения социального опыта.

Для оценивания своих достижений за урок задаются следующие вопросы:

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

Для анализа и самоанализа работы за четверть, за период обучения отдельной главы или раздела по биологии.

Использую следующие вопросы:

Что удалось в этой четверти, по данной главе, разделу? Что не получилось? В чем причина? Какую цель поставишь в следующей четверти, при изучении следующей главы? Какими результатами можешь гордиться? Над чем еще необходимо поработать? По каким вопросам возникали затруднения? В чем причина? Какую цель поставишь на следующую четверть, при изучении следующей главы?

2. Графические

 

 

2.1. «Говорящие рисунки»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям

Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.

Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».

Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо. Или Выбери из предложенных карточек.

 

Формирование самоконтроля и самооценки.

2.2. «Лесенка успеха»

Для самооценки детьми своего внутреннего состояния и самочувствия по отношению к выполняемым на уроке заданиям.

1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;

2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;

4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.

Формирование самоконтроля и самооценки.

3. Письменные

 

 

3.1. Сверка с написанным образцом; проверка по инструкции; взаимопроверка с товарищем; коллективное выполнение задания и коллективная проверка

Происходит операция сравнения выполненной работы с эталоном, в результате которой выявляется степень правильности работы, ее качество.

Формирование самоконтроля и самооценки.

3.2. Выполнение задания по алгоритму и оформление оценочного листа.

Оценочный лист для учителя:

- позволяет определить уровень усвоения материала каждым учеником и скорректировать дальнейшую деятельность.

Оценочный лист для учащихся:

- позволяет повысить мотивацию, видеть изучаемую тему целостно и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями.

Учиться ставить цели; планировать свою деятельность; выдвигать собственные идеи и анализировать идеи других.

3.3. «Оцените самостоятельно» (задания в рабочих тетрадях)

Для самостоятельного оценивания, после завершения изученной главы использую задания в рабочих тетрадях (см Рабочая тетрадь. Биология, 5 класс, Москва, издательский центр «Вентана – Граф»).

Формирование самоконтроля и самооценки.

3.4. Тестирование

  Тесты - это удобный инструмент для поурочного и тематического контроля знаний. Экономит время и позволяет объективно оценить знания.

      Обеспечивает учащимся необходимый уровень усвоения основных биологических понятий, включенных в минимум биологического образования.

      Формируют навыки учащихся по работе с учебным материалом, извлечению информации.

      Формируют практический опыт учащихся по работе с контрольно - измерительными материалами для ГИА.

        Повышает плотность опроса и накопляемость оценок в журнале.

        Помогает учителю варьировать методику и технологию проведения урока в соответствии с задачами контроля, сложности изучаемого материала, психологических и возрастных особенностей учащихся.

     Тесты можно эффективность использовать на любом этапе урока. Это зависит от целей, методики, целей контроля. Тесты обязательно должны легко зрительно восприниматься и ни в коем случае нельзя читать тесты. На слух не воспринимаются вопросы, учащиеся переспрашивают

        Поурочный контроль. Карточки с тестами предлагаются на этапе опроса домашнего задания. Тесты  включают вопросы репродуктивного характера, а так же требующие логического мышления и применения знаний в новой ситуации. Тесты легко, быстро оцениваются учителем или учеником по ключу - ответу. Позволяет увеличить число опрошенных учеников и накопляемость оценок. 

        Закрепление материала.  Закрепление - обязательная часть урока, так как на этом этапе в сознании учащихся происходит обобщение и систематизация информации. На данном этапе можно не оценивать знания, так как материал усвоен не в полной мере. Позволяет каждому ученику выявить свои пробелы в определенном вопросе, чтобы дома обратить на это большее внимание. Можно провести обсуждение тестов, расширить представление о предмете обсуждения. При этом для проецирования тестов можно использовать технические средства обучения.

        Обучающая роль тестов. Тесты можно использовать при изучении новой темы при работе с учебником или пособием. После проработки текста в план, тезисы, схемы. Вопросы тестов при этом направляют деятельность учащихся, помогают выявить главное, обратить внимание на детали.

Например, при изучении темы «Ткани в организме человека» можно предложить карточку – задание:

Пользуясь учебником, из перечня тканей и свойств (1- 7) выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы  ( А- Ж):

Вопросы:

А - Какие ткани имеют поперечную исчерченность и есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются?

Б - Какой тканью образованы потовые железы?

В - Какими тканями образована кожа?

Г - Какой тканью выстлана ротовая полость?

Д - Какие свойства характерны для нервной ткани?

Е - Какие свойства характерны для мышечных тканей?

Ж - Какая ткань состоит из звездчатых клеток?

Ответы:

1.      поперечнополосатая мышечная сердечная ткань

2.      эпителиальная ткань

3.      мышечная ткань

4.      нервная ткань

5.      возбудимость и сократимость

6.      возбудимость и проводимость

7.      соединительная ткань

Эти карточки можно использовать в следующий раз, но уже при проверки знаний.

        Тематический контроль и итоговая аттестация.

Использую тестирование как форму итоговой аттестации и тематической проверки знаний.

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

Вывод: потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий, постоянно развиваясь в ученике, превращается в его личностное качество, которое ему будет необходимо в любой другой деятельности. Сформировавшись, она становится неотъемлемой чертой его характера, которая в свою очередь будет способствовать дальнейшему развитию мыслительных способностей учащегося.

«Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолимы, глубоко несчастен. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Без вдохновения, учение превращается для детей в тягость».                                                                              В.А.Сухомлинский.



Предварительный просмотр:

МБОУ Кочуновская ООШ

Доклад

«Особенности работы с одарёнными детьми»

Подготовила: Кузнецова Е.Б.,

классный руководитель 9 класса.

с. Кочуново, 2019

В душе каждого ребенка есть невидимые струны.

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
 

Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка.

Особенности работы с одаренными детьми в школе

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Можно выделить три основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми:

  • отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии;
  • функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;
  • ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие.

Формы работы с одаренными детьми

На уроках методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
   
В работе с одаренными детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют понять точку зрения учащегося и смотреть на вещи с его и со своей точек зрения, использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
     
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

Метод проектов

    Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя проявить и развить свой талант.

Психологические особенности одаренных детей

Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.
   
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своих, качественно новых идей.
   
Немаловажную роль в этом играет реакция взрослых, умение учителя создать максимально благоприятные условия для всестороннего развития ребёнка, стимулировать творческую деятельность одарённых детей, что, как показывает опыт, возможно сделать на уроках. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком доступным для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество.
     
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности работы с одарёнными детьми»

Слайд 2

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 3

«Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития» Г.В. Плеханов

Слайд 4

« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А . Сухомлинский

Слайд 5

Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский

Слайд 6

«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми». Блум

Слайд 7

«Одаренность - есть проявление творческого потенциала человека» А.М.Матюшкин

Слайд 8

Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы» Практическая деятельность Познавательная деятельность Художественно -эстетическая деятельность Коммуникативная деятельность Духовно-ценностная деятельность одаренность в ремеслах, спортивная организационная интеллектуальная хореографическая сценическая литературно-поэтическая изобразительная музыкальная лидерская аттрактивная ( установка на другого человека в совместной деятельности) одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов одаренность в служении людям

Слайд 9

Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»

Слайд 10

Виды одарённости по критерию «форма проявления»

Слайд 11

Виды одаренности по критерию “широта проявлений в различных видах деятельности” общая (или интеллектуальная) одарённость специальная одарённость

Слайд 12

Виды одарённости по критерию “особенности возрастного развития”: ранняя одарённость ( вундеркинды - дети с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности); поздняя одарённость

Слайд 13

Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта; По результатам диагностики интеллект 12 -летних подростков и уч-ся 11 -х классов существенно не отличаются.

Слайд 14

Формы выявления одарённых детей: наблюдение; общение с родителями; работа психолога: беседа анкетирование тестирование олимпиады, фестивали, конкурсы, соревнования, научно – практические конференции.

Слайд 15

Принципы обучения интеллектуально одарённых учащихся

Слайд 16

Формы работы по обучению интеллектуально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения; активные формы обучения дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; участие в школьных и муниципальных олимпиадах; проектная деятельность обучающихся; научно-исследовательская деятельность обучающихся; посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; создание детских портфолио.

Слайд 17

Сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованным. Научить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми Повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания. Все, чтобы развивать познавательную активности этих детей. Признание таким детям необходимо для успеха. Потому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности. Необходимая стимуляция: доска почета, ведение портфолио учащихся, интеллектуальные встречи, брейн -ринги, конкурсы Организация внешкольной занятости ребенка. Развитие социальных и коммуникативных навыков. Убедиться в том, что у ребенка нет нервозов, перед тем, как начинать развивающую работу.

Слайд 18

Модель одарённого ребёнка личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально; личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и способами исследовательского труда; личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;

Слайд 19

Одарённость – это не только подарок судьбы для отмеченных ею, но ещё и испытание духа. И потому, давайте будем терпеливы и бережны.

Слайд 20

« К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”



Предварительный просмотр:

МБОУ Кочуновская ООШ

Доклад

«Технологии формирования социальной активности школьников (социальные пробы, социальные практики, социальные проекты, профессионально- коммуникативные пробы)»

Подготовила: Кузнецова Е.Б.

классный руководитель 5 класса

с. Кочуново, 2020

      Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного уровня, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Социальное проектирование — особый вид деятельности подростка, который позволяет ему решать основные задачи возраста: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально значимая, имеющая социальный эффект;
  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;
  • через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей подростка, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. В ходе учебной деятельности школьника социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации учения. Очень часто социальное проектирование выступает для подростка под личиной игры, лицедейства. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Являясь сложным системным образованием, социальное проектирование имеет определённую структуру и, соответственно, может включать в себя социальную пробу, социальную практику и собственно социальный проект.

Под социальной пробой принято понимать особый вид социальной активности, в ходе которой подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, приобретает и осознаёт опыт своего взаимодействия с другими людьми (разумеется, нередко такой опыт может иметь горький привкус).

Цели социальной пробы:

• восприятие и осознание подростком информации о своём социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной компетентности и эффективности собственных действий;

• приобретение и осмысление качественно нового опыта социального взаимодействия;

• анализ и присвоение информации о своём взаимодействии с социумом.

Задачи социальной пробы:

• собрать максимум разнообразной информации о социальном явлении, социальном учреждении, социальной среде, социальных отношениях;

• познакомиться с функционированием социального объекта;

• проанализировать полученную информацию, провести её верификацию (проверку на истинность);

• вступить с социальным объектом в прямое взаимодействие оптимальным способом;

• отрефлексировать полученный опыт.

Социальная проба предусматривает определённые этапы:

1) выбор темы пробы всего класса или тематики социальной пробы в соответствии с разделением учащихся на группы;

2) определение целей работы каждой группы или класса в целом;

3) формулирование перечня индивидуальных заданий;

4) составление плана сбора информации о социальном объекте;

5) формирование групп для осуществления отдельных шагов социальной пробы;

6) выполнение практических действий с целью получения информации о социальном объекте;

7) анализ и структурирование полученной информации в группах;

8) коллективное обсуждение итогов работы групп и класса в целом.

Социальная практика — это процесс освоения, отработки социальных умений и навыков и познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Продуктом социальной практики могут стать те социальные проблемы, противоречия в существовании социальных объектов, которые осознал подросток. Цель социальной практики раздваивается:

— уточнение и переосмысление информации о социальном объекте;

— отработка навыков социального взаимодействия в различных ситуациях.

Основное отличие социальной практики от социальной пробы заключается в степени вовлечённости подростка в социальные отношения. В ходе социальной пробы подросток, как правило, является сторонним наблюдателем, его цель — собрать информацию, которую «излучает» социальный объект. Социальная практика обладает эффектом интерактивности: здесь за счёт вовлечённости в реальный процесс социального взаимодействия подросток тоже получает информацию.

Главным содержанием его деятельности является наблюдение за тем, какие профессиональные действия совершает взрослый, собственных самостоятельных шагов подросток в это время не совершает. Наблюдение может рассматриваться, с одной стороны, как проявление фактического присутствия ученика в поле профессиональной деятельности взрослого, с другой — как пассивное участие подростка в самой деятельности, с третьей — как примеривание подростком на себя целей и задач деятельности взрослого, а также принятие позиции специалиста социального объекта во взаимодействии с потребителями социальных услуг.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального проектирования, в основе которого лежит преобразующая деятельность. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего (как минимум, в ближайшем социальном окружении подростка) социально значимого продукта. Этот продукт может стать средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность становится «мостом», связывающим социум и личность.

Все три названные компонента — социальная проба, практика и проект — соотносятся между собой как понятия разного объёма и масштаба, а также различаются по уровню и сложности организации.

Таким образом, проба, практика и проект могут соседствовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершённые, в зависимости от целей, содержания и характера деятельности.

Основные этапы социального проектирования.

Социальное проектирование — цельное комплексное явление, элементы которого содержательно, логически и структурно связаны друг с другом, хотя в то же время могут выступать и как самостоятельные «модули». Социальная проба обеспечивает возможность познания социальной действительности, в ходе социальной практики осуществляется углубление понимания и даже проблематизация того, что было познано на этапе пробы, а результатом проектной деятельности становится преобразование социального объекта, явления, ситуации.

Объектами преобразующей деятельности в ходе социального проектирования могут быть:

  • социальные институты (органы власти и управления, молодёжная организация, подростковый клуб, школа, больница, магазин, парикмахерская и др.);
  • социальная среда (городской, сельский ландшафт), социальный ландшафт (пандусы, остановки, реклама, места отдыха, игровые и спортивные площадки, стадионы и т.п.);
  • социальные явления («социальные негативы» — девиантное поведение детей и подростков, курение, наркомания, сквернословие, алкоголизм);
  • социальные отношения (отношение к старикам, к молодежи, к детям; отношение к клиенту, к потребителю, к заказчику; политическое влияние и др.).

Субъектами социальной пробы, практики и проекта становятся подростки и взрослые, вовлеченные в проектирование. Как и любая другая деятельность, социальное проектирование не может быть освоено подростком вдруг, одномоментно.

Старт социально-проектной деятельности обычно связан с обнаружением проблемы, трудности, какого-либо дискомфорта в том, что окружает человека, с чем связана повседневная жизнь, выявлением отсутствия чего-то, что могло бы повысить качество этой жизни.

Возможные цели реализации социального проекта:

— получение и осознание опыта социально значимой деятельности;

— разрешение конкретной социальной проблемы за счёт собственной активности подростков в совместной деятельности с взрослыми и специалистами социальных служб.

Примерная структура социального проекта, его этапы.

1. Выявление трудностей и социальных проблем, актуальных для класса и для отдельных групп учащихся.

2. Выбор темы проекта. Если единую проблему не удалось установить, тогда можно запустить сразу несколько проектов (системный принцип).

3. Формулирование гипотезы (гипотез).

4. Разработка плана (планов) действий.

5. Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества» по каждой проблеме и, соответственно, теме того или иного проекта.

6. Формирование групп проектировщиков.

7. Этап практических действий.

8. Оформление результатов.

9. Презентация проекта (проектов), обсуждение, выводы.

Один из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является организация профессиональных проб и социальных практик  учащихся.  Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой, учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри.

Профессиональные пробы и социальные практики способны принести максимальный результат при реализации ряда условий:

во-первых, - опора на актуальный для каждой территории запрос на специалистов,

во-вторых, - включение школьников в конкретный трудовой процесс, соучастие в нем.

Социальная практика – это специально организованная образовательная деятельность учащихся, направленная на развитие социальной компетентности, формирование и отработку индивидуальной модели социального поведения, социальных навыков (делового общения, социальной коммуникации с представителями различных социальных групп населения, социальных, профессиональных, административных структур и т. д.), получение опыта социального взаимодействия, осмысление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных в ходе изучения учебных курсов обществоведческого содержания.

Социальные практики имеют следующие виды:

1) Пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность, деловые и ролевые игры);

2) Активная (волонтерская деятельность, шефская работа, участие в школьном самоуправлении, участие в социальных и исследовательских проектах, оказание помощи в работе музеев, библиотек и т. п.);

3) Преобразовательная (помощь социально незащищенным слоям населения, общественно-полезные дела, строительные отряды, концертные бригады, культурно-массовая деятельность и др.).

4) Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Результативность социальных практик обнаруживается (проверяется) либо в качестве освоенных действий, либо в качестве продукта. Действия или продукт являются объектами оценивания и для учеников, и для педагогов по соответствующим критериям.

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стати и куда пойти учиться? Ещё не повзрослев и не став самостоятельными, не имея ни достаточного жизненного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.                                        

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно оказать ему помощь в выборе дела по душе.

Поиск будущей профессии является трудной задачей, рано или поздно встающей перед каждым подростком. Готовность сделать осознанный и самостоятельный выбор, реализовать его, невозможная вне осмысления себя как личности, своих достоинств и недостатков, интересов, ценностей, - основа, без которой невозможно профессиональное самоопределение. Эффективное решение школьником этих задач возможно только при наличии грамотного педагогического сопровождения.

Таким образом, профессиональные пробы и социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие социальной активности школьника во внеурочной деятельности Подготовила: Кузнецова Е.Б. классный руководитель 5 класса

Слайд 2

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку –пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

Слайд 3

Термин социальная активность рассматривается, как понятие, в котором термин «социальная» означает общественно-полезную направленность деятельности, а «активность» — меру интенсивности самореализации в общественной деятельности.

Слайд 4

В России, в различные периоды времени «социальная активность» трактовалась по разному: - после революции — как синоним творчества, инициативы и революционного напора; - в сталинские времена, как исполнительность, дисциплинированность, подчинение идеалам системы; - в 60-х гг., как взаимосвязь социальной среды, активности личности и сознания, как проявление в активном поступке. - В 21 веке показателем сформированности «социального опыта личности» являются достижение душевных порывов растущей личности, осознание сопричастности к созидательному труду, преобразованию мира.

Слайд 5

Социологи выделяют основные виды социальной активности: 1. Художественно — творческая. 2. Познавательная. 3. Коммуникативная. 4. Нравственная. 5. Общественно — гражданская. 6. Трудовая. 7. Другие индивидуальные виды активности.

Слайд 6

Социальная активность не возникает спонтанно. Для ее формирования необходима целенаправленная работа.

Слайд 7

Психологи и педагоги считают, что начинать формировать социальную активность личности надо еще в дошкольном возрасте, где закладываются ее первоначальные основы, где закладывается фундамент личности, развиваются многообразные отношения с миром. Усваивая нормы и правила поведения, ребенок перенимает способы действий, одобренные обществом.

Слайд 8

Поэтому в этом возрасте уже можно говорить о создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности. Далее формирование социальной активности продолжается в стенах школы.