Внеурочная занятость кружок "Юный корреспондент"
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтоб школьник мог применять полученные знания. А по-сколько учебный процесс предоставляет недостаточно возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла. Реализация программы воспитательной деятельности школы и образования школьников должна осуществляться, в том числе посредством школьной газеты. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование. В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе. Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей. Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству. Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunyy_korrespondent.doc | 149 КБ |
tematicheskoe_planirovanie.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Бутурлинская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Казакова
Дополнительная
общеобразовательная (общеразвивающая)
программа
«Юный корреспондент»
социально-педагогической направленности
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: с 15 лет
Автор-составитель: Тараканова Анна Васильевна, социальный педагог |
р.п. Бутурлино
2018
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный корреспондент» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г . №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и другие.
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Актуальность программы
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтоб школьник мог применять полученные знания. А поскольку учебный процесс предоставляет недостаточно возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.
Реализация программы воспитательной деятельности школы и образования школьников должна осуществляться, в том числе посредством школьной газеты. Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование.
В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Учащиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт. Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Создание газет нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.
Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по литературному редактированию, культуре речи, расширяет сведения по лексике и грамматике. Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству. Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учѐбе.
Школьная пресса в отечественном образовании всегда занимала достойное место. Школьные редакции выпускали тематические стенгазеты, газеты к праздникам, которые позволяли детям высказывать свои идеи, помогали лучше познавать себя, окружающий мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений учащихся устанавливались отношения сотрудничества и взаимопонимания, поскольку журналистика – это совместная деятельность ярких творческих личностей и коллективный труд. Компьютерные технологии открыли новые возможности для школьных СМИ.
Цель программы: содействовать созданию благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности учащихся, способствовать развитию общения, овладения навыками журналистского мастерства.
Задачи программы:
1.Образовательные
- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;
- совершенствование и развитие навыков литературного творчества;
- повышение грамотности
2. Воспитательные
- сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;
- воспитание информационной культуры;
- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции
3. Развивающие
- повышение коммуникативных способностей детей;
- повышение статуса детей в школьном коллективе;
- развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность.
Отличительная особенность программы заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.
В структуре занятия выделяются следующие этапы:
- организационный момент;
- новизна информации;
- обсуждение нового материала;
- поисковая работа;
- практическая работа;
- подведение итогов;
- индивидуальные задания
Формы и режим занятий
Режим занятий соответствует требованиям СанПин. Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.
Количество учащихся в учебной группе не должно превышать 15 человек.
Программа рассчитана для детей в возрасте 15-17 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, в рамках кружковой работы. Длительность занятия 45 минут. Настоящая программа рассчитана на 1 год.
Формы проведения занятий: свободные творческие дискуссии, беседа, игра, диспут, чтение и обсуждение статей из газет, экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей, практические работы (подготовка материала для публикации).
Формы организации учебной работы: коллективная, групповая.
Учащиеся должны знать понятия:
- тема, идея (основная мысль текста), его композиция;
- типы речи, стили речи;
- изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения. Логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность;
- жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка,
статья и др.
Учащиеся должны уметь:
- собирать материал, систематизировать его;
- строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
- доказывать свою собственную точку зрения;
- интересоваться мнением других людей;
- составлять план;
- создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
- собирать материал;
- грамотно излагать свои мысли;
- создавать макет будущего номера;
- редактировать созданный материал
Формы контроля и подведение итогов реализации программы
- участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;
- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;
- участие в различных видах презентаций;
- викторина;
- тестирование;
- анализ творческих работ учащихся
Для достижения цели и задач обучающихся осуществляются следующие виды аттестации:
- текущая аттестация;
- промежуточная аттестация.
Формы аттестации: наблюдение вовлеченности, активности, степени понимания и осознанности применения в своей речи терминов, понятий и определений, развития фантазии, образного мышления и воображения.
Для отслеживания результатов также предусматриваются следующие формы контроля:
- стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся (результаты фиксируются в зачетном листе);
- тематический контроль проводится после изучения наиболее значимых тем;
- итоговый контроль в формах: • тестирование; • практические работы; • творческие работы; • самооценка и самоконтроль, анкетирование.
Учебно-тематический план программы дополнительного образования
«Юный корреспондент»
(34 часа)
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Теоретические | Практические | Форма контроля |
1. | Вводное занятие. Понятие о школьной газете. | 1 | 1 | Беседа. | |
2. | Из истории журналистики. | 1 | 1 | Дискуссия о профессиональной этике журналиста. | |
3. | Мои любимые радио- и телепередачи для детей. | 1 | 1 | Беседа. | |
4. | Печатные издания и их роль. | 1 | 1 | Доклад. | |
5. | Мои любимые периодические издания. Детские газеты и журналы. | 1 | 1 | Беседа. | |
6. | Газеты и журналы в школьной библиотеке. | 1 | 1 | Беседа. Экскурсия. | |
7. | Путешествие вглубь веков. Какие они древние газеты? Первые газеты на Руси. | 2 | 1 | 1 | Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме. |
8. | Текст. Тема и идея текста. | 1 | 1 | Беседа. | |
9. | Стили речи. | 2 | 1 | 1 | Тезисы и конспекты. Работа с текстом. |
10. | Газета. Какая она должна быть? | 1 | 1 | Знакомство с техническими средствами (фотоаппарат, видеокамера). | |
11. | Макет номера газеты. | 1 | 1 | Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям. | |
12. | Блокнот «Золотые правила юного корреспондента». | 1 | 1 | Диспут. Беседа. | |
13. | Что поможет интересно писать? | 1 | 1 | Практическое занятие. | |
14. | Заголовок. Это важно? | 1 | 1 | Практическое занятие. Мозговой штурм. | |
15. | Что такое жанры журналистики? Что такое очерк? | 2 | 1 | 1 | Коллективная исследовательская работа-дискуссия. Написание очерка «Мой друг». Подбор материала к портретному очерку. |
16. | Реклама на страницах газеты. | 2 | 2 | Создание рекламы самой необычной вещи. Подбор материала. | |
17. | Интервью. | 2 | 1 | 1 | Интервью у интересного человека. Особенности жанра. |
18. | Репортаж. | 1 | 1 | Особенности репортажа. | |
19. | Что такое заметка? | 1 | 1 | Практическое занятие. Творческая работа. | |
20. | Работа над языком статьи. | 1 | 1 | Лексика. Отбор материала. | |
21. | Создание газетных статей. | 1 | 1 | Работа по совершенствованию написанного. | |
22. | Эссе. | 1 | 1 | Практическое занятие. Творческая работа. | |
23. | Редактирование текста. | 2 | 2 | Редактор. Правила редактора. | |
24. | Оформление, дизайн газеты. | 1 | 1 | Этапы оформления, дизайн газеты. | |
25. | Газетная статья. | 1 | 1 | Статья о спортивном празднике. | |
26. | Выпуск школьных газет «Школьная газета» (в конце каждого месяца). | 3 | 3 | Этапы создания газеты (определение участников, сроков создания, распределение поручений между участниками выпуска). |
Содержание программы
- Вводное занятие включает знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год.
- Профессии газеты, их история, включает знакомство с профессиями необходимые при создании газеты, такие как журналист, корреспондент, редактор, оператор компьютерного набора, оформитель. Разделы школьной газеты, включает знакомство с темами «Статья», «Интервью», Заметка». Знакомство с понятиями данных тем, использование их на практике, при индивидуальной работе, либо групповой. Распределение ответственных ребят за каждую колонку в газете.
- Этапы издания школьной газеты, включает знакомство с этапами, по которым издаётся газета. Знакомятся с правилами поиска необходимой информации для статьи, умение выбрать человека, у которого берём интервью, правилами опроса людей, находившиеся на школьном мероприятии. Выбор титульного листа. Распределяют, что необходимо сначала печатать, а что после. Чем сделать газету привлекательной и интересной, например, поздравления учеников и учителей, т. е. публикация имен и фамилий именинников; добавления конкурсов, кроссвордов, тестов и др.
- Культура русской речи, включает знакомство с понятием «речь» и её виды (плохая и хорошая), знакомство со стилями русского языка, работа над тезисами, высказываниями учёных, цитат и т. д. Повторение некоторых правил русского языка. Знакомство со словарем – справочником русской речи.
- Подготовка к выставке изданных газет, либо к конференции, включает подготовку к выставке газет, либо проведение конференции на тему «Необходима ли для школы издание газет?»
Методическое обеспечение
Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.
С этой целью предусматриваются методы и формы работы:
1. словесные (лекции, беседы);
2. наглядные;
3. индивидуальные занятия;
4. свободная творческая дискуссия;
5. ролевые игры;
6. творческие задания;
7. активные методы формирования системы общения;
8. экскурсии;
9. практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).
Средства, необходимые для реализации данной программы:
методические:
- разработки по темам;
- тематический материал периодической печати;
- справочники;
- словари;
- журналы;
- газеты
дидактические:
- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
- схемы
Оборудования:
- компьютер;
- фотоаппарат;
- видеокамера;
- блокнот;
- ручка.
Итоги подводятся в виде обсуждения (дискуссии) об изданной газете (что удалось, чего не хватало, наши ошибки и т. д.).
Ожидаемый результат
В школе создана команда детей (редколлегия газеты), школьная газета «Большая перемена» выходит ежемесячно в бумажном варианте.
Обучающиеся должны:
- уметь собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью, репортажи, заметки);
- освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
- познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
- планировать, редактировать, корректировать, верстать номера газет;
- быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности и уметь организовывать и проводить деловые и ролевые игры;
- знать особенности профессии журналиста, об этике поведения, о правах и обязанностях;
- знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования; написать газетную заметку, репортаж; составлять фоторепортаж.
Список литературы, используемый педагогом
и рекомендованный учащимся
- Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям / авт.-сост. Н. А. Спирина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 207 с.
- Как психологически правильно брать интервью / авт.-сост. Н. Б. Шкопоров. – М., 1999
- Как организовать в школе выпуск газеты / авт.-сост. Л. Н. Гринева. – М., 2004
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. - М., 2001
- Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н. В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
- Система средств массовой информации России. МГУ им. М. В. Ломоно-
сова, 2005, факультет журналистики. / Под ред. проф. Я. Н. Засурского.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Количество часов | Дата проведения | Тема | Вид деятельности | Практика письменной речи | Навыки | Примечание |
1. | 1 | 04.09.18г. | Вводное занятие. Понятие о школьной газете. | Беседа. | |||
2. | 1 | 11.09.18г. | Из истории журналистики. | Дискуссия о профессиональной этике журналиста. | Знакомство со СМИ. | ||
3. | 1 | 18.09.18г. | Мои любимые радио- и телепередачи для детей. | Беседа. | Знание передач для детей. | ||
4. | 1 | 25.09.18г. | Печатные издания и их роль. | Доклад. | Составление доклада. | Устная и письменная работа с текстом. | |
5. | 1 | 02.10.18г. | Мои любимые периодические издания. Детские газеты и журналы. | Беседа. | Знание детских газет. | ||
6. | 1 | 09.10.18г. | Газеты и журналы в школьной библиотеке. | Беседа. Экскурсия. | Знакомство с газетами и журналами. | ||
7. | 2 | 16.10.18г. 23.10.18г. | Путешествие вглубь веков. Какие они древние газеты? Первые газеты на Руси. | Беседа. Доклады, сообщения учащихся. Работа с литературой по теме. | Знакомство с историей журналистики. | ||
8. | 1 | 06.11.18г. | Текст. Тема и идея текста. | Беседа. | |||
9. | 2 | 13.11.18г. 20.11.18г. | Стили речи. | Тезисы и конспекты. Работа с текстом. | Умение находить стилистические фигуры в газетных публикациях. | ||
10. | 1 | 27.11.18г. | Газета. Какая она должна быть? | Знакомство с техническими средствами (фотоаппарат, видеокамера). | Фотомонтаж. | ||
11. | 1 | 04.12.18г. | Макет номера газеты. | Коллективная работа над вариантами расположения заголовков к статьям. | Знакомство с макетом газеты. | ||
12. | 1 | 11.12.18г. | Блокнот «Золотые правила юного корреспондента». | Диспут. Беседа. | Усвоение норм поведения культурного человека. | ||
13. | 1 | 18.12.18г. | Что поможет интересно писать? | Практическое занятие. | Тематический подбор пословиц, поговорок, крылатых выражений. | ||
14. | 1 | 25.12.18г. | Заголовок. Это важно? | Практическое занятие. Мозговой штурм. | Умение подбирать заголовок. | ||
15. | 2 | 15.01.19г. 22.01.19г. | Что такое жанры журналистики? Что такое очерк? | Подбор материала к портретному очерку. | Коллективная исследовательская работа-дискуссия. Написание очерка «Мой друг». | Знание основных жанров журналистики. Умение использовать особенности жанра. Диалог в повествовании. | |
16. | 2 | 29.01.19г. 05.02.19г. | Реклама на страницах газеты. | Подбор материала. | Создание рекламы самой необычной вещи. | Умение правильно строить рекламу. | |
17. | 2 | 12.02.19г. 19.02.19г. | Интервью. | Особенности жанра. | Интервью у интересного человека. | Умение правильно взять интервью. | |
18. | 1 | 26.02.19г. | Репортаж. | Особенности репортажа. | Умение использовать элементы всех информационных жанров. | ||
19. | 1 | 05.03.19г. | Что такое заметка? | Практическое занятие. Творческая работа. | Знание жанра заметки. | ||
20. | 1 | 12.03.19г. | Работа над языком статьи. | Лексика. Отбор материала. | Эмоционально окрашенные слова, слова в переносном значении. | Умение использовать средства художественной выразительности. | |
21. | 1 | 19.03.19г. | Создание газетных статей. | Работа по совершенствованию написанного. | Знакомство с работой мастеров слова над рукописью. | Навыки работы с текстом. | |
22. | 1 | 02.04.19г. | Эссе. | Практическое занятие. Творческая работа. | Написание эссе. | ||
23. | 2 | 09.04.19г. 16.04.19г. | Редактирование текста. | Редактор. Правила редактора. | Практическое занятие. | ||
24. | 1 | 23.04.19г. | Оформление, дизайн газеты. | Этапы оформления, дизайн газеты. | Практическое занятие. | Совершенствование навыков журналистской работы. | |
25. | 1 | 30.04.19г. | Газетная статья. | Статья о спортивном празднике. | Умение описывать события по наблюдениям. | ||
26. | 3 | 07.05.19г. 14.05.19г. 21.05.19г. | Выпуск школьных газет «Большая перемена» (в конце каждого месяца). | Этапы создания газеты (определение участников, сроков создания, распределение поручений между участниками выпуска). | Практическое занятие. Творческая работа. | Формирование навыков по верстке газет. |
Комментарии
Да, коммуникабельность точно
Да, коммуникабельность точно необходима)