Проект: « Покормите птиц зимой» 2020г.
Результат: у детей расширился кругозор о зимующих птицах, сформировалась любознательность, познавательная активность; подобран и систематизирован актуальный материал по теме; родителя-ми были изготовлены кормушки, пополнен материал по художественно-эстетическому развитию по данной теме.
Количество участников: 30 воспитанников, 2 педагога, 10 родителей.
Разработаны:
-картотеки дидактических игр;
-пословицы и поговорки;
-народные приметы;
-подвижные игры «Птицы»;
-консультация для родителей «Покормите птиц зимой»;
-беседа с детьми «Зимующие птицы»;
-НОД по художественному творчеству
Аппликация «Снегири и синички»
-НОД по художественному творчеству
Рисование «Снегири на ветке»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 45.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
в подготовительной к школе группе
«Зимующие птицы»
Подготовила:
Мягченкова Екатерина Александровна
Векилян Алла Альбертовна
Проект «Зимующие птицы»
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Возраст детей-участников:6-7 лет.
Участники: педагог, дети и родители группы.
Актуальность:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно, в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому, очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 15 опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Проблема:
- Недостаточное представление детей о зимующих птицах.
- Отсутствие умения у детей наблюдать в природе.
- У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Ожидаемый результат:
- У детей сформированы представления о зимующих птицах (внешний вид, образ жизни, приспособленность птиц к жизни в зимнее время года).
- Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.
- Вызвано желание детей заботиться о птицах зимой,
- Родители приняли активное участие в реализации проекта (беседы с детьми, чтение литературы о зимующих птицах, изготовление кормушек).
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
II этап -основной (практический) .
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
II этап Практический (Реализация проекта)
Образовательные Области | Виды детской деятельности |
Физическое развитие. | П/и «Птицелов», «Воробей и птички», «Перелет птиц», «Совушка», «Птички в гнездышках», "Воробушки и автомобиль". Пальчиковая гимнастика: «Дятел», «Снегири», «Воробьи». Физкультминутки «Скачет шустрая синица», «Вороны». |
Социально- коммуникативное развитие | Подкармливание птиц на участке, Сбор корма для птиц. Наблюдение за синицей, вороной, снегирём, свиристелем, воробьями. Сюжетно-ролевые игры: «Птичий парк», «Птичий рынок», «Птичий дворик», «Клиника для птичек» |
Художественно- эстетическое развитие | Лепка «Воробушки на кормушке» Рисование «Снегирь на ветке рябины», «Волшебная птица», аппликация «Синица». Раскрашивание раскрасок. Коллективная работа «Птицы в зимнем лесу» Конструирование «Скворечник». |
Речевое развитие | Отгадывание загадок про зимующих птиц. Заучивание и чтение стихотворений о зимующих птицах; Составление описательного рассказа о зимующих птицах. Чтение худ.лит. : Воронкова «Птичьи кормушки», Серебрицкий «Берегите птиц», Бианки «Сова», Поленов «Синичкины кладовки», Бианки «Чей нос лучше?», В.Звягина «Воробей», Ю.Никонова «Зимние гости», В.Бианки «Синичкин календарь», «Кто к кормушке прилетел?» и др. Дидактические игры «Чья? Чьё? Чьи?», «Угадай по описанию», «Что едят птицы» |
Познавательное развитие | Беседа «Что ты заешь о птицах?», как живут птицы зимой», «Какие птицы с нами зимуют?»; «Как птицы готовятся к зиме, чем питаются». Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Прослушивание аудиозаписи голосов птиц. НОД по познавательному развитию «Синичкин день». Дидактические игры: «Больше-меньше», «Юные следопыты», «Узнай следы», «Сосчитай птиц», «Разрезные картинки», «Лото», «Я знаю 5 птиц», «У кого кто птенец?», «Определи по голосу птицу» |
Сотрудничество с семьёй:
- Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах.
- Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску).
- Консультация для родителей «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Покормите птиц зимой».
- Методическая работа воспитателя:
- Оформление уголка книги (подбор книг о птицах) ; Организация «птичьего кафе» на территории детского сада;
- Оформление картотеки загадок, стихов о птицах;
- Оформление картотеки дидактических, пальчиковых и подвижных игр по теме проекта;
- Оформление выставки детских работ;
- Работа со СМИ, интернет-ресурсы.
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Оформление выставки детских работ.
Коллективная работа «Птицы в зимнем лесу»;
Участие в акции «Эколята-дошколята».
Вывод:
В ходе реализации данного проекта у детей сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, развился интерес и любовь к родному краю, усовершенствовались умения отражать это в продуктивной деятельности. У детей развивалась связная речь, появилось заботливое отношение к птицам, повысился познавательный интерес.
Используемая литература
1. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)/
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. 2008 г.
3. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?» М.,2003г.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. «МАААМ.RU» http://www.maaam.ru/
6. Образовательная социальная сеть nsportal.ru https://nsportal.ru
Приложение
Конспект занятия по аппликации «Снегири на ветке рябины»
Задачи:
Учить детей работать с шаблонами. Учить детей выполнять аппликацию способом скручивания салфетки. Закреплять умение детей пользоваться ножницами. Развивать мелкую моторику. Развивать умение детей передавать образ птиц. Формировать творческое воображение.
Материалы:
Образец. Салфетки бумажные красного цвета. Квадрат красного цвета для грудки. Три черных прямоугольника для крылышек и хвостика Квадрат черного цвета для головы. Цветная бумага для веточки, глазок и клюва. Ножницы. Лист цветного картона форматом 1/2 А4. Клей
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами во время прогулки. Рассматривание иллюстраций. Чтение познавательной литературы. Вывесить вместе с детьми кормушки для птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель читает детям стихотворение «Снегири» :
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо
На берёзе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней
И глазам не верится
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
2. Рассказ воспитателя о снегирях.
А кто-нибудь из вас знает, как выглядит снегирь? Чем питается? Где зимует? Как человек заботится о нем? Почему снегирь прилетел к нам зимовать?
А теперь послушайте рассказ о снегирях.
«Еще наряднее становится природа зимой, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы – снегири. Они называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом.
Снегирь – пухленькая красногрудая птичка с голубовато – зеленой спинкой и черной головкой. Летает снегирь легко и красиво. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка (7-10 птичек, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться неподвижно на некоторое время. И так целый день.
Чем питается снегирь? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками растений, семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена. Закусив рябиной, снегирь чистит клюв. К клюву прилипло несколько семян рябины. Во время чистки клюва они падают на землю. Весной они прорастут.
С приближением темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует, скрывшись в ветках. И так в течение всей зимы.
Снегири украшают нашу зимнюю природу своим ярким оперением и мелодичным посвистыванием».
Теперь вы знаете, какие снегири и где они живут.
3. Изготовление снегирей.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть образец работы. Обратите внимание на детали изображения, на их геометрическую форму. Из каких геометрических фигур состоят крылья и хвост птицы? А Голова и грудка?
Давайте подготовим детали для птиц – голову и грудку, крылышки и хвостик. У квадратов плавно срежьте углы так, чтобы получилась форма круга, а у прямоугольников, чтобы получились треугольники.
Теперь нужно сделать веточку, на которой будут сидеть наши птички.
Воспитатель предлагает детям расположить детали аппликации на листе бумаги с опорой на образец, последовательно наклеить каждую деталь.
Чего не хватает нашим снегирям? Правильно, давайте вырежем и приклеим им глазки и клювик.
4. Физминутка «Снегири».
Вот на ветках посмотри, Руками хлопают себя по бокам
В красных майках снегири. Показывают грудки
Распустили перышки, Руки слегка в стороны,
Греются на солнышке. Шевелят пальчиками
Головой вертят, вертят, Повороты головой вправо, влево
Улететь они хотят. Бегут по кругу, взмахивая руками
Кыш! Кыш! Улетели!
А метелью, за метелью! Разбегаются по группе, машут руками
5. Воспитатель предлагает детям украсить грудки снегирям. Возьмите красную салфетку, аккуратно отрываем от нее маленькие кусочки и скручиваем из них комочки. Этими маленькими комочками украсим грудки снегирям.
По желанию детей, выполнивших работу быстро, можно сделать с помощью салфеток ягодки рябины на веточке.
6. Итог.
Молодцы, какие красивые снегири у нас получились.
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Программные задачи:
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.
Ход занятия:
1. Вступительная часть
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!
2. Закрепление знаний о видах птиц
Воспитатель:
Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?
Дети:
Перелётные и зимующие.
Воспитатель:
Почему птицы улетают на юг?
Дети:
Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
Воспитатель:
Каких представителей перелётных птиц вы знаете?
Дети:
Перелётные – утки, журавли, ласточки.
Воспитатель:
Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети:
Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.
Воспитатель:
Вот послушайте стихотворение на эту тему:
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин)
Воспитатель:
Каких представителей зимующих птиц вы знаете?
Дети:
Зимующие – дятел, синица, воробей.
Воспитатель:
Как человек заботится о птицах с приходом весны?
Дети:
Строит и развешивает скворечники.
Воспитатель:
Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?
Дети:
Из дерева.
Воспитатель:
Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.
Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети:
Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.
Воспитатель:
Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня для вас есть интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.
3. Игра «Четвёртый лишний»
Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).
Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).
Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).
Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).
Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).
4. Сравнение птиц по разным признакам
Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?
Дети:
У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.
Воспитатель:
Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»
Дети:
У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.
Воспитатель:
Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Что ещё у птиц разного?
Дети:
У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.
Воспитатель:
А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части).
Опыт: жир отталкивает воду
Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?
Дети:
Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.
Воспитатель:
Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».
Воспитатель:
Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?
Дети:
Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.
Воспитатель:
Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.
5. Игра «У кого кто?»
А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»
Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.
6. Игра-перевоплащение
Воспитатель:
Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.
7. Игра «Чей дом?»
У меня для вас есть интересная игра– «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.
8. Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц
Воспитатель:
Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?
Дети:
(Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.
9. Игра «Угадай по описанию»
Воспитатель:
Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.
Воспитатель:
Как человек использует птиц в своей жизни?
Дети:
Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.
Воспитатель:
Какую пользу приносят птицы в природе?
Дети:
Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.
Воспитатель:
А какой вред?
Дети:
Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.
Воспитатель:
Кого можно назвать врагами птиц?
Дети:
Диких животных, хищных птиц.
Викторина
Воспитатель:
Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).
Воспитатель:
Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?
Дети:
Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.
Итог занятия:
Воспитатель:
Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?
Дети:
Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.
Воспитатель:
Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.
Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Воспитатель: Сегодняшняя тема спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это.
Дети: Птица.
Воспитатель: Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах,
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство -
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички .
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только?
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.
Разнообразие птиц на Земле велико – их около 9000 видов. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц.
Это интересно:
В знак признательности к заслугам птиц во многих странах люди установили им памятники:
В 1942 г. в Англии на подводной лодке произошла авария, матросы выпустили птицу и она доставила сообщение на сушу – экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки (голубь).
В 16 веке в Германии, в осажденном городе люди умирали от голода, когда осажденные выставили птицу на крепостную стену – враг подумал, что в городе много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили птице памятник (петух).
В 1850 г. в Америке, впервые завезли воробья, здесь он быстро освоился. В пригороде Бостона сильно размножились насекомые. На помощь пришла эта птица. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке (воробей).
Этой птице поставлено 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти (чайка).
Физминутка.
Летели кукушки через три избушки
Так суетились, так торопились.
Головками вертели, крыльями махали
А куда летели, так и не сказали!
Конкурс «Загадки».
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник.
(Дятел)
Спинкою зеленовата,
Брюшком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
(Воробей)