Проект: «Народные промыслы» 2023г

Мягченкова  Екатерина Александровна

Результат: 

дети не только называют предметы быта старины, но и понимают их назначение, правильно называют виды народного декоративно-прикладного искусства и знают особенности того или иного промысла. Умеют передавать свои знания о промыслах в разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация; проведена выставка  «Народные промыслы»

Количество участников: 30  воспитанников,  2  педагога,  15 родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_narodnye_promysly_rossii_.docx723.02 КБ

Предварительный просмотр:

                               ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ           ПРОЕКТ

                         «НАРОДНЫЕ    ПРОМЫСЛЫ     РОССИИ»

               

C:\Users\Галя\Desktop\image001123.jpg

                                                                                               Подготовили: Мягченкова Екатерина Александровна

Векилян Алла Альбертовна

                                                                                               г. Мытищи

Введение

      В соответствии  с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ( приказ министерства образования  и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г. N 1155)   художественно-эстетическое развитие  предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

    Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

   Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

 Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

  • осуществление индивидуального подхода к детям;
  • благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);
  • содержание в быту произведений искусства;
  • личная инициатива и желание детей.

Одним из основных средств художественно-эстетического в воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей   дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов  Н.Н.Подъякова;  Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения  позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к  природе; дети получают право на саморазвитие.      

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат.

 

Тема:  Народные промыслы России   (творческий, долгосрочный, межгрупповой, интегрированный)

Цель проекта: Развивать творческие, художественно-эстетические  способности  старших дошкольников, гордость за то  место, где они живут .

 Задачи проекта:

-Развивать  свободную  творческую  личность ребенка.

- Формировать умение ориентироваться в   культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

 

 - Формировать любовь к  народным промыслам России  и интерес к прошлому и настоящему родного края.

-Формировать представления детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях своего народа.

 

-Обогащать детей новыми знаниями  

-   Создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок.

- Формировать творческое воображение через музыку, поэзию,  восприятие картин  и объектов народных промыслов России.

Участники проекта 

–воспитатели, дети  среднего  и старшего дошкольного возраста,  и их родители.

        

Принципы построения педагогического проекта.

1. Принцип достоверности

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).

2. Принцип гуманизации

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о промыслах России, промыслах Курской области, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности

Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, музеем и т.п.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Основные этапы проекта

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и   посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

в каких источниках можно найти информацию;

какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

- работа над частями проекта, коррекция;

4. Подведение итогов - коллективная реализация проекта,

 его демонстрация.

– определение задач для новых проектов.

Распределение деятельности по этапам проекта.

1 этап.

Деятельность педагога        

1.Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется

и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу

Деятельность детей

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап        

Деятельность педагога

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность

6. Организует деятельность.

Деятельность детей

5. Объединение детей в рабочие группы

6. Распределение амплуа.

3 этап        

Деятельность педагога

7. Практическая помощь (по необходимости).

 8. Направляет и контролирует осуществление проекта.        

Деятельность детей

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

4 этап        

Деятельность педагога

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

Деятельность детей

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности – создание в группе музея народных промыслов России

Условия реализации проекта

 Сегодня детский сад находятся в условиях непрерывного развития. Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества - социальной, политической, культурной, - не могли не затронуть и систему образования, определяющую творческий потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. Одной из задач современного дошкольного образования является обучение и воспитание творчески развитых детей, обладающих наиболее высокими художественными – эстетическими возможностями.
Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему художественно-эстетического воспитания и организацию творческой деятельности детей дошкольного возраста. В концепции дошкольного воспитания творчество понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Сегодня личностно-ориентированная модель образования предполагает создание единого творческого пространства с целью познания ребенком ценностей культуры, воспитания эмоций и чувств, красоты, добра в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом учения. Поэтому одним из важных механизмов развития дошкольных образовательных учреждений является создание условий для осуществления совместной творческой деятельности воспитанников и педагогов в рамках единого творческого пространства. Такой подход позволяет реализовывать педагогические инновации в области проектирования и разработки творческой деятельности в специально созданных условиях.

Работа с воспитанниками:

Старший дошкольный возраст.

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие творческого мышления;

развитие творческого воображения;

развитие коммуникативных навыков,

развитие познавательных способностей.

Задачи :

Развивать творческие способности, поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

развивать специальные способы ориентации – экспериментирование и моделирование;

формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений.

Формирование предпосылок учебной деятельности:

произвольности в поведении и продуктивной деятельности;

потребности в создании собственной картины мира;

навыков коммуникативного общения.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

выявить проблему;

самостоятельно искать нужное решение;

выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;

самостоятельно анализировать полученные результаты.

Линии развития личности.

Художественно-эстетическое развитие:

углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных  образов;

овладение различными видами худ. деятельности;

развитие способностей к эстетической оценке

Социально-коммуникативное развитие:

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

Речевое развитие:

высокий уровень коммуникативной компетентности;

осознание функций речи

Физическое развитие:

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств

Познавательное развитие:

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям

Методы проектной деятельности:

        -познавательно-игровые занятия

        -целевые прогулки

        -экскурсии

        -наблюдения

        -беседы

        -праздники и развлечения

Работа с родителями.

Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.

Повышение педагогической компетентности родителей.

Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала для создания музея «Промыслы России»

Выставка: «Город мастеров »

Помощь родителей в оформлении фотовыставок: «Гордость  России».  «Путешествуем по стране»

Работа с педагогами.

 Повышение педагогического уровня ·      

Активность  в работе по проекту:

-консультации для родителей;

-  сбор и систематизация информации о  различных промыслах России;

- создание в группе условий для реализации проекта: выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями ;

 -тематические выставки рисунков детей;

 -тематические выставки поделок

Проведение бесед, тематических занятий.

  Разучивание стихов, песен, народых игр.

Участие в создании и подготовке сценариев.

 

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров России помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.  

Материал

Технология

Промыслы

Дерево

Резьба по дереву (домовая резьба, игрушка)

Роспись по дереву

Богородская игрушка.

Хохлома, Городец, Мезень, Полхов-Майдан.

Глина

Посуда

Игрушка

Гжель, Дымково и т. д.

Каргопольская игрушка, Кожлянская игрушка и т. д.

Металл

Ювелирные изделия

Филигрань

Финифть

Скань

Роспись по металлу

С. Красное Костромской обл.

Ростовская обл.

Д. Мстёра В. Устюг

Жостово.

Ткань

Вышивка

Кружевоплетение

Золотое шитьё

Владимирская.

Вологодское, Елецкое, Михайловское и т. д.

Г. Торжок.

Кость

Резьба по кости (ларцы, гребешки)

Скульптуры из кости

Цевка

Тобольская, Архангельская обл.

Хотьково,  Московская обл.

Бумага, картон

Папье-маше (шкатулки, коробочки)

Лаковая миниатюра

Федоскино,

Палех, Холуй,

Мстёра.

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности.

 Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий).

Программа «Цветные ладошки» адресована старшим воспитателям и заведующим ГОУ, воспитателям дошкольных учреждений, преподавателям изостудий, гувернёрам, студентам педагогических колледжей и вузов, а также всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста, - родителям, бабушкам и дедушкам.

Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи:

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (и произведениях искусства) и предмет (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.

2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными  материалами и инструментами.

3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной  выразительности.

4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание - художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.

5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.

7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я-концепции-творца».  

 

Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в старшей группе (5-6  лет)

 

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Весёлое лето»

 

 «Летняя палитра»

 «Деревья в нашем парке»

 

 «Кошки на окошке»

Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами.

  Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

 Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

Октябрь

«Осенний натюрморт»

 

«Осенние листочки»

 

 «Игрушка дымковская»

 «Нарядные лошадки»

 

 

 

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

 Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.

   Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

 Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Ноябрь

«Золотая хохлома»

 

 
«Белая берёзка»

 

 «Лиса-кумушка»

 

 «Чудесные превращения кляксы»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

     Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

 Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание -«оживление» необычных форм.

Декабрь

«Белая берёза под моим окном…»

 

 Волшебные снежинки»

 «Еловые веточки»

«Кошка с котятами»

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

     Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.

 Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок»

   Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

Январь

«Весёлый клоун»

 

 «Весело качусь я под гору в сугроб»(2 занятия)

 

«Сказочная гжель»

 

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

 Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

Февраль

«Наша группа»

 

 «Волшебные цветы»

 

 «Папин портрет»

 

 

 «Милой мамочки портрет»

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.

    Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.

   Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди

     Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

Март

«Солнышко нарядись»

 

 «Солнечный цвет»

 

«Дымковская барышня»

 

 «Весеннее небо»

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

    Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

     Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами.

     Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

Апрель

«Я рисую море»

 

 

 «Морская азбука»

 

 «Превращения камешков»

 

«Наш аквариум»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

     Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

     Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

  Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

Май

«Зелёный май»

 

 

«Радуга-дуга»

 

 

«Неприбранный стол»

«Рисуем музыку»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впетчатлений от общения с ней в изодеятельности.

  Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впетчатлений от общения с ней в изодеятельности.

 Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

 Продолжать развивать творческую активность и воображение детей.

 Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветовых пятен, линий, образов. Закреплять умение детей смешивать цвета.

Рекомендации для родителей.

  Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка - дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

     Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей строим по двум направлениям:

• вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

    При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок - конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми   привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы.   оформление папок - передвижек

 

Предполагаемые результаты:

Для детей:

  1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
  2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
  3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.
  4. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью,глиной, пластилином, массой для лепки ит.д

Для педагогов:

  1. Создание системы работы с детьми   с использованием разнообразного художественного материала.
  2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
  3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.
  4.  Создание мини-музея «Гордость России»

Для родителей:

1.Участие в создании мини-музея.

2. сплочение детско-родительского коллектива.

3. Педагогическое просвещение родителей

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКСКУРСИИ ПО МИНИ-МУЗЕЮ «ГОРДОСТЬ РОССИИ»

КОЖЛЯНСКИЕ  ИГРУШКИ

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

     Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

      Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

     В России народных художественных промыслов великое множество. Вот и жители Курской области прославились искусством делать игрушки на весь мир.

      Село Дроняево Курчатовского района Курской области издревле известно богатыми залежами различных глин. Местные жители сразу же нашли им применение: красную использовали гончары для изготовления посуды, а из белой женщины соседней деревушки Кожля делали игрушки-свистульки. Расписывали кожлянские игрушки с помощью гусиного пера красками, наведёнными на молоке и яичном желтке. А потом игрушки вывозили на русские ярмарки и базары.

  Промысел известен с VII века. Игрушки- свистульки – это не просто забавные фигурки. Они несут в себе информацию о наших предках, их представлении об окружающем мире, красоте… «Петушки», «собачки», «кони» - символы веры в солнце и силу родной земли.

   В наши дни единственными хранителями секретов  изготовления кожлянской игрушки является семья Ковкиных,  которая живёт в Кожле.

И глиняными соловьями славится Курская земля. Очень приятное впечатление производят изделия, в которых ощущается тактичное отношение мастера к материалу, желание выяснить его естественную красоту. К их числу относятся игрушки из Курской области.

Черепок игрушек - светлый, почти белый. Некоторые из них покрыты орнаментальной росписью, некоторые - однотонной желтой или зеленой глазурью. Сюжеты обычные: барышни, всадники, коньки, птицы, jЗдесь существует своя, неповторимая в других районах, манера лепки человеческих фигурок, небольших, аккуратных, изящных, даже несколько хрупких, что довольно необычно для глиняных игрушек.

Для лепки игрушки мастерицы смешивали два сорта глины, про которые говорят "одна - белая, как снег, а другая - желтая, как иволга"! В то же время курские мастера отлично чувствуют, ощущают глиняную массу как материал податливый для лепки, а работы их вполне керамичны. Фигурки человечков сильно вытянуты вверх. Характерна маленькая, почти лишенная подбородка, слегка сплюснутая головка на длинной шее. Глаза, нос, рот обозначены штрихами и углублениями. Руки обычно полусогнуты и упираются в бока, при этом ладони сплющены, прилеплены к бокам фигурки. Барышни одеты в длинные юбки колоколом, их головы, как и головы всадников, покрывает маленькая, надвинутая на лоб шапочка, причем свисток выполняется в виде птицы или кувшинчика, который барышня держит под рукой.

Делали здесь остроумную по конструкции свистульку -миниатюрный горшочек с трубочкой-свистком на боку. В сосудик наливается вода, и, когда дуют в свисток, она бурлит, булькает, свистит по-птичьи. Бока свистульки расписываются по белому фону ярко-розовыми, бирюзовыми, желтыми продольными полосами.

Роспись фигурок строится по определенной схеме в соответствии со светлым фоном черепка. Головные уборы, рубахи всадников и верх женского платья покрываются однотонно, а юбки, как и туловища животных, украшены орнаментом из пятен и ромбической сетки.

C:\Users\Галя\Desktop\kozhlyanskaya0111.jpg

C:\Users\Галя\Desktop\imgB.jpg

 

 C:\Users\Галя\Desktop\0_74d86_1773a5e7_XL.jpg

     

                                                                   ХОХЛОМА

Сегодня мы хотели бы рассказать об истории возникновения этого промысла, и разобрать несколько основных элементов росписи.

Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли. Какие чувства вызывают эти предметы? Вслушайтесь в само слово “Хохлома”. Здесь слышны и радостное “хо” и восхищенное “ох”.

Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала - дерева. Изготавливали в деревнях близ Нижнего Новгорода, привозили на ярмарку в Хохлому, отсюда и пошло название - “Хохломская роспись”.

http://festival.1september.ru/articles/577010/2.jpg

Как же изготавливают эти изделия, которые приходят в наши дома, чтобы радовать нас?

Процесс изготовления хохломской посуды.

1. Заготовка. Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют “бельем”. Готовое изделие хорошо просушивают.

2. Грунтовка. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов.

3. Пропитка льняным маслом, сушка.

4. Олифление. Покрывают 4 слоями олифы, 4 слой - самый густой, сушат в печи при температуре 50-60 градусов.

5. Лужение - порошок олова или алюминия втирают в изделие, оно приобретает красивый бело-зеркальный блеск. Сушка.

6. Роспись. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Кисть необходимо держать у самого ее основания и ставить вертикально к плоскости рисунка. Практически вся роспись изделий ведется на весу. Девой рукой держат изделие, а правой выполняют роспись. Правая рука остается без опоры, и только иногда отставленным мизинцем можно притронутся к изделию.

7. Лачение. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270 -300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию лачения можно повторить несколько раз.

http://festival.1september.ru/articles/577010/3.jpg

Вот видите, какой трудоемкий и долгий процесс проходит посуда, прежде чем попасть к людям.

- Давайте рассмотрим внимательно изделия Хохломы. Какой орнамент используют художники? (Травяной, растительный, видны листья, ветви и т.д.).

- Какие основные цвета в росписи? (Красный, черный, зеленый, желтый, золотистый).

http://festival.1september.ru/articles/577010/4.jpg

- Почему именно эти цвета? (Цвета природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? (Красный - радость, золотой - тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зеленый - цвет жизни, природы; черный – торжественность).

http://festival.1september.ru/articles/577010/5.jpg

- Главный элемент росписи - травка, художников называли “травниками”. Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье.

З. Творческая работа учащихся.

Рисование основного элемента - криуля, он рисуется с помощью завитков. На следующем этапе добавляются “капельки”, “осочки”, “травинки”, образуются “кустики”. Продолжая таким образом, создается орнамент.

http://festival.1september.ru/articles/577010/6.jpg

Показ РАБОТ.

http://festival.1september.ru/articles/577010/7.jpg

П.Синявский “Хохлома”.

Хохломская роспись
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы.

Рощи-перелески.
Шелковые всплески
Солнечно-медовой
Золотой листвы.

У красы точеной –
Сарафан парчовый,
По волнам узоров
Яхонты горят.

Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд?

Роспись хохломская
Словно колдовская
В сказочную песню
Просится сама.

И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома!

ГОРОДЕЦ

 

Здравствуйте, дорогие ГОСТИ.  Я очень рад, что вы посетили нашу выставку. Сегодня на ней выставляются изделия старинного народного промысла – городецких мастеров.

Сегодня мы познакомимся с городецким промыслом. Название его пошло от названия города Городец.

http://festival.1september.ru/articles/577010/13.jpg

На Волге недалеко от Нижнего Новгорода есть старинный, основанный еще в XII веке князем Юрием Долгоруким, город Городец. Среди его населения преобладали ремесленники. Особенно много было мастеров по обработке дерева: резчиков, столяров, плотников.

Берег здесь обрывист, сплошь усеян небольшими домиками, одетыми в тонкую резьбу, вьющуюся по окнам и стенам. В этой резьбе и перья Жар-птицы, и сплетения цветов и трав, и русалки, и сказочные львы. Резной наряд городецких изб – явление, выдающее в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла славу городку.

http://festival.1september.ru/articles/577010/14.jpg

Другой старинный промысел Городца – игрушечный. Городецкая игрушка известна под названием городецкая топорщина. Ее можно отличить по особому, на редкость выразительному стилю. Больше всего делали здешние кустари коньков в упряжке — по одному, паре, тройке, затем ставили их с возчиками на колеса и получался целый экипаж.

http://festival.1september.ru/articles/577010/15.jpg

Особую популярность завоевали донца для прялок. Производством прялок занимались целые семьи крестьян, включая женщин и детей. Долгими вечерами русские женщины пряли с их помощью шерсть.

Городецкие умельцы придумали разрисовывать прялки красивым узором, украшать тонкой резьбой, чтобы спорилась работа у прях. Украшалось обычно донце прялки, т.е. сиденье, которое не было видно во время работы. Зато, окончив прясть, крестьянка вешала донце на стенку, и оно становилось украшением скромного быта.

В росписи использовали три основные краски: сначала деревянное изделие покрывали отваром луковой шелухи, и оно приобретало разные оттенки желтого цвета, а потом для окрашивания брали красный и синий цвета.

http://festival.1september.ru/articles/577010/16.jpg

Когда спрос на прялки и донца упал, городецкие мастера стали делать детские столики, качалки, стулья, разделочные доски, расписные панно, блюдца и тарелки.

Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными узорами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья, ветки, оперение птиц. Кажется, будто бутоны вот-вот раскроются. На рисунках городецких мастеров есть и чудо-кони и сказочные птицы.

В декоративных панно сюжет чаще всего развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине.

http://festival.1september.ru/articles/577010/17.jpg

Сюжетами росписи для городецких мастеров служила сама их жизнь, праздничная ее сторона, нарядные костюмы. Здесь сцены гуляний, свиданий, чаепитий, застолий.

Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство заполняется растительными орнаментами. Все создает впечатление праздности, нарядности от контрастов красок и от фантазии.

http://festival.1september.ru/articles/577010/18.jpg

Люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия.

http://festival.1september.ru/articles/577010/19.jpg

Сегодня традиционный народный художественный промысел “Городецкая роспись” развивается в исторически сложившимся центре ее возникновения и бытования, как искусство оформления плоских поверхностей. Не нуждающаяся в термообработке роспись позволяет мастерам использовать самые разнообразные формы, цвета, оттенки. Богатство ее палитры беспредельно и вот уже 60 лет мастера фабрики “Городецкая роспись” сохраняют и развивают традиции народного художественного промысла.

http://festival.1september.ru/articles/577010/20.jpg

Городецкие мастера хотят поделиться с вами своим мастерством.

Традиционные цвета городецкой росписи – желтый, голубой, синий, розовый, красный, зеленый.

Основой любого Городецкого цветка является круг. Поэтому посмотрите, в какой последовательности рисуется цветок. Цвет мотива накладывается в цвет подмалевки, но на тон темнее. Оживка всегда белая, на листьях может быть желтой. Край изделия обрамлен красной обереговой полосой.

А теперь посмотрите, в какой последовательности составляется композиция на разделочной доске.

Ну как, вам понравилось?

Какое из городецких изделий понравилось больше всего?

А сейчас вы увидите как мы применили знания о городецкой росписи для украшения современной одежды.

ГЖЕЛЬ

Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова “жгель”, т.е. “жечь” или “обжечь” - всё это слова из лексикона стародревних гончаров.

http://festival.1september.ru/articles/577010/8.jpg

Гжель – название народного “сине-белого” промысла, керамический центр России. Под “крышей” Гжели находятся, кроме самого одноимённого села, и другие известные гончарные деревни. Вообще всего их около 30. Интересно, что правильно говорить: поехать не “в Гжель”, а “во Гжель”.

Гжельская волость в к.18в. в одной из ревизских сказок описывалась так: “Земля песчаная, хлеб посредственный, покосы худшие, лес дровяной, крестьяне на оброке промысел имеют деланием разных сортов посуды и сервизов…”

Своё понимание Гжели могу также выразить в трёх словах – это глина, мастера и особая техника росписи.

http://festival.1september.ru/articles/577010/9.jpg

Технология производства керамики. Гжельская роспись глазурью. В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, муфели, горны, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.

Сейчас же технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) – Сушка – Ручной осмотр – Контроль на трещины – Обжиг (электропечь) – Живописный цех. Вот за этими “производственными” словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей

Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!

Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок, поэтому после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем отправляют снова в печку на второй окончательный обжиг при t -1350?. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет.

“Бельё” - это фарфоровая форма без росписи.

“Крытьё” - это сама синяя роспись по белому фону.

Гжельская роспись делится на три вида. Главная - это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна. Это растительная роспись.

http://festival.1september.ru/articles/577010/10.jpg

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - “гребёнки” (в виде ели), “капельки”, “жемчужинки”, “усики”.

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п.

Синеглазая посуда –
Вазы, чайники и блюда – 
Ярко светится оттуда, 
Как родные небеса.

Традиционные изделия - кувшины, кумганы, блюда - дополнялись новыми видами продукции.

Из фарфора стали делать молочники, масленки, чашки, чернильницы, подсвечники, чайницы. Многоцветная кистевая роспись в сочетании с золотом украшала чайные сервизы, вазы для цветов.

Посудные изделия дополняла скульптура, изображающая жанровые сцены.

http://festival.1september.ru/articles/577010/11.jpg

При наличии крупных фарфоровых заводов - конкурентов Гжели - промысел сохранял в фарфоре характер народного искусства с его наивной трактовкой изображений и непосредственным отбором мотивов и сюжетов из окружающей жизни. Гжельские узоры необычайно красивы и изящны.

Наша группа исследовала историю промысла.

Ялично восхищаюсь работами Квитицкой, Хазовой, Федотова,Гордеева, Петрова. Они завораживают!

У каждого мастера свой Цветок. Неповторимый!!!

Девиз группы

1. Давайте за руки возьмёмся и вспомним наш девиз:

Как мы весело живём.

Дружно песенки поём.

Можем весело смеяться.

Пошутить .побаловаться,

И поспорить иногда.

Ну. а драться - никогда!

2. Старшая группа-что это значит?
Значит,никто уже утром не плачет,
Суп не прольёт на рубашку никто,
Все надевать научились пальто,
Даже ботинки с тугими шнурками
Не доверяем ни маме, ни папе.

3."Мирилка "ритуал

Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
(дети садятся на "ковёр дружбы" и произносят хором)

Ритуалы в течение дня

1.«Улыбка»

    Дети замыкают круг, касаясь, друг друга рукой, плечом, глядя в глаза, друг другу, улыбаясь, произносят слова:

Улыбнись побыстрее ты мне,

Улыбнусь я тебе.

Здравствуй, солнышко ясное,

Здравствуй, небо прекрасное!

Мы приносим за все благодарность,

Природа, Тебе!

2.«Сотвори солнце в себе»

    В природе есть солнце. Оно всем светит, и всех любит, и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло веем-веем, (руки в стороны перед собой). 

3.«Солнышко»

    — Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем внимание детей на дыхание). Представьте живот, как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

4.«Добрые слова»

    Постарайтесь ежедневно 1-3 минутки посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несёт силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово — неживое.

Грубых слов не говорите,

Только добрые дарите.

5.«Доброта»

    Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир, проникаясь этим состоянием. Так ребёнок творит вокруг себя поле любви, мира, добра. Эти минуты вернутся сторицей.

Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на солнышко или на тёмную тучу?