Проект: «Наш дом природа» 2023 г.
Результат: Развивать экологическую культуру детей на основе эмоциональных переживаний,
практических действий.
Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к
природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Изготовление альбома на тему: «Животные из Красной книги »
Выпуск буклетов «Природа и мы», брошюр «Береги природу»
Фотогазета «Деревья Томской области»
Альбом с рисунками «Зимующие и перелётные птицы»
Итоговое мероприятие «В гостях у Старичка – Лесовичка»
Гербарий «Растения экологической тропы», «Деревья и кустарники»
Картотеки дидактических игр: круги Луллия по темам: «Деревья и их плоды», «Чей
листочек»,
«Альбом пословиц и поговорок, загадок, стихов о лесе и животных Томской области »,
«Сборник сказок о деревьях»
Книжки-малышки «Лекарственные растения»
Выставка детских работ
Количество участников: 28 воспитанни-ков, 2 педагога, 10 родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 313.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Воспитатели: Мягченкова Екатерина Александровна
Векилян Алла Альбертовна
Содержание
1.5 Стратегия реализации проектной деятельности 5
1.6 Ожидаемые результаты проекта: 5
1.7 Интеграция образовательных областей 6
1.8 Формы работы по реализации проекта: 7
2. План действий по реализации педагогического проекта 8
3. План действий по реализации педагогического проекта 11
Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныни живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в эклогии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
1.1 Актуальность
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Aктуaльнoсть пoднимaeмoй нами пpoблeмы зaключаeтся в тoм, чтo экoлoгичeскoe вoспитaние и oбpaзoваниe детeй – чpeзвычайнo актyальная пpoблемa нaстoящeгo вpемeни: тoлькo экoлoгичeскoe миpoвoззpeние, экoлoгическая кyльтypa нынe живyщих людeй, мoгyт вывeсти планeтy и чeлoвeчествo из тoгo катастрoфичeскoгo сoстoяния, в кoтopoм oни пpeбывают сeйчас.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы экологического воспитания. Формируя гуманное отношение к природе, важно донести до детей, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому должны ее беречь и заботиться о ней.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Современные детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
1.2. Проблемы
Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.
Именно с детьми старшей возрастной группы можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями. А.В.Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. Становится возможным формирование представлений и элементарных понятий, которые могут стать ядром системы знаний. Дети 5-6лет способны сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения.
1.3 Гипотеза:
Формирование человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой будет успешным, если создать определенную развивающую среду, работать в системе творчески, при активном участии родителей.
Новизна.
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты), выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
1.4 Цель и задачи проекта
Цель: создание условий для формирования у детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам флоры и фауны.
Задачи:
1.Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
5.Наладить взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами детского сада по формированию основ экологического воспитания.
1.5 Стратегия реализации проектной деятельности
1 этап - аналитический .
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
2 этап – организационный: планирование и прогнозирование предстоящей работы.
Задачи этапа: экологизация всех разделов программы воспитания и обучения дошкольников; создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме; разработка планов работы с детьми и родителями по формированию экологического образования через проведения экологических акций.
3 этап – практическая деятельность .
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала, основы экологического образования через проведения экологических акций.
4 этап – итоговый, диагностический .
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
1.6 Ожидаемые результаты проекта:
Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды («Экологическая тропа»)
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- гармонизируются детско-педагогические отношения;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
1.7 Интеграция образовательных областей
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
- Тематические НОД экологической направленности.
- Познавательно - исследовательская деятельность.
- Чтение художественной литературы по проектной тематике .
- Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видиофильмов;
- Наблюдение за объектами живой и неживой природы
- Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
- Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
- Сочинение экологических сказок. и, викторина, «Что, где, когда»
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта:
Игровая деятельность экологического содержания:
- сюжетно-ролевые игры;
- дидактические игры;
- развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры - театрализованные игры. .интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда» Экологические интеллектуальные игры.
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе:
- ход за растениями и посадками в группе;
- создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
- поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- прикладная деятельность;
- конструктивно - модельная деятельность.
Музыкально – досуговая деятельность, экологические праздники.
Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта:
- спортивные, подвижные игры;
- спортивные досуги, праздники экологического содержания
1.8 Формы работы по реализации проекта:
- наблюдения и экологические экскурсии на экологической тропе;
- создание видеофильмов, презентаций, слайд шоу;
- познавательное чтение;
- “Уроки доброты”;
- конкурсы и викторины,;
- продуктивная деятельность, защита плакатов, проектов;
- лаборатория (опыты и эксперименты);
- выпуск экологический газеты,
- развлечение “Волшебная экология”;
- инсценировки и театрализации;
- экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.
- эколого-познавательные праздники и развлечения.
План действий по реализации педагогического проекта
для детей 5-6 лет.
АКЦИЯ «Интересно, что у нас под ногами?» (сентябрь-октябрь)
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога | Чтение О.Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе» «Деревья наши зеленые друзья» | Помощь в составлении гербариев. Развитие позитивных взаимоотношений работников дошкольного учреждения и родителей. |
2. | Экологические тропа | Выставка из природного материала «Дары осени», «Гусиный пруд» из природного материала. Сбор семян для кормления птиц. | Активизация родителей в работу группы детского сада – участие в выставке «Дары осени» |
3. | Экологическая газета | Акция «Помоги амурскому тигру» | Изготовление буклетов по защите амурского тигра. Приобщать родителей к экологическому воспитанию в рамках ДОУ |
4. | Экологическая газета | Изготовление и оформление стенгазеты «Золотая осень». | Подбор фотографий для стенгазеты |
АКЦИЯ «Птичье меню» (ноябрь-декабрь)
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нет еды | Наблюдение, беседа. | Оформление коробки для корма птиц |
2. | Экологические знаки | Аппликация (коллективная работа) «Птичья столовая» | Составление слайдов, что едят птички |
3. | Экологическая тропа | Экскурсии по д/с. Раскладывание корма в кормушки. | Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе |
4. | Экологическая газета | «Синичкин день» - развлечение в группе. «День моржа» - изготовление стенгазеты. | «Покормите птиц зимой» - плакат экологической направленности. |
АКЦИЯ: «Ёлочка-краса» (январь-февраль)
Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вырубка елей к новогоднему празднику. | Посадка семян елки. Выставка поделок из природного материала «Шишечка сосновая, шишечка еловая» | Выпуск плакатов по защите от вырубки елей; участие в выставке из природного материала. |
2. | Экологические знаки | Изготовление альбома «Спасём ёлочку» | Изготовление табличек знаков «Не рубите ели» Фотовыставка новогодней ели на своей экологической тропе в своей семье. |
3. | Экологическая тропа | Цикл наблюдений за елью. Укрыть ёлочку снегом. | Установка знаков по экологической тропе. |
4. | Экологическая газета | «Кто дружит с елью?» Выставка рисунков «Всемирный день защиты морских млекопитающих» | Оформление стенгазеты ко дню заповедников и национальных парков. |
АКЦИЯ «Капелька воды», «Берегите лес», «День Земли» (март-апрель)
Цель: Формирование представлений о значении воды, Земли, леса в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: вода в опасности | Капитошка рассказывает… Опыты по изучению свойств воды. | Создание семейной лаборатории. Выставка «Запрещающие знаки» |
2. | Экологические знаки | Рисование «Мы все в ответе за нашу планету» | Разучивание стихов о воде, земле, лесе в семейном кругу. |
3. | Экологическая тропа | Развлечение «Вода и птички» | Изготовление атрибутов к развлечению |
4. | Экологическая газета | Составление книжки-раскраски «Берегите лес». | Конкурс плакатов «Берегите лес» |
АКЦИЯ «Трудовой десант»
(май)
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: загрязнённый участок. | Посадка саженцев елей, выращенных детьми в группе | «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе» |
2. | Экологические знаки | Распределение знаков на участке детского сада | Изготовление знака «Не сорите» |
3. | Экологическая тропа | Игра-путешествие «Собери и положи». Оформление выставки поделок «Дом для птиц» | Составление карты-схемы экологической тропы моей семьи Изготовление скворечников. |
4. | Экологическая газета | Раскрашивание листовок «Чистый двор» для составления газеты | Изготовление газеты «А у нас во дворе», «Фото газета» |
Итоговый результат проекта для детей 5-6 лет и родителей – развлечение (май), посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка.
План действий по реализации педагогического проекта
для детей 6-7 лет
АКЦИЯ «Чистая планета» (сентябрь-октябрь)
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, навыков эстетического преобразования действительности.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога. | Трудовой десант «Мы за чистый двор» | Изготовление и оформление метеостанции. |
2. | Экологические знаки | Конкурс рисунков-знаков. Заучивание стихотворений о правилах поведения в природе. | Конкурс рисунков-знаков. |
3. | Экологическая тропа | Экскурсия по территории д/с, д/и по решению проблемных ситуаций | Субботник на экологической тропе: ограждение саженцев, ремонт ограды огорода. |
4. | Экологическая газета | Рисование «Какую пользу я принёс планете?» | «Чистота – залог здоровья» - памятки о последствиях влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). |
АКЦИЯ «Открытие птичьей столовой» (ноябрь-декабрь)
Цель: воспитание заботливого, отношения к птицам, развитие интереса к исследовательской деятельности, через трудовую деятельность.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Птицам нечего есть | Решение проблемных ситуаций | Ремонт птичьих домиков, кормушек. |
2. | Экологические знаки | Рисование плаката «Покормите птиц зимой» | Презентация фильма «Птицы зимой» |
3. | Экологическая тропа | КВН «Друзья птиц» Раскладывание корма в кормушки | Фотовыставка «Кормушка на экологической тропе моей семьи» |
4. | Экологическая газета | Рисование «Птичьи дома» | Придумывание историй «Как я спас птичку» |
АКЦИЯ «Ёлочка – живая иголочка» (январь-февраль)
Цель: формирование представлений о неразрывной связи человека с природой, умение сочувствовать, сопереживать
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Ёлочка просит помощи | Чтение письма от ёлочки. | Фотовыставка «Как спасти елочку?» |
2. | Экологические знаки | Рисование запрещающих знаков вырубки елей | Рисование запрещающих знаков вырубки елей |
3. | Экологическая тропа | Установка запрещающих знаков | Установка знаков по экологической тропе |
4. | Экологическая газета | «Не дадим лесу остаться без ели» | Сочинение «Как мы спасали ель» Фотомонтаж «Праздничная ёлка» (на экологической тропе) |
АКЦИЯ: «Жизнь в капле воды», «Земля – моя планета», «Лес – наш зеленый друг»
(март-апрель)
Цель: формирование представлений о том, какое большое значение имеет чистая вода для всего живого на Земле; научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, её надо беречь
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога Вода в опасности | Занятие в лаборатории. | Изготовление атрибутов к викторине «Вода – это жизнь» |
2. | Экологические знаки | Составление знаков «Берегите воду», «Берегите лес», «Земля – мой дом» для малышей | Зарисовка знака «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» |
3. | Экологическая тропа | Путешествие Капельки – эксперименты. | Викторина «Вода – это жизнь» |
4. | Экологическая газета | Стенгазета «День Земли», «Лес – наше богатство» | Изготовление буклетов по охране воды, Земли, леса |
АКЦИЯ «Зеленые наши друзья»
(май)
Цель: формирование представлений о значении деревьев в очистке воздуха от вредных примесей
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: Зеленые легкие планеты | Выращивание рассады для экспериментальной площадки. | Посадка саженцев, огорода, лекарственных грядок и т.д. на экспериментальной площадке. |
2. | Экологические знаки | Конкурс рисунков-знаков «Правила поведения в лесу» | Участие в конкурсе рисунков-знаков. |
3. | Экологическая тропа | Квест по территории д/с, д/и по решению проблемных ситуаций | Субботник на экологической тропе: ремонт ограждений, изготовление грядок и т.д. на экспериментальной площадке |
4. | Экологическая газета | Стенгазета «День солнца», «Международный день климата» | Выращивание рассады для экспериментальной площадки |
Итоговый результат проекта для детей 6-7 лет и родителей - развлечение (май), награждение юных защитников природы дипломом юного защитника природы.
Список литературы:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет», практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ, изд. 2, испр. и доп., Воронеж, 2007 г.
- М. А. Рунова, А.В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение. Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет», М.: «Мозаика-Синтез», 2006 г.
- Л.Г. Горькова , А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя, старшая, подготовительная группы», М.: «ВАКО», 2007 г.
- П.Г. Саморукова «Как знакомить дошкольников с природой», М.: «Просвещение», 1978 г.
- С.А. Веретенникова «Ознакомление дошкольников с природой» М.: «Просвещение», 1980 г.
- Н.Е. Веракса, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Комплексные занятия по программе «От рождения до школы», старшая и подготовительная группы – Волгоград: Учитель, 2012