КТП по литературе

Хидиятова Ильсия Юлаевна

Календарно-тематические планы по литературе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kip_liter_7_klass_.doc143.5 КБ
Microsoft Office document icon tematich._liter.10_kl.doc136 КБ
Файл literattura_11_klass_ktp.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе в 7 классе

Пояснительная записка.

Общая характеристика программы.

Количество часов: 2 часа в неделю (68 часов)

Уровень:   базовый

Примерная программа по литературе для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Примерная программа является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход к части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Примерная программа включает четыре раздела: «Пояснительную записку» с требованиями к результатам обучения; «Основное содержание» курса с перечнем разделов; «Примерное тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности школьников; «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий.
В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
Примерная программа также включает «Рекомендации по оснащению учебного процесса».

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова,

овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература — литература XVIII в. — литература первой половины XIX в.), который продолжается в 10—11 классах (литература второй половины XIX в. — литература XX в. — современная литература).
В примерной программе представлены следующие разделы:
1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

В разделах 1—10 даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел 11 предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
В разделе 12 предлагается примерное содержание занятий, направленных на осуществление  диагностического, текущего и итогового контроля уровня литературного образования.

Результаты изучения предмета «Литература».

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них

вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе — 70 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих програ
мм.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

-        авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений);  роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой

 (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;
  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;
  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;
  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;
  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;
  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;
  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Коровина В.Я. Литература: 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2008.
  2. Коровина  В.Я.  «Читаем, думаем,  спорим...»: Дидактические    материалы  по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
  3. Литература:    Фонохрестоматия:    Электронное    учебное    пособие    на    CD-ROM/    Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. - М.: Просвещение, 2000.
  5. Обернихина Г.А., Соколов Л.Э., Вольнова И.А., Емельяненко Т.В. Как писать сочинения?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - М.: Просвещение, 2004.
  6. Русский фольклор: Словарь - справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 1999.
  7. Читательский дневник. Иду в 7 класс. - Саратов: Лицей, 2008.
  8. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2004.

Для учителя:

  1. Аникина СМ., Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2002.
  2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.
  3. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.
  4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: Вако, 2006.
  5. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. - М.: Современник, 2000.
  6. Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2003.
  7. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  8. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф Н.И. Кравцова. - М.: Просвещение, 1971.
  10. Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 2001.
  11. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2005.
  12. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. -М.: Русское слово, 2003.

Тематическое планирование.   Литература  7  Б класс.

68 часов, 2 часа в неделю.

 №

Тема

 Кол-во

часов

 Дата

По плану

 фактически

1

Введение (1).Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема  литературы.

1

03.09

2

 Устное народное творчество (4+1). Предания как поэтическая автобиография народа.

1

06.09

3

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа.

1

10.09

4

Былина «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность.

1

13.09

5

 Входная контрольная

1

17.09

6

Карело-финский эпос, французский. Изображение жизни народа, его традиций, обычаев.

1

20.09

7

 Из древнерусской литературы (2).  «Повесть временных лет». «Из похвалы князю Ярославу и книгам». «Поучение Владимира Мономаха» (отрывок). Нравственные заветы Древней Руси.

1

24.09

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -гимн любви и верности.

1

27.09

9

 Из русской литературы 18 в. (2).М.В. Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова.

1

01.10

10

Г.Р.Державин - поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина.

1

04.10

11

Из русской литературы 19 в. (27+4).

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте.

1

08.10

12

Мастерство Пушкина в изображении Полтавской битвы.

1

15.10

13

«Медный всадник». Историческая основа поэмы. Образ Петра I.

1

18.10

14

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Тема судьбы в балладе.

1

22.10

15

Пушкин- драматург. «Борис Годунов» (отрывок). Образ летописца Пимена.

1

25.10

16

Проза А.С. Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком» человеке.

1

05.1

17

Р.р.  Классное сочинение (2). «Образ Самсона Вырина в повести».

1

08.11

18

М.Ю. Лермонтов.   Душа и лира поэта.

1

12.11

19

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.

1

15.11

20

 Картины быта 16 века. Их значение для понимания характеров. Нравственный поединок героев поэмы.

1

19.11

21

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к героям.

1

22.11

22

Р.р. Классное сочинение (3) по «Песне...».

1

26.11

23

Вн.чт. А.Толстой «Князь Серебряный». Историческое прошлое в поэме Лермонтова и в романе.

1

29.11

24

Н.В. Гоголь. Страницы биографии. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

1

03.12

25

Тарас Бульба и его сыновья.

1

06.12

26

Запорожская Сечь, её нравы и обычаи.

1

10.12

27

Р.р. Анализ эпизода «Осада польского города Дубно».

1

13.12

28

Прославление боевого товарищества, прославление товарищества (главы  7 - 8).

1

17.12

29

Р.Р. Характеристика литературного героя. Противопоставление Остапа Андрию. Домашнее сочинение (1).

1

20.12

30

Вн.чт. Н.В.Гоголь «Страшная месть». Патриотический пафос и фантастические образы повести.

1

24.12

31

И.С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

1

27.12

32

   Контрольный  тест за 2 четверть. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла.

1

14.01

33

Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

1

17.01

34

H.A. Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

1

21.01

35

А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

1

24.01

36

М. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Страшная сила сатиры.

1

28.01

37

 Вн.чт. М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

1

31.01

38-

39

Л.Н. Толстой «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

1

04.02

40

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения.

1

07.02

41

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1

11.02

42

Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения.

1

14.02

43

 Из русской литературы 20 века. (20+1). И.А. Бунин. Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

1

18.02

44

 Вн.чт. И.А. Бунин   «Лапти». Нравственный

смысл рассказа.

1

21.02

45

М.Горький «Детство» (главы). Автобиографический характер повести.

1

25.02

46

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

1

28.02

47

Р.р. Анализ эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

1

03.03

48

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Подвиг во имя людей. (Домашнее сочинение(2).

1

06.03

49

В.В. Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Роль поэзии в жизни человека и общества.

1

10.03

50

В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1

13.03

51

Л.Н. Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа.   (Д.З. Письменный отзыв).

1

17.03

52

А. Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку.  (Д.З.  «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»).

1

20.03

53

А. Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

1

31.03

54

Б. Пастернак. Своеобразие картин природы в лирике.

1

03.04

55

 Ритмы и образы военной лирики. Урок мужества.

1

07.04

56

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа.

1

10.04

57

Е.И. Носов «Кукла».

Нравственные проблемы    рассказа.

1

14.04

58

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

1

17.04

59

 «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе.

1

21.04

60

А.Т. Твардовский.  Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика.

1

24.04

61

Д.С. Лихачев «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи.

1

28.04

62

 Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда».

1

05.05

63

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля», «О моей Родине», «Я вновь пришел сюда...». Особенности художественной образности дагестанского поэта.

1

08.05

64

 Из зарубежной литературы (4). Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность». Представления поэта о справедливости и честности.

1

12.05

65

Дж. Г. Байрон - «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта.

1

15.05

66

0. Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

1

19.05

67

 Контрольная работа за год.

1

22.05

68

Р.Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1

26.05



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование уроков  литературы в 10 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1.

 «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

1

2.

А.С. Пушкин. Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина.

1

3.

"Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и

неизбежность, смысл человеческого бытия).

1

4.

Пушкина «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта.

1

5.

Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции

произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

1

6.

М.Ю. Лермонтов. Своеобразие художественного мира Лермонтова. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта.

1

7.

 М.Ю.Лермонтов «Демон». Особенности романтического героя и романтического конфликта. Богоборческие мотивы.

1

8

Н. В. Гоголь Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект»

1

9

Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

1

10.

Зачетная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

1

11

Социально-политическая ситуация в России 2-й половины XIX века. «Крестьянский вопрос».  Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

1

12.

А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Творчество драматурга.

1

13.

Драма «Гроза».Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.

1

14

Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова.

1

15

Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины.

1

16.

Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.

1.

17

Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”

1

18

РР Подготовка к написанию сочинения  по драме А.Н.Островского «Гроза»

1

19.

Вн.чт.А.Н.Островский «Бесприданница»

1

20

«Душа хотела б быть звездою». Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.

1

21.

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева.

1

22.

Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике

Тютчева.

1

23.

А. А. Фет . Жизнь и творчество (обзор). стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”.

1

24.

“Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть).

1

25.

Философская  проблематика лирики. Художественное своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

1

26.

РР Подготовка к написанию  сочинения  по творчеству Ф.И.Тютчева и А.Фета

1

27

И. А. Гончаров Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа.

1

28

Петербургская  “обломовщина”.

1

29

Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система

образов.

1

30

Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья   Пшеницына.

1

31

Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика        романа.

1

32

Р/р Критики о романе       И. А. Гончарова

 « Обломов»

1

33.

Р/р Подготовка к сочинение по

роману И. А. Гончарова.

1

34.

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа.  Сюжет, композиция, система образов романа.

1

35

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности,  мировоззрение Базарова.

1

35.

"Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова.

1

36

Практическая работа – анализ 10 главы.

1

37

Испытание героя любовью.

1

38

Базаров перед лицом смерти. Смысл финала романа.

1

39

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

1

40

Зачетная работа по роману

1

41

РР Сочинение по творчеству И.С.Тургенева

1

42

А. К. Толстой . Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и  образы поэзии.

1

43

Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

1

44

Н. С. Лесков Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник»

Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этаповдуховного пути личности .

1

45

Образ Ивана  Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл

названия повести.

1

46

Вн.чт. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Можно ли любовью оправдать убийство?  

1

47

М. Е. Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор).

1

48

Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”.  Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

1

49

Н. А. Некрасов . Жизнь и творчество (обзор). Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы.

Особенности некрасовского лирического героя.

1

50

Своеобразие решения темы поэта

и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. (Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы.)

1

51

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее  фольклорная основа. (Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов      поэмы.)

1

52

Смысл названия поэмы. Народное   представление о счастье.

1

53

Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены

Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”

1

54

Образы правдоискателей и “народного заступника” Гриши Добросклонова.

1

55

РР Подготовка к написанию  сочинения по творчеству Н.А. Некрасова.

1

56

К. Хетагуров  Жизнь и творчество

Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

Близость творчества Хетагурова поэзии

Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской     судьбы, образ горянки.

1

57

Внеклассное чтение.   Н.Г. Помяловский

«Очерки бурсы»

1

58.

Ф. М. Достоевский Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и

композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа

1

59.

Теория Раскольникова и ее развенчание.

1

60

Раскольников и его “двойники”

1

61

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема

нравственного идеала автора.

1

62

Библейские мотивы и образы в романе. Тема

гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе.

1

63

Эпилог романа. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

1

64.

Контрольная работа по роману «Преступление и наказание»

1

65

РР  Подготовка к написанию сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

1

66

Л. Н. Толстой По страницам великой жизни. Жизнь и творчество.

1

67

Роман-эпопея «Война и мир». История создания и идейно-художественное своеобразие романа-эпопеи.

1

68

Салон А. П. Шерер. Изображение светского

общества.

1

69

«Мысль семейная» в романе

1

70

Военные сцены в 1 томе. Смотр войск под Браунау.

1

71

Шенграбенское сражение.

Небо Аустерлица.

1

72

Зачетная работа по 1 тому романа

1

73

Путь

идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского  

1

74

Путь

идейно-нравственных исканий Пьера Безухова.

1

75

Зачетная работа по 2 тому романа.

1

76

Философия войны. Истинные герои и военные трутни

1

77

Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса

1

78

Исторические и философские взгляды Л. Н. Толстого. ( 3 т 1 ч.)

1

79.

Бородинское сражение и его герои.

1

80

«Мысль народная» в романе. Русский солдат в изображении Толстого

1

81

Зачетная работа по 3 тому

1

82

Женские образы в романе.

Любимые героини Толстого

1

83

Эпилог романа. Идейно-художественное своеобразие романа          «Война и мир»

1

84

зачетная работа по роману

1

85

вн.чт. Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

1

86.

Внеклассное чтение Традиции Л.Н.Толстого в русской литературе. В.Кондратьев «Сашка», Б.Васильев «Неопалимая купина», В.Некрасов «В окопах Сталинграда»

1

87.

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов«Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой»..

1

88

«Маленькая трилогия» Идейно-художественное своеобразие.

1

89

Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).

1

90

Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

1

91.

Система образов в пьесе. Символический образ вишневого сада.

1

92

Тема пошлого, настоящего и будущего России.

Раневская и Гаев – Представители уходящего усадебного быта.

1

93

«Новые хозяева» вишневого сада. Образы Лопахина, Пети и Ани.

1

94

Зачетный урок по творчеству А.П.Чехова

1

95-96

Р/р Сочинение по пьесе А. П. Чехова

 « Вишнёвый сад»

2

97

 Русская литература 19 века. Обобщение и размышление.

1

98-99

Контрольный тест   и его анализ

2

100

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века

Реализм как доминанта литературного процесса.

1

101-

102

 Резервные уроки.

2



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по литературе .11 класс

Тема урока

 Кол –во часов

Дата по плану

Дата по факту

1.

Введение. Сложность и самобытность русской литературы  XX века.

1

04.09

2.

Литература первой половины  XX -го века

1

05.09

3.

Обзор русской литературы первой половины  XX-го века

1

06.09

4.

И. А. Бунин Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений Бунина

1

11.09

5.

«Антоновские яблоки». Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний.

1

12.09

6.

«Господин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

1

13.09

7.

«Чистый понедельник». Тема России, ее духовных тайн и нерушимых ценностей.

1

18.09

8.

  Входная  контрольная

1

19.09

9.

А.И. Куприн «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного» человека.

1

20.09

10.

«Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести.

1

25.09

11.

«Гранатовый браслет».Талант любви в рассказе «...что это было: любовь или сумасшествие?»

1

26.09

12.

«Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви.

1

27.09

13.

Р/р Классное сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

1

02.10

14.

В/ч Урок-размышление по произведению А.Битова «Русский устный и русский письменный»

1

03.10

15.

М. Горький . Страницы жизни.

1

04.10

16.

 «Старуха Изергиль».Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

1

09.10

17.

Протест героя против «бескрылого существования, «пустыря в душе» в повести « Фома Гордеев»

1

10.10

18.

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»

1

16.10

19.

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна. Спор героев о правде и мечте как образно-тематический стержень пьесы.

1

17.10

20.

 Контрольная работа по пьесе.

1

18.10

21.

Р/р Классное сочинение. Ответ на проблемный вопрос по творчеству М.Горького

1

23.10

22.

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс» (обзор)

1

24.10

23.

Истоки русского символизма. Художественные открытия, поиски новых форм.

1

25.10

24.

В. Брюсов. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта.

1

06.11

25.

К. Бальмонт. «Солнечность» и «моцартианство»  поэзии Бальмонта, ее созвучность романтическим настроениям эпохи.

1

07.11

26.

Истоки русского акмеизма. Утверждение красоты земной жизни, создание зримых образов конкретного мира.

1

08.11

27.

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

1

13.11

28.

Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос, проблематика.

1

14.11

29.

И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

1

15.11

30.

Р/р Урок-концерт по творчеству поэтов Серебряного века

1

20.11

31.

А. А. Блок Жизнь и судьба поэта.

1

21.11

32.

Романтический образ «влюбленной души» в «Стихах о Прекрасной Даме».

1

22.11

33.

Стихи о России как трагическое предупреждение об эпохе «неслыханных перемен».

1

27.11

34.

Особенности образного языка Блока, роль символов в передаче авторского мироощущения.

1

28.11

35.

Поэма «Двенадцать». Образ «мирового пожара в крови» как отражение» музыки стихий» в поэме.

1

29.11

36.

Р/р Образ Христа и христианские мотивы в поэме. Споры по поводу финала (семинар).

1

04.12

37.

А. А. Ахматова Психологическая глубина и яркость любовной лирики.

1

05.12

38.

Раздумья о судьбах России в исповедальной лирике.

1

06.12

39.

 «Реквием». Монументальность, трагическая мощь поэмы.

1

11.12

40.

Тема исторической памяти и образ «бесслезного» памятника в финале поэмы.

1

12.12

41.

М. И. Цветаева. Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи.

1

13.12

42.

Исповедальность, внутренняя самоотдача, максимальное напряжение духовных сил как отличительная черта поэзии М. Цветаевой.

1

18.12

43.

 Контрольная работа

1

19.12

44.

А. Аверченко.Темы и мотивы сатирической новеллистики

1

20.12

45.

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

1

25.12

46.

Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи.

1

26.12

47.

Характерные черты времени в повести А.Платонова «Котлован»

1

27.12

48.

Пространство и время в повести А.Платонова «Котлован»

1

15.01

49

Метафоричность художественного мышления А.Платонова в повести «Котлован»

1

16.01

50.

Б.Лавренёв «Сорок первый».Нравственные ценности рассказа.

1

17.01

51.

Контрольная работа за 1 полугодие.

1

22.01

52.

Трагизм поэтического мышления

О. Мандельштама.

1

23.01

53.

В. В. Маяковский.Тема поэта и толпы в ранней лирике.

1

24.01.

54.

Тема «художник и революция», ее образное воплощение в лирике пота.

1

29.01

55.

Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях.

1

30.01

56.

Специфика традиционной темы поэта и поэзии в лирике Маяковского.

1

31.01

57.

С. А. Есенин. Природа родного края и образ Руси в лирике поэта.

1

05.02

58.

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

1

06.02

59.

Любовная тема в поэзии Есенина. Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина», ее нравственно-философская проблематика.

1

07.02

60.

Р/р Классное сочинение по творчеству В. Маяковского и С. Есенина.

1

12.02

61.

М. А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».История создания,композиция,жанровое своеобразиее

1

13.02

62.

«Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

1

14.02

63.

Взаимодействие трех повествовательных пластов образно-композиционной системе романа.

1

19.02

64.

Нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав.

1

20.02

65.

Сатирическая «дьяволиада» Булгакова в романе.

1

21.02

66.

Неразрывность связи любви и творчества в проблематике романа.

1

26.02

67.

Путь Ивана Бездомного в обретении Родины.

1

27.02

68.

Р\р Подготовка к домашнему сочинению по роману  М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита

1

28.02

69.

М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество, личность.

1

04.03

70

«Год великого перелома « в судьбах народных»  в  романе «Поднятая целина»

1

05.03

71.

Образы коммунистов  в романе.

1

06.03

72

Современные писатели о  периоде коллективизации (В.Быков  «Облава», В/ч В.Тендряков «Хлеб для  собаки»

1

11.03

73.

Б. Л. Пастернак. Единство человеческой души и стихии мира в лирике.

1

12.03

74.

«Доктор Живаго». Интеллигенция и революция в романе. Нравственные искания героя.

1

13.03

75.

 Контрольная работа

1

18.03

76

Р. р. сочинение по произведению Б. Л. Пастернака.

1

19.03

77.

Тема русской истории в творчестве А.Н.Толстого.

1

20.03

78.

Панорама русской жизни в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый»

1

01.04

79.

Образ Петра в романе «Петр Первый».

1

02.04

80.

А. Т. Твардовский. Доверительность и теплота лирической интонации поэта.

1

03.04

81.

«По праву памяти» как поэма-исповедь. Тема прошлого, настоящего и будущего в свете исторической памяти.

1

08.04

82.

Поэзия и проза Великой Отечественной войны. Обзор.

1

09.04

83.

Правда о войне в повести  В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

1

10.04

84.

Обсуждение повести В.Кондратьева «Сашка»

1

15.04

85.

Р/р Классное сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

1

16.04

86

В. М. Шукшин. Колоритность и яркость героев-чудиков.

1

17.04

87.

Герои Шукшина. Рассказы «Срезал», «Чудик», «Выбираю деревню на жительство» и др.

1

22.04

88.

«Матренин двор». Тип героя-праведника. А.Солженицын

1

23.04

89.

Новейшая русская проза 80-90-х годов.

1

24.04

90.

«Болевые точки» современной жизни в прозе Ф.Абрамова. Повести «Пелагея»  и «Алька».

1

29.04

91.

Драматургия Вампилова.  Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын»

1

30.04

92.

Городская проза. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Людочка»

1

06.05

93.

Взаимоотношения человека и природы  в рассказах  В.П Астафьева «Царь-рыба»

1

07.05

94.

Актуальные и вечные проблемы  в повести «Прощание с Матёрой»

1

08.05

95.

Р. р. сочинение по творчеству В. П. Астафьева.

1

13.05

96

Жизнь и судьба В. Распутина.

1

14.05

97.

Контрольная работа за год.

1

15.05

98

Тревога за судьбу родины в повестях В.Распутина.

1

20.05

99.

Итоговый урок

1

21.05

100

 Резерв

1

22.05