Методическая копилка
Разработки внеклассных мероприятий, публикации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
с. Верхняя Чернавка Вольского района Саратовская область»
«Работа со слабоуспевающими обучающимися при обучении немецкому языку»
Работу выполнила:
учитель иностранного языка
Мамаева Ольга Александрова
Апрель, 2011 г.
Работа со слабоуспевающими обучающимися
при обучении немецкому языку
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %.
В нашей школе вопрос о дополнительных занятиях со слабоуспевающими учащимися стоял всегда, но с 2005г. был усилен контроль администрацией школы за работой со слабоуспевающими обучающимися, так как их число с каждым годом увеличивается. Был составлен план действий с такими детьми:
- Составление плана-анализа причин неуспеваемости обучающимися.
- Выявление слабоуспевающих учеников ( классным руководителям).
- Составление графиков дополнительных занятий со слабоуспевающими обучающимися ( учителя предметники).
- Ведение тетради или журнала учёта дополнительных занятий учителями предметниками.
- Составление технологической карты педагогической работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
- Разработка мер предупреждения неуспеваемости ученика.
- Составление памятки для работающих с неуспевающими.
- Составление плана профилактической работы неуспеваемости.
Таблица 1
Анализ причин слабой успеваемости обучающихся
Класс | Фамилия, имя обучающегося | Д- стоящие на «Д» учёте, Ч.Б.- часто болеющий | Предмет | Контроль и помощь со стороны родителей: П- постоянно, Э- эпизодически, ОК- отсутств. контроль | Оценка учебных умений по уровням: - очень низкий - низкий - средний | Посещение дополнитель-ных занятий | Выполнение домашних заданий | ||||||||||
Успеваемость в начальной школе | Умение повторять изложенное | Чтение и понимание прочитанного | Письмо | Умение концен- трировать внимание | Умение преобразовывать учебную информацию | Умение организовывать свою деятельность | Регулярно | Нерегулярно | Самостоятельные дополнительные занятия | Регулярно, самостоятельно | В ГПД с помощью учителя, дома с родителями | Нерегулярно, не все задания | |||||
2 | Учащийся К. | Д | Немецк. Русский яз. Чтение Математ. | ОК Э Э Э |
|
|
|
|
|
|
| + + + + | + | + | |||
3 | Учащаяся З. | Немецк. Русский яз. Чтение. Математ. | ОК ОК ОК ОК |
|
|
|
|
|
|
| + + + + | + + + + | + | ||||
5 | Учащийся Б. | Немецк. Русский яз. Литерат. Математ. | ОК ОК ОК ОК |
|
|
|
|
|
|
| + + + + | + + + | |||||
6 | Учащаяся М. | Ч. Б. | Немецк. Русский яз. Литерат. Математ. | Э Э Э Э | ----
|
|
|
|
|
|
| + | + + + | + | + + + + | ||
7 | Учащийся И. | Ч. Б. | Немецк. Русский яз. Литерат. Математ. | ОК ОК ОК ОК | ------
|
|
|
|
|
|
| + + + + | + + + + | + + | |||
8 | Учащаяся М. | Д. Ч. Б. | Немецк. Русский яз. Литерат. Математ. Физика | ОК ОК ОК ОК ОК | -------
------ |
|
|
|
|
|
| + + + + + | + + + + + | ||||
8 | Учащаяся З. | Немецк. Русский яз. Литерат. Математ. Физика | Э Э Э Э Э | -------
------ |
|
|
|
|
|
| + + + + + | + + + + + | |||||
9 | Учащийся М. | Немецк. Русский яз. Литерат. Математ. Химия | ОК Э ОК Э | ------
----- |
|
|
|
|
|
| + + + + + | + + + + + | |||||
10 | Учащаяся П. | Немецк. Русский яз. Литерат. Математ. Физика Химия | ОК ОК ОК Э Э ОК | ------
------- ------- |
|
|
|
|
|
| + + + + + + | + + + + + + |
При анализе причин неуспеваемости обучающихся (таблица 1) видно, что дети слабо занимаются не только по немецкому языку, но и по другим основным предметам. Из таблицы видно, что данные обучающие стоят на «Д» учёте, часто болеют, контроль со стороны родителей у большинства детей отсутствует, дополнительные занятия посещают не всегда, домашнюю работу выполняют в ГПД нерегулярно, не по всем предметам, не все задания. Такие учащиеся слабо усваивают учебный материал, не понимают его, не умеют его рассказать, особенно на уроке в присутствии других ребят, полученную на уроке информацию не могут применить при выполнении домашних заданий.
В современных условиях в обучении немецкому языку существует ряд проблем:
рост числа слабоуспевающих учащихся с низким уровнем мотивации,
маленькое количество учеников в группах, невозможность разделиться на команды,
низкий уровень развития общеучебных навыков,
плохая успеваемость почти по всем предметам,
отсутствие устойчивых интересов,
плохо развитая память,
рост числа учащихся с девиантным поведением и неустойчивой психикой.
Я, как учитель, должна развивать их интерес к немецкому языку, стимулировать успешность, воспитывать толерантность, умение слушать и слышать друг друга. В своём выступлении я хочу поделиться приёмами работы со слабоуспевающими обучающимися, методами повышения мотивации к урокам немецкого языка.
1 способ: « Алфавитная песенка»
Цель: научить ученика правильно писать прописные буквы, целые слова и предложения прописными буквами.
Обычно слабоуспевающие учащиеся плохо запоминают немецкие буквы: печатные и прописные, путают их с русскими буквами, не могут сопоставить печатную и прописную немецкую букву, заглавную и строчную немецкую букву, не успевают за другими учащимися в написание слов под диктовку, затрудняются выполнять письменные задания, как в классе, так и дома. Несколько лет в решение этих пробелов мне помогает « Алфавитная песенка».
„ A B C D E F G
H I J K L M N O P
Q R S T U V W
Q R S T U V W
X, Ypsilon, Z “
После того как учащиеся на уроке под аудиозапись заучивают эту песню, им предлагается спеть её самим. Спрашиваю я алфавитную песенку каждый урок и несколько человек, и к концу 2 четверти все ребята знают песенку наизусть. На дополнительных занятиях со слабыми учениками я работают так: на стенде печатный немецкий алфавит, на одной части доски пишу сама прописной алфавит. Нужно написать слово die Postkarte. Ученик забыл букву d. Начинаем петь алфавитную песенку, показывая каждый звук на стенде. Находим букву d. Какая она по счёту? Заглавная или маленькая? Ищем прописную букву на доске и пишем её на второй части доски. И так с каждой буквой, с каждым буквосочетанием. Процесс этой тренировки очень медленный, нужно работать только с одним учеником, максимум с двумя, но он даёт результат. Если даже ученик не помнит букв, называешь ему слово, он пишет его по памяти.
2 способ: « Города»
Цель: Учить правильно читать слова, находить нужную информацию, знакомить с названиями немецких городов и их расположением.
На политической карте Германии дети ищут города, которые я назову. Если ребёнок теряется и долго не может найти названный город, я сообщаю подсказку: обозначен город квадратом или кружком, каким цветом изображена Федеративная Земля, в которой этот город располагается (цвет называется на немецком языке). Этот способ получил своё развитие: поиск рек, названий Федеративных Земель, соседних государств. Географические названия трудно прочитать даже сильным детям, поэтому на дополнительных занятиях и на уроках обобщения они тоже с удовольствием включаются в работу. В средних и старших классах работа с картой продолжается с другой целью: умение правильно ориентироваться по карте Германии, правильно показывать географические названия, умение с помощью карты отвечать на поставленные вопросы. Например: An welchem Fluss liegt Berlin? Wie heißt die Hauptstadt der Schweiz? Wo kann man in Deutschland aus Russland fahren? Nennen Sie die Nachbarländer der BRD.
3 способ: « Буксир»
Цель: научить правильно и бегло читать тексты. В основном этот метод я использую в начальных классах. Вот в чём он заключается. Учитель (диктор на аудиокассете, СД, сильный ученик) читает выразительно текст. Слабый ученик читает за учителем с небольшим интервалом, успевая уловить правильное произношение слов и прочитать их также. Чтобы ученик не хитрил, не просто повторял за чтецом, учитель просит прочитать текст ещё раз самому ученику, прочитать дома несколько раз вслух, на следующем занятии повторить чтение данного отрывка. Этот метод должен работать в системе, иначе результат может выйти на исходный уровень, ученик вернётся к прежней технике чтения.
4 способ: « Компьютерный помощник»
Цель дополнительного урока зависит от темы занятия. Например: тема « Числа, цифры». Цель: научить узнавать на слух цифры, научиться их произносить. Тема: « Цвета » Цель: Познакомиться с названием цветов на немецком языке, уметь их произносить на немецком языке.
В достижении этих целей и многих других мне помогает Диск « Учите немецкий». Ученики работают с диском самостоятельно, на компьютере, выбирают себе нужную тему (или тему предлагает учитель) и отрабатывают навыки. Виды работ: прослушивание, произношение, игра. Все темы не похожи друг на друга по содержанию, игры заинтересовывают учеников в получении высоких результатов. Если ученик набирает баллов меньше, чем он хотел бы, в следующий раз на занятии он более внимателен к прослушиванию и выполняет задания более тщательно. Учитель контролирует обучающихся, помогая иногда наиболее слабым. Ребята работают по одному, иногда двое или трое, но не больше. Время таких дополнительных уроков 10-15 минут.
5 способ: « Минимум»
Цель: Учить обучающихся анализировать виды заданий и находить более легкие и приемлемые для них.
Этот метод подходит для работы со слабоуспевающими 5-11 классов. При объяснении нового материала я выделяю задания, которые точно будут использоваться в проверочных и контрольных работах, в тестах. На последующих уроках у доски я спрашиваю этот материал неоднократно, стараюсь вызвать слабых учеников. Сильные и средние работают обычно самостоятельно. Например, тема «Futurum - будущее время». Нужно знать спряжение глагола werden, формулу образования «Futurum = werden + Infinitiv». Навыки по этим правилам отрабатываются не только на уроке, но и на дополнительных занятиях. Слабым ученикам предоставляются различные виды тестов, карточек, заданий, текстов, где они должны отработать всего два этих правила. При написании контрольных работ и тестов, я их нацеливаю на поиск похожих заданий, которые выполняли они неоднократно, используя 1,2 правила. Я не раз сталкивалась с тем, что ученики не просматривают задания и начинают с первого, а оно может оказаться наиболее сложным, чем остальные. Выполнение такого задания затягивается, ученик не успевает сделать остальные задания, итогом этого становится неудовлетворительная оценка. Перед началом урока контроля я сообщаю норму оценок. Обычно, учащиеся, которые посещают индивидуальные задания, с данным уровнем справляются, а те, кто игнорирует дополнительные занятия - получают оценку «2» , и с ними начинается такая же подготовительная работа для написания повторного контроля.
6 способ « Метод словаря»
Цель: найти правильно нужную информацию и использовать её в процессе выполнений заданий на уроке.
Как известно, многие словари содержат не только лексический материал, но и грамматический, поэтому на уроках и на дополнительных занятиях его можно использовать с различными целями. Например, ученик выполняет задание на карточке
«1. Wenn wir ... die Umwelt nicht kümmern werden, wird die Erde in Gefahr sein.»
a)sich für b)uns um c) uns für d) sich über
Конечно, сильные ученики запоминают, какой глагол употребляется с каким предлогом, но слабым тяжело даже определить иногда части речи в предложении. Для того, чтобы учащиеся поняли смысл выполняемого задания, я учу работать и их со словарём. В данном случае мы ищем глагол kümmern, ученикам по словарю видно, что этот глагол требует предлога um, и соответственно, правильный ответ b)uns um .
Или такое задание:
«Die Männer in _______ blauen Uniformen retteten Die
_______ Zwölfjährigen über die Feuerwehrleiter. Der»
В тесте указано, какого рода является существительное ( если нет - ищем по словарю)- во множественном числе, нужно определить в каком падеже будет стоять выделенное слово, определяем по вопросу - дательный падеж, ищем по таблице склонений существительных в словаре, что в первом случае нужно употребить предлог – den, во втором случае существительное стоит в мужском роде в винительном падеже ( глагол retteten , переводим опять же по словарю, обозначает « спасать», задаем вопрос «кого?»- винительный падеж), следовательно- артикль den.
В заключении.
Разработка различных способов выявления причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками.
У каждого педагога есть свои маленькие изобретения и секреты, как повышать мотивацию учащихся в обучении иностранному языку, как развивать их активность на уроке и вне его. Но нет сомнений, что необходимо использовать разнообразные приёмы, а можно их назвать методами или способами, для работы со слабоуспевающими детьми.
Список литературы:
Рогова Г. В. « Методика обучения иностранным языкам в средней школе», М., « Просвещение», 1991.
Бим И. Л. « Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы». Л., « Просвещение», 1983
Цетлин В. С. « Неуспеваемость школьников и ее предупреждение» М.,1977. Морохова Н. З., Жарова Р. Х.« Практическая грамматика немецкого языка», Москва, « Просвещение», 1999. Чернявская Л. А.« Читай, учись и делай вместе с нами», М, « Просвещение», 1990. Полат Е. С. « Обучение в сотрудничестве» , ж-л « Иностранные языки в школе», 2000, № 1
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетенций обучающихся
в проектной деятельности
обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
В последнее десятилетие и особенно после публикации текста «Стратегии модернизации содержания общего образования» и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» происходит резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Так, в Концепции, например, применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции». Соответственно, фиксируется компетентностный подход в образовании.
Определим разницу терминов «Компетенция» и «компетентность» с помощью Толкового словаря русского языка Ожегова С.И.:
КОМПЕТЕНТНОСТЬ, -и, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к компетентный. К. суждения. || Осведомленность, авторитетность. К. в вопросах политики.
КОМПЕТЕНЦИЯ, -и, мн. нет, ж. (латин. competentia) (книжн.) 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право). Уголовные дела входят в компетенцию угрозыска.
Рассмотрим определения, представленные в научных работах «Образовательная компетенция» — уровень развития личности учащегося, связанный с качественным освоением содержания образования.
«Образовательная компетентность» — способность учащегося осуществлять сложные культуросообразные виды деятельности. Видим, что образовательная компетентность — это уже сложившееся личностное качество.
«Понятие компетентности», — согласно «Стратегии модернизации содержания общего образования, — «… включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и т.д.» При этом отметим, что компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции.
Перечень ключевых компетенций отечественного образования, который приведен ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С учетом данных позиций и опираясь на проведенные исследования, определены следующие группы ключевых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Главная идея компетентностного подхода: «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации».
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
Значение проектной технологии в развитии ключевых компетенций учащихся:
- формируется научно-теоретическое, нестандартное мышление учащихся;
- осваиваются основы исследовательской деятельности;
- создаётся ситуация успеха (переживание радости от самостоятельных открытий);
- предоставляется возможность самостоятельного поиска знаний (отсутствие готовых «рецептов»);
- развивается способность к рефлексии.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее применение в практике преподавания иностранного языка. Причин тому несколько:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умений работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.)
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, учащиеся обращаются не только к учебникам, но и к другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет, школьной медиатеке.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
«Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать!».
И. Гете
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Личностно-ориентированное образование, один из основных принципов обновления средней школы, предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом его подготовки по предмету, его способностей, задатков, интересов. Процесс обучения иностранному языку - деятельность в высшей степени индивидуально ориентированная. Изучение иностранного языка есть сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерства.
Для начала сформулируем основные требования к использованию метода проектов, в том числе применительно к урокам иностранного языка:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
- Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
- Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
- Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
- Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» );
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- обсуждение способов оформления конечных результатов;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация», выводы, выдвижение новых проблем исследования.
На уроках иностранного языка с использованием проектного обучения создаются такие условия, при которых учащиеся:
-- самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;
-- учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
-- приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;
-- развивают свои исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д.)
-- развивают аналитическое мышление.
В основе любого проекта лежит проблема. Для ее решения обучающимся требуется не только знание языка, но и владение достаточным объемом разнообразных предметных знаний. Также учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными (работа с информацией, ее анализ, обобщение и выводы), творческими (выработка идеи, вариантов решения проблемы, прогноз последствия предложенного решения), коммуникативными (ведение дискуссии, умение слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, излагать свою мысль) умениями. Технология выполнения проекта дается на русском языке, реальная же работа обучающихся осуществляется на иностранном языке. Сначала определяют, какой проект будет выполняться: индивидуальный, парный или групповой. Если проект парный или групповой, то происходит формирование микрогрупп по интересам, распределение ролей заданий в соответствии с уровнем знаний, желаемой практической деятельностью в рамках проекта. Роль учителя состоит в формулировке учебных задач; он указывает, где можно найти материал.
В творческий союз при выполнении проектов ученики вовлекаются постепенно. Для этого им необходимо ознакомиться с дополнительной литературой по заданной теме, разработать план ответа. Основным принципом обучения иностранному языку по проектной методике является личностная ориентация учебного процесса на интересы и цели обучающихся. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь им усвоить информацию, выразить свое отношение к миру, событиям.
Решающее звено этой деятельности — учитель. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Следующие элементы проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом и вне её:
Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
Проведение собственно исследования , анализ и осмысление полученных результатов.
Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы.
Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом— мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную деятельность мотивационные механизмы.
Проектное обучение активно влияет на формирование мотивации достижения успеха. Под мотивацией достижения успеха понимается мотивация, направленная «...на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, ориентированной на достижение некоторого результата, к которому может быть применен критерий успешности. Мотивация достижения проявляется в стремлении субъекта прилагать усилия и добиваться, возможно, лучших результатов в области, которую он считает важной». Мотивация достижения является относительно независимым видом человеческой мотивации, от нее во многом зависит дальнейшая социальная адаптация личности, в частности переход из начальной школы на вторую ступень обучения. Каждая новая потребность вызывает интерес учащихся, поддерживая общий мотивационный срок обучения на достаточно высоком уровне.
При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося.
Можно оценивать:
- степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
- степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
- практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
- количество новой информации использованной для выполнения проекта;
- степень осмысления использованной информации;
- уровень сложности и степень владения использованными методиками;
- оригинальность идеи, способа решения проблемы;
- осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
- уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности;
- владение рефлексией;
- творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
- социальное и прикладное значение полученных результатов.
Существуют общие подходы к структурированию проекта:
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя.
- Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
- Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
- Завершается работа коллективным обсуждением, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Выделяются основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализации, рефлексия. Однако внутри каждого этапа есть более мелкие, но очень важные шаги, которые необходимо выполнять в ходе работы. Так, формулируя цель работы, автор проекта создает мысленный образ желаемого результата работы — проектного продукта, который является непременным условием проектной работы.
Стадии реализации проекта и функции его участников
Стадия работы над проектом | Содержание работы
| Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Подготовка (проблематизация, целеполагание) | Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию | Инициирует проектную идею. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели проекта. Наблюдает за работой учеников. |
Планирование | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта) г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности. | Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой учащихся. |
Исследование и сбор материала (реализация)
| 1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.) 2.Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3.Выбор оптимального варианта хода проекта. 4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта | Поэтапно выполняют задачи проекта | Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся |
Выводы и оформление проекта
| Анализ информации. Формулирование выводов Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, презентация, публикация) | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект | Наблюдает, советует (по просьбе учащихся) Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа. |
Представление (защита) проекта и оценка его результатов (рефлексия) | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого | Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. | Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта |
Таким образом, роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности..
Оценка педагогической эффективности проектной деятельности — это определение того, насколько достигнутые результаты отвечают поставленным дидактическим целям и методическим задачам, то есть соответствуют ли новые приращения запланированным компетенциям, знаниям, умениям и навыкам учащихся .
Становится очевидной связь критериев оценивания проектной деятельности как педагогического метода и критериев оценивания учебных проектов как ученической работы детей. Отсюда вытекают два требования к критериям оценивания учебных проектов: они должны показать детям успехи и недочеты их работы и дать учителю возможность оценить педагогическую эффективность проектного метода.
Критериальное оценивание очень удобно для ученика. Критерии показывают, чему должен научиться ребенок, а дескрипторы показывают ему, как он это может сделать.
Фактически весь перечень критериев с дескрипторами является для ученика подробной инструкцией по работе над проектом. Пользуясь критериями, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа, какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться этого результата. Он может самостоятельно оценить свою работу, своевременно доработать ее.
Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Более того, учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки и по формулировкам, и по стоимости критериев в технических баллах. Такая ситуация «общественного договора» — одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессогенность ситуации оценивания.
Кроме того, критериальное оценивание, формируя внутренний эталон работы, способствует развитию адекватной самооценки.
Еще одно очень важное обстоятельство. Применение критериального оценивания делает процесс оценивания прозрачным и понятным для всех субъектов учебного процесса, ученик перестает чувствовать себя заложником не зависящих от него обстоятельств (например, личных отношений, настроения учителя и т.п.). Все это в совокупности с другими особенностями проектной деятельности значительно снижает школьную тревожность и повышает учебную мотивацию.
Критериальное оценивание удобно и для учителя. Оно позволяет оценить педагогическую эффективность применяемой технологии обучения. Напомним, что оценка педагогической эффективности любой технологии обучения — это определение того, насколько достигнутые результаты отвечают поставленным дидактическим целям и методическим задачам или соответствуют ли новые приращения, возникшие в знаниях, умениях и навыках учащихся, планировавшимся предметным и общеучебным знаниям, умениям и навыкам.
Перечень критериев оценивания проектов
1. Постановка цели, планирование путей ее достижения.
2. Постановка и обоснование проблемы проекта.
3. Глубина раскрытия темы проекта.
4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
6. Анализ хода работы, выводы и перспективы.
7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
8. Соответствие требованиям оформления письменной части.
9. Качество проведения презентации.
10. Качество проектного продукта.
VI этап. Подготовка отчетов проекта: презентации, буклета, бюллетеня.
Подготовка отчета предполагает самостоятельное использование компьютера, и связь с предметом «информатика» наиболее проявляется именно на данном этапе. Однако, работа над языковым проектом не должна зависеть от уровня владения компьютерными технологиями. А потому требовать создание презентации или публикации от того, кто в этом не уверен, бессмысленно. Предполагается, что ученик сам может выбрать форму отчета, вплоть до устного монолога по вопросу исследования.
Автономность учебной деятельности на данном этапе не умаляет роли учителя. Она определяется как направляющая и корректирующая.
VII этап. Защита проекта.
Защита проекта осуществляется на одном из последних занятий по теме. Презентации проекта осуществляется, как правило, в устной форме, при этом учитываются: содержательная сторона выступления, умение реагировать на вопросы оппонентов защиты, оформление работы. При рассмотрении оформления принимается во внимание: 1) грамотность, 2) логичность изложения материала, 3) аккуратность, 4) наличие наглядной, иллюстративной части. Форму презентации ученики выбирают сами. Оценка результатов осуществляется с точки зрения уровня креативности и индивидуального вклада. Исходя из логики создания ситуации успеха, нельзя оценивать только языковой материал и ошибки. Безусловно, в работе над проектом возникают свои сложности, такие как шум, большие временные затраты, использование родного языка и разный уровень языковой компетенции, но все они снимаются достигаемой результативностью деятельности и положительными изменениями во всех аспектах развития личности.
Оценивание проекта
(индивидуальная карта учащегося, защищающего проект)
_______________________________________________________________
Этапы
| Критерии оценки | Самооценка | Учитель | Коллеги по команде |
Процесс проектирования
| Интеллектуальная активность (10 баллов) Творчество (10 баллов) Практическая деятельность (10 баллов) Умение работать в команде (10 баллов) | |||
Защита
| Представление (15 баллов) Ответы на вопросы (15 баллов) | |||
Итог | Достигнутый результат (15 баллов) Оформление (15 баллов) | |||
Общая оценка | 85 – 100 баллов – «отлично»; 70 – 85 баллов – «хорошо»; 50 – 70 баллов – «удовлетворительно»; менее 50 баллов - «неудовлетворительно».
|
Рейтинговая оценка проекта
Этап | Критерии оценки | баллы | оценка | |||
0 | 5 | 10 | 20 | |||
Оформление, выполнение проекта | Актуальность и новизна предлагаемых решений, практическая направленность | |||||
Объём и полнота разработок, законченность, подготовленность к защите | ||||||
Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых решений | ||||||
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов | ||||||
Грамотное языковое оформление проекта | ||||||
Качество оформления проектной работы( плакатов, буклетов, презентаций), соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков | ||||||
Уровень самостоятельности участников | ||||||
Оценка защиты проекта | Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убеждённость | |||||
Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме. Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей | ||||||
Представление проекта: культура и грамотность речи, использование наглядных средств, чувство времени, Импровизационное начало, удержание внимания аудитории | ||||||
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убеждённость, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. | ||||||
Итоговая оценка проекта | 200 – 150 баллов – «отлично»; 149 – 100 баллов – «хорошо»; 99-65 - баллов – «удовлетворительно»; менее 65 баллов - «неудовлетворительно». |
Алгоритм работы над проектом
Этап работы над проектом | Деятельность в группе | |
1. Неявно сформулированная цель | Ключевой вопрос проекта | |
2. Проблематизация: выделение, формулировка и «присвоение» участниками проблемы | У нас есть проблема: | |
3. Целеполагание и ожидаемый результат (достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта) | Наша цель — Это позволит решить имеющуюся проблему | |
4. Планирование | а) постановка задач, исходящих из цели | Что делать: какие шаги необходимо осуществить на пути к конечной цели |
б) определение последовательности предстоящих шагов | Когда делать: в какой последовательности будут осуществляться эти шаги | |
в) выбор способов работы (технологии) | Как делать: какие потребуются детали, как они будут соединяться между собой | |
5. Реализация плана | Осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов их соединения между собой. Внесение по ходу работы обоснованных изменений в первоначальный замысел | |
6. Рефлексия | Оценивание, удалось ли решить имевшуюся проблему, достичь поставленной цели; сравнение полученного продукта с ожидаемым результатом; анализ хода работы (какие возникали идеи, почему от них пришлось отказаться, что не удалось и почему, какие имеются перспективы работы); самооценка (как проявили свои личностные качества участники проекта, какие испытали эмоции, какие приобрели новые знания и умения) | |
7. Презентация | Демонстрация проектного продукта и доказательство того, что цель проекта достигнута, проблема решена. Самопрезентация приобретенного участниками нового опыта |
Глоссарий
Термин | Словарное значение | Педагогическое значение |
Метод | Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо | Совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания |
Проект | План, замысел, предварительный текст документа | – |
Метод проектов | – | Способ, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть и сформулировать проблему. Способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом. Способ, предполагающий решение какой-то проблемы, предусматривающий использование разнообразных учебных приемов и интегрированных знаний из различных областей науки, техники, творческих областей |
Проблема | Задача, требующая разрешения, исследования. Осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, при помощи имеющегося у него знания и опыта. Проблема берет свое начало в проблемной ситуации | Задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации |
Проблемная ситуация | Обстоятельства и условия, содержащие противоречия и не имеющие однозначного решения, в которых разворачивается деятельность индивида или группы | Обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения |
Учебный проект | – | Совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способыдеятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта |
Общеучебные умения и навыки и учебная деятельность
Виды навыков | Умения и навыки | Виды учебной деятельности |
Организационные | Планирование учебной деятельности | Осознание учебной задачи, постановка целей, выбор рационального и оптимального пути их достижения, определение последовательности и продолжительности этапов деятельности, построение модели (алгоритма) деятельности |
Организация учебной деятельности | Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение), организация режима работы, организация самостоятельной работы, определение порядка и способов умственной деятельности | |
Общеинтеллектуальные | Восприятие информации | Библиографический поиск, чтение и конспектирование, работа со справочниками, словарями, слушание речи, запись прослушанного, осознанное восприятие информации, управление вниманием, наблюдение, избирательное запоминание |
Мыслительная деятельность | Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция — дедукция, классификация, обобщение, систематизация доказательств, построение рассказа, ответа, речи, аргументирование | |
Оценка и осмысление результатов своей деятельности | Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности, оценка достоверности изложения, верности решения, умение проверить правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков, рефлексивный анализ учебной деятельности | |
Коммуникативные | Общение в ходе учебной деятельности | Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение кратко излагать свои мысли, умение полно и развернуто излагать свои мысли, умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы, умение корректно возражать, умение слышать собеседника и встать на его точку зрения, умение отстаивать свою позицию, умение адаптироваться к меняющимся обстоятельствам |
Глоссарий
1. Дидактические цели = универсальные компетентности + общеучебные навыки + проектные умения. Методические задачи = предметные знания, умения, навыки.
2. Оценка педагогической эффективности проектной деятельности — это определение того, насколько достигнутые в ее ходе результаты отвечают предполагавшимся дидактическим целям, методическим задачам, то есть соответствуют ли новые приращения планировавшимся компетентностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся.
3. Главные требования к критериям оценивания, применяемым в проектной деятельности, должны показать: учащимся — успехи и недочеты их проектной работы, учителю — педагогическую эффективность примененного им проектного метода обучения.
4. Критерии — это перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в ее результате и которая может быть оценена. Критерии оценивания проекта:
— Постановка цели, планирование путей ее достижения.
— Постановка и обоснование проблемы проекта
— Глубина раскрытия темы проекта.
—Разнообразие источников информации, целесообразность их использования.
— Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта.
— Анализ хода работы, выводы и перспективы.
— Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
— Соответствие требованиям оформления письменной части.
— Качество проведения презентации.
— Качество проектного продукта.
5. Дескрипторы — описание уровней достижения учащегося по каждому критерию, они последовательно описывают все шаги по достижению наилучшего результата и оцениваются определенным количеством баллов: чем выше достижение, тем больше балл по данному критерию.
6. Критерии показывают, чему должен научиться ребенок, а дескрипторы показывают ему, как он это может сделать. Если критерии можно представить себе в виде лестничных маршей, то дескрипторы — это отдельные ступеньки, поднимаясь по которым можно уверенно продвигаться к результату.
Критерии оценивания проектов для 9–10-х классов
Критерий «Постановка цели, планирование путей ее достижения» | Баллы |
Цель не сформулирована | 0 |
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует | 1 |
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения | 2 |
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения | 3 |
Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта» | |
Проблема проекта не сформулирована | 0 |
Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер | 1 |
Проблема проекта четко сформулирована и обоснована | 2 |
Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер | 3 |
Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» | |
Тема проекта не раскрыта | 0 |
Тема проекта раскрыта фрагментарно | 1 |
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы | 2 |
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы | 3 |
Критерий «Разнообразие источников информации, | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | 0 |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | 1 |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации изограниченного числа однотипных источников | 2 |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | 3 |
Критерий «Соответствие выбранных способов работы | |
Заявленные в проекте цели не достигнуты | 0 |
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта | 1 |
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными | 2 |
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты | 3 |
Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | 0 |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | 1 |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | 2 |
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | 3 |
Критерий «Личная заинтересованность автора, | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора | 0 |
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода | 1 |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованностьавтора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества | 2 |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальнымотношением автора к идее проекта | 3 |
Критерий «Соответствие требованиям оформления письменной части» | |
Письменная часть проекта отсутствует | 0 |
В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении | 1 |
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру | 2 |
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами | 3 |
Критерий «Качество проведения презентации» | |
Презентация не проведена | 0 |
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию | 1 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента | 2 |
Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент | 3 |
Критерий «Качество проектного продукта» | |
Проектный продукт отсутствует | 0 |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) | 1 |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | 2 |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | 3 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.Определены основные функции компетенций, которые выделены на основании их роли и места в обучении:
- отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к участию в повседневной жизни;
- быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
- задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
- задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
- быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
- соединять теоретические знания с их практическим использованием для решения конкретных задач;
- представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
2. В числе наиболее адекватных современным требованиям компетентностного обучения называется метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:
1. Благодаря проекту повышается самооценка учащихся, обогащается их социальный и духовный опыт, ученики приобщаются к творчеству, развивая свою личность.
2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.
3. Проектная работа приобщает учеников к практическому владению иностранным языком, способствует развитию устно-речевых и лексические навыков, совершенствованию умений и навыков письменной речи, позволяет реально оценивать свои языковые возможности.
4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании
3.Учебный проект с точки зрения учителя рассматривается как интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представление результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению
Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это - деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Таким образом, проектная деятельность обучающихся на уроке иностранного языка позволяет не только выполнять основные программные цели языкового обучения, но и способствовать фактическому формированию ключевых компетенций обучающихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
|
Предварительный просмотр:
Урок немецкого языка по теме "Улицы города. Какие они?". 5-й класс
Цели урока:
Образовательная: способствовать овладению новыми лексическими единицами, введение понятия антонимов;
Воспитательная: способствовать развитию интереса к окружающему миру, навыков рефлексии и анализа своего труда;
Развивающая: способствовать развитию памяти и внимания
Практическая: способствовать совершенствованию лексического навыка по теме «Город» на основе текста.
№ | Lernzweck | Aufgabe | Form der Arbeit | Ausstatung |
1 | Vorkenntnise aktivieren | Guten Tag! | In der Gesamtgruppe | Tafel, Bilder – Anhang 1 |
2 | Hier ist ein Gedicht über diese Strassen. Hört zu und lest nach! | In der Gesamtgruppe | Lehrbücher, s.77 | |
3 | Am Wortschatz arbeiten | Какие слова в этом стихотворении обозначают улицы? () | In der Gesamtgruppe | Assoziogramm, Anhang 2 |
4 | Hörverstehen | Gut. Und jetzt zeichnen wir. Ich lese einen Text, und ihr zeichnet alles, was ihr hört. | Individuell | Filzstifte, Papier |
5 | Auf die Arbeit am Text vorbereiten | Jetzt zeigt bitte eure Zeichnungen. Sind sie gleich? Was fehlt hier? Wer wohnt in jeder Stadt? | Individuell | Anhang 5 |
6 | Am Text arbeiten | Gut. Jetzt prüfen wir. Hört euch den Text an, lest ihn im Lehrbuch und korrigiert die Fehler. | In der Gesamtgruppe | CD #, |
7 | Die Fragen zum Inhalt beantworten | Gut. Jetzt lest und beantwortet die Fragen nach dem Text. Kettenweise. | In der Gesamtgruppe | s.80 |
8 | Ziele für die Hausaufgabe setzen | Schön. Die Stunde ist fast zu Ende. Erinnern wir uns, welche neuen Wörter kennen wir jetzt? | s.83 | |
9 | Evaluiren | Und nun sagt: wie habt ihr heute gearbeitet? | Anhang 6 |
Предварительный просмотр:
Осенний бал
«ВЕСЁЛЫЙ БАЛАГАН»
СЦЕНАРИЙ
вечера отдыха для старшеклассников
Подготовила: Мамаева О. А.
классный руководитель 10 класса
Цель: организация познавательного досуга воспитанников
Задачи:
- актуализация знаний об осени
- расширять кругозор, обогащать словарный запас
- развивать речь
- создавать эмоционально-радостную атмосферу праздника
- формировать коммуникативные умения
- развитие творческих способностей
Оформление: зал оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Также на стенах висят гирлянды из осенних листьев, в чередовании с гроздьями рябины. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв. Все участники вечера, гости сидят за столиками, на которых стоят в вазочках дары Осени: овощи, фрукты. На сцене плакат «Унылая пора – очей очарованье!», вокруг плакаты развешаны воздушные шары: желтого, оранжевого, красного и зеленого цветов. У дверей – плакат-приглашение «Добро пожаловать на осенний бал.
Предварительная подготовка:
- разослать родителям учеников приглашение на электронную почту ( текст приглашения в приложениях);
- подготовка необходимого инвентаря для конкурсов и сценария: телефонный аппарат, нарисованные кленовые листья (жетоны для поощрения участников конкурса), 4 листа ватмана (формат А2), 4 кисти, краски или акварель 4 комплекта; 4 воздушных шарика, 2 фломастера, 2 косынки, 2 галстук, 2 скотча; 3 яблока с привязанными нитками; набор продуктов для бутербродов: батон, колбаса, помидоры, сметана (все продукты нарезанные на порционные куски); 10 платков, 2 полоски обоев с отверстиями для голов и 2 кубика.
- снять видеоролик с выступлением учащихся 1 класса (читают стихи об осени);
- подготовить презентацию с картинами осени: от ранней осени до поздней.
Оборудование: проектор, ноутбук с выходом в Интернет, колонки, микрофоны, усилитель, экспозиционный экран, светомузыка.
В течение всего мероприятия сменяются слайды презентации через 1 минуту.
Ведущий 1. Добрый вечер, дорогие друзья!
Ведущий 2. Здравствуйте!
Ведущий 1. А ведь сегодня вечер и правда как по заказу! Да и как ему не быть добрым, если сегодня – первый бал в этом учебном году!
Ведущий 2. И вокруг столько радостных, улыбающихся лиц.
Осыпаются астры в садах,
Старый клен под окошком желтеет
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет
Ближний лес затихает, и в нем
Показались повсюду просветы
И красив он в уборе своем,
Золотою листвою одетый!
Ведущий 1. Осенний был – это праздник друзей. Друзья, только хорошее настроение и добрые улыбки делают нас здоровыми и красивыми. Однако мне неизвестно какое настроение у каждого из вас, но есть традиционный способ это проверить.
Ведущий 2. Итак, перекличка!!! Когда вы услышите класс в котором учитесь, кричим и визжим как можно сильнее!!!
8.
9.
10.
Ведущий 1. Ну раз настроение у всех отличное, болельщики готовы, команды готовы, начинаем.
Ведущий 1. Давайте поближе познакомимся с нашими командами. Вам нужно сказать ваше оригинальное осеннее название и представить капитана и команду!!! Показав на что они способны! И первыми я приглашаю на сцену.
10
9
8
Ведущий 2. Осень – это великолепная художница, рисующая свои картины под названием «Осеннее очарование». И мы переходи к конкурсу «Осенние композиции». Прошу всех участников выйти на сцену. Для вас приготовлены осенние мозаики. Ваша задача, как можно быстрее её собрать!!!
Ведущий 1. А пока команды заняты делом.
Мы с вами пройдем ПОПсовый тест.
Тряхните извилинами, вспомните и закончите строчку знаменитого хита.
Ведущий 2. 1. «Есаул, есаул, что ж ты бросил…»
а) гранату;
б) коня;
в) гранату в коня.
Ведущий 1. 2. «Лучшие друзья девушек – это…»
а) официанты;
б) спекулянты;
в) бриллианты.
Ведущий 2. 3. «Я одинокий бродяга любви…»
а) Чипполино;
б) Чебурашка;
в) Казанова.
Ведущий 1. 4. «Хлопай ресницами и …»
а) не хлопай клювом;
б) зевай;
г) взлетай.
Ведущий 2. 5. «Что такое осень? Это…»
а) сырость;
б) лужи;
в) ОРЗ;
г) небо.
Ведущий 1. 6. «Целый мир освещает твои глаза, если…»
а) защемили палец дверьми;
б) ночью ищешь выпавший ключ;
в) в сердце живет любовь.
Ведущий 2. 7. «И треснул мир напополам, дымит разлом. По темны улицам…»
а) все ходят с молотком;
б) шатается ОМОН;
в) мертвые с косами стоят… и тишина;
г) летит ночной дозор.
Ведущий 1. 8. «Если у вас нету дома…»
а) значит, вы бич или бомж;
б) на Канарах, значит, вы не олигарх;
в) пожары ему не страшны.
Ведущий 2. 9. «От печали до радости…»
а) тысяча баксов;
б) пять дней работы;
в) реки и горы.
Ведущий 1. команды представляют свои «Осенние композиции».
Ведущий 2. Осенью погода всё больше огорчает. Дожди барабанят по крышам домов, по асфальту, а порывистый ветер поднимает столбом опавшие листья. Все это создаёт неимоверный шум, который не дает возможности услышать собеседника. Поэтому именно осенью необходимо умение общаться без слов.
Ведущий 2. На сцену приглашаются капитаны владеющие искусством жестов, для участия в конкурсе «Пантомима».
Ваша задача состоит в том, чтобы жестами пригласить участника своей командыв то место, которое написано на бумаге. В зале абсолютная тишина!
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ.
На дискотеку.
В лес по грибы.
На лыжную прогулку.
На балет.
На рыбную ловлю.
В цирк.
Ведущий 2: Осень дарит чудесные мгновения, чарующий, еле уловимый аромат осенних цветов, яркую заманчивую красоту собранных плодов и, конечно же, по-осеннему задумчивое и в то же время радостное настроение.
Ведущий 1: Да, да, ведь действительно, осень – это не только пора грусти и печали, это еще и пора радости. Почему? Потому что осенью красиво кругом. Мы предлагаем вам посмотреть видеоролик «ОСЕНЬ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ», как дети нашей школы видят красавицу Осень.
(показ видеоролика, снятого ведущими, стихи читают учащиеся младших классов класса)
Исполнение стихов обучающихся 8-10 классов
1уч.
Осенний лист, билет на бал,
Летит карета золотая...
И Принц чуть-чуть не опоздал,
И журавлей взметнулась стая.
И приоткрыто декольте,
Застрял там листик у рябины...
Все-все спешат к своей мечте,
Все-все спешат на бал старинный...
Не умолкает клавесин,
Летит листва под вальс Шопена,
Подсолнух свесился за тын,
На бал... мечтает непременно.
И в золоте листвы кружась,
До зорьки в вихре листопада...
С Прекрасным Принцем белый вальс,
Мне счастья большего не надо.
2 уч.
Уходит август. Всё готово к балу.
Все при параде. С головы до пят.
И вот Она! Немного опоздала...
Из жёлтых листьев шарфики летят...
Её закружит ветер в венском вальсе,
В накидке цвета красного вина.
Шепнёт листвой на ушко: "Оставайся...
Зима со мною очень холодна."
В её глазах осенних скрыта тайна.
Разгадки все оставив на потом,
Я попаду на этот бал случайно...
В плаще воздушном, с голубым зонтом.
Но дождь со мной держался так учтиво,
Приподнимая влажную вуаль...
И пролетела улицами города
Карета лета, уезжая вдаль...
3 уч
Осенний день так светел и лучист,
Весну и лето он провёл в берлоге...
И как письмо, летит кленовый лист,
А в нём читаю, что дожди в дороге.
И парк готов. Он долго ждал гостей.
Почти разделся весь от дуновенья.
И грустно так. Идёт сезон дождей.
Пришла царица-Осень во владенья.
Ведущий 1: Я объявляю третий конкурс «Волшебный бутерброд».
(Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашино». Сцена, когда Дядя Федор ест бутерброд и знакомится с котом Матроскиным на лестничной площадке своего дома.)
Приглашаются 3 участницы и им в помощь по одному юноше. Из приготовленных продуктов сделать волшебный осенний бутерброд, скормить его помощнику. Юноша должен оценить вкусовые качества бутерброда.
(конкурс продолжается пока звучит музыка «Всяко разно» Отпетые мошенники)
Ведущий 2:Эй, девчонки, не робейте! Накормите пацанят!
Чтобы путь через желудок был пред вами без преград.
А в конце пути хранится нежный взгляд твоей мечты.
Так что нужно торопиться, может это будешь ты?!
Ведущий 1. Предлагаем командам конкурс
«Один пашет, а семеро руками машут».
Вспомните и запишите в течение трёх минут как можно больше пословиц и поговорок с упоминанием чисел 1 и 7.
ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ.
Семеро капралов, да один рядовой.
Семеро не один, в обиду не дадим.
Семеро одного не ждут.
Семеро по лавкам.
Семеро одну соломинку подымают.
Семеро по зайцам, а шкурки нет.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед – один ответ.
Семь вёрст до небес, и все лесом.
Семь вёрст киселя хлебать.
Семь вёрст не околица.
Семь дел в одни руки не берут.
Семь деревень, а лошадка одна.
Семь лет мак не родил, а голода не было.
Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
Семь лет не виделись, а сошлись – и говорить нечего.
Семь раз отмерь – один отрежь.
Семь раз по-твоему, да хоть раз по-моему.
Семь рек осушила, холста не смочила.
Семь четвергов, и все в пятницу.
Один в поле не воин.
Один битый двух небитых стоит.
Один гусь травы не вытопчет.
Один другому не указ.
Один дурак сказал, другой послушал.
Один - за всех, все – за одного.
Один, как месяц в небе.
Один на стенку не пойдёшь.
Один палец не кулак.
Один раз соврёшь – другой не поверят.
Одна беда идёт, другую ведёт.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Одна лиса семь волков проведёт.
Одна ложка дёгтя портит бочку мёда.
Одна паршивая овца всё стадо портит.
Одним выстрелом двух зайцев убить.
Одно око, да видит далёко.
Одного поля ягода …
Ведущий 2. Продолжая тему предыдущую тему надо заметить, что одна голова хорошо, а покрытая платком в осеннее время лучше.
Уважаемые команды, проявите фантазию в конкурсе «Дефиле» и продемонстрируйте как можно больше способов применения платка. Для этого нужно от команды по одному участнику. Каждый предлагает по очереди три варианта использования платка. Другие участники не должны повторяться. Поочерёдный показ.
ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ.
Головной убор в разных вариациях,
бинт,
верёвка,
подвязка для руки,
жгут,
носовой платок,
сигнальный флажок,
респиратор,
ширма,
тряпка,
лоскут,
скатерть,
веер,
пелёнка,
занавеска на маленькое окно …
Ведущий 2. Просим команды на сцену для участия в конкурсе «Лимонад». 5 человек от класса.Вам предстоит добежать до разноса с лимонадом, выпить, не пролив, 1 стакан напитка и возвратиться на место. Кто скорее и щепетильнее это сделает, не прольет, тот победитель в конкурсе.
Ведущая 1: Говорят, что осень – это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода… Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Осень со своей точки зрения великолепна и интересна. Она несет душе добродушие, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неподражаемую красу!
Ведущий 2: Осень сейчас всецело вступила в свои права и мы отметим ее приход. Мы благодарим эту осень, собственно она собрала нас всех на осенний бал. Впереди зима, весна, лето… А после этого опять осень. Какое количество их еще будет в жизни наших близких и нас самих! Рассчитываем собственно еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни Осеннего бала.
Ведущая1: Наша конкурсная программа окончена. Но Бал продолжается!!! Дискотека объявляется открытой!!!