Инновационная\экспериментальная деятельность

Шожоева Маргарита Дугар-Сыреновна

Инновационная деятельность учителя в рамках реализации ФГОС

 

Родной язык способен творить гармонию души... Я люблю свой язык, горжусь его особой выразительной силой. Я учитель. Учитель родного бурятского языка... И сегодня, имея педагогический стаж в 26 лет, не могу представить себя кем-то другим. Я имею важное

государственное полномочие по сохранению моего народа через язык.

Современные условия выдвигают новые требования к формированию личности учащегося. Учащийся современной школы должен быть не только знающим, но и мыслящим, инициативным, самостоятельным. Жизнь выдвигает перед нами проблему: как сформировать человека, который бы отвечал потребностям общества на  нынешнем этапе исторического развития.

Каковы же проблемы преподавания бурятского языка в целом:

  1. Доминирует правописно – орфографическая направленность, недостаточное внимание уделяется развитию речевой культуры учащихся, используемые в настоящее время методы преподавания, слабо ориентированы на развитие творческих способностей учащихся.
  2.  По-прежнему бурятский язык остается невостребованным в научно-деловой среде.
  3. Среди части родительской общественности также не осознана важность обучения детей родному языку, что ведет к потере национальных корней.

Исходя из этих проблем, напрашивается вывод, что к преподаванию бурятского языка и литературы, вообще развитию языка нужны новые подходы, ориентированные на развитие творческих способностей детей, также на вовлечение общественности, семьи. Нужен комплексный подход к изучению и преподаванию бурятского языка.

Наиболее важными достижениями в области преподавания являются следующие:

  • Повышение эффективности преподавания бурятского языка и литературы в связи с внедрением технологии многоуровневого обучения, личностно-ориентированного обучения;
  • Успехи учащихся в муниципальных и республиканских этапах олимпиады школьников, конкурсах и научно-практических конференциях по предмету;
  • Рост удовлетворенности родителей уроками и внеурочными мероприятиями, проводимыми в лицее;
  • Обновление учебно – методического комплекта по предмету на уровне республики;
  • Оснащение кабинета на современном уровне (наличие видеоаппаратуры, ПК с полной комплектацией, ЖК-телевизора, современных дидактических материалов).

Есть и проблемы:

  • Не все дети владеют бурятским языком на уровне, контингент детей постоянно обновляется за счет приема новых учеников.

Одной из главных особенностей в обучении бурятскому языку и литературе являются формирование личности школьника способной к самообразованию, саморазвитию, самовыражению. Исходным пунктом в этом процессе является раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Для этого создаются каждому из них условия, которые дают возможность проявить себя.

Одной из принципиальных моих позиций является признание индивидуальности, самобытности каждого человека. В учебном плане школы наряду с федеральным содержится национально-региональный компонент, имеющий общекультурное значение. Я не сопоставляю обучение и воспитание. Считаю, что процесс обучения входит в структуру воспитательного процесса, более широкого явления, чем процесс обучения, воспитание я понимаю как целенаправленное восхождение ребёнка по ступеням общечеловеческой культуры, в том числе и национальных культур (русской и бурятской). Я способствую такому восхождению каждого ребёнка, стараюсь быть для него стратегом, опорой и тьютором. Это обуславливает мою культурологическую, философическую подготовку.

Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Не только технические инновации приобретают популярность. Учителя стремятся, чтобы урок запоминался и был интересен ребенку. Одна из учебных инноваций - это технология синквейн, творческая работа, имеющая форму короткого стихотворения не рифмованного, состоящее из 5 нерифмованных строк. Правила, по которому оно составляется:

  1. Одно существительное и главная мысль
  2. Два прилагательных и главная мысль
  3. Три глагола в рамках темы
  4. Фраза, несущая определенную мысль
  5. Форма существительного, но ассоциируется с первым существительным

Пройдя тему, не важно по какому предмету, проявляя творческую активность, ребенку интереснее и проще заполнить пройденный материал. Поэтому можно в конце урока оставить время, для того чтобы простимулировать детей на какую-нибудь инновацию. Синквейны выполняют две важнейшие функции: помогают преподавателям проверять знания ребят и экономят время, которого никогда не бывает много. Такое стихотворение позволяет учителям осуществлять контроль над детьми, ведь никому не удастся изложить суть в нескольких строчках, если не было ознакомления с необходимым материалом.

В своей работе, как учителей родного языка и литературы, мы широко используем проектно- исследовательскую деятельность уже в течение ряда лет и можем сказать, что достигнуты хорошие результаты. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Форма презентации идёт через отчёт исследовательской экспедиции, путешествия. Например, учащиеся участвовали в проекте «Гал гуламта». Работа над этим проектом была направлена на формирование коммуникативных, познавательных УУД.

Исследовательский проект часто используется часто на уроках бурятского языка и литературы, а также для участия в конкурсах. Так в прошлом году был реализован общешкольный проект «Тунхэн зоной еhо заншалнууд». Каждая группа получила задание собрать фольклорный материал и заснять видеоролик: 8 «а» – «Хунжэлэй буреэдэhэн», 10 «б» класс– «Милаан», 9 «а» класс- “Зутараан сай шаналга”, 8 «б» класс -“Зуу хурабшын мунгэн”, 9 «б»  класс– “Улгыдэ оруулалга” и защитить его. При поиске информации учащиеся использовали различные информационные источники, такие как энциклопедии, толковые словари, интернет ресурсы, привлекали старожилов, своих родственников. Особенно ребятам понравилось общение со старожилами, которые от всей души напевали народные песни, говорили благопожелания, пословицы и поговорки, загадывали загадки. Дети научились самостоятельно извлекать необходимую информацию, учились записывать на видеокамеру, составлять альбомы и компьютерные презентации. В данном случае формировались познавательные, информационные, коммуникативные УУД.

Очень интересна работа по изучению топонимики Тункинского района, и сбору легенд и преданий соседнего района при изучении темы «Этимология и семантика топонимов Тункинского района» по краеведению. Большую роль в нравственном воспитании, в приобщении истории и культуре бурятского народа обучащихся имеет проект «Сагаан Yбгэн». Много интересного ребята узнали о буддийских символах и обрядах.

Также хочется сказать о большом проекте «Байгаалиин зургэ». При проведении данной исследовательской работы обучающиеся самостоятельно разработали пеший экскурсионный маршрут, который успешно воплотили в дни летних каникул. Проекты данного направления позволяют расширить кругозор учащихся, обогатить их словарный запас, имеют большой потенциал экологического и нравственного воспитания.

Большую роль в воспитании уважительного отношения к истории своего рода сыграл долгосрочный проект «Минии уг гарбал». В течение учебного года учащиеся и родители собирали материал о своей родословной, фотографии, письма, воспоминания.

К инновационной деятельности относится и панельная дискуссия. Это выступление нескольких экспертов, которые излагают разные точки зрения. Такую дискуссию можно организовать на любом уроке.

Следующий момент – интеллектуальные карты «Сэсэн бэрхэ». Это карты, которые позволяют эффективно структурировать и обрабатывать информацию. Они позволяют мыслить и использовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Их можно использовать для проведения презентаций, а также для принятия решений, запоминания большого объема информации. Можно дать такое задание, составить интеллект карту и на уроках. Интеллект карта-  это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать.

Еще одна инновация - это ментальные карты. Ментальные карты — это способ записи, альтернативный по отношению к тексту, спискам и схемам. Они удобны, эффективны для визуализации мышления и являются альтернативной записью. Ментальные карты служат для того, чтобы зафиксировать какие-то идеи. Опорные сигналы, учитель придумывает сам для себя, они дают уверенность, что данный материал не забудется, выстраивается логическая цепочка, в центре рисуется событие, а дальше действия (можно изображать в виде дерева, солнышка и т.д.). Эти ментальные карты можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Главное отличие ментальных карт от других способов визуализации прежде всего тем, что ментальные карты активируют память. Списки, сплошной текст, деревья и схемы однообразны. Ментальные карты, наоборот, используют все возможные способы, чтобы активировать восприятие посредством разнообразия: разная толщина линий, разные цвета ветвей, точно выбранные ключевые слова, которые лично для вас являются значимыми, использование образов и символов. Техника ментальных карт помогает не только организовать и упорядочить информацию, но и лучше воспринять, понять, запомнить и проассоциировать ее.

Во внеурочной деятельности учащихся возможно раскрыть все свои фантазии в инновационной деятельности. Для начальной школы широко используется «Эрдэм бэлигэй ханза», где выбирается какая-то тема, для изучения. Детям выдается информационная карта, где им предлагается воспользоваться предложенными вариантами для сбора информации. Затем они озвучивают или готовят проекты, которые получаются очень интересные. У каждого своя точка зрения, они используют для решения своего проекта какие-то зарисовки, компьютерные презентации и т.д. Дети получают опыт первых исследовательских шагов.

Дети должны ощущать дефицит знаний для решения практических проблем, если они не ощущают этой потребности, то им будет сложно входить в мир инноваций, поэтому их надо заинтересовать и развить необходимые качества. В инновационном процессе, самое главное, что у детей развиваются компетенции.

Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.