Для родителей

Савиных Наталья Валерьевна

Готовность к школьному обучению определяется уровнем речевого развития ребёнка. Речь обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, т.к. с помощью речи появляется вербальное (понятийное) мышление. Только речь позволяет совершенствовать умственные операции обобщения, отвлечения, абстрагирования.

         Само слово становится орудием мышления. Слово включается в познавательную деятельность, в процессы памяти, мышления. Мы лучше запоминаем то, что проговариваем и понимаем. Познание мира происходит на основе значения слова и понятия.

         Так как речь и мышление неразрывно связаны между собой, родителям следует обратить особое внимание речевой готовности ребёнка к школе. Многие родители считают: «Мой ребёнок все звуки произносит правильно, значит с речевой готовностью всё в порядке». Не спешите с выводами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_roditeley.docx16.14 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая готовность ребёнка к школе

(памятка для родителей  первоклассников)

        Готовность к школьному обучению определяется уровнем речевого развития ребёнка. Речь обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, т.к. с помощью речи появляется вербальное (понятийное) мышление. Только речь позволяет совершенствовать умственные операции обобщения, отвлечения, абстрагирования.

        Само слово становится орудием мышления. Слово включается в познавательную деятельность, в процессы памяти, мышления. Мы лучше запоминаем то, что проговариваем и понимаем. Познание мира происходит на основе значения слова и понятия.

        Так как речь и мышление неразрывно связаны между собой, родителям следует обратить особое внимание речевой готовности ребёнка к школе. Многие родители считают: «Мой ребёнок все звуки произносит правильно, значит с речевой готовностью всё в порядке». Не спешите с выводами.

        Выделяют пять критериев речевой готовности.  Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Если у ребёнка наблюдаются дефекты произношения, обратитесь к логопеду. В одних случаях преодоление дефектов произношения длится 2-3 месяца, в других – 6-9 месяцев, с обязательной помощью родителей, выполняющих с ребёнком домашних заданий учителя-логопеда. Звуки речи требуют длительной автоматизации.
  2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать конкретный звук в потоке других звуков. Покажите ребёнку картинки и задайте вопросы: - Одинаково ли звучат слова? Какие одинаковые звуки встречаются в этих словах и какими звуками эти слова отличаются друг от друга? (например, трава – дрова, почка – бочка, крот – грот).

Ребёнок с развитым фонематическим слухом выполнит задание правильно.

  1. Сформированность элементарных форм звукового анализа. Будущий первоклассник должен уметь называть первый согласный и ударный гласный звук в слове, последний гласный и согласный звук, а также определять место конкретного звука в слове (начало, конец, середина слова).
  2. Соответствующий возрасту лексико-грамматический строй речи.

В 6,5 – 7 лет должен знать свой адрес, название города, в котором он живёт; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. В этом возрасте ребёнок умеет различать правую и левую руки, может рассказать, что находится слева, справа от него.

В 6,5 – 7 лет в словаре ребёнка должны присутствовать обобщающие слова: «времена года», «овощи», «фрукты», «перелётные птицы», «зимующие птицы», «мебель», «посуда», «транспорт», «школьные принадлежности», «домашние животные», «дикие животные», «бытовая техника», «одежда» и т.д. Ребёнок должен объяснить, какие предметы входят в каждую из перечисленных групп; уметь подбирать слова, близкие по значению (храбрый – смелый) и противоположные по значению (короткий – длинный). Ребёнок должен уметь образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме (стол – столик, дерево – деревце).  

К 7 годам ребёнок уже должен  владеть системой словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам и падежам. Возрастные аграмматизмы, например «окны», «стулы», «лобы», «ухи» вполне оправданы в 4 года. Однако сохранение их в речи 7-летнего ребёнка должно вызывать у родителей не умиление, а тревогу. Лексико-грамматическое недоразвитие речи у ребёнка родители часто не замечают. Однако именно эти нарушения повлияют в 3-4 классах на усвоение школьной программы. Усвоение орфографии не может быть успешным без прочного фундамента – речевого развития ребёнка. Ситуации проверки орфограмм требуют от учащихся постоянного анализа и синтеза, решения сложных мыслительных задач с применением всего комплекса языковых знаний и умений по фонетике, лексике, грамматике. Лексико-грамматическое недоразвитие речи у ребёнка приводит к непониманию школьной терминологии, текстов, условий задач.

  1. Сформированность связной речи. Связная речь – это развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких предложений.

В 6,5 – 7 лет ребёнок должен уметь пересказывать сказки, составлять рассказы по серии картинок. Не у всех детей, поступающих в первый класс, дела со связной речью обстоят благоприятно. Если попросить ребёнка составить рассказ по серии картинок, то результат для родителей может быть неожиданным. Некоторые дети не понимают, что значит «составить рассказ по картинкам» и перечисляют изображённые на картинках предметы и явления.

        Итак, мы перечислили пять основных критериев речевой готовности детей к школе. Если у первоклассника наблюдается недоразвитие фонематических процессов, негрубо выраженное отставание в развитии лексико-грамматического строя и связной речи, учитель-логопед школьного логопункта зачисляет такого ребёнка на логопедические занятия. Таким образом, учитель-логопед проводит профилактику школьной неуспеваемости.