Дистанционное обучение
Дистанционное обучение. Рекомендации логопеда для родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда
Как помочь ребёнку усвоить орфограмму «Правописание безударных гласных
в корне слова»
- Подготовительный этап.
- усвоение понятия «гласный звук» (теоретически и практически), умение быстро выделять в слове гласные звуки и буквы, их обозначающие;
- усвоение понятий «ударение», «ударный гласный», «безударный гласный»; умение выделять среди гласных звуков в слове ударный гласный; усвоение смыслоразличительной роли ударения;
- усвоение понятий «корень слова», «однокоренные слова»; умение подбирать однокоренные слова, находить корень слова;
- формирование понятия «орфограмма», усвоение понятия «сильная и слабая позиция гласного звука»; сопоставление гласного звука и буквы, его обозначающей;
- наблюдение места ударения по отношению к корню слова; усвоение понятия «проверочное слово»;
- наблюдение единообразного написания корня в однокоренных словах, его независимость от произношения;
- закрепление понятия «проверочное слово»; деление группы однокоренных слов на две части – с ударным и безударным гласным в корне.
- Основной этап.
- знакомство с орфограммой;
- знакомство со способами проверки безударных гласных в корне слова;
- усвоение понятия «непроверяемые безударные гласные»;
- выполнение упражнений на правописание безударных гласных в корне слова (с одной и двумя безударными гласными);
- развитие орфографической зоркости (умения находить в слове место, где можно легко сделать ошибку в правописании безударной гласной).
Способы проверки безударной гласной в корне слова
- Изменить число имени существительного (снега – снег, трава – травы).
- Заменить имя прилагательное существительным (лесной – лес, грибной - гриб).
- Заменить имя существительное прилагательным (синева – синий).
- Заменить глагол именем существительным (спешить – спешка, вредить - вред).
- Заменить имя существительное глаголом (падение – падать).
- Заменить форму глагола (водить – водит).
- Использовать приём «назови ласково» (трава – травка).
- Использовать приём подбора к многосложному слову односложное (ледянки – лёд, кормушка – корм).
Литература
- Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи / Логопед. 2004, № 6
- Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи / Логопед. 2005, № 1
- Ковалёв С.В. Основы нейролингвистического программирования. – Москва – Воронеж, 2001.
- Кондратенко О.А. Состав слова: методическое пособие по развитию морфемного анализа и синтеза, навыков словообразования у младших школьников с недоразвитием речи / О.А. Кондратенко; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области. – Курган, 2008.
- Логинова Е.А., Елецкая О.В. Дизорфография и её проявления в письме учащихся / Школьный логопед. 2005. № 4
- Прищепова И.В. Дизорфография у младших школьников. – СПб., 2006
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003
Предварительный просмотр:
Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей
дошкольного возраста и е для детей с интеллектуальными нарушениями
Овладение речью имеет огромное значение для психического развития ребёнка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, упражняя его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребёнка – его восприятие, мышление, память. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления.
Известный писатель и исследователь детской речи К.И. Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». ЗРР (задержка речевого развития) обычно отрицательно сказывается на интеллекте ребёнка. Усвоение речи в дошкольном возрасте – это необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Поэтому всем родителям важно знать, как помочь ребёнку в успешном овладении речевым богатством.
Разговаривая с детьми, находясь в обществе детей, помните: речь не передаётся по наследству, а зависит от речевого окружения ребёнка. Взрослый должен следить за своей речью. Она не должна быть громкой, торопливой, невнятной, раздражённой. Взрослый должен чётко произносить все звуки и слова.
Начиная с 3-х лет, у малыша интенсивно развивается мышление. Он начинает сравнивать предметы, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по основным признакам, начинает осмысливать и понимать содержание необходимых рассказов, сказок.
Быстро пополняется активный и пассивный словарь детей. К 3 годам он достигает примерно 1000-1200 слов. Происходит усвоение грамматического строя родного языка, осваиваются новые звуки. Всё это очень сложные процессы. Поэтому постоянное внимание к речи ребёнка – очень важная часть его воспитания: надо помочь ему расширить словарный запас, исправить неточности в грамматическом строе его речи, научить правильно строить предложения.
Необходимо учить ребёнка выделять наиболее существенные детали предметов, их свойства, качества, способы применения. Малыш сможет хорошо рассказывать о предмете только тогда, когда он имеет достаточно ясное представление о нём, знает о его назначении, способы его применения. Ребёнка в этом возрасте интересует всё, что он видит вокруг себя. Начинается пора бесконечных вопросов: «что это?», «почему?», «зачем?». Родители не должны оставлять без ответа вопросы детей. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребёнка объяснения, развивают у него пытливость, любознательность, стремление узнавать и понимать. Малыши часто любят рассказывать взрослым о своих впечатлениях, и это надо поощрять. Ведь именно в повседневном активном общении и происходит формирование разговорной, грамматически правильной речи. Если ребёнок не очень разговорчив, помогите ему вопросами, создайте игровую ситуацию. Темы для разговоров с ребёнком могут быть самыми разными – это и покупка игрушки, и посещение поликлиники, магазина, парикмахерской, прогулки в парк, лес, поездки за город. Взрослый задаёт вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.
Вот вы пришли из магазина с покупками. Не торопитесь их выкладывать на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынули из сумки помидор – спросите у ребёнка: «Что это? Какого он цвета?» Укажите на форму: «Помидор круглый, как шарик, как маленький мячик». То же сделайте и с другими овощами. рассматривайте иллюстрации в книгах, называйте предметы, их свойства, качества, действия, которые совершают люди, причём глаголы надо употреблять во всех временных формах, лицах и числах. Всё новое, незнакомое ребёнку хочется всегда потрогать, рассмотреть, попробовать. Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай». Лучше помогите ребёнку в исследовании нового предмета. Очень полезно организовать с детьми различные дидактические игры, упражнения. Для закрепления правильного употребления предлогов поиграйте с детьми в прятки. Пусть прячутся и игрушки, и сами дети. Для закрепления цвета очень полезен цветной конструктор, кубики, мозаика.
Какие задачи стоят перед родителями?
- Развитие игрового внимания, восприятия. Этому помогут разного рода звуковые игры: «Угадай, что звучит», «Угадай, что я делаю?». Можно двигать стул, шуршать бумагой и т. д. У большинства детей ещё недостаточно развиты мышцы артикуляционного аппарата. Поупражняйте их с детьми в игровой форме:
- упражнение для голосовых связок: «уложи куклу спать» (ааа);
- для губ: «Слонёнок», «Лягушонок», «Слонёнок – лягушонок»;
- для языка: «Лопатка», «Качели».
- Для закрепления правильно произносимых звуков:
- покажи, как плачет ляля (А);
- самолётик (У);
- лошадка (И).
Также можно использовать различные игры на звукоподражания.
- Часто дети этого возраста говорят тихо и невыразительно. Это происходит потому, что они ещё не овладели правильным речевым дыханием. Помогут в этом следующие игры и упражнения:
- сдуть с руки ватку («снежинки летят»);
- сдуть пушинки с одуванчика;
- протяжно произносить гласные звуки;
Помогут вам и шутки-чистоговорки, произносимые на одном выдохе:
Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, в детский сад идти пора.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, мы поедем далеко.
Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы поймали петуха, и т.д.
- Следующая задача, которая стоит перед родителями – научить ребёнка управлять своим голосом. Нужно, чтобы ребёнок умел отличать громкую речь от тихой. Научите ребёнка произносить фразу громко («ВЕТЕР СИЛЬНЫЙ!»), тихо («Ветер слабый»), шёпотом («Секрет!).
- Важно, чтобы малыш умел управлять темпом речи. В этом дети подражают взрослым. Если в семье все говорят быстро, проглатывая слова, так же будет говорить и ребёнок. Старайтесь, чтобы окружающая речь была выражена интонационно красиво. Читайте сказки и стихи с выражением. Предложите ребёнку воспроизвести речь того или иного действующего лица. Считалки и потешки будут способствовать развитию памяти и внимания детей, расширять их словарный запас, а загадки необходимы для развития мыслительных процессов.
- Формируйте у детей умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Пусть дети попробуют составить начало или конец рассказа. Это лучше делать по картинке в книге. Но следует помнить, что книги должны соответствовать возрасту детей. Литературный материал благотворно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, побуждает малыша к размышлениям (т.е. активизирует мыслительную деятельность), к разговору о прочитанном. Для малышей 3-4 лет сказки должны быть небольшие по объёму и несложные по содержанию. Одно и то же художественное произведение можно читать по несколько раз. Это усилит впечатление ребёнка.
Чтение – это не пассивное восприятие ребёнком прочитанного произведения. После прочтения сказки спросите, о чём в ней рассказывается, кто главный герой, что с ним происходит. Последовательно отвечайте на вопросы ребёнка. задавайте ему вопросы по содержанию. Старайтесь всячески поощрять пересказы. детские книги должны находиться в доступном для ребёнка месте. Приучите ребёнка к бережному к ним отношению.
Старайтесь воспринимать свои действия по развитию речи ваших детей не как тяжкую родительскую обязанность, а как приятное времяпровождение с вашим ребёнком. Дети вырастают очень быстро, поэтому для родителей важно не упустить время и максимально развить психические процессы малыша и оградить его от школьной дезадаптации.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Роль пространственно-временных представлений в успешном обучении младших школьников
Для понимания проблемы речевых расстройств у детей вопрос соотношения времени и пространства имеет существенное значение. Пространственные отношения играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления – это смена времени суток, времён года, смена поколений.
Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений обуславливает трудности, которые испытывают младшие школьники при освоении чтения, письма, математики, физкультуры и других предметов.
Другими словами, пространственно-временные представления – это фундамент, на котором надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, чтение, счёт, мышление, речь.
При недостаточной сформированности пространственно-временных представлений у детей отмечаются трудности установления причинно-следственных связей, низкий уровень способности воспроизводить последовательности, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Дети забывают сложные инструкции, последовательность заданий. У них наблюдаются трудности удержания в памяти плана действий в заданной последовательности и реализация этого плана. Также несформированность сукцессивных функций является причиной трудностей в обучении чтению, т.к. ребёнок «застревает» на послоговом способе чтения. Дети с несформировавшимися пространственными представлениями затрудняются в употреблении пространственных предлогов (в столе – на столе), а также в употреблении прилагательных (широкая река = большая река, тонкий стебель = маленький стебель).
Всё это в конечном итоге приводит к запаздыванию формирования «схемы тела», а это проявляется в затруднениях при ориентировке в тетради: выделение красной строки, соблюдение полей, работа в 2-3 столбика, пропуск клеточек или строк при оформлении тетради. Ошибки «зеркального письма», которые закономерны на ранних этапах обучения грамоте, у детей с недоразвитием пространственно-временных представлений оказываются стойкими и резистентными к логопедической коррекции.
Дети с трудностями усвоения временных представлений испытывают сложности в обозначении основных единиц времени, не понимают понятия «позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра», до – после, что в конечном итоге приводит к аграмматизмам различения времени и вида глагола.
Ошибки, вызванные несформированностью пространственно-временных представлений, можно разделить на несколько групп.
Ошибки на уровне буквы и слога (замены по кинетическому, оптическому сходству), зеркальное написание и искажение букв.
1. На уровне слова (нарушение последовательности соседних букв)
2. На уровне фразы (понимание и употребление предложно-падежных конструкций)
- На уровне текста (неумение определить и сохранить в памяти последовательность высказывания).
Представленные задания и упражнения помогут создать базу для формирования у детей полноценной ориентации в пространстве и времени, а на их основе – навыков чтения и письма.
Использование таких заданий способствует развитию интереса к обучению и повышает работоспособность детей.
Задания:
Задание с буквами
На бумаге пишется произвольный ряд букв, например:
Р Ы Т К О В А Ж Г Б
Взрослый загадывает букву, а ребёнок должен её отгадать. Примерные наводящие вопросы:
- Я загадала букву. Она стоит слева от Т;
- Я загадала букву. В ряду букв она третья справа;
- Я загадала букву. Она находится справа от К.
- Буква, которую я загадала, стоит между Р и Т.
- Буква, которую я загадала, находится после О.
- Какая буква 4-ая слева? и т.д.
Неделя
- назвать 5дней недели без дат: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
- о чём говорят названия дней недели: вторник, четверг, пятница, понедельник.
-вставить пропущенные цифры:
1 – понедельник, ______ - вторник, _______ - среда, _____ – четверг, ________ - пятница, _______ - суббота, ________ – воскресенье.
- закончить предложение: Если сегодня понедельник, то завтра будет _______.
Если сегодня четверг, то завтра будет ___________. Если сегодня суббота, то завтра будет __________. Если сегодня пятница, то вчера был ______. Если сегодня вторник, то вчера был _____________. Если сегодня воскресенье, то вчера была ___________.
- Вставить в предложения пропущенные слова:
Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала ___ дня.
Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали___ дня.
Чиполлино копал грядку три дня. Он начал работу в среду, а закончил её в___.
-Прочитать стихотворение и ответить на вопросы:
Жила-была Муха-чистюха.
Всё время купалась муха.
Купалась она в воскресенье
В чудесном клубничном варенье.
В понедельник – в вишнёвой наливке.
Во вторник – в томатной подливке.
В среду – в лимонном желе.
В четверг – в киселе и смоле.
В пятницу – в простокваше,
В компоте и в манной каше.
В субботу, помывшись в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах!
Ужжасно-ужжасно устала,
Но, кажется, чище не стала!» (Я. Бжехва)
Вопросы:
- В какой день Муха купалась в клубничном варенье?
- Как называется день, который следует за воскресеньем?
- Что сделала Муха в этот день?
- Что она делала на следующий день?
- Как он называется?
- После того, как Муха искупалась в томатной подливке, где она купалась на следующий день?
- Почему этот день называется «среда»?
- Как называются 4-й и 5-й дни недели?
- Назвать все дни по порядку, начиная с понедельника; с воскресенья.
Какие дни мы называем выходными? Почему?
Задание «Шифровальщики»:
А О П Н Е С Р Д В Л Я И Т Ь Ц К
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Понедельник ______________________________
Неделя ___________________________________
Воскресенье ______________________________
9 13 2 7 4 12 16 __________________________
6 7 5 8 1 _____________________________________
3 11 13 4 12 15 1 _____________________________
- Исправить ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах (перестановка или пропуск).
- Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нём говорится:
Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья ещё зелёные, но нет-нет да и проглянет жёлтый или красный куст.
Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоёмам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета.
Определение временной последовательности событий
(после, перед, сейчас, потом)
Задание: заполнить таблицу.
Месяц (день, время года, суток) | Что после? |
Январь | Февраль |
Сентябрь | |
Утро | |
Осень | |
Среда | |
Февраль | |
Ночь | |
Воскресенье | |
Май | |
Ноябрь | |
Лето |
Месяц (день, время, года, суток) | Что перед? |
Декабрь | Ноябрь |
Май | |
Вечер | |
Четверг | |
Весна | |
Август | |
Ноябрь | |
Вторник | |
День | |
Зима | |
Апрель |
Предварительный просмотр:
Игра «Доскажи словечко»
Детям предлагается дополнить последнее слово в двустишии. Материал следует дозировать в зависимости от целей занятия.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка)
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-…(сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-…(ком).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-…(дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).
Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-…(варан).
Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).
На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).
Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).
Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде…(толк).
В КВН играли сутки,
Залу нравились все-…(шутки).
На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-…(чайка).
Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).
Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-…(чудо).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).
Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …(жало).
В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).
Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко).
Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он…(ракетку).
Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).
В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-…(Женя).
Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел…(жучок).
Закричала громко баба-
Испугала её -…(жаба).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).
На стройке делают бетон,
В метро потребуют-…( жетон).
Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр …(билет).
Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка…(Лора).
Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-…(брошка).
Мечтал о звёздах старый барс,
Хотел он улететь на …(Марс).
Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).
Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит…(ранка).
Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл).
Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс).
Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).
У Ильи красивый волос
И приятный, звонкий…(голос).
Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами
- Метод фонетических (звуковых) ассоциаций
- «Мнемонический» словарик.
Дети с помощью родителей, учителя или самостоятельно (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют фразу или предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например:
Берёза. У берёзы белый ствол.
Дежурный. Дети дежурные.
Деревня. Дед в деревне.
Кастрюля. Каша в кастрюле.
Комната. Комната у Наты.
Костюм. Костя носит костюм.
Лопата. Лопата похожа на лопасть.
Мебель. Мебель из ели.
Медведь. Мёд ведает.
Пенал. У Пети пенал.
Пальто. Пальто носит папа.
Совет. Совушка даёт совет.
Товарищи. Том и Толик товарищи.
Улица. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.
Февраль. Федя родился в феврале.
Ягода. Ем ягоды круглый год.
- В слове спряталось другое слово:
Богатство – бог дал богатство.
Валенки – валенки у Ленки.
Горизонт – гори, зонт!
Лисица – братец Лис.
Ракета – рак летит в ракете.
Ужин – ужи на ужин.
- «Маленькие кроссвордики»
к б г л х п р
лимон берёза ворота лопата мороз аромат
с л л п л х з
л а а о н а
ы я с д е
й т т
ь
- Рифмовка слов со словами МНОГО и МАЛО
Со словом мАло соединяются те слова, в которых в безударном положении должно писаться А, а со словом МНОГО – те слова, где в безударном положении пишется буква О.
МАло мАрмелАдА,
Но мнОго шОкОлада.
МАло гАлет,
Но мнОго кОнфет.
МАло сАлАтА, бАнАнов, фАсоли,
Но мнОго кОкОсов, гОрОха, мОркОви.
МАло мАндАринов и стАкАнов,
Но мнОго Оврагов, Океанов.
МАло Акул, Антилоп, кАрАсей.
Но мнОго сОлОмы, кОрОв, кОраблей.
МАло кАртин и гАрдин,
Но мнОго Осин и кОрзин.
МАло кАрмАнов, кАфтАнов, кАштАнов,
И мАло шАкАлов, сАзАнов, фАзАнов.
МнОго сОбак и кОрОв,
А также лОпат, тОпОров.
- Использование слов «бЕлый» и «сИний» для лучшего запоминания слов с сомнительными гласными Е и И. Например:
БЕлые мЕдвЕди, бЕлые бЕрёзы,
Но бывают разве бЕлые стрЕкозы?
БЕлых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, чЕрЕпах
Встретишь только в сказках и в волшебных снах.
Синюю сИницу,сИнюю сИрень,
ВасИлёчки синие вспоминал весь день.
СИний бИлет и бЕлый бЕрЕт.
- Непривычное по смыслу зарифмованное сочетание слов. Например:
Не вздумай хАлАт надеть на пАрАд.
САлат не положишь в хАлАт,
В кАстрюле не варят кАнАт.
Наш милый КАрАбАс,
Садитесь в тАрАнтАс,
И вот вам АнАнАс.
Не нужен бАрАну бАнАн и бАшмАк,
БАрану понравился старый бАрАк.
Надел тАрАкАн большой сАрАфАн,
Взял бАрАбАн, пошёл в бАлАгАн.
На кАштАне не растут кАфтАны.
МОрОз на пОрОге – ОбОз на дОрОге.
Чай пьют с кОнфетами, а не с кОтлетами.
Бизоны не пьют из бИдонов.
Мелкий кАрАпуз съел большой Арбуз.
Спешил на бАлет – попал на бАнкет.
- Метод графических ассоциаций.
- Чтение словарных слов:
- слова, имеющие ударную гласную А, две остальные, не проверяемые ударением гласные - тоже А. Например:
кАрАндАш бАклАжАн кАлАнчА АнАнАс
сАрАфАн кАрАвАн сАрАнчА тАрАнтАс
тАрАкАн кАрАвАй цАрАпинА фАлАнгА
бАлАгАн кАрнАвАл шАрмАнкА кАнАвА
бАрАбАн мАскАрАд пАлАтА мАкАкА
АтАмАн пАнАмА гАгАрА шАрАдА
- слова, имеющие ударную гласную О, две остальные, не проверяемые ударением гласные - тоже О. Например:
мОлОкО вОлОкнО пОрОшОк ОбОрОт
дОлОтО тОлОкнО пОтОлОк пОвОрОт
пОлОтнО хОрОшО мОлОтОк бОлОтО
- слова, где обе сомнительные гласные являются безударными, но одинаковыми (две А или две О), что также облегчает запоминание слов. Например:
пАрАфин кАшАлот сАхАрин
мАндАрин кАрАмель кАвАлер
кАрАбин кАрАпуз мАргАрин
кАрАнтин бАрбАрис бАтАрея
- слова с разными гласными:
сОлдАт фОнАрь вАгОн
крОвАть кОмАр тАлОн
вОкзАл вОлАн гАзОн
кОрАлл лОпАта кОмАнда
- слова с гласной Е:
шЕрЕнга рЕцЕпт сЕрЕнада тЕлЕвизор
тЕлЕга пЕсЕц пЕлЕна тЕлЕфон
чЕрЕшня мЕдвЕдь чЕрЕпаха тЕлЕскоп
прЕлЕсть чЕловЕк чЕрЕнок тЕлЕграф
тЕрЕм сЕрЕбро бЕгЕмот тЕлЕграмма
- слова с гласной И:
фИнИш
фИтИль
СИбИрь
- слова с гласными Е и И:
рЕдИска бЕнзИн
пЕрИла кЕросИн
пЕрИна дЕльфИн
- слова с гласными И и Е:
сИтЕц прИвЕт сИрЕнь
грИфЕль бИлЕт свИрЕль
бИсЕр жИлЕт сИрЕна
- «Тематическое» запоминание групп слов, относящихся к одной и той же логической категории и имеющих одну и ту же не проверяемую ударением гласную в корне.
Фрукты | Овощи | Рыбы | Страны, города |
А | О | А | А |
Апельсин | Огурец | кАрАсь | АстрАхАнь |
Абрикос | пОмидОр | сАзАн | АнАпА |
мАндАрин | мОркОвь | сАлАкА | САмАрА |
бАнАн | гОрОх | кАмбАлА | САрАтов |
грАнАт | пОдсОлнух | АкулА | КАзАхстАн |
Арбуз | МАгАдАн |