Дистанционное обучение

Савиных Наталья Валерьевна

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда

Как помочь ребёнку  усвоить  орфограмму «Правописание безударных гласных

в корне слова»

  1. Подготовительный этап.
  • усвоение понятия «гласный звук» (теоретически и практически), умение быстро выделять в слове гласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • усвоение понятий «ударение», «ударный гласный», «безударный гласный»; умение выделять среди гласных звуков в слове ударный гласный; усвоение смыслоразличительной роли ударения;
  • усвоение понятий «корень слова», «однокоренные слова»; умение подбирать однокоренные слова, находить корень слова;
  • формирование понятия «орфограмма», усвоение понятия «сильная и слабая позиция гласного звука»; сопоставление гласного звука и буквы, его обозначающей;
  • наблюдение места ударения по отношению к корню слова; усвоение понятия «проверочное слово»;
  • наблюдение единообразного написания корня в однокоренных словах, его независимость от произношения;
  • закрепление понятия «проверочное слово»; деление группы однокоренных слов на две части – с ударным и безударным гласным в корне.
  1. Основной этап.
  • знакомство с орфограммой;
  • знакомство со способами проверки безударных гласных в корне слова;
  • усвоение понятия «непроверяемые безударные гласные»;
  • выполнение упражнений на правописание безударных гласных в корне слова (с одной и двумя безударными гласными);
  • развитие орфографической зоркости (умения находить в слове место, где можно легко сделать ошибку в правописании безударной гласной).

Способы проверки безударной гласной в корне слова

  1. Изменить число имени существительного (снега – снег, трава – травы).
  2. Заменить имя прилагательное существительным (лесной – лес, грибной - гриб).
  3. Заменить имя существительное прилагательным (синева – синий).
  4. Заменить глагол именем существительным (спешить – спешка, вредить - вред).
  5. Заменить имя существительное глаголом (падение – падать).
  6. Заменить форму глагола (водить – водит).
  7. Использовать приём «назови ласково» (трава – травка).
  8. Использовать приём подбора к многосложному слову односложное (ледянки – лёд, кормушка – корм).

Литература

  1. Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи / Логопед. 2004, № 6
  2. Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи / Логопед. 2005, № 1
  3. Ковалёв С.В. Основы нейролингвистического программирования. – Москва – Воронеж, 2001.
  4. Кондратенко О.А. Состав слова: методическое пособие по развитию морфемного анализа и синтеза, навыков словообразования у младших школьников с недоразвитием речи / О.А. Кондратенко; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области. – Курган, 2008.
  5. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Дизорфография и её проявления в письме учащихся / Школьный логопед. 2005. № 4
  6. Прищепова И.В. Дизорфография у младших школьников. – СПб., 2006
  7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и  психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003


Предварительный просмотр:

Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей

дошкольного возраста и е для детей с интеллектуальными нарушениями

        Овладение речью имеет огромное значение для психического развития ребёнка. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, упражняя его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются психические процессы ребёнка – его восприятие, мышление, память. Речь как средство выражения мысли является орудием мышления.

        Известный писатель и исследователь детской речи К.И. Чуковский отмечал: «Воспитание речи есть всегда воспитание мысли. Одно неотделимо от другого». ЗРР (задержка речевого развития) обычно отрицательно сказывается на интеллекте ребёнка. Усвоение речи в дошкольном возрасте – это необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Поэтому всем родителям важно знать, как помочь ребёнку в успешном овладении речевым богатством.

        Разговаривая с детьми, находясь в обществе детей, помните: речь не передаётся по наследству, а зависит от речевого окружения ребёнка. Взрослый должен следить за своей речью. Она не должна быть громкой, торопливой, невнятной, раздражённой. Взрослый должен чётко произносить все звуки и слова.

        Начиная с 3-х лет, у малыша интенсивно развивается мышление. Он начинает сравнивать предметы, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по основным признакам, начинает осмысливать и понимать содержание необходимых рассказов, сказок.

        Быстро пополняется активный и пассивный словарь детей. К 3 годам он достигает примерно 1000-1200 слов. Происходит усвоение грамматического строя родного языка, осваиваются новые звуки. Всё это очень сложные процессы. Поэтому постоянное внимание к речи ребёнка – очень важная часть его воспитания: надо помочь ему расширить словарный запас, исправить неточности в грамматическом строе его речи, научить правильно строить предложения.

        Необходимо учить ребёнка выделять наиболее существенные детали предметов, их свойства, качества, способы применения. Малыш сможет хорошо рассказывать о предмете только тогда, когда он имеет достаточно ясное представление о нём, знает о его назначении, способы его применения. Ребёнка в этом возрасте интересует всё, что он видит вокруг себя. Начинается пора бесконечных вопросов: «что это?», «почему?», «зачем?». Родители не должны оставлять без ответа вопросы детей. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребёнка объяснения, развивают у него пытливость, любознательность, стремление узнавать и понимать. Малыши часто любят рассказывать взрослым о своих впечатлениях, и это надо поощрять. Ведь именно в повседневном активном общении и происходит формирование разговорной, грамматически правильной речи.  Если ребёнок не очень разговорчив, помогите ему вопросами, создайте игровую ситуацию. Темы для разговоров с ребёнком могут быть самыми разными – это и покупка игрушки, и посещение поликлиники, магазина, парикмахерской, прогулки в парк, лес, поездки за город. Взрослый задаёт вопросы, направляет разговор, стремится заинтересовать малыша, предлагает вспомнить что-либо.

        Вот вы пришли из магазина с покупками. Не торопитесь их выкладывать на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынули из сумки помидор – спросите у ребёнка: «Что это? Какого он цвета?» Укажите на форму: «Помидор круглый, как шарик, как маленький мячик». То же сделайте и с другими овощами. рассматривайте иллюстрации в книгах, называйте предметы, их свойства, качества, действия, которые совершают люди, причём глаголы надо употреблять во всех временных формах, лицах и числах. Всё новое, незнакомое ребёнку хочется всегда потрогать, рассмотреть, попробовать. Избегайте постоянных «нельзя», «не смей», «не трогай».  Лучше помогите ребёнку в исследовании нового предмета. Очень полезно организовать с детьми различные дидактические игры, упражнения. Для закрепления правильного употребления предлогов поиграйте с детьми в прятки. Пусть прячутся и игрушки, и сами дети. Для закрепления цвета очень полезен цветной конструктор, кубики, мозаика.

Какие задачи стоят перед родителями?

  1. Развитие игрового внимания, восприятия. Этому помогут разного рода звуковые игры: «Угадай, что звучит», «Угадай, что я делаю?». Можно двигать стул, шуршать бумагой  и т. д. У большинства детей ещё недостаточно развиты мышцы артикуляционного аппарата. Поупражняйте их с детьми в игровой форме:

- упражнение для голосовых связок: «уложи куклу спать» (ааа);

- для губ: «Слонёнок», «Лягушонок», «Слонёнок – лягушонок»;

- для языка: «Лопатка», «Качели».

  1. Для закрепления правильно произносимых звуков:

- покажи, как плачет ляля (А);

- самолётик (У);

- лошадка (И).

Также можно использовать различные игры на звукоподражания.

  1. Часто дети этого возраста говорят тихо и невыразительно. Это происходит потому, что они ещё не овладели правильным речевым дыханием. Помогут в этом следующие игры и упражнения:

- сдуть с руки ватку («снежинки летят»);

- сдуть пушинки с одуванчика;

- протяжно произносить гласные звуки;

Помогут вам и шутки-чистоговорки, произносимые на одном выдохе:

Жа-жа-жа, жа-жа-жа, есть иголки у ежа.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, в детский сад идти пора.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, мы поедем далеко.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха, мы поймали петуха, и т.д.

  1. Следующая задача, которая стоит перед родителями – научить ребёнка управлять своим голосом. Нужно, чтобы ребёнок умел отличать громкую речь от тихой. Научите ребёнка произносить фразу громко («ВЕТЕР СИЛЬНЫЙ!»), тихо («Ветер слабый»), шёпотом («Секрет!).
  2. Важно, чтобы малыш умел управлять темпом речи. В этом дети подражают взрослым. Если в семье все говорят быстро, проглатывая слова, так же будет говорить и ребёнок. Старайтесь, чтобы окружающая речь была выражена интонационно красиво. Читайте сказки и стихи с выражением. Предложите ребёнку воспроизвести речь того или иного действующего лица. Считалки и  потешки будут способствовать развитию памяти и внимания детей, расширять их словарный запас, а загадки необходимы для развития  мыслительных процессов.
  3. Формируйте у детей умение составлять рассказ по сюжетной картинке. Пусть дети попробуют составить начало или конец рассказа. Это лучше делать по картинке в книге. Но следует помнить, что книги должны соответствовать возрасту детей. Литературный материал благотворно воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, побуждает малыша к размышлениям (т.е. активизирует мыслительную деятельность), к разговору о прочитанном. Для малышей 3-4 лет сказки должны быть небольшие по объёму и несложные по содержанию. Одно и то же художественное произведение можно читать по несколько раз. Это усилит впечатление ребёнка.

        Чтение – это не пассивное восприятие ребёнком прочитанного произведения. После прочтения сказки спросите, о чём в ней рассказывается, кто главный герой, что с ним происходит. Последовательно отвечайте на вопросы ребёнка. задавайте ему вопросы по содержанию. Старайтесь всячески поощрять пересказы. детские книги должны находиться в доступном для ребёнка месте. Приучите ребёнка к бережному к ним отношению.

        Старайтесь воспринимать свои действия по развитию речи ваших детей не как тяжкую родительскую обязанность, а как приятное времяпровождение с вашим ребёнком. Дети вырастают очень быстро, поэтому для родителей важно не упустить время и максимально развить психические процессы малыша и оградить его от школьной дезадаптации.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Роль  пространственно-временных представлений в успешном обучении младших школьников

Для понимания проблемы речевых расстройств у детей  вопрос соотношения времени и пространства имеет существенное значение. Пространственные отношения играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Время наряду с пространством является основной формой существования материи. Временные представления – это  смена времени суток, времён года, смена поколений.

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений обуславливает трудности, которые испытывают младшие школьники при освоении чтения, письма, математики, физкультуры  и других предметов. 

Другими словами, пространственно-временные представления – это фундамент, на котором надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, чтение, счёт, мышление, речь.

При недостаточной сформированности пространственно-временных представлений у детей отмечаются  трудности установления причинно-следственных связей, низкий уровень способности воспроизводить последовательности, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Дети забывают сложные инструкции, последовательность заданий. У них наблюдаются трудности удержания в памяти плана действий в заданной последовательности и реализация этого плана.    Также несформированность сукцессивных функций является причиной трудностей в обучении чтению, т.к. ребёнок «застревает» на послоговом способе чтения. Дети с несформировавшимися пространственными представлениями затрудняются в употреблении пространственных предлогов (в столе – на столе), а также в употреблении прилагательных (широкая река = большая река, тонкий стебель = маленький стебель).

Всё это в конечном итоге приводит к запаздыванию формирования «схемы тела», а это проявляется в затруднениях при ориентировке в тетради: выделение красной строки, соблюдение полей, работа в 2-3 столбика, пропуск клеточек или строк при оформлении тетради. Ошибки  «зеркального письма», которые закономерны на ранних этапах обучения грамоте, у детей с недоразвитием пространственно-временных представлений оказываются стойкими и резистентными к логопедической коррекции.

        Дети с трудностями усвоения временных представлений испытывают сложности в обозначении основных единиц времени, не понимают понятия «позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра», до – после, что в конечном итоге приводит к аграмматизмам различения времени и вида глагола.

Ошибки, вызванные несформированностью пространственно-временных представлений, можно разделить на несколько групп.

Ошибки на уровне буквы и слога (замены по кинетическому, оптическому сходству), зеркальное написание и искажение букв.

      1. На уровне слова (нарушение последовательности соседних букв)

2. На уровне фразы (понимание и употребление предложно-падежных конструкций)

  1. На уровне текста (неумение определить и сохранить в памяти  последовательность высказывания).

Представленные задания и упражнения помогут создать базу для формирования у детей полноценной ориентации в пространстве и времени, а на их основе – навыков чтения и письма.

        Использование таких  заданий  способствует развитию интереса к обучению  и  повышает   работоспособность детей.

Задания:

Задание с буквами

На бумаге пишется произвольный ряд букв, например:

Р  Ы  Т  К  О  В  А  Ж  Г  Б

Взрослый загадывает букву, а ребёнок должен её отгадать. Примерные наводящие вопросы:

- Я загадала букву. Она стоит слева от Т;

- Я загадала букву. В ряду букв она третья справа;

- Я загадала букву. Она находится справа от К.

- Буква, которую я загадала, стоит между Р и Т.

- Буква, которую я загадала, находится после О.

- Какая буква 4-ая слева?    и т.д.

 Неделя

- назвать 5дней недели без дат: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

- о чём говорят названия дней недели: вторник, четверг, пятница, понедельник.

-вставить пропущенные цифры:

1 – понедельник,  ______ -  вторник, _______ - среда, _____ – четверг, ________ - пятница, _______ -  суббота, ________ – воскресенье.

- закончить предложение:   Если сегодня понедельник, то завтра будет _______.

Если сегодня четверг, то завтра будет ___________.  Если сегодня суббота, то завтра будет __________.  Если сегодня пятница, то вчера был ______.  Если сегодня вторник, то вчера был _____________. Если сегодня воскресенье, то вчера была ___________.        

- Вставить в предложения пропущенные слова:

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала ___ дня.

Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали___ дня.

Чиполлино копал грядку три дня. Он начал работу в среду, а закончил её в___.

-Прочитать стихотворение и ответить на вопросы:

Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалась муха.

Купалась она в воскресенье

В чудесном клубничном варенье.

В понедельник – в вишнёвой наливке.

Во вторник – в  томатной подливке.

В среду – в лимонном желе.

В четверг – в киселе и смоле.

В пятницу – в простокваше,

В компоте и в манной каше.

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!

Ужжасно-ужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала!»    (Я. Бжехва)

Вопросы:

- В какой день Муха купалась в клубничном варенье?

- Как называется день, который следует за воскресеньем?

- Что сделала Муха в этот день?

- Что она делала на следующий день?

- Как он называется?

- После того, как Муха искупалась в томатной подливке, где она купалась на следующий день?

- Почему этот день называется «среда»?

- Как называются 4-й и 5-й дни недели?

- Назвать все дни по порядку, начиная с понедельника; с воскресенья.

Какие дни мы называем выходными? Почему?

Задание «Шифровальщики»:

А  О  П  Н  Е  С  Р  Д  В  Л    Я   И   Т    Ь   Ц   К

1   2   3   4   5  6  7   8   9   10  11 12  13  14  15  16

Понедельник ______________________________

Неделя ___________________________________

Воскресенье ______________________________

9  13  2  7  4  12  16  __________________________

6  7  5  8  1 _____________________________________

3  11  13  4  12  15  1 _____________________________

- Исправить ошибку  в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах (перестановка или пропуск).

- Прослушав текст, догадаться, о каких месяцах в нём говорится:

Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья ещё зелёные, но нет-нет да и проглянет жёлтый или красный куст.

Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоёмам, к спасительному свежему воздуху. Это время называют макушкой лета.

Определение временной последовательности событий

(после, перед, сейчас, потом)

Задание: заполнить таблицу.

Месяц (день, время года, суток)

Что после?

Январь

Февраль

Сентябрь

Утро

Осень

Среда

Февраль

Ночь

Воскресенье

Май

Ноябрь

Лето

Месяц (день, время, года, суток)

Что перед?

Декабрь

Ноябрь

Май

Вечер

Четверг

Весна

Август

Ноябрь

Вторник

День

Зима

Апрель



Предварительный просмотр:

Игра «Доскажи словечко»

Детям предлагается дополнить последнее слово в двустишии. Материал следует дозировать в зависимости от целей занятия.

 В кладовой шуршала мышка,

 Под сосной лежала-…(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

 Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался-…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят-…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много-…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

 Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,

В пустыне бегает-…(варан).

 

Мама мыла чисто пол,

Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,

Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,

В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,

Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,

Залу нравились все-…(шутки).

На берегу лежала гайка,

Рыбёшку утащила-…(чайка).

Дымится в миске кашка,

С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,

Пока не появилось-…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-

Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,

На грядке ползал майский …(жук).

 Было мишке мёду мало,

Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,

Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,

Темноты боялся…(жутко).

 Надел спортсмен свою жакетку,

В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-

Лето красное …(идёт).

В группе самый старший- Веня,

У него дружок есть-…(Женя).

Петрушки зелёной пучок

Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-

Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,

Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,

В метро потребуют-…( жетон).

Купил модный Клим жилет,

Приобрёл в театр …(билет).

 Жил на свете мальчик Жора,

У него сестрёнка…(Лора).

 Всех хвастливей Таня-крошка,

У неё на шляпе-…(брошка).

 Мечтал о звёздах старый барс,

Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,

Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,

Теперь у Светы болит…(ранка).

Дежурным Вася в классе был,

Полы он тряпкой чисто…(мыл).

 Жил на свете старый пёс,

Он исправно службу…(нёс).

 Подарили Рэму дудку,

И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос

И приятный, звонкий…(голос).

Клич победный издал вождь,

Не помеха ему…(дождь).



Предварительный просмотр:

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания словарных слов и слов с труднопроверяемыми орфограммами

  1. Метод фонетических (звуковых) ассоциаций
  • «Мнемонический» словарик.

         Дети с помощью родителей,  учителя или самостоятельно  (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют фразу или предложение со словарным словом так, чтобы оно было созвучно с частью другого слова или словом в этом предложении. Например:

Берёза. У берёзы белый ствол.

Дежурный. Дети дежурные.

Деревня. Дед в деревне.

Кастрюля. Каша в кастрюле.

Комната. Комната у Наты.

Костюм. Костя носит костюм.

Лопата. Лопата похожа на лопасть.

Мебель. Мебель из ели.

Медведь. Мёд ведает.

Пенал. У Пети пенал.

Пальто. Пальто носит папа.

Совет. Совушка даёт совет.

Товарищи. Том и Толик товарищи.

Улица. Я вышел на улицу и увидел много знакомых лиц.

Февраль. Федя родился в феврале.

Ягода. Ем ягоды круглый год.

  • В слове спряталось другое слово:

Богатство – бог дал богатство.

Валенки – валенки у Ленки.

Горизонт – гори, зонт!

Лисица – братец Лис.

Ракета – рак летит в ракете.

Ужин – ужи на ужин.

  • «Маленькие кроссвордики»

  к              б             г              л             х          п  р

лимон     берёза    ворота    лопата    мороз    аромат

  с              л             л             п              л          х  з

  л              а                            а              о          н  а

  ы             я                            с              д          е

  й                                           т                          т

                                               ь

  • Рифмовка слов со словами МНОГО и МАЛО

Со словом мАло соединяются те слова, в которых в безударном положении должно писаться А, а со словом МНОГО – те слова, где в безударном положении пишется буква О.

МАло мАрмелАдА,

Но мнОго  шОкОлада.

МАло гАлет,

Но мнОго кОнфет.

МАло сАлАтА, бАнАнов, фАсоли,

Но мнОго кОкОсов, гОрОха, мОркОви.

МАло мАндАринов и стАкАнов,

Но мнОго Оврагов, Океанов.

МАло Акул, Антилоп, кАрАсей.

Но мнОго сОлОмы, кОрОв, кОраблей.

МАло кАртин и гАрдин,

Но мнОго Осин и кОрзин.

МАло кАрмАнов, кАфтАнов, кАштАнов,

И мАло шАкАлов, сАзАнов, фАзАнов.

МнОго сОбак и кОрОв,

А также лОпат, тОпОров.

  • Использование слов «бЕлый» и «сИний» для лучшего запоминания слов с сомнительными гласными Е и И. Например:

БЕлые мЕдвЕди, бЕлые бЕрёзы,

Но бывают разве бЕлые стрЕкозы?

БЕлых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, чЕрЕпах

Встретишь только в сказках и в волшебных снах.

Синюю сИницу,сИнюю сИрень,

ВасИлёчки синие  вспоминал весь день.

СИний бИлет и бЕлый бЕрЕт.

  • Непривычное по смыслу зарифмованное сочетание слов. Например:

Не вздумай хАлАт надеть на пАрАд.

САлат не положишь в хАлАт,

В кАстрюле не варят кАнАт.

Наш милый КАрАбАс,

Садитесь в тАрАнтАс,

И вот вам АнАнАс.

Не нужен бАрАну бАнАн и бАшмАк,

БАрану понравился старый бАрАк.

Надел тАрАкАн большой сАрАфАн,

Взял бАрАбАн, пошёл в бАлАгАн.

На кАштАне не растут кАфтАны.

МОрОз на пОрОге – ОбОз на дОрОге.

Чай пьют с кОнфетами, а не с кОтлетами.

Бизоны не пьют из бИдонов.

Мелкий кАрАпуз съел большой Арбуз.

Спешил на бАлет – попал на бАнкет.

  1. Метод графических ассоциаций.
  • Чтение словарных слов:

- слова, имеющие ударную гласную А, две остальные, не проверяемые ударением гласные - тоже А. Например:

кАрАндАш      бАклАжАн     кАлАнчА       АнАнАс

сАрАфАн         кАрАвАн       сАрАнчА       тАрАнтАс

тАрАкАн         кАрАвАй       цАрАпинА     фАлАнгА

бАлАгАн         кАрнАвАл     шАрмАнкА    кАнАвА

бАрАбАн        мАскАрАд     пАлАтА          мАкАкА

АтАмАн          пАнАмА         гАгАрА          шАрАдА

- слова, имеющие ударную гласную О, две остальные, не проверяемые ударением гласные -  тоже О. Например:

 мОлОкО          вОлОкнО        пОрОшОк       ОбОрОт

дОлОтО           тОлОкнО         пОтОлОк         пОвОрОт

пОлОтнО         хОрОшО         мОлОтОк         бОлОтО

- слова, где  обе сомнительные гласные являются безударными, но одинаковыми (две А или две О), что также облегчает запоминание слов. Например:

пАрАфин                    кАшАлот                сАхАрин

мАндАрин                  кАрАмель               кАвАлер

кАрАбин                    кАрАпуз                  мАргАрин

кАрАнтин                  бАрбАрис                бАтАрея

       

- слова с разными гласными:

сОлдАт                       фОнАрь                    вАгОн

крОвАть                     кОмАр                      тАлОн

вОкзАл                       вОлАн                       гАзОн

кОрАлл                      лОпАта                     кОмАнда

- слова с гласной Е:

шЕрЕнга               рЕцЕпт              сЕрЕнада               тЕлЕвизор

тЕлЕга                  пЕсЕц                 пЕлЕна                  тЕлЕфон

чЕрЕшня              мЕдвЕдь            чЕрЕпаха               тЕлЕскоп

прЕлЕсть              чЕловЕк            чЕрЕнок                 тЕлЕграф

тЕрЕм                   сЕрЕбро            бЕгЕмот                 тЕлЕграмма

- слова с гласной И:

фИнИш

фИтИль

СИбИрь

- слова с  гласными Е и И:

рЕдИска                 бЕнзИн

пЕрИла                  кЕросИн

пЕрИна                  дЕльфИн

- слова с гласными И и Е:

сИтЕц                      прИвЕт                      сИрЕнь

грИфЕль                 бИлЕт                        свИрЕль

бИсЕр                     жИлЕт                        сИрЕна

  • «Тематическое» запоминание групп слов, относящихся к одной и той же логической категории и имеющих одну и ту же не проверяемую ударением гласную в корне.

Фрукты

Овощи

Рыбы

Страны, города

А

О

А

А

Апельсин

Огурец

кАрАсь

АстрАхАнь

Абрикос

пОмидОр

сАзАн

АнАпА

мАндАрин

мОркОвь

сАлАкА

САмАрА

бАнАн

гОрОх

кАмбАлА

САрАтов

грАнАт

пОдсОлнух

АкулА

КАзАхстАн

Арбуз

МАгАдАн