Программа адаптационного периода "Мамина школа"
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду, что необходимо знать родителям? Все это раскрывает программа адаптационного периода "Мамина школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_21_mamana_shkola.docx | 55.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 12 «Дюймовочка»
Согласовано Утверждено
на педагогическом совете Приказом по МБДОУ «Детский сад
Протокол №1 общеразвивающего вида №12
«Дюймовочка»
Программа «Мамина школа»
ПЕРВОЙ ГРУППЫ РАННЕГО ВОЗРАСТА
(В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО)
Возраст детей: с 1,5 до 2 лет
Срок реализации программы 6 месяцев
Разработала: воспитатель группы раннего возраста
Демченко Зинаида Яковлевна,
г. Луховицы 2020 - 2021 учебный год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ | Наименование разделов | стр |
Целевой раздел | ||
1.1 | Пояснительная записка. Введение | 3 |
1.2 | Цели и задачи программы | 3 |
1.3. | Планируемые результаты | 3 |
II | Содержательный раздел | |
2.1. |
Содержание Программы |
4 |
2.2. | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников |
4 |
2.3. | План работы на адаптационный период с родителями, законными представителями детей первой группы раннего возраста 2020-2021 учебный год |
4 |
2.4 | Планирование или тематика содержания образовательной деятельности в первой группе раннего возраста |
8 |
3 | Организационный раздел | |
3.1. |
Предметно-развивающая среда (формируемая часть) |
8 |
3.2. |
Программно – методическое обеспечение образовательного процесса. |
9 |
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка
- Введение.
Программа «Мамина школа» – это скорая помощь для родителей, которые хотят видеть своих детей высокообразованными, интеллектуальными и нравственными людьми. Эта программа является путеводителем в играх с ребёнком:
- помогает в разных ситуациях,
- раскрывает, как можно интересно и с пользой занять свободное время,
- посоветует выбрать игрушки, которые будут развивать ребёнка.
Важным этапом для родителей является поступление ребёнка в детский сад, Малыш оказывается один, без мамы, в обществе незнакомых людей, переживает. Программа «Мамина школа» помогает сформировать у малыша чувство защищённости и внутренней свободы, доверие к окружающему миру, а также осуществить интеллектуальное, познавательно-речевое, физическое и музыкально-эстетическое развитие
1.2.Цели и задачи программы
Цель.
Оказание консультативной помощи по вопросам воспитания детей раннего возраста.
Задачи.
- Сформировать осознанное отношение родителей к развитию детей раннего возраста.
- Способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей.
- Планируемые результаты.
- Для родителей
Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.
- Для детей.
Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.
Обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок.
Стремится к общению со взрослыми.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
II Содержательный раздел.
2.1. Содержание Программы
Содержание работы адаптационного периода с детьми первой группы раннего возраста (от 1,5-2лет) обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В результате реализации программы будут:
- снижена заболеваемость или стабилизация здоровья,
- увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
- разработаны рекомендации для родителей, воспитателей позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения и физического развития;
- включено в план работы детского сада регулярное проведение недель здоровья (2 раз в год);
- Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- равно ответственность родителей и педагогов.
2.3. План работы на адаптационный период с родителями, законными представителями детей первой группы раннего возраста 2020-2021 учебный год
Цель.
Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров, повышение уровня заинтересованности родителей в результатах развития детей.
Задачи.
- Обеспечить все необходимые условия для облегчения периода адаптации детей в детском саду.
- Обеспечить фронтальное и индивидуальное психолого – педагогическое просвещение родителей.
Информационно – аналитическое направление.
№ | Формы и методы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Создание базы данных | 1.Оформление социально – демографических документов. | Июнь – сентябрь | Демченко З.Я. Зайцева Л..В. |
2 | Анкетирование | Выявление запросов, интересов, пожеланий родителей при организации воспитательно – образовательных услуг МБДОУ. 1.«Давайте познакомимся» 2. Культурно – гигиенические навыки | Сентябрь Ноябрь | Демченко З.Я. Зайцева Л..В.
|
Организационно - просветительское направление
№ | Формы и методы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Групповые родительские собрания | Тема: «Давайте познакомимся» 1.Программа «От рождения до школы» (гигиенические навыки) 2. Адаптация в детском саду 3. Режим группы, образовательная деятельность 4. Организационные вопросы (выбор родительского комитета) Тема: «Роль взрослого в воспитании ребенка. Адаптация» 1 Подражает ли ребенок взрослому? 2.Результаты адаптационного периода. 3.Организационные вопросы | Сентябрь Декабрь Февраль | Демченко З.Я. Зайцева Л..В. Демченко З.Я. Зайцева Л..В. Демченко З.Я. Зайцева Л..В. |
2 | Общесадовское родительское собрание | Тема: «Педагоги – родители – дети» 1.Взаимодействие детского сада и семьи по охране и укреплению здоровья детей. 2.Знакомство родителей с нормативно – правовой базой дошкольного учреждения 3.Как помочь родителям в период адаптации детей в детском саду. 4.Организационные вопросы | Август | Медсестра Заведующая Демченко З.Я. Зайцева Л..В. |
3. | Работа с родительским комитетом | Участие родительского комитета: 1.Насыщение предметно – игровой среды. 2 .Оформление игровых участков. 3.Оформление группы к новому учебному году | Сентябрь
| Демченко З.Я. Зайцева Л..В. |
4 | Индивидуальные беседы | Тема: «Советуем в период адаптации детей к детскому саду» Тема: «В сад без слез» Тема: «Если трудно адаптируется ребенок?» Тема: «Чтение на ночь» | Август – Сентябрь Ноябрь Декабрь | Демченко З.Я Зайцева Л.В. Демченко З. Зайцева Л.В. |
5 | Консультации | «Ребенок поступает в детский сад» «Значение режима в воспитании ребенка» «Чтобы здоровье было в порядке – делайте с ребенком зарядку» «Самостоятельность детей раннего возраста» «Как выбрать игрушку ребенку?» «Капризы и истерики» «Общение и воспитание» | Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Декабрь | Зайцева Л..В. Демченко З.Я. Зайцева Л.В. Демченко З.Я. Зайцева Л.В. Демченко З.Я.
|
Наглядно – информационное направление
№ | Формы и методы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Информационный уголок | 1.Режим группы 2.Сетка занятий 3.Памятка для родителей, меню. «Ребенок поступает в детский сад» «Культурно – гигиенические навыки» «Приятного аппетита!» «Самостоятельность детей раннего возраста» «Организация игрового уголка дома» | Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь | Демченко З.Я. Зайцева Л.В. Демченко З.Я. Зайцева Л.В. Демченко З.Я. Зайцева Л.В. Демченко З.Я. Зайцева Л.В. |
2 | Уголок безопасности | Безопасность на улице Безопасность детей дома | Ноябрь Январь | Зайцева Л..В. Демченко З.Я. |
3 | Уголок здоровья | Какая одежда правильная Зачем нужно делать прививки Профилактика простудных заболеваний, Вредные привычки у детей | Сентябрь Октябрь Декабрь | Демченко З.Я. |
4 | Уголок творчества | Выставки рисунков, поделок, совместная деятельность родителей и детей. | Сентябрь Декабрь | Зайцева Л..В. Демченко З.Я. |
Культурно – досуговая деятельность
№ | Формы и методы работы | Содержание | Сроки | Ответственные |
1 | Выставка Конкурс Фотоконкурс Стенгазета | 1.«Осеннее творчество» 2. Конкурс «Мир глазами детей» (рисование ладошкой) 3.«Любимая игрушка» | Сентябрь Октябрь Декабрь | Зайцева Л.В. Демченко З.Я. Зайцева Л.В. |
2 | Развлечения, праздники | Развлечения «В гости к кукле Кате». Новогодний утренник «Елка» | Сентябрь Декабрь | Демченко З.Я. |
3 | Исследовательская работа | Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста. | Октябрь - май | Демченко З.Я. |
2.4. ПЛАНИРОВАНИЕ В ПЕРВОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ТЕМАТИКА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Недели | лексические темы |
сентябрь | |
1 НЕДЕЛЯ | Хорошо у нас в саду |
2 НЕДЕЛЯ | Мой любимый детский сад |
3 НЕДЕЛЯ | Мама, раньше разбуди, раньше в садик отведи. |
4 НЕДЕЛЯ | Я в детском саду |
ОКТЯБРЬ | |
1 НЕДЕЛЯ | Листочки танцуют. |
2 НЕДЕЛЯ | Осень на дворе |
3 НЕДЕЛЯ | Любимые игрушки |
4 НЕДЕЛЯ | Матрешки |
НОЯБРЬ | |
1 НЕДЕЛЯ | Мебель |
2 НЕДЕЛЯ | Посуда |
3 НЕДЕЛЯ | В гости к игрушкам |
4 НЕДЕЛЯ | В гости к кукле Кате |
ДЕКАБРЬ | |
1 НЕДЕЛЯ | В гости к нам зима пришла |
2 НЕДЕЛЯ | Птицы зимой |
3 НЕДЕЛЯ | Зимние забавы |
4 НЕДЕЛЯ | Новогодний праздник |
III. Организационный раздел.
3.1. Предметно-развивающая среда
Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок «Ряженье» (для театрализованных игр);
• книжный уголок;
• зона для настольно-печатных игр;
• выставка (детского рисунка, детского творчества и т. д.);
• спортивный уголок;
• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, музыкальной и др.;
• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
3.2.Программно – методическое обеспечение образовательного процесса.
ОО «Познавательное развитие»
Развитие сенсорных представлений
Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет».- М.: Мозаика-Синтез, 2003г
Формирование целостной картины мира
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада». - М. Мозаика-Синтез 2013г.
Парамонова Л.А. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет: пособие для воспитателей и методистов».- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008г.
Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика – Синтез 2005г
Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
ОО «Речевое развитие»
Книга для чтения в детском саду и дома: 2-4года: Пособие для воспитателей и родителей / Сост. В.В. Гербова и др. – М.: Издательство Оникс, 2011. – 272с.
Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в первой младшей группе», М., Мозаика-синтез, 2008 г
Гербова В. В. « Развитие речи», М., Мозаика-синтез, 2013 г
Воронина Т.П. «Потешки, прибаутки, заклички: играем и развиваемся»- Ростов н /Дону: Феникс, 2014г.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Ермакова С.О. «Пальчиковые игры для детей от года до трех лет», М., РИПОЛ классик, 2009г.
Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей и родителей» – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2003г.
Шипунова В.А. «Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей».- М.: ИД «Цветной мир», 2013г.
Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Дорожная безопасность. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей».- М.: ИД «Цветной мир», 2013г.
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. М.2004г
Гербова В.В. Приобщению детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. -М.; Мозаика- Синтез, 2005. - 72с.
ОО «Физическое развитие»
Лайзане С.Я. «Физкультурные занятия в детском саду». – М., Просвещение, 1999г
Тагизаде Г.М. «Физическая культура для детей дошкольного возраста». М., «Медицина», 1971г.