Общественная презентация
Представляю обновленный самоанализ своей системы работы как учителя географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_2014.docx | 27.2 КБ |
Предварительный просмотр:
. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫОСТАПЕНКО ВЕРЫ ГАВРИЛОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ ГБОУ СОШ «ОЦ» С. ТИМАШЕВО.
Самоэкспертиза опыта.
Сектор применения – основная и старшая школа, масштаб изменений – локальный, предмет изменений - методы и формы организации учебного процесса.
Актуальность проблемы: в настоящее время, когда география как школьный предмет перестала быть востребованной при поступлении в ВУЗы, важно сохранить значимость этой науки как единственной, дающей целостное представление о Земле, ее природе, жителях, происходящих процессах, с целью представления прогноза в ходе антропогенного воздействия и происходящих природных процессов. В то же время, когда кругозор детей активно расширяется за счет многих научно-популярных и познавательных телепрограмм, компьютерных игр, перед учителем географии встает проблема помочь учащимся научиться систематизировать получаемую информацию, связанную с географией, на научной основе, вовлекая детей в активную познавательную деятельность через развитие творческого подхода к обучению.
Новизна опыта. В настоящее время в обществе все острее ощущается потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения. Предназначение уроков географии я вижу в формировании у учащихся умений выделять причинно-следственные связи между компонентами природы, понимать и обозначать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, структурировать материал, формулировать выводы; самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; грамотно определять необходимые источники информации и уметь работать с ними, анализировать различные данные, уметь самостоятельно составлять «образ территории»; критически оценивать и объяснять различные явления и факты. Данная проблема может быть решена путём введения в учебный процесс проблемного обучения на основе практико-деятельностного подхода.
Актуальность опыта: Актуальность опыта: внедрение в учебный процесс деятельностного подхода в обучении с использованием информационных технологий позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Информационные и коммуникационные технологии облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему.
Потенциальная полезность: реализация деятельностного подхода в обучении на основе развития творческих способностей учащихся направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учёбе. Развивая самостоятельность, учащиеся приобретают опыт исследования, проектирования, высокий уровень сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей. Участие в мероприятиях научно-исследовательской направленности, олимпиадах, конкурсах различных уровней, также повысилось, а это повышают самосознание личности, делая ее социально адаптированной к быстро изменяющимся условиям. Также повысилась заинтересованность обучающихся в результативном участии не только успешных учащихся, но и тех, кому учеба по многим предметам дается с трудом. Об этом свидетельствует высокий уровень обученности, большой процент учащихся, выбирающих географию как предмет для сдачи экзамена в форме ГИА, его хорошие результаты.
Перспективность представляемого опыта заключается в том, что направленность на практико-деятельностный поход и освоение информационных технологий соответствуют идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта.
Трудоемкость освоения представленного опыта определяется требованиями, предъявляемыми к материально-техническому обеспечению:
- наличию материальных и программно-методических ресурсов;
- опыта учителя в их использовании для организации активной познавательной деятельности учащихся.
II. Сущностные характеристики опыта.
1. Тема инновационного педагогического опыта
Ведение учебного процесса в форме проблемного обучения, внедрения информационно-коммуникационных технологий обучения, направленных на развитие творческого потенциала, логического мышления и формирование познавательного интереса школьника.
Для создания единой информационной среды, обеспечивающий интенсификацию учебного процесса в духе современных требований, потребовался УМК, который бы обеспечивал единство пособий для различных видов деятельности в зависимости от пристрастий и возможностей учащихся. В 2006г. качестве эксперимента мной был выбран УМК «Сферы» издательства «Просвещение», Москва, где в комплект, кроме набора печатных пособий, входит электронный учебник.
Современные средства информации, формирующее «клиповое мышление» у детей, требуют изменения в подаче учебной информации, а значит, поддержания интереса и за счет смены деятельности. Это условие требует от учителя нового подхода в обучении, в подаче информации, изменения своей роли как «дирижера» учебного процесса, овладения формами и методами, позволяющими развивать интерес учеников и потребность к самообучению.
3. Идея изменений.
С началом активного использования информационно-коммуникационных технологий, делающих урок насыщенным информацией, наглядностью, увеличилась индивидуализация и дифференциация обучения, занятия стали более интересными, учебная деятельность организуется рационально. Изучение материала происходит в основном за счет большого количества практических заданий на основе графиков, климатограмм, диаграмм, рисунков и т.д. Учащиеся самостоятельно делают недостающие в тексте выводы, учатся систематизировать полученную информацию, делать краткие записи. Методологическую основу опыта составляет практико-ориентированный материал, изложенный в пособиях известных авторов: В.В. Анисимова, А.А.Вербицкого, В.С. Ермакова, А.В.Хуторского, В.И. Сиротина.
4. Концепция изменений. В условиях современной педагогики потребовалось применить такие технологии обучения, которые бы способствовали разностороннему развитию творческого потенциала учащихся. Крайне важна роль мотивации в успешном обучении, обеспечивающая значительные успехи в учебе. Использование активных методов обучения позволяет организовать высоко мотивированную самостоятельную разнообразную деятельность обучающихся.
Технология проблемного изложения материала используется мной для активизации мыслительной деятельности на дидактическом этапе «Усвоение нового материала». Например, в 7 классе при изучении темы «Строение земной коры», после анализа карты предлагаю просмотреть отрывок из американской передачи про вулканы, где в конце звучит фраза: «Вулканы опасны! Они непредсказуемы! Где вулкан появится завтра? Может быть, у вас во дворе?». Предлагаю детям обсудить это высказывание, подтвердить или опровергнуть его на основе полученной из карты информации. Аналогичный подход используются на каждом уроке, внося моменты удивления, развивая активность, интерес. Результатом использования данного проблемно-диалогического подхода является: способность учащихся осваивать материал через анализ и самостоятельное установление причинно-следственных связей;
развитие логики, освоение нового через обобщение и систематизацию уже имеющихся знаний и жизненного опыта на научной основе.
Применение информационно-коммуникативных технологий направлено на формирование коммуникативной компетентности учащихся. Создавая собственные презентации, учащиеся учатся отбирать информацию, грамотно представлять ее, принимать критику и замечания. Применение программы Smart-Notebook, где можно перемещать климатограммы, изображения животных, прокладывать маршруты путешествий, развивает интерес, дети с большим желанием стремятся отвечать у доски. Благодаря видеороликам со страноведческим материалом, обеспечивается создание эмоционального фона на уроках, фильмы о родном крае способствуют изучению краеведения.
В результате такой деятельности повышается информационная грамотность учеников: получая через Интернет статистические данные, обрабатывают их, создают графики, диаграммы; использование Smart-доски, как для репродукции изученного материала, так и для создания различного вида карт, схем, моделей объектов, явлений; находя в разных источниках и анализировать информацию, дети учатся создавать «образ территории» по характерным признакам элементов природы на основе картографических, статистических, геоинформационных систем и ресурсов Интернет.
Таким образом, у учащихся формируется готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций, развивается творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску.
В игровых технологиях за счет компьютера и интерактивной доски расширились возможности, я чаще стала проводить уроки разных типов:
деловые игры, «пресс-конференции», уроки-ярмарка, аукционы, «Морской бой» и другие. Данный подход к изучению предмета развивает:
- коммуникативные способности обучаемых;
- творческую и познавательную деятельность;
- способности принимать решения в предложенной имитационной ситуации.
- интерес и мотивацию к изучению предмета география.
5. Условия реализации изменений.
Использование ИКТ и владение современными технологиями в учебном процессе стало неотъемлемым элементом профессиональной компетенции учителя-практика. Постоянное стремление к саморазвитию, прохождение курсов, участие в семинарах как участника, так и докладчика, позволили мне применять данные виды и формы деятельности в учебном процессе, интенсифицируя процесс обучения, делая его более наглядным и динамичным, что позволяет учителю повысить качество знаний учащихся.
Так, проведенное исследование в 7-х классах на протяжении трех учебных лет по одному тексту
теста дало результат:
В 2012 все три класса параллели (против одного в прежние годы) перешли на программу «Сферы», где практико-деятельный подход стоит в основе обучения. В процессе создания для учащихся ситуаций успеха в большой степени выигрывает здоровьесбережение, т.к. снижается уровень тревожности детей, благоприятно воздействуя на психологический климат на уроках. уменьшается время на домашнюю работу,
Отношения учитель-ученик, основанные на сотрудничестве, сотворчестве, личностных качествах учителя, системность в подаче учителем материала, настрой учащихся на самостоятельную поисковую работу, определение темпа урока, проработка всех этапов деятельности, являются залогом того, что учащиеся самостоятельно определяют для себя формы деятельности, способы достижения поставленных целей и задач, способы их выполнения, степень самостоятельности. Принцип доверия, открытости, уважительного отношения всех участников образовательного процесса, демократичность – это то, что является основой общения в образовательном процессе.