Для учеников
Дорогие друзья! Здесь вы найдете мои рекомендации для подготовки к урокам, олимпиадам, для расширения кругозора как в области географии, так и в других областях науки.
САЙТЫ, СОДЕРЖАЩИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ, КАРТОГРАФИЧЕСКИЕ И ДРУГИЕ ДАННЫЕ
- Сайт http://planetolog.ru/ Уникальное, богатое содержимое географической информации: карты, гербы, монеты и другая интересная информация о странах мира.
- Колекция ЦОР (ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ) http://school-collection.edu.ru/
- Институт географии РАН . Геграфические открытия. http://igras.ru/index.php?r=276
Сайт поддержки дистанционных проектов по географии и естествознанию. http://www.geo-edu.ru
- Ссылка на страницу Счетчика населения мира. http://countrymeters.info/ru/World
- Ссылка на страницу геомонитора Земли: сейсмическая активность в реальном времени.В мире - http://ecocollaps.ru/monitoringi/sejsmicheskij-mon..., в России http://eq24.ru/
Большая биографическая энциклопедия
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/10387...
- Наследие ЮНЕСКО. В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия. Ежегодно Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта Всемирного наследия». http://www.arrivo.ru/unesco.html
- Достопримечательности России - культурные и природные. http://www.ote4estvo.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/
- Книга Л.Репина "Затерявшиеся в тайге". Книга о том как трое молодых людей пошли в тайгу на один день, но заблудившись, вынуждены были в ней выживать три недели. Как это им удавалось и о многих других их приключениях - эта уивительная книга. Можно читать онлайн или скачать. http://royallib.ru/book/repin_leonid/zateryavshies...
ВИДЕОРОЛИКИ, ФИЛЬМЫ - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ помогут вам, друзья, в изучении географии, истории и других наук.
1. Ссылка на ролик о Магнитке - первом советском металлургическом комбинате на Урале. http://my.mail.ru/video/bk/olga55-55/_myvideo/1.ht...
2. Выпущена серия фильмов "Великие мечтатели":
http://ikinokz.net/15412-velikie-mechtateli.html
1) Жюль Верн - полет на Луну. (еще один сайт) http://zerx.ru/46732-velikie-mechtateli.html, htt...
2) Леонардо да Винчи
3) Никола Тесла
4) Архимед - повелитель чисел"
5) Константин Циолковский
3. Ссылка на фильм "Демидовы" по роману Федорова "Каменный пояс" - об освоении Урала в конце 16-нач.17 в.в. http://my.mail.ru/video/mail/pawlad79/10611/10692....
4. Ссылка на фильм "Семен Дежнев". http://yandex.ru/video/search?text=%20%D0%A1%D0%B5...
5. Ссылка на фильм "Н.М. Пржевальский". Мосфильм, 1951г. http://youtu.be/KM7kT5xVIZY
6. Ссылка на фильм "Залив счастья" о Г.И.Невельском - выдающемся исседователе Приамурья и Приморья. http://my.mail.ru/video/bk/petrov.28/8795/9871.htm...
7. Ссылка на фильм "Каменный цветок" по сказам Бажова. http://kinobank.org/movie/4981/online/
8. Ссылка на фильм "Сокровища Амазонки". http://youtu.be/il2l3MCjXqE
9. "Халакост" - это клей для обоев". Ролик-превью к фильму, основанному на реальных событиях настоящего времени. Фильм о сестрах, заявивших что слово "Халакост" - это клей для обоев, и, затем, попавших в концлагерь и с ужасом узнавших истиное его значение. http://www.youtube.com/watch?v=J026zS3D3wQ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olimpiada_tsentr_tvorcheskikh_initsiativ_snail_ii_vserossiyskaya_distantsionna.doc | 366.5 КБ |
Предварительный просмотр:
II Всероссийская дистанционная олимпиада по Географии. Задания. - -
ЦЕНТР ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ «SNAIL»
II Всероссийская дистанционная олимпиада по Географии
Задания
OGE-1
6 – 7 класс
Ι. План и карта
1. Какие способы картографического изображения явлений на тематических картах вам известны?
2. На рисунке 1 изображен остров Х. Используя все условные знаки рисунка, выполните задания:
1) Опишите размещение растений на острове.
2) Определите способы картографического изображения, использованные на рисунке.
3. Всем хорошо известен способ определения сторон горизонта с помощью компаса. Какой прибор, имеющийся в каждом доме, может быть использован для этих же целей? Составьте краткую инструкцию по использованию данного прибора в заданной ситуации.
4. В градусном измерении маршрут двух путешественников составил 10˚, но при этом один из них совершал путешествие по Гринвичскому меридиану, а другой по 40 параллели. Одинаковое ли количество километров прошли путешественники? Свой ответ подтвердите математическими расчетами.
5. Кто был автором первой географической карты с градусной сеткой?
6. В поисках клада пираты шли сначала на северо-восток, потом на юг, далее на юго-запад. В каких направлениях они будут возвращаться обратно, если они пойдут тем же путём?
7. Напишите кто:
1) Доказал, что Земля имеет форму шара.
2) Впервые применил термины "география", "широта" и "долгота".
3) Составил первый атлас.
ΙΙ. По странам и континентам.
- На каком материке живут самые высокие люди на планете? Кто они?
- В какой стране мира фрукты едят, зажав нос? Ответ поясните.
- Известно, что самой северной столицей мира является «дымящая бухта» Рейкьявик (64˚ с.ш.) А где расположен её антипод?
- В типографии при наборе перепутали названия географических объектов и выпустили карту с такими названиями: Белый Бельт, Большой Нил, Верхняя Земля. Восточные горы, Огненная Вольта, Скалистые Гаты, Черный Рог, Золотой Иртыш.
Устраните ошибки в названиях географических объектов.
ΙΙΙ. Гидросфера
- Откуда идет выражение «семь морей»? Назовите эти моря.
- Откуда произошли «цветные» названия морей: Красное, Желтое, Белое, Черное? Знаете ли вы ещё какие-нибудь цветные моря?
- Какие факторы, кроме притяжения Солнца и Луны, воздействуют на уровень моря?
- Что такое «конские широты» Где они находятся?
- Составьте пары «прибор - единицы измерения». Опишите оставшийся без пары прибор. Для чего он применяется?
Приборы: барометр, гигрометр, осадкомер, сейсмограф, эхолот
Единицы измерения: балл, миллиметр, миллиметр ртутного столба, процент
IV. Творческое задание
Ребус – один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Используя следующие правила, составьте не менее трех ребусов для следующих слов:
Карта, компас.
Критерии оценивания:
Соответствие ребуса предложенной теме - 1 балл
Оригинальность ребуса - 3 балла
====================
8 – 9 класс
Ι. Карта-второй язык географии
1. При подготовке к лыжному походу на плато Путорана спортсмены решили провести тренировочный выход в район, сходный с местом похода по рельефу и другим природным условиям. Помогите выбрать оптимальный район тренировок в европейской части России. Обоснуйте своё решение.
2. Какие виды проекций преимущественно выбирают для создания карт Российской Федерации? Чем это объяснить?
3. Лондон в Канаде, Москва в США… А где в России можно побывать в Париже, Берлине, Венеции?
4. На какой широте 22 июня продолжительность дня равна суткам?
5. Выделите два верных утверждения:
1) все параллели равны по длине.
2) если меридианы провести через 1˚, то в каждом полушарии их будет по 90.
3) все меридианы равны по длине.
4) если параллели провести через 1˚, то в каждом полушарии их будет по 360.
6. Самолёт вылетел из Читы в Мурманск в 22 часа. В Мурманске самолёт приземлился в 21 час по местному времени. Используя карту часовых поясов, определите, сколько времени самолет находился в полёте.
7. Выделите наиболее полный и правильный ответ. Наряду с Россией к планетарной зоне Севера относятся части территорий:
1) Канады, США, Швеции, Чили, Аргентины;
2) Канады, США, Финляндии, Норвегии, Новой Зеландии;
3) Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии. Исландии, Канады, США;
4) Исландии, Канады, США.
ΙΙ. По родной стране
1. Напишите соответствие между образным названием и городом. Укажите, какие города изменили свои названия и как они назывались раньше.
- Северная Пальмира
- «Столица Урала»
- « карман России»
- « ворота Кавказа
- духовный центр русского православия
- « Третий Рим»
- Найдите неизвестные члены экономико-географических пропорций:
1)
2)
3)
- Определите архипелаг у берегов России, о котором идет речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Группа островов, расположенная к востоку от одного из крупных полуостровов. Включает четыре острова, населённые в основном морскими котиками и птицами. Архипелаг открыт в первой половине VIII века.
Могила какого мореплавателя располагается на одном из островов? Какая знаменательная линия проходит к востоку от островов?
- Определите регион России по его описанию.
«Обширное плоскогорье с суровым континентальным климатом, широко развитой сетью полноводных рек, покрытое лиственничными лесами».
- Выделите верное утверждение:
- единственным незамерзающим морским портом России является Санкт-Петербург;
- Транссибирская железнодорожная магистраль огибает озеро Байкал с юга;
- навигация на реках Сибири продолжается круглый год;
- в России наименее плотная сеть автомобильных дорог с твердым покрытием характерна для областей Центрального экономического района.
- О каком народе России идет речь? Назовите столицу этой республики.
Этот народ относится к тюркской языковой группе. Исповедует буддизм. Республика, в которой он составляет большинство, одной из последних вошла в состав нашей страны. Её территория отличается резкими природными контрастами: с горными тундрами соседствуют степи и полупустыни. Главные полезные ископаемые – асбест и каменный уголь.
- Субъект федерации Х граничит с несколькими другими. О них известно:
О первом – здесь находится исток самой полноводной реки России бассейна Атлантического океана. О втором – здесь находится самый крупный металлургический комбинат в бассейне самой полноводной реки Европейской России. О третьем – здесь находится место упокоения А.С. Пушкина. О четвертом - О событиях на этой территории написано стихотворение А. Твардовского: Я убит подо Ржевом. Определите все субъекты.
ΙΙΙ. Гидросфера
- Почему катастрофический подъём уровня воды в Неве, описанный А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник», часто происходит осенью, а не весной, когда по образному выражению М.Ю.Лермонтова, в России наступают «разливы рек, подобные морям»?
- Назовите протекающие в нашей стране реки, от названия которых происходят фамилии героев произведений русской литературы. Назовите литературные произведения, где участвуют эти герои.
- Какой морской порт находится в 700 км от моря? Как он называется?
- Выделите группу озёр, через которые проходит Волго-Балтийский водный путь:
- Баскунчак и Эльтон;
- Селигер и Чудское;
- Таймыр и Байкал;
- Онежское и Ладожское.
- Установите пары: город – река
- Уфа
- Архангельск
- Краснодар
- Липецк
- Хабаровск
- Орёл
- Курган
- Екатеринбург
- Челябинск
- Красноярск
- Миасс
- Тобол
- Енисей
- Северная Двина
- Белая
- Кубань
- Воронеж
- Ока
- Амур
- Исеть
- Из предложенного списка исключи лишнее. Свой выбор обоснуйте.
Ванино, Де-Кастри, Холмск, Корсаков, Туапсе, Посьет, Пластун.
- Определите, о каком судоходном речном канале на территории России идёт речь, и ответьте на дополнительные вопросы.
Канал длиной 101 км соединяет две крупные реки в месте наибольшего сближения. План строительства канала существовал ещё при Петре Ι, однако его строительство было осуществлено лишь в середине 20 века.
По картам атласа определите, где расположена самая низкая часть канала.
Какие грузы перевозятся по каналу в одну и другую стороны?
IV. Творческое задание
В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Наша страна представлена в Списке восемью объектами. Назовите эти объекты и составьте синквейн по одному из них.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
Например, синквейн на тему «Государство».
Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое. (Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (Три глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Критерии оценивания:
Соответствие структуре синквейна -1 балл
Соответствие предложенной теме -1 балл
Грамотность изложения 1 балл
Оригинальность изложения – 2балла
====================
10 – 11 класс
Ι. Природа Земли
1. Определите географическую широту пункта, если известно, что в дни равноденствия полуденное солнце стоит там над горизонтом на высоте 21˚. Тень от предметов падает на север.
Какую формулу вы будете использовать для решения этой задачи?
Поясните все обозначения в этой формуле
2. Определите, какому климатическому поясу (области) принадлежит климатограмма. Где может находиться эта территория? Приведите пример населенного пункта на этой территории. Свой выбор обоснуйте.
3. Определите, в каком из пунктов, обозначенных буквами на карте Австралии,1 февраля солнце будет находиться выше всего над горизонтом в 5 часов утра по солнечному времени Гринвичского меридиана.
4. Выделите верные утверждения:
1) долгота - угол между плоскостями нулевого меридиана и экватора;
2) граница между северным и южным полушариями проходит по экватору;
3) нулевой и 180 меридианы находятся на одной плоскости;
4) градусная сеть позволяет определить координаты точек только на суше.
5. Выделите город, в котором солнце бывает в зените 2 раза в год:
1) Сингапур (1˚ 20́́ с. ш.) 2) Лос-Анджелес (34́˚с. ш.)
3) Санкт-Петербург (60˚ с.ш.) 4) Буэнос-Айрес (35˚ ю.ш.)
6. Думаем, вам известен этот герой произведений Ильфа и Петрова. Попробуйте решить географическую задачу с его участием.
Со стороны какой деревни и по какому азимуту в половине двенадцатого вошёл в Старгород молодой человек лет 28, за которым бежал беспризорный? Подданным какой страны был его отец? Как звучит полное имя этого молодого человека?
ΙΙ. По странам и континентам
- Определите страну и назовите её соседей, если о них известно:
О первом: Здесь родился автор «Моны Лизы»;
О втором: Название страны происходит от финикийского выражения— «берег кроликов».
О третьем: Здесь находится штаб-квартира, крупнейшего военно-политического блока;
О четвертом: Гражданство этой страны в своё время получил уехавший из России Александр Иванович Герцен.
- Россия относится к государствам, граничащим на суше с большим количеством стран. Сколько соседей первого порядка у России? С каким государством у России самая длинная граница, а с каким – самая короткая?
- На гербе какой латиноамериканской страны были начертаны слова: «Страну разъединяет, мир соединяет» О чём может идти речь?
- Этот город воплотил мечты человечества об идеальном технополисе. Город спланирован в форме самолёта. Назовите этот город и объекты, расположенные в центре«фюзеляжа» и «носу».
- Разбейте перечисленные страны на группы по преобладающей религии:
Алжир, Бангладеш, Болгария, Грузия, Ирак, Испания, Коста-Рика, Монголия, Мьянма, Польша, Швеция, Эстония, Япония
- Разбейте перечисленные территории(Ангола, Аруба, Индонезия, Макао, Сан-Томе и Принсипи, Суринам) на бывшие колонии: А – Португалии и Б – Нидерландов.
- Типичное явление английского общества – индивидуализм. Изречение «мой дом – моя крепость» стало классическим. А какому народу присущ коллективизм? Дайте краткое пояснение.
- Дайте определение приведенным названиям и укажите государства, входящие в эти объединения. Какие из перечисленных группировок относятся к региональным, а какие к отраслевым?
- АСЕАН
- Большая семерка
- НАФТА
- ОПЕК
- СНГ
- КАРИКАМ
- На рисунках приведены половозрастные пирамиды. Определите, для каких из предложенных стран они подходят. Какой тип воспроизводства населения характерен для каждой страны. Как это выражено в пирамиде?
Страны:
1. Япония;
2. Венесуэла.
Рис 1. Рис.2
ΙΙΙ. Мировое хозяйство
- Выделите вид транспорта, которым перевозится подавляющая часть грузов в мире:
- автомобильным;
- трубопроводным;
- авиационным;
- морским.
- Выделите страну, обладающую максимальной протяженностью автомобильных дорог в мире:
- Швеция;
- США;
- Индонезия;
- Великобритания.
- Выделите страну, обладающую наибольшим тоннажемморского торгового флота:
- Чад;
- Парагвай;
- Эстония;
- Панама.
- Выделите вид грузов, преобладающих в структуре морских перевозок:
- нефть и нефтепродукты;
- бокситы и глинозём;
- лес и пиломатериалы;
- железная руда и стальной прокат
- Выделите группу латиноамериканских стран, обладающих наиболее крупными экономическими систмами:
- Колумбия, Венесуэлла, Пенру;
- Уругвай, Парагвай, Куба;
- Бразилия, Мексика, Аргентина;
- Чили, Перу, Боливия.
- Выделите страну, обладающую запасами угля мирового значения:
- Ливия;
- Китай;
- Финляндия;
- Молдавия.
- Выделите группу зерновых культур, являющихся ведущими в мире:
- рожь, ячмень, рис;
- пшеница, овес, сорго;
- просо, овес, кукуруза,
- пшеница, рис, кукуруза.
- Установите соответствие « река – порт»:
- Рейн а) Гамбург
- Эльба б) Гавр
- Темза в) Роттердам
- Сена г) Лондон
- Вы работаете в туристическом агенстве, и вам предложили разработать путешествие по Дунаю. Укажите, какие города, являющиеся столицами европейских стран, вы можете предложить посетить туристам:
1) Париж;
2) Вена;
3) Будапешт;
4) Прага.
- « Московская кофейня на Паяхъ» - крупнейший в России производитель кофе –ищет поставщиков сырья в латинской Америке. В прессе каких стран целесообразно разместить эту информацию? Какие лучшие сорта кофе могут предложить в этих странах?
IV. Творческое задание
В 1972 году ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Назовите объекты всемирного наследия на территории зарубежной Европы и составьте синквейн по одному из них.
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
Например, синквейн на тему «Государство»
Государство: (Заголовок)
Независимое, правовое. (Два прилагательных)
Собирает налоги, судит, выплачивает пенсии. (3 глагола)
Государство – это мы! (Фраза, несущая определенный смысл)
Критерии оценивания:
Соответствие структуре синквейна -1 балл
Соответствие предложенной теме -1 балл
Грамотность издлжения-1 балл
Оригинальность изложения – 2балла
Ждем работы не позднее 9 октября 2010 года!
© Центр Творческих Инициатив «Snail» http://www.nic-snail.ru
E-mail: konk@nic-snail.ru