Педагогические/образовательные технологии

Максимова Александра Андреевна

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.

В своей работе я комбинирую, в основном, такие технологии, как

  • технология проблемного обучения,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • информационно – коммуникационная технология.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения на уроках физики в общеобразовательной школе

Одним их методов активизации познавательной активности учащихся является создание проблемной ситуации на уроках. Необходимо добиться того, чтобы ученики не получали знания в готовом виде, а пытались приобрести их самостоятельно.

Необходимо добиться того, чтобы ученики не получали знания в готовом виде, а пытались приобрести их самостоятельно. Ведь известно, что «плохой учитель сообщает истину, хороший — учит ее находить» (А. Дистерверг)

Технология проблемного обучения отличается тем, что учитель

• создает определенную познавательную ситуацию, помогает ученикам выделить учебную проблему, понять ее и «принять»;

•  организует учеников для самостоятельного овладения новым объемом знаний, необходимых для решения проблемы;

• предлагает широкий спектр способов использования полученных знаний на практике.

Что же такое учебная проблема? Под ней мы понимаем такую учебную задачу, результат или способ реализации которой фактически неизвестен, поэтому, чтобы решить ее, ученикам необходимо включиться в интенсивную поисковую деятельность. На протяжении урока учитель вводит школьников в суть проблемы, вызывает противоречие между знаниями, умениями и навыками, которыми владеют ученики, и теми фактами, законами, явлениями, о которых им сообщается. Для того, чтобы ситуация стала для школьников проблемной, необходимо, чтобы они имели возможность ее решить. Это значит, что учебной проблемой становятся те вопросы, ответы на которые не содержатся в уже имеющихся знаниях учеников, вызывают интеллектуальные затруднения, но посильны для учеников.

Существует ряд требований к созданию проблемных ситуаций:

  1. Учебная проблема должна быть связана с изучаемым материалом и вытекать из логики познавательного процесса.
  2. Проблемы должны создавать познавательные трудности, которые возникают из объективных противоречий, свойственных изучаемому материалу.
  3. Проблемные вопросы должны быть посильны для учеников.
  4. Проблемный вопрос обязательно должен продемонстрировать ученикам недостаточность имеющихся у них знаний, побуждать к высказыванию новых идей.
  5. Проблемные вопросы должны опираться на предыдущий опыт и имеющиеся знания учеников.
  6. Основным своим содержанием проблема должна направлять познавательный поиск учеников.
  7. Проблемные вопросы должны влиять на эмоциональное состояние учеников, заинтересовать их содержанием и методами решения, активизировать деятельность учеников, положительно повлиять на мотивацию обучения.

Согласно утверждению И. Я. Лернера, проблемное обучение может осуществляться на разных уровнях:

1. На уровне проблемного изложения материала учителем, который сам создает проблемную ситуацию и сам ее решает.

2. На частично-поисковом уровне, когда учитель создает проблемную ситуацию, а ученики вовлекаются в ее решение лишь на отдельных этапах.

3. Проблемную ситуацию создает учитель, а решают ее ученики в процессе самостоятельной деятельности.

4. Ученики сами формулируют и решают проблему (это так называемый исследовательский метод изучения нового материала).

Рассмотрим систему приемов создания проблемных ситуаций. Формирование такой системы каждым учителем физики является необходимым условием развития его педагогического мастерства, условием достижения высокой результативности учебно-воспитательного процесса.

 1.  Ситуация неожиданности возникает при ознакомлении учеников с фактами, явлениями, опытами, выводами, которые вызывают удивление, кажутся необычными, парадоксальными. Например, учитель задает вопрос: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?», который служит основой для создания проблемной ситуации. Показывая известный опыт, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре, учитель создает ситуацию неожиданности. Другими примерами могут служить такие проблемные вопросы как, «Как заставить звонок «замолчать», не прикасаясь к нему?», «Сможет ли тетрадный листочек удержать воду в стакане высотой 1 метр?», «Можем ли управлять полётом (удерживать в воздухе, менять направление) кусочка ваты?».

2. Ситуация конфликта используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов. Такие ситуации часто возникали в истории развития физики. Например, изучение интерференции волн учитель начинает с демонстрации волн на воде. Ученики наблюдают фронты волн от точечного вибратора, а затем от двух точечных когерентных вибраторов. При этом возникает конфликт — ученики наблюдают «застывшие» фронты волн в виде симметричных полос. Почему картина из динамической стала статической и изменила свой вид? Рассматривая этот конфликт, ученики изучают суть явления интерференции волн. Другие примеры: «притягивание и отталкивание проводников с током в опыте Ампера»,  «притягивание нейтрально заряженной «гильзы» к заряженной», «температура кипения воды отличается от табличного значения (при условии проведения опыта в высокогорной местности)» и т.д.

3. Ситуация предвидения заключается в выдвижении учителем гипотезы о возможности существования определенной закономерности или явления с вовлечением учеников в исследовательский поиск. Например, учитель делает такой прогноз: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения проблемы, ученики в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.

4. Ситуация опровержения создается тогда, когда ученикам предлагается доказать неосуществимость какой-либо идеи, проекта, доказательства, антинаучного вывода. Например, предлагается доказать невозможность создания определенного проекта вечного двигателя, или существования на Земле насекомых слишком больших размеров, или движения со скоростью, превышающей скорость света в вакууме, и тому подобное.

5. Ситуация несоответствия заключается в том, что жизненный опыт учеников, понятия и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными. Например, при изучении в 7 классе архимедовой силы ученикам предлагается такой вопрос: «Есть два одинаковых сосуда, доверху заполненных водой. В одном из них плавает деревянный брусок. Какой из этих сосудов более тяжелый?» Ученики считают, что тяжелее будет сосуд, в котором плавает брусок (поскольку добавляется лишнее вещество). Некоторые считают, что тяжелее будет сосуд без бруска (сосуды заполнены доверху, а плотность дерева меньше плотности воды). Взвешивание сосудов показывает, что вес их одинаков. Почему? Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел.

6.  Ситуация неопределенности возникает тогда, когда предложенное проблемно - задание имеет недостаточно данных для получения однозначного ответа. Например, ученикам известно, что сопротивление металлических проводников увеличивается с повышением температуры. Учитель задает вопрос: «Как будет изменяться сопротивление полупроводников (или электролитов) при нагревании?» Ученики не могут дать однозначный ответ в связи с тем, что им неизвестно, как будет вести себя новое вещество (полупроводник или электролит) с повышением температуры, какие процессы, изменения в состоянии вещества будут сопровождаться нагреванием. Во время решения проблемной задачи учитель формирует у детей понятие о зависимости сопротивления полупроводников (электролитов) от температуры.

Проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока, во время выполнения разнообразных заданий.

Рассмотрим несколько примеров.

1. Проблемное обучение при решении физических задач (в частности межпредметного характера). Под проблемой следует понимать такую задачу, в которой «сформулировано определенное требование, выполняющееся на основе знаний физических законов, но в котором отсутствуют прямые или косвенные указания на те физические явления, законы которыми следует воспользоваться для решения этой задачи».

2. Проблемное обучение в ходе выполнения физического эксперимента

3. Домашние проблемные задания

4. Проблемное изучение физических явлений

5. Поисковая беседа

6. Проблемная ситуация может создаваться также в процессе изучения физических законов, теорий, реализовываться во время проблемного изложения материала

7. Источником проблемных задач могут служить факты из истории физики и техники.

8. Создание проблемной ситуации путем опоры на жизненный опыт учеников, связь обучения с жизнью; практикой

9. Создание проблемных ситуаций с помощью технических средств обучения

10. Создание проблемных ситуаций на основе использования межпредметных связей.

Условия повышения эффективности проблемного обучения:

1. Перед тем, как сформулировать проблему и начать решать проблемную задачу, учитель должен проверить, готовы ли ученики к ее решению, владеют ли они достаточным для этого запасом знаний.

2. Учитель не должен ни объяснять того, в чем ученики способны разобраться самостоятельно, ни делать того, что могут выполнить ученики, всегда помнить известное высказывание Я. А. Коменского: «Учитель должен меньше учить, ученики должны больше учиться».

3. В процессе осуществления проблемного обучения следует учитывать индивидуальные, возрастные особенности учеников, осуществлять процесс дифференциации обучения, внедрять групповые формы организации учебной деятельности, при этом предоставлять преимущество гетерогенным группам.

4. Реализуя принцип систематичности осуществления проблемного обучения, необходимо помнить суждение К. Д. Ушинского о том, что приучать учеников осуществлять умственный труд необходимо постепенно, начиная с младших классов. Для этого следует:

• строить учебный процесс так, чтобы изучение нового материала опиралось на знание освоенного ранее;

• помнить, что каждый урок потенциально содержит нерешенные проблемы, которые необходимо решать, опираясь на знание предыдущего материала;

• не забывать, что чем чаще решать проблемы, тем менее болезненным и более простым будет процесс их решения.

5. Перед решением проблемных заданий стоит мотивировать необходимость их выполнения. При этом полезно помнить мнение К. Д. Ушинского о том, что умственный труд наиболее тяжел для ребенка, которому легче целый день работать физически, выучить наизусть большое стихотворение, чем мыслить. Актуально относительно этого тезиса также мнение известного педагога Н. Н. Палтишева о том, что цели можно достичь лишь в том случае, когда ребенку понятно, для чего он выполняет задание.

6. Необходимо постепенно усложнять проблемные задания, вносить в них что-то новое, неизвестное. Сначала учитель показывает ученикам, как решать проблемное задание, предлагает им выполнить аналогичное. Потом, после решения учителем проблемы, ученикам предлагается для решения проблемная задача, достаточно удаленная от данного образца. Наконец, ученики изучают теоретический материал, после чего пытаются решить проблему самостоятельно.

7. Хотя бы некоторые проблемы ученики должны решать в письменном виде, поскольку при устном выполнении проблемных заданий работают, прежде всего, 5—6 учеников (имеется в виду, что у учителя не всегда есть возможность осуществлять дифференциацию заданий), часто одни и те же. Конечно, письменное выполнение проблемных заданий занимает больше времени, но через 6-8 уроков ученики привыкают к такой работе и выполняют задания намного быстрее.

8. Учитель должен обратить внимание на необходимость внесения разнообразия в рамках познавательной ситуации одного вида, то есть на одном уроке должны решаться познавательные, оценивающие, организаторские, производственные и другие проблемные задачи.

9. Необходимо помнить слова известного психолога С. Л. Рубинштейна о том, что «каждый человек видит тем больше нерешенных проблем, чем шире круг ее знаний; умение видеть проблему — функция знаний».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1. Векслер С. И. Современные требования к уроку. — М.: Просвещение, 1985.

2. Малафеев Р. И. Проблемное обучение физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1980.

3. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1993.

4. Менчинская Н. А. Психологические проблемы активности личности в общении. — М.: Педагогика, 1973.

5. Оконь В. Основы проблемного обучения. — М.: Просвещение, 1968.

6. Разумовский В. Г. Творческие задачи по физике. — М.: Просвещение, 1960.

7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Педагогика, 1949.

8. Усова А. В., Бобров А. А. Формирование учебных умений и навыков на уроках физики. — М.: Просвещение, 1988.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Физика в подавляющем большинстве школ изучается в среднем и старшем звене, чаще всего, с 7 класса, когда у школьников уже начинают проявляться и обостряться различные хронические и “приобретенные” заболевания. Не менее важен и тот факт, что по шкале трудности предметов (по И.Г.Сивкову) физика занимает “почетное” третье место – 9 баллов из 11. Естественно, что при изучении этого предмета школьникам приходится испытывать значительные интеллектуальные, психоэмоциональные и даже физические нагрузки. Естественно, что перед учителем физики неизбежно встает задача качественного обучения данному предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении этой задачи и могут помочь здоровьесберегающие технологии как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности учащихся.

На уроках физики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, в то же время надо учитывать уровень усталости детей, стараться не причинить вред здоровью.

Создание адаптивного пространства для каждого отдельного ученика осуществляется через:

  • дифференциацию и индивидуализацию обучения;
  • использование игровых технологий;
  • проектную и коллективную деятельность.

Осуществляю интеграцию учебной и внеурочной деятельности учащихся: решение личностно значимых для ученика прикладных задач способствует расширению их кругозора, усилению интереса к науке физике. Включаю в программу вопросы, связанные с физикой человека, что позволяет учащимся продвинуться по пути познания самих себя, лучше понять природу человека и его возможностей.

Создание благоприятного психологического климата на уроке является одним из важнейших аспектов современного урока. При этом с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Все здоровьесберегающие уроки по физике можно условно разделить на следующие виды:

  1. Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения, так как содержание урока имеет отношение к здоровью (например, урок по теме «Глаз. Близорукость и дальнозоркость» - профилактика нарушения зрения 8кл.).
  2. Это урок, в котором используются физические физкультминутки. Таким образом, учащиеся не только меняют вид деятельности, но и закрепляют пройденный материал в игровой форме.
  3. Это может быть стандартный, типичный, хорошо продуманный методически урок по физике, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, так как это урок, на котором учитель:

- формирует интерес к своему предмету;

- устанавливает доверительные, партнерские отношения;

-продумывает урок максимального умственного, психологического и нравственного комфорта;

-максимально использует индивидуальные особенности учащихся для повышения результативности их обучения.

Главным критерием такого урока является желание детей, уходя с урока, встретиться вновь с уроком физики, где комфортно, где есть душевное взаимодействие ученика и учителя, где есть возможность творчески раскрыться, где интересно, а физика понятна.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях.

Каждый учитель на своем уроке должен заботиться о здоровье учащихся. Поэтому на своих уроках я слежу за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока провожу физкультминутки, особое вниманию уделяю гимнастике для глаз, осанке.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ.

7 класс, изучение темы «Строение вещества».

Одна группа детей на уроке изображает поведение молекул в твёрдых телах - дети становятся изображая кристаллическую решётку, берутся за руки и хаотически колеблются, другая группа детей демонстрирует строение жидкостей - дети уже не так крепко держатся за руки, расстояние между ними больше, движение молекул хаотическое, третья группа учеников изображает строение газов и поведение молекул в нём: молекулы свободно двигаются, изредка сталкиваются между собой. Все модели наглядны и хорошо запоминаются.

8 класс, изучение темы «Теплопроводность»

Прошу всех учеников выйти из-за парт и стать в шеренги. Прошу: «Изобразите гвоздь. Мы частички этого гвоздя. Предлагаю показать, как ведут себя частички этого гвоздя.

Объявляю: «Нагреваем кончик гвоздя. Изобразите, что происходит с каждой частичкой гвоздя».

Упражнения для формирования правильной осанки и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз – хлопок и вверх – хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем – будет прок.

(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим – вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем.

(Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.)

Потянулись, растянулись

Вверх и в стороны, вперед.

(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперед.)

И за парты все вернулись –

Вновь урок у нас идет.

(Дети садятся за парты.)

Любые упражнения выполняются при условии мысленного и эмоционального настроя на формирование красивого, здорового и «умного» тела.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше – выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на место побежали.

Упражнение по формированию осанки. (Инерция, I закон Ньютона, равновесие)

Положить книгу на голову – медленно походить по классу. Почему у одних не получается, а у других книга долго сохраняет равновесие.

Гимнастика для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (досчитать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (досчитать до 5). Повторить 4—5 раз.

3. Смотреть вдаль перед собой — 2-3 секунды. Перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

4. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивал головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

5. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки — на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль — на счет 1 —6. Повторить 4—5 раз.

6. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — 6. Повторить 1 —2 раза.

7. Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать зрачками слева направо. Затем справа налево. Повторить 3 раза в каждую сторону.

8. Медленно переводить взгляд вверх — вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.

Исходя из этого можно сделать вывод: здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Шутка, улыбка создадут эмоциональную разрядку, позволят переключить внимание, сохранить темп урока и его плотность.

Таким образом, учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического и физического здоровья детей, повышать устойчивость нервной системы учащихся

Информационные ресурсы:

  • Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
  • Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.



Предварительный просмотр:

Агентство образовательных инициатив «VolgaEducationGroup»

V всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Методический потенциал российского образования -2018»

Методическая разработка физминуток во время учебных занятий

Тематические физминутки на уроке физики

Составители: Максимова Александра Андреевна,

учитель физики

Улан-Удэ

2018

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………………………………….

3

1.

Тематические физминутки…………………………………………………………………

4

Механика……………………………………………………………………………

5

Молекулярная физика………………………………………………………………

8

Электростатика……………………………………………………………………

9

Электричество и  Магнетизм………………………………………………………

9

Оптика………………………………………………………………………………

11

Заключение…………………………………………………………………………………

13

Использованная литература…………………………………………………………………

14

Приложение…………………………………………………………………………………

15

Введение

Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет через 12-15 минут (1), а у старшеклассников - через 20 минут! Таким образом, необходимость физминуток, как разгрузочных моментов, очевидна. Однако так хочется, чтобы каждая минута урока не была потеряна для усвоения тем физики.

Представленные ниже примеры физминуток направлены не только на снятие мышечного статистического напряжения, но и на закрепление или повторения понятия или явления в физике. Таким образом,  мы добиваемся достижения нашей главной цели урока и дополнительно сохраняем работоспособность учащихся.

Цель методической разработки: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития теоретических и практических навыков на уроках физики через применение тематических физминуток.

Задачи методической разработки:

  • повысить мотивацию к изучению физики;
  • развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • способствовать созданию комфортных условий на уроках физики;
  • закрепить ранее пройденный материал или познакомить с материалом на опережение.
  • изучить влияние физминуток на степень усвоения знаний учащимися 7-11 классов.

Данная методическая разработка будет полезна учителям физики для составления картотеки физминуток для своих занятий, используя предложенную классификацию по основным темам физики.

Объект методической разработки – здоровьесберегающие технологии на уроках физики.

Предмет методической разработки  — физминутки, как способ создания условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития теоретических и практических навыков на уроках физики.

Реализация. Любую из предложенных физминуток можно использовать как в 7 классах (как материал на опережение), так и в 11 классах (как материал для повторения).

В соответствии с отведёнными часами физики на класс, в 7-9 классах, применение физминуток возможно на каждом уроке, в 10-11 классах 2 раза в неделю, используя различные их комбинации, ориентируясь на степень утомления учащихся.

1. Тематические физминутки

Урок 45 минут. Как не потерять ни одной минуты, и в тоже время не переутомить детей, не усыпить потоком новой информации, заставить смеяться и удивляться, быть внимательным и самостоятельно пытаться разобраться в явлениях, окружающих нас. Для этого существует много приёмов обучения, мы предлагаем познакомиться с одним из них – проведение физических минуток, но не тех, что ассоциируются с физкультурой, а именно непосредственно связанных с физикой, с её экспериментальной частью.

При 2х часах в неделю в 7-10 классах достаточно иметь набор 50 таких минуток. На неделю подготовить 2 из набора и провести их во всех классах – начиная в 7 и заканчивая 11. Это займёт на уроке от 1 до 5 минут, но для одних это будет опережающее знакомство, для других – новая тема, для третьих – повторение. При многократном повторении эти минутки откладываются в памяти очень легко и помогают усвоить материал без всякого труда.

Рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.(9, с. 31)

Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.

В состав упражнений для физминуток входят:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укреплению мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • психогимнастика,
  • дыхательная гимнастика.(10)

Приведём примеры применения данных физминуток:

  • В сентябре на I уроке планируем физминутку на определение центра тяжести человека и вывода его из устойчивого равновесия. Для 7-го класса это будет связь с понятием «физическое тело», центр тяжести и вывод из положения равновесия. Для 8-го класса это не только повторение этих моментов, но и определение тела как «материальной точки». Для 9-го класса усвоение темы «материальная точка» и «центр тяжести тела». Для 10 класса повторение темы «устойчивость равновесия», «виды равновесия», возможность выхода из положения равновесия. 11 класс сам уже легко объясняет, почему человек не может оторваться от стула или стены.
  • В ноябре, на I уроке второй четверти планируем физминутку на понятие плотности тел и условий плавания тел в жидкостях. Работа с таблицей плотностей, как повторение материала в 8х – 11х классах, а для 7 класса - это будет новая тема.

Открывая таблицу плотностей учебника, учащимся предлагают встать, если тело данной плотности всплывает в другой, присесть, если тело тонет, и  сидеть на месте, если тело находится в равновесии в указанной жидкости.

Например.  

  • Платина в машинном масле. Учащиеся встают со своих мест и приседают (тело будет тонуть).
  • Сосна и машинное масло - дети встают (тело всплывает).
  • Парафин и машинное масло - остаются сидеть на месте (тело находится в равновесии с жидкостью).

Мрамор и ртуть, кирпич и серная кислота, капрон и вода морская, лёд и керосин, лёд и ацетон, нефть и лёд, пробка и бензин, медь и мёд.

В таблице 1 представлена классификация физминуток по основным темам физики.

Таблица 1. Распределение физминуток по темам физики.

№ физминутки

Тема

Характеристика упражнения /

Описание упражнения

1.1. Механика

Инерция

Упражнение на укрепление мышц брюшного пресса и  формирование осанки.

Учащиеся становятся пассажирами в автобусе, а учитель-водитель. Учитель демонстрирует резкие повороты в сторону, учащиеся показывают с помощью наклонов туловища, в какую сторону по инерции они отклоняются.

Инерция,

I закон Ньютона, равновесие

Упражнение по формированию осанки.

Положить книгу на голову – медленно походить по классу. Почему у одних не получается, а у других книга долго сохраняет равновесие.

Условия плавания тел

Упражнение для ног.

Открывая таблицу плотностей учебника, учащимся предлагают встать, если тело данной плотности всплывает в другой, присесть, если тело тонет и  сидеть на месте, если тело находится в равновесии в указанной жидкости.

Давление на пол

Упражнение для ног и по формированию осанки.

Учащимся предлагаем:

  • увеличить давление на пол (взять любой предмет в руки, начать движение, идущий человек, отталкиваясь от опоры, оказывает на неё добавочное к весу давление – около 200 Па). (4, с. 15);
  • уменьшить давление в 2 раза (встать на одну ногу);
  • уменьшить давление в 100 раз (встать на цыпочки).

Волновые движения

Упражнение для ног.

Учащиеся по очереди встают со своих мест «верёвочкой». Затем с последних парт «направить» встречную волну и отметить место встречи 2-х волн.

Свободное падение тел

Общая двигательная активность.

Необходим лист и учебник. Ребята встают, отпускают их отдельно, а затем положив лист на учебник (или наоборот). Выясняют причины различного поведения тел.

Относительность движения

Общая двигательная активность.

Движение парами (относительно друг друга неподвижно), движение навстречу друг другу (скорости складываются)…

Путь и перемещение

Общая двигательная активность

Хождение по классу (2 шага = 1 метр) и возвращение на своё место. Чему равен путь и перемещение, средняя скорость  через 1 минуту.

Сложение векторов.

Сила трения покоя, сила трения скольжения.

Общая двигательная активность, упражнения для рук.

Сказка «Репка».

Учащиеся, играя роль дедки, бабки, внучки, Жучки, кошки, мышки, тянут канат, внутри которого остальные учащиеся. Усложнение задачи – силы направлены под прямым углом.

Законы Ньютона

Упражнение для кистей рук.

Проводится армрестлинг. Учащиеся соревнуются с соседом по парте.

Почему не выполняется III закон Ньютона?

Какой закон здесь применим?

Реактивное движение.

Закон Паскаля

Дыхательное упражнение.

«Ракета из воздушного шарика»

Надувание шарика и выпускание горловины из рук.

Почему шарик круглый?

Объясните движение шарика после отпускания.

Вес. Изменение веса тела на выпуклой и вогнутой поверхности

Упражнение для формирования осанки.

«Встань на лампочку» 

Центр тяжести

Упражнение по формированию осанки.

  • Сядем, плотно прижав спину к спинке стула и поставив ноги под прямым углом к сидению. А теперь попробуем встать, не наклоняя туловище вперёд. Почему не получается?
  • Встанем боком к стене, прижав плотно ногу и плечо к стене. Попробуйте поднять вторую ногу, не отрываясь от стены. Почему не получается?
  • Удержание карандаша в равновесии на острие стержня с помощью ножа.

 

Рычаги в теле человека

Укрепление мышц рук.

Учащимся предлагается, взяв в руки предмет,  увеличить или уменьшить плечо «рычага».

Энергия.

Внутренняя энергия. Закон сохранения энергии.

Упражнение для ног.

Учащимся представлен рисунок броска мяча. Учитель называет вид энергии (кинетическая, потенциальная, полная, внутренняя) и показывает на рисунке расположение мяча. Учащиеся, если энергия уменьшается на данном участке движения мяча,  то они приседают, если  увеличивается - учащиеся встают с места, если не изменяется - учащиеся остаются на месте.

1.2. Молекулярная физика

Агрегатное состояние вещества

Общая двигательная активность.

В зависимости от агрегатного состояния вещества, по указанию учителя представляют:

«Твердые тела (крепко держаться за руки, слегка покачиваясь на одном месте), жидкости (перескоки на крайних местах на партах), газы (хаотичное движение и сталкивание друг с другом) и снова твёрдые тела» и т.д. ….

Молекулы.

Хаос и порядок.

Общая двигательная активность.

Мы - молекулы жидкости (покачиваются на одном месте или прыгают), температура повышается (движения становятся быстрее), температура понижается (молекулы замедляют своё движение).

Атом

Упражнение для ног.

Учитель перечисляет утверждения об атоме, и если утверждение верно – учащиеся остаются сидеть на месте, если «неверно»- встают.

Например. Какие утверждения о строении атома верны:

  1. ядро атома состоит из протонов и электронов,
  2. сумма чисел протонов и нейронов в атоме называется атомным числом,
  3. число протонов и электронов в атоме одинаково,
  4. число нейтронов в атоме равно заряду ядра,
  5. протоны и нейтроны имеют одинаковый заряд,
  6. заряд атома имеет положительное значение.

1.3. Электростатика

Электризация тел.

Прообраз опыта Иоффе - Миллекена (определение заряда электрона)

Общая двигательная активность, ловкость.

  • Ватка «плавает» над наэлектризованной линейкой.

  • Шарики «приклеились» к стене.

1.4. Электричество и Магнетизм

Соединение цепей

Общая двигательная активность.

Учащиеся по указанию учителя становятся «частью электрической цепи» (резистор, источник тока, амперметр, лампочка, ключ и т.д.), составляют последовательные и параллельные цепи.

Сила Ампера

Упражнение для кистей рук.

На проекторе показан ряд рисунков, где неизвестно направление одной из величин (вектор магнитной индукции, сила тока, сила Ампера). С помощью правил правой и левой руки, учащиеся пытаются найти неизвестную величину.

На рисунке представлены различные случаи взаимодействия магнитного поля с током. Сформулировать задачу для каждого из приведенных случаев и решить ее.

а), б), в), г), з) — указать направление силы Ампера;

д) — определить направление тока в проводнике;

е), ж) — определить направление магнитного поля В. (8)

Сила Лоренца

Упражнение для кистей рук.

На проекторе показан ряд рисунков, где неизвестно направление одной из величин (вектор магнитной индукции, скорость частицы, сила Лоренца). С помощью правила левой руки, учащиеся пытаются найти неизвестную величину.

Проверка правила левой руки.

Правило Ленца

Упражнение для кистей рук.

С помощью правила правой и левой руки, учащиеся пытаются найти неизвестную величину (направление магн. поля, направление индукционного тока, притяжение или отталкивание).

На рисунке представлены различные случаи электромагнитной индукции. Сформулировать и решить задачу для каждого случая.

а), г) — определить направление индукционного тока;

б), д) — определить направление движения проводника с током в магнитном поле;

в) — определить положение магнитных полюсов;

е) — какого направления индукционный ток возникает в рамке, вращающейся по часовой стрелке;

ж) — определить знаки на клеммах соленоида.(8)

Заряженная частица в электрическом поле

Укрепление мышц брюшного пресса и  формирование осанки.

Учащимся предлагается побыть положительно или отрицательно заряженной частицей. Направление движение частиц показывать наклонами. Куда будет двигаться + частица, если доска будет положительно заряженной пластиной, а противоположная стена отрицательно.

Зависимость сопротивления проводников и полупроводников от температуры.

Общая двигательная активность.

  1. Мальчики – ионы атомов металлов (колеблются, покачиваясь на месте), девочки свободные электроны (двигаются между рядов). Если температура понижаются, учащиеся замедляют движение.
  2. Вы полупроводники, образовывайте ковалентные связи (берутся за руки по 4 человека, 4 руки свободны). Посчитать кол-во ковалентных связей. Повышается температура (ковалентные связи разрушаются, образуя новые связи)

Типы проводимости полупроводников. Влияние примесей.

Общая двигательная активность.

Учащиеся формируют валентные связи кремния и пятивалентного мышьяка, и моделируют возникновение свободных электронов и их перемещение.

Затем учащиеся формируют валентные связи кремния и трёхвалентный индий и моделируют возникновение «дырки» и её перемещение.

1.5. Оптика

Слепое пятно (гимнастика глаз)

Укрепление зрения.

Изобразите подобный рисунок, соблюдая масштаб, на листе бумаги. Держите рисунок на расстоянии 30 см от вашего правого глаза, закрыв левый, и смотрите на крестик, расположенный слева на рисунке. Медленно приближайте рисунок к глазу, не прекращая смотреть на крестик. Непременно наступит момент, когда чёрный круг справа бесследно исчезнет, хотя обе окружности будут отчётливо видны.

Линзы (собирающие и рассеивающие) (гимнастика глаз)

Укрепление зрения.

Рассматривание поочерёдно левым и правым глазом текста и предметов через линзы.

Тени и полутени

Закон отражения света

Укрепление зрения. Психоэмоциональная разрядка.

Игра с «солнечным зайчиком»

Дисперсия света

Укрепление зрения.

Получение радуги с помощью стеклянных призм.

Астрономия (Параллактическое смещение)

Дифракционная решётка

Укрепление зрения.

Закрыв один глаз, перед открытым глазом установить палец, закрыв им какой либо объект (лампа, часы). Не меняя положения пальца, закрыть открытый, открыть закрытый глаз «поменять глаза».

Поверхностное натяжение жидкости.

Интерференция света.

Укрепление зрения.

Мыльные пузыри – переливы цветов. Почему мыльные пузыри принимают форму шара (Закон Паскаля)?

Дифракционная решётка

Укрепление зрения.

Подумайте, как можно быстро изготовить дифракционную решетку?

Почему такая решетка считаться будет «грубой»?

Если посмотреть сквозь ресницы глаз на яркий свет, то можно наблюдать спектр. Ресницы глаз можно считать «грубой» дифракционной решеткой, так как расстояние между ресничками глаза достаточно большое.

Оптические иллюзии

Укрепление зрения.

Учащимся предлагается рассмотреть оптические загадки. Например:

  • Кто изображён на картинке?
  • Сколько кубов на картинке? 6 или 7?
  • Расскажите, что изменилось в картинке?

Заключение

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»

Конфуций

Высказывание философа согласуется с пониманием важности физминуток, как способа закрепления в памяти материала по предмету. Учащимся через упражнения становится проще понимать механизм того или иного физического явления. Особенно, если это явление не представляется возможным быстро визуализировать через эксперимент или компьютерную модель. Например, практика показала, что при изучении темы «Типы проводимости полупроводников. Влияние примесей», многие учащиеся не до конца понимают принцип возникновения электронной и дырочной проводимости. Данное упражнение не только позволяет снять статическое мышечное напряжение, так как учащимся приходится постоянно перемещаться по классу для формирования «валентных связей», так и непосредственно пронаблюдать «сам процесс», являясь его «активной частью».

Предложенные физминутки позволяют снять эмоциональное напряжение во время уроков, дети успокаиваются, улыбаются и дальнейшее усвоение материала становится легче.

В приложении  представлено примерное распределение тематических физминуток в течение учебного года. Данная таблица помогает быстро найти подходящие физминутки для планируемого урока по определенной теме.

По любым темам физики, если нет специально подобранной тематической физминутки, можно подобрать вопрос, где основными ответами являются: уменьшилось (учащиеся приседают), увеличилось (учащиеся встают с места), не изменилось (учащиеся остаются на месте). Такой способ ответов часто применяется в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Данные упражнения приводят к прочному усвоению знаний и снимают психологическую нагрузку во время экзамена, если подобный вопрос будет предложен ученику.

Использованная литература:

  1. Кожевникова Н.И. Статья для учителей начальной школы "Физкультминутка на уроке как педагогический инструментарий урока в начальной школе согласно ФГОС". Номер материала: ДБ-288439. Сайт: Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-dlya-uchiteley-nachalnoy-shkoli-fizkultminutka-na-uroke-kak-pedagogicheskiy-instrumentariy-uroka-v-nachalnoy-shkole-sogla-1288708.html
  2. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 14 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 366 с. ил.
  3. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 15 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 381 с., [2] л. ил. : ил.
  4. Перельман Я. "Занимательная физика". Книга 1.Глава 2. Тяжесть и вес. Рычаг. Давление. Ходьба и бег./ Я. Перельман.-20-е изд., стереотипное. – М.: Наука, 1979. 133 с.: ил.
  5. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник /  А.В. Пёрышкин. -4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 224 с.: ил. 
  6. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. : учеб.для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. -15-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2012. – 192, [1] с.: ил. 
  7. Перышкин А.В. Физика. 9 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. -11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 255, [1] с.: ил. 
  8. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 208 с.: ил.  
  9. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
  10. Школьная Ю.Ю. Физминутки как здоровьесберегающие технологии. Сайт: Международный образовательный портал: URL: http://www.maam.ru/detskijsad/fizminutki-kak-zdorove-sberegayuschie-tehnologi.html

Приложение

Таблица 2. Примерное распределение тематических физминуток в течение учебного года.

  Месяцы,  недели

Класс

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

7

(2ч/нед)

Введение

(4 ч.)

Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)

Взаимодействие

тел (23 ч.)

Давление твёрдых тел,

жидкостей и газов.  (4 ч.)

Работа и мощность.

Энергия.  (12 ч.)

8

(2ч/нед)

Тепловые явления (14 ч.)

Изменение агрегатных сост. вещества (12ч.)

Электрические явления (26 ч.)

Электромагнитны явления  (7 ч.)

Световые явления (9 ч.)

9

(2ч/нед)

Законы движения и

взаимодействия тел (28 ч.)

Механические колебания. Волны. Звук (10 ч.)

Электромагнитное

поле (17 ч.)

Строение атома

и атомного ядра (3 ч.)

10

(3ч/нед)

Механика (33 ч.)

(Кинематика – 10 ч., Динамика и силы в природе – 12 ч., Законы сохранения в механике – 11 ч.)

Молекулярная физика.

Термодинамика (31 ч.)

Электростатика

(11 ч.)

Законы постоянного тока (9 ч.)

Электрический ток в различных средах (10 ч.)

Повторение

(8 ч.)

11

(3ч/нед)

Электродинамика

(15 ч.)

Колебания

и волны (26 ч).

Световые волны (16 ч) «Элементы теории относительности» (4 ч.) «Световые кванты» (6 ч.).

«Атомная  физика» (4 ч.).

«Элементарные частицы» (15ч.)

«Строение Вселенной»

(7 ч).

Повторение

(9 ч)

№ физминутки

13

7

8

1

2

6

32

9

9

10

16

17

10

16

5

27

4

18

28

29, 30

24, 31

19

3

11

12

20

21

22, 23

14, 26

15

18

25, 32

28, 33

30,

34

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34



Предварительный просмотр:

Использование информационно-комуникационных технологий на уроках физики

В век развития компьютерных технологий современный урок невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые позволяют не только индивидуализировать процесс обучения, но и способствуют самореализации, самораскрытию школьников, формируют их творческие способности, а также позволяют осуществлять контроль уровня учебных достижений учащихся. Особенно это касается предметов естественно-научного цикла, так как именно они формируют единую картину мира и целостное естественно-научное мировоззрение учащихся.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом, и на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем, применение ИКТ не заменяет традиционные подходы в обучении, а значительно повышает их эффективность.

Использование информационных технологий на уроках физики расширяет возможности демонстрационного эксперимента через использование виртуальных образов, позволяет создать единое информационное пространство, реализовать непрерывное обучение через систему дистанционного образования, реализовать индивидуально-личностное обучение, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации и её критического отбора, а также показать, как практически используются компьютерные технологии в физической науке.

При организации урока с использованием информационных технологий необходимо определить методы, приемы, средства обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации обучающихся.

Работа учеников на уроке также является важными составляющими комплексного проведения урока с применением ИКТ. Необходимо определить, как использование

компьютерной техники отражается на активности обучающихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется личностно- ориентированный подход в обучении и самостоятельная деятельность учащихся.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться и здоровьесберегающим технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. На таких уроках желательно проведение физкультминуток и зарядки для глаз. Применение компьютера на уроке (15-20 минут) должно чередоваться с теоретическим материалом или опросом учащихся.

ИКТ могут использоваться на различных этапах урока:

− если это организационный момент, то целесообразно показать слайд с указанием темы и перечень вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование изучаемого материала учащимися;

− если проверка знаний учащихся, то её можно осуществить с помощью тестового контроля, в результате которого будет установлена степень усвоения материала;

− если изучение нового материала, то ИКТ позволяют наглядно, с опорой на зрительное восприятие учащихся более полно усвоить им изучаемый материал;

− если систематизация и закрепление материала, то повторение может сопровождаться демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования.

В качестве показателей эффективности урока с использованием ИКТ можно  рассматривать учебную мотивацию учащихся, затраты учебного времени на выполнение учебных заданий и на подготовку к уроку, качество обучения в классе. Опыт использования компьютера и мультимедийных обучающих ресурсов на уроках позволяет предложить следующие принципы компьютерной поддержки уроков физики [1]:

1. Методика проведения урока физики с использованием компьютера зависит от подготовленности учителя и от программ, обеспечивающих компьютерную поддержку.

2. Компьютер не может полностью заменить учителя. Только учитель имеет возможность заинтересовать учеников, пробудить в них любознательность.

3. Реальный эксперимент необходимо проводить всегда, когда это возможно, а компьютерную модель следует использовать, если нет возможности показать данное явление.

4. Невозможно использовать компьютер на каждом уроке, т.к. это приведёт к нарушению санитарных норм и повлечёт ухудшение здоровья школьников.

Таким образом, использование информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как субъекта образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Организация обучения на основе ИКТ позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого ученика в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития школьников.

Исходя из того, что ИКТ-компетенция учителя физики основывается на знаниях о современных информационных системах, о физических основах создания средств ИКТ,

умениях и навыках информационной деятельности и информационного взаимодействия

на базе средств ИКТ; наличии опыта компьютерного моделирования процессов  физического мира, проведения компьютерных экспериментов, построения на экране графиков и диаграмм, описывающих динамику изучаемых закономерностей и т.д.

Таким образом, использование ИКТ на уроках физики позволяет грамотно организовать подход к учебному процессу, а вместе с тем и повышает информационную грамотность всех участников учебного процесса.

Список литературы

  1. Ибрагимова Ш.А. Использование ИКТ на уроках физики. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-fiziki-1/viewer
  2. Шамаева В.И. Современные информационные технологии на уроках физики. URL:www.cctec.ru/shcool/singapai/dok/Sovrem_informac_texnologii.doc/

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проверочная работа 1. Молекула – это…. 2. Взаимодействие молекул ……… ……… .. ……… . ………. 3. Диффузия – это…

Слайд 2

Б А В № 4 Определите по движению молекул агрегатное состояние вещества (газ, жидкость, твердое тело). Ответ: А-… Б-… В-….

Слайд 3

№ 5 Как меняется объем тела при изменении расстояния между частицами? При увеличении расстояния между частицами, объем тела А)уменьшается Б) увеличивается В) остается неизменным

Слайд 5

Основные положения МКТ Все вещества состоят из мельчайших частиц, молекул и атомов. Частицы вещества непрерывно и беспорядочно движутся. Частицы вещества взаимодействуют друг с другом.

Слайд 6

Броуновское движение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Польза и вред атомной энергетики

Слайд 2

Ядерный реактор Ядерный реактор — это устройство, в котором осуществляется управляемая цепная ядерная реакция, сопровождающаяся выделением энергии. Составными частями любого Я. р. являются: активная зона с ядерным топливом, обычно окруженная отражателем нейтронов, теплоноситель, система регулирования цепной реакции, радиационная защита, система дистанционного управления. Основной характеристикой Я. р. является его мощность, измеряемая в киловаттах.

Слайд 3

Схема кипящего ядерного реактора Схема кипящего корпусного ядерного реактора: 1 — стержень аварийной защиты; 2 — управляющий стержень; 3 — ядерное топливо; 4 — биологическая защита; 5 — выход пароводяной смеси; 6 — вход воды; 7 — корпус

Слайд 4

Схема работы кипящего ядерного реактора

Слайд 5

Атомные электростанции на карте России

Слайд 6

Атомные ледоколы