Инновационная/экспериментальная деятельность
Самой главной функцией экспериментальной и инновационной деятельности я вижу в инициации творческой самостоятельности педагога, повышение его мотивации к собственному профессиональному развитию, постоянному самосовершенствованию, которое проявляется в использовании в собственной практике новшеств, стремлении повысить качество работы, применении новых, в том числе самостоятельно разработанных, методик и дидактических средств. Эта функция создает условия для развития субъектной позиции педагогов в их профессиональной деятельности, что создает все необходимые и достаточные условия для развития субъектности учащихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Агентство образовательных инициатив «VolgaEducationGroup»
V всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку «Методический потенциал российского образования -2018»
Методическая разработка физминуток во время учебных занятий
Тематические физминутки на уроке физики
Составители: Максимова Александра Андреевна,
учитель физики
Улан-Удэ
2018
Содержание
Стр. | |||
Введение…………………………………………………………………………………………. | 3 | ||
1. | Тематические физминутки………………………………………………………………… | 4 | |
Механика…………………………………………………………………………… | 5 | ||
Молекулярная физика……………………………………………………………… | 8 | ||
Электростатика…………………………………………………………………… | 9 | ||
Электричество и Магнетизм……………………………………………………… | 9 | ||
Оптика……………………………………………………………………………… | 11 | ||
Заключение………………………………………………………………………………… | 13 | ||
Использованная литература………………………………………………………………… | 14 | ||
Приложение………………………………………………………………………………… | 15 |
Введение
Каждый учитель должен знать, что признаки утомления у детей 6-7лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 7-8 лет – через 10-12 минут, в 9-10 лет через 12-15 минут (1), а у старшеклассников - через 20 минут! Таким образом, необходимость физминуток, как разгрузочных моментов, очевидна. Однако так хочется, чтобы каждая минута урока не была потеряна для усвоения тем физики.
Представленные ниже примеры физминуток направлены не только на снятие мышечного статистического напряжения, но и на закрепление или повторения понятия или явления в физике. Таким образом, мы добиваемся достижения нашей главной цели урока и дополнительно сохраняем работоспособность учащихся.
Цель методической разработки: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития теоретических и практических навыков на уроках физики через применение тематических физминуток.
Задачи методической разработки:
- повысить мотивацию к изучению физики;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- способствовать созданию комфортных условий на уроках физики;
- закрепить ранее пройденный материал или познакомить с материалом на опережение.
- изучить влияние физминуток на степень усвоения знаний учащимися 7-11 классов.
Данная методическая разработка будет полезна учителям физики для составления картотеки физминуток для своих занятий, используя предложенную классификацию по основным темам физики.
Объект методической разработки – здоровьесберегающие технологии на уроках физики.
Предмет методической разработки — физминутки, как способ создания условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся и развития теоретических и практических навыков на уроках физики.
Реализация. Любую из предложенных физминуток можно использовать как в 7 классах (как материал на опережение), так и в 11 классах (как материал для повторения).
В соответствии с отведёнными часами физики на класс, в 7-9 классах, применение физминуток возможно на каждом уроке, в 10-11 классах 2 раза в неделю, используя различные их комбинации, ориентируясь на степень утомления учащихся.
1. Тематические физминутки
Урок 45 минут. Как не потерять ни одной минуты, и в тоже время не переутомить детей, не усыпить потоком новой информации, заставить смеяться и удивляться, быть внимательным и самостоятельно пытаться разобраться в явлениях, окружающих нас. Для этого существует много приёмов обучения, мы предлагаем познакомиться с одним из них – проведение физических минуток, но не тех, что ассоциируются с физкультурой, а именно непосредственно связанных с физикой, с её экспериментальной частью.
При 2х часах в неделю в 7-10 классах достаточно иметь набор 50 таких минуток. На неделю подготовить 2 из набора и провести их во всех классах – начиная в 7 и заканчивая 11. Это займёт на уроке от 1 до 5 минут, но для одних это будет опережающее знакомство, для других – новая тема, для третьих – повторение. При многократном повторении эти минутки откладываются в памяти очень легко и помогают усвоить материал без всякого труда.
Рекомендуется проведение физкультминуток на 4-ом уроке через 20 мин от его начала или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса (фазы двигательного беспокойства). Физминутки могут быть направлены на снятие локального утомления и физминутки общего воздействия на усталый организм.(9, с. 31)
Физминутки общего воздействия применяются в комплексе на различные группы мышц, это упражнения, рассчитанные на мобилизацию внимания, восприятия, восстановления умственной работоспособности.
В состав упражнений для физминуток входят:
- упражнения по формированию осанки,
- укреплению зрения,
- укреплению мышц рук,
- отдых позвоночника,
- упражнения для ног,
- релаксационные упражнения для мимики лица,
- психогимнастика,
- дыхательная гимнастика.(10)
Приведём примеры применения данных физминуток:
- В сентябре на I уроке планируем физминутку на определение центра тяжести человека и вывода его из устойчивого равновесия. Для 7-го класса это будет связь с понятием «физическое тело», центр тяжести и вывод из положения равновесия. Для 8-го класса это не только повторение этих моментов, но и определение тела как «материальной точки». Для 9-го класса усвоение темы «материальная точка» и «центр тяжести тела». Для 10 класса повторение темы «устойчивость равновесия», «виды равновесия», возможность выхода из положения равновесия. 11 класс сам уже легко объясняет, почему человек не может оторваться от стула или стены.
- В ноябре, на I уроке второй четверти планируем физминутку на понятие плотности тел и условий плавания тел в жидкостях. Работа с таблицей плотностей, как повторение материала в 8х – 11х классах, а для 7 класса - это будет новая тема.
Открывая таблицу плотностей учебника, учащимся предлагают встать, если тело данной плотности всплывает в другой, присесть, если тело тонет, и сидеть на месте, если тело находится в равновесии в указанной жидкости.
Например.
- Платина в машинном масле. Учащиеся встают со своих мест и приседают (тело будет тонуть).
- Сосна и машинное масло - дети встают (тело всплывает).
- Парафин и машинное масло - остаются сидеть на месте (тело находится в равновесии с жидкостью).
Мрамор и ртуть, кирпич и серная кислота, капрон и вода морская, лёд и керосин, лёд и ацетон, нефть и лёд, пробка и бензин, медь и мёд.
В таблице 1 представлена классификация физминуток по основным темам физики.
Таблица 1. Распределение физминуток по темам физики.
Заключение
«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»
Конфуций
Высказывание философа согласуется с пониманием важности физминуток, как способа закрепления в памяти материала по предмету. Учащимся через упражнения становится проще понимать механизм того или иного физического явления. Особенно, если это явление не представляется возможным быстро визуализировать через эксперимент или компьютерную модель. Например, практика показала, что при изучении темы «Типы проводимости полупроводников. Влияние примесей», многие учащиеся не до конца понимают принцип возникновения электронной и дырочной проводимости. Данное упражнение не только позволяет снять статическое мышечное напряжение, так как учащимся приходится постоянно перемещаться по классу для формирования «валентных связей», так и непосредственно пронаблюдать «сам процесс», являясь его «активной частью».
Предложенные физминутки позволяют снять эмоциональное напряжение во время уроков, дети успокаиваются, улыбаются и дальнейшее усвоение материала становится легче.
В приложении представлено примерное распределение тематических физминуток в течение учебного года. Данная таблица помогает быстро найти подходящие физминутки для планируемого урока по определенной теме.
По любым темам физики, если нет специально подобранной тематической физминутки, можно подобрать вопрос, где основными ответами являются: уменьшилось (учащиеся приседают), увеличилось (учащиеся встают с места), не изменилось (учащиеся остаются на месте). Такой способ ответов часто применяется в заданиях ОГЭ и ЕГЭ. Данные упражнения приводят к прочному усвоению знаний и снимают психологическую нагрузку во время экзамена, если подобный вопрос будет предложен ученику.
Использованная литература:
- Кожевникова Н.И. Статья для учителей начальной школы "Физкультминутка на уроке как педагогический инструментарий урока в начальной школе согласно ФГОС". Номер материала: ДБ-288439. Сайт: Инфоурок. URL: https://infourok.ru/statya-dlya-uchiteley-nachalnoy-shkoli-fizkultminutka-na-uroke-kak-pedagogicheskiy-instrumentariy-uroka-v-nachalnoy-shkole-sogla-1288708.html
- Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 14 – е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 366 с. ил.
- Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. – 15 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 381 с., [2] л. ил. : ил.
- Перельман Я. "Занимательная физика". Книга 1.Глава 2. Тяжесть и вес. Рычаг. Давление. Ходьба и бег./ Я. Перельман.-20-е изд., стереотипное. – М.: Наука, 1979. 133 с.: ил.
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник / А.В. Пёрышкин. -4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015. – 224 с.: ил.
- Перышкин А.В. Физика. 8 класс. : учеб.для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. -15-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2012. – 192, [1] с.: ил.
- Перышкин А.В. Физика. 9 кл. : учеб.для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. -11-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006. – 255, [1] с.: ил.
- Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001. – 208 с.: ил.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.
- Школьная Ю.Ю. Физминутки как здоровьесберегающие технологии. Сайт: Международный образовательный портал: URL: http://www.maam.ru/detskijsad/fizminutki-kak-zdorove-sberegayuschie-tehnologi.html
Приложение
Таблица 2. Примерное распределение тематических физминуток в течение учебного года.
Месяцы, недели Класс | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | |||||
7 (2ч/нед) | Введение (4 ч.) | Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.) | Взаимодействие тел (23 ч.) | Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. (4 ч.) | Работа и мощность. Энергия. (12 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8 (2ч/нед) | Тепловые явления (14 ч.) | Изменение агрегатных сост. вещества (12ч.) | Электрические явления (26 ч.) | Электромагнитны явления (7 ч.) | Световые явления (9 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9 (2ч/нед) | Законы движения и взаимодействия тел (28 ч.) | Механические колебания. Волны. Звук (10 ч.) | Электромагнитное поле (17 ч.) | Строение атома и атомного ядра (3 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 (3ч/нед) | Механика (33 ч.) (Кинематика – 10 ч., Динамика и силы в природе – 12 ч., Законы сохранения в механике – 11 ч.) | Молекулярная физика. Термодинамика (31 ч.) | Электростатика (11 ч.) | Законы постоянного тока (9 ч.) | Электрический ток в различных средах (10 ч.) | Повторение (8 ч.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
11 (3ч/нед) | Электродинамика (15 ч.) | Колебания и волны (26 ч). | Световые волны (16 ч) «Элементы теории относительности» (4 ч.) «Световые кванты» (6 ч.). | «Атомная физика» (4 ч.). «Элементарные частицы» (15ч.) | «Строение Вселенной» (7 ч). | Повторение (9 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||
№ физминутки | 13 | 7 | 8 | 1 | 2 | 6 | 32 | 9 | 9 | 10 | 16 | 17 | 10 | 16 | 5 | 27 | 4 | 18 | 28 | 29, 30 | 24, 31 | 19 | 3 | 11 | 12 | 20 | 21 | 22, 23 | 14, 26 | 15 | 18 | 25, 32 | 28, 33 | 30, 34 | ||||
Неделя | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Экспериментальная и инновационная деятельность
Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное - проектировать и моделировать их в практических формах;
- открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;
- культурно-эстетическая развитость и образованность;
- готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;
- развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности
- личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и
- специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Поэтому общество вынуждено доверять исследователю, новатору, полагая, что в процессе свободного поиска истины, новых решений и способов реализации стоящих перед обществом задач он не предпримет действий, способных в дальнейшем нанести ущерб интересам общества. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.
Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.
Что в работе педагога можно определить как инновационная деятельность?
И простой, и сложный вопрос одновременно. С одной стороны, мы легко перечисляем то, что считаем инновационным в своей работе: содержание, технологии, методики, подходы, которые, действительно, являются инновационными в современных условиях. С другой стороны, доказать (обосновать), а тем более описать (представить) свою инновационную деятельность вряд ли под силу каждому из нас. Поскольку инновация – это не просто фиксация факта, это целая система в работе педагога, в описании которой должны быть указаны содержание, цель, сроки реализации, проблемы, на решение которых направлена инновация, способы диагностики результатов инновационной практики, формы представления опыта.
По назначению инновации в образовании можно условно разделить на:
- общие (глобальные концепции современного образования: оптимизация УВП, гуманистические положения и практические технологии, организация и управление педагогическими процессами, информационные технологии);
- частные (авторские нововведения, которые разрабатываются в унисон современной парадигме образования и внедряются непосредственно в ОУ).
Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны:
- с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);
- организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);
- профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);
В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.
В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:
- применение современных информационных технологий;
- применение принципа интеграции содержания образования;
- развивающее обучение;
- дифференцированное обучение;
- проектное обучение;
- проблемное обучение;
- программированное обучение;
- модульное обучение.
В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:
- личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста учащихся используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;
- сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей учащихся на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;
- операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у учащихся формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;
- профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у учащихся профессиональной компетентности и профессиональных установок;
- акмеологический подход тесно связан с сущностным подходом при организации инновационного образования, заключающегося в разработке новых и обновлении существующих средств и методов обучения для формирования у учащихся творческого мышления, саморазвития, самосовершенствования, самообразования и самоконтроля;
- креативно-развивающийся подход формирует у учащихся продуктивное мышление и творческое отношение к деятельности, качества и способности творческой личности, научно-творческие умения и навыки;
- контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.
Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами.
Литература
1. Борисова Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов. Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование», № 8, 2010, с. 16 – 21.
2. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.
3. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта. М., 1997.
4. Курманова Э.А. Инновационная стратегия развития колледжа. Среднее профессиональное образование, № 3, 2011, с. 28 – 30.
5. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1996.
7. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
8. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск, 2001.
9. Солодухина О.А. Классификация инновационных процессов в образовании. Среднее профессиональное образование, № 10, 2011, с. 12 – 13.